Методические рекомендации по СРС ОУД.05 Физра

Содержание

Введение
1 Виды внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Физическая
культура»
2 Общие рекомендации обучающимся при выполнении внеаудиторной
самостоятельной работы
3 Комплексы упражнений для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
по различным разделам учебной дисциплины «Физическая культура
3.1 Разделы «Легкая атлетика»
3.2 Разделы «Гимнастика, атлетическая гимнастика»,
3.3. Раздел «Спортивные игры (баскетбол, волейбол)»
4 Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных
письменных работ по физической культуре (подготовка сообщений на заданную тему).
5. Список литературы и источников

Введение
Одним из результатов работы техникума должно являться воспитание здорового
выпускника .Невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих
обучающихся, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют
сегодня серьезную проблему, поэтому в образовательном процессе необходимо
организовывать внеаудиторную самостоятельную работу, направленную на улучшение
физического развития и сохранения здоровья. Самостоятельная работа, включаемая в
процесс обучения, - это работа, которая выполняется без непосредственного участия
преподавателя, но по его заданию.
При этом студенты сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, проявляя
свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических
действий. Внеаудиторная работа студентов по физической культуре – одна из форм
самостоятельной работы, которая носит, как правило, индивидуальный характер.
Индивидуальные упражнения в домашних условиях способствуют развитию необходимых
двигательных качеств таких, как гибкость, выносливость, быстрота, сила, повышая
кондиционную физическую подготовленность, которая является основным показателем
физического развития и здоровья. Регулярное выполнение самостоятельных заданий по
физической культуре вырабатывает привычку активно и добросовестно работать,
приобщая тем самым обучающихся к систематическим занятиям физическими
упражнениями, совершенствованию двигательных навыков и умений, повышению
физического развития. В начале учебного года, на первых уроках, выявляется уровень
развития двигательных качеств каждого обучающегося. Исходя из этого, каждому из них
предлагаются упражнения, направленные на развитие двигательных качеств. Каждый
обучающиеся выполняет предписанные ему упражнения в домашних условиях, проводит
самоконтроль. При контроле упражнений, который проводится, ежемесячно оценивается
техническая и физическая подготовка групповым методом и методом круговой
тренировки. Прирост показателей в упражнении оценивается на балл выше. В
применяемых упражнениях используется дифференциация по полу, состоянию здоровья,
уровню подготовленности обучающихся с учетом возрастных особенностей развития
физических качеств. Таким образом, целенаправленная и систематически организованная
самостоятельная работа по физической культуре призвана способствовать тому, что
количество обучающихся с высоким уровнем физического развития будет увеличиваться.
1. Виды внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Физическая
культура»
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая
культура» предполагает:
1. Занятия в секциях по видам спорта (волейбол, футбол, баскетбол, атлетическая
гимнастика, и др.).
2. Самостоятельное и при помощи преподавателя составление индивидуального
плана комплексов физических упражнений для формирования фигуры, укрепления
здоровья, физического развития; выполнение комплексов в домашних условиях.
3. Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и физкультурой.
4. Участие в спортивных соревнованиях и праздниках техникума
(«Спартакиады», «Дни здоровья» и др.).
5. Участие в городских, республиканских и т. д. соревнованиях по различным
видам спорта.
6. Подготовка письменных самостоятельных работ по теоретической части

