ППКРС ТМСХП 2022

СОДЕРЖАНИЕ

1 Общие положения .......................................................................................................... 3
1.1 Нормативные документы для разработки ОПОП ППКРС по профессии
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ................... 3
1.2 Локальные акты ГБПОУ «БРИЭТ», обеспечивающие качество освоения
ОПОП ППКРС ............................................................................................................... 6
1.3 Общая характеристика программы подготовки квалифицированных рабочих
и служащих .................................................................................................................... 7
1.3.1 Миссия и цель образовательной программы……............................................. 7
1.3.2 Нормативные сроки освоения ППКРС .............................................................. 8
1.3.3 Требования к абитуриенту .................................................................................. 8
2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ППКРС по
профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.... 9
2.1 Область профессиональной деятельности выпускника: ..................................... 9
2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника ..................................... 9
2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника ......................................... 10
3 Результаты освоения программы подготовки квалифицированных рабочих и
служащих .......................................................................................................................... 10
3.1 Общие компетенции ............................................................................................. 10
3.2 Профессиональные компетенции ........................................................................ 11
4 Документы, определяющие содержание и организацию образовательного
процесса при реализации ППКРС .................................................................................. 15
4.1 Учебный план ........................................................................................................ 15
4.2 Календарный учебный график ............................................................................. 16
4.3 Рабочие программы............................................................................................... 16
5 Нормативно методическое обеспечение системы контроля и оценки результатов
освоения ППКРС ............................................................................................................. 22
5.1 Текущий и промежуточный контроль ................................................................ 23
5.2 Портфолио обучающихся, как инструмент оценки сформированности общих
и профессиональных компетенций ........................................................................... 25
5.3 Государственная итоговая аттестация выпускников......................................... 25
6 Ресурсное обеспечение программы ............................................................................ 26
6.1 Учебно-методическое обеспечение ..................................................................... 26
6.2 Кадровое обеспечение реализации ППКРС ....................................................... 30
6.3 Материально – техническое обеспечение........................................................... 31
7 Характеристика социокультурной среды техникума, обеспечивающей
формирование общих компетенций .............................................................................. 37

2

1 Общие положения
Программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих по
профессии

35.01.13

производства,

Тракторист-машинист

реализуемая

ГБПОУ

сельскохозяйственного

«Бурятский

Республиканский

информационно-экономический техникум» представляет собой систему
документов, разработанных на основе Федерального государственного
образовательного

стандарта

среднего

профессионального

по

соответствующему направлению подготовки среднего профессионального
образования (ФГОС СПО) с учетом требований работодателей (протокол
заседания малого педагогического совета от 21.04. 2018 г № 2).
ППКРС регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание,
условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку
качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и
включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и
профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие качество
подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной
практики, календарный учебный график и методические материалы,
обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.1 Нормативные документы для разработки ОПОП ППКРС по
профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного
производства
Нормативную правовую базу разработки ППКРС по профессии
35.01.13

Тракторист-машинист

сельскохозяйственного

производства

составляют:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№704 от 02.08.2013 (ред. от 09.04.2015) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
3

образования

по

профессии

35.01.13

Тракторист

машинист

–

сельскохозяйственного производства»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №
1015 от 30.08.2013г. (ред. от 10.06.2019) «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным

программам

-

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№464 от 14.06.2013г. (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№413 от 17.05.2012 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального
государственного

образовательного

стандарта

среднего

общего

образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№291 от 18.04.2013г. (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Положения о
практике

обучающихся,

осваивающих

основные

профессиональные

образовательные программы среднего профессионального образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№1199 от 29.10.2013г. (ред. от 25.11.2016) «Об утверждении перечней
профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№36 от 23.01.2014г. (ред. от 26.03.2019) «Об утверждении Порядка приема на
обучение по образовательным программам среднего профессионального
образования»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации №148н от 12.04.2013 «Об утверждении уровней квалификаций в
целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
4

№513 от 02.07.2013 (ред. от 25.04.2019) «Об утверждении Перечня
профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется
профессиональное обучение»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№968 от 16.08.2013г. (ред. от 17.11.2017) «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол № 2/16-з от 28.06.2016г.);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№1186 от 25.10.2013 г. «Об утверждении Порядка заполнения, учета и
выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их
дубликатов»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№1163

от

27.12.2016

государственной

г.

«Об

академической

утверждении

стипендии

и

порядка
(или)

назначения

государственной

социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за
счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной
стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся
по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального
бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений
федеральных

государственных образовательных организаций

высшего

образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального
бюджета»;
- Приказ Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747 "О внесении
изменений в федеральные государственные образовательные стандарты
среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте
России 22.01.2021 N 62178)
5

- Приказ Министерства труда Российской Федерации № 608н от
08.09.2015г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
профессионального

обучения,

профессионального

образования

и

дополнительного образования»;
-

Устав

ГБПОУ

«Бурятский

республиканский

информационно-

экономический техникум» действует на основании, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РБ №1763 от 21.06.2012г.

1.2

Локальные

акты

ГБПОУ

«БРИЭТ»,

обеспечивающие

качество освоения ОПОП ППКРС
П №032 -2019 Положение о правилах внутреннего распорядка ГБПОУ
«БРИЭТ»;
П №009 – 2019 Положение об организации и прохождении практики
учащимися ГБПОУ «БРИЭТ»;
П №003 - 2019 Положение о текущем контроле успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся ГБПОУ «БРИЭТ»;
П №008 - 2019 Положение о государственной итоговой аттестации
выпускников по программам подготовки специалистов среднего звена,
программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих;
П №033 - 2019 Положение о рабочей программе учебной дисциплины,
профессионального модуля;
П № 034 - 2019 Положение о соблюдении единого орфографического
режима в ГБПОУ «БРИЭТ»;
П № 036 – 2019 Положение об организации самостоятельной работы
обучающихся;
П № 037 – 2019 Положение о фонде оценочных средств ГБПОУ
«БРИЭТ»;
П № 006 - 2019 Положение о комплексном учебно-методическом
обеспечении учебной дисциплины, профессионального модуля;
6

П № 013-2019 Положение о планировании, организации и проведении
лабораторных и практических занятий;
П № 038-2019 Положение о порядке перевода, перехода, обучающегося
с платного обучения на бесплатное, отчисления и восстановления
обучающихся;
П № 044-2019 Положение о контрольных неделях в ГБПОУ «БРИЭТ».
Методическая
образовательного

служба
процесса,

проводит
всем

плановые

аудиты

преподавателям,

качества

обучающимся

предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества
образовательного процесса.
1.3

Общая

характеристика

программы

подготовки

квалифицированных рабочих и служащих
1.3.1 Миссия и цель образовательной программы:
ППКРС имеет целью развитие у обучающихся личностных качеств, а
также

формирование

общих

и

профессиональных

компетенций

в

соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной профессии. Выпускники
данной профессии востребованы на рынке труда Бурятии. Выпускник
ГБПОУ «БРИЭТ» в результате освоения ППКРС профессии 35.01.13
Тракторист-машинист

сельскохозяйственного

производства

будет

профессионально готов к деятельности по эксплуатации и техническому
обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования, выполнению
слесарных

