Методические рекомендации по СРС ОУП.01 русский язык

Содержание
Пояснительная записка
Тема 1.1. Язык как система. СРС №1. Тезисный план статьи
Тема 2.1. Речь как деятельность. СРС №2. Работа над созданием
текста монологического высказывания
Тема 2.3. Основные жанры стилей. СРС № 3.Составление
резюме, доверенности
Тема 2.4. Литературный язык и язык художественной
литературы. СРС № 4. Переработка текста
Тема 2.5. Текст. Признаки текста. СРС №5.Письменный
стилистический анализ текста
Тема 3.2. Культура общения. СРС №6. Составление памятки о
культуре общения
Тема 3.3. Языковая норма. СРС №7. Сообщение о толковых
словарях русского языка и их создателях
Тема 3.4. Орфоэпические и орфографические нормы. СРС №8.
Упражнения на отработку трудных орфограмм
Тема 3.5. Лексические нормы. СРС №9.Редактирование текста с
лексическими ошибками
Тема 3.6. Орфографические нормы. СРС №10.Упражнения на
отработку орфограмм в суффиксах.

3
5
6
7
7
8
11
12
13
14
15

Пояснительная записка
Методические рекомендации для выполнения самостоятельных
внеаудиторных работ по предмету «Русский язык» предназначены для
студентов 1 курса специальности 10.02.01 «Организация и технология
защиты информации».
Самостоятельная внеаудиторная работа по русскому языку проводится
с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний
студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- развития познавательных способностей и активности студентов,
самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по
заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По русскому
языку используются следующие виды заданий для внеаудиторной
самостоятельной работы:
чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со
словарями и справочниками, использование материалов Интернета;
повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной
литературы), составление плана и тезисов, составление таблиц для
систематизации учебного материала, подготовка сообщений, памяток; разные
виды разборов.
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной
работы преподаватель проводит инструктаж, который включает в себя цель
задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем
работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В
процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных
типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Качественными критериями оценки результатов внеаудиторной
самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
-оформление материала в соответствии с требованиями.
2

Критерии оценивания разных видов СРС в баллах приведены к каждой
работе.
Указанная норма времени на выполнение СРС является условной.
Тема 1.1. Язык как система.
СРС №1. Тезисный план статьи
Цель: формирование навыков составления тезисного плана
Задание: составить тезисный план статьи
Содержание работы
1. Прочитать статьи «Русский язык – хранитель истории и духовной
культуры народа» в учебнике Гольцовой Н. Г. с.6 – 8.
2. Статью «Общие сведения о языке» в учебнике А. Власенкова на с.
131- 133
3. Повторить алгоритм составления тезисов по тетради и правила
составления тезисов на с. 178 учебника А. Власенкова.
4. Составить тезисный план одной статьи.

•
•
•
•
•

Норма времени: 2 часа
Критерии оценки:
полнота и правильность ответа;
степень понимания лингвистических фактов и явлений;
корректность речевого оформления высказывания;
аккуратность выполнения письменных работ;
наличие и характер ошибок, допущенных учащимися.
По каждому критерию выставляется от 0до 2 баллов.
Шкала перевода баллов в отметки:
9-10 баллов – отметка «5»
8-7 баллов – отметка «4»
6-5 баллов – отметка «3»
4 и меньше – отметка «2».
Контроль выполнения: проверка тезисного плана в тетради для СРС.

3

Рекомендуемые источники информации:
1. Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз.
организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2020.
Дополнительно: Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст.
Стили речи: учеб.для 10-11, 2006. -350 С.
Тема 2.1. Речь как деятельность
СРС №2. Работа над созданием текста
Цель: формирование навыков создания текста
Задание: составить текст высказывания на указанную тему
Содержание работы
1. Прочитать статью «Типы речи» в учебнике А. Власенкова на с. 152- 174
2. Следуя рекомендациям, данным в учебнике, выполните одно из указанных
упражнений: №295 (текст повествовательного типа); №302 (сочинениеминиатюра – описание художественного изделия или интерьера помещения); №
308 (сочинение-миниатюра – описание любимой вещи); №314 или 316 (текстрассуждение на заданную тему).
Норма времени: 2 часа
Критерии оценки:
Степень выполнения коммуникативной задачи
Смысловая цельность текста
Речевая связность
Последовательность
Соблюдение норм литературной речи
По каждому критерию выставляется от 0до 2 баллов.
Шкала перевода баллов в отметки:
9-10 баллов – отметка «5»
8-7 баллов – отметка «4»
6-5 баллов – отметка «3»
4 и меньше – отметка «2».

