Содержание Пояснительная записка Тема 1.1. Язык как система. СРС №1. Тезисный план статьи Тема 2.1. Речь как деятельность. СРС №2. Работа над созданием текста монологического высказывания Тема 2.3. Основные жанры стилей. СРС № 3.Составление резюме, доверенности Тема 2.4. Литературный язык и язык художественной литературы. СРС № 4. Переработка текста Тема 2.5. Текст. Признаки текста. СРС №5.Письменный стилистический анализ текста Тема 3.2. Культура общения. СРС №6. Составление памятки о культуре общения Тема 3.3. Языковая норма. СРС №7. Сообщение о толковых словарях русского языка и их создателях Тема 3.4. Орфоэпические и орфографические нормы. СРС №8. Упражнения на отработку трудных орфограмм Тема 3.5. Лексические нормы. СРС №9.Редактирование текста с лексическими ошибками Тема 3.6. Орфографические нормы. СРС №10.Упражнения на отработку орфограмм в суффиксах. 3 5 6 7 7 8 11 12 13 14 15 Пояснительная записка Методические рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ по предмету «Русский язык» предназначены для студентов 1 курса специальности 10.02.01 «Организация и технология защиты информации». Самостоятельная внеаудиторная работа по русскому языку проводится с целью: - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов; - углубления и расширения теоретических знаний; - развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По русскому языку используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, использование материалов Интернета; повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы), составление плана и тезисов, составление таблиц для систематизации учебного материала, подготовка сообщений, памяток; разные виды разборов. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж, который включает в себя цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Качественными критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: - уровень освоения студентом учебного материала; - умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - сформированность общеучебных умений; - обоснованность и четкость изложения ответа; -оформление материала в соответствии с требованиями. 2 Критерии оценивания разных видов СРС в баллах приведены к каждой работе. Указанная норма времени на выполнение СРС является условной. Тема 1.1. Язык как система. СРС №1. Тезисный план статьи Цель: формирование навыков составления тезисного плана Задание: составить тезисный план статьи Содержание работы 1. Прочитать статьи «Русский язык – хранитель истории и духовной культуры народа» в учебнике Гольцовой Н. Г. с.6 – 8. 2. Статью «Общие сведения о языке» в учебнике А. Власенкова на с. 131- 133 3. Повторить алгоритм составления тезисов по тетради и правила составления тезисов на с. 178 учебника А. Власенкова. 4. Составить тезисный план одной статьи. • • • • • Норма времени: 2 часа Критерии оценки: полнота и правильность ответа; степень понимания лингвистических фактов и явлений; корректность речевого оформления высказывания; аккуратность выполнения письменных работ; наличие и характер ошибок, допущенных учащимися. По каждому критерию выставляется от 0до 2 баллов. Шкала перевода баллов в отметки: 9-10 баллов – отметка «5» 8-7 баллов – отметка «4» 6-5 баллов – отметка «3» 4 и меньше – отметка «2». Контроль выполнения: проверка тезисного плана в тетради для СРС. 3 Рекомендуемые источники информации: 1. Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. Дополнительно: Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб.для 10-11, 2006. -350 С. Тема 2.1. Речь как деятельность СРС №2. Работа над созданием текста Цель: формирование навыков создания текста Задание: составить текст высказывания на указанную тему Содержание работы 1. Прочитать статью «Типы речи» в учебнике А. Власенкова на с. 152- 174 2. Следуя рекомендациям, данным в учебнике, выполните одно из указанных упражнений: №295 (текст повествовательного типа); №302 (сочинениеминиатюра – описание художественного изделия или интерьера помещения); № 308 (сочинение-миниатюра – описание любимой вещи); №314 или 316 (текстрассуждение на заданную тему). Норма времени: 2 часа Критерии оценки: Степень выполнения коммуникативной задачи Смысловая цельность текста Речевая связность Последовательность Соблюдение норм литературной речи По каждому критерию выставляется от 0до 2 баллов. Шкала перевода баллов в отметки: 9-10 баллов – отметка «5» 8-7 баллов – отметка «4» 6-5 баллов – отметка «3» 4 и меньше – отметка «2». 