дисциплины «Физическая культура» (сообщения).
7. Подготовка к практическим зачетам по дисциплине «Физическая культура».
2 Общие рекомендации обучающимся при выполнении внеаудиторной
самостоятельной работы
Приступая к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, обязательно
учитывайте состояние своего здоровья и, если есть какие-либо нарушения, посоветуйтесь
с врачом и вашим преподавателем физической культуры. Это важно, так как для
внеаудиторной самостоятельной работы предлагаются упражнения и нагрузки,
рассчитанные на обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной
медицинской группе, т. е. на тех, кому разрешено на уроках физической культуры
выполнение всех упражнений.
Правила выполнения внеаудиторных самостоятельных занятий
1. Не стремитесь к достижению высоких результатов в кратчайшие сроки. Спешка
может привести к перегрузке организма и переутомлению. Физические нагрузки должны
соответствовать вашим возможностям, поэтому нагрузки и их сложность повышайте
постепенно, контролируя реакцию организма на них.
2. Составляя план внеаудиторных самостоятельных занятий, включайте
упражнения для развития всех физических качеств. Это поможет достичь более высоких
результатов.
3. Помните, что результат тренировок зависит от их регулярности, так как большие
перерывы (3-4 дня и более) между занятиями сводят на нет эффект предыдущих
упражнений. Поэтому даже при очень большой загруженности, например, вовремя
подготовки к экзаменам, все равно найдите 20-30 мин для выполнения комплекса
упражнений.
4. Для того чтобы у вас сохранялись высокая активность и желание заниматься,
меняйте места проведения внеаудиторных самостоятельных занятий, чаще занимайтесь на
открытом воздухе, в парке, сквере, привлекайте к тренировке своих друзей, членов семьи.
5. Очень хорошо заниматься под музыкальное сопровождение. Это повышает
интерес к тренировке и способствует хорошему настроению.
6. Старайтесь соблюдать физиологические принципы выполнения упражнений:
постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности нагрузок;
правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей
тренированности и переносимости нагрузок. Более трудные упражнения потребуют и
большей продолжительности пауз между ними, и меньшего числа повторений. В
зависимости от самочувствия, переносимости нагрузок, задачи упражнения можете
волнообразно повышать или понижать нагрузки на протяжении одного занятия в течение
недели или более длительного периода. Во время выполнения упражнений не стремитесь
выполнить сразу максимальную нагрузку.
7. Выполнение упражнений обязательно начинайте с разминки, а по завершении
используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна и т. п.).
8. Если вы почувствовали какие-либо отклонения в состоянии здоровья,
переутомление, посоветуйтесь с преподавателем, врачом.
9. Помните, что эффект от выполнения упражнений будет наиболее высоким, если
вы в совокупности будете использовать физические упражнения, закаливающие
процедуры, соблюдать гигиенические условия, режим дня и правильное питание.
3 Комплексы упражнений для выполнения внеаудиторной самостоятельной
работы по различным разделам учебной дисциплины «Физическая культура»
3.1 Разделы «Легкая атлетика»
Выполнять следующие комплексы упражнений:
1. Упражнения для укрепления мышц спины
2. Упражнения для мышц брюшного пресса
3. Упражнение на укрепление косых мышц спины

4. Упражнения на гибкость
5. Упражнения на координацию движений
6. Упражнения на растяжку
7. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа
8. Присед на одной ноге («пистолет»)
9. Присед из основной стойки 3х30
10. Кроссовая подготовка 1000-3000 м
11. Бег с преодолением препятствий
12. Прыжки через препятствия
13. Метание различных предметов из различных исходных положений в цель и на
дальность правой и левой рукой.
Для внеаудиторных самостоятельных заданий по развитию быстроты также
предлагается выполнять:
− бег на месте – 10 секунд
− бег в гору
− повторный бег по лестнице через одну, две ступеньки
− прыжки по лестнице с поочередной сменой ног, с отягощением и без
− повторный бег с ускорением на отрезках 30, 60, 100, 200 м
− бег с отягощениями, прыжки со скакалкой в максимальном темпе
− серийные многоскоки
− челночный бег с предметами
− прыжок в длину с места и с разбега
− выпрыгивание вверх из низкого приседа.
Упражнения для повышения общей и скоростной выносливости служат основой
повышения физической работоспособности, а косвенно также и умственной (поскольку
способствуют улучшению кровоснабжения не только мышц, но и мозга), развивают
волевые качества .Для внеаудиторных самостоятельных занятий для развития
выносливости можно также выполнять:
− гладкий бег
− кроссовый бег
− бег в умеренном темпе по лестнице
− бег 400-800 м.
− игра в баскетбол
− игра в футбол
− игра в настольный теннис
− прыжки со скакалкой 3-4 мин
− бег по лестнице в умеренном темпе
− ходьба на лыжах
− катание на коньках.
Зачетные требования по легкой атлетике:
1. Умение выполнять бег: юноши (3000 м) –12,30-14,00 мин, с; девушки (2000 м) –
11,00-13,00 мин, с.7
2. Умение выполнять скоростной бег на 30 м за время от 4,3 с до 5,2 с.
3. Умение выполнять 6-минутный бег от 1100 м до 1500 м.
4. Умение выполнять прыжки в длину с места: юноши – 190-230 см; девушки –
160-190см.
6. Умение выполнять гимнастический комплекс упражнений: утренней
гимнастики; релаксационной гимнастики.
3.2 Разделы «Гимнастика, атлетическая гимнастика»
Выполнять следующие комплексы упражнений:
1. Упражнения для укрепления мышц спины

