Методические рекомендации по ПР ОУП.01 русский язык

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………….5
Раздел 1. Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы о языке.
Тема 1.1. Язык как система. Практическое занятие №1. Составление тезисного
плана статьи………………………………………………………………………….6
Раздел 2. Речь. Речевое общение
Тема 2.1. Речь как деятельность. Практические занятия №2 -3. Создание устных
и письменных монологических высказываний различных типов и жанров в
научной, социально-культурной и деловой сферах общения……………………6
Тема 2.3. Основные жанры стилей. Практические занятия №4-5. Создание
текстов разных функционально- смысловых типов, стилей и жанров…………..9
Тема 2.4. Литературный язык и язык художественной литературы. Практическое
занятие

№6.

Упражнение

в

определении

изобразительно-выразительных

средств………………………………………………………...................................10
Тема 2.5. Текст. Признаки текста. Практическое занятие №7. Стилистический
анализ текста…………………………………………………………………………11
Раздел 3. Культура речи
Тема 3.1. Культура речи как раздел лингвистики. Практическое занятие №8.
Создание текста публичного выступления………………………………………..13
Тема 3.3. Языковая норма. Практическое занятие №9. Работа со словарями и
справочниками по русскому языку………………………………………………..14
Тема 3.4. Орфоэпические и орфографические нормы. Практические занятия
№10-11. Упражнения на отработку орфографических навыков………………..15
Тема 3.5. Лексические нормы. Практические занятия №12-13. Редактирование
предложений с лексическими ошибками………………………………………….16

Тема 3.6. Орфографические нормы. Практические занятия №14-16. Выполнение
упражнений на отработку правописания приставок………. ……………………20
Тема 3.7. Грамматические (морфологические нормы). Практические занятия
№17-18. Выполнение упражнений………………………………………………..20
Тема 3.8. Грамматические (синтаксические) нормы. Практическое занятие №19.
Редактирование предложений с нарушениями синтаксических норм…………28
Тема 3.9. Пунктуационные нормы. Практические занятия №20-21. Выполнение
упражнений на отработку пунктуационных навыков…………………………..38

Пояснительная записка
2

Методические рекомендации для практических занятий по русскому языку
предназначены для студентов 1 курса специальностей «Банковское дело»,
«Сетевое и системное администрирование», «Организация и технология защиты
информации» и профессий «Повар, кондитер», «Мастер обработки цифровой
информации».
Ведущей дидактической целью практических занятий
является
формирование практических умений, необходимых в последующей учебной
деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Выполнение студентами практических работ направлено на решение
следующих задач:
• обобщение, систематизация, углубление и закрепление полученных
теоретических знаний по конкретным учебным темам;
• формирование умений применять полученные знания на практике,
реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
• развитие интеллектуальных знаний и умений будущих специалистов
среднего звена и квалифицированных рабочих/служащих;
• выработка при решении поставленных учебных задач таких
профессионально значимых качеств, как: самостоятельность, ответственность,
точность, творческая инициатива.
На практических занятиях по русскому языку используются следующие
виды заданий:
выполнение упражнений, данных в учебнике;
стилистический анализ текста;
составление устного/письменного монологического высказывания;
выступление перед аудиторией;
работа со словарями и справочниками и т.д.
Качественными критериями оценки результатов практической работы
являются:
- глубина и содержательность работы;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Оценка за выполнение письменных практических работ выставляется
по пятибалльной системе, согласно нормам оценки письменных работ, и
учитывается как показатель текущей успеваемости студента. Критериальная
оценка применяется при публичном выступлении. Критерии оценивания
разрабатываются совместно с преподавателем в ходе подготовки к публичному
выступлению, и составляется шкала перевода полученных баллов в отметку.

3

Практическое занятие №1
1.Повторите по записям в тетради алгоритм составления тезисов. Составьте
два вида плана (сложный и тезисный) отрывка из воспоминаний А. Ф. Кони о Л.
Н. Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой (меньшей)
записывайте пункты сложного плана, в правой – тезисы.
2. Перескажите содержание текста, пользуясь сначала тезисным планом, а
затем сложным.
Какой из них вам больше подходит? Почему? Какие
преимущества имеет тезисный план?
Литература к занятию:
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М., Русский язык. Учеб.для 10-11 кл.
общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2006.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы.
– М.: 2020
Практические занятия №2-3
Повторите по таблице особенности типов речи и подготовьте
монологическое высказывание на одну из предложенных тем.
Вариант 1. Для обучающихся по профессиям

Примерные клише для монологического высказывания
Описание репродукции картины
1. Передо мной интересная репродукция.
2. На ней изображен(а)…………..
3. Рассмотрим изображение внимательнее.
4

4. Перед нами ( степь, лес, комната и т.д.). Можно описать погоду – На
картине запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое
солнце, на небе облака и т.д.)
5. На переднем плане мы видим….
6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны),
потому что …
8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем
плане или о снимке в целом).
10. Мне понравилась эта репродукция, потому что она … передает чувства и
эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Рассказ на заданную тему. Тип речи: повествование
1. Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….
2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).
3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или
примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как
готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если
поход – собирали вещи, продумывали маршрут).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..
7. Кроме того, мы увидели ….
8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….
9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……
10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.
Рассуждение на заданную тему. Тип речи: рассуждение
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
8. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод).
Темы монологических высказываний:
1. Описание картины бурятского художника (Зорикто Доржиева, Георгия
Николаевича Москалева, Цыренжапа Сампиловича Сампилова)
5

2. Описание картины русского художника (Ивана Айвазовского, Василия
Кандинского, Константина Коровина).
3. Поездка в Москву (другой город), (в другую страну).
4. Экскурсия в этнографический музей.
5. Невероятный случай из моей жизни.
6. Почему я выбрал эту специальность /профессию?
7. Что такое интеллигентность?
8. Что такое жизненные ценности?
9. Что такое свобода?
Вариант 2. Для обучающихся по специальностям
Приведите примеры (образцы) научного и делового описаний
(обратитесь к учебникам химии, физики, уставу учебного заведения и др.)
Из произведений, изучаемых на уроках литературы, приведите
примеры описаний, доказывающих справедливость утверждения: «Только лицо,
согретое светом душевной красоты, может быть истинно прекрасным».
Используя композиционную схему описания, составьте текст на одну
из тем:
1. «Унылая пора, очей очарованье!» (А. С. Пушкин)
2. Любимый уголок моего детства.
3. Памятные места нашего города.
Опираясь на схемы, создайте тексты повествования указанных
жанров:
Ответное слово выпускника техникума
1. Этикетное вступление (обращение)
2. Указание на причину выступления, на важность события в вашей жизни
3. Указание на то, какую роль сыграл в вашей жизни выбор
профессии/специальности
4. Характеристика важности прошедшего периода
5. Перечисление задач на будущее
6. Добрые пожелания преподавателям.
Отчет о проделанной работе
1. Указание периода, которого касается отчет
2. Перечисление мероприятий, дел, запланированных и выполненных.
3. Объяснение причин невыполнения тех или иных мероприятий
4. Перечисление
и
характеристика
дополнительно
проведенных
мероприятий и указание на их значение.
5. Предложение по оценке деятельности отчетного лица.
Составьте текст в форме рассуждения, тезисом которого будет
высказывание: «Реальность не может быть схвачена с одной точки зрения.
Нужны мнения многих. Нужны указания на источники. Чем различнее точки
зрения, тем вернее их приближение к действительности» (Д. С. Лихачев).
6

Литература к занятию:
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М., Русский язык. Учеб.для 10-11 кл.
общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2006.
Хлебинская Г. Ф., Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс:
учебник для общеобразоват. учреждений (базовый и углубленный уровни). – М.:
Мнемозина, 2013.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11
классы. – М.: 2020
Практические занятия №4-5
Повторите по таблице особенности функциональных стилей речи и
составьте по образцам в учебниках тексты указанных жанров, соблюдая
требования к жанрам.

1. Текст заявления в двух формах (образцы на с.62 Хлебинская Г. Ф)
2. Текст резюме (с.65 Хлебинская Г. Ф)
3. Текст доверенности (с. 393. Гольцова Н.Г)
4. Текст аннотации (с.72 Хлебинская Г. Ф)

7

5. Текст рецензии на прочитанную книгу, просмотренный фильм (с.188
Власенков А.И).
6. Текст доклада

о жизни одного из замечательных людей науки:

выдающемся русском лингвисте, географе, физике, общественном деятеле,
артисте (с. 55. Хлебинская Г. Ф.; с.276. Власенков А. И).
7. Текст объяснительной записки (с.62 Хлебинская Г. Ф)
8. Учебный проект (с. 57. Хлебинская Г. Ф)
Литература к занятию:
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11
классы. – М.: 2020
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М., Русский язык. Учеб.для 10-11 кл.
общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2006.
Хлебинская Г. Ф., Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс:
учебник для общеобразоват. учреждений (базовый и углубленный уровни). – М.:
Мнемозина, 2013.
Практическое занятие №6
Определите, какие изобразительно-выразительные средства (тропы)
употреблены в предложениях:
1. Шутила зрелость, пела юность. 2. Литейный залили блузы и кепки. 3.
Редкая птица долетит до середины Днепра. 4. А в двери бушлаты, шинели,
тулупы. 5. Дивно устроен наш свет…Тот имеет отличного повара, но, к
сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может
пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен
довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. 6. Утешится
безмолвная печаль, и резвая задумается радость. Утешится безмолвная печаль, и
резвая задумается радость. 7. Весной, что внуки малые, с румяным солнцедедушкой играют облака. 8. Его игру любил творец Макбет. 9. Голова у Ивана
Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на
редьку хвостом вверх. 10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь
Григория. 11. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны
льет печально свет она. 12. Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде.
13. Я теперь скупее стал в желаньях, /Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно
я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне. 14. Нарядней модного
паркета блистает речка, льдом одета. 15. Природой здесь нам суждено в Европу
прорубить окно. 16. Мы открывали Маркса каждый том, /как в доме собственном
мы открываем ставни. 17. Догорит золотистым пламенем/ Из телесного воска
8

свеча, / И луны часы деревянные /Прохрипят мой двенадцатый час. 18. Не ветер
бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит
владенья свои. 19. «Это верно, что дорого», - вздыхают рыжие панталоны. 20.
Почва такая хорошая, что если посадить оглоблю в землю, то через год вырастет
тарантас.
Литература к занятию
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы.
– М.: 2020
Смирнова, Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.
– М.: «ООО ТИД «Русское слово –РС», 2004. – 336 с.
Практическое занятие №7
Порядок стилистического анализа текста
Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста.
Коммуникативное намерение автора.
2. Тема, идея (основная мысль) текста. Сфера общения, в которой
может быть применим данный текст (быт, научная деятельность,
массовая
коммуникация,
художественная
литература,
делопроизводство).
3. Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая,
информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).
4. Специфические (отличительные) черты стиля, используемые в
тексте. (образность, логическая непоследовательность, подчёркнутая
логичность, официальность, объективность изложения, эмоциональность,
оригинальность, многостильность, сюжет, система образов, язык
персонажа).
5. Жанр, в котором написан текст.
6. Способ
изложения
(личный,
отвлечённый,
«сухой»,
эмоциональный,
с
привлечением
изобразительно-выразительных
средств языка и т. д.).
7. Языковые особенности, отражающие стилевую принадлежность
текста
(словообразовательные,
лексические,
морфологические,
синтаксические).
8. Тип речи.
9. Вывод.
1.

Образец стилистического анализа текста научного стиля
9

Текст
О составе словарной статьи
Словарная статья содержит сведения о написании, произношении,
изменении, происхождении, значении слова и особенностях его
употребления в речи.
Словарная статья состоит из заголовочного слова (там, где это
необходимо,
указываются
особенности
его
произношения),
грамматической
характеристики,
этимологической
справки
(для
заимствованных слов), функционально- стилистической характеристики,
толкования с примерами, фразеологизмов и производных слов.
(«Современный толковый словарь русского языка»
под ред. С. Кузнецова)
Анализ текста
1. Речевая ситуация. Текст представляет собой фрагмент вступительной
статьи «Как устроен словарь и как им пользоваться», помещенной в
«Современном толковом словаре русского языка». Коммуникативное намерение
авторов – научить читателя извлекать нужную информацию из словарной статьи,
рассказав, как она построена.
2. Тема текста определена в его заглавии – «Состав словарной статьи».
Идея – показать, что словарная статья четко структурированное полное описание
лексической единицы. Сфера, в которой может быть применим данный текст, научная.
3. Функция – информативная (сообщение объективных обобщенных
знаний).
4. Специфические черты текста: подготовленность речи, логичность,
смысловая точность (однозначность), сжатость, объективность.
5. Жанр – научная статья (фрагмент).
6. Способ изложения – отвлеченный, строгий, бесстрастный, подчеркнуто
логичный, объективный.
7. Языковые особенности. Наличие специальной лексики (словарная
статья, функционально-стилистическая характеристика и др.; наличие слов с
иноязычными корнями: грамматическая характеристика, этимологическая и
др; наличие суффиксов, придающих отвлеченное значение: фразеологизм,
стилистический и др.;
преобладание
имен
существительных;
наличие
отглагольных
существительных, отсутствие личных местоимений в форме 1-2 лица ед.ч;
прямой порядок слов в предложениях. Текст состоит из двух простых
осложненных предложений.
8. Тип речи – описание.
10

9. Вывод: текст написан в научном стиле.
Примечание: образец стилистического анализа текста официально-делового
стиля дан в учебнике Хлебниковой Г. Ф. 10 кл. с. 60-61; публицистического
стиля – на с. 68- 70.
Задание: пользуясь приведенным выше планом, сделайте стилистический
анализ текста.
1 вариант: текст о Кремле в упр. 542. с. 406-407 Гольцова Н. Г.
2 вариант: текст «Сорный язык» в упр.529. с. 395-396 . Гольцова Н. Г.
Практическое занятие №8
1. Ознакомьтесь с правилами успешного публичного выступления на с.
265-267 учебника Власенкова А. И.
2. Выберите тему выступления перед группой.
3. По записям в тетради повторите композицию текста публичного
выступления.
4. Напишите текст объемом 1,5 – 2 страницы на выбранную тему.
5. Обсудите коллективно критерии оценивания публичного выступления.
6. Выступите перед группой по выбранной теме.
Примерные темы выступления:
1. Быть целеустремленным – что это значит?
2. Может ли человек сам себя воспитать?
3. Что важнее: личность или государство?
4. Как превратить Бурятию в туристическую Мекку?
5. Свои и чужие ценности.
6. Кем быть? Каким быть?
7. Как завоевать авторитет среди окружающих?
Практическое занятие №9
Работа со словарями и справочниками
11

1. Изучите текст параграфа 12 в учебнике Гольцовой Н. Г. (с.31-32) и
подготовьте ответы на вопросы:
- На какие две группы делятся словари? На какие группы делятся
лингвистические словари?
- Можно ли назвать энциклопедические словари научными справочниками?
- Какие словари объясняют лексическое значение слов, указываются
нормы правописания, произношения?
- Как располагаются словарные статьи в словарях?
- Что содержится в толковых словарях?
- В каком словаре синонимы сгруппированы в синонимические ряды?
- В каком словаре описано происхождение слов?
- В каком словаре объясняется значение фразеологизмов?
2. Подготовьте сообщения по словарям:
1.С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
2. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
3. З. Е. Александрова «Словарь синонимов русского языка».
4. В.Ю. Никитина «Большой словарь иностранных слов».
5. М.И. Степанова «Фразеологический словарь русского языка».
6. Н.М. Шанский «Краткого этимологического словаря русского языка».
Слушая сообщения одногруппников, заполняйте таблицу.
Тип словаря
Название словаря
Автор словаря
Год издания
Количество слов
Назначение

3. Выполните практические задания по словарям и справочникам.
1. В толковом «Словаре русского языка» С.И. Ожегова найдите слова
разговорные, профессиональные, диалектные (по одному слову). Приведите свои
примеры на все значения выбранных слов.
2.В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля найдите
слова, относящиеся к профессиональной лексики, приведите примеры
современного названия профессии и специалиста (2 слова).
12

3. Выберите из «Краткого этимологического словаря русского языка» Н.М.
Шанского слова общеславянского, восточнославянского и собственно русского
происхождения (по одному слову). Составьте предложения с этими словами.
4. Используя «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой,
запишите
синонимические
ряды,
доминантой,
которых
были
бы
слова: безопасный, эффективный, правильный, объективный.
5. Из «Большого словаря иностранных слов» В.Ю. Никитиной выпишите
слова из области техники. Подберите к ним русские слова-синонимы (2 слова).
6. По «Большому словарю иностранных слов» под редакцией В.Ю.
Никитиной
установите
значение следующих
заимствований: индукция,
инжектор, шатун, поршень, карбюратор.
7. Используя «Фразеологический словарь русского языка» М.И.
Степановой, объясните значение следующих фразеологизмов: на полном газу,
делать свое дело, крутить баранку, как заведенная машина, мастер на все руки,
закручивать гайки.
8. Найдите в Интернете справочники по своей профессии/специальности,
составьте список.
9. Прочитайте отрывок статьи из «Энциклопедии словаря юного филолога» и
подготовьте свое мнение о пользе словарей и справочников.
Однажды молодой Шарль Бодлер пришел к другому поэту, Теофилю Готье.
Готье спросил его:
-Читаете ли вы словари?
Бодлер ответил, что да, читает охотно. И Готье стал говорить ему, как
необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из
словарей.
Читать словари?! Что за странность! Ведь это не роман, не детективная
повесть. Как же можно их читать?
И все же Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не
может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не
только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.
Практические занятия №10-11
Упражнения на отработку орфографических навыков
Выполните упражнения в учебнике Гольцовой Н. Г. с. 61-72.
1. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в
корнях. №87-96.
2. Правописание чередующихся гласных в корнях. №98-107.
Практические занятия №12-13
13

Упражнения на обнаружение лексических ошибок и их устранение
Упражнение 1. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание;
мотивируйте свой выбор.
1. На месте небольшого завода ... (возведен, построен, создан) крупный
деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий
установка может быть ... (построен, смонтирован, создан, установлен) как на
открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал ...
(отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины
столицы. 4. Технолог Калинина предложила ... (переделать, преобразовать,
модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух ... (большой,
крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На
ковровом комбинате в ... (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство
наладилось. Уже ... (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров ...
(продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно ... (любому,
всякому, каждому), что даже самые ... (хорошие, отличные, прекрасные,
великолепные, превосходные) ... условия работы еще не ... (определяют,
решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору
удалось ... (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить)
трагические события в жизни ... (своего поколения, своих сверстников, своих
современников). 8. Этот ... (недостаток, порок, дефект) в детали можно ...
(увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным
глазом. 9. Победителю конкурса ... (присуждена, присвоена, выдана, выделена)
премия. 10. В новом отеле ... (первоочередное, первостепенное, главное,
ведущее, важнейшее) внимание обращают на ... (хорошее, прекрасное,
безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.
Упражнение 2. Что стало причиной нелогичности, абсурдности высказывания в
приведенных предложениях? Устраните логические и лексические ошибки,
сформулируйте мысль правильно.
1. Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань,
пламень, глас. Их использовали писатели, создавая в художественной
литературе колорит древности. 2. Мы узнаем об этой женщине, так непохожей
на свои письма, нечто новое, что роднило ее с композитором; мы видим ее
лицо, читающее его письмо, ее тонкую фигуру, идущую по прекрасному парку.
3. Балерина создает проникновенный образ Жизели - от радостной девушки,
верящей в любовь, до трагической гибели героини. 4. Я очень люблю Москву,
да и как мне ее не любить, ведь и сама-то я тамбовская. 5. Дождевальная
установка уже пущена в работу; взметающиеся вверх рано утром длинные
струи не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем
травами. 6. Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы, чтобы
14

делать обычное, самое будничное дело - производить молоко, выращивать скот
и птицу. 7. Труженики фермы должны строго соблюдать график отела коров.
Упражнение 3. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.
1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его
убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается
буйный рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом трудном
участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться
отрицательные проблески. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их
помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 5. Выпас собак
запрещается. 6. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода
тараканов. 7. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные
свалки. 8. Продается пожилой дом. 9. Лекция для бездетных родителей
переносится на четверг. 10. Студенты нашей группы добились ухудшения
дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 11. В нашей работе ведущее
значение придается нравственному и трудовому воспитанию.
Упражнение 4. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при
этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической
сочетаемости. Отредактируйте предложения.
1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей. 2. Дети произносят
стихотворение, стоя врассыпную. 3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение
черного блондина». 4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил:
«Станьте плашмя, тогда свободнее будет!». 5. Рекорды продолжаются. 6. Вдруг
она заметила: по коридору идет кот на цыпочках. 7. Большинство времени
проходит бесплодно. 8. Учитель предложил нам написать контрольную работу
устно. 9. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 10.
Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 11. Опыт последних лет с
неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 12.
Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне
положительным результатам. 13. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. 14.
Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в песке, носит с
изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее
научил грации? 15. От усталости мое тело подкашивалось на ногах. 16.
Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал
барабан. 17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и
общественного транспорта. 18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи
воспитателя в детском саду). 19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах!
(речь ребенка) 20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи
иностранца).

15

Упражнение 5. Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте
случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте
предложения.
1. Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому, что
Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих
учениках. 2. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 3. Они
окончили профессионально-техническое училище, но, чтобы хорошо работать,
нужен непосредственный опыт у станка. 4. За ошибки и недостатки
председатель совхоза Пашков заслуживает взыскания. 5. Достаточно
нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки
всю семью. 6. Касса получает за товары ясельного возраста. 7. Переплет
сделался неотъемлемой деталью комнатного убранства. 8. Творчество
Маяковского волнует читателей на самых различных языках.
Упражнение 6. Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой
выбор.
Паровоз, натруженно дыша, протащился по платформе, состав ... (встать
- стать). 2. Перед собранием ... (встать - стать) такой принципиальный
вопрос. 3. Испытания новой машины ... (проводиться - производиться) уже
третью неделю. 4. По окончании производственной практики преподаватель
должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве ...
(проведенный - произведенный) работы и ... (предоставленный представленный) отчета. 5. Комсомольская молодежь у нас в группе ...
(представлена - предоставлена) самой себе. 6. В работах художников и
скульпторов ... (отражаться - отображаться) труд, быт и отдых
забайкальцев. 7. Впечатлений от поездки много, но главное - это
исключительно ... (дружеский - дружественный) отношение к нам
французского народа. 8. Люди, захваченные стихией отступления, не
понимающие ... (существо - сущность) происходящих событий, нередко
случайно оказывались в числе эмигрантов. 9. Конькобежцы США ...
(опробовать - апробировать) костюм из нового синтетического материала. 10.
Эти модели после (апробирование - апробация) переданы в серийное
производство. 11. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные командированные) удостоверения. 12. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо
- личность) этого человека. 13. На мебель были ... (одеты - надеты) чехлы. 14.
Молодой актер играет ... (главную - заглавную) роль в спектакле «Волки и
овцы» А.Н. Островского. 15. Напрягая последние ... (силы - усилия), мы
достигли вершины горы. 16. На выставке представлен большой выбор красивой
и ... (практичной - практической) обуви. 17. Группа школьников ... (пришла зашла) в музей на лекцию. 18. Мы все ... завтра (придем - выйдем) на стадион,
чтобы посмотреть игру своей любимой команды. 19. В порту судно ... (стало встало) на якорь. 20. Перед подвигом защитников отечества мы ... (преклоняем
- склоняем) голову. 21. Он внимательно слушал лекцию, делая ... (пометы 16

заметки) в блокноте. 22. Мы так давно не виделись, что вначале я его не ...
(узнал - признал). 23. Он осторожно ... (занести - нанести) на карту полученные
координаты и продолжил курс. 24. (Эффективное - эффектное) управление
тепловым потоком имеет огромное значение. 25. Черные цвета вперемешку с
бурыми и белыми полосками делают оперение селезня очень (эффективным эффектным). 26. Большая верность жизненной правде, отсутствие внешне
(эффективных - эффектных) натяжек только усилило воздействие фильма. 27.
Все ее странные поступки продиктованы непомерным самомнением и ...
(гордостью - гордыней).
Материалы взяты из учебника Голуб И.Б. «Упражнения по стилистике
русского языка»
Упражнения на устранение
фразеологических единиц

