Аннотация рабочей программы учебного предмета ОУД 08 «Астрономия»
Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего
профессионального образования
Предмет входит в состав базовых предметов и относится к учебным предметам
общеобразовательного цикла предметной области естественных наук, реализуется в
течение 1 года обучения с максимальным количеством часов –60.
Планируемые результаты освоения предмета
Планируемые личностные результаты:
Код
группы
ЛР
ЛР.5
ЛР.7
Группы личностных
результатов
Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
Личностные результаты в
сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру, живой
природе,
художественной
культуре
Личностные результаты в
сфере
отношения
обучающихся к труду, в
сфере
социальноэкономических отношений
ЛР.
5.1
сформированность
научного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития астрономической науки;
ЛР. 5.2 устойчивый интерес к истории и
достижениям в области астрономии;
ЛР.7.1 умение анализировать последствия
освоения космического пространства для
жизни и деятельности человека.
Планируемые метапредметные результаты:
Код
группы
МПР
МПР.1
Групповые
метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные
учебные действия
МПР.2
Познавательные
универсальные
учебные действия
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
МПР. 1.1 умение использовать при выполнении
практических
заданий
по
астрономии
такие мыслительные операции, как постановка задачи,
формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение,
обобщение,
систематизация,
выявление
причинно-следственных связей, поиск аналогов,
формулирование
выводов
для изучения различных сторон астрономических
явлений,
процессов,
с
которыми
возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере
МПР. 2.1 владение навыками познавательной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем,
МПР.3
Коммуникативные
универсальные
учебные действия
возникающих при выполнении практических заданий
по астрономии;
МПР. 2.2 умение использовать различные источники по
астрономии
для
получения
достоверной научной информации, умение оценить ее
достоверность
МПР. 3.1 владение языковыми средствами: умение ясно,
логично
и
точно
излагать
свою
точку зрения по различным вопросам астрономии,
использовать
языковые
средства,
адекватные
обсуждаемой
проблеме
астрономического
характера,
включая составление текста и презентации материалов
с
использованием
информационных и коммуникационных технологий
Планируемые предметные результаты:
Код ПР
Выпускник на базовом уровне научится
ПР. 1
—воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях
с физикой и математикой;
—использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и
принципа работы телескопа.
– воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы
координат;
—воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и
зимнее время);
—объяснять необходимость введения високосных лет и нового
календарного стиля;
—объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и
Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны,
причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных
созвездий и звезд.
—воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии
гелиоцентрической системы мира;
—воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация
планет, синодический и сидерический периоды обращения планет,
горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая
единица);
—вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их
размеры по угловым размерам и расстоянию;
—формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе
третьего (уточненного) закона Кеплера;
—описывать особенности движения тел Солнечной системы под
действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
—объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений
в движении тел Солнечной системы;
—характеризовать особенности движения и маневров космических
аппаратов для исследования тел Солнечной
системы.
—формулировать и обосновывать основные положения современной
гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого
газопылевого облака;
—определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее
спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет,
малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры,
болиды, метеориты);
—описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
—перечислять существенные различия природы двух групп планет и
объяснять причины их возникновения;
—проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу
поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных
изменений природы этих планет;
—объяснять механизм парникового эффекта и его значение для
формирования и сохранения уникальной природы
Земли;
—описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их
спутников и колец;
—характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять
причины их значительных различий;
—описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые
происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с
космической скоростью;
—описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
—объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и
способы ее предотвращения.
—определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость,
парсек, световой год);
—характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и
источники их энергии;
—описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии
из центра к поверхности;
—объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
—описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их
влияние на Землю;
—вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
—называть основные отличительные особенности звезд различных
Код ПР
ПР.2
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
—сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
—объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
—описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
—оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
—описывать этапы формирования и эволюции звезды;
—характеризовать физические особенности объектов, возникающих на
конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и
черных дыр.
—объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной,
Большой взрыв, реликтовое излучение);
—характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав,
структура и кинематика);
—определять расстояние до звездных скоплений и галактик по
цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
—распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические,
неправильные);
—сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно
модели Вселенной;
—обосновывать справедливость модели Фридмана результатами
наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
—формулировать закон Хаббла;
—определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по
светимости Сверхновых;
—оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
—интерпретировать обнаружение реликтового излучения как
свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
—классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента
начала ее расширения — Большого взрыва;
—интерпретировать современные данные об ускорении расширения
Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» —
вида материи, природа которой еще неизвестна.
–систематизировать знания о методах исследования и современном
состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации,
использования методов исследований в астрономии, различных
диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об
объектах Вселенной, получения астрономической информации с
помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния
солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления
солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил,
причины возникновения приливов и отливов; принцип действия
оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик
звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические
причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и
происхождение химических элементов, красное смещение с помощью
эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные
элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения
расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути
эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том
числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь,
Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда,
Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения
Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного
населенного пункта;
-использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи
астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по
астрономии, отделение ее от лженаук;
-оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете,
научно-популярных статьях.
Общие компетенции (из ФГОС СПО):
ОК 1
ОК 2
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам;
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
лабораторные и практические занятия
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
60
60
30
30