2. Упражнения для мышц брюшного пресса
3. Упражнение на укрепление косых мышц спины
4. Упражнения на гибкость
5. Упражнения на координацию движений
6. Упражнения на растяжку
7. Силовые упражнения с отягощением (гантели)
8. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа
9. Присед на одной ноге («пистолет»)
Для внеаудиторных самостоятельных занятий индивидуально также предлагается
выполнять для развития гибкости:
− наклоны вперед
Для развития силы в домашних условиях предлагаются упражнения:
− подъем переворотом
− подтягивание на высокой перекладине
− сгибание рук в упоре лежа
− приседание с отягощениями
− поднимание прямых ног лежа до угла 90 градусов и медленное опускание
− бег и прыжки с грузом по лестнице
− упражнения с гирями, гантелями, штангой.
Девушкам с низким уровнем развития силы предлагается сгибание рук сначала от
скамейки, затем от пола.
Зачетные требования по гимнастике, атлетической гимнастике:
1. Умение выполнять подтягивание на высокой перекладине из виса, количество:
юноши–8-13 раз, девушки – 5-20 раз.
2. Умение выполнять наклон вперед из положения стоя: юноши – 5-15 см, девушки
– 7-20 см.
3. Умение выполнять приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз
на 8каждой ноге): юноши –5-10 раз, девушки – 4-8 раз.
4. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (юноши): 7-12 раз.
5. Поднимание ног в висе до касания перекладины (юноши): 3-7 раз.
3.3 Раздел «Спортивные игры (баскетбол, волейбол)»
Выполнять следующие комплексы упражнений:
1. Упражнения для укрепления мышц спины
2. Упражнения для мышц брюшного пресса
3. Упражнение на укрепление косых мышц спины
4. Упражнения на гибкость
5. Упражнения на координацию движений
6. Упражнения на растяжку
7. Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами
8. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа
9. Присед на одной ноге («пистолет»)
10. Присед из основной стойки 3х30
Приступая к разделу программы «Спортивные игры» для выполнения домашних
самостоятельных заданий можно использовать упражнения на ловкость и быстроту:
− жонглирование
− одновременные круговые движения руками, правая рука вперед, левая назад и
наоборот
− прыжки со скакалкой 15, 30 сек
− эстафеты с разнообразными предметами.
Успеваемость обучающихся оценивается в форме сдачи дифференцированных
зачетов. Необходимо выполнить нормативные практические задания по овладению
техническими приемами спортивной игры.

Зачетные требования по баскетболу:
1. Умение выполнить ловлю, передачу мяча двумя и одной рукой; ведение мяча;
уметь вести двустороннюю игру с соблюдением правил.
2. Умение выполнить 10 штрафных бросков со штрафной линии, из них не менее 4
(дев.); 5 (юноши) попаданий.
3. Умение выполнить броски в движении после ведения мяча: с правой стороны с
места пересечения средней и боковой линий ведение мяча с броском в движении
(попасть), подбор мяча, ведение левой по периметру трапеции, бросок в движении с левой
стороны щита (попасть) – 3 попытки.
Зачетные требования по волейболу:
1. Умение выполнить основные приемы игры: передача мяча сверху, прием мяча
снизу, подача мяча, нападающий удар.
2. Умение выполнить подачу (девушки по выбору, юноши верхняя прямая). Из 10
подач, 6 попаданий (юноши); 5 попаданий (девушки).
3. Умение выполнить нападающий удар с высокой передачи: из 4 ударов – 2
попадания в левую и правую половину площадки (юноши); 2 попадания в любую
половину площадки (девушки).
4
Методические
рекомендации
по
выполнению
внеаудиторных
самостоятельных письменных работ по физической культуре (подготовка
сообщений на заданную тему).
Цели выполнения внеаудиторных самостоятельных письменных работ (сообщений)
по учебной дисциплине «Физическая культура» – формирование навыков:
− поиска, отбора, систематизации и обобщения информации по заданной теме;
− закрепления, углубления, расширения и систематизации знаний, полученных во
время аудиторных теоретических занятий.
Оформление результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
Результаты внеаудиторной самостоятельной работы оформляются в виде
письменного отчета по прилагаемой форме.
Критерии
№
Метод
Работа выполнена
Работа выполнена Работа не
оценки
п
оценки
неполностью
выполнена
/
п
Соответствие
1
. Представленной
информации
заданной
теме

Характер
2
и
стиль
Изложения материала
сообщения

Высокий уровень
3 балла

Средний уровень
2 балла

Низкий уровень
1 балл

Наблюдение

Содержание
сообщения
полностью
соответствует
заданной теме, тема
раскрыта полностью

Содержание
Обучающийся
сообщения
работу не
соответствует
выполнил
заданной
вовсе.
теме, но в тексте
есть отклонения
от
темы
или
тема раскрыта не
полностью
Слишком краткий
либо
пространный
текст сообщения.

Наблюдение

Материал
в
сообщения
излагается логично,
по
плану,
В
содержании

-Материал
в
сообщении
не имеет четкой
логики изложения
(не по плану).В

Содержание
сообщения не
соответствует
заданной теме,
тема

используются
термины
изучаемой теме;
Объяснение
терминов
сообщения
вызывает
обучающегося
затруднений

Правильность
3
. оформления

Проверка
работы

Оценка

содержании не
по используются
термины по
изучаемой теме,
либо
их
не недостаточно для
у раскрытия темы.
объяснение
терминов
вызывает
у
обучающегося
затруднения.