ошибок,

связанных

с

употреблением

Упражнение 1. В приведённых ниже примерах укажите случаи использования
фразеологизмов без учёта их значения. Отметьте другие стилистические
недочёты. Исправьте предложения. За справками обращайтесь к
фразеологическим словарям русского языка.
1. Выступая перед выпускниками школы, пятиклассник Алёша Морозов сказал:
«Мы сегодня провожаем в последний путь наших старших товарищей». 2.
Выпускники, взволнованные и счастливые, на прощание спели свою лебединую
песню. 3. Я всегда считал, что насилием победить насилие невозможно, а если
со мной кто-то не согласен, то, как говорится, пусть земля ему будет пухом! 4.
Услышав шум, он выскочил в коридор в чём мать родила, в одних трусах и
майке. 5. Рационализатор – это человек, который не может относиться
равнодушно к тому, что плохо лежит. 6. Мы долго ждали, когда наши
футболисты пробьют окно в Европу. 7. А в штабе до сих пор не могут понять,
как бандформирования могли пройти незамеченными много километров и
почти сесть на шею нашим войскам. 8. Изящно и просто решили эту проблему
наши учёные и поставили на ней крест. 9. У этих «заботливых родителей» дети
спят на каких-то прокрустовых ложах. 10. Смешит зрителя драматург не один, а
в компании с прекрасными актёрами, которым палец в рот не клади, а дай
только народ посмешить. 11. Фирменное блюдо ехидны – муравьи, термиты.
12. Мы не протянем рук перед Западом. 13. На заводе царил разгром, но новое
руководство работало истово, до последнего вздоха, и это помогло ему не
только завоевать авторитет среди рабочих, но и погасить часть долгов за
электроэнергию. 14. Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся
подрезать им крылья. 15. Люди работают в буквальном смысле плечом к плечу,
каждый у всех на виду. 16. Грампластинка ещё не сказала своего последнего
слова. 17. Нужен он мне как банный лист. 18. Я в точных науках ни гу-гу! 19.
Он стоит на своём, покуда его держат ноги. 20. Не случайно это совпадение:
17

Павел Власов – духовный отец Павла Корчагина! 21. По мнению Шолохова,
крестьяне прямой наводкой шли в колхоз.
Упражнение 2. В приведённых ниже примерах укажите ошибки в
употреблении
фразеологизмов
(неоправданная
замена
компонентов
фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава,
изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение
компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это
необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.
1. Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую
пословицу. 2. В связи с участившимися террактами всем надо держать уши
наготове. 3. Все понимали, что эти слова и слёзы являются фиговым
прикрытием авантюристки. 4. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги
завоевателям. 5. Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один
пойти на кабана. 6. Шоу Пугачёвой всегда организовано на более широкую
ногу. 7. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 8. Всеми
фибрами души я испытывал счастье борца. 9. Игорь уходил в поход неопытным
новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 10. Не нужно
замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 11. Это легче
пареной репы. 12. Выступление депутата перед собравшимися было принято
прямо на ура. 13. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят:
работа требовала всё большего напряжения. 14. После смены руководства
жизнь на заводе забила другим ключом. 15. У них всё было шито-крыто белыми
нитками, но тогда этого никто не замечал.

Практические занятия №14-16
Упражнения на отработку орфографических навыков
Выполните упражнения в учебнике Гольцовой Н. Г. с. 87-94.
1. Правописание приставок на з-с & 26. Упр. 138, 141
2. Правописание и-ы после приставок. & 28. Упр. 148- 149
3. Приставки пре-при. & 27. Упр 142 – 145
4. Разделительные ъ и ь. &29. Упр. 154-158.
Практические занятия №17-18
Морфологические нормы
18

1. Образование форм И. и Р. п мн.ч. имен существительных.
Именительный падеж множественного числа
-а, -я
Борт –бортА
вЕксель – векселЯ
вЕнзель – вензелЯ
вОрох – ворохА
дирЕктор – директорА
инспЕктор – инспекторА
кАтер –катерА
кИтель – кителЯ
кУзов – кузовА
кУпол –куполА
Округ – округА
Ордер – ордерА
пАспорт – паспортА
профЕссор – профессорА
тЕнор – тенорА
фЕльдшер – фельдшерА
флЮгер – флюгерА
штАбель – штабелЯ
штЕмпель- штемпелЯ
шУлер - шулерА

-ы, -и
бухгАлтер –бухгАлтеры
вОзраст – вОзрасты
грИфель – грИфели
грУнт – грУнты
диспЕтчер- диспЕтчеры
договОр – договОры
инженЕр – инженЕры
констрУктор – констрУкторы
лЕктор – лЕкторы
лИфт – лИфты
пОрт – пОрты
приговОр – приговОры
прожЕктор – прожЕкторы
редАктор – редАкторы
рЕктор – рЕкторы свИтер – свИтеры
сЕктор – сЕкторы
склАд – склАды
слЕсарь – слЕсари
снАйпер – снАйперы
тОрт – тОрты
трЕнер – трЕнеры
флОт – флОты
фрОнт –фрОнты
шофЕр – шофЕры
штаб – штАбы
штУрман - штУрманы

Родительный падеж множественного числа с окончаниями –ов и нулевым
окончанием от существительных мужского и среднего рода.
Названия национальностей
-ов
бедуИны – бедуИнов
казАхи – казАхов
калмЫки – калмЫков
киргИзы – киргИзов
монгОлы – монгОлов
таджИка – таджИков
тунгУсы – тунгУсов
узбЕки – узбЕков
хорвАты – хорвАтов
якУты -якУтов

нулевое
армЯне – армЯн
башкИры – башкИр
болгАры –болгАр
бурЯты – бурЯт
грузИны – грузИн
лезгИны – лезгИн
осетИны – осетИн
румЫны – румЫн
татАры – татАр
тУрки – тУрок
туркмЕны – туркмЕн
цыгАне - цыгАн

Запомнить!

19

Слова гардемарин, гренадер, гусар, драгун, кирасир, улан и под. При
существительных, обозначающих воинское соединение, имеют в родительном
падеже множественного числа нулевое окончание ( эскадрон гусар, отряд
улан), однако при обозначении отдельных лиц имеют окончание –ов (пять
гардемаринов, несколько гусаров)

Названия предметов и явлений
-ов
браслЕты –браслЕтов
брелОки-брелОков
габарИты – габарИтов
купОны –купОнов
нЕрвы – нЕрвов
рЕльсы - рЕльсов

нулевое
местА – мЕст
Окна – окОн
СтЁкла - стЁкол

Растительный мир
-ов
абрикОсы – абрикОсов
ананАсы – ананАсов
апельсИны – апельсИнов
баклажАны – баклажАнов
банАны – банАнов
георгИны – георгИнов
гранАты –гранАтов
мандарИны –мандарИнов
помидОры – помидОров
томАты -томАтов

нулевое
яблоки - яблок

Единицы измерения
-ов
бАйты – бАйтов
гектАры – гектАров
грАммы – грАммов
децибЕлы – децибЕлов
карАты – карАтов
килогрАммы- килогрАммов
киломЕтры - киломЕтров

нулевое
ампЕры –ампЕр
аршИны – аршИн
бИты – бит
вАтты – ват
вОльты – вОльт
радиАны – радиАн
рентгЕны – рентгЕн

Парные предметы
-ов
Боки – боков
брОнхи – брОнхов
джИнсы – джИнсов
гОльфы – гОльфов
клИпсы – клИпсов
носкИ - носкОв

нулевое
ботИнки – ботИнок
вАленки – вАленок
плЕчи – плеч
погОны – погОн
сапогИ – сапОг
чулкИ – чулОк
шОрты - шорт

Родительный падеж множественного числа от существительных
среднего рода на –ье и женского рода на –ья.
20

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже
единственного числа на –ье без ударения, и женского рода на –ья без
ударения имеют в родительном падеже множественного числа нулевое
окончание (ий)
ср.р, -ье
гулЯнье –гулЯний
застОлье – застОлий
кУшанье – кУшаний
новосЕлье – новосЕлий
ожерЕлье – ожерЕлий
раздУмье – раздУмий
сидЕнье – сидЕний
снАдобье – снАдобий
солЕнье – солЕний
ущЕлье - ущЕлий

ж.р, -ья
Армия – Армий
аудитОрия – аудитОрий
бегУнья – бегУний
гОстья – гОстий
колдУнья – колдУний
олАдья – олАдий
плясУнья – плясУний
эскадрИлья – эскадрИлий

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже
множественного числа на –ье под ударением, женского рода на –ья под
ударением в родительном падеже множественного числа имеют окончание
–ей
ср.р -ье
ружьё – рУжья – рУжей
питьё – питьЯ – питЕй
копьЁ – кОпий (запомнить!)