4 Рекомендуемые источники информации: Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 1011, 2006. -350 С. Тема 2.3. Основные жанры стилей. СРС № 3.Составление резюме, доверенности Цель: формирование навыков составления текстов деловых бумаг Задание: составить текст резюме и доверенности Содержание работы 1. Изучите образцы доверенности и резюме в учебнике Хлебинской Г. Ф. на с. 63- 64. 2. Следуя образцам, данным в учебнике, составьте свои тексты доверенности и резюме. Норма времени: 2 часа Критерии оценки: Соблюдение стандарта составления деловых бумаг Соблюдение орфографических норм. Соблюдение пунктуационных норм. По каждому критерию выставляется от 0 до 2 баллов. Шкала перевода баллов в отметки: 6 баллов – отметка «5» 5 -4 баллов – отметка «4» 3 балла – отметка «3» 2 и меньше – отметка «2». Рекомендуемые источники информации: Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. Дополнительно: Хлебинская Г. Ф. Русский язык: учеб.для 10, М., 2013. 5 Тема 2.4. Литературный язык и язык художественной литературы. СРС № 4. Переработка текста Цель: формирование навыков переработки текста Задание: оформите материал статьи в таблицу Содержание работы 1.Прочитайте статью &6 Изобразительно-выразительные средства языка в учебнике Н. Г. Гольцовой на с. 29. 2. Оформите материал статьи в таблицу. Определите самостоятельно, сколько колонок будет в вашей таблице, как вы их назовете. 3. Заполните таблицу. 4. Дополните информацию об изобразительно-выразительных средствах языка из других источников. Норма времени: 2 часа Критерии оценки: Полнота информации (наличие примеров к каждому тропу/стилистической фигуре) Дополнение (обращение к другим источникам информации) Аккуратность заполнения таблицы По каждому критерию выставляется от 0 до 2 баллов. Шкала перевода баллов в отметки: 6 баллов – отметка «5» 5 -4 баллов – отметка «4» 3 балла – отметка «3» 2 и меньше – отметка «2». Рекомендуемые источники информации: Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. Тема 2.5. Текст. Признаки текста. СРС №5. Письменный стилистический анализ текста Цель: формирование навыков стилистического анализа текста 6 Задание: пользуясь приведенным ниже планом, сделайте стилистический анализ текста. 1 вариант: текст упр. 505. с. 315-316 Власенков А. И. 2 вариант: текст упр.467. с. 291-292 . Власенков А. И. Содержание работы 1. 2. 3. Изучите план стилистического анализа текста. Ознакомьтесь с образцом стилистического анализа текста. Сделайте самостоятельно стилистический анализ предложенного текста. Порядок стилистического анализа текста Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста. Коммуникативное намерение автора. 2. Тема, идея (основная мысль) текста. Сфера общения, в которой может быть применим данный текст (быт, научная деятельность, массовая коммуникация, художественная литература, делопроизводство). 3. Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая, информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая). 4. Специфические (отличительные) черты стиля, используемые в тексте. (образность, логическая непоследовательность, подчёркнутая логичность, официальность, объективность изложения, эмоциональность, оригинальность, многостильность, сюжет, система образов, язык персонажа). 5. Жанр, в котором написан текст. 6. Способ изложения (личный, отвлечённый, «сухой», эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка и т. д.). 7. Языковые особенности, отражающие стилевую принадлежность текста (словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические). 8. Тип речи. 9. Вывод. 1. Образец стилистического анализа текста научного стиля Текст 7 О составе словарной статьи Словарная статья содержит сведения о написании, произношении, изменении, происхождении, значении слова и особенностях его употребления в речи. Словарная статья состоит из заголовочного слова (там, где это необходимо, указываются особенности его произношения), грамматической характеристики, этимологической справки (для заимствованных слов), функционально- стилистической характеристики, толкования с примерами, фразеологизмов и производных слов. («Современный толковый словарь русского языка» под ред. С. Кузнецова) Анализ текста 1. Речевая ситуация. Текст представляет собой фрагмент вступительной статьи «Как устроен словарь и как им пользоваться», помещенной в «Современном толковом словаре русского языка». Коммуникативное намерение авторов – научить читателя извлекать нужную информацию из словарной статьи, рассказав, как она построена. 