-Текст сообщения
оформлен аккуратно
и
точно
в
соответствии
с
правилами
оформления.
Объем
текста
сообщения
соответствует
регламенту.

-Текст общения
оформлен
недостаточно
аккуратно.
Присутствуют
неточности
в
оформлении.
Объем
текста
сообщения
не соответствует
регламенту.

нераскрыта.
Отчет выполнен
и оформлен
небрежно, без
соблюдения
установленных
требований.
Объем текста
сообщения
значительно
превышает
регламент.

4-5 баллов
6-7 баллов 8-9
баллов
«удовлетворительно» «хорошо»
«отлично»

Подготовка сообщения.
Задание: Подготовить сообщение по одной из тем:
.
1. Общая характеристика и классификация легкоатлетических видов спорта.
2. Общая характеристика, причины возникновения и профилактика заболеваний
сердечно-сосудистой системы.
3. Общая характеристика, причины возникновения и профилактика заболеваний
дыхательной системы.
4. Общая характеристика, причины возникновения и профилактика заболеваний
опорно-двигательного аппарата.
5. Общая характеристика, причины возникновения и профилактика некоторых
заболеваний пищеварительной системы.
6. Основы техники бега на короткие дистанции.
7. Основы техники бега на средние и длинные дистанции.

8. Основы техники легкоатлетических прыжков.
9. Основы техники эстафетного бега.
10. Питание при занятиях оздоровительными видами физической культуры.
11. Предупреждение, профилактика и помощь при лечении некоторых заболеваний
обучающихся, освобожденных от практических занятий физическими упражнениями.
13. Самоконтроль состояния здоровья обучающегося, его цели и задачи.
14. Современные популярные виды спорта.
15. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке
обучающихся техникума.
16. Физическая культура и здоровый образ жизни.
Цель работы:
− научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять в
виде сообщения информацию по заданной теме;
− получить опыт публичной защиты сообщения.
Отчет: оформить текст сообщения в соответствии с «Правилами оформления
текстовых материалов»
Форма отчета для сообщения: сообщение оформляется текстовым файлом,
набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и
распечатывается на листах формата А4. Объем сообщения – не более 3 страниц печатного
текста.
Отчет должен иметь следующую структуру:
1. Титульный лист
2. Текст сообщения.
3. Список использованной литературы и источников.
Возможные типичные ошибки:
1. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
2. Материал в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).
3. Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения. Объем текста
сообщения значительно превышает регламент.
4. В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их
недостаточно для раскрытия темы.
5. Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.
6. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных
требований.
При оценке сообщения будут учитываться:
Низкий уровень

Средний

Высокий

уровень
Соответствие
представленной

уровень

1 балл

2 балла

3 балла

Характер
и
стиль
изложения материала
сообщения

1 балл

2 балла

3 балла

Правильность
оформления

1 балл

2 балла

3 балла

Итого максимально

3 балла

6 баллов

9 баллов

информации
заданной теме

Оценка

4-5 баллов
«удовлетворительно»

6-7
«хорошо»

баллов 8-9 баллов
«отлично»

5. Список литературы и источников:
Основная литература:
1.
Лях,
В.И.,
Зданевич,
А.А.
Физическая
культура
10-11
кл.:
учеб.дляобщеобразоват. учреждений [Текст]/ В.И. Лях. А.А. Зданевич; под общ.ред. В.И.
Ляха. – М., Просвещение, 2010. – 207 с.
2. Решетников, Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб.пособие для
студентов СПО.[Текст]/Н.В. Решетников. – М., Академия, 2006. – 327 с.
Электронные ресурсы
1. Газета «Здоровьедетей»/ http://zdd.1september.ru/.– Режим доступа: 28.08.2013
2. Газета «Спорт в школе»/ http:// spo.1september.ru/. – Режим доступа: 28.08.2013
3. Спортивная жизнь России. Электронная версия ежемесячного журнала http://
www.infosport.ru/press/ szr/1999N5/index.htm. – Режим доступа: 28.08.2013
4. Если хочешь быть здоров. Публикуются различные материалы по физкультуре и
спорту,
различным
методикам
оздоровления
и
т.п.[Электронный
ресурс]/http://members.fortunecity.com/ healthdoc/default.htm.–Режим доступа: 28.08.2013
5. Роль и место физического воспитания в формировании валеологической службы
в школе. Статья в журнале «Физическая культура» /http://fkvot.infosport.ru/ 1996N2/p210.htm.–Режим доступа: 28.08.2013
6. Спортивное право. База данных, содержащая нормативные и законодательные
акты, регулирующие правовые, организационные, экономические и социальные
отношения в сфере физической культуры и спорта/http://sportlaws.infosport.ru.– Режим
доступа: 28.08.2013


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».