работ

по

ремонту

и

техническому

обслуживанию

сельскохозяйственных машин и оборудования и транспортировке грузов.
Миссия
подготовки

ППКРС заключается
конкурентоспособных

в

обеспечении

и

высокого

компетентных

уровня

специалистов,

отвечающих потребностям кадрового рынка.
Программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих
(ППКРС) ориентирована на реализацию следующих принципов:

7

- деятельностный и практико-ориентированный характер учебной
деятельности в процессе освоения основной образовательной программы;
-

приоритет

самостоятельной

деятельности

обучающихся:

самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития,
заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать

повышение

квалификации;
- ориентация при определении содержания образования на запросы
работодателей и потребителей в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности;
- связь теоретической и практической подготовки СПО, ориентация на
формирование готовности к самостоятельному принятию профессиональных
решений как в стандартных, так в нестандартных ситуациях.
1.3.2 Нормативные сроки освоения ППКРС
Нормативные сроки освоения ППКРС на базе основного общего
образования приведены в таблице №1.
Таблица №1
Обучение
ПроизводсГосударпо дисцитвенная
Промежуственная
Всего
плинам и
Учебная
практика
точная
КаниКурсы
(итоговая)
(по
междиспрактика
по
аттест
кулы
аттеста
курсам)
циплинарным
профилю
ация
ция
курсам
профессии
1
2
3
4
5
6
7
8
I курс
40
3
1
11
52
2 курс
29
10
2
11
52
3 курс
11
6
20
2
2
2
43
Всего
77
9
30
5
2
24
147

1.3.3 Требования к абитуриенту
Прием на обучение производится в соответствии с Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»,
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №36 от
23.01.2014г.

«Об

утверждении

Порядка

приема

на

обучение

по

образовательным программам среднего профессионального образования».
8

Лица, поступающие на обучение, должны иметь документ о получении:
- аттестат о среднем (полном) общем образовании;
- аттестат об основном общем образовании;
- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о
полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
- документ об образовании более высокого уровня.
2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника
ППКРС

по

профессии

35.01.13

Тракторист-машинист

сельскохозяйственного производства
2.1 Область профессиональной деятельности выпускника:
Область профессиональной деятельности выпускников по профессии
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства:
- выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке
сельскохозяйственных культур;
- эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт тракторов,
комбайнов,

сельскохозяйственных

машин,

механизмов,

установок,

приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования
сельскохозяйственного назначения.
2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника
К объектам профессиональной деятельности выпускника относятся:
-тракторы, самоходные сельскохозяйственные машины;
-прицепные и навесные устройства;
-оборудование животноводческих ферм и комплексов;
-механизмы,

установки,

приспособления

и

другое

инженерно-

техническое оборудование сельскохозяйственного назначения;
-автомобили категории «С»;
-инструменты, оборудование, стационарные и передвижные средства
9

для монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных
машин и оборудования;
- технологические процессы монтажа, ремонта и технического
обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;
-сырье и сельскохозяйственная продукция; технологические операции в
сельском хозяйстве.

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника
Обучающийся

по

сельскохозяйственного

профессии

производства

35.01.13
готовится

Тракторист-машинист
к

следующим

видам

деятельности:
ВПД

1

-

Эксплуатация

и

техническое

обслуживание

сельскохозяйственных машин и оборудования;
ВПД 2 - Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому
обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования;
ВПД 3 - Транспортировка грузов.

3

Результаты

освоения

программы

подготовки

квалифицированных рабочих и служащих
3.1 Общие компетенции
Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства должен
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
10

нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
3.2 Профессиональные компетенции
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать следующими
профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам
профессиональной деятельности:
Таблица 2
Код
ВПД 1

Наименование
Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и
оборудования

ПК 1.1

Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами
всех видов в организациях сельского хозяйства

ПК 1.2

Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур
в растениеводстве

ПК 1.3

Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования
11

животноводческих комплексов и механизированных ферм
ПК 1.4

Выполнять

работы

по

техническому

обслуживанию

тракторов,

сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах
технического обслуживания
ВПД 2

Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию
сельскохозяйственных машин и оборудования

ПК 2.1

Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных
машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств
технического обслуживания и ремонта

ПК 2.2

Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей
тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и
навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с
заменой отдельных частей и деталей

ПК 2.3

Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других
сельскохозяйственных

машин,

прицепных

и

навесных

устройств,

оборудования животноводческих ферм и комплексов
ПК 2.4

Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и
других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств,
оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их

ПК 2.5

Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные
сельскохозяйственные машины и оборудование

ПК 2.6

Выполнять

работы

по

консервации

и

сезонному

хранению

сельскохозяйственных машин и оборудования
ВПД 3

Транспортировка грузов

ПК 3.1

Управлять автомобилями категории «С»

ПК 3.2

Выполнять работы по транспортировке грузов

ПК 3.3

Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути
следования

ПК 3.4

Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации
транспортных средств

ПК 3.5

Работать с документацией установленной формы

ПК 3.6

Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного
12

происшествия

Таблица 3. Результаты освоения
Результаты обучения
Основные показатели
(профессиональные компетенции по
оценки результата
каждому виду деятельности)
ВПД 1 Эксплуатация и техническое Эксплуатация и техническое обслуживание
обслуживание сельскохозяйственных
сельскохозяйственных
машин
и
машин и оборудования
оборудования
ПК 1.1 Управлять тракторами и
самоходными сельскохозяйственными
машинами всех видов в организациях
сельского хозяйства
ПК 1.2 Выполнять работы по
возделыванию
и
уборке
сельскохозяйственных
культур
в
растениеводстве
ПК 1.3 Выполнять работы по
обслуживанию
технологического
оборудования
животноводческих
комплексов и механизированных ферм
ПК 1.4 Выполнять работы по
техническому
обслуживанию
тракторов,
сельскохозяйственных
машин и оборудования в мастерских и
пунктах технического обслуживания
ВПД 2 Выполнение слесарных работ по
ремонту и техническому обслуживанию
сельскохозяйственных
машин
и
оборудования

Управление тракторами и самоходными
сельскохозяйственными
машинами
всех
видов в организациях сельского хозяйства

ПК 2.1 Выполнять работы по
техническому
обслуживанию
сельскохозяйственных
машин
и
оборудования
при
помощи
стационарных и передвижных средств
технического обслуживания и ремонта

- выполнение работ по проведению
ежесменного технического обслуживания
тракторов и сельскохозяйственных машин и
оборудования животноводческих ферм и
комплексов;
- проведение технического обслуживания №
1,2 тракторов и сельскохозяйственных машин
при
помощи
стационарных
средств
обслуживания
- проведение ремонта отдельных узлов и
деталей трактора; - проведение ремонта
отдельных частей сельскохозяйственных
машин и оборудования животноводческих
ферм и комплексов;
- проведение регулировок отдельных узлов
трактора;

ПК 2.2 Проводить ремонт, наладку и
регулировку отдельных узлов и деталей
тракторов, самоходных и других
сельскохозяйственных
машин,
прицепных и навесных устройств,
оборудования животноводческих ферм
и комплексов с заменой отдельных