4

Рекомендуемые источники информации:
Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз.
организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2020.
Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 1011, 2006. -350 С.
Тема 2.3. Основные жанры стилей.
СРС № 3.Составление резюме, доверенности
Цель: формирование навыков составления текстов деловых бумаг
Задание: составить текст резюме и доверенности
Содержание работы
1. Изучите образцы доверенности и резюме в учебнике Хлебинской Г. Ф. на
с. 63- 64.
2. Следуя образцам, данным в учебнике, составьте свои тексты доверенности
и резюме.
Норма времени: 2 часа
Критерии оценки:
Соблюдение стандарта составления деловых бумаг
Соблюдение орфографических норм.
Соблюдение пунктуационных норм.
По каждому критерию выставляется от 0 до 2 баллов.
Шкала перевода баллов в отметки:
6 баллов – отметка «5»
5 -4 баллов – отметка «4»
3 балла – отметка «3»
2 и меньше – отметка «2».
Рекомендуемые источники информации:
Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз.
организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2020.
Дополнительно: Хлебинская Г. Ф. Русский язык: учеб.для 10, М., 2013.
5

Тема 2.4. Литературный язык и язык художественной литературы.
СРС № 4. Переработка текста
Цель: формирование навыков переработки текста
Задание: оформите материал статьи в таблицу
Содержание работы
1.Прочитайте статью &6 Изобразительно-выразительные средства языка в
учебнике Н. Г. Гольцовой на с. 29.
2. Оформите материал статьи в таблицу. Определите самостоятельно,
сколько колонок будет в вашей таблице, как вы их назовете.
3. Заполните таблицу.
4. Дополните информацию об изобразительно-выразительных средствах
языка из других источников.
Норма времени: 2 часа
Критерии оценки:
Полнота информации (наличие примеров к каждому тропу/стилистической
фигуре)
Дополнение (обращение к другим источникам информации)
Аккуратность заполнения таблицы
По каждому критерию выставляется от 0 до 2 баллов.
Шкала перевода баллов в отметки:
6 баллов – отметка «5»
5 -4 баллов – отметка «4»
3 балла – отметка «3»
2 и меньше – отметка «2».
Рекомендуемые источники информации:
Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз.
организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2020.
Тема 2.5. Текст. Признаки текста.
СРС №5. Письменный стилистический анализ текста
Цель: формирование навыков стилистического анализа текста
6

Задание: пользуясь приведенным ниже планом, сделайте стилистический
анализ текста.
1 вариант: текст упр. 505. с. 315-316 Власенков А. И.
2 вариант: текст упр.467. с. 291-292 . Власенков А. И.
Содержание работы
1.
2.
3.

Изучите план стилистического анализа текста.
Ознакомьтесь с образцом стилистического анализа текста.
Сделайте самостоятельно стилистический анализ предложенного текста.
Порядок стилистического анализа текста

Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста.
Коммуникативное намерение автора.
2. Тема, идея (основная мысль) текста. Сфера общения, в которой
может быть применим данный текст (быт, научная деятельность,
массовая
коммуникация,
художественная
литература,
делопроизводство).
3. Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая,
информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).
4. Специфические (отличительные) черты стиля, используемые в
тексте. (образность, логическая непоследовательность, подчёркнутая
логичность,
официальность,
объективность
изложения,
эмоциональность, оригинальность, многостильность, сюжет, система
образов, язык персонажа).
5. Жанр, в котором написан текст.
6. Способ
изложения
(личный,
отвлечённый,
«сухой»,
эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных
средств языка и т. д.).
7. Языковые особенности, отражающие стилевую принадлежность
текста
(словообразовательные,
лексические,
морфологические,
синтаксические).
8. Тип речи.
9. Вывод.
1.

