43.01.09 МР по выполнению СРС по ОП.10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
по учебной дисциплине
ОП.10 «Информационные технологии в профессиональной
деятельности»
основной профессиональной образовательной программы
по профессии подготовки квалифицированных рабочих и
служащих 43.01.09 Повар, кондитер
Срок освоения ППКРС - 3 года 10 месяцев
Форма обучения – очная
Уровень образования при приеме на обучение – основное общее образование
Квалификация - повар, кондитер

г. Улан-Удэ
2020 год

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной
работы
учебной
дисциплины ОП.10
«Информационные
технологии
в
профессиональной деятельности» разработаны на основе ФГОС СПО по профессии
среднего профессионального образования (далее СПО) 43.01.09 Повар, кондитер,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №
1569 от 09.12.2016 г. зарегистрированного в Минюсте России 22.12.2016 N 44898,
профессионального стандарта "Повар",№ 33.011, утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 610н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2015 г.,
регистрационный № 39023)
профессионального стандарта "Кондитер", № 33.010, утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2015 г.
№ 597н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 сентября
2015 г., регистрационный № 38940)
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение
«Бурятский
республиканский
информационноэкономический техникум»
Разработчик: Степанов Сергей Юрьевич преподаватель ГБПОУ «БРИЭТ»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
учебной дисциплины ОП.10 «Информационные технологии в профессиональной
деятельности» рассмотрен(а)
на заседании МС
Протокол № 4 от «22» июня 2020 г.

2

Содержание
1. Введение
стр.4
2. Пояснительная записка
стр.5
3. Общие рекомендации по выполнению внеаудиторных
самостоятельных работ
стр.6
4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
стр.8
5. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
стр.8
6. Методические рекомендации по работе с основной и дополнительной
литературой
стр.9
7. Методические рекомендации по подготовке доклада
стр.12
8. Методические рекомендации по проработке конспекта
стр.15
9. Методические рекомендации по подготовке сообщения
стр.16
10. Методические рекомендации по подготовке презентации
стр.22
11. Список литературы
стр.26

3

Введение
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебноисследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и
при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую,
справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся:
творческой
инициативы,
самостоятельности,
ответственности,
организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования общих и профессиональных компетенций
- развитию исследовательских умений.

4

Пояснительная записка
Методические указания направлены на оказание методической помощи
обучающимся при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ.
Изучение
программного
материала
должно
способствовать
формированию у студентов необходимых для профессиональной
деятельности знаний и навыков.
В результате выполнения самостоятельных работ обучающийся должен
уметь:
− пользоваться современными средствами связи и оргтехникой;
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
− использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления,
преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных
информационных системах;
− использовать в профессиональной деятельности различные виды
программного обеспечения, применять компьютерные и
телекоммуникационные средства;
− обеспечивать информационную безопасность;
− применять антивирусные средства защиты информации;
− осуществлять поиск необходимой информации.
знать:
− основные понятия автоматизированной обработки информации;
− общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислите
льных систем;
− базовые системные программные продукты в области профессиона
льной деятельности;
− состав, функции и возможности использования информационных и
телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности
;
− методы и средства сбора, обработки, хранения передачи и накоплен
ия информации;
− основные методы и приемы обеспечения информационной
безопасности.
В целом самостоятельная работа студентов направлена на более
глубокое изучение студентами отдельных вопросов курса с использованием
рекомендуемой дополнительной литературы и других информационных
источников и включает:
1. Дополнительная проработка лекционных материалов по записям
прочитанных лекций и представленного раздаточного материала по
тематике курса.
2. Формирование неясных вопросов для их рассмотрения во время
лекционных и практических занятий с помощью преподавателя.
5

3. Самостоятельное изучение отдельных вопросов, связанных с
расширением содержательной части курса по поручениям
преподавателя и выполнение домашних заданий для самостоятельного
решения задач, выданных преподавателем.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной
работы обучающихся являются:
- уровень освоения учебного материала;
уровень умения использовать теоретические знания при
выполнении практических задач;
- уровень сформированных умений;
уровень умения активно использовать электронные
образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию,
изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- оформление материала в соответствии с требованиями стандарта
предприятия;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять
главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее
решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные
возможности, варианты действий;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку
и аргументировать ее.