ж.р и общ.р. -ья
полыньЯ – полыньИ – полынЕй
статьЯ – статьИ – статЕй
судьЯ – сУдьи – сУдей
ничьЯ ничьИ -ничьИх –(запомнить!
ничья –сущ, склоняется как местоимение)

Родительный падеж множественного числа от существительных
среднего рода на –це
-ец
блюдце – блюдец
зеркальце – зеркалец
копытце – копытец
одеяльце – одеялец
полотенце – полотенец
сердце – сердец
Запомнить! Солнце - солнц

Однако в ряде слов с уменьшительноласкательным значением сохраняется
окончание -ев
болотце – болотцев
деревце –деревцев
кружевце – кружевцев
оконце - оконцев

Родительный падеж множественного числа с нулевыми
окончаниями и окончанием –ей от существительных женского и
общего рода
нулевое
вАфля – вАфель

-ей
рАспря – рАспри – рАспрей
21

пЕтля –пЕтли – пЕтель
потЕря – потЕрь
тУфля – тУфель
бАржа – бАржи – бАрж
копнА –кОпны – копЁн
кочергА – кочергИ – кочерЁг
манжЕта – манжЕт
обОйма – обОймы – обОем
пеленА – пелЁн
серьгА – сЕрьги –серЁг
сиротА – сирОты - сирОт

вЕдомость – ведомостЕй
лОпасть – лопастЕй
мОщность – мОщностей
Отрасль –Отрасли – Отраслей
скАтерть – скАтертей
скОрость – скоростЕй
чЕтверть – четвертЕй

Родительный падеж от существительных, употребляющихся
преимущественно во множественном числе
-ей

-ов

бУдни – бУдней
дрОвни – дрОвней
кОзни – кОзней
пельмЕни – пельмЕней
Ясли - Яслей

вЫборы – вЫборов
дебАты – дебАтов
джинсы – джИнсов
зАморозки – зАморозков
кулуАры – кулуАров
манЕвры – манЕвров
мУскулы – мУскулов
нАрды – нАрдов
очИстки – очИстков
сОты – сОтов
чИпсы - чИпсов

нулевое
зрАзы – зраз
жАбры – жабр
канИкулы – канИкул
лосИны – лосИн
макарОны – макарОн
невзгОды – невзгОд
окОвы - окОв
сардИны – сардИн
Узы – уз
шОрты – шорт
шпрОты - шпрот

Нормативное определение рода некоторых имен
существительных
Как определить род имени существительного?
• Род существительного можно определить, согласовав с ним местоимение
мой:
мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко — мужской род;
моя
жена,
моя
стена,
моя
ночь
—
женский
род,
моё окно, моё небо, моё животное — средний род.
• У большинства существительных, обозначающих людей, род можно
определить по полу: мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя
мать, моя сестра (женский род).
• Род существительных определяется по форме единственного числа.
Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода
не имеют: ясли, макароны, брюки, вилы.
3. Какие существительные относятся к общему роду?
22

•

•

Существительные
общего
рода
—
это
существительные,
которые характеризуют человека, дают ему оценочную характеристику;
они имеют окончания -а, -я и относятся к 1-му склонению: неряха,
заводила, запевала, работяга, грязнуля, стиляга, пьяница, неженка, соня,
плакса.
• Существительные общего рода могут обозначать людей и мужского, и
женского пола: Какой ты неряха! Какая ты неряха!
4. Как определить род неизменяемых существительных?
• Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется
по полу: храбрый идальго, изысканная леди.
• Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к
мужскому роду: военный атташе, ночной портье. Существительные 2-го
склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач,
профессор, доцент, шофёр и т.д.), даже если используются по отношению к
лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода.
Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к
мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как
существительные женского рода: австралийский кенгуру, смешной
шимпанзе; шимпанзе кормила своих детёнышей. Исключения: цеце
(муха), иваси (рыба) — женский род.
• Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему
роду: ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи, ароматное какао,
выдержанное бордо, пьянящее шардоне, горячее капучино, локомотивное
депо, новое пальто, плетеное кашпо. Исключения: кофе, пенальти, сирокко
(мужской род); авеню, салями (женский род).
• Род иноязычных географических названий определяется по родовому
слову: далекое Монако (это княжество, т.е. существительное среднего рода,
значит, слово Монако тоже среднего рода), широкая Лимпопо (река —
ж.р.), густонаселенный Токио (город — м.р.). Если можно использовать два
разных родовых слова, то возможны варианты согласования: независимое
Гаити (государство — с.р.), независимая Гаити (страна — ж.р.) и далекий
Гаити (остров — м.р.); прекрасный Брешиа (город — м.р.) и прекрасная
Брешиа (провинция — ж.р.). В некоторых случаях родовая принадлежность
существительного устанавливается традицией, поэтому требуется
словарная проверка.
5. Как определить род сложносокращенных слов (аббревиатур)?
• Род аббревиатур обычно определяют по опорному слову в расшифровке
аббревиатуры или же по родовому слову: НАТО (альянс — м.р.)
постановил, МГУ (университет — м.р.) принял новых студентов, СНГ
(содружество — с.р.) выступило с инициативой, ЮНЕСКО (организация —
ж.р.) объявила 2011 год годом лесов.
• В
некоторых случаях родовая принадлежность существительного
устанавливается традицией, поэтому требуется словарная проверка: вуз
(опорное слово — заведение, но род мужской), МИД (опорное слово —
23

министерство, но род мужской), ТАСС (опорное слово — агентство, но род
мужской).
6. Как определить род существительных, оканчивающихся на -ЛЬ в
форме им. п. (слова типа тюль, мозоль, полироль, толь, вентиль)?
• Род таких слов надо запоминать, в случае затруднений проверять по
словарям. Например, можно воспользоваться словарями в рубрике
«Проверка слова» на сайте gramota.ru.
• К мужскому роду относятся слова аэрозоль, полироль, пасквиль, водевиль,
квантиль, квартиль, эндшпиль, тюль, толь, бемоль и др.
• К женскому роду относятся такие слова, как антресоль, мозоль, канифоль,
вакуоль, триоль и др.
7. Как определить род существительных, обозначающих названия обуви и
парных предметов?
• Род таких слов надо запоминать, в случае затруднений проверять по
словарям.
• Слова, обозначающие названия обуви:
Ботинки — один ботинок
Боты — один бот
Ботфорты — один ботфорт
Кеды — один кед
Сланцы — один сланец
Мокасины — один мокасин
Босоножки — одна босоножка
Туфли — одна туфля
Сандалии — одна сандалия
Тапки — одна тапка
Кроссовки — одна кроссовка
Бутсы — одна бутса
Бахилы — одна бахила
Вьетнамки — одна вьетнамка
• Кроме этого, существует двуродовое существительное унты. Если во мн.ч.
ударение падает на окончание слова (унты, -ов), то форма единственного
числа — один унт. Если же во мн.ч. ударение падает на основу (унты), то
форма им.п. ед.ч. — унта.
• Другие слова, обозначающие названия парных предметов: гамаши — одна
гамаша, гетры — одна гетра, бакенбарды — одна бакенбарда, краги — одна
крага. Но: гольфы — один гольф, рельсы — один рельс, коррективы —
один корректив.
8. Как определить род составных существительных (слова типа кафестоловая, диван-кровать)?
24