2. Тема текста определена в его заглавии – «Состав словарной статьи». Идея – показать, что словарная статья четко структурированное полное описание лексической единицы. Сфера, в которой может быть применим данный текст, - научная. 3. Функция – информативная (сообщение объективных обобщенных знаний). 4. Специфические черты текста: подготовленность речи, логичность, смысловая точность (однозначность), сжатость, объективность. 5. Жанр – научная статья (фрагмент). 6. Способ изложения – отвлеченный, строгий, бесстрастный, подчеркнуто логичный, объективный. 7. Языковые особенности. Наличие специальной лексики (словарная статья, функционально-стилистическая характеристика и др.; наличие слов с иноязычными корнями: грамматическая характеристика, этимологическая и др; наличие суффиксов, придающих отвлеченное значение: фразеологизм, стилистический и др.; преобладание имен существительных; наличие отглагольных существительных, отсутствие личных местоимений в форме 1-2 лица ед.ч; прямой порядок слов в предложениях. Текст состоит из двух простых осложненных предложений. 8. Тип речи – описание. 9. Вывод: текст написан в научном стиле. 8 Примечание: образец стилистического анализа текста официальноделового стиля дан в учебнике Хлебниковой Г. Ф. 10 кл. с. 60-61; публицистического стиля – на с. 68- 70. Норма времени: 2 часа Критерии оценки: Выполнение всех пунктов плана анализа. Полнота ответов. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм По каждому критерию выставляется от 0 до 2 баллов. Шкала перевода баллов в отметки: 6 баллов – отметка «5» 5 -4 баллов – отметка «4» 3 балла – отметка «3» 2 и меньше – отметка «2». Рекомендуемые источники информации: Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. Дополнительно: Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб.для 10-11, 2006. -350 С. Хлебинская Г. Ф. Русский язык: учеб.для 10, М., 2013. - 287 С. Тема 3.2. Культура общения. СРС №6. Составление памятки о культуре речевого общения Цель: формирование навыков составления текста Задание: составьте текст памятки о культуре речевого общения. Содержание работы 1. Изучите текст & 10. Культура устного общения в учебнике Хлебниковой Г. Ф. с. 82. 2. Изучите в качестве образца памятку участника дискуссии на с.82. 3. Составьте памятку о культуре речевого общения. 9 Норма времени: 2 часа Критерии оценки: Соответствие содержания теме задания Полнота текста памятки Удобство пользования памяткой По каждому критерию выставляется от 0 до 2 баллов. Шкала перевода баллов в отметки: 6 баллов – отметка «5» 5 -4 баллов – отметка «4» 3 балла – отметка «3» 2 и меньше – отметка «2». Рекомендуемые источники информации: Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. Хлебинская Г. Ф. Русский язык: учеб.для 10, М., 2013. - 287 С. Тема 3.3. Языковая норма. СРС №7. Работа со словарями Цель: расширить представления о создателях толковых словарей русского языка. Задание: подготовить сообщение на тему «Толковые словари и их создатели». Содержание работы 1. Ознакомиться со статьями в учебнике Гольцовой Н. Г. «Лексикография» & 12, «Владимир Даль», «Дмитрий Николаевич Ушаков», «Сергей Иванович Ожегов» в разделе «Из истории русского языкознания». 2. В библиотеке кабинета имеются толковые словари Д. Ушакова, С. Ожегова. Выяснить их назначение. Изучить структуру словаря, рассмотреть словарные статьи: пометы, сокращения, примеры толкования некоторых слов. 3. Сделать необходимые выписки. Правила составления выписок см. на с. 178 учебника А. Власенкова. 4. Подготовить презентацию по теме сообщения из 5-8 слайдов. 5. Подготовиться к устному выступлению на 5 – 6 минут. 10 Норма времени: 2 часа Критерии оценки: Соответствие содержания теме Логичность и последовательность изложения Культура речи Наличие презентации По каждому критерию выставляется от 0до 2 баллов. Шкала перевода баллов в отметки: 7-8 баллов – отметка «5» 6-5 баллов – отметка «4» 4-3 баллов – отметка «3» Рекомендуемые источники информации: 1. Словарь русского языка. С. И. Ожегов. 2. Толковый словарь русского языка. Д. Ушаков. 3. Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. Тема 3.4. Орфоэпические и орфографические нормы. СРС №8. Упражнения на отработку трудных орфограмм Цель: закрепить навыки правописания слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Задание: выполнить упражнения Содержание работы 1. Изучить материал & 66 с. 324 в учебнике Н. Гольцовой. 2. Выполнить упражнения № 346 и 347 Норма времени: 2 часа Контроль выполнения: проверка выполненных упражнений. Рекомендуемые источники информации: 11 Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. Тема 3.5. Лексические нормы. СРС №9.Редактирование текста с лексическими ошибками Упражнение 7. Прочитайте отрывок из очерка «Ежи», укажите лексические недочеты и ошибки (неправильный выбор лексического эквивалента, нарушение лексической сочетаемости, речевая избыточность, речевая недостаточность, неудачная метафоризация при употреблении многозначных слов, смешение паронимов и др.). Предложите варианты стилистической правки отрывков текста, в которых вы отметите речевые ошибки. Приходилось ли вам лично сталкиваться с ежом? Посветив фонариком, вы увидите эту неприступную для многих животных крепость - колючки торчат во все стороны. Волк, собака, медведь, ткнув морду в колючки, навсегда теряют к ежу интерес и охоту. Ботинком можно колючий шар покатить. Ежу от этого ни жарко, ни холодно. Он колобком без вреда для здоровья может скатиться с откоса, упасть с высоты двухэтажного дома - иглы паданье амортизируют, и ежик не убьется. Настигнутый, он вновь моментально обращается в шар и теперь уже долго не разомкнет свою крепость. Ежи, устраиваясь на зиму в какой-нибудь ямке, выстланной высушенными листьями и мягкой травою, впадают в оцепененье, при котором жизнь в них почти замирает - сердце сокращается редко, дыхание еле заметно, температура тела падает с 34 градусов до 2. Ледяшка! Однако с приходом тепла весною зимовщик «оттаивает» и оживает. Похудевшим - колючая одежонка висит на нем тряпкой - еж начинает искать пропитание. Но, бывает, пробуждение не наступает: ежик не ожил; он мертв. Это случается с молодыми ежами, не умеющими без ошибок выбирать место для спячки, либо с ежами, почему-либо не набравшими нужного им минимума жира и поэтому погибшими от голодной смерти. Не защищают иголки ежа от филина. Мощные когти разрывают беднягу на части, и, поедая ежа, большая сова съедает мясо вместе с иголками. Но филинов везде крайне мало, и дань этим совам платят ежи без ущерба для своих популяций. Враг номер два - лисица. Эта хитрая бестия знает: от воды мгновенно ослабевает мышца, сворачивающая ежа в комок, и тогда лисица стремится, где можно, подтолкнуть колючий комок к воде: тут он станет доступен. 12 Другое дело - человек. Ежу он в этом веке подставил подножку, правда, и не желая того. Один удар ежам нанесли химикаты: уничтожая насекомых, они подрывают тем самым пищевую базу ежей. Другой удар пришелся в самое сердце сберегавшей ежей защиты. Ежи в том виде, какими мы знаем их и сегодня, живут уже тридцать миллионов лет. Человека на земле еще не было, а ежики уже бегали. Эта жизнеспособная модель живого оказалась настолько надежной, что пережила многие формы жизни, и Природа «штампует» ее, ничего не меняя. И вдруг неожиданный сбой: землю покрыли асфальтированные дороги, по которым мчатся автомобили. Еж, оказавшийся на асфальте, услышав приближающуюся опасность, как и предписано ему Природой, свертывается в комок. Но тут колючая одежонка ежа не выручает его - в долю секунды живой колобок превращается в мертвую лепешку. Сотни тысяч ежей гибнут на европейских дорогах. Научить старожилов Земли сторониться автомобиля невозможно. Заставить автомобилистов следить за ежами - бессмысленно и абсурдно. Человеческая цивилизация рушит то, что Природа шлифовала и совершенствовала многие-многие лета. Конечно, все ежи не исчезнут, не пропадут совсем. Не везде еще землю опоясал асфальт и не везде опояшет. Но печально сознавать: то, что было вчера обычным, сегодня становится редким. И ежи - лишь один из примеров. Тема 3.6. Орфографические нормы. СРС №10.Упражнения на отработку орфограмм в суффиксах. Цель: закрепить навыки правописания суффиксов (н и нн) прилагательных и причастий Задание: выполнить упражнения Содержание работы 3. Изучить материал & 42 и 54 с. 211 и 269 в учебнике Н. Гольцовой. 4. Выполнить упражнения № 293 и 296 Норма времени: 2 часа Контроль выполнения: проверка выполненных упражнений. Рекомендуемые источники информации: Гольцова Н. Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. 13