Общие рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных
работ
1. Внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели и задачи
самостоятельной работы.
2. Обсудите текст задания с преподавателем и группой, задавайте
вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного
слова или вопроса.
3. Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по
выполнению самостоятельной работы.
4. Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ обучающихся по
предмету, если требуется, уточните время, отводимое на выполнение
задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.
5. Внимательно изучите письменные методические рекомендации по
выполнению самостоятельной работы («методичку»).
6. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме
самостоятельной работы.
6

7. Повторите весь теоретический материал по конспектам лекций и
другим источникам, предшествовавший самостоятельной работе,
ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.
8. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально
(удобно и правильно) расположите на рабочем столе. Не следует браться
за работу, пока не подготовлено рабочее место.
9. Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это
необходимо.
10. Если вы делаете сообщение, то обязательно прочтите текст медленно
вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и
стараясь запомнить информацию.
11. Если ваша работа связана с использованием компьютера и интернета,
проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения,
необходимого для выполнения задания.
12. Если
при
выполнении самостоятельной работы
применяется групповое или коллективное выполнение задания,
старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический
климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите
анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы
микрогруппы.
13. Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не
относящиеся к работе, дела.
14. При выполнении самостоятельного практического задания
соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
15. В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за
консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою
деятельность, проверить правильность выполнения задания.
16. По окончании выполнения самостоятельной работы составьте
письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими
указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от
преподавателя или в методических указаниях.
17. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.
18. Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов
самостоятельной работы (общегрупповом или в микрогруппах).
19. Участвуйте в обсуждении полученных результатов работы.

7

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация
Дифференцированный зачёт

Количество
часов
44
34
14
10

Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по учебной
дисциплине «Информационные технологии в профессиональной
деятельности»
Наименование разделов и
Содержание самостоятельных работ
Кол-во
тем
обучающихся
часов
Раздел 1
Автоматизированная обработка информации
Тема 1.1. Информация и
Сообщение: Проблема информации в современной
информационные процессы
науке
Тема 1.2. Технические
Сообщение:
средства информационных
• Архитектура персонального компьютера.
технологий
• Архитектура микропроцессоров.
• Внешние устройства ЭВМ.
• АРМ рабочих мест в индустрии питания
Тема 1.3. Информационные Сообщение:
системы
• Информационные системы в индустрии
питания.
В справочно-правовой системе найти ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и о
защите информации»
Раздел 2
Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных
программ в области профессиональной деятельности
Тема 2.1 Технология
Подготовка сообщения (по теме урока).
обработки текстовой
Сообщение: Возможности текстового редактора.
информации
Реферат: Настольные издательские системы.
Тема 2.2 Технология
обработки графической
информации
Тема 2.3 Компьютерные
презентации

Подготовка материала для создания логотипа.
Подготовка материала для создания Меню.
Презентация: «Современные тенденции в
оформлении блюд» (работа в поисковых системах
8

сети Интернет, сбор материала и подготовка
презентации).
Раздел 3
Возможности использования информационных и телекоммуникационных
технологий в профессиональной деятельности и информационная безопасность
Тема 3.1 Компьютерные
Проработка конспекта.
сети, сеть Интернет
Подготовка материала для создания Web-страницы.
Тема 3.2 Основы
Проработка конспекта.
информационной и
Создании презентации (тема на выбор:
технической компьютерной
Классификация средств защиты, Установка паролей
безопасности
на документ, Программно-технический уровень
защиты, Защита от компьютерных вирусов)
Подготовка к дифференцированному зачёту.

Методические рекомендации по работе с основной и дополнительной
литературой
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки
является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим,
при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных
конференциях. Умение работать с литературой означает научиться
осмысленно пользоваться источниками.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст
можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память
механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко
забываются.
Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст
нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы
основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно
провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые
данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить
полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать
осмысленные связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих
записей.
Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или
развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.
План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы,
определяющие последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступной и
распространенной формой записей содержания исходного источника
информации. По существу, это перечень основных вопросов,
рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их
9

отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в
объеме.
Преимущество плана состоит в следующем.
Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли
автора, упрощает понимание главных моментов произведения.
Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность
построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в
его содержании.
В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему –
быстрее обычного вспомнить прочитанное.
В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в
источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.
Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные
предложения, отделы абзацы, а также дословные и близкие к дословным
записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию
содержания прочитанного.
Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания
исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как
цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные
форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще
последовательном)
порядке
наиболее
важные
мысли
автора,
статистические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки
зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять
цитирование изложением, близким дословному.
Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в
утвердительной (реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых,
тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации
материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над
общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко
к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного
источника информации, дающее о нем обобщенное представление.
К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность
и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной
работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить
краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и
используется аннотация.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника
информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем
выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие
от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного
содержания исходного источника информации, а из его заключительной
10