Если у существительного изменяется по падежам только одна часть, род
определяется по изменяемой части: персональная интернет-страничка (ж.р.).
Если же у существительного изменяются обе части слова, то род
определяется по более значимой по смыслу части: вкусный торт-мороженое
(м.р.), удобное кресло-кровать (с.р.).
См. дополнительно: Как сказать правильно: «Кафе-столовая закрыт(о, а) на
ремонт».
9. Изменяются ли имена существительные по родам?
Имена существительные по родам не изменяются, род у каждого
существительного — категория постоянная: мама — только ж.р., яблоко —
только с.р. и т.д.
Упражнения к теме «Род имён существительных»
Упражнение 1. Определите род существительных. Выпишите слова в
четыре столбца(ж, м, ср, общий род)
Жена, дитя, книга, бедняга, сирота, злюка, время, дедушка, вояка, косуля,
слониха, жаба, акула, тихоня, стремя, мачеха, Бетси, буржуа, имя, семя,
существо, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество,
животное, страшилище, брюки, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь,
ножницы, гусак, гусыня, родитель, врач, директор, письмо, подмастерье,
лошадь, конь, голосище, кость, гость, нож, дрожь, такси, вилы, авеню, рояль,
шампунь, диагональ, тюль, вуаль, жалюзи, макароны, ясли, толки, нападки,
носилки, часы, тряпьё, зверьё, мёд, фарфор, бархат, конопля, деньги, сутки,
каникулы, похороны, сластёна, неженка, заводила, умница, гуляка, плакса,
домина, гостиная, столовая, ванная, горничная, мороженое, жаркое, сани.
Упражнение 2. В каком ряду род всех существительных определён
правильно?
1) домишко — м.р., задира — общ.р., шампунь — м.р., радио — ср.р.;
2) портье — ср.р., мелочь — ж.р., пламя — м.р., киви — м.р.;
3) шалун — общ.р., Дели — ср.р., бегство — м.р., даль — ж.р.;
4) глазурь — ж.р., Сухих — м.р., манто — м.р., какаду — общ.р.
Исправьте ошибки.
Нормативное употребление
степеней сравнения имен прилагательных
Упр. 200, 201. с.130. учебник Гольцовой Н. Г.
Нормативное употребление
падежных форм имен числительных
Упр. 223- 227. с.148-149. учебник Гольцовой Н. Г.
25

Нормативное употребление
местоимений, глагольных форм
Упр. 232, 234 (местоимения) с.154. учебник Гольцовой Н. Г.
Упр. 257, 258 (глагол) с.168-169. учебник Гольцовой Н. Г.
Упр. 261, 262 (причастие) с.172. учебник Гольцовой Н. Г.
Упр. 272 (деепричастие) с.179. учебник Гольцовой Н. Г.
Практическое занятие №19
Синтаксическая норма – это правила построения словосочетаний
предложений. Типичные синтаксические ошибки в речи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

и

Нарушение согласования.
Употребление несогласованных приложений.
Нарушение управления.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Ошибки в построении предложений с однородными членами.
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.
Ошибки в построении сложного предложения.
Смешение прямой и косвенной речи.
Упражнения на соблюдение норм управления

Упражнение 1. Перепишите, раскрывая скобки и выбирая нужную падежную
форму. Укажите возможные варианты.
Искать (помощь, помощи), искать (счастье, счастья), искать (славы, славу);
требовать (деньги, денег), требовать (билет, билета); страшиться (расправу,
расправы); бояться (мать, матери).
Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки, употребив управляемое слово в
нужном падеже. При работе над упражнением используйте «Словарь
трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой. М., 1985.
Свойственный (ты), характерный (он), жажда (месть), жаждать (мир),
избегать (ошибка), уверенность (правда), неверие (успех), вера (человек),
начать (работа), приступить (расследование), награжден (грамота), удостоен
(награда), упрекать (грубость).
26

×
Упражнение 3. Составьте словосочетания «глаг. + сущ.», в качестве главного
компонента употребите следующие слова: верить, обеспокоиться, добиться,
удивляться,
восхищаться,
преклоняться,
опираться,
основываться,
базироваться, обвинять, предупреждать, предостерегать, использовать.
×
Упражнение 4. Составьте словосочетания «сущ. + сущ.», в качестве главного
компонента употребите следующие слова: уверенность, преимущество,
жажда, беспокойство, тревога, обида, рецензия, отзыв, гордость.
Упражнение 5. Выберите из скобок нужный глагол и вставьте его в
предложение, соблюдая нормы управления. Определите падеж управляемого
слова. При работе используйте следующую подсказку.
Заслуживать + сущ. Р.п.
Заслужить + сущ. В.п.
Оскорбиться + сущ. Т.п.
Обидеться + на + сущ. В.п.
Пренебрегать + сущ. (мест.) Т.п.
Игнорировать + сущ. (мест). В.п.
Ограничить + сущ. В.п.
+ от + сущ. Р.п.
+в + сущ. П.п.
Отличаться +от + сущ. Р.п.
+ в + сущ. П.п.
Различаться + сущ. Т.п.
+ по + сущ. Д.п.
Отличить + сущ. В.п.
+ от + сущ. Р.п.
1. Язык моряков крепок, свеж, полон спокойного юмора. Он (заслужить,
заслуживать) отдельного исследования (К. Паустовский). 2. Они вполне
(заслужить, заслуживать) свое положение и счастье (В. Каверин). 3.
…Незадолго до смерти Андерсен сказал одному молодому писателю: «Я
(оплатить, заплатить, уплатить) за свои сказки большую и, я бы сказал,
непомерную цену. Я отказался ради них от своего счастья…» (К. Паустовский).
4. К счастью, самозванец или не расслышал, или (пренебрегать, игнорировать)
неуместным намеком (А. Пушкин). 5. Потом, когда начнется настоящее
разногрибье, маслятами как-то (пренебрегать, игнорировать), и, между прочим,
зря (В. Солоухин). 6. Пусть же не (оскорбиться, обидеться) ее милая тень этим
поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу
(И. Тургенев). 7. Николай Иванович теперь даже и не (оскорбиться, обидеться)
на эти слова (И. Тургенев). 8. Чем, например, (отличаться, различаться) спорый
27

дождь от грибного? (К. Паустовский). 9. Природа словно хотела резко
(отличить, ограничить) здесь прибрежный район от бассейна реки Имана
(И. Арсеньев). 10. Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились,…(отличить,
различить) (А. Пушкин).
Упражнение 6. Составьте словосочетания с глаголами бороться (с чем? против
чего?), добавить (что? чего?), требовать (чего? что?), властвовать (над кем?
чем?).
Упражнение 7. Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях, и
запишите предложения в исправленном виде. Какие нормы управления в них
нарушены?
1. Преподаватель написал отзыв на мою работу. 2. В газете появилась
рецензия о новом фильме. 3. Больше внимания следует уделять на повторение.
4. Он ждал решение суда. 5. Лицеисты выступали с верой в успехе. 6. Сестра
тревожилась о брате. 7. Им руководила жажда в деятельности. 8. Выступающие
отметили о недостатках успеваемости. 9. Он не обиделся этими словами. 10.
Учитель отметил о недостатках контрольной работы. 11. Пенсионерам сейчас
трудно оплачивать за квартиру. 12. Он был осужден к десяти годам лишения
свободы. 13. Мы надеемся о том, что полугодие вы закончите успешно.
Синонимия форм главных членов предложения
Согласование сказуемого с подлежащим
Упражнение 8. Определите способы выражения подлежащего в следующих
предложениях, укажите стилистическое различие между ними.
1. Любить тебя – большое испытание. Любовь к тебе – большое
испытание.
2. Учиться – всегда пригодится (посл.). Учение всегда пригодится.
3. Как-то незаметно у нас вошло в обычай читать вслух короткие
чеховские рассказы. Как-то незаметно у нас вошло в обычай чтение вслух
коротких чеховских рассказов.
4. Обучение речевой деятельности на чужом языке – трудная задача.
Обучать речевой деятельности на чужом языке – трудная задача.
Упражнение 9. Определите способы выражения простых
сказуемых, укажите стилистическое различие между ними.

глагольных

28

1. И в волны вмиг прыгнул пловец нетерпеливый (А. Пушкин). – Вот
поравнялись мы с телегой …вдруг великан в полушубке прыг с неё долой – и
прямо к нам! (И. Тургенев).
2. Генерал резко остановил машину возле своей палатки (В. Катаев). –
Только как назвал я тебя, батюшка, так она вдруг и останови коня
(А. Толстой).
Упражнение 10. Укажите стилистическое различие в способах выражения
составного именного сказуемого.
1. Небо было ясно, чисто… (А. Куприн). Небо было ясное, чистое.
2. Я на неё не в обиде (К. Паустовский). Я на неё не обижен.
3. Егор Семеныч был высокий, широкий в плечах… (А. Чехов). Егор
Семеныч был высок, широк в плечах.
4. Труд есть борьба человека с природою (Д. Писарев). Труд является
борьбой человека с природою. Труд – борьба человека с природою.
Упражнение 11. Какое значение и стилистическую окраску приобретает
сказуемое, если его именная часть стоит в именительном или творительном
падеже, выражена краткой или полной формой прилагательного? Запишите
предложения, подчеркните сказуемые.
1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. 2. Как тополь
киевских высот, она стройна. 3. Из шатра, толпой любимцев окруженный,
выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он
прекрасен. 4. Петушок мой золотой будет верный сторож твой (А. Пушкин). 5.
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М. Лермонтов). 6. Я самый смирный
стал теперь человек (Л. Толстой). 7. Теперь Васька врачом в уезде. 8. Это я
только к тебе добрый (М. Горький). 9. Стали теперь безопасны для проезда
лесные тропы. 10. У Ивашкиных он был своим человеком (А.Чехов). 11. В то
время был ещё жених её супруг. 12. Вся жизнь моя была залогом свиданья
верного с тобой 9А.Пушкин).
Упражнение 12. Проанализируйте формы сказуемых в следующих
предложениях. Чем объясняется в них выбор форм множественного или
единственного числа? Какие факторы являются предпочтительными при
выборе той или иной формы?
1. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море (А. Куприн). 2.
Несколько матросов… вышли как-то в море на этом катере (А. Куприн). 3.
…Вспыхнуло множество огней и ослепило Лизу (К. Федин). 4. Приехало
множество народу (Л. Петрушевская). 5. Большинство писем было доставлено
днем (К. Лидин). 6. Большинство пассажиров дремали (К. Паустовский).
29

