43.0.09 МР ОУД 11 География

ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «География» входит в состав общеобразовательных учебных
дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего
образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального
образования.
Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по
специальности 10.02.01 Организация технологии защиты информации, программой
учебной дисциплины География.
Содержание заданий методических рекомендаций по организации практических работ
студентов по дисциплине «География» соответствует требованиям к минимуму содержания
среднего общего образования Федерального государственного образовательного стандарта.
Практические работы по географии ориентированы на достижение следующих
целей:
- закрепить и расширить знания учебно-теоретического материала,
- привить и закрепить навыки работы с картой,
- актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства
стран мира,
- развивать практические умения определять общие и отличительные черты
хозяйства стран,
- систематизировать и обобщать информацию.
Выполнение
практических
работ
студентами
способствует
развитию
самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению
проблем учебного и профессионального уровня, формированию общих и
профессиональных компетенций в рамках образовательной программы.
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и
приобрести навыки выполнения практических работ. В ходе изучения дисциплины
«География» студенты должны уметь планировать и выполнять свою работу. Выполнение
практических работ является обязательной для каждого студента и определяется учебным
планом.
1. Требования к формированию знаний, умений
Освоение содержания учебной дисциплины «География», обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
 сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и
способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
 сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития географической науки и общественной практики;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
 сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах дея- тельности;



умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
аргументы и контраргументы;
 критичность мышления, владение первичными навыками анализа и
критичной оценки получаемой информации;



креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 умение ориентироваться в различных источниках географической
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от
различных источников;


умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
 осознанное владение логическими действиями определения понятий,
обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора
оснований и критериев;
 умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное
и
по
аналогии)
и
делать
аргументированные выводы;
 представление о необходимости овладения географическими знаниями с
целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного
мира;
 понимание места и роли географии в системе наук; представление об
обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:



владение представлениями о современной географической науке, её участии
в решении важнейших проблем человечества;
 владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
 сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
 владение
умениями
проведения
наблюдений
за
отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий;
 владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
 владение умениями географического анализа и интерпретации
разнообразной информации;
 владение умениями применять географические знания для объяснения и
2

оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
 сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социально- экономических
аспектах экологических проблем.

3

2. Рекомендации по выполнению практических работ
Для того чтобы практические работы приносили максимальную пользу, необходимо
помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях
материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов
лекционного курса.
Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с
определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет
закрепляться на практических работах как в результате обсуждения и анализа
лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих
условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на
практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной
проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения,
исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения
проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до
начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение
проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в
строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при
необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до
окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с
выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа
данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и
сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до
приобретения твердых навыков в их решении.
На выполнение практических работ по учебному плану отводится 9 часов.

3. Правила выполнения практических работ.
Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.
Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для
выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку
преподавателю.
Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может
выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с
преподавателем.
Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в
указанный срок, если:
задания выполнены правильно и в полном объеме;
студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.
Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех
предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.

4

Практическая работа №1
«Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран
мира; география международных конфликтов»
Цель работы:
научиться
 составлять картосхемы и простейшие карты, отражающие различные
географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия;


сопоставлять географические карты различной тематики для определения
тенденций и закономерностей развития географических явлений и
процессов.



использовать статистическую информацию и геоинфорационные системы
разной формы и содержания;

сформировать умение
 обрабатывать, анализировать и представлять географическую информацию в
графической и картографической форме.
Оборудование: атлас;
тетрадь;
картосхемы и таблицы учебника;
инструкционные карты;
контурные карты;
цветные ручки.
Вид занятия: практическая работа.
Ход занятия:
1. Инструктаж для всех учащихся.
-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для
практических работ и на контурной карте.
-Для выполнения работы отводится время-1 час.
2. Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной
карты.
Задания включают в себя три аспекта:
-ориентируются на выявление теоретических знаний;
-ориентируются на владение фактическим материалом;
-предполагают проверку умений и навыков

