Методические рекомендации по ПР ОУП.02 литер

Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………..
Блок 1. Поэзия середины и II половины ХIX века.
Практическое занятие №1. Анализ и истолкование лирического
произведения Ф. И. Тютчева……………………………………………..
Практическое занятие №2. Анализ и истолкование лирического
произведения А.А. Фета………………………………………………….
Практическое занятие №3. Анализ и истолкование лирического
произведения Н.А. Некрасова…………………………………………….
Блок 2. Реализм ХIX века
Практическое занятие №4. Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»…
Практические занятия №5-6 Чтение и анализ эпизодов из романа
«Обломов» И. А. Гончарова……………………………………………..
Практические занятия №7-9 Анализ отрывков из романа «Отцы и дети»
И. С. Тургенева…………………………………………………………….
Практические занятия №10-11 Анализ отрывков из романа
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского………………………
Практические занятия №12-13 Анализ отрывков из романа-эпопеи
«Война и мир» Л. Н. Толстого……………………………………………
Практическое занятие №14 Анализ пьесы «Вишневый сад» А. П.
Чехова……………………………………………………………………….
Практическое занятие №15. Анализ повести «Гранатовый браслет» А.
И. Куприна…………………………………………………………………..
Практическое занятие №16 Анализ пьесы «На дне» А. М. Горького……
Блок 3. Модернизм конца ХIX – начала ХХ века
Практическое занятие №17 Анализ поэмы «Двенадцать» А. А. Блока…..
Практическое занятие №18 Анализ поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой..
Практическое занятие №19 Анализ стихотворений С. А. Есенина…….
Практическое занятие №20 Анализ стихотворений Б. Л. Пастернака…
Практическое занятие №21 Анализ стихотворений О. Э. Мандельштама
Практическое занятие №22 Анализ рассказа А. Платонова «В
прекрасном и яростном мире»…………………………………………….
Практическое занятие № 23 Анализ фрагментов романа М. А.
Булгакова «Мастер и Маргарита»……………………………………….
Практическое занятие №24 Анализ отрывков из романа-эпопеи М. А.
Шолохова «Тихий Дон»……………………………………………………
Практическое занятие №25 Анализ рассказа А. И. Солженицына «Один
день Ивана Денисовича»…………………………………………………..
Практическое занятие №26 Анализ стихотворений А. Т. Твардовского...
Практическое занятие № 27 Анализ произведений из «лейтенантской
прозы»……………………………………………………………………….
Практическое занятие № 28 Анализ одного рассказа из книги В. П.
Астафьева «Царь-рыба»…………………………………………………..

5
6
6
7

8
9
12
13
14
15
16
16
17
19
20
21
23
25
26
28
31
32
32
33

Практическое занятие № 29 Анализ пьесы А. Вампилова «Старший
сын»………………………………………………………………………….
Практическое занятие № 30-31 Анализ повести Э. Хемингуэя «Старик и
море»………………………………………………………………………..
Приложение 1. Схема-клише анализа стихотворения…………………..
Приложение 2. План анализа лирического произведения………………
Приложение 3. План анализа прозаического произведения……………
Приложение 4. План анализа драматического произведения…………..

34
35
36
36
38
40

2

Пояснительная записка
Методические рекомендации для выполнения практических работ по
литературе предназначены для студентов 1 курса специальности 10.02.01.
«Организация и технология защиты информации» и профессии 43.01.09
«Повар, кондитер».
Ведущей дидактической целью практических занятий является
формирование практических умений, необходимых в последующей учебной
деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Выполнение студентами практических работ направлено на решение
следующих задач:
•
обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных
теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;
•
формирование умений применять полученные знания на практике,
реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
• развитие интеллектуальных знаний и умений будущих специалистов и
служащих/рабочих среднего звена;
•
выработку при решении поставленных задач таких профессионально
значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность,
творческая инициатива.
Практическая работа выполняется студентом по заданию преподавателя
на учебном занятии. По литературе используются следующие виды заданий:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, художественной
литературы),
для углубления, закрепления и систематизации знаний: анализ
произведения,
для формирования умений: написание сочинения по литературному
произведению, подготовка презентации, доклада.
Качественными критериями оценки результатов практической
работы являются:
- глубина и содержательность работы;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Оценка за выполнение практических работ выставляется по
пятибалльной системе согласно нормам оценки письменных работ и
учитывается как показатель текущей успеваемости студента. Критериальная
система оценивания применяется при написании сочинений, защите
реферата/доклада по шкале перевода набранных баллов в отметку.

3

Блок 1. Поэзия середины и II половины ХIX века
Практическое занятие №1
Анализ и истолкование лирического произведения Ф. И. Тютчева
«Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились», «Полдень», «О, как
убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Умом Россию не понять»,
«Не то, что мните вы, природа», «День и ночь», «Эти бедные селенья».
«Видение» (1829)
Сколько строф в стихотворении?
Проследите, как в них развивается поэтическая мысль – смысл.
Прокомментируйте художественные образы и поэтические особенности
первой строфы.
Что символизирует образ древнегреческой колесницы? Почему колесница
катится в «святилище небес»?
Каким образом открывается вторая строфа? С чем ассоциируется ночь?
Почему?
Каким видит автор сотворение мира?
Почему это стихотворение относят к философской лирике поэта?
«Тени сизые смесились» (1836)
Какова композиция стихотворения?
Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек в первой строфе.
Оцените значение эпитетов.
Проанализируйте значение глагола «смесились».
Проанализируйте значение глагола «разрешились».
Чем символичен образ «полета незримого» мотылька?
К кому обращается автор во второй строфе?
Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака?
В чем необычность этого стихотворения?
В чем особенность композиции?
О чем это стихотворение?
Рекомендуемая литература
Лебедев, Ю. В., Русский язык и литература. Литература. 10 кл. ФГОС.
Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2х ч.
Рекомендовано Минобрнауки РФ., М.: Просвещение, 2021
Лотман Ю. М. Поэтический мир Тютчева //Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии.
СПб., 1996
Кожинов В.В. Пророк в своем Отечестве. Федор Тютчев. М., 2002
Практическое занятие №2
Анализ и истолкование лирического произведения А. А. Фета
«Шепот, робкое дыханье», «Осень», «Облаком волнистым», «Вечер», «Сияла
ночь. Луной был полон сад», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта»,
«Еще одно забывчивое слово»
4

«Шепот, робкое дыханье…»
Каково содержание стихотворения?
Как переданы изменяющиеся отношения влюбленных?
Как поэту удалось передать – без единого глагола - процесс изменений в
природе и душевном состоянии человека?
В чем вы видите своеобразие лексического, грамматического и
синтаксического строя стихотворения?
«Я пришел к тебе с приветом…»
Какова тема стихотворения?
Выделите ключевые слова. Что они передают?
Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя?
Каковы особенности языка, построения стихотворения?
В чем смысл финала?
Рекомендуемая литература
Благой, Д. Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» Фета. М., 1975.
Бухштаб, Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990.
Бухштаб, Б. Я. Фет и другие. СПб., 2000.
Практическое занятие №3
Анализ и истолкование лирического произведения Н. А. Некрасова
«Внимая ужасам войны», «Когда из мрака заблужденья», «Накануне
светлого праздника», «Несжатая полоса», «Памяти Добролюбова», «Я не
люблю иронии твоей»
Вопросы к стихотворению «Внимая ужасам войны»
- О чем стихотворение?
Интересен поэтический синтаксис этого стихотворения. Обратите внимание,
как поэт вводит своих героев: друг, жена, сам герой. И их ему не жаль.
Почему не жаль?
- А самого героя почему не жаль? (Он - "жертва боя", погибший и ничьего
сострадания, сожаления воспринять уже не может).
- Противительный союз но вводит главного героя стихотворения, которому
симпатизирует автор. Сначала он называет её душа, затем она. И только
потом он называет конкретно - "слезы бедных матерей". Вот так осторожно,
как бы боясь спугнуть её покой, подбирается поэт к главной героине
стихотворения - матери.
- Какие средства художественной выразительности помогают автору
раскрыть тему своего поэтического шедевра?
5