Образец стилистического анализа текста научного стиля
Текст
7

О составе словарной статьи
Словарная статья содержит сведения о написании, произношении,
изменении, происхождении, значении слова и особенностях его
употребления в речи.
Словарная статья состоит из заголовочного слова (там, где это
необходимо,
указываются
особенности
его
произношения),
грамматической характеристики, этимологической справки (для
заимствованных слов), функционально- стилистической характеристики,
толкования с примерами, фразеологизмов и производных слов.
(«Современный толковый словарь русского языка»
под ред. С. Кузнецова)
Анализ текста
1. Речевая ситуация. Текст представляет собой фрагмент вступительной
статьи «Как устроен словарь и как им пользоваться», помещенной в
«Современном толковом словаре русского языка». Коммуникативное
намерение авторов – научить читателя извлекать нужную информацию из
словарной статьи, рассказав, как она построена.
2. Тема текста определена в его заглавии – «Состав словарной статьи».
Идея – показать, что словарная статья четко структурированное полное
описание лексической единицы. Сфера, в которой может быть применим
данный текст, - научная.
3. Функция – информативная (сообщение объективных обобщенных
знаний).
4. Специфические черты текста: подготовленность речи, логичность,
смысловая точность (однозначность), сжатость, объективность.
5. Жанр – научная статья (фрагмент).
6. Способ изложения – отвлеченный, строгий, бесстрастный,
подчеркнуто логичный, объективный.
7. Языковые особенности. Наличие специальной лексики (словарная
статья, функционально-стилистическая характеристика и др.; наличие слов
с иноязычными корнями: грамматическая характеристика, этимологическая
и др; наличие суффиксов, придающих отвлеченное значение: фразеологизм,
стилистический и др.;
преобладание
имен
существительных;
наличие
отглагольных
существительных, отсутствие личных местоимений в форме 1-2 лица ед.ч;
прямой порядок слов в предложениях. Текст состоит из двух простых
осложненных предложений.
8. Тип речи – описание.
9. Вывод: текст написан в научном стиле.
8

Примечание: образец стилистического анализа текста официальноделового стиля дан в учебнике Хлебниковой Г. Ф. 10 кл. с. 60-61;
публицистического стиля – на с. 68- 70.

Норма времени: 2 часа
Критерии оценки:
Выполнение всех пунктов плана анализа.
Полнота ответов.
Соблюдение орфографических и пунктуационных норм
По каждому критерию выставляется от 0 до 2 баллов.
Шкала перевода баллов в отметки:
6 баллов – отметка «5»
5 -4 баллов – отметка «4»
3 балла – отметка «3»
2 и меньше – отметка «2».
Рекомендуемые источники информации:
Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз.
организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2020.
Дополнительно: Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили
речи: учеб.для 10-11, 2006. -350 С.
Хлебинская Г. Ф. Русский язык: учеб.для 10, М., 2013. - 287 С.

Тема 3.2. Культура общения.
СРС №6. Составление памятки о культуре речевого общения
Цель: формирование навыков составления текста
Задание: составьте текст памятки о культуре речевого общения.
Содержание работы
1. Изучите текст &
10. Культура устного общения в учебнике
Хлебниковой Г. Ф. с. 82.
2. Изучите в качестве образца памятку участника дискуссии на с.82.
3. Составьте памятку о культуре речевого общения.
9

Норма времени: 2 часа
Критерии оценки:
Соответствие содержания теме задания
Полнота текста памятки
Удобство пользования памяткой
По каждому критерию выставляется от 0 до 2 баллов.
Шкала перевода баллов в отметки:
6 баллов – отметка «5»
5 -4 баллов – отметка «4»
3 балла – отметка «3»
2 и меньше – отметка «2».
Рекомендуемые источники информации:
Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз.
организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2020.
Хлебинская Г. Ф. Русский язык: учеб.для 10, М., 2013. - 287 С.
Тема 3.3. Языковая норма.
СРС №7. Работа со словарями
Цель: расширить представления о создателях толковых словарей русского
языка.
Задание: подготовить сообщение на тему «Толковые словари и их
создатели».
Содержание работы
1. Ознакомиться со статьями в учебнике Гольцовой Н. Г. «Лексикография»
& 12, «Владимир Даль», «Дмитрий Николаевич Ушаков», «Сергей
Иванович Ожегов» в разделе «Из истории русского языкознания».
2. В библиотеке кабинета имеются толковые словари Д. Ушакова, С.
Ожегова. Выяснить их назначение. Изучить структуру словаря,
рассмотреть словарные статьи: пометы, сокращения, примеры
толкования некоторых слов.
3. Сделать необходимые выписки. Правила составления выписок см. на с.
178 учебника А. Власенкова.
4. Подготовить презентацию по теме сообщения из 5-8 слайдов.
5. Подготовиться к устному выступлению на 5 – 6 минут.
10

Норма времени: 2 часа
Критерии оценки:
Соответствие содержания теме
Логичность и последовательность изложения
Культура речи
Наличие презентации
По каждому критерию выставляется от 0до 2 баллов.
Шкала перевода баллов в отметки:
7-8 баллов – отметка «5»
6-5 баллов – отметка «4»
4-3 баллов – отметка «3»
Рекомендуемые источники информации:
1. Словарь русского языка. С. И. Ожегов.
2. Толковый словарь русского языка. Д. Ушаков.
3. Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз.
организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2020.
Тема 3.4. Орфоэпические и орфографические нормы.
СРС №8. Упражнения на отработку трудных орфограмм
Цель: закрепить навыки правописания слитного и раздельного написания
НЕ с разными частями речи.
Задание: выполнить упражнения
Содержание работы
1. Изучить материал & 66 с. 324 в учебнике Н. Гольцовой.
2. Выполнить упражнения № 346 и 347
Норма времени: 2 часа
Контроль выполнения: проверка выполненных упражнений.
Рекомендуемые источники информации:

11

Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз.
организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2020.

