Аннотация рабочей программы учебной дисциплины ОУД.04 Математика. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательные учебные дисциплины, ОУД. 04 Математика профессии 43.01.09 «Повар, кондитер». Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Математика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: – личностных ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; ЛР.4.5 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; ЛР.7.4 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; ЛР.7.5 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. – метапредметных Групповые метапредметные результаты Метапредметные результаты Регулятивные универсальные МПР.1.3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; Выпускник научится: МПР.1.4 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; МПР.1.5 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставучебные действия ленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; МПР.1.7 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; МПР.2.2 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; МПР.2.3 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противореПознавательные чий, выявленных в информационных источниках; универсальные МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении дейучебные действия ствий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; МПР.2.5 выходить за рамки учебной дисциплины и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; МПР.2.6 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая граничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; МПР.3.1 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпаКоммуникативные тий; универсальные МПР.3.2 при осуществлении групповой работы быть как руководиучебные действия телем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); МПР.3.4 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – предметных Выпускник на базовом уровне научится Числа и выражения 1.1. Оперировать на базовом уровне понятиями: целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; 1.2. оперировать на базовом уровне понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину; 1.3. выполнять арифметические действия с целыми и рациональными числами; 1.4. выполнять несложные преобразования числовых выражений, содержащих степени чисел, либо корни из чисел, либо логарифмы чисел; 1.5. сравнивать рациональные числа между собой; 1.6. оценивать и сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел в простых случаях; 1.7. изображать точками на числовой прямой целые и рациональные числа; 1.8. изображать точками на числовой прямой целые степени чисел, корни натуральной степени из чисел, логарифмы чисел в простых случаях; 1.9. выполнять несложные преобразования целых и дробно-рациональных буквенных выражений; 1.10. выражать в простейших случаях из равенства одну переменную через другие; 1.11. вычислять в простых случаях значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; 1.12. изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах; 1.13. оценивать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса конкретных углов. Уравнения и неравенства 1.14. Решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения; 1.15. решать логарифмические уравнения вида log a (bx + c) = d и простейшие неравенства вида log a x < d; 1.16. решать показательные уравнения, вида abx+c= d (где d можно представить в виде степени с основанием a) и простейшие неравенства вида ax < d (где d можно представить в виде степени с основанием a); 1.17. приводить несколько примеров корней простейшего тригонометрического уравнения вида: sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a, где a – табличное значение соответствующей тригонометрической функции. Функции 1.18. Оперировать на базовом уровне понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период; 1.19. оперировать на базовом уровне понятиями: прямая и обратная пропорциональность линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции; 1.20. распознавать графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций; 1.21. соотносить графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций с формулами, которыми они заданы; 1.22. находить по графику приближённо значения функции в заданных точках; 1.23. определять по графику свойства функции (нули, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, наибольшие и наименьшие значения и т.п.); 1.24. строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания / убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов и т.д.). Элементы математического анализа 1.25. Оперировать на базовом уровне понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; 1.26. определять значение производной функции в точке по изображению касательной к графику, проведенной в этой точке; 1.27. решать несложные задачи на применение связи между промежутками монотонности и точками экстремума функции, с одной стороны, и промежутками знакопостоянства и нулями производной этой функции – с другой. Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика 1.28. Оперировать на базовом уровне основными описательными характеристиками числового набора: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения; 1.29. оперировать на базовом уровне понятиями: частота и вероятность события, случайный выбор, опыты с равновозможными элементарными событиями; 1.30. вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов. Текстовые задачи 1.31. Решать несложные текстовые задачи разных типов; 1.32. анализировать условие задачи, при необходимости строить для ее решения математическую модель; 1.33. понимать и использовать для решения задачи информацию, представленную в виде текстовой и символьной записи, схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков; 1.34. действовать по алгоритму, содержащемуся в условии задачи; 1.35. использовать логические рассуждения при решении задачи; 1.36. работать с избыточными условиями, выбирая из всей информации, данные, необходимые для решения задачи; 1.37. осуществлять несложный перебор возможных решений, выбирая из них оптимальное по критериям, сформулированным в условии; 1.38. анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; 1.39. решать задачи на расчет стоимости покупок, услуг, поездок и т.п.; 1.40. решать несложные задачи, связанные с долевым участием во владении фирмой, предприятием, недвижимостью; 1.41. решать задачи на простые проценты (системы скидок, комиссии) и на вычисление сложных процентов в различных схемах вкладов, кредитов и ипотек; 1.42. решать практические задачи, требующие использования отрицательных чисел: на определение температуры, на определение положения на временнóй оси (до нашей эры и после), на движение денежных средств (приход/расход), на определение глубины/высоты и т.п.; 1.43. использовать понятие масштаба для нахождения расстояний и длин на картах, планах местности, планах помещений, выкройках, при работе на компьютере и т.п. Геометрия 1.44. Оперировать на базовом уровне понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; 1.45. распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб); 1.46. изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых чертежных инструментов; 1.47. делать (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу; 1.48. извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках; 1.49. применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур; 1.50. применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур; 1.51. применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур; 1.52. находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул; 1.53. распознавать основные виды тел вращения (конус, цилиндр, сфера и шар); 1.54. находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с применением формул. Векторы и координаты в пространстве 1.55. Оперировать на базовом уровне понятием декартовы координаты в пространстве; 1.56. находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда. История математики 1.57. Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; 1.58. знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей; 1.59. понимать роль математики в развитии России. Методы математики 1.60. Применять известные методы при решении стандартных математических задач; 1.61. замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности; 1.62. приводить примеры математических закономерностей в природе, в том числе характеризующих красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Числа и выражения 2.1. Свободно оперировать понятиями: целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; 2.2.приводить примеры чисел с заданными свойствами делимости; 2.3.оперировать понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, радианная и градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину, числа е и π; 2.4.выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя при необходимости вычислительные устройства; 2.5.находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; 2.6.пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; 2.7.проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, корни, логарифмы и тригонометрические функции; 2.8.находить значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; 2.9.изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах или радианах; 2.10.использовать при решении задач табличные значения тригонометрических функций углов; 2.11.выполнять перевод величины угла из радианной меры в градусную и обратно. Уравнения и неравенства 2.12. Решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, неравенства и их системы; 2.13.использовать методы решения уравнений: приведение к виду «произведение равно нулю» или «частное равно нулю», замена переменных; 2.14.использовать метод интервалов для решения неравенств; 2.15.использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств; 2.16.изображать на тригонометрической окружности множество решений простейших тригонометрических уравнений и неравенств; 2.17.выполнять отбор корней уравнений или решений неравенств в соответствии с дополнительными условиями и ограничениями. 2.18.составлять и решать уравнения, системы уравнений и неравенства при решении задач других учебных предметов; 2.19.использовать уравнения и неравенства для построения и исследования простейших математических моделей реальных ситуаций или прикладных задач; 2.20.уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат, оценивать его правдоподобие в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи. Функции 2.21.Оперировать понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период, четная и нечетная функции; 2.22.оперировать понятиями: прямая и обратная пропорциональность, линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции; 2.23.определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; 2.24. строить графики изученных функций; 2.25. описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; 2.26. строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания/убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов, асимптоты, нули функции и т.д.); 2.27.решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: 2.28. определять по графикам и использовать для решения прикладных задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, асимптоты, период и т.п.); 2.29. интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации; определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и др. (амплитуда, период и т.п.) Элементы математического анализа 2.30. Оперировать понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; 2.31. вычислять производную одночлена, многочлена, квадратного корня, производную суммы функций; 2.32. вычислять производные элементарных функций и их комбинаций, используя справочные материалы; 2.33. исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: 2.34.решать прикладные задачи из биологии, физики, химии, экономики и других предметов, связанные с исследованием характеристик реальных процессов, нахождением наибольших и наименьших значений, скорости и ускорения и т.п.; 2.35.интерпретировать полученные результаты. Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика 2.36. Иметь представление о дискретных и непрерывных случайных величинах и распределениях, о независимости случайных величин; 2.37. иметь представление о математическом ожидании и дисперсии случайных величин; 2.38. иметь представление о нормальном распределении и примерах нормально распределенных случайных величин; 2.39. понимать суть закона больших чисел и выборочного метода измерения вероятностей; 2.40. иметь представление об условной вероятности и о полной вероятности, применять их в решении задач; 2.41. иметь представление о важных частных видах распределений и применять их в реше- нии задач; 2.42. иметь представление о корреляции случайных величин, о линейной регрессии. В повседневной жизни и при изучении других предметов: 2.43.вычислять или оценивать вероятности событий в реальной жизни; 2.44.выбирать подходящие методы представления и обработки данных; 2.45. уметь решать несложные задачи на применение закона больших чисел в социологии, страховании, здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Текстовые задачи 2.46.Решать задачи разных типов, в том числе задачи повышенной трудности; 2.47. выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы; 2.48.строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения; 2.49.решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий, выбора оптимального результата; 2.50.анализировать и интерпретировать результаты в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; 2.51.переводить при решении задачи информацию из одной формы в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики, диаграммы; В повседневной жизни и при изучении других предметов: 2.52.решать практические задачи и задачи из других предметов Геометрия 2.53.Оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; 2.54.применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме; 2.55.решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам; 2.56.делать (выносные) плоские чертежи из рисунков объемных фигур, в том числе рисовать вид сверху, сбоку, строить сечения многогранников; 2.57.извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; 2.58.применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения; 2.59.описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; 2.60.формулировать свойства и признаки фигур; 2.61.доказывать геометрические утверждения; 2.62.владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды); 2.63.находить объемы и площади поверхностей геометрических тел с применением формул; 2.64.вычислять расстояния и углы в пространстве. В повседневной жизни и при изучении других предметов: 2.65.использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний Векторы и координаты в пространстве 2.66. Оперировать понятиями декартовы координаты в пространстве, вектор, модуль вектора, равенство векторов, координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение векторов, коллинеарные векторы; 2.67.находить расстояние между двумя точками, сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам; 2.68.задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат; решать простейшие задачи введением векторного базиса История математики 2.69. Представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей; 2.70.понимать роль математики в развитии России Методы математики 2.71. Использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение; 2.72. применять основные методы решения математических задач; 2.73.на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства; 2.74.применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающихся 380 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся 364 часа. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (объем) 380 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 364 в том числе: практические занятия 174 Консультации 10 Самостоятельная работа обучающегося (всего) – Промежуточная аттестация в форме экзамена 6