5

Инструкционная карта практической работы №1.
Задание №1: работа в тетради (на основе полученных знаний).
Назовите источники географической информации.
Задание №2:
Используя текст учебника, материалы периодической печати, радио- и телепередач,
приведите яркие примеры, иллюстрирующие:
- положительные явления в международных отношениях;
-конфликтные ситуации, которые приводят к их обострению.
Задание №3:
Используя различные источники информации, приведите примеры важных
геополитических проблем. Которые стоят перед мировым сообществом в конце 20 века.
Задание № 4:
На основе «визитной карточки » стран на форзацах учебника составьте
систематизирующую (конспективно-справочную) таблицу «Государственный строй стран
мира», используя следующую форму:
Форма правления
Форма административнотерриториального устройства
Республики
Монархии
Унитарные
Федеративные
государства
государства
конституционные абсолютные

В каждую графу выпишите названия нескольких стран в качестве примеров.
Результаты работы используйте для конкретизации положений учебника.
Задание № 5:
Проанализируйте таблицу 2 в «Приложениях» . Используя свои знания по истории,
объясните, почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной
Европе и в зарубежной Азии, а в Северной Америке их вообще нет.

6

Практическая работа №2
«Политическая карта мира»
Цель работы:
 Знакомство с политической картой мира.


Составление картосхем, характеризующих государственное устройство
стран мира; географию международных конфликтов.



Обозначение на контурной карте стран разной классификации.



Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по
социально-экономическим показателям.

Оборудование: атлас;
тетрадь;
картосхемы и таблицы учебника;
инструкционные карты;
контурные карты;
цветные ручки.
Вид занятия: практическая работа.
Ход занятия:
1. Инструктаж для всех учащихся.
-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для
практических работ и на контурной карте.
-Для выполнения работы отводится время-1 час.
Студентам необходимо вспомнить:
-основные черты политической карты мира;
-влияние международных отношений на политическую карту мира;
-классификацию стран мира.
2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной
карты.
Задания включают в себя три аспекта:
-ориентируются на выявление теоретических знаний;
-ориентируются на владение фактическим материалом;
-предполагают проверку умений и навыков.

7

Инструкционная карта практической работы №2.
Вариант 1.
Задание №1: (работа в тетради) на основе полученных знаний.
Дать характеристику политико- географического положения страны:
Политико-географическое положение страны(ПГП)-это положение объекта по отношению
к другим государствам и их группам как политическим объектам.
План характеристики ПГП:
1.Политическая и экономическая оценка государственных границ:
А) уровень экономического развития соседних стран;
Б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;
В) стратегическая оценка государственной границы.
2.Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:
А) возможность использования морского и речного транспорта;
Б) торговые отношения с соседними странами;
В) обеспеченность страны сырьем.
3. Отношения к «горячим точкам планеты»:
А) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;
Б) отношение правительства страны к международной разрядке и разоружению.
4. Общая оценка политического положения страны.
Задание №2: работа с контурной картой и атласом мира.
Нанести на контурную карту:
Наименее развитые страны (не менее 7);
Страны переселенческого капитализма;
Страны большой «семерки»;
Страны с монархической формой правления (не менее 5).

8

Инструкционная карта практической работы №2.
Вариант 2.
Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.
Дать характеристику политико- географического положения страны:
Политико-географическое положение страны (ПГП)-это положение объекта по
отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам.
План характеристики ПГП:
1.Положение страны по отношению к другим странам.
2.Уровень экономического развития соседних стран.
3.Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сбыта и сбыта продукции.
4.Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.
5.Современное политическое положение. Роль в мире.
Задание №2. работа с контурной картой и атласом мира.
Нанести на контурную карту:
«Ключевые» страны третьего мира;
Экономически развитые страны Европы (не менее 7);
Нефтеэкспортирующие страны;
Страны с республиканской формой правления (не менее 7).