Освоение работ по возделыванию и уборке
сельскохозяйственных
культур
в
растениеводстве
Освоение
работ
по
выполнению
обслуживания
технологического
оборудования животноводческих комплексов
и механизированных ферм
Освоение
работ
по
техническому
обслуживанию
тракторов,
сельскохозяйственных машин и оборудования
в мастерских и пунктах технического
обслуживания
Выполнение слесарных работ по ремонту и
техническому

обслуживанию

сельскохозяйственных машин и оборудования

13

частей и деталей

- проведение регулировок самоходных и
других с/х машин

ПК 2.3 Проводить профилактические
осмотры тракторов, самоходных и
других сельскохозяйственных машин,
прицепных и навесных устройств,
оборудования животноводческих ферм
и комплексов
ПК 2.4 Выявлять причины несложных
неисправностей тракторов, самоходных
и других сельскохозяйственных машин,
прицепных и навесных устройств,
оборудования животноводческих ферм
и комплексов и устранять их

проведение
профилактического
осмотра
тракторов,
самоходных
сельскохозяйственных машин, оборудования
животноводческих ферм и комплексов

- Умение пользоваться диагностическими
приборами при выявлении неисправностей; выявление
несложных
неисправностей
тракторов,
самоходных
сельскохозяйственных машин, оборудования
животноводческих ферм;
- устранение выявленных несложных
неисправностей
тракторов,
самоходных
сельскохозяйственных машин и оборудования
животноводческих ферм
ПК 2.5 Проверять на точность и - умение пользоваться инструментами,
испытывать
под
нагрузкой приборами
отремонтированные
сельскохозяйственные
машины
и
оборудование
ПК 2.6 Выполнять работы по . - Выполнение работ по консервации
консервации и сезонному хранению тракторов,
самоходных
и
других
сельскохозяйственных
машин
и сельскохозяйственных машин при постановке
оборудования
на длительное хранение;
- Выполнение работ по снятию с консервации
тракторов,
самоходных
и
других
сельскохозяйственных машин
ВПД 3 Транспортировка грузов
Эксплуатация и техническое обслуживание
сельскохозяйственных машин и оборудования
ПК 3.1 Управлять автомобилями Управление транспортными средствами в
категории «С»
различных дорожных условиях;
Соблюдение правил дорожного движения;
Управление
своим
эмоциональным
состоянием
ПК 3.2 Выполнять
транспортировке грузов

работы

по Обеспечение приема, размещения, крепления
и перевозки грузов;
Своевременное получение, оформление и
сдача путевой и транспортной документации
ПК 3.3 Осуществлять техническое Выполнение
контрольного
осмотра
обслуживание транспортных средств в транспортных средств перед выездом и при
пути следования
выполнении поездки;
Заправка транспортных средств горючесмазочными материалами и специальными
жидкостями с соблюдением экологических
требований;
Правильное
выполнение
контрольных
осмотров транспортных средств перед
14

выездом и при выполнении поездок
ПК
3.4
Устранять
мелкие Правильное и точное устранение возникших
неисправности, возникающие во время во время эксплуатации транспортных средств
эксплуатации транспортных средств
мелкие неисправности, не требующие
разборки узлов и механизмов с соблюдением
правил техники безопасности;
Грамотное владение способами
подбора и использования
инструментов и приспособлений
для работ по ремонту
ПК 3.5 Работать с документацией Правильное
оформление
транспортной
установленной формы
документации
ПК 3.6 Проводить первоочередные Правильные действия при оказание первой
мероприятия на месте дорожнопомощи пострадавшим при ДТП;
транспортного происшествия
Соблюдение требования по транспортировке
пострадавших;

Использование

средств

пожаротушения в автомобиле

4

Документы,

определяющие

содержание

и

организацию

образовательного процесса при реализации ППКРС
Содержание и организация образовательного процесса при реализации,
данной ППКРС регламентируется рабочим учебным планом, рабочими
программами учебных дисциплин профессиональных модулей; материалами,
обеспечивающими

качество

подготовки

и

воспитания

обучающихся;

программами учебных и производственных практик; годовым календарным
учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими
реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.1 Учебный план
Учебный план определяет следующие качественные и количественные
характеристики

ППКРС

35.01.13

Тракторист-машинист

сельскохозяйственного производства - объемные параметры

учебной

нагрузки в целом и по семестрам;
- перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их
составных элементов (междисциплинарных курсов, практик);
15

-

последовательность

изучения

учебных

дисциплин

и

профессиональных модулей;
- виды учебных занятий;
- распределение различных форм промежуточной аттестации по
семестрам;
- распределение по семестрам и объемные показатели подготовки и
проведения Итоговой государственной аттестации.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54
академических

часа

в

неделю,

включая

все

виды

аудиторной

и

внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной
профессиональной образовательной программы.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме
получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
4.2 Календарный учебный график
В календарном учебном графике указывается последовательность
реализации ППКРС профессии по текущему году обучения, включая
теоретическое обучение, практики, промежуточную и итоговую аттестации,
каникулы.
4.3 Рабочие программы
В рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных
модулей, имеющих листы внешней экспертизы от социальных партнеров и
работодателей, четко сформулированы конечные результаты обучения в
органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми
общими и профессиональными компетенциями в целом по ППКРС по
профессии

35.01.13

Тракторист-машинист

сельскохозяйственного

производства Пакет рабочих программ составляют:
Рабочие программы общепрофессиональных дисциплин
ОП.00

Общепрофессиональный цикл
16

ОП.01

Основы технического черчения

ОП.02

Основы материаловедение и технология общеслесарных работ

ОП.03

Техническая механика с основами технических измерений

ОП.04

Основы электротехники

ОП.05

Безопасность жизнедеятельности

ОП.06

Введение в профессию

Рабочие программы профессиональных модулей
ПМ.01

Эксплуатация и техническое обслуживание
сельскохозяйственных машин и оборудования

МДК.01.01 Технология механизированных работ в сельском хозяйстве
МДК.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание
сельскохозяйственных машин и оборудования
УП.01

Учебная практика

ПП.01

Производственная практика

ПМ.02

Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому
обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования

МДК.02.01 Технология слесарных работ по ремонту и техническому
обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования
УП.02

Учебная практика

ПП.02

Производственная практика

ПМ.03

Транспортировка грузов

МДК.03.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории
«С»
УП.03

Учебная практика

ПП.03

Производственная практика

ФК.00

Физическая культура

При реализации ППКРС СПО предусматриваются следующие виды практик:
- учебная
17

- производственная.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении
обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных
модулей.
Учебная практика проводится концентрировано ,после окончания
теоретического обучения и завершается дифференцированным зачетом .
Производственная

практика

проводится

завершается дифференцированным зачетом

концентрированно

и

комплексным по учебной и

производственной практикам. Производственная практика проводится в
организациях, направление деятельности которых соответствует профилю
подготовки

обучающихся.