Упражнение 13. Выберите один из указанных в скобках синонимичных
вариантов сказуемых. Сопоставив ваш выбор с авторским вариантом,
попытайтесь мотивировать последний.
1. Мать у меня (была красивой, была красавица, была красива), прямо
цыганка (К. Паустовский). 2. Настоящая мудрость (является немногословной,
немногословна, немногословная) (Л. Толстой). 3. Но все-таки мне обидно, что
моя мать, всегда такая строгая и красивая, – теперь (такая некрасивая и
смешная, так некрасива и смешна) (М. Горький). 4. В слове (скрывается,
сокрыта) самая великая энергия, известная на земле, – энергия человеческого
духа (Ф. Абрамов). 5. Синцов тоже (решил ложиться, собрался ложиться,
намерен был ложиться, намеревался ложиться), как дверь вдруг отворилась
(К. Симонов). 6. Члены «Среды» (имели возможность влиять, могли влиять) на
самые разнообразные стороны жизни (Н. Телешов).
Авторские варианты: 1) была красавица; 2) немногословна; 3) так
некрасива и смешна; 4) сокрыта; 5) собрался ложиться; 6) имели возможность
влиять.
Упражнение 14. Найдите грамматико-стилистические ошибки в употреблении
составного сказуемого. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Работники отдела оказались глухие к критике. 2. Все становится ясно,
когда мы начинаем разбирать это дело. 3. Этот человек сделался невозможный.
4. Себя же режиссер видел как разрушителя старых, косных, отживших, по его
мнению, форм и как искателя новых форм театра. 5. Эта книга полезная и
интересная, но не свободна от некоторого схематизма. 6. Этот человек был
больной гриппом. 7. Сергей считает себя как удачливого человека. 8. Девочка
стала безразличная ко всему окружающему.
Упражнение 15. Найдите и исправьте грамматические ошибки в согласовании
сказуемого с подлежащим. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Молодежь собирались в парке на митинг. 2. Родня его не любили. 3.
Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. 4. Вдруг перед
ним возникло три громадных фигуры. 5. На дворе у него воспитывались
несколько медвежат. 6. Собака Дик увидел палку. 7. В нем мне понравилось
любовь к Маше и искренность по отношению к Пугачеву. 8. На моем
попечении была старая бабушка и мой маленький братишка. 9. Доброта и ум
отличал нашу первую учительницу. 10. Он наблюдал из-за угла, не идут ли кто.
11. В дискуссии участвовали много ученых. 12. Несколько мужчин и женщин
стояло у ворот больницы.
Синтаксические нормы в структуре
30

простого осложнённого предложения
Упражнение 16. Однородные члены предложения чаще всего выполняют
следующие стилистические функции:
1) служат средством детального описания предмета, обстановки, действия
и т.п.;
2) передают эмоциональное отношение к описываемому;
3) выступают в качестве средства создания портрета персонажа.
Определите стилистическую
предложениях:

роль

однородных

членов

в

следующих

1. Привольно
зеленеют
кругом
хлеба
и
травы
(И. Бунин).
2. У печи солдат в грубой рубахе, и галстуке, и черных штанах, и в одном
сапоге с желтым голенищем (Л. Толстой). 3. Есть в светлости осенних вечеров
умильная, таинственная прелесть… (Ф. Тютчев). 4. Помню большой, весь
золотой, подсохший и поредевший сад… (Н. Бунин). 5. От глухой лесной
опушки до невидимой реки встали танки, кухни, пушки, тягачи, грузовики…
(А. Твардовский). 6. Что, дремучий лес, призадумался, грустью темною
затуманился? (А. Кольцов). 7. Во всех комнатах – в лакейской, в зале, в
гостиной
–
прохладно
и
сумрачно
(И. Бунин).
8. Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы, и
распущенные власы, и капли слез (А. Пушкин). 9. Захар смотрел то на солнце,
то на широко раскрывшийся после косьбы степной простор… (И. Бунин).
Упражнение 17. Найдите и исправьте ошибки, связанные с построением
предложений с однородными членами. Определите причины данных ошибок.
Запишите предложения в исправленном виде.
1. Комната мне нравится, потому что в ней светло, уютно. Большая и
чистая. 2. Мальчик был лобастый, но очень серьезный. 3. После этого изобрели
стальное перо, чернильную ручку, авторучку, шариковую ручку, капиллярную
ручку. 4. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда. 5.
Тревога и тоска застыла в их глазах. 6. Девочки спрыгнули с лодки и бегут к
морю. 7. Море после шторма спокойное, веселое и играет лучами солнца. 8. Все
были рады, счастливы и веселые. 9. Дети были очень веселые и радующиеся.
10. Вода была голубая и спокойная. 11. Их отец был опытным рыбаком и
отважный мореход. 12. Все очень ждут и переживают за рыбаков. 13. Наташа
помогала матери по хозяйству. Следила и укладывала спать маленького
братишку. 14. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 15. Несколько
человек пытались решить и задумались над задачей. 16. Я люблю бокс, хоккей
и плавать в бассейне. 17. Все мы радовались и гордились успехом команды. 18.
Залогом успеха является контроль и руководство за университетской работой.
31

19. Для меня счастье – это хорошая семья, любимый человек. Призвание и
верные друзья.
Упражнение 18. За счет чего создается комический эффект в следующих
примерах?
1. Этот скандал, несмотря на свою видимую ничтожность, обошелся ему
очень дорого. Благодаря ему он потерял свою новую форменную фуражку и
веру в человечество (А. Чехов). 2. Любит жаловаться больным на свое здоровье
и порядки в поликлинике (Г. Горин). 3. Катя любила Петю и английский язык
(С. Лившин). 4. Он обещал на съезде, что родит роман и сына (И. Ильф). 5. Бью
чечетку и баклуши (В. Русанов). 6. Все смешалось в голове Анны Львовны, а
потом и в доме. 7. Он… сначала вышел из народа, а потом из гоголевской
шинели (И. Двинский). 8. Она принуждена была встать с своего ложа
в негодовании и в папильотках. 9. Штабс-капитан …явился опять в нашем
городе… с своею сестрой и с новыми целями (Ф. Достоевский). 10. Приобрел
большое состояние и дурную славу (К. Валишевский).
Упражнение 19. Перестройте предложения так, чтобы обособленные
определения стали необособленными. Что изменилось при этом в содержании
предложения и в его пунктуационном оформлении?
1.
Потом
пришла
весна,
яркая,
солнечная
(М. Горький).
2. А через минуту, скупой и редкий, пошел дождь (М. Шолохов). 3. Судно,
взявшее меня на борт, называлось «Нырок» (А. Грин). 4. Берега стояли во мгле,
неясные, таинственные, как будто прислушиваясь к шороху все прибывающей
реки (В. Короленко). 5. Мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже облитые
утренней прохладой, принеслись звуки колокола (И. Тургенев).
Упражнение 20. Охарактеризуйте грамматические ошибки, связанные с
употреблением причастных оборотов: 1) нарушение согласования причастия с
определяемым словом; 2) нарушение места расположения причастного оборота
по отношению к определяемому слову; 3) включение в состав причастного
оборота союзов и союзных слов. Исправьте ошибки.
1. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится. 2. В поэме
«Мцыри» рассказывается о судьбе грузинского мальчика, отданного на
воспитание монахам и тосковавшем по свободной жизни. 3. Дети спешат к
реке, приехавшие в лагерь. 4. Этой пятерке я очень обрадовался, полученной
мной впервые в жизни. 5. Плющ, который вьющийся по стене, украшает
комнату, радует глаз. 6. Кот, так как удивленный случившимся, перестал с
этого дня красть. 7. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший
бородой. 8. Обожжённое лицо морозом горело. 9. От ледяного панциря,
32

прикрывающие Антарктиду, откалываются огромные айсберги. 10. Солнечный
луч освещал падающие листья с деревьев.
Упражнение 21. Замените деепричастные
предложениями. Изменилось ли содержание
предложений более характерны для устной речи?

