АОП 13450 Маляр 2022-2024

Адаптированная образовательная программа профессионального обучения (далее АОП ПО) представляет собой комплекс нормативно-методической
документации, разработанной на основе профессиональной характеристики
по профессии 13450 «Маляр», регламентирующий содержание, организацию
и оценку качества подготовки слушателей с особыми образовательными потребностями.
АОП ПО по профессии 13450 «Маляр» обеспечивает достижение слушателями результатов обучения, установленных Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС).
Основными пользователями являются:
• преподаватели и мастера производственного обучения Техникума;
• слушатели с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, осваивающие профессию «Маляр»;
• администрация и коллективные органы управления Техникума;
• абитуриенты и их родители (лица, заменяющие их);
• работодатели.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» (далее Техникум).
Разработчики:
Базарова С.В.- руководитель Цента инклюзивного образования
Русина М.В.- председатель цикловой комиссии рабочих профессий
Козлова Е.Н.- мастер производственного обучения
Конева Н.Я. – преподаватель специальных дисциплин

Рассмотрено на заседании методического совета
Протокол № 5 от «15» июня 2022 г.
2

СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения ................................................................................................ 4
1.1 Нормативно-правовые основы разработки адаптированной
образовательной программы профессионального обучения ........................... 5
1.2 Нормативный срок освоения адаптированной образовательной
программы ............................................................................................................ 7
1.3 Требования к абитуриенту ............................................................................ 7
2 Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения адаптированной образовательной
программы профессионального обучения ............................................................ 9
2.1 Область и объекты профессиональной деятельности ................................ 9
2.2 Виды деятельности, знания и умения выпускника .................................... 9
3 Документы, определяющие содержание и организацию образовательного
процесса.................................................................................................................. 13
3.1 Учебный план ............................................................................................... 13
3.2 Календарный учебный график.................................................................... 13
3.3 Рабочие программы учебных дисциплин .................................................. 14
3.4 Программа учебной и производственной практик ................................... 14
4 Контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной
программы .............................................................................................................. 15
4.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация ............ 15
4.2 Организация итоговой аттестации выпускников с инвалидностью или
ограниченными возможностями здоровья ...................................................... 16
5 Обеспечение специальных условий для слушателей с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья ......................................................... 18
5.1 Кадровое обеспечение ................................................................................. 18
5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение .......................... 18
5.3 Материально-техническое обеспечение .................................................... 19
5.4 Требования к организации практик слушателей с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья ...................................................... 22
5.5 Характеристика социокультурной среды техникума, обеспечивающей
социальную адаптацию слушателей с инвалидностью и ограниченными
возможностями здоровья................................................................................... 23

3

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная программа профессионального обучения по
профессии 13450 «Маляр» разработана с целью получения профессионального
обучения лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с
различными формами умственной отсталости.
Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики,
всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических
повреждений центральной нервной системы. Это атипичное развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера. Современные исследования показали, что у умственно отсталых имеются довольно
грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой
нарушения психической деятельности, включая процессы познания, эмоции,
личности в целом. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего
они получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем.
Обучение слушателей с различными формами умственной отсталости
Важное условие, обеспечивающее эффективность обучения учащихся с
нарушениями интеллекта - доступное содержание. Лица с умственной отсталостью не способны усвоить ту же учебную программу, что и нормально развивающиеся сверстники. Для них необходимо снижение объема, глубины изучаемого материала, увеличение времени на изучение отдельных разделов, тем,
введение подготовительных этапов перед изучением трудного учебного материала; в соответствии с их возможностями должна быть адаптирована программа и пересмотрены требования к учебным достижениям.
Целесообразно

использовать

метод

«малых

порций»,

который
4

предполагает дробление учебного материала на несколько смысловых частей,
изучение каждой в отдельности и последующее закрепление. Новый материал
должен предлагаться в доступных для учащихся формах: с использованием реальных предметов, возможности производить с ними действия, с использованием рисунков, иллюстраций и других наглядных материалов. Опора на практические действия с реальными предметами или их заместителями помогает
подводить к абстрактным понятиям.
Так как людям с нарушениями интеллекта сложно устанавливать последовательность, планировать свою деятельность, то ему полезна инструкционная карточка с описанием пошаговых действий. Материал в инструкционной
карточке должен быть изложен структурно, в

виде схемы или таблицы,

кратко, разбит на несколько смысловых частей. Целесообразно предлагать
«памятки», алгоритмы, опорные таблицы.
Рекомендации по межличностному взаимодействию
Важно создать психологическую комфортную среду: атмосферу принятия в группе, ситуацию успеха на занятиях и во внеучебное время. Важно избегать перегрузок. Переутомление может вызвать нервные срывы, нарушения
поведения, срыв занятий. Поэтому необходимо дозировать учебную нагрузку,
своевременно оказывать помощь, чередовать разные виды деятельности.
1.1 Нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной программы профессионального обучения
Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации №1297 от
01.12.2015г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
5

26.08.2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным программам профессионального
обучения»;
Приказ Министерства науки и образования Российской Федерации
№513 от 02.07.2013 (ред. 25.04.2019) «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное
обучение (Зарегистрировано в Минюсте России №29322 от 08.08.2013);
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2014 №
1138н «Об утверждении профессионального стандарта «Маляр строительный»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
№06-281 от 18.03.2014 г. «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 №06-2412вн);
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации № 05-108
от 11.02.2019 г. «О профессиональном обучении лиц с различными формами
умственной отсталости» (вместе с «Разъяснениями по вопросам организации
профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 515 от 04.08.2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по
перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности
инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
Локальные нормативные акты:
Устав ГБПОУ «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» действует на основании, утвержденный приказом Министерства образования и науки РБ № 1763 от 10.04.2015 г.;
6

Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в ГБПОУ «БРИЭТ», утв. приказом от 02.08.2017 г.
№77;
Положение № 018-2019 об адаптированной образовательной программе
среднего профессионального образования и профессионального обучения в
ГБПОУ «БРИЭТ», утв. приказом от 02.09.2019 г. № 9.

1.2 Нормативный срок освоения АОП
Срок освоения АОП ПО по профессии 13450 «Маляр» - 1 год 10 месяцев
при очной форме подготовки. Программа рекомендована для обучения лиц с
инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
На освоение образовательной программы отводится 2368 учебных часов. Учебная нагрузка составляет 32 часа при 5-тидневной учебной неделе.
При

условии

успешного

освоения

образовательной

программы

профессионального обучения выпускнику будет присвоена квалификация
Маляр 2 (второго) разряда, Маляр 3 (третьего) разряда.

1.3 Требования к абитуриенту
К освоению АОП ПО по профессии 13450 «Маляр» допускаются лица
инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (с различными
формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования. Прием на обучение по АОП ПО проводится по личному заявлению абитуриента, при наличии документа об образовании (свидетельства об обучении).
Инвалид при поступлении должен предъявить индивидуальную
программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об
обучении по данной профессии, содержащую информацию о необходимых
специальных

условиях

обучения,

а

также

сведения

относительно

рекомендованных условий и видов труда.
7

Лицо с ОