Методическая рекомендация по СРС ОУД.16 УИД

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…..…... 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.

Тема 1. Виды учебно-исследовательской деятельности
СРС № 1: оформление титульного листа собственного реферата или сообщения
Вид выполняемой самостоятельной работы: ………….…………………………………...7

2.

Тема 2. Проект как вид учебно-исследовательской деятельности
СРС № 2: работа над индивидуальными проектами
Вид выполняемой самостоятельной работы: творческая/исследовательская работа…...7

3.

Тема 4. Публичное выступление
СРС № 3: подготовка текста выступления на предложенную тему
Вид выполняемой самостоятельной работы: доклад…………………………………….…8

4.

Тема 5. Требования к компьютерной презентации
СРС № 4: подготовка презентации на предложенную тему
Вид выполняемой самостоятельной работы: презентация……………………………......10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...….....13
ПРИЛОЖЕНИЯ

2

ВВЕДЕНИЕ
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная,
учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во
внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без
его непосредственного участия. Объем самостоятельной работы студентов определяется
государственным образовательным стандартом.
ФГОС нового поколения регламентируют требования сопровождения
внеаудиторной самостоятельной работы методическим обеспечением и обоснования
времени, затрачиваемого на ее выполнение. Поэтому методические рекомендации
являются неотъемлемой частью организации внеаудиторной самостоятельной работы. Для
организации внеаудиторной самостоятельной работы разработано методическое пособие
по выполнению СРС. Сборник включает в себя задания для внеаудиторной
самостоятельной работы по всем разделам и темам.
Методические рекомендации содержат требования к структуре, содержанию,
оформлению заданий СРС и составлены в соответствии с утвержденным учебным планом
и рабочей программы.
Цели и задачи СРС
Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общеобразовательной
дисциплине
«Учебно-исследовательская
деятельность»
является
овладение
фундаментальными знаниями по дисциплине, опытом творческой, исследовательской
деятельности, развитие самостоятельности, ответственности и организованности,
творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами внеаудиторной самостоятельной работы являются:

1) систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических
умений студентов;
2) углубление и расширение теоретических знаний;
3) развитие критического мышления, способностей

к

самообразованию,

самосовершенствованию и самореализации;

5) развитие исследовательских умений, формирование интеллектуальных навыков;
6) использование материала, собранного и полученного в ходе выполнения ВСР для
эффективной подготовки к контрольным работам, зачетам.
В результате внеаудиторной самостоятельной деятельности у студента формируется
и развивается универсальные учебные действия в контексте преемственности
формирования общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
3

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Этапы процесса организации СРС:
1.Подготовительный (определение целей, составление программы, плана занятий,
подготовка методического обеспечения).

2.Основной (реализация программы, использование приемов поиска информации,
усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов,
самоорганизация процесса работы).

3.Заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка
эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации
учебного процесса).
Организационные задачи преподавателя:
- изучение квалификационной характеристики будущих специалистов;
- анализ государственного образовательного стандарта;
- подготовка перечня умений, которые должны быть сформированы у обучающихся после
изучения дисциплины;
- разработка задач для самостоятельной деятельности;
- группировка задач в блоке задания на семестр;
- определение периодичности контроля;
- создание необходимого информационно-методического обеспечения; - методические
рекомендации для самостоятельной работы обучающегося;
- подбор
учебно-методической
литературы, информационных источников.
Этапы СРС:

1)
2)
3)
4)

определение цели самостоятельной работы;
конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
самооценка готовности к самостоятельной работе;
выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи;

4

планирование работы (самостоятельно или с помощью преподавателя) над
заданием;

5)

6) осуществление обучающимся в процессе выполнения самостоятельной работы
самоконтроля, промежуточного и конечного результатов работы и корректировка
выполнения работы.
Организация внеаудиторной самостоятельной работы:
Обучение обучающихся методам самостоятельной работы, чтобы время
внеаудиторной самостоятельной работы было временем активной учебы: временные
ориентиры выполнения ВСР для выработки навыков планирования бюджета времени;
сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки.
Необходима большая воспитательная работа среди обучающихся для осознания ими
важности такого вида обучения, как самостоятельные занятия. Убедительная
демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для
предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях,
методических рекомендациях и учебных пособиях. Выдача обучающимся методических
рекомендаций,
содержащих
подробный
алгоритм,
постепенно
уменьшая
разъяснительную часть от семестра к семестру с целью приучить их к большей
самостоятельности.