Формой

отчетности

по

производственной

практике являются: дневник практики, аттестационный лист с места
практики.
4.3.1 Требования к организации практики обучающихся инвалидов и
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Практика

является

обязательным

разделом

адаптированной

образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий,
непосредственно

ориентированных

на

профессионально-практическую

подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и
защиту выпускной квалификационной работы.
Для обучающихся с ОВЗ форма проведения практики устанавливается
техникумом

с

учётом

особенностей

психофизического

развития,

индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
При определении мест прохождения учебной и производственных
практик обучающимся инвалидом техникум учитывает рекомендации,
данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в
индивидуальной

программе

реабилитации

инвалида,

относительно

рекомендованных условий и видов труда.
При

необходимости

для

прохождения

практики

создаются

специальные рабочие места в соответствии с учетом нарушенных функций и
18

ограничений их жизнедеятельности. Специальные рабочие места для
трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ – рабочие места, требующие
дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и
вспомогательного

оборудования,

технического

и

организационного

оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими
приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями
зрения.
Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для практики
обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется индивидуально для
конкретного обучающегося (инвалида), а также для группы лиц, имеющих
однотипные

нарушения

функций

организма

и

ограничения

жизнедеятельности.
При организации практики обеспечивается соблюдение следующих
общих требований:
- практика для лиц с ограниченными возможностями здоровья
совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей
здоровья, допускается, если это не создает трудностей для обучающихся;
- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов
(крупный шрифт или аудиофайлы);
- присутствие на практике ассистента, оказывающего обучающимся
необходимую

техническую

помощь

с

учетом

их

индивидуальных

особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить
задание, общаться с руководителем практики, наставником);
-

пользование

необходимыми

техническими

средствами

при

прохождении практики, выполнении заданий с учетом их индивидуальных
особенностей;
- обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся
на базу практики, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в
указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
19

проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на
первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
При прохождении практики возможно:
Для лиц с нарушениями
зрения
- присутствие ассистента,
оказывающего обучающимся
необходимую
техническую
помощь
с
учетом
их
индивидуальных
особенностей (занять рабочее
место,
передвигаться,
прочитать
и
оформить
задание,
общаться
с
преподавателем);
пользование
необходимыми обучающимся
техническими средствами при
прохождении
практики,
выполнении заданий с учетом
их
индивидуальных
особенностей;
дублирование
необходимой
звуковой
и
зрительной
информации,
обучающего материала, а
также надписей, знаков и
иной текстовой и графической
информации
знаками,
выполненными
рельефноточечным шрифтом Брайля
или в виде электронного
документа,
доступного
с
помощью компьютера со
специализированным
программным обеспечением
для слепых;
предоставление
обучающимся права выбора
последовательности
выполнения работ.

Для лиц с нарушениями
ОДА
- использование помощи
сотрудников, прошедших
инструктирование
или
обучение, компетентных в
адаптации информации для
инвалидов с нарушением
функций
опорнодвигательного аппарата;
- объяснение нового
материала и проведение
практических занятий с
учетом
индивидуальных
особенностей
обучающихся;
наличие,
помимо
стандартного
учебнометодического комплекса,
дополнительно,
обеспечивая
образовательные
потребности обучающихся
с
двигательными
нарушениями, специальных
учебных
пособий
(бумажный
или
электронный
вариант);
разработанных
преподавателем опорных
конспектов
лекций
и
практических
(лабораторных)
занятий,
учитывающих речевые и
познавательные
особенности;
средства
наглядности
и
соответствующие

Для лиц с нарушениями
слуха
- использование помощи
сотрудников, прошедших
инструктирование
или
обучение, компетентных в
адаптации информации для
инвалидов по слуху;
- обеспечение наличия
звукоусиливающей
аппаратуры коллективного
пользования,
при
необходимости
предоставляется
звукоусиливающая
аппаратура
индивидуального
пользования;
- объяснение нового
материала и проведение
практических занятий с
учетом
индивидуальных
особенностей
обучающихся;
дублирование
необходимой
звуковой
информации, обучающего
материала текстовыми и
графическими
изображениями,
знаками
или в виде электронного
документа, доступного с
помощью компьютера;
предоставление
обучающимся права выбора
задания
для
20

мультимедийные
материалы к каждой теме;

самостоятельной работы;

дублирование
необходимой
звуковой
информации, обучающего
материала текстовыми и
графическими
изображениями,
знаками
или в виде электронного
документа, доступного с
помощью компьютера;
предоставление
обучающимся права выбора
задания
для
самостоятельной работы.

предоставление
инвалидам по слуху при
необходимости услуги с
использованием русского
жестового языка, включая
обеспечение допуска на
объект сурдопереводчика,
тифлопереводчика
(в
организации должен быть
такой специалист в штате
(если это востребованная
услуга) или договор с
организациями
системы
социальной защиты или
обществом
глухих
по
предоставлению
таких
услуг
в
случае
необходимости).

4.4 Рабочие программы общеобразовательного цикла
Получение

СПО

на

базе

основного

общего

образования

осуществляется с одновременным получением среднего общего образования
в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемое на базе основного
общего

образования,

соответствующих

разрабатывается

федеральных

на

основе

государственных

требований

образовательных

стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой
специальности

СПО

и

профиля

профессионального

образования

(Технологический).
Рабочие программы общеобразовательного цикла
ОУД.00
ОУД.01
ОУД 02
ОУД.03
ОУД.04
ОУД.05
ОУД.06
ОУД.07

Базовые ОУД
Русский язык
Литература
Иностранный язык
История
Физическая культура
ОБЖ
Химия
21

ОУД.08
ОУД.09
ОУД.10
ОУД.11
ОУД 12
ОУД.11
ОУД.12
ОУД.13
УД.01
УД.02
УД.03
УД.04

Обществознание (включая экономику и право)
Биология
География
Экология
Астрономия
Профильные ОУД
Математика
Информатика
Физика
Дополнительные
Психология общения/ и технология поиска работы/ деловое общение
Литература и искусство Бурятии/ Родной край
Организация малого бизнеса/Основы экономики
Учебно-исследовательская деятельность/ проектная деятельность
студента

В соответствии с требованиями ФГОС СПО нормативный срок
освоения ОПОП СПО (ППКРС) при очной форме получения образования для
лиц, обучающихся на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в
неделю) - 57 нед., промежуточная аттестация - 3 нед., каникулярное время 22 нед
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение периода
освоения общеобразовательного (преимущественно профильного) учебного
предмета в рамках учебного времени, специально отведенного учебным
планом.
4.5 Программа ГИА (прилагается)
4.6 Программа воспитания
4.6.1 Рабочая программа воспитания
4.6.2. Календарный план воспитания

5 Нормативно методическое обеспечение системы контроля и
оценки результатов освоения ППКРС

22

В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего профессионального образования по программам
ППКРС

системы

оценки

качества

включают

текущий

контроль

успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию
обучающихся. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в
соответствии с нормативными правовыми документами: Федеральными
государственными

образовательными

стандартами

среднего

профессионального образования; Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 14 июля 2013 года № 464«Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16
августа

2013

года

№o968

«Об

утверждении

Порядок

проведения

государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего

профессионального

образования»;

Приказом

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2013 года №o1186
«Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем
профессиональном образовании и их дубликатов»; Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 апреля2013 года
№o291«Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих
основные

профессиональные

образовательные

программы

среднего

профессионального образования».
5.1 Текущий и промежуточный контроль
Текущий контроль результатов подготовки осуществляется в процессе
практических занятий, выполнения самостоятельной работы обучающихся
или в режиме тренировочного тестирования в целях получения о следующей
информации:
- выполнении обучающимся требуемых действий в процессе
23