Эпитеты: "святые, искренние слезы", "бедных матерей".
Метафора: "кровавой ниве"
Сравнение: "как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей"
Святость, искренность материнских слез особенно глубоко осознаются при
сопоставлении с "прозой жизни", с обыденностью повседневных
"лицемерных дел" (искренний - лицемерный - антонимы)
Уточним тему стихотворения. (Неизбывность горя, святость, искренность
слез матерей, у которых война отняла самое дорогое - детей).
- Какова основная мысль, идея стихотворения?
(Для того чтобы выразить свое сочувствие, сострадание матерям погибших
героев и протест против любой войны.)
Блок 2. Реализм ХIX века
Практическое занятие №4.
Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»
О чем пьеса? Какова ее общая тема?
Какие частные темы обозначены в пьесе?
Какова идея пьесы?
В чем заключается конфликт?
Какова композиция пьесы?
Каково жанровое своеобразие пьесы?
Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?
В чем разница между Кудряшом, Шапкиным и Кулигиным?
Нарисуйте словесный портрет Дикого, Кабановой. Как они относятся к
домочадцам? К жителям города?
На чем основано самодурство таких людей?
На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строиться семейная жизнь?
Как дети относятся к Кабановой?
Какие картины дикого невежества горожан рисует автор?
Каков характер Катерины?
Опишите ее душевное состояние в начале и конце пьесы.
Достойного ли человека она полюбила?
Почему она сбросилась с обрыва?
Объясните название пьесы. Что символизирует гроза?
Рекомендуемая литература

6

Лебедев, Ю. В., Русский язык и литература. Литература. 10 кл. ФГОС.
Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2х ч.
Рекомендовано Минобрнауки РФ., М.: Просвещение, 2021
Ревякин, А. И. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. М., 1949
Лотман, Ю. М. Островский и драматургия его времени. М.,Л., 1961
Холодов, Е. Г. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963
Журавлева, А. И. А. Н. Островский – комедиограф. М., 1981
Лакшин, В. Я. А. Н. Островский. М., 1982
Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике. Л., 1990.
Практические занятия № 5 -6
Чтение и анализ эпизодов романа И. А. Гончарова «Обломов»
«Обломов и Захар», «Сон Обломова» и др.
Кто такой Илья Ильич Обломов? (портрет, квартира, интерьер, проблемы,
которые вывели его из душевного равновесия). О чем мечтает герой? Как эти
мечты характеризуют Обломова?
Каковы взаимоотношения Обломова и Захара? Какую роль для понимания
Обломова играет его слуга? Как Захар выполняет свои обязанности? Какие
обломовские черты обнаруживаются в Захаре? Какова роль финальной сцены
романа?
Прочитайте главу 9 «Сон Обломова». На сколько частей можно условно
разделить сон Обломова?
О чем говорится в каждой из трех частей?
Какими предстают Обломовка и ее жители?
В чем корни «обломовщины»?
Какова роль главы 9 во всем романе?
Групповая работа
Вопросы и задания для группы 1
1. Проанализируйте начало романа «Обломов» до слов «Дай только волю
себе, так и…». Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить
характер Обломова? В одной из статей о романе портрет Обломова
сравнивается с античной статуей. Есть ли основания для такого
сопоставления?
2. В I—III главах первой части романа до прихода Тарантьева мы видим
Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского
фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
3. Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Что в них
общего? Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей
Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных
слоев?
4. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило
Обломова (часть I, глава VIII)? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше
имя легион!»?
7

5. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
Вопросы и задания для группы 2
1. Проанализируйте «Сон Обломова» (часть I, глава IX). Что такое
Обломовка — «всеми забытый, чудом уцелевший блаженный уголок —
обломок Эдема» или точка отсчета нравственного падения героя, начало его
гибели? Найдите в «Сне Обломова» черты физиологического очерка. Как это
помогает понять социальную психологию Обломова-«барина»?
2. В «Сне Обломова» Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и
коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при
сближении образа Обломова с образом Емели?
3. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой
смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар
— без Обломова?
4. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или
покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль
Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли
Обломов своим способом существования?
5. Правда ли, что в романе «внутренне прославляется русская лень»?
Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои
суждения текстом.
Вопросы и задания для группы 3
1. Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, повашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?
2. Проанализируйте разговор Обломова и Штольца об обломовщине
(часть II, глава IV). В чем истоки их различных жизненных позиций?
3. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл
выявляется в том, что Штольц — «русский» немец? Почему автору
симпатичен Штольц — герой новой, буржуазной формации?
4. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю
жизнь? Докажите, что и «мечта», и «дело» имеют одни и те же «барские»
корни. «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов
живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке?
Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
5. Что такое «цель жизни»? Что значит «жить просто так», «жить, чтобы
жить»?
Группа 1. Обломов и Захар: любовь-вражда.
1. Проанализируйте разговор Обломова и Захара (часть I, глава VIII) со
слов «Обломов быстро приподнялся и сел на диване…» до слов « …у меня
поважнее есть забота».
2. Докажите, что Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один
без другого просто существовать не могут, и рабство их взаимно.
3. Есть мнение, что Захар — карикатура на своего барина. Подтвердите
или опровергните эту точку зрения. Как в образе Захара выражается
авторская позиция по отношению к Обломову?
8

Группа 2. Обломов и Штольц: любовь-дружба.
1. Проанализируйте эпизод последней встречи Обломова и Штольца из
романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть IV, глава IX) со слов «Обломов
тихо погрузился в молчание и задумчивость…» до слов «…оперся руками на
стол и закрыл лицо руками».
2. Почему перед встречей Обломова и Штольца автор описывает
«неопределенное, загадочное состояние» Обломова? Какой смысл при этом
выявляется?
3. Какими способами рисует Гончаров нравственные позиции Обломова
и Штольца? Как разрешается конфликт между героями в конце эпизода? На
чьей стороне автор?
Рекомендуемая литература
Добролюбов, Н. А. “Что такое обломовщина?”
http://www.md.spb.ru/goncharov/TEXTS/KRITICA/Dobrol_o.zip
Дружинин, А. В. “Обломов” Роман И. А. Гончарова.
http://www.md.spb.ru/goncharov/TEXTS/KRITICA/Druz_o.zip
Писарев, Д. И. “Обломов”
http://www.md.spb.ru/goncharov/TEXTS/KRITICA/Pisar_o.zip
Официальный сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом)
Российской Академии наук по Гончарову (тексты, критика, биография,
письма, очерки, воспоминания) http://www.md.spb.ru/goncharov/
Анализ фрагментов «Знакомство с Ольгой Ильинской», «Последнее
свидание», «Обломов у Пшеницыной»
Каков характер и идеалы Ольги?
Почему Ольга полюбила Обломова?
Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?
Расскажите историю любви Ольги и Обломова.
Почему они не могут быть вместе?
В чем разница между любовью Ольги и любовью Агафьи Матвеевны?
В чем вы видите историко-философский смысл романа? Какова суть
жизненной мудрости, которую хотел донести до нас Гончаров?
Напишите письмо одному из героев по интересующим вас вопросам.
Групповая работа
Группа 1. Обломов и Ольга: любовь-любовь.
1. Проанализируйте диалог Обломова и Ольги Ильинской из романа И.
А. Гончарова «Обломов» (часть II, глава VII). Какой конфликт лежит в
основе диалога Обломова и Ольги? Как изменяется психологическое
состояние героев к концу эпизода? Какими способами автор изображает это
изменение? Какой смысл заключен в том, что в диалоге почти нет слов
автора?
9