части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме
излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем
практически не встречаются.
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая
в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с
планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по
нему.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое
изложение определённой темы.
Критерии оценки поиска информации
№
п/п

Критерии
оценки

Метод
оценки

Работа выполнена
Высокий уровень
3 балла
Содержание найденной
информации полностью
соответствует заданной
теме, тема задания раскрыта
полностью

1

Соответствие
представленной
информации
заданной теме

Наблюдени
е
преподават
еля

2

Структура,
логичность,
полнота предст
авления
материала,
достаточность
объема списка
используемых
интернетисточников

Наблюдени
е
преподават
еля,
полнота
списка
источников

−
Информационный
материал структурирован
согласно
требованиям, изложен
логично;
−
Содержание
информационного
материала по изучаемой
теме представлено в полном
объеме;
−
Список
использованных интернетисточников содержит не
менее 5 ссылок

3

Правильность
оформления

Проверка
работы

−
Текст сообщения
оформлен аккуратно и
точно в соответствии с
правилами оформления и
требованиями.
−
Объем текста
найденного материала
соответствует регламенту.

Оценка

Работа выполнена не
полностью
Средний уровень
2 балла
−
Содержание
найденной информации
соответствует заданной
теме, но в тексте есть
отклонения от темы задания
или тема задания раскрыта
не полностью.
−
Слишком краткий
(неполный) либо слишком
пространный текст
найденной информации.
−
Информационный
материал структурирован с
небольшими отклонениями
от требований, в изложении
материала незначительно
нарушена логика;
−
Содержание
информационного
материала по изучаемой
теме представлено в
недостаточно полном
объеме;
−
Список
использованных интернетисточников содержит менее
5 ссылок
−
Текст сообщения
оформлен недостаточно
аккуратно.
−
Присутствуют
неточности в оформлении и
незначительные
отступления от требований.
−
Объем текста
сообщения не соответствует
регламенту (в меньшую или
большую сторону).

4-5 баллов
6-7 баллов
«удовлетворительно» «хорошо»

11

Работа не выполнена
Низкий уровень
0-1 балл
1.
Обучающийся
работу не выполнил вовсе.
2.
Содержание с
найденной информации не
соответствует заданной
теме, тема не раскрыта.
3.
Информационный
материал имеет
значительные отклонения
по структуре, отклонения
от требований, в изложении
материала значительно
нарушена логика;
4.
Содержание
информационного
материала по изучаемой
теме представлено в не
полном объеме;
5.
Отсутствует
список использованных
интернет-источников
6.
Текст материала
оформлен не аккуратно.
7.
Оформление не
соответствует требованиям.
8.
Объем текста
информационного
материала значительно не
соответствует регламенту (в
меньшую или большую
сторону).

8-9 баллов
«отлично»

Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему,
сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной
работы студента, часто применяется на семинарах.
Материал по теме часто собирается из нескольких достоверных
источников
(учебники,
научная
литература).
Студент
должен
проанализировать его, выделить наиболее важные факты, обобщить и
написать текст доклада, выдержанный в научном стиле.
На выступление каждому докладчику выделяется не более 15 минут. Во
время доклада студент может использовать наглядный материал (таблицы,
графики, иллюстрации и т.д.). По окончании доклада присутствующие могут
задать докладчику вопросы, обсудить некоторые моменты сообщения.
Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях
материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также
приобретает опыт публичного выступления.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в
необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников
главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов
выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя
структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели,
стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и
эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада
являются: вступление, определение предмета выступления, изложение
(опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
• название доклада;
• сообщение основной идеи;
• современную оценку предмета изложения;
• краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
• интересную для слушателей форму изложения;
• акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
12

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы,
обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить
достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и
захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой
теме.
Содержание и оформление разделов доклада
Титульный лист. Является первой страницей доклада и заполняется
по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие доклада, которое проводится без слова "
тема" и в кавычки не заключается.
Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия,
инициалы учащегося, написавшего доклад, а также его курс и группа. Немного
ниже или слева указываются название предмета, фамилия и инициалы
преподавателя - руководителя работы.
В нижнем поле указывается год написания доклада.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся
все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются.
Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать
их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце.
Последнее слово каждого
заголовка соединяют отточием
(……………)
с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать
друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы,
цель и содержание доклада, указывается объект (предмет) рассмотрения,
приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор
имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку
своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор
литературы по теме отражает знакомство автора доклада с имеющимися
источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать,
выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно
соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны
показать, что учащийся умеет сжато, логично и аргументировано излагать
материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически
стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы должен
формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов.
Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
13