учебной деятельности;
- правильности выполнения требуемых действий;
- соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного
материала;
- формировании действия с должной мерой обобщения, освоения
учебного материала.
Промежуточная

аттестация

обучающихся

включает

зачет,

дифференцированный зачет, экзамен.
Условием

допуска

к

квалификационному

экзамену

по

профессиональному модулю является успешное освоение всех элементов,
включая МДК, учебную и производственную практику.
Контроль освоения МДК и прохождения практики направлен на оценку
результатов преимущественно теоретического обучения и практической
подготовленности.
Контроль освоения ПМ в целом направлен на оценку овладения
квалификацией.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям созданы фонды оценочных средств,
позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции они
разрабатываются и утверждаются техникумом самостоятельно.
Итоговой

формой

контроля

по

ПМ

является

экзамен

(квалификационный). Он проверяет готовность обучающегося к выполнению
указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него
компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения
ППКРС» ФГОС СПО.
Итогом

проверки

профессиональной

является

деятельности

однозначное

освоен

/

не

решение:

освоен».

Для

«вид
оценки

компетенции созданы контрольно-оценочные средства:
I

Эксплуатация

и

техническое

обслуживание

сельскохозяйственных машин и оборудования
24

II Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому
обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования
III Транспортировка грузов
Оценка компетенций, обучающихся происходит в форме выполнения
практических

заданий,

подтверждающих

сформированность

профессиональных и общих компетенций. Для оценки сформированности
общих

компетенций

предусмотрено

портфолио.

Для

юношей

предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
5.2

Портфолио

обучающихся,

как

инструмент

оценки

сформированности общих и профессиональных компетенций
Для оценивания сформированности общих и профессиональных
компетенций, обучающихся помимо оценочных материалов выполнения
квалификационных заданий, используется Портфолио обучающегося. Тип
портфолио смешанный, в его состав входят:
Основные документы:
1. Характеристика с места прохождения производственной практики.
2.Наличие аттестационных листов с места прохождения практики
3. Характеристика с места прохождения военных сборов (для юношей).
Дополнительные:
I Наличие почетных грамот, дипломов за участие в конкурсах,
викторинах и т.д.;
II Наличие презентаций, проектов.
5.3 Государственная итоговая аттестация выпускников
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту
выпускной

квалификационной

соответствующей

по

тематике

работы
содержанию

(дипломного
одного

или

проекта),
нескольких

профессиональных модулей. На подготовку выпускной квалификационной
работы отводится 4 недели, на защиту – 2 недели. Оценочные средства для
государственной итоговой аттестации утверждаются директором техникума
25

после

предварительного

заключения

работодателей.

Требования

к

содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы
определяются

техникумом

на

основании

порядка

проведения

государственной итоговой аттестации выпускников по программе СПО,
утвержденного

федеральным

органом

исполнительной

политики

и

нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного
в соответствии со ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, Приказа Министерства образования и
науки Российской Федерации №968 от 16.08.2013г. (ред. от 17.11.2017) «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»,
положение ГБПОУ «БРИЭТ» П №008 - 2019 «Положение о государственной
итоговой аттестации выпускников по программам подготовки специалистов
среднего звена, программам подготовки квалифицированных рабочих и
служащих».

6 Ресурсное обеспечение программы
6.1 Учебно-методическое обеспечение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего профессионального образования по программам
ППССЗ и ППКРС системы оценки качества включают текущий контроль
успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию
обучающихся. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в
соответствии с нормативными правовыми документами: Федеральными
государственными

образовательными

стандартами

среднего

профессионального образования; Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 14 июля 2013 года № 464«Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
26

образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16
августа

2013

года

№o968

«Об

утверждении

Порядок

проведения

государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего

профессионального

образования»;

Приказом

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2013 года №o1186
«Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем
профессиональном образовании и их дубликатов»; Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 апреля2013 года
№o291«Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих
основные

профессиональные

образовательные

программы

среднего

профессионального образования».
По всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям созданы
учебно-методические комплексы, включающие методические указания и
рекомендации для выполнения самостоятельных работ, методические
указания

для

лабораторных

работ,

методические

рекомендации,

мультимедийные материалы.
Методические рекомендации по выполнению СРС по УД
ОП.01
ОП.02

Основы технического черчения
Основы материаловедение и технология общеслесарных
работ

ОП.03

Техническая механика с основами технических измерений

ОП.04

Основы электротехники

ОП.05

Безопасность жизнедеятельности

ОП.06

Введение в профессию

Методические

рекомендации

по

выполнению

лабораторных

и

практических работ по ПМ:
ПМ.

01.

Эксплуатация

и

техническое

обслуживание

сельскохозяйственных машин и оборудования
27

ПМ. 02. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому
обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования
ПМ. 03. Транспортировка грузов
Информационный центр Тункинского филиала ГБПОУ «БРИЭТ»,
обеспечивает постоянный свободный доступ к сети Интернет. Библиотечный
фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и
дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной
за последние 5 лет, а также официальной справочно-библиографической
литературой и периодическими изданиями.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы:
1.

Набоких

В.А.

Электрооборудование

автомобилей

и

тракторов: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А.
Набоких. – 4-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия»2017. – 400с.
2.

Котиков В.М. Тракторы и автомобили: учебник для студ.

учреждений сред. Проф. Образования/ В.М. Котиков, А.В. Ерхов. – 6-е изд.
стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 416 с.
3.

Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины: Учеб. для

НПО. – 3-е изд. стереотип. – М. ИРПО; Изд. центр «Академия», 2017. – 264 с.
4.

Родичев В.А. Тракторы: учебник для студ. учреждений сред.

проф. образования/ В.А. Родичев. -12-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», /2017. – 288 с.
5.

Курчатин В.В. Техническое обслуживание и ремонт машин в

сельском хозяйстве: Уч. под ред. профессора В.В. Курчаткина. – М.:
«Академия», 2017. – 295 с.
6.

Тараторкин В.М. Система технического обслуживания и

ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / М.В. Тараторкин, И.Г. Голубев. – М.:
Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.
28

Павлова

7.

А.А.

Основы

черчения:

учебник

для

студ.

учреждений сред. проф. образования/ А.А. Павлова, Е.И. Корзинова, Н.А.
Мартыненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272 с.
Зайцев, С.А. Допуски и технические измерения: учебник для

8.

студ. учреждений сред. проф. образования/ С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н.
Толстов. – 13 изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 304 с.
9.

Экзаменационные билеты 2019

10.

Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для

студ. учреждений сред. проф. образования/ М.В. Немцов, М.Л. Немцова. –
М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 480 с.
Чумаченко Ю.Г. Материаловедение и слесарное дело: учебное

11.

пособие / Ю.Т. Чумаченко. – Изд. 6. Перераб. – Ростов н/ Д: Феникс, 2016 –
395 с. – (НПО)
Устинов М.И. Зерноуборочные машины. – М. ПрофОбрИздат.

12.
2010

Дополнительные источники:
Гладков Г.И. – Тракторы. Устройство и техническ Н.В.