2. Докажите, что в Ольге интегрированы «чувство» и «дело». Почему она
не может любить Обломова, не мечтая изменить его?
3. Какой символический смысл приобретает в отношениях Обломова и
Ольги такая деталь, как «восточный халат» Обломова? Что погубили в
Обломове Ольга и Штольц?
Группа 2. Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?
1. Проследите, как шел процесс
сближения Обломова с Агафьей
Пшеницыной (часть IV,
глава I). Чем она привлекла Обломова?
2. Отношения с Пшеницыной «развенчивают» Обломова или
поэтизируют его образ? Попытайтесь найти подтверждение каждой точке
зрения.
3. Докажите, что жизнь с Пшеницыной стала для героя обретением
желанной точки покоя. Почему именно дом Пшеницыной помог Обломову
полностью раскрыть лучшие качества своей души?
Итоговые вопросы для обсуждения
1. Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью?
2. Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила
героя?
3. Действительно ли «идеал его жизни осуществился» в доме
Пшеницыной?
4. Верите ли вы в «вечность» счастья Ольги и Штольца?
5. Как в драматических отношениях героев романа отразилось
нигилистическое восприятие культурных ценностей патриархальной России?
Почему это мешает развитию России новой?
6. Как в романе символически отразился конфликт «отцов» и «детей»?
7. Почему нельзя абсолютизировать приоритет жизни «ума» над жизнью
«сердца»?
Практические занятия №7-9
Анализ отрывков из романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева
«Приезд Аркадия и Евгения Базарова», «Схватка за вечерним чаем»,
«На балу», «В гостях у Одинцовой», «Объяснение в любви», «Смерть
Базарова».
Какой основной общественный конфликт лежит в основе романа?
Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что дает портрет для
понимания характера героя?
Охарактеризуйте Павла Петровича и Николая Петровича. Какой образ жизни
ведет каждый из них?
В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между
Базаровым и братьями Кирсановыми. О чем спорят герои? Кто победил в
словесной схватке? Каков итог спора?
10

Подготовьте рассказ об А. Одинцовой (гл. 14-15).
Как и почему борется Базаров со своим чувством к Одинцовой?
Как изменился Базаров за это время? Выдержал ли он испытание любовью?
Какие чувства вызывают у вас последние страницы романа?
Почему Тургенев заканчивает роман сценой гибели героя?
Как автор относится к своему герою?
Рекомендуемая литература
Тургенев, И. С. Избранные сочинения. М., Художественная литература. 1987
Басовская, Е.Н. Русская литература второй половины 19 века. М., Олимп,
1998.
Антонович,М.А. Асмодей нашего времени
http://az.lib.ru/a/antonowich_m_a/text_0030.shtml
Писарев, Д. И. Базаров. Отцы и дети, роман И. С. Тургенева.
http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml
Практические занятия №10-11
Анализ отрывков из романа «Преступление и наказание» Ф. М.
Достоевского

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

План анализа романа
История создания романа.
Композиция и жанровое своеобразие романа.
Образ Петербурга.
Чтение и анализ отрывков «Знакомство с героем», «Исповедь Мармеладова»,
«Убийство старухи-процентщицы», «Встречи с Соней», «На каторге».
Разоблачение теории Раскольникова.
Сопоставление образа Раскольникова с образами «сильных мира сего» Лужина и Свидригайлова.
Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.
Сцены для анализа: «Встреча Раскольникова с Мармеладовым. Описание
комнаты Мармеладовых» (ч.1. гл.2)
Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади (ч.1. гл.5).
Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5.гл.7)
Письмо матери
Сцена убийства старухи-процентщицы
Встречи Раскольникова с Соней
Вопросы к указанным сценам:
Какие эпизоды вас наиболее потрясли? Что общего между обликом комнат и
судьбой героев? В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых? Как люди
относятся друг к другу? Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем
она основана? В чем убеждает нас поведение Раскольникова во время
11

убийства? Какое значение имели для Родиона встречи с Соней? Какую роль
сыграла Соня в воскрешении души героя? В чем смысл сопоставления
Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Какова идея романа?
Рекомендуемая литература
Лебедев, Ю. В., Русский язык и литература. Литература. 10 кл. ФГОС.
Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2х ч.
Рекомендовано Минобрнауки РФ., М.: Просвещение, 2021
Белов, С. В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий.
М., 1985
Карякин, Ю. Ф. Самообман Раскольникова. Роман Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание». М., 1976
Кожинов, В. В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского //Три
шедевра русской классики. М., 1971.
Практические занятия №12-13
Анализ отрывков из романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого
План анализа
История создания романа.
Жанровое своеобразие.
Композиция.
Антитеза как центральный композиционный прием в романе.
Метод психологического анализа в романе.
Философская проблематика романа.
История трех семейств – Болконских, Ростовых и Курагиных.
Авторский взгляд на события войны.
Тип героя-искателя. Идейные искания Андрея Болконского и Пьера
Безухова.
10.Роль пейзажа в романе.
Основные вопросы и задания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Какие нормы жизни утверждает автор, а какие – отрицает?
Какие способы вырваться из круга светской пошлости рисует Толстой? Чем
отличается жизнь старого князя Болконского от жизни светских людей?
Какой художественный метод использует автор при изображении жизни
высшего света?
Чем отличается Наташа от других девушек, показанных в романе (от Веры,
Элен, Сони)?
В чем особенность портретов в романе? На какие детали портрета обращает
внимание читателя автор?
Каковы нравственные ценности семей Болконских и Ростовых?
12

В романе изображены две войны – война 1805 и война 1812 года. Каковы
тайные пружины войны? Где секрет побед и поражений?
Что такое героизм и как выглядят настоящие герои?
Какой путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов в поисках смысла
жизни?
Какую роль играет в романе пейзаж? Какова роль личности в истории?
Сопоставьте образы двух полководцев – Кутузова и Наполеона.
Как Толстой изображает жестокий натурализм войны?
Какова авторская позиция по отношению к проблеме истинного и ложного
патриотизма, красоты и величия?
Рекомендуемая литература
Лебедев, Ю. В., Русский язык и литература. Литература. 10 кл. ФГОС.
Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2х ч.
Рекомендовано Минобрнауки РФ., М.: Просвещение, 2021
Бочаров, С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1978
Камянов, В. И. Поэтический мир эпоса. М., 1978
Кандиев, Б. И. Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир». Комментарий. М.,
1967
В мире Толстого. М.,1978
Практическая работа №14.
Анализ пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.