1.

Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы,
сочетающих теоретический материал, методические рекомендация и задачи для решения.

2.

Методические рекомендации для выполнения СРС
Цель методических рекомендаций, содержащих подробный алгоритм действия по
выполнению заданий ВСР, состоит в обеспечении эффективности самостоятельной
работы, определении её содержания, установления требований к оформлению и
результатам самостоятельной работы. Внеаудиторная самостоятельная работа
выполняется студентом под руководством преподавателя, но без его непосредственного
участия.
Требования к выполнению ВСР:

1. Самостоятельно или по заданию преподавателя выбрать тему и формат
выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
Изучить методические рекомендации преподавателя по выполнению данной
работы. Выяснить содержание работы и алгоритм действий.

2.

Ознакомиться с критериями, по которым будет оцениваться внеаудиторная
самостоятельная работа.

3.

Работа выполняется либо в рабочей тетради, либо в печатном или электронном
варианте, которые после выполнения, сдаются преподавателю.

4.
5.

Работа должна быть выполнена в течение указанного срока, иначе оценка будет

снижена.
В журнале теоретического обучения, выставляются оценки за выполнение
самостоятельных работ.

6.

5

Поощряются творческая инициатива, свой взгляд на выполнение данной работы,
правильное, эстетическое оформление работы.

7.
8.

Согласовать время консультаций по возникающим вопросам в ходе выполнения

работ.
Условия, обеспечивающие успешное выполнение внеаудиторной самостоятельной
работы:

1. Мотивация учебного задания (для чего, чему способствует).
2. Четкая постановка познавательных задач.
3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание обучающимся способов ее
выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее
представления.

6

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тема 1: Виды учебно-исследовательской деятельности
СРС №1. Оформление титульного листа собственного реферата/сообщения
Цель: закрепление изученного материала
Вопросы, подлежащие изучению:
1. правильное оформление титульного листа реферата студента
Содержание задания:
Пользуясь лекционным материалом выполнить работу.
Время на выполнение самостоятельной работы - 1 час.
Форма контроля - проверка выполненной работы в электронном виде.
Критерий оценивания:
Оценка «5» ставится, если нет ошибок;
Оценка «4» ставится, если допущен 1 недочет;
Оценка «3» ставится, если студент допустил грубые ошибки и недочеты.

Тема 2: Проект как вид учебно-исследовательской деятельности
СРС №2. Работа над индивидуальными проектами
Вид работы: творческая/исследовательская работа
Цель:

приобретение

универсального

учащимися

способа

освоения

функционального
действительности,

навыка

исследования

развитие

способности

как
к

исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в
образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Вопросы, подлежащие изучению:
1. выбрать область исследования
2. определиться с темой своего проекта/исследования
3. вместе с преподавателем разработать план работы
4. заполнить образец паспорта проекта
Содержание задания:
Пользуясь материалами интернет ресурсов и разными литературными источниками
необходимо раскрыть вопросы, подлежащие к изучению. Планы работы одобрять с
преподавателем.
7

Время на выполнение самостоятельной работы - 13 часов.
Форма контроля - проверка выполненной работы в электронном виде. Выступление
студента.
Критерий оценивания: см. Приложение 1 Таблицу 3, Таблица 4, Таблица 5.

Тема 4: Публичное выступление
СРС №3. Выступление на предложенные темы преподавателем (см. Таблицу 6)
Вид работы: доклад
Цель: сформировать умение выступления перед аудиторией, оказание помощи
обучающемуся перед страхом публичного выступления.
Вопросы, подлежащие изучению:
1. раскрыть основные понятия своего выступления
2. С каким чувством, мнением слушатели уйдут;
3. Какие действия совершит аудитория после окончания выступления.
Содержание задания:
Пользуясь материалами интернет ресурсов и разными литературными источниками
выступить перед аудиторией.
Время на выполнение самостоятельной работы - 3 часа.
Форма контроля - проверка выполненной работы в тетради для срс. Выступление
студента.
Критерий оценивания: см. Приложение 1 Таблицу 5.

Тема 5: Требование к компьютерной презентации
СРС №4. Подготовка презентации на предложенную тему
Вид работы: презентация
Цель: отработать умение работы учащихся в программе Microsoft Power Point, создавать
презентации, выработать умение публичного выступления.
Содержание задания:
Пользуясь материалами интернет ресурсов и разными литературными источниками
выступить с готовой презентацией.
Время на выполнение самостоятельной работы - 3 часа.
8

Форма контроля - проверка выполненной работы в электронном виде. Выступление
студента.
Критерий оценивания: см. Приложение 1 Таблицу 3, Таблица 5.

