УПВ 02 У Биология

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
ПРОФЕССИИ 43.01.09 «ПОВАР, КОНДИТЕР»
УПВ.02У БИОЛОГИЯ
1.1.

Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования

Предмет входит в цикл учебные предметы по выбору и относится к базовым общеобразовательным предметам (УПВ), реализуется в
течение _2_ лет обучения с максимальным количеством часов – 230. Результаты освоения предмета необходимы при изучении всех
учебных дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов.
1.2

1.2.1.

Цели и планируемые результаты освоения предмета
Цели и планируемые личностные результаты:

Код
группы ЛР
ЛР.1

ЛР.2

Группы личностных
результатов
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся к себе,
к своему здоровью, к
познанию себя

Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
ЛР.1.1 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
ЛР.1.2 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛР.1.3 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
ЛР.1.4 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
ЛР.1. 5 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
ЛР.1.6 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные
ЛР.2.1 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
результаты в сфере поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского

отношений
обучающихся
к
России как к Родине
(Отечеству)

ЛР.3

Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся к
закону, государству
и к гражданскому
обществу

ЛР.4

Личностные
результаты в сфере
отношений

народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
ЛР.2.2 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
ЛР.2.3 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
ЛР.2.3 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
ЛР.3.1 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
ЛР.3.2 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав
и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
ЛР.3.3 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
ЛР.3.4 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
ЛР.3.5 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
ЛР.4.1 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
2

обучающихся с
окружающ. людьми

ЛР.5

Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру,
живой
природе,
художественной
культуре

ЛР.6

Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся к
семье и родителям, в
том числе

достижения;
ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
ЛР.4.3 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
ЛР.4.5 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
ЛР.4.6 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
ЛР.5.1 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
ЛР.5.3 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира;
ЛР.5.4 понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ЛР.5.5 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
ЛР.6.2 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.

3

ЛР.7

ЛР.8

ЛР.9

подготовка к
семейной жизни
Личностные
результаты в сфере
отношения
обучающихся
к
труду,
в
сфере
социальноэкономических
отношений
Личностные
результаты в сфере
физического,
психологического,
социального и
академического
благополучия
обучающихся
Личностные
результаты в сфере
освоения
содержания учебной
дисциплины

ЛР.7.1 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
ЛР.7.2 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ЛР.7.3 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
ЛР.7.4 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
ЛР.8.1 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.

ЛР.9. 1 чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с
химическими веществами, материалами и процессами;
ЛР.9.2 готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
ЛР.9.3 умение использовать достижения современной химической науки и химических
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;

4

1.2.2. Цели и планируемые метапредметные результаты:
Код группы
МПР
МПР.1

МПР.2

Групповые
метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные
учебные действия

Познавательные
универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты
Выпускник научится:
МПР.1.1 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
МПР.1.2 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
МПР.1. 3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
МПР.1.4 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
МПР.1.5 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
МПР.1.6 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
МПР.1.7 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
МПР.1.8 использовать различные виды познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи;
МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
МПР.2.2 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
МПР.2.3 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
МПР.2.5 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
5

МПР.3

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
МПР.2.6 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
МПР.2.7 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
МПР.3.1 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МПР.3.2 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
МПР.3.3 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
МПР.3.4 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

1.2.3. Цели и планируемые предметные результаты:
Код ПР
ПР.1

Выпускник на углубленном уровне научится
1.1 оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической
деятельности людей;
1.2 оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития
биологии;
1.3 устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема,
биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения,
законы, закономерности, понимать границы их применимости;
1.4 проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и
преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на
основе полученных результатов;
1.5 выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного
метаболизма;
6

1.6 решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК,
последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде,
принципе комплементарности;
1.7 делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения
последовательности нуклеотидов ДНК;
1.8 сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала
(хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
1.9 выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать
взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
1.10 обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и
энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
1.11 решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом)
наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного
наследования;
1.12 раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких
заболеваний;
1.13 сравнивать разные способы размножения организмов;
1.14 характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
1.15 выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль
изменчивости в естественном и искусственном отборе;
1.16 обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов
микроорганизмов;
1.17 обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
1.18 характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
1.19 устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
1.20 составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в
зависимости от изменения факторов среды;
1.21 аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
1.22 обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
1.23 оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии,
биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
1.24 выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
1.25 представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на
основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического
7

содержания.
Код ПР
ПР.2

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться

2.1 организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать
индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую
информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов,
представлять продукт своих исследований;
2.2 прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
2.3 выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных;
2.4 изображать циклы развития в виде схем;
2.5 анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных
исследованиях в биологии, медицине и экологии;
2.6 аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху
информационной цивилизации;
2.7 моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
2.8 выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего
региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
2.9 использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения
опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

1.2.4 Общие компетенции (из ФГОС СПО)
ОК 02.
ОК 04.
ОК 07.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной
деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях.

8

1.3.

Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка
в том числе:
теоретическое обучение (урок, лекция)
лабораторные занятия
практические занятия
семинары
индивидуальный проект
Самостоятельная работа (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над индивидуальным проектом
Консультации
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Объем часов
230
110
24
80
0
0
0

10
6

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».