История создания пьесы.
Жанровое своеобразие.
Лейтмотив пьесы.
Действующие лица и авторское отношение к ним:
а) дела и поступки Раневской и Гаева;
б) Лопахин – человек будущего?
В) Образы Пети Трофимова и Вари.
Г) Слуги в системе образов пьесы.
Основной конфликт пьесы.
Символический смысл названия пьесы.
Роль предметно-бытовых деталей.
«Вишневый сад» в критике и отзывах.
Рекомендуемая литература

13

Лебедев, Ю. В., Русский язык и литература. Литература. 10 кл. ФГОС.
Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2х ч.
Рекомендовано Минобрнауки РФ., М.: Просвещение, 2021
Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и
литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.М. – Просвещение, 2020
Берковский, Н. Я. Статьи о литературе. М.; Л., 1962 (Глава «Чехов,
повествователь и драматург»)
Громов, М. П. Чехов. М., 1993
Скафтымов, А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972 (Главы
о Чехове)
Камянов, В. И. Время против безвременья: Чехов и современность. М., 1989
Практическое занятие №15.
Анализ рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна
О чем рассказ Куприна?
Объясните смысл названия рассказа.
Каково душевное состояние Веры Николаевны в начале рассказа? Как оно
изменилось к концу?
Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнали о молодом человеке?
Охарактеризуйте героя.
Какие формы любви показаны в рассказе?
Какова роль генерала Аносова в рассказе?
Почему автор дал герою имя Георгий?
Кто из героев обладает душевным тактом, чуткостью?
Почему Вера плачет?
Какое значение для понимания рассказа имеет музыка Бетховена?
В чем состоит сила любви? Какой она должна быть, по Куприну?
Могла ли быть такая любовь в действительности?
Рекомендуемая литература
Волков, А. Творчество А. И. Куприна. М., 1962
Грачева, И. Грани самоцветов // литература в школе. 1998. №2
Кулешов, Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна. Минск, 1983.
Михайлов, О. Н. Куприн. М., 1981. («ЖЗЛ»)
Петров, А. Кому отдать гранатовый браслет//Нева.1994. №1
Рослякова, Л. Если пренебречь любовью // литература в школе. 1995. №4.
Практическое занятие №16
Анализ пьесы «На дне» А. М. Горького
14

План анализа пьесы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

История создания пьесы.
Жанровое своеобразие.
Конфликты пьесы: социальный, любовный, философский.
Актуальность проблематики.
Действующие лица и их группировка.
Речевая характеристика персонажей.
Авторская позиция. Роль ремарок.
Основные вопросы и задания для анализа

Как изображается место действия в пьесе? Какие люди являются
обитателями ночлежки Костылева?
Что является предметом изображения в пьесе?
Каков конфликт пьесы? Какой из них главный?
Выпишите реплики Луки, Сатина, Бубнова, раскрывающие их жизненную
позицию. Чья жизненная позиция вам ближе? Чья «правда» понятна и
приемлема?
Как выражается авторская позиция по отношению к Луке? Насколько прочна
вера в себя, разбуженная Лукой?
В чем причина быстрого угасания веры? Как Лука объясняет неудачи в
жизни ночлежников?
Рекомендуемая литература
Михайлов О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и
литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.М. – Просвещение, 2020
Троицкий В. Ю. Пьеса М. Горького «На дне»//литература в школе. 1998. №8.
Блок 3. Модернизм конца ХIX – начала ХХ века
Практическое занятие №17
Анализ стихотворений и поэмы «Двенадцать» А. А. Блока
«Россия», «Незнакомка», «Река раскинулась» и поэма «Двенадцать»
Стихотворение «Незнакомка» (1906) – один из шедевров русской лирики.
Родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки
в дачный поселок Озерки. Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку –
15

оказывается, на картинах Врубеля: «Передо мной возникло, наконец, то, что
я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица-кукла, синий призрак, земное
чудо…Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со
страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров,
преимущественно синего и лилового. Синий цвет означает у Блока звездное,
высокое, недостижимое; лиловый – тревожное.
Как построено стихотворение, какова его композиция?
Каковы особенности образов? Как изображена пошлая обыденность?
Какое настроение пронизывает вторую часть?
Как изображается главная героиня? Что объединяет ее с лирическим героем?
Выучите отрывок «И каждый вечер в час назначенный…»
План анализа поэмы «Двенадцать»
История создания.
Жанровое своеобразие.
Композиция произведения.
Система образов (Старый мир – новый мир).
Сюжет. Мотивы.
Образ Христа в поэме.
Ритмика поэмы.
Для анализа стихов см. Приложение 1.
Рекомендуемая литература
Авраменко, А. П. А. Блок и русские поэты 19 века. М., 1990.
Громов, П. А. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986.
Долгополов, Л. К. Александр Блок. Л., 1980
Есаулов, И. Мистика в поэме А. Блока «Двенадцать» //Литература в школе.
1998. № 5.
Золотусский, И. А. Блок и русская классическая традиция 19 века //
Литература. 1997. №34.
Максимов, Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1981.
Панкратова, Е. Россия Блока // Литература. 1997. № 7.
Чалмаев, В. А., Зинин, С. А. Литература. 11 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. – 8 –е изд.,- М.: ООО «ТИД
«Русское слово – РС», 2009. – 456 с.
Практическое занятие №18
16

Анализ стихов «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические
рати», «Мне голос был», «Сжала руки под темной вуалью», Не с теми я,
кто бросил землю», «Родная земля» и поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой
«Мне голос был. Он звал утешно…»
Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
Каким образом выражена нравственная позиция автора?
Какими художественными средствами создается тональность произведения?
В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как
инвектива (резко обличительное по характеру произведение). Подтвердите
или опровергните это мнение.
Поэма «Реквием» (1935 – 1940).
Каков исторический и жизненный контекст поэмы?
Каковы ее основные мотивы?
В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?
Как трансформируется образ родины в поэме?
Слово «реквием» переводится как «заупокойная месса», католическое
богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного
музыкального произведения. Как вы понимаете смысл названия?
Рассмотрите композицию поэмы. Какие картины рисуются в каждой части?
Чем вы объясните чересполосицу дат?
Как в поэме решена религиозно-библейская тема?
Каким вы представляете себе памятник Ахматовой, о котором говорится в
конце поэмы?
Рекомендуемая литература
Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и
литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.М. – Просвещение, 2020
Литература ХХ века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. Ч. 1. / авт.-сост. Зинин, С. А., Чалмаев, В.А. – 7-е изд.- М.:
ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 600 с.
Виноградов, В. В. О поэзии Анны Ахматовой // Виноградов, В. В. Избранные
труды. М., 1976.
Додин, Е. Поэзия Анны Ахматовой. Л, 1968
Жирмунский, В. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.
17

Практическое занятие №19
Анализ стихотворений С. А. Есенина
Анализ стихов «Русь», «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не плачу»,
«Спит ковыль», собаке Качалова», «Гой ты, Русь моя родная» и др.
1. Литератор К. Л. Зелинский писал: «Скромная пленительная природа
средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной
любовью, словно живое существо. Недаром она показана не
созерцательно, а в действии». Согласны ли вы с мнением литератора?
Обоснуйте свое мнение обращением к стихам «Поет зима – аукает…»,
«Выткался на озере…», «Сыплет черемуха снегом…».
2. Литературовед И. Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина –
звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приемам
звукового подражания…». Согласны ли вы с тем, что природа в стихах
Есенина – «Звенящая, шумная»? Какими выразительными средствами
создаются «звоны» и «шумы» в его стихах?
3. Какие яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие
образные средства вы встречаете в ранних стихах поэта?
4. Согласны ли вы с тем, что «даже в ранних стихах где-то глубоко
внутри затаивается боль», которая «обостряет восприятие красоты
жизни»? Разве может боль помогать восприятию красоты?
5. Какие богатства народного языка и народных поэтических образов вы
встречаете в лирике С. Есенина?
6. В чем духовная красота и сложность образа родины в лирике Есенина?
Рекомендуемая литература
Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и
литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.М. – Просвещение, 2020
Литература ХХ века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. Ч. 1. / авт.-сост. Зинин, С. А., Чалмаев, В.А. – 7-е изд.- М.:
ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 600с.
Гулин, А. В. «В сердце светит Русь…» Духовный путь Сергея Есенина //
Литература в школе. 2001. № 4-5.
Захаров, А. Поэтика Есенина. М., 1995.
Марченко, А. М. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
18