9

Практическая работа №3.
География мировых природных ресурсов
Цель работы:
 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных
ресурсов.
 Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы
природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения.
 Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях
мирового хозяйства.
Оборудование: карты атласа «Природные ресурсы мира»;
тетрадь;
картосхемы, графики и рисунки учебника;
инструкционные карты;
контурные карты;
цветные ручки.
Вид занятия: практическая работа.
Ход занятия:
1. Инструктаж для всех учащихся.
-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для
практических работ и на контурной карте.
-Для выполнения работы отводится время-1 час.
Студентам необходимо вспомнить:
-понятие ресурсообеспеченности;
- природно-ресурсный потенциал разных территорий.
2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной
карты.
Задания включают в себя три аспекта:
-ориентируются на выявление теоретических знаний;
-ориентируются на владение фактическим материалом;
-предполагают проверку умений и навыков.

10

Инструкционная карта практической работы №3.
Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.
Определите обеспеченность нефтью отдельных стран, если ее разведанные запасы и
объем добычи составили:
Страны
Запасы в млрд.т.
Добыча в млн.т.
Ресурсообеспеченность
в годах
США
3,8
410
Саудовская Аравия
23,0
211
Мексика
6,9
135
Англия
1,8
118
Задание №2:(работа в тетради) на основе полученных знаний.
Определите обеспеченность каменным углем отдельных стран, если его разведанные
запасы и объем добычи составили:
Страны
Запасы в млрд.т.
Добыча в млн.т.
Ресурсообеспеченность
в годах
США
214
765
Китай
99
928
Англия
90
102
Задание №3:(работа в тетради) на основе полученных знаний.
Определите обеспеченность железной рудой отдельных стран, если ее разведанные
запасы и объем добычи составили:
Страны
Запасы в млрд.т.
Добыча в млн.т.
Ресурсообеспеченность
в годах
Китай
22
150
Австралия
35
101
Бразилия
80
135
Задание №4:(работа в тетради) на основе полученных знаний.
Подсчитайте , на сколько лет хватит мировых запасов указанных полезных ископаемых
при современном уровне их добычи с учетом роста на 2% в год.
Ресурсы
Запасы
Добыча
Ресурсообеспеченность
в годах
Уголь ( млн.т.)
14000000
4500
Нефть (млн.т. )
100000
2800
Газ ( млн.м.)
90000
1800
Железная руда(млн.т.)
400000
870
Задание №5. (работа в контурной карте):
Выделите условными знаками и подпишите государства – лидеры по запасам природных
ресурсов:
-Пресной воды
-Гидроэнергоресурсов
-Леса
-Пашни нефти
-Природного газа
-Железной руды
Задание №6.( работа в контурной карте)
Обозначьте штриховкой районы мира, выделяющиеся своими рекреационными ресурс

11

Практическая работа №4.
Тема: География населения мира.
Цель работы:
 Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах
мира.
 Определение демографической ситуации и
политики в разных странах и регионах мира.

особенностей демографической

 Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и
регионах мира.
 Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира.
 Сопоставление культурных традиций разных народов.
Оборудование: карты атласа «Политическая карта мира», «Народы мира»,
«Плотность населения мира»;
тетрадь;
картосхемы, графики и рисунки учебника;
инструкционные карты;
контурные карты;
цветные ручки.
Вид занятия: практическая работа.
Ход занятия:
1. Инструктаж для всех учащихся.
-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для
практических работ и на контурной карте.
-Для выполнения работы отводится время-1 час.
Студентам необходимо вспомнить:
-типы воспроизводства населения;
-формы размещения населения мира, плотность населения мира;
-основные направления демографической политики;
-состав населения.
2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной
карты.
Задания включают в себя три аспекта:
-ориентируются на выявление теоретических знаний;
-ориентируются на владение фактическим материалом;
-предполагают проверку умений и навыков.

12

Инструкционная карта практической работы №4.
Вариант 1.
Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.
Показателями естественного движения населения являются: рождаемость, смертность,
естественный прирост. Что обозначается этими терминами , в каких единицах они
измеряются?
Задание№2. Заполните таблицу.
Демографическая политика в
первого типа воспроизводства.