1.
Милосердовое

обслуживание

/А.М.

Петренко,

Уч.

пособие.

Изд.

«Академия»., 2016
А.П. Конаков. – Техника для малых животноводческих ферм.

2.
Справочник.

Интернет ресурсы
I локального доступа:
1 Электронное учебное издание «Устройство автомобиля. Двигатель.
Система смазки».
- электронный ресурс:
2

Электронное

Электрооборудование

учебное

издание

автомобиля.

«Устройство

Источники

и

автомобиля.
потребители

электроэнергии». [Электронный ресурс]
29

3 Электронное учебное издание «Устройство автомобиля. Двигатель.
Системы питания и выпуска отработавших газов». [Электронный ресурс]
4 Электронное учебное издание «Устройство автомобиля. Двигатель.
Система зажигания». [Электронный ресурс]
5 Электронное учебное издание «Устройство автомобиля. Двигатель.
Система охлаждения». [Электронный ресурс]
6 Электронное учебное издание «Устройство автомобиля. Двигатель.
Общее устройство и рабочий процесс». [Электронный ресурс]
- автошкола МААШ светофоры дорожные.
- учебные пособие для подготовки к теоретическому экзамену.
- электронная доска
-

интерактивная

мультимедийная

система

обучения

«дорожная

разметка»
- интерактивная мультимедийная система обучения «дорожные знаки»
- интерактивная мультимедийная система обучения «курс лекций»
-

электронный

комплекс

«Механизация

животноводства»

(Изготовитель Корпорация «Диполь»),
- интерактивное электронное пособие «Сельскохозяйственная техника»
(Изготовитель Корпорация «Форвард»
II удаленного доступа
1 http://www.kabriolet.ru - Автошкола Кабриолет – учебник по
устройству автомобиля.
2 http://www.chelzavod.ru - Измерительный инструмент.
3 http://www.megaslesar.ru - Мега Слесарь.
4

http://www.greenzvet.ru/pages/;

http://www.Greenzvet.Ru/;

http://www.ortech.ru/; agrosoyuz.ua;
6.2 Кадровое обеспечение реализации ППКРС
В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными
30

образовательными стандартами среднего профессионального образования
(ФГОС СПО), Профессиональными стандартами и др., реализация основной
профессиональной образовательной программы по профессии 35.01.13
Тракторист-машинист

сельскохозяйственного

производства

среднего

профессионального образования, обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины.

Педагогические

работники

получают

дополнительное

профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том
числе в форме стажировки и организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности не реже 1 раза в 3 года с
учетом спектра профессиональных компетенций. В период с 2018 по 2019 гг.
91% преподавательского состава повысили квалификацию в виде курсов
повышения квалификации и профессиональной переподготовки, 100%
преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного
обучения прошли стажировку по индивидуальной программе. Преподаватели
профессионального цикла имеют опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы. Квалификация педагогических
работников

отвечает

квалификационным

требованиям,

указанным

в

квалификационных справочниках, профессиональных стандартах. Каждые
пять лет преподаватели проходят процедуру аттестации, подтверждая и/или
повышая уровень своей категории, и в течение пяти лет неоднократно
повышают уровень квалификации на курсах различного уровня.
ФИО
Безотечество Г.Н.
Томилов И.М.
Черкашин И.В.

Должность
препод. спец.дисциплин
препод. спец.дисциплин
мастер п/о

Кв. категория
первая
-

6.3 Материально – техническое обеспечение
Для подготовки по специальности техникум располагает материальнотехнической

базой,

обеспечивающей

проведение

междисциплинарной
31

подготовки, лабораторных, практических работ. Материально-техническая
база соответствует санитарным и противопожарным нормам.

Таблица 4.
Учебные помещения по дисциплинам
учебного плана по профессии «Тракторист
машинист
сельскохозяйственного
производства», требуемые ФГОС СПО
Кабинеты:
инженерной графики;
технической механики;
материаловедения;
управления транспортным
безопасности движения;

средством

Отметка о наличии данного учебного
помещения в ОУ (его №, наименование)
(при совмещении кабинета для разных
дисциплин, информация о наличии
кабинета
указывается по основной
дисциплине (дисциплинам)

Кабинет инженерной графики
Кабинет технической механики;
Кабинет материаловедения;
и Кабинет устройства автомобилей

безопасности жизнедеятельности и охраны
Итого % обеспеченности
Лаборатории
технических измерений;
электротехники;
тракторов
и
самоходных
сельскохозяйственных машин

Кабинет охраны труда
100
Лаб. технических измерений
Лаб. электротехники;
Лаб.
Тракторов
и
самоходных
сельскохозяйственных машин

оборудования
животноводческих Лаб. оборудования животноводческих
комплексов и механизированных ферм
комплексов и механизированных ферм
автомобилей;
технологии
производства
растениеводства;

Лаб. технического обслуживания и
ремонта автомобилей
продукции Лаб .Технологии производства продукции
растениеводства

технологии
производства
продукции Лаб. технологии производства продукции
животноводства
животноводства
Итого % обеспеченности 100
Мастерские:
Слесарная мастерская
Пункт технического обслуживания
Тренажеры, тренажерные комплексы:
тренажер для выработки навыков и
совершенствования техники управления
транспортным средством.

Слесарная мастерская
Мастерская ТО
тренажер для выработки навыков и
совершенствования техники управления
транспортным средством
32

Итого % обеспеченности 100
Полигоны:
Автодром, трактородром
Учебно-производственное хозяйство
Гараж
с
учебными
тракторами
и
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с
элементами полосы препятствий;
Итого % обеспеченности

Автодром, трактодром
ДОГОВОР ООО «Жемчуг»
Гараж
Теннисный, тренажерный зал
Стадион
100

Таблица 5. Обеспеченность оборудованием

№
п/п

1
1

2

3

4

Наименование Наименование специализированных аудиторий, кабинетов,
дисциплин в лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования
соответствии
с
учебным
планом
2
Физическая
культура

3

Кабинет ЛФК, Спортивный зал:
Стенка шведская
Навесная перекладина
Мячи
Спортивный инвентарь,
Лыжи – 25 пар
Основы
Кабинет основ технического черчения
технического Компьютер
черчения
Экран – 1
Мультимедиопроектор
Наборы макетов для черчения
Диск «Инженерная графика»
Основы
Лаборатория материаловедения:
материаловед Компьютер – 1
ения
и Экран – 1
технология
Лабораторное оборудование
стендовые образцы различных материалов: сталей, чугунов,
общеслесарных работ цветных металлов и их сплавов;
прибор для определения твердости по Бринеллю, микроскоп,
справочные таблицы соответствующей твердости;
прибор для испытания металлов на растяжение и разрыв;
образцы:
металлических изделий с разными видами покрытий от коррозии;
полупроводниковых материалов;
полимерных и пластических материалов;
лакокрасочных и клеящих материалов;
прокладочных, уплотнительных и изоляционных материалов;
графитоуглеродных и композиционных материалов
Лаборатория технических измерений:
Техническая
механика
с Стенд по техническим измерениям - 1
33

основами
технических
измерений

комплект инструментов и приспособлений;
комплект учебно - наглядных пособий «Техническая
механика»;
оборудование для лабораторных и практических работ

5

Основы
электротехники

Кабинет электротехники:
Компьютер – 1
Экран – 1
Лабораторное оборудование
Плакат по устройству трансформаторов – 1
инструкции к проведению лабораторных работ;
комплект учебно-наглядных пособий по темам дисциплины;
схемы электрических цепей, материалы для их сборки;
стенды со схемами выпрямления;
индивидуальные средства защиты.