Мусатов, В. Поэтический мир Сергея Есенина.// Литература в школе. 1995.
№6.
Практическое занятие №20
Анализ стихотворений Б. Л. Пастернака
«Февраль», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется
дойти до самой сути», «Зимняя ночь»
В 1914 году вышла первая книга стихов Пастернака «Близнец в тучах».
Позже он признавался, что часто жалел о выпуске этой «незрелой книжки».
Однако стихотворением «Февраль. Достать чернил и плакать…» Пастернак в
дальнейшем часто открывал свои поэтические сборники, несколько раз на
протяжении жизни возвращался к нему, дорабатывал, добиваясь ощущения
легкости, сиюминутности впечатления.
Как достигается эта выразительность, импрессионистичность стихотворения?
Рассмотрите синтаксис. Каких предложений много в стихе? Какие эпитеты,
метафоры, сравнения использует автор? Какое цветовое решение нашел он?
Почему при черном колорите создается ощущение яркости, блеска, бликов?
Какой поэтический принцип излагает автор в конце стихотворения?
«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»
В чём видит поэт своё предназначение?
Прочтите отрывки из стихов Пастернака,
описания им природы
Огромный сад тормошится в зале
В трюмо – и не бьёт стекла…
----------

определите особенности

У капель – тяжесть запонок
И сад слепит, как плёс,
Обрызганный, закапанный
Мильоном синих слёз.
----------Стога с облаками построились в цепь
И гаснут, вулкан на вулкане.
Примолкла и взмокла безбрежная степь,
Колеблет, относит, толкает.
----------19

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
---------А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий
Ночью снял на память гром.
Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака, причём её движения
суматошны, порывисты: «сад тормошится», «степь толкает, колеблет».
Любимые пастернаковские образы – мелкие, дробные части природы: ветки,
капли, льдинки, хлопья снежные; всё, что сыплется, брызжет, трепещет,
воплощая тем самым неусыпное кипение жизни.
Какой приём использует автор в строчках, выделенных курсивом?
Прочтите стихотворение «Зимняя ночь». Какие средства выразительности,
кроме метафор и сравнений, видите в нём?
Прочитайте стихотворение «После дождя», найдите в нём известные вам
выразительные средства языка.
После дождя
За окнами давка, толпится листва,
И палое небо с дорог не подобрано.
Всё стихло. Но что это было сперва!
Теперь разговор уж не тот и по-доброму.
Сначала всё опрометью, вразноряд
Ввалилось в ограду деревья развенчивать,
И попранным парком из ливня – под град,
Потом от сараев – к террасе бревенчатой.
Теперь не надышишься крепью густой.
А то, что у тополя жилы полопались, Так воздух садовый, как соды настой,
Шипучкой играет от горечи тополя.
Со стёкол балконных, как с бёдер и спин
Озябших купальщиц, - ручьями испарина.
Сверкает клубники мороженый клин,
20

И градинки стелются солью поваренной.
Вот луч, покатясь с паутины, залёг
В крапиве, но кажется, это ненадолго,
И миг недалёк, как его уголёк
В кустах разожжётся и выдует радугу.
Рекомендуемая литература
Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и
литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.М. – Просвещение, 2020
Литература ХХ века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. Ч. 2. / авт.-сост. Зинин, С. А., Чалмаев, В.А. – 7-е изд.- М.:
ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 624 с.
Альфонсов, В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.
Быков, Д. Борис Пастернак. М., 2005.
Синявский, А. Поэзия Пастернака // Пастернак, Б. Л. Стихотворения и
поэмы. М., 1965.
Практическое занятие №21
Анализ стихотворений О. Э. Мандельштама
«Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»,
«Ленинград», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Мы живем, под
собою не чуя страны»
Стихотворение "Notre Dame"
В 8. Как называются образные определения, служащие изобразительновыразительным средством ("свода дерзкого", "непостижимый лес")?
В 9. Какое средство выразительности, основанное на переносе свойств
одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке
стихотворения: "Играет мышцами крестовый лёгкий свод"?
В 10. Какой приём положен в основу композиции стихотворения и особенно
ярко проявляется в строках: "Египетская мощь и христианства робость // С
тростинкой рядом - дуб…"?

21

В 11. Стихотворение является примером поэзии, воспевающей наш земной
мир, дающей имена всем вещам с помощью точных слов. К какому
литературному направлению относил это стихотворение сам автор?
В 12. Каким размером написано стихотворение?
С 3. В каких образах стихотворения воплощено представление лирического
героя о соборе?
С 4. В каких произведениях русских поэтов поднимается тема "прекрасного"
и что их сближает со стихотворением О.Э.Мандельштама "Notre Dame"?
Стихотворение "Бессонница. Гомер. Тугие паруса…"
В 8. Торжественный тон повествования в стихотворении подчёркивается
использованием слов, не употребляемых сегодня в разговорной речи: сей,
витийствую. Как называются такие слова?
В 9. Назовите средство художественной выразительности, которое является
вопросом, не требующим ответа: Куда плывёте вы? Кого же слушать мне?
В 10. Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный
О.Мандельштамом в приведённом стихотворении (И море черное,
витийствуя, шумит…).
В 11. Какой вид тропа, основанный на переносе значения по смежности,
использует автор в строке: Бессонница. Гомер. Тугие паруса?
В12. Какой вид рифмовки использует автор в стихотворении?
С3. С какими образами стихотворения связано представление лирического
героя о жизни?
С4. В каких стихотворениях русских поэтов утверждается мысль о том, что
главной движущей силой в мире является любовь, и какие мотивы сближают
их со стихотворением О.Э.Мандельштама "Бессонница. Гомер. Тугие
паруса"?
Или
С4. В каких стихотворениях русских поэтов создан образ моря? какие
мотивы сближают их со стихотворением О.Э.Мандельштама "Бессонница.
Гомер. Тугие паруса"?
Проверьте себя.
Ответы
Стихотворение "Notre Dame"
22

В8

эпитет

В9

метафора

В 10

антитеза

В 11

акмеизм

В 12

ямб

С4
А.С.Пушкин "Я помню чудное мгновенье", "Медный всадник";
М.Ю. Лермонтов "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...");
Ф.И.Тютчев "Есть в осени первоначальной..."; А.А.Фет "Это утро, радость
эта..." и др.
Стихотворение "Бессонница. Гомер. Тугие паруса…"
В8

архаизмы

В9

риторический вопрос

В 10

эпитет

В 11

метонимия

В12

опоясывающая (кольцевая)

С4
А.С.Пушкин "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."),
М.Ю.Лермонтов "Как часто пёстрою толпою окружён..."; Ф.И.Тютчев "К.Б."
("Я встретил вас — и всё былое...")
или
С4
В.А.Жуковский "Море"; А.С.Пушкин "К морю"; Ф.И.Тютчев
"Певучесть есть в морских волнах...".
Практическое занятие №22
Анализ рассказа А. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
1. Как можно объяснить заглавие рассказа? 2. О чем поведал автор читателям?
Над чем заствил задуматься? 3. Кто главный герой рассказа? 4. Есть ли
сходство платоновских героев (Никиты, Юшки, неизвестного цветка) с
Мальцевым? В чем оно? В чем их непохожесть? 5. Как заканчивается
23