странах Демографическая политика в
второго типа воспроизводства.

странах

Задание №3: работа с картой атласа «Плотность населения мира»
Рассмотрите карту плотности населения мира:
выделите территории с высокой и низкой плотностью;
объясните отличия в плотности населения у различных регионов мира.
Задание №4: (работа в тетради) на основе полученных знаний.
Какие изменения произошли в характере и географии внешних миграций населения мира?

13

Инструкционная карта практической работы №4.
Вариант 2.
Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.
Каковы особенности размещения населения по земному шару? Приведите примеры,
доказывающие, что размещение населения зависит не только от природных условий, но и
от общественно-экономических и исторических факторов.
Задание№2. Заполните таблицу.
Сравниваемые черты
1 тип воспроизводства
1.Уровень рождаемости
2.Уровень смертности
3.Уровень
естественного
прироста
4.В
каких
странах
распространен
5.Доля детей
6.Доля пожилых людей
7.На
что
направлена
демографическая политика.

2 тип воспроизводства

Задание №3. :(работа в тетради) на основе полученных знаний.
Почему в развитых странах замедлился темп урбанизации?
Задание №4. :(работа в тетради) на основе полученных знаний.
Как различается население по составу? Приведите примеры.

14

Практическая работа №5.
«Определение роли России, ее регионов в международном географическом
разделении труда»
Цель работы:
 Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического
положения России, тенденций их возможного развития.
 Определение роли России и ее
географическом разделении труда.

отдельных

регионов

в

международном

 Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей
России с зарубежными странами.
 Составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными
странами и регионами.
Оборудование:

карты атласа «Политическая карта мира»;
тетрадь;
картосхемы, графики и рисунки учебника;
инструкционные карты;
контурные карты;
цветные ручки.
Вид занятия: практическая работа.
Ход занятия:
1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для
практических работ и на контурной карте.
-Для выполнения работы отводится время-2 час.
Студентам необходимо вспомнить:
- Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.
-Участие России в международной торговле и других формах внешних
экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии;
со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.
-Участие разных регионов России в географическом разделении труда.
География отраслей международной специализации России.
2. Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной
карты.
Задания включают в себя три аспекта:
-ориентируются на выявление теоретических знаний;
-ориентируются на владение фактическим материалом;
-предполагают проверку умений и навыков.

15

Инструкционная карта практической работы № 5.
Задание №1:( работа в тетради) на основе полученных знаний.
Участником каких ведущих международных интеграционных группировок мира
является Россия?
Задание №2:
Какое место занимает Россия в топливно-энергетическом комплексе мира? Укажите
специализацию по отраслям.
Задание №3:
Определите место металлургического комплекса России в мировом хозяйстве, перспективы его развития.
Задание №4:
Укажите основные направления специализации Российской экономики и ее место в
мировой торговле.
Задание №5:
Изобразите схематически «Экспорт и импорт России»

16

Список рекомендуемой литературы.
Основная литература
1. Химия: учебник/А.В.Бабков, Т.И. Барабанова, В.А. Попков.- М.:Гэотар-Медиа, 2015
2. Габриелян, О.С. Естествознание. Химия. для профессий и специальностей технического
профиля: учебник/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Издательский центр «Академия,
2020. – 256с. (Электронно-библиотечная система (ЭБС) Академия г. Москва).
https://academia-moscow.ru/reader/?id=173952
3.Глинка, Н.Л. Общая химия : учебное пособие / Глинка Н.Л. — Москва : КноРус, 2019. —
748 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-06847-2. — URL: https://book.ru/book/932114
Дополнительная литература
1.Раздел ЭБС «ЮРАЙТ» Легендарные книги –«Химия»
https://biblio-online.ru/catalog/legendary/himiya-i-h..
2.Саенко, О.Е. Естествознание : учебное пособие / Саенко О.Е., Трушина Т.П.,
Логвиненко О.В. — Москва : КноРус, 2019. — 364 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-047583. — URL: https://book.ru/book/933748

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».