обороты придаточными
предложений? Какие из

1.Набрав в лесу много грибов, мы отправились домой. 2. Неожиданно
заболев, студент не пришел на занятия. 3. Подъезжая к деревне, мы заметили
начавшийся в одном доме пожар. 4. Вы сможете отдохнуть, только полностью
закончив свою работу. 5. Очень уважая своего друга, я все же не могу
выполнить его просьбу. 6. Не повторив старое, не усвоишь новое.
Упражнение 22. Исправьте
деепричастными оборотами.

ошибки

в

следующих

предложениях

с

1. Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника
казались Герасиму шуткой. 2. Получив известие о Павле, радость охватила
Ниловну. 3. Изучая «Слово о полку Игореве», у нас возник вопрос, кто автор
этого произведения. 4. Включив радио, раздались звуки музыки. 5. Поднимаясь
по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.
Упражнение 23. Найдите и исправьте ошибки в построении простых
предложений с обособленными членами. Запишите предложения в
исправленном виде.
1. Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили,
расположенные низко. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она
нуждается в серьёзной доработке. 3. На картине изображена девочка, которая
только вставшая. 4. Вблизи лодки раскинутую на шестах мы видим сеть.
5.Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он
оставил без всяких средств к существованию. 6. Он, выпив полковша, и другую
половину вылил на себя. 7. Отдыхая в кресле, передо мной висит картина
Левитана «Март».
Синтаксические нормы в структуре
сложного предложения
Упражнение 24. Замените там, где это возможно, придаточные
определительные предложения обособленными определениями. Если замена
невозможна, устно объясните почему.

33

1. Событие, которое произошло вчера, запомнится мне надолго. 2. Во
дворе, который освещал месяц, слышались голоса. 3. Около дома был
небольшой сад, где росли вишни, черешни и яблони. 4. Через некоторое время
мы вышли к озеру, которое своим видом больше напоминало болото. 5. Осина,
которую качает ветер, стоит рядом с молодой березой. 6. Лес, по которому мы
теперь шли, состоял только из старых деревьев. 7. Мы с трудом перешли мост,
который почти полностью сгнил посередине.
Упражнение 25. Найдите и исправьте ошибки, связанные с построением
сложноподчиненных предложений. Запишите предложения в исправленном
виде.
1. Ты не забудешь о дне рождения никогда, который порадовал бы тебя
такими необычными подарками. 2. Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю
свои вещи. 3. У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм.
4. Зал нравится мне из-за того, что он уютный, большой и чистый. 5. В комнате
стоит на тумбочке телевизор, после школы по которому я смотрю
развлекательные передачи. 6. На двух полочках – художественная литература,
которыми я пользуюсь при подготовке к урокам. 7. Входишь в комнату, то
сразу бросается в глаза большое окно. 8. Самодельные подарки лучше, потому
что если подарить купленную в магазине вещь, то она может не понравиться. 9.
После шторма рыбаки не вернулись, что вызывает беспокойство у детей. 10.
Если я приду в эту комнату, то всегда чем-нибудь занимаюсь. 11. Прогуливаясь
по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке,
которая лежала у берега вверх килем. 12. Девочки знали, что ночью был шторм,
какая беда могла случиться.
Упражнение 26. Устраните двусмысленность и исправьте ошибки, связанные с
употреблением союзного слова который и с нарушением порядка слов в
сложном предложении. Запишите предложения в исправленном виде.
1. В своем романе Горький правдиво и ярко рисует нам образ Пелагеи
Ниловны, в которой отражен великий процесс пробуждения народных масс. 2.
В сборнике печатаются важнейшие статьи революционных демократов, в
которых они разбирают проблемы воспитания. 3. Мастер предложил изготовить
специальный желоб из листового металла, который установлен на подставках.
4. Эти несколько достопримечательностей, показанных туристам, которые
были особенно знамениты, надолго остались у них в памяти. 5. В сборник
вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях,
которые бытуют в настоящее время в районах Смоленской области.
Упражнение 27. Найдите и исправьте ошибки, связанные с построением
сложных предложений.
34

1. Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь
поспать. 2. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту
заседатель стоял перед барином. 3. К светскому обществу князь Андрей
относится с презрением, в котором принужден бывать. 4. Теплый дождь смочил
землю, в котором так нуждались посевы. 5. Белка – зверь, которая живет на
дереве. 6. Пьеса «На дне» – это произведение, в которой содержится обвинение
капитализму. 7. Офицер приказал, чтобы к нему пригласили, кто спас ребенка.
8. Необходимо то, чтобы ты ко мне зашел. 9. По дороге мы рассказывали, что
случилось с нами за лето. 10. Тарас сказал, что завтра же едем на Запорожье,
чего откладывать. 11. Когда Гринев поправился, он сказал Маше, что я
посылаю письма и жду родительского благословения. 12. Мцыри узнал о себе,
что он не боится лишений и голода, какой он смелый, какой обладает
несокрушимой волей. 13. Когда совсем стемнело, и я направился по тропинке,
которая и привела меня в лагерь.
Упражнение 28. Найдите и исправьте ошибки в предложениях
с прямой и косвенной речью. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».
2. Начальник станции сообщил, что я помогу вам в приобретении билетов. 3.
Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили
мы только то, что сделано было своими руками. 4. К. Паустовский говорил, что:
«Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек».
Упражнение 29. Объясните причины грамматических ошибок (ошибки в
построении словосочетаний и предложений), исправьте их и запишите
правильный вариант.
1. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест. 2. Он, как и его
брат Остап, с малых лет отданы учиться в гимназию. 3. Его некрасивое лицо,
оживленной быстрой ездой, горело смелой удалью. 4. В повести «Капитанской
дочке» А.С. Пушкин рассказал о восстании Пугачева. 5. Среди многочисленных
героев повести мы встречаем трех главных: Тарас, Остап и Андрий. 6. Народ
тогда не знал, за что они борются. 7. На пристани было много народу, и жизнь,
казалась, была шумной, радостной. 8. Синий цвет василька ярко выделялся от
других. 9. Петю послали с пакетом в отряд Денисову. 10. Дворяне они
ненавидели Пугачева. 11. Шофер, увидев меня, он сразу же замедлил ход
машины. 12. В повести «Тарас Бульба» рассказывается о пламенной любви
Тараса к родине и ненависть к врагам народа. 13. Когда Тараса Бульбы войско
вступило в бой, все отважно сражались. 14. Мы видим в произведении
Пугачева честным, мужественным, он может платить за добро добром,
талантливым полководцем. 15. Гринев был честный и мужественный, но у него
есть привлекательные черты. 16. В армии Петя стремился быть в опасных
местах, он просился, где опаснее. 17. Иван Васильевич пошел в ту сторону, где
35

доносились звуки. 18. Рыба мелькнула, и сразу поплавок утонет в воду. 19.
«Барыня сразу начала ругать приживалок, что зачем эта собака, у нас есть
собака и хватит». 20. Когда пришел приказчик, то, замечая Дубровского, упал
перед ним на колени. 21. Читая повесть «Капитанская дочка», перед читателями
ярко встает образ предводителя народного восстания Емельяна Пугачева. 22.
Петя нравится мне тем, потому что он пламенно любил свою родину. 23. Когда
Герасима привезли в Москву, и назначили дворником.
Практические занятия №20-21
Упражнения на отработку пунктуационных навыков
1.Знаки препинания в предложениях с однородными членами.Упр.362, 363,
365, 370, 372, 373, 379. Учебник Гольцовой Н.Г.
2. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Упр. 383, 385,
392, 398, 401, 406, 411. Учебник Гольцовой Н.Г.
3. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Упр.411, 421, 423, 426. Учебник Гольцовой Н.Г.
4. Знаки препинания в сложном предложении. Упр. 436,441, 444, 450, 453,458.
Учебник Гольцовой Н.Г.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».