рассказ и о чем говорит эта концовка? Что помогло победить слепоту
Мальцева?
Практическое занятие № 23
Анализ фрагментов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Ершалаимские главы.
(главы №№ 2, 16, 25, 26, 32, эпилог)
1.Какие проблемы разрешаются в романе Булгакова: реалистические,
философские, фантастические?
2. О чём роман Мастера? Почему его сложно читать и понимать?
3. Найдите описания Пилата и Иешуа.
4. Почему Понтий Пилат говорит о себе, что он «свирепое чудовище»?
5. Проследите по тексту, как меняются глаза и глаза Понтия Пилата?
6. Боится ли арестант Пилата?
7. Какой факт, упомянутый самим Иешуа, подтверждает, что он умеет
убеждать людей?
8. Какой провокационный вопрос задаёт Пилат?
9. Что такое истина в понимании Иешуа? А в вашем?
10. Какое решение принимает Пилат после этой части разговора в
отношении Иешуа? Почему? Что им движет?
11. В какой момент и почему изменится настроение Понтия Пилата?
12. Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его
душе ужас? В каких произведениях звучит тема бессмертия?
13. Какой поступок совершает Пилат, пытаясь облегчить муки совести?
14. Как ведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?
15. Можно ли назвать Левия истинным учеником Иешуа?
16. Как судьба наказала Понтия Пилата за трусость?
17. Какой эпизод завершает роман, написанный Мастером?
18. В чём смысл евангельской истории, воспроизведённой
М.А.Булгаковым? В каких ещё произведениях даётся переосмысление
этой истории? Чей взгляд вам ближе и почему?
Мастер и Маргарита.
(главы №№13, 19-22, 24, 27-32, эпилог)
1. Найдите в тексте портреты Мастера и Маргариты.
2. Почему Мастер отвергает слово «писатель», сказанное в его адрес Иван
Бездомный?
3. Чем Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?
24

4. Прошлое Мастера. Как объясняет Мастер нападки на его роман?
Почему Мастер его сжёг?
5. Почему Мастер ищет пристанища в доме скорби, а Маргарита
рассчитывает на помощь дьявола?
6. Как Маргарита наказывает Латунского? Что её останавливает?
7. Каким образом Маргарита возвращает своего возлюбленного?
8. Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей?
9. Достоин ли Мастер своего героя Иешуа? Почему?
10.Почему Мастер не заслужил «света», а заслужил «покой»?
11. Чем заканчивается история Мастера и Маргариты?
12. Какова роль Мастера и Маргариты романе Булгакова?
13. Каково отношение к ним автора?
14. Можно ли сравнивать Мастера и Булгакова?
Московские главы. Искусство и власть.
(главы №№ 1, 3-9, 28)
1.Какой изображает Булгаков Москву 30-х годов? Расскажите о москвичах,
их интересах, занятиях, отношении к религии.
2. Найдите в тексте описания московского быта.
3. Что за организации МАССОЛИТ и «Грибоедов»? Кто собирается в
«Грибоедове»?
4. Как встретил литературный мир роман Мастера?
5. Что не устраивало литераторов в романе Мастера?
6. Охарактеризуйте Аллоизия Могарыча.
7. Где был Мастер до психиатрической лечебницы?
8. Почему Мастер рассказывает часть своей истории Ивану Бездомному на
ухо? Чего он боится?
9. За что и как наказан Берлиоз?
10. Как меняется Иван Бездомный после встречи с Мастером.
(Иван Бездомный ------ Иван Николаевич Понырев)
11. Как наказаны люди искусства и власти свитой Воланда?
12. Сатира и гротеск в романе. Перечислите эпизоды.
13. Как вы понимаете афоризм Воланда «Рукописи не горят»?
Воланд и его свита
( главы №№1, 9-12, 14, 15, 17, 18, 23, 27, 29-32, эпилог)
1. Воланд. Портрет
2. Цель визита Воланда в Москву.
3. Каково происхождение свиты Воланда?
25

4. С точки зрения Воланда, как меняются москвичи за 2 тысячи лет?
5. Как и кого наказывает свита Воланда?
6. Роль Воланда в произошедших московских событиях: карающий
меч или наблюдатель? Почему?
7. Сходство Воланда с Мефистофелем Гёте.
8. Почему у Сатаны бал Великий?
9. Как погибает барон Майгель? За что?
10. Как наказан Берлиоз? Почему?
11. Как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость?
12. Какова роль Воланда в соотношении добра и зла в мире
булгаковских героев?
13. Какое значение вкладывает Булгаков в слова «свет» и« покой»?
14. Почему Воланд выполняет просьбу Левия Матвея?
15. В чём смысл эпиграфа к роману?
16. Можно ли переделать этот мир? Как?
17. Отношение Булгакова к «нечистой силе».
18. Как вы понимаете слова «счета оплачены»?
Практическое занятие №24
Анализ отрывков из романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон»
План работы над романом
1.
2.
3.
4.

5.
6.

7.
8.
9.

История создания.
Об авторстве «Тихого Дона».
Жанровое и композиционное своеобразие.
Картины жизни донских казаков в романе: «История Прокофия
Мелехова», «Утро в семье Мелеховых» (ч.1 гл. 2), «На рыбалке», (ч.1.
гл. 2),«На сенокосе» (ч.1. гл. 9), «Призыв на воинскую службу» ( ч. 2.
Гл. 21).
«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. (ч. 3).
Казаки на войне.
«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении
Шолохова. Сцены «Расправа над чернецовцами» (Т. 2. Ч. 5. Гл. 12),
«Казнь Подтелкова и его отряда» (ч.5. гл. 30).
Судьба Григория Мелехова. Поиски правды «простым» человеком.
Женские образы.
Роль пейзажа.
Составление тезисного плана сочинения
26

«Тихий Дон» - роман-эпопея
Вступление:
1) роман-эпопея как жанр, позволяющий в художественной форме дать в
произведении широкую картину мира, срез целой эпохи, преломленной
как в грандиозных исторических событиях, так и в судьбах отдельных
героев и их семей, ответить на сложные вопросы о закономерностях
исторического процесса и явлений народной жизни;
2) Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» как непревзойденный образец
этого жанра, наметивший магистральные пути развития русского романа, в
том числе и романа М. Шолохова «Тихий Дон», который продолжил и
развил толстовские традиции;
3) Сопоставление этих двух произведений позволяет выявить не только
характерные особенности «Тихого Дона» как романа-эпопеи, но и его
значимые отличия от толстовского романа, которые и определили
неповторимое своеобразие произведения Шолохова.
Основная часть:
1) Первоначальный замысел произведений:
- Л. Н. Толстой – роман «Декабристы»;
- М. А. Шолохов – от романа «Донщина» о провале корниловского мятежа к
роману-эпопее «Тихий Дон» о судьбах русского казачества в один из самых
трагических периодов русской истории;
- общее в двух романах: стремление не только дать объективную картину
исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать
зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных
личностей, но от общего духа народных масс, «сущности характера русского
народа»;
2) широкий охват действительности:
- «Война и мир»: временные рамки романа 1805 – начало 1820-х гг.
Исторические события этих лет. Изображение различных слоев общества.
Экскурсы в прошлое: старый князь Болконский и граф Кирилл Безухов – два
облика екатерининского вельможного века. Широта географических рамок
произведения. Вымышленные и реальные исторические лица.
- «Тихий Дон»: май 1912 – март 1922 г: первая мировая война, две русские
революции, корниловский мятеж, гражданская война. История рода
27