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Контроль

внеаудиторной

самостоятельной

работы

студентов

проводится

преподавателем в аудитории.
Результативность самостоятельной работы студентов оценивается посредством
следующих форм контроля знаний и умений студентов:
устный опрос;
собеседование;
защита доклада, реферата;
проверочная работа;
представление презентации.
Результаты контроля используются для оценки текущей успеваемости студентов.
Оценка текущей успеваемости студентов выставляется в учебный журнал.

Программа действий преподавателя по организации самостоятельной
работы студентов
Программа действий преподавателя по созданию необходимых и достаточных
условий для самостоятельной деятельности студентов:
изучение квалификационной характеристики специалиста;
анализ учебного плана, Федерального государственного образовательного стандарта;
подготовка перечня умений, компетенций которые должны быть сформированы у
студентов после изучения дисциплины;
подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля;
разработка бланка профессионально-ориентированных задач для самостоятельной
деятельности;
определение качественно-количественных критериев выполнения задания;
определение периодичности контроля;
разработка вариантов контрольных работ;
создание необходимого информационно-методического обеспечения;
определение системы индивидуальной работы;
10

Вовлекая студентов в самостоятельную деятельность, необходимо учитывать
психологические особенности каждого студента и создавать учебно-методические
комплексы, содержащие:
методические рекомендации для самостоятельной работы студентов (пояснить, что такое
реферат, конспект, как составить аннотацию, сценарий, как выполнить требования к записи
лекций преподавателя и т. д.);
учебную и методическую литературу;
учебные пособия и программы дисциплин;
тематические словари;
лекции, консультации (текст, фонозапись, видеозапись);
разработки лабораторно-практических заданий (работ), планы семинарских занятий;
творческие работы студентов;
видеофильмы и ТСО;
тестовые задания, контрольные вопросы для проверки знаний студентов и др.
Практические советы студентам по выработке умений
самостоятельной работы
Учись слушать и записывать лекцию:
1. Прими удобную позу.
2. Сосредоточься, внимательно слушай.
3. Познакомься с планом лекции, выдели основные вопросы темы.
4. Старайся представить услышанное.
5. Учись кратко излагать свои мысли.
6. Записывай быстро, пользуясь сокращениями.
7. Используй общие правила написания конспекта.
Учись задавать вопросы:
1. Прочти абзац и постарайся задать вопрос студенту, преподавателю.
2. Из перечня вопросов выбери те, которые необходимы в данной ситуации.
3. Оцени, насколько правильно понято содержание материала, для этого придумай вопрос,
направленный на уяснение материала.
4. Задай вопрос с целью устранения логических, фактических и других ошибок.
11

5. Задай вопрос с целью развития содержания материала.
Самостоятельная

деятельность

по

реализации

основной

профессиональной

образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта,
систематически планируемая и проводимая преподавателями и студентами, способствует
развитию интереса к избранной профессии, расширению и углублению кругозора
студентов, выявлению их организаторских способностей, формированию культуры и
организации

труда,

а,

следовательно,

формированию

конкурентоспособного

профессионала.

12

Приложение 1
1. Инструкции по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентом
Внеаудиторная самостоятельная работа - одна из важнейших форм работы
студентов. Она призвана привить Вам навыки к поиску источников, анализу новой
информации, к умению делать выводы, а также к умению выступать перед аудиторией с
творческими работами, подготовленными в ходе выполнения самостоятельной работы.
Организация

внеаудиторной

самостоятельной

работы

имеет

теоретическую

и

практическую ценность, так как с одной стороны расширяет круг ваших знаний, а с другой
стороны учит самостоятельно работать с документами и другой литературой в поисках
ответов на интересующие их вопросы.