1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии,
учебники, научные статьи и т.п.);
3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий,
организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от
первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа
авторов), полное название книги или статьи, место и на именование
издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей
указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам
трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги
(сборника) и ее выходные данные. Например: Богатюк В.А. Кунгурцева Л.Н.,
Оператор ЭВМ, Москва Академия, 2010г., с. 54-67.
Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под
которым литературный источник находится в списке литературы (например,
7) 7 , с. 67- 89).
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные
материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы,
карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое
приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в
правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок.
При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими
цифрами (без знака "№"), например, " Приложение 1". Нумерация страниц,
на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую
нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с
приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со
словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в
круглые скобки - (см. прил. 1)).
Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким
образом: ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу
с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе
или книги.
Критерии оценки доклада
Срок сдачи готового доклада определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан
доработать или переработать доклад. Срок доработки доклада
устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема
необходимой доработки.
Доклад оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за доклад, который носит
исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с
соответствующими обоснованными выводами.
14

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех
отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или
оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за доклад, который
удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается
поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения
материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за доклад, который не
носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и
подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый доклад по
дисциплине учебного плана или представивший доклад, который был оценен
на «неудовлетворительно», считается имеющим задолженность и не
допускается к сдаче итоговой аттестации по данной дисциплине.

Методические рекомендации по проработке конспекта
1. Ознакомьтесь
с
предлагаемыми
темами
конспектов
для
самостоятельной проработки.
2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной
литературы и источников и подготовьте их для работы.
3. Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
4. Прочитайте законспектированный лекционный материал по своему
конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения.
5. Подчеркните самые важные с вашей точки зрения слова в конспекте
чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой.
6. Найдите в своем конспекте ответы на вопросы. Если это не удалось, то
почитайте материал, касающийся темы конспекта не менее чем по двум
рекомендованным источникам.
7. Дополните, если нужно, свой конспект материалом их учебной
литературы.
8. Еще раз внимательно прочтите конспект, стараясь выделить из
контекста значение незнакомых слов и терминов.
9. Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
10. Проработайте еще раз весь найденный и законспектированный
материал.
11. Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта в соответствии
с «Правилами оформления текстовых материалов».
12. Проводите самоконтроль не только после окончания работы над
конспектом, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу
обнаружить ошибку, но и установить ее причину.
15

13. Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для
обсуждения на занятии.
14. Проверьте еще раз свои знания, отвечая на вопросы, спустя некоторое
время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
15. Соблюдайте регламент – не более 1 печатного листа.

Методические рекомендации по подготовке сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании
предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно
и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным
критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий
правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой
адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и
критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов
поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два
основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и
коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки
темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое
слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта
научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель
развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема
выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное",
охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к
декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные,
не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15%
общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя
отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада,
расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания
выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта
понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает
возможность
задать
определенную
тональность
выступлению.
Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить
(цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
16

• фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели
выступления;
• суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в
кратковременной памяти;
• мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе
противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о
своей
неопытности.
Результатом
вступления
должны
быть
заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору
и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать
фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые
данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством
таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда
в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него
лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее
утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть
отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще
используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении,
возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм
несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения.
Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и
специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что
аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть
аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую
характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе
презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы
рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение
отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими
рассуждениями,
обилие
затронутых
вопросов
(декларативность,
бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления,
несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность
основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из
основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение
способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении
имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком
виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес
слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением.
17

Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего
создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается
сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление
должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к
восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его
соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом
виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть
таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф.
Кони).
В
ключевых
высказываниях
следует
использовать
фразы,
программирующие
заинтересованность.
Вот
некоторые
обороты,
способствующие повышению интереса:
• - «Это вам позволит…»
• - «Благодаря этому вы получите…»
• - «Это позволит избежать…»
• - «Это повышает ваши…»
• - «Это дает вам дополнительно…»
• - «Это делает вас…»
• - «За счет этого вы можете…»
После
подготовки
текста
/
плана
выступления
полезно
проконтролировать себя вопросами:
• Вызывает ли мое выступление интерес?
• Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня
достаточно данных?
• Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
• Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ
выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также
служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста.
Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно
уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного
текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее
составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию
аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у
слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот,
иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию,
если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует
компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая
увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей
силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на
слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу,
содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая
18

четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают
его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и
деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться
передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в
письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо
сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно
понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то
не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории.
Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более
доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении
также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями
могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас
это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это
своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и
интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны
ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию
слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом
позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение
некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто
удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у
аудитории вопросы.
Алгоритм самостоятельной работы над сообщением
на заданную тему
1. Ознакомьтесь с предлагаемыми темами сообщений.
2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников
и подготовьте их для работы
3. Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
4. Повторите лекционный материал по теме сообщения.
5. Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по
двум рекомендованным источникам.
6. Составьте план сообщения, запишите его.
7. Еще раз внимательно прочтите текст выбранных источников
информации, стараясь понять общее содержание и выделить из
контекста значение незнакомых слов и терминов.
8. Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
9. Проработайте найденный материал, выбирая только то, что
раскрывает пункты плана.
10. Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал
суть содержания.
11. Составьте окончательный текст сообщения.
19

12. Оформите материал в соответствии с «Правилами оформления
текстовых материалов».
13. Прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на
произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
14. Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.
15. Восстановите последовательность изложения текста сообщения (что
очень целесообразно), пересказав его устно после завершения работы
над вопросами и заданиями.
16. Проводите самоконтроль не только после окончания работы над
сообщением, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу
обнаружить ошибку, но и установить ее причину.
17. Сформулируйте вопросы и проблемы, желательные для обсуждения
на занятии.
18. Проверьте еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы
выяснить прочность усвоения учебного материала.
19. Еще раз устно проговорите своё сообщение в соответствии с планом.
20. Защита подготовленного сообщения проходит в устной форме, чтобы
получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку
зрения, если вы убеждены в своей правоте.
21. Пользуйтесь планом сообщения и зачитывайте отдельные небольшие
части, строки или цитаты.
22. Соблюдайте регламент – время изложения информации с одного
печатного листа приблизительно равно 4-5 минутам.
Возможные типичные ошибки:
1. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не
раскрыта.
2. Материал в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по
плану).
3. Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения.
Объем текста сообщения значительно превышает регламент.
4. В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо
их недостаточно для раскрытия темы.
5. Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.
6. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения
установленных требований.

20

Критерии оценки сообщения
№
п/п

Критерии оценки

Метод оценки

1

Соответствие
представленной
информации
заданной теме

Наблюдение
преподавателя

2

Характер и стиль
изложения
материала
сообщения

Наблюдение
преподавателя

3

Правильность
оформления

Проверка
работы

Оценка

Работа выполнена
Высокий уровень
3 балла
Содержание
сообщения
полностью
соответствует
заданной теме, тема
раскрыта полностью

− Материал в
сообщении
излагается
логично, по плану;
− В содержании
используются
термины по
изучаемой теме;
− Произношение
и объяснение
терминов
сообщения не
вызывает у
обучающегося
затруднений
− Текст
сообщения
оформлен
аккуратно и точно
в соответствии с
правилами
оформления.
− Объем текста
сообщения
соответствует
регламенту.

4-5 баллов
«удовлетворительно»

Работа выполнена не
полностью
Средний уровень
2 балла
− Содержание
сообщения
соответствует
заданной теме, но в
тексте есть
отклонения от темы
или тема раскрыта не
полностью.
− Слишком краткий
либо слишком
пространный текст
сообщения.
− Материал в
сообщении не имеет
четкой логики
изложения (не по
плану).
− В содержании не
используются
термины по
изучаемой теме, либо
их недостаточно для
раскрытия темы.
− Произношение и
объяснение терминов
вызывает у
обучающегося
затруднения.
− Текст
сообщения
оформлен
недостаточно
аккуратно.
−
Присутствуют
неточности в
оформлении.
−
Объем текста
сообщения не
соответствует
регламенту.

6-7 баллов
«хорошо»

Работа не
выполнена
Низкий уровень
1 балл
1. Обучающийся
работу не
выполнил вовсе.
2. Содержание
сообщения не
соответствует
заданной теме,
тема не раскрыта.
3. Отчет
выполнен и
оформлен
небрежно, без
соблюдения
установленных
требований.
4. Объем текста
сообщения
значительно
превышает
регламент.