6

Безопасность
жизнедеятель
ности
Эксплуатация
и техническое
обслуживание
сельскохозяйс
твенных
машин
и
оборудования

Кабинет безопасности жизнедеятельности:
Стенд по безопасности жизнедеятельности – 1

7

Лаборатория:
«Тракторы и самоходные машины»
Блок двигателя МТЗ-80
сцепление трактора;
ведущие мосты и конечные передачи колесного и гусеничного
трактора;
шасси тракторов (гусеничного и колесного);
- механизм управления трактора (гусеничного и колесного)
Лаборатория:
«Оборудование
животноводческих
комплексов
и
механизированных ферм»,
Лаборатория:
«Технология производства продукции растениеводства»
бороны: (зубовая, дисковая);
волокуша навесная;
грабли (разные);
плуг полунавесной;
стогометатель;
сеялка ,прессподборщик
Технические средства обучения:
-Мультимедийное оборудование
-CD-диски по технологии возделывания сельскохозяйственных
культур, обработки почвы по минимальной технологии,
комбинированные почвообрабатывающие агрегаты.
Трактородром со следующими элементами:
-«габаритный коридор», «габаритный полукруг», разгон –
торможение;
-«змейка»;
-остановка и трогание на подъеме;
-разворот;
-«бокс» для постановки самоходной машины в «бокс» задним
ходом
Гараж
с
учебными
тракторами
и
самоходными
34

сельскохозяйственными машинами ЮМЗ -6, МТЗ-80, к-744, ХТЗ150К-09, Беларус-82.1, Минитрактор колесный SF244
8

9

Выполнение
слесарных
работ
по
ремонту
и
техническому
обслуживанию
сельскохозяйственных
машин
и
оборудования
Транспортиро
вка грузов

Мастерские:
Слесарная мастерская с полным комплектом оборудования и
инструментов
Пункт технического обслуживания:
Смотровая яма, компрессор, оборудование и инструменты для
ПТО

1. Кабинет основ законодательства в сфере дорожного движения,
основ безопасного управления транспортным средством и основ
организации перевозок:
Действующий макет «Светофор с дополнительными секциями» 1 комплект
Стенд «Дорожные знаки» – 1 комплект
Стенд «Дорожная разметка» – 1 комплект
Плакат «Сигналы
регулировщика» – 1 комплект
Плакат «Схема перекрестка» – 1 комплект
Плакат «Расположение дорожных знаков и средств регулирования
в населенном пункте» – 1 комплект
Плакат «Маневрирование транспортных средств на проезжей
части» – 1 комплект
Правила дорожного движения Российской Федерации – 3 шт.
Ноутбук с программным обеспечением для применения
соответствующих обучающих материалов – 1 шт.
Мультимедиапроектор – 1 шт.
Экран на штативе – 1 шт.
Кабинет первой помощи:
Тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс,
конечности) с выносным электрическим контролером для
отработки приемов сердечно-легочной реанимации – 1 комплект
Тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления
инородного тела из верхних дыхательных путей - 1 комплект
Расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски,
запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения
искусственной вентиляции легких) – 20 комплектов
Аптечка первой помощи (автомобильная) – 8 комплектов
Табельные средства для оказания первой помощи: Устройства для
проведения искусственной вентиляции лёгких: лицевые маски с
клапаном различных моделей. Средства для временной остановки
кровотечения - жгуты. Средства иммобилизации для верхних,
нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины).
Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь) – 1
комплект
Подручные материалы, имитирующие носилочные средства,
средства для остановки кровотечения, перевязочные средства,
35

мобилизирующие средства - 1 комплект
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях для водителей – 18 комплектов
Учебный фильм по первой помощи пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях – 1 комплект
Наглядные пособия: способы остановки кровотечения,
сердечнолегочная реанимация, транспортные положения, первая
помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме - 1
комплект
Видеопроектор – 1 шт.
Экран для показа учебных фильмов – 1 шт.
Персональный мультимедийный компьютер – 2 шт.
10

Учебная
практика

Слесарная мастерская с полным комплектом оборудования и
инструментов
Пункт технического обслуживания:
Смотровая яма, компрессор, оборудование и инструменты для
ПТО
Дидактические средства обучения:
- компьютер с мультимедийным проектором;
- учебно-наглядные пособия;
- инструкционные карты;
- технологическая документация;
- учебная и справочная литература.
Средства информации:
- правила безопасности труда в учебной мастерской;
- инструкция по безопасной работе на станках;
- правила противопожарной безопасности;
- правила поведения учащихся в учебной мастерской;
- правила оказания доврачебной помощи.

Таблица 6. Объекты социально-бытового обеспечения и проведения
внеклассных мероприятий
Объект
Библиотека, 2 объекта:
- в головном техникуме
- в филиале
Издания периодической печати
Общежитие
Столовая, 2 объекта:
- в головном техникуме
- в филиале
Здравпункт, 2 объекта:
- в головном техникуме
- в филиале

Занимаемая
площадь
82 кв. м.
36 кв. м.
936,5 кв. м. в
321,8 кв. м.

Объем фондов, количество
посадочных мест
29211 экз.
295 экз.
36 наименований

250 посадочных мест

64 кв. м.
24 кв. м.

36

Спортивный зал,
- в головном техникуме

262 кв. м.

Зал хореографический
в головном техникуме
Актовый зал
- в головном техникуме
- в филиале
Конференц-зал
- в головном техникуме
Досуговый центр
- в головном техникуме
Кабинет педагога-психолога и комната
психологической разгрузки головном
техникуме
- ив головном техникуме
Кабинет социального педагога
-в головном техникуме
Зал лечебной физкультуры
- в головном техникуме
- в филиале
Кабинет психологической разгрузки
- в головном техникуме

7

Характеристика

86 кв. м
250 посадочных мест
50 посадочных мест
50 посадочных мест
70 кв. м

20 посадочных мест

21 кв. м.

20 посадочных мест

42 кв. м.
36 кв. м
40 кв. м
36 кв. м.