1.1. Работа с конспектом.
Время на выполнение самостоятельной работы - 3 часа.
Общие рекомендации и требования к работе с конспектом лекций. Конспект
лекций – один (но далеко не единственный) из основных источников информации по
конкретному курсу, помимо рекомендованных учебников, учебных и учебно-методических
пособий, научных работ, аналитических и статистических сборников и прочего. При этом
преподаватель в процессе оценки знаний студента обычно ориентируется именно на
прочитанные им лекции, поэтому конспекты следует использовать при подготовке к ответу
в обязательном порядке. Во-первых, тему целесообразно учить в соответствии с планом,
отмеченным в конспекте. В учебниках различных авторов в соответствии с их подходом в
преподавании дисциплины темы могут излагаться в различном порядке. Во-вторых,
рекомендованная

преподавателем литература по соответствующей теме, отмеченная в

конспекте, будет нужна для более широкого обзора темы и охвата всех вопросов,
предложенных

преподавателем.

При

этом

самостоятельно,

без

консультации

преподавателя, дополнительную литературу подобрать достаточно сложно. В-третьих, в
конспекте содержится уже проработанная информация, не требующая детального подхода
к изучению. Стиль изложения материала в различных литературных источниках далеко не
всегда бывает доступным. В-четвертых, содержание конспекта – минимум, который
студент обязан знать в обязательном порядке в соответствии с учебным планом. При этом
в авторских учебниках и пособиях отдельным разделам может уделяться большее
внимание, чем остальным, а ваш лектор может иметь на этот счет собственное мнение. Впятых, конспект окажет вам большую услугу, если рассматривать его как маленькую
13

энциклопедию важнейших вопросов, которые могут быть вам заданы преподавателем.
Большинство вопросов при итоговой оценке знаний будет задано с учетом того, что в
лекциях предлагались ответы на них.
Совет: не выбрасывайте и не отдавайте свои конспекты после сдачи итогового
экзамена или зачета по соответствующему курсу. Зачастую отдельные темы в родственных
предметах схожи, а найти необходимую информацию вам будет проще всего в
собственноручно подготовленном конспекте.
Для того, что составить конспект лекции необходимо придерживаться следующей
последовательности:
Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации
информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо
текста.
Подобрать необходимую литературу
Проанализировать имеющийся материал: выявить незнакомые термины, определить
степень сложности материала.
Разбить материал на части, определить последовательность этих частей.
Обозначить основные тезисы каждой части.
Оформить конспект в рабочей тетради с указанием темы.
Таблица 1. Критерии оценки работы по проработке конспектов
№
Работа
Критерии
Метод
Работа
Работа не
п/п
выполнена
оценки
оценки
выполнена
выполнена
не полностью
Высокий
Средний уровень Низкий
уровень
уровень3 балла 2 балла
1 балл
Содержание
материала
в
конспекте
Соответствие
Содержание
соответствует
Наблюдение конспекта
материала
заданной теме, Работа обучающимся
преподавате полностью
но конспект не
1. конспекта
полный,
нет не сдана вовсе.
заданной
соответствует
ля
выделения
теме
заданной теме
основных
терминов
и формул.

14

Представлен
Представлен
Наблюдение
конспект без
Четко
правильно
2. организованн преподавате
следов
организованный
ый конспект. ля
организации и
конспект.
проработки.

Отсутствует конспект
по заданной теме.

Ответы
на
вопросы не верны, или
вовсе не найдены в
Ответы правильн
материалах конспект
ые, и в отчете
а. В ответах не
Правильность,
излагаются четко Ответы правильн используются терм
лаконичность Наблюдение
ые, но имеются ины и определения по
и
3. и
преподавате
Незначительные изучаемой теме.
лаконично,
четкость ответ ля
недочеты.
Объяснение
без лишнего
ов на вопросы
терминов,
текста и
используемых в
пояснений.
законспектированном
материале, вызывает
затруднения.
4.
Правильность Проверка
оформления работы

Оценка

В оформлении
отче та имеются
Оформление отче
незначительные
та полностью
недочеты и
соответствует
небольшая
требованиям.
небрежность.

Отчет
выполнен и
оформлен
небрежно, без
соблюдения
установленных
требований.