8-9 баллов «отлично»

Сообщения, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если
работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на
1 балл.

21

Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную
презентацию,
сопровождающую
выступление
докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint.
Презентация как документ представляет собой последовательность
сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих
весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего
демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается
собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно
содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного
выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и
сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две
различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и
ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления.
В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
▪ объем текста на слайде – не больше 7 строк;
▪ маркированный/нумерованный список содержит не более 7
элементов;
▪ отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и
нумерованных списках;
▪ значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля,
эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и
опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что
выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы,
графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным
средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления.
В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы,
графики и т. д.) соответствуют содержанию;
▪ использованы
иллюстрации
хорошего
качества
(высокого
разрешения), с четким изображением (как правило, никто из
присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших
слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2
рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2
строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в
центре экрана.
22

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со
своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется
достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд,
без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15
секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание
слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же
сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет.
Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик
пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами,
говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал,
но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление
подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации
– рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить
вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то,
зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать
время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее
обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не
меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее
обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на
автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации.
Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один
и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов,
для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято
ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией?
Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация,
выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к
научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе
демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и
текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и
т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными,
особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по
ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на
слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная
информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной
информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты
анимации можно только, когда без этого не обойтись (например,
последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования
внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться
лазерной указкой.
23

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного
процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой
формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных)
являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков
должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей
данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и
сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы
готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если
при форматировании слайда есть необходимость пропорционально
уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть
увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы
соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть
более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет
просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и
наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового
процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке
таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный
отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и
диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже
возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть
ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за
внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации,
сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа
слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды,
так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным
вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации,
поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему
выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить
выступление.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате
«Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла —
Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически
открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели
избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь
времени в начале показа презентации.
После подготовки презентации полезно проконтролировать себя
вопросами:
•
удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось
определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с
помощью нее?);
24

•
•

к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание
аудитории?
не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?
После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации
Критерии оценки
Содержание оценки
1.
Содержательный правильный выбор темы, знание предмета и свободное
критерий
владение текстом, грамотное использование научной
терминологии, импровизация, речевой этикет
2.
Логический стройное логико-композиционное построение речи,
критерий
доказательность, аргументированность
3. Речевой критерий
использование языковых (метафоры, фразеологизмы,
пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза,
манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая
организация речи, правильность ударения, четкая
дикция, логические ударения и пр.
4. Психологический взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь),
критерий
знание и учет законов восприятия речи, использование
различных приемов привлечения и активизации
внимания
5.
Критерий соблюдены требования к первому и последним слайдам,
соблюдения дизайн- прослеживается обоснованная последовательность
эргономических
слайдов и информации на слайдах, необходимое и
требований
к достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет
компьютерной
особенностей
восприятия
графической
презентации
(иллюстративной) информации, корректное сочетание
фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее
содержанию,
грамотное
соотнесение
устного
выступления и компьютерного сопровождения, общее
впечатление от мультимедийной презентации

25

Список литературы
Основные источники
1. Информатика: учебник для студентов учреждений сред. проф.
образования/ Е.В.Михеева, О.И.Титова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2017. – 400 с.
2. Информационные технологии в профессиональной деятельности:
учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 17-е изд.,
стер. - М : Издательский центр «Академия», 2018. – 384 с.
3. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. сред. проф.
образования / Е.В. Михеева. – 14-е изд., стер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2016. – 192 с.
Интернет-ресурсы
1. http://iit.metodist.ru - Информатика - и информационные
технологии: cайт лаборатории информатики МИОО
2. http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных
технологий (ИНТУИТ.ру)
3. http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по
информационным технологиям
4. http://www.iteach.ru - Программа Intel «Обучение для будущего»
5. http://www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии
в образовании
6. http://edu.ascon.ru - Система автоматизированного проектирования
КОМПАС-3D в образовании.
7. http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по
информационным технологиям
8. http://www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы
информатизации образования»
Конференции и выставки
9. http://ito.edu.ru - Конгресс конференций «Информационные
технологии в образовании»
10. http://www.bytic.ru/ - Международные конференции «Применение
новых технологий в образовании»
11. http://www.elearnexpo.ru - Московская международная выставка и
конференция по электронному обучению eLearnExpo
12. http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».