Тема 3.5. Лексические нормы.
СРС №9.Редактирование текста
с лексическими ошибками
Упражнение 7. Прочитайте отрывок из очерка «Ежи», укажите лексические
недочеты и ошибки (неправильный выбор лексического эквивалента,
нарушение лексической сочетаемости, речевая избыточность, речевая
недостаточность, неудачная метафоризация при употреблении многозначных
слов, смешение паронимов и др.). Предложите варианты стилистической
правки отрывков текста, в которых вы отметите речевые ошибки.
Приходилось ли вам лично сталкиваться с ежом? Посветив фонариком, вы
увидите эту неприступную для многих животных крепость - колючки торчат
во все стороны. Волк, собака, медведь, ткнув морду в колючки, навсегда
теряют к ежу интерес и охоту. Ботинком можно колючий шар покатить. Ежу
от этого ни жарко, ни холодно. Он колобком без вреда для здоровья может
скатиться с откоса, упасть с высоты двухэтажного дома - иглы паданье
амортизируют, и ежик не убьется. Настигнутый, он вновь моментально
обращается в шар и теперь уже долго не разомкнет свою крепость.
Ежи, устраиваясь на зиму в какой-нибудь ямке, выстланной высушенными
листьями и мягкой травою, впадают в оцепененье, при котором жизнь в них
почти замирает - сердце сокращается редко, дыхание еле заметно,
температура тела падает с 34 градусов до 2. Ледяшка! Однако с приходом
тепла весною зимовщик «оттаивает» и оживает. Похудевшим - колючая
одежонка висит на нем тряпкой - еж начинает искать пропитание. Но,
бывает, пробуждение не наступает: ежик не ожил; он мертв. Это случается с
молодыми ежами, не умеющими без ошибок выбирать место для спячки,
либо с ежами, почему-либо не набравшими нужного им минимума жира и
поэтому погибшими от голодной смерти.
Не защищают иголки ежа от филина. Мощные когти разрывают беднягу на
части, и, поедая ежа, большая сова съедает мясо вместе с иголками. Но
филинов везде крайне мало, и дань этим совам платят ежи без ущерба для
своих популяций. Враг номер два - лисица. Эта хитрая бестия знает: от воды
мгновенно ослабевает мышца, сворачивающая ежа в комок, и тогда лисица
стремится, где можно, подтолкнуть колючий комок к воде: тут он станет
доступен.
12

Другое дело - человек. Ежу он в этом веке подставил подножку, правда, и не
желая того. Один удар ежам нанесли химикаты: уничтожая насекомых, они
подрывают тем самым пищевую базу ежей. Другой удар пришелся в самое
сердце сберегавшей ежей защиты. Ежи в том виде, какими мы знаем их и
сегодня, живут уже тридцать миллионов лет. Человека на земле еще не было,
а ежики уже бегали. Эта жизнеспособная модель живого оказалась настолько
надежной, что пережила многие формы жизни, и Природа «штампует» ее,
ничего не меняя.
И вдруг неожиданный сбой: землю покрыли асфальтированные дороги, по
которым мчатся автомобили. Еж, оказавшийся на асфальте, услышав
приближающуюся опасность, как и предписано ему Природой, свертывается
в комок. Но тут колючая одежонка ежа не выручает его - в долю секунды
живой колобок превращается в мертвую лепешку.
Сотни тысяч ежей гибнут на европейских дорогах. Научить старожилов
Земли сторониться автомобиля невозможно. Заставить автомобилистов
следить за ежами - бессмысленно и абсурдно. Человеческая цивилизация
рушит то, что Природа шлифовала и совершенствовала многие-многие лета.
Конечно, все ежи не исчезнут, не пропадут совсем. Не везде еще землю
опоясал асфальт и не везде опояшет. Но печально сознавать: то, что было
вчера обычным, сегодня становится редким. И ежи - лишь один из примеров.
Тема 3.6. Орфографические нормы.
СРС №10.Упражнения на отработку орфограмм в суффиксах.
Цель: закрепить навыки правописания суффиксов (н и нн) прилагательных
и причастий
Задание: выполнить упражнения
Содержание работы
3. Изучить материал & 42 и 54 с. 211 и 269 в учебнике Н. Гольцовой.
4. Выполнить упражнения № 293 и 296
Норма времени: 2 часа
Контроль выполнения: проверка выполненных упражнений.
Рекомендуемые источники информации:
Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз.
организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2020.
13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».