4-5 баллов

6-7 баллов

8-9 баллов

«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»

1.2. Подготовка сообщения
Время на выполнение самостоятельной работы - 3 часа.
Общие рекомендации и требования к работе с подготовкой сообщения.
При

подготовке

сообщения

необходимо

придерживаться

определенной

последовательности:
Подбор и изучение основных источников по теме, необходимые источники
информации указаны в разделе рекомендуемая литература;
Обработка и систематизация материала, разделение и систематизация материала в
необходимой последовательности;
Подготовка выводов и обобщений;
15

Разработка плана сообщения;
Написание сообщения;
Выступление с результатами сообщения.
Последний пункт может варьироваться в зависимости от требований преподавателя
Требования к оформлению письменного сообщения:
1.Титульный лист;
Содержание (в нем последовательно указываются пункты сообщения, страницы, с
которых начинается каждый пункт);
Введение

(формулируется

суть

рассматриваемой

проблемы,

обосновывается

актуальность и значимость темы в современном мире);
Основная часть (каждый раздел раскрывает исследуемый вопрос с доказательствами);
Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме сообщения);
Список литературы.
Советы для выступающих с устным сообщением:
Продолжительность выступления не более 10 минут (оптимально 7 минут).
Тщательно продумать структуру выступления.
Составьте план выступления (с указанием основных тезисов).
Выучите все основные определения, которые упоминаются в докладе.
Не торопитесь и не растягивайте слова.
Держитесь уверенно.
Продумайте заранее вопросы, которые могут возникнуть у аудитории.
Таблица 2. Критерии оценки сообщения
№
п/п

Критерии
оценки

Метод
оценки

Работа
выполнена

Работа выполнена
Работа не
не
выполнена
полностью

Средний
Высокий
уровень2
уровень3 балла
балла

Низкий
уровень1
балл

16

Содержание
сообщения
соответствует
заданной теме, но
Содержание
в тексте есть
сообщения
Соответствие Наблюдение
отклонения от
полностью
Работа
темы
представленной
соответствует
обучающимся
или тема раскрыта
преподавате
информации
заданной теме, не полностью
не сдана вовсе.
заданной теме ля
раскрыта
Слишком краткий
полностью
либо слишком
пространный
текст
доклада.

1.

Материал в
сообщении не
имеет четкой
логики
изложения (не
по плану).

Материал
сообщения
излагается
Характер
и
логично, по
стиль
Наблюдение
изложения
преподавате плану;
В содержании не
материала
ля
В содержании используются
доклада
используются термины по
изучаемой теме,
термины по
изучаемой теме. либо их
недостаточно для
раскрытия темы.

2.

Оценка

Отчет выполнен
и оформлен
небрежно, без
соблюдения
установленных
требований.
Объем текста
доклада
значительно
превышает
регламент.

4-5 баллов

6-7 баллов

8-9 баллов

«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»

1.3. Составление презентаций
Время на выполнение самостоятельной работы - 3 часа.
Мультимедийные презентации - это сочетание самых разнообразных средств
представления информации, объединенных в единую структуру. Чередование или
комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда позволяют донести информацию
в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, акцентировать внимание на
значимых моментах излагаемой информации, создавать наглядные эффектные образы в
виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п.
Мультимедийные

презентации

обеспечивают

наглядность,

способствующую

комплексному восприятию материала, изменяют скорость подачи материала, облегчают
17

показ фотографий, рисунков, графиков, географических карт, исторических или
труднодоступных материалов. Кроме того, при использовании анимации и вставок
видеофрагментов возможно продемонстрировать динамичные процессы.
Преимущество мультимедийных

презентаций -

проигрывание

аудиофайлов,

что обеспечивает

эффективность

восприятия

информации:

излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и

воспринимается на уровне ощущений.
Создание презентации
Процесс презентации состоит из отдельных этапов:
Подготовка и согласование с преподавателем текста доклада
Разработка структуры презентации
Создание презентации в Power Point
Согласование презентации и репетиция доклада.
На первом этапе производится подготовка и согласование с преподавателем текста
доклада.
На втором этапе производится разработка структуры компьютерной презентации.
Обучающиеся составляет варианты сценария представления результатов собственной
деятельности и выбирает наиболее подходящий.
На третьем этапе он создает выбранный вариант презентации в Power Point .
На четвертом этапе производится согласование презентации и репетиция доклада.
После проведения всех четырех этапов выставляется итоговая оценка.
Требования к формированию компьютерной презентации:
Компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;
структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и
резюмирующую части; каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и
последующим; слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк);
необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий
текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад
выступающего студента); компьютерная презентация может сопровождаться анимацией,
что позволит повысить эффект от представления доклада (но акцент только на анимацию
недопустим, т.к. злоупотребление им на слайдах может привести к потере зрительного и
смыслового контакта со слушателями); время выступления должно быть соотнесено с
18

количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 10— 15
слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.
Подготовленные для представления доклады должны отвечать
требованиям:

следующим

цель доклада должна быть сформулирована в начале выступления;