социокультурной

20 тренажеров
6 тренажеров
50 посадочных мест

среды

техникума,

обеспечивающей формирование общих компетенций
Социокультурная среда техникума направлена на удовлетворение
потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и
национальными ценностями. Она представляет собой пространство, которое
способно изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и
поддерживающих при этом определенные ценности, отношения, традиции,
правила, нормы в различных сферах и формах жизнедеятельности
студенческого коллектива.
Целью функционирования социокультурной среды является создание
условий для дальнейшего развития духовно–нравственной, культурной,
образованной, гармонично-развитой и деятельной личности, способной к
саморазвитию, самореализации и эффективной реализации полученных
профессиональных и социальных качеств для достижения успеха в жизни.
37

Реализация

намеченных

целей

обеспечивается

в

процессе

решения

следующих основных задач:
- систематических обсуждений актуальных проблем воспитания,
обучающихся на педагогическом совете техникума, заседаниях с классными
руководителями и мастерами производственного обучения с выработкой
конкретных мер по совершенствованию воспитательной работы;
-

обучения

педагогов

через

систему

регулярно

проводимых

методических семинаров с целью повышения активности участия в
воспитательном процессе всего педагогического состава;
-

создания

во

всех

помещениях

техникума

воспитательной

эстетической среды, которая способствует формированию положительных
качеств обучающихся и всех сотрудников;
- систематической воспитательной работы по всем направлениям
воспитания;
-

активизации

работы

классных

руководителей,

мастеров

производственного обучения и студенческого самоуправления;
- реализации воспитательного потенциала учебной работы;
- обеспечения органической взаимосвязи учебного процесса с
внеучебной воспитательной деятельностью, сферами досуга и отдыха
обучающихся;
-

обеспечения

мониторинга

интересов,

запросов,

ценностных

ориентаций, обучающихся как основы планирования воспитательной работы;
-

развития

проектной

деятельности

в

области

создания

социокультурной среды и вовлечение в нее обучающихся.
Важнейшими направлениями внеурочной деятельности являются:
- Информационная и пропагандистская деятельность;
- Исследовательская деятельность обучающихся;
- Профессиональное становление личности специалиста;
- Формирование органов студенческого соуправления;
- Деятельность классных руководителей;
38

- Социальная поддержка обучающихся;
- Спортивно-оздоровительная работа и профилактика наркомании;
- Работа с первокурсниками;
- Предупреждение правонарушений;
- Организация воспитательного процесса в общежитии;
- Волонтерское движение.
Данные

виды

деятельности

направлены

на

формирование

мировоззрения, толерантного сознания, системы ценностей, личностного,
творческого и профессионального развития обучающихся, самовыражения в
различных сферах жизни, способствующих обеспечению адаптации в
социокультурной

среде,

повышению

гражданского

самосознания

и

социальной ответственности.
Информационно-пропагандистская работа является составной частью
всей осуществляемой работы и направлена своей деятельностью на
обучающихся, педагогический состав и родителей. Через приобщение к
общечеловеческим ценностям формируется отношение к гражданским и
государственным ценностям, воспитывается уважительное и бережное
отношение к своей родине. В результате члены общества овладевают
элементами

демократической,

политической,

правовой,

национальной

культуры, влияют на положительные изменения в нашем государстве.
Исследовательская работа обучающихся - это система, основанная на
единстве учебной и воспитательной работы, процесс, формирующий
будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы,
направленной на получение нового знания, решение теоретических и
практических

проблем,

исследовательских

самовоспитание

способностей

и

и

умений.

самореализацию
Основными

своих

формами

исследовательской работы обучающихся являются:
- проектная деятельность;

39

- участие в научно-практических, конференциях, конкурсах учебноисследовательских

работ,

олимпиадах

по

дисциплинам

и

специальности/профессии;
- участие в городских, республиканских и всероссийских научнопрактических конференциях.
Обязательным

элементом

системы

социокультурной

среды

в

техникуме является профессионально ориентированная воспитательная
деятельность, осуществляемая через определенные формы работы на
уровнях:
обучающегося

-

(работа

классных

руководителей,

мастеров

производственного обучения групп, социально-психологической службы,
кружки, секции);
- студенческих групп;
цикловых

-

комиссий

(работа

преподавателей

по

созданию

воспитывающих условий).
Результатом этой деятельности выступает индивидуальное становление
личности

будущего

ориентированному

специалиста,

готового

выбору,

обладающего

условием

успешной

к

гуманистически

многофункциональными

компетентностями.
Необходимым

деятельности

обучающегося

является освоение новых для него особенностей учебы в техникуме, которые
не вызывали бы ощущение внутреннего дискомфорта и блокировали
возможность

конфликта

со

средой. На

протяжении

первого

курса

складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения
рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к
избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и
быта,

устанавливается

система

работы

по

самообразованию

и

самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Достижение
данной цели осуществляется через решение следующих задач:
40

- содействие в создании оптимальных психологических условий
включения первокурсников в процесс обучения в техникуме;
- изучение процесса адаптации обучающихся - первокурсников;
- оказание помощи классным руководителям в работе с группой
первокурсников;
- вовлечение первокурсников в коллективно-творческие проекты;
- психологическая помощь обучающихся первого курса в процессе
адаптации к условиям обучения в техникуме, развитию у них умений быстро
приспосабливаться к новым условиям.
Также в целях создания благоприятных социальных условий для
наиболее

полной

самореализации

обучающихся,

максимальной

удовлетворённости учёбой, ведётся активная работа по оказанию социальной
защиты и поддержки участников образовательного процесса, обеспечению
социальных гарантий и развитию экономических стимулов.
Непосредственное руководство воспитательной работой возложено на
заместителя руководителя филиала по воспитательной работе.
Работа заместителя руководителя филиала по воспитательной работе
регламентируется должностной инструкцией, утверждённой директором
техникума.
Кадровое обеспечение воспитательной деятельности
Количеств
о единиц

Название должности
Заместитель руководителя филиала
по воспитательной работе
Зав. здравпунктом
Зав. библиотекой
Руководитель физвоспитания
Воспитатель общежития

С

целью

удовлетворения

Сведения о
руководителе
(Ф.И.О., должность)

1

Томилова К.А.

1
1
1
1

Черкашина В.С.
Демина С.Л.
Ширяева И.А..

потребностей,

Категория
-

-

обучающихся

в

самообразовании, разностороннего развития личности, создания условий для
ее реализации, формирования человека и гражданина, интегрированного в
современное

общество,

техникум

реализует

целевые

подпрограммы:
41

«Досуг», «Здоровье», «Гражданин», «Семья», «Интеллект», «Ученическое
самоуправление».
В техникуме работают следующие кружки и секции: Волонтерская
группа «Факел», Настольный теннис, Секция волейбола, Секция легкой
атлетики, Футбол, Предметные кружки.
Физическое развитие обучающихся и учащихся реализуется через
проведение спортивных мероприятий.
Традиционными делами техникума являются:
- соревнования на первенство техникума по волейболу, футболу;
- эстафеты;
- легкоатлетический кросс;
- спартакиада, посвященная 23 февраля и 8 марта.
Ежегодно спортивные команды техникума принимают активное
участие в районных, республиканских соревнованиях.
Организована работа по профилактике употребления психоактивных
веществ, ВИЧ/СПИД, по пропаганде здорового образа жизни. Осенью и
весной проводится «Месячник здоровья», в рамках которого волонтерская
группа

техникума

производственного

«Факел»

совместно

обучения

проводят

с

фельдшером,

классные

часы,

мастерами
опросы,

анкетирование, выпускают стенную газету. Команда техникума постоянно
участвует в районных акциях и других мероприятиях, проводимых
Управлением по делам молодежи Тункинского района, Комитетом по
молодежной политике Министерства образования и науки РБ. Ежегодно
проводится наркотестирование обучающихся.
В

техникуме

создана

социально-психологическая

служба,

способствующая эффективности учебно-воспитательной деятельности и
обеспечивающая условия полноценного личностного развития обучающихся.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».