Мелеховых расширяет эти рамки до 1853 – 1856 гг – Крымская война.
Социальный охват действительности: от уклада жизни и быта простых
казаков до императорского двора (сцена в Могилеве, в военном госпитале).
Географические рамки: Донщина, Галиция (1914), Восточная Пруссия,
Белоруссия (1915-1916), Нарва, Могилев, Москва, Быхов, Петроград (1917),
Кубань, Новороссийск (1920). Реальные исторические лица: Николай II,
Корнилов, Крымов, Каледин, Подтелков, Кудинов, Малкин и др.;
- эпический размах изображаемых событий;
3) показ исторических событий в их преломлении в судьбах целых
семей:
- у Толстого: семьи Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных идр;
- у Шолохова: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Листницких и др.
Отличия:
- у Толстого: герои – образованные люди, склонные к рефлексии, духовному
поиску.
- у Шолохова : герои- простые, малообразованные люди, их путь исканий –
жизненный путь, они на себе проверяют правильность выбранного пути.
4) изображение народа:
- у Толстого: - идеализация;
- у Шолохова: поэтизация;
- общее: признание определяющей роли народа в истории;
Вывод:
«Тихий Дон», унаследовав лучшие черты романа-эпопеи Толстого, стал
одним из величайших произведений ХХ века. Шолохов нашел свои,
соответствующие духу времени, ответы на вопросы исторического бытия
русского народа на данном этапе его развития.
Рекомендуемая литература
Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и
литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.М. – Просвещение, 2020
28

Литература ХХ века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. Ч. 2. / авт.-сост. Зинин, С. А., Чалмаев, В.А. – 7-е изд.- М.:
ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 624 с.
Жуков, И. Рука судьбы: Правда и ложь о Михаиле Шолохове и Александре
Фадееве. М., 1984.
Колодный, Л. Кто написал «Тихий Дон». М., 1995.
Кузнецов, Ф.Ф. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа. М., 2005
Хватов, А. Художественный мир Шолохова. М., 1978.
Чалмаев, В. А. Шолохов в жизни и творчестве. М., 2006.
Практическое занятие №25
Анализ рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Кто такой Иван Денисович? Каково его прошлое? Как он попал в лагерь?
Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного
дня?
Почему автор определил жанр как рассказ? Почему Твардовский назвал его
повестью?
Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?
Какие «счастливые» события происходят с героем?
Что помогает Шухову устоять, остаться человеком?
О ком из зэков автор пишет с симпатией? Кого он называет «дерьмом»?
Охарактеризуйте речь Шухова. О чем она свидетельствует?
Рекомендуемая литература
Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и
литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.М. – Просвещение, 2020
Литература ХХ века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. Ч. 2. / авт.-сост. Зинин, С. А., Чалмаев, В.А. - 7-е изд.- М.:
ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2011. - 624 с.
Лакшин, В. Я. Иван Денисович, его друзья и недруги // Лакшин, В. Я. Пути
журнальные. М., 1990
Нива, Ж. Александр Солженицын. М., 1992
Спиваковский, П. Е. Феномен Солженицына: новый взгляд. М., 1998
Чалмаев, В. А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. М., 1994.

29

Практическое занятие №26
Анализ стихотворений А. Т. Твардовского
«Я убит подо Ржевом», «Вся суть в одном-единственном завете»,
«Памяти матери», «Я знаю: никакой вины», «В тот день, когда
кончилась война»
«Я убит подо Ржевом»
Когда было написано стихотворение? Как оно называлось первоначально?
Кто является лирическим героем стихотворения?
В чем сила этого стихотворения? Где погиб лирический герой?
Лирический герой по ту сторону земной жизни, но и там его волнует вопрос.
Какой? Ответьте строчкой стихотворения. С каким призывом обращается он
к живым?
Рекомендуемая литература
Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и
литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.М. – Просвещение, 2020
Гришунин, А. М. Творчество Твардовского. М., 1999
Кондратович, А. И. Ровесник любому поколению: Документальная повесть
об А. Т. Твардовском. М., 1987
Македонов, А. В. Творческий путь Твардовского: дома и дороги. М., 1981
Романова, Р. М. Александр Твардовский: Страницы жизни и творчества. М.,
1989
Турков, А. М. Твардовский. М., 1970.
Практическое занятие № 27
Анализ произведений из «лейтенантской прозы»
Повести В. Быкова «Сотников», Л. Кондратьева «Сашка», К. Воробьева
«Убиты под Москвой»
Вопросы и задания к повести «Сашка»
Как начинается повествование и как автор представляет читателю своего
героя?
Чем занимается Сашка на войне?
Как изображается война? Найдите соответствующие отрывки и прочитайте
их вслух.
Каков военный быт?
Что мы узнаем о численности личного состава Сашкиной роты?
30

Какие события из фронтовой Сашкиной жизни выбрал автор? Почему?
Какие качества Сашки раскрываются в этих эпизодах?
Почему Сашка не подчинился приказу комбата расстрелять немца? Как
расценивать этот поступок Сашки?
Какое место в жизни Сашки занимает Зина?
Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с
лейтенантом Володей?
«Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а
просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг,
полюбившийся мне человек», - писал К. Симонов. За что полюбился вам
Сашка?
«Убиты под Москвой»
Какие два события являются в повести центральными?
Почему щеголеватый капитан Рюмин, бывший кумиром курсантов, закончил
жизнь самоубийством? Докажите по тексту, что он не был готов к войне.
Какой урок дал курсантам пожилой пехотинец, уже побывавший в бою с
танками? Усвоил ли урок Алексей Ястребов? Каков общий смысл эпизода?
Какие качества есть у молодого курсанта Алексея Ястребова? Когда они
раскрылись? Чем он отличается от капитана Рюмина?
Чем примечательна эта повесть?
Рекомендуемая литература
Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и
литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.М. – Просвещение, 2020
Литература ХХ века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. Ч. 2. / авт.-сост. Зинин, С. А., Чалмаев, В.А. - 7-е изд.- М.:
ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2011. - 624 с.
Абрамов, А. М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М., 1975.
Практическое занятие № 28
Анализ одного рассказа из книги В. П. Астафьева «Царь-рыба»
Анализ главы “Бойе”.
- Кратко передайте содержание этой главы (кто герои данного рассказа, о
каких событиях повествует автор).
- Подробнее остановимся на эпизоде “Охота в тундре”.
31

Вопросы.
1.
2.
3.
4.
5.

Какова была главная цель этой поездки?
Почему неудачной оказалась охота?
Как ведут себя охотники во время зимовки?
Каким образом окружающая природа предупреждает их об опасности?
Каков финал этой истории?

Анализ главы “Царь-рыба”
1. Краткий пересказ содержания главы.
2. Подробный анализ эпизода “Игнатьич в плену у рыбы”.
Вопросы.
1. Как чушанцы относились к Игнатьичу?
2. Какие чувства испытывает Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась
крупная рыбина?
3. Каким образом “реки царь и всей природы царь” оказались “на одной
ловушке”?
4. “Какой облик” Игнатьича “вылупается” в схватке с царь-рыбой?
5. Каков финал этого поединка?
Рекомендуемая литература
Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и
литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.- М.
– Просвещение, 2020
Литература ХХ века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. Ч. 2. / авт.-сост. Зинин, С. А., Чалмаев, В.А. - 7-е изд.- М.:
ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2011. - 624 с.
Практическое занятие № 29
Анализ пьесы А. Вампилова «Старший сын»
1. Прочитать пьесу А.В. Вампилова «Старший сын».
2. Продумать ответы на вопросы, подтвердить выдержками из
произведения
3. Вопросы для анализа пьесы «Старший сын»
1) Какова фабула пьесы?
2) Кто ее главные герои? Второстепенные?
3) Кого можно отнести к внесценическим персонажам?
4) Раскройте смысл названий пьесы («Нравоучение с гитарой»,
«Предместье», «Старший сын») Какое из них самое удачное?
32