выступающий должен хорошо знать материал по теме своего
выступления, быстро и свободно ориентироваться в нем; недопустимо читать текст со
слайдов или повторять наизусть то, что показано на слайде; речь докладчика должна быть
четкой, умеренного темпа; докладчику во время выступления разрешается держать в руках
листок с тезисами своего выступления, в который он имеет право заглядывать; докладчик
должен иметь зрительный контакт с аудиторией; после выступления докладчик должен
оперативно и по существу отвечать на все вопросы аудитории (если вопрос задан не по
теме, то преподаватель должен снять его).
Состав и качество применяемых для нужд компьютерной презентации средств
автоматизации должны соответствовать требованиям специально оснащаемых учебных
классов. Это оборудование обязательно должно включать компьютер, переносной экран и
проектор.
Консультирование студентов
Обучающийся в процессе выполнения проекта имеет возможность получить
консультацию педагога по реализации логической технологической цепочки:
Выбор темы презентации;
Составление плана работы;
Сбор информации и материалов;
Анализ, классификация и обобщение собранной информации;
Оформление результатов презентации;
Презентация.
Оценивание презентации
Оцениванию подвергаются все этапы презентации: компьютерная презентация, т.е. ее
содержание и оформление; доклад; ответы на вопросы аудитории.
Оценка

5

Таблица 3. Критерии оценивания презентаций
4
3
2

19

Содержание

Работа
полностью
завершена

Работа
демонстрирует
глубокое
понимание
описываемых
процессов

Даны
интересные
дискуссионные
материалы.
Грамотно
используется
научная
лексика

Почти
полностью
сделаны
наиболее
важные
компоненты
работы
Работа
демонстрируе
т понимание
основных
моментов,
хотя
некоторые
детали не
уточняются
Имеются
некоторые
материалы
дискуссионно
го характера.
Научная
лексика
используется,
но иногда не
корректно.

Не все
важнейшие
компоненты
работы
выполнены

Работа
демонстрирует
понимание, но
неполное

Работа сделана
фрагментарно и
с помощью
учителя

Работа
демонстрирует
минимальное
понимание

Дискуссионные

Минимум

материалы есть
в наличии, но не
способствуют
пониманию
проблемы.
Научная
терминология
или
используется
мало или
используется
некорректно.

дискуссионных
материалов.
Минимум
научных
терминов

Ученик
предлагает
собственную
интерпретацию
или развитие
темы
(обобщения,
приложения,
аналогии)

Ученик в
большинстве
случаев
предлагает
собственную
интерпретацию
или развитие
темы

Ученик иногда
предлагает свою
интерпретацию

Интерпретация
ограничена или
беспочвенна

Везде, где
возможно
выбирается
более
эффективный
и/или сложный
процесс

Почти везде
выбирается
более
эффективный
процесс

Ученику нужна Ученик может
помощь в выборе работать только
эффективного
под руководством
процесса
учителя

20

Дизайн

Графика

Дизайн логичен Дизайн есть
и очевиден

Дизайн
случайный

Имеются
постоянные
элементы
дизайна. Дизайн
подчеркивает
содержание.

Имеются
постоянные
элементы
дизайна. Дизайн
соответствует
содержанию.

Нет постоянных
элементов
дизайна. Дизайн
может и не
соответствовать
содержанию.

Все параметры
шрифта хорошо
подобраны (текст
хорошо
читается)

Параметры
шрифта
подобраны.
Шрифт читаем.

Параметры
Параметры не
шрифта
подобраны.
недостаточно
Делают текст
хорошо
трудночитаемым
подобраны, могут
мешать
восприятию

Хорошо
подобрана,
соответствует
содержанию,
обогащает
содержание

Графика
соответствует
содержанию

Графика мало
соответствует
содержанию

Графика не
соответствует
содержанию

Минимальное
количество
ошибок

Есть ошибки,
мешающие
восприятию

Много ошибок,
делающих
материал
трудночитаемым

Грамотность Нет ошибок: ни
грамматических,
ни
синтаксических

Дизайн не ясен

Элементы
дизайна мешают
содержанию,
накладываясь на
него.

Суммарный балл (50 баллов): 30-36 баллов – оценка «3»
37-43 – оценка «4»
44-50 - оценка «5»
1.4.Подготовка и написание рефератов на заданные темы.
Время на выполнение самостоятельной работы - 4 часа.
Общие рекомендации и требования к подготовке и написанию реферата.
Реферат предусматривает углубленное изучение дисциплины, способствует
развитию навыков самостоятельной работы с литературными источниками. Реферат –
краткое изложение в письменном виде содержания научного труда по предоставленной
теме. Это самостоятельная научно- исследовательская работа, где студент раскрывает суть
исследуемой проблемы с элементами анализа по теме реферата. Приводит различные точки
зрения, а также собственные взгляды на проблемы темы реферата.

21

Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала носить проблемнотематический характер.
Требования к оформлению реферата:
Объем реферата может колебаться в пределах 15-20 печатных страниц. Основные разделы:
оглавление (план), введение, основное содержание, заключение, список литературы.
Текст реферата должен содержать следующие разделы: титульный лист с указанием:
названия учебного заведения, темы реферата, ФИО автора и ФИО преподавателя –
куратора. введение, актуальность темы. основной раздел.
заключение (анализ результатов литературного поиска); выводы.

библиографическое

описание, в том числе и интернет-источников, оформленное по ГОСТ. список
литературных источников должен иметь не менее 10 библиографических названий,
включая сетевые ресурсы.
Текстовая часть реферата оформляется на листе следующего формата: отступ сверху –
2 см; отступ слева – 3 см; отступ справа – 1,5 см; отступ снизу – 2,5 см; шрифт текста:
TimesNewRoman, высота шрифта – 14, пробел – 1,5;
нумерация страниц – снизу листа. На первой странице номер не ставится. Реферат должен
быть выполнен грамотно с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны
иметься ссылки на используемую литературу, включая периодическую литературу за
последние 5 лет).
Критерии оценки реферата:
актуальность темы исследования, 1балл
соответствие содержания тем , 1-2балла
глубина проработки материала, 1-2 балла
правильность и полнота разработки поставленных вопросов, 1балл
значимость выводов для дальнейшей практической деятельности, 1балл
правильность и полнота использования литературы, 1-2балла
соответствие оформления реферата стандарту, 1балл
качество сообщения и ответов на вопросы при защите реферата, 1балл
Таблица 4
4-5 баллов
Оценка

6-7 баллов

8-9 баллов

«удовлетворительно» «хорошо»

«отлично»

22

1.5. Оценка доклада (выступления)
1. Свободное владение темой проекта (реферата). -1б
2. Монологичность речи.-1б
3. Знание технологий, использованных для создания работы.-1б
4. Взаимодействие с содокладчиком (при его наличии).-1б 5. Артистизм и способность
увлечь слушателей выступлением.-1б Максимальный балл: 5.
1.5.1. Оценка демонстрационных и иллюстративных материалов.
1. Наглядность.-1б
2. Использование современных демонстрационных средств.-1б
3. Композиционная сочетаемость с докладом.-1б
4. Оригинальность.-1б
Максимальный балл: 4.

Таблица 5. Критерий оценивания доклада
4-5 баллов
Оценка

6-7 баллов

8-9 баллов

«удовлетворительно» «хорошо»

«отлично»

Таблица 6. Темы для выступления
•

Уникальные животные, птицы, рептилии, рыбы, насекомые, растения.

•

Подводный мир. Мир джунглей. Мир камней. Космос.

•

Тема. Исторический персонаж. Новый взгляд на старые вещи.

•

Семья. Секрет семейного счастья. Счастливая семья.

•

Удача и успех. Секрет успеха.

•

Монолог неудачника.

•

Любовь, дружба влюбленность.

•

Счастье. Счастливый человек.

•

Сила воли. Преодоление лени. Развитие. Школа.

•

Самовоспитание. Как воспитать себя самому.

•

Любимая книга. Любимый фильм. Любимая музыка

•

Настоящий мужчина. Настоящая женщина.
23

•

Вечная тема: любовь.

•

Культура потребления

•

Молекулярная кухня

•

Готическая архитектура

•

Поп-арт

•

Элитарная культура

•

Дополненная реальность

•

Кто такие фрики

•

Дауншифтеры

•

Космический туризм

•

Бодипозитив

•

Декоративная гравировка

•

Скромность – это вид мании величия.

•

Чем отличается успешный человек от неуспешного?

•

Нужно полюбить свои ошибки

•

Уверенность в себе

•

Стресс – это полезно

•

Комплексы не существуют

•

Не мы виноваты во лжи

•

Вы умеете критиковать?

•

Можно ли сделать свое лицо красивым?