5) На какой коллизии строится пьеса?
6) Что можно рассказать о членах семьи Сарафановых?
7) Что нам дает для понимания образов Бусыгина и Сильвы их
сопоставление?
8) Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову?
9) Какова роль Макарской, соседки, в пьесе?
10) В чем заключена проблематика и главная идея пьесы?
11) К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему?
12) Как построено произведение? В чем проявилась авторская
позиция?
13) Прочитали последнюю страницу, закрыли книгу. Что бы вы
сказали об этой пьесе своим друзьям?
Индивидуальные задания
а) Подготовьте материал, связанный с биографией Вампилова
б) Выучить стихотворение П. Реутского «Вспоминайте меня весело»
Практическое занятие № 30-31
Анализ повести Э. Хемингуэя «Старик и море»
Охарактеризуйте старика Сантьяго. К каким событиям своей жизни старик
чаще всего возвращается в воспоминаниях? Почему он так привязан к
мальчику? Верным ли будет утверждение, что старик Сантьяго одухотворяет
природу и осознаёт себя его частью? Мотивируйте свою точку зрения. Как в
подтексте повести-притчи «Старик и море» проходит тема несокрушимости
человеческого духа? Какие слова из повести Э.Хемингуэя «Старик и море»
звучат как всепобеждающий гимн человеку? Расскажите об особенностях
стиля Э. Хемингуэя. Как писатель строит диалог? Какое значение в его
произведениях отводится подтексту? Какие функции выполняют детали?
Почему он намеренно отказывается от эмоционального повествования? Кем,
по-вашему, предстаёт старик Сантьяго в конце повести — победителем или
побеждённым? Как вы считаете, что наполняет оптимизмом повесть-притчу
«Старик и море?» Можно ли повесть-притчу «Старик и море» назвать
гимном человеку? Почему?
Рекомендуемая литература
Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и
литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.М. – Просвещение, 2020
33

Приложение 1.
Схема – клише анализа стихотворения
Для анализа мной выбрано стихотворение «…» …, потому что… . Читая это
произведение, я испытывал такие чувства, как … . К этому стихотворению
можно сделать иллюстрацию, потому что… (К этому стихотворению нельзя
сделать иллюстрацию, потому что…).
Это стихотворение рассказывает о … . Лирический герой стихотворения – …
Композиционно стихотворение делится на … части, так как… (в каждой
части своё настроение, в каждой – свой сюжет, в каждой – свой образ).
Первая часть стихотворения вызывает чувства… Помогает их выразить такие
ключевые слова, как … . В этой части мы видим картину … . Эту часть
произведения нужно читать с … интонацией. Центральным образом первой
части является образ …, созданный при помощи таких художественных
средств: метафор (…), эпитетов (…), сравнений (…), олицетворений (…). С
помощью этих выразительных средств автор передаёт такие чувства, как … .
В основе второй части лежит приём: … (антитезы, гиперболы, звукописи,
метафоры - процитировать). С помощью этого приёма поэт выражает … . В
этой строфе интонационно можно выделить такие слова: «…», «…», «…». С
их помощью автору удаётся передать … . В этой части центральными
являются образы …, помогающие акцентировать внимание читателя на … .
Душевное состояние и настроение лирического героя меняется (не
меняется) на протяжении всего текста. (Если меняется, показать как: с … на
…).
Стихотворение «…» … заставило меня задуматься над … Мне кажется, что
основная мысль этого произведения в том, что … . Больше всего мне
запомнились такие строчки: … . Именно в них автор … . Я разделяю (не
разделяю) эмоциональный настрой лирического героя и автора, потому что.
Приложение 2.
План анализа лирического произведения
1. Внимательно прочтите стихотворение. Ощущается ли стихотворение
монолитным или можно выделить отдельные части? Какие из выделенных
частей вам кажутся связанными между собой теснее?
2. Как развивается основной образ? (Как, в какой последовательности
сменяются образы, если их несколько?)

34

3. Обратите внимание на название стихотворения (если оно есть). Как
связано оно с тоном, образностью стихотворения?
4. Жанр стихотворения.
5. Тема и идея:
а) О каких явлениях жизни говорит поэт?
б) Как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям
жизни?
6. Структура стихотворения:
а) метрика; определите размер стихотворения; подумайте, связан ли размер с
жанром, темой, образностью; выделяются ли метрически какие-либо слова,
строки (спондей, пиррихий, цезура).
б) фоника (аллитерация, ассонанс).
в) рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая).
г)
строфика
(двустишие,
терцет,
пятистишие…октава…сонет…Онегинская строфа).

катрен,

д) способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).
7.
Изобразительно-выразительные
метафора…).

средства

(эпитеты,

сравнения,

8. Интонационно-синтаксические фигуры (инверсия, анафора, эпифора,
риторическое обращение…).
9. Лексико-морфологические средства языка (славянизмы,
неологизмы).

архаизмы,

Как все эти приемы усугубляют образ, способствуют созданию у читателя
определенного настроения?
Можно ли сказать, что стихотворение изысканно, вычурно, изукрашено, или
оно намеренно простое? С чем это связано? Представьте стихотворение в
цвете. Какие цвета названы прямо или могут быть связаны с образом. Почему
цветовая гамма именно такая? Нет ли в стихотворении чего-либо,
требующего специального комментария — непонятных, устаревших слов,
мифологических образов и т. п.?
35

Приложение 3.
План анализа прозаического произведения
1. История создания произведения.
2. Жанр произведения.
3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении
может быть много, но главная — только одна, основная).
4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе
проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными
многим произведениям.
Например:
а) Проблема поиска положительного героя.(А. С. Грибоедов «Горе от ума»;
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов; «Евгений Онегин» А. С.
Пушкин;«Отцы и дети» И. С. Тургенев; «Обломов» И. А. Гончаров; Л. Н.
Толстой «Война и мир»; «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский т.
д.)
б) Проблема смысла жизни/счастья (те же произведения).
в) Проблема чувства и долга (проблема любви) (А. С. Грибоедов, А. Н.
Островский, И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Н. Шолохов,
М. А. Булгаков и т.д)
г) Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов
и др.).
5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для
чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.
6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).
7. Художественные особенности.
а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка,
кульминация, развязка.
Если в произведении несколько сюжетных линий (напр. «Отцы и дети»), то
следует разобрать все композиционные части для каждой из них.

36

Так, в романе «Отцы и дети» можно выделить, по крайней мере, 3 сюжетные
линии (столько же и конфликтов в романе). Каждая из них развивается
самостоятельно.
Сюжетная линия «Базаров — братья Кирсановы» (социально-политический
конфликт): экспозиция — приезд и знакомство, завязка — спор, кульминация
— дуэль, развязка — смерть.
Сюжетная линия «Базаров — Одинцова» (любовный конфликт): экспозиция
— знакомство на балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация —
признание, развязка — прощание, смерть.
Сюжетная линия «Базаров — родители» (конфликт поколений): экспозиция
— первый приезд к родителям и завязка, кульминация — разговор о том, что
Базаров заразился при вскрытии, развязка — смерть, эпилог — посещение
родителями могилы Базарова.
б) Художественные приёмы.
Портрет.
Интерьер.
Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь,
монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).
Роль художественных деталей для характеристики героя.
Приём антитезы.
Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.
8. Полемика вокруг
современников.

произведения

или

точки

зрения

критиков

и

Анализировать произведение, о котором есть многочисленные отзывы
современников, критиков гораздо проще и интереснее.
Естественно, что в анализе могут быть освещены не все аспекты, указанные
выше, а лишь те, которые наиболее полно и точно раскрывают специфику
произведения.

37

Приложение 4.
Схема анализа драматического произведения
1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел,
литературная критика.
2. Сюжет, композиция:
- основной конфликт, этапы его развития;
- характер развязки /комический, трагический, драматический/
3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.
4. Сбор материала о персонажах:
-внешность героя,
- поведение,
- речевая характеристика
- содержание речи /о чем?/
- манера /как?/
- стиль, словарь
- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
- роль декораций, интерьера в развитии образа.
5.Выводы: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения,
художественное своеобразие.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».