•

“Спасибо, нет!”, или как научиться отказывать.

•

“Кто бы спорил?”, – спорить или не спорить?

•

Волшебные слова – существуют!

•

Вы умеете говорить по телефону?

•

А сколько звезд на небе?

•

Вы когда-нибудь ели чипсы, которые сделаны из медуз?

•

А кто самый-самый щедрый человек в мире?

•

Хотели бы вы искупаться в Озере Медуз?

•

Почему Япония – удивительная страна.

•

Как делается питьевая вода из воздуха.
24

•

Могут ли все быть счастливыми.

•

Моя планета.

•

Поведение в обществе - личное дело каждого. Так ли это?

•

Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

•

Всегда ли взрослые правы.

•

Корень учения горек, но плоды его сладки.

•

Надо ли бороться с курением.

•

Может ли телевидение заменить книгу.

•

Нужна ли реклама обществу.

•

Всегда ли молчание - знак согласия.

•

Нужна ли школьная форма.

•

Мы слушаем не речь, а человека, который говорит.
1.6. Структура публичного выступления
В классической риторике сложилась трехчастная структура развернутого устного
выступления: вступление, основная часть, заключение.
Вступление – это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме,
их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть
всего времени доклада.
Любое выступление начинается с формулировки темы. Нет единых правил по
составлению вступления. Часто в нем показывают значение избранной темы в
общественной жизни, ее место в обществознании. Отмечается актуальность, личные
мотивы избрания данной темы, степень ее разработанности в трудах специалистов.
Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение
сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны удовлетворять логичным
требованиям, быть связанными друг с другом, вытекать одна из другой.
Самые распространенные ошибки, допускаемые в основной части доклада: выход за
пределы рассматриваемой темы; отсутствие четкого плана изложения материала; излишнее
дробление рассматриваемых вопросов (в докладе не должно быть более пяти основных
положений, иначе внимание слушателей рассеивается); перескакивание с одного вопроса
на другой.
Заключение должно быть кратким и ясным. Оно не содержит новых,
дополнительных сведений или мыслей. Заключение призвано напомнить слушателям
25

основное содержание речи, ее главные выводы (на слух не все хорошо запоминается с
первого раза). В заключении можно выразить слушателям благодарность за внимание.
Удержание

внимания

слушателей зависит

от

динамичности

движений выступающего, его мимики, жестов, повышения и понижения голоса, дикции,
тембра голоса, использования пауз. Выразительная жестикуляция оживляет речь, а частые
и однообразные жесты раздражают слушателей. Удерживают внимание аудитории
убедительные примеры, сравнения, иллюстрации метафоры, цитаты. Они вызывают
интерес слушателей, помогают установить контакт с ними, выяснить их позицию.
Принципы успешного выступления
1. Начинать подготовку к выступлению нужно за несколько дней, а не накануне. Это
позволяет в должной мере изучить тему, понять ее, почувствовать себя в ней уверенно, а не
лихорадочно заучивать текст в последний момент.
2. Речь надо репетировать, по меньшей мере, один раз, а лучше – дважды или
трижды.
3. Перед репетицией на листе бумаги составляют план речи, заранее обдумывая
основные элементы ее структуры. Для короткого выступления - это перечень основных
мыслей в нужной последовательности; для более обстоятельного – развернутый план,
отражающий завершенную форму будущей речи.
4. Для большого выступления готовят конспект – несколько листков бумаги,
которые удобно держать в руке. Они содержат необходимый фактический и справочный
материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства.
5. Репетировать речь нужно как целое, а не отдельными фрагментами. Менять
последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание, если в том есть
необходимость, лучше при следующей репетиции. Это позволяет воспроизвести ситуацию
реального выступления.
6. Репетируя, не надо заучивать фразы или отдельные обороты речи. Целью является
запоминание идей, а не их языковой формы. Выступая, надо беседовать со слушателями, а
не декламировать текст наизусть.
7. При каждой репетиции речь получается немного новой, как правило, улучшенной.
Репетируя, обращаются к написанному плану только в том случае, если забывают ход
мысли.
8. Произнося пробную речь, по возможности, представляют себе обстоятельства
будущего выступления – помещение, слушателей.
26

9. На листке плана удобно оставить широкие поля - на них можно записать опорные
(ключевые) слова, по которым легко восстановить в памяти весь соответствующий раздел.
На основной же части листка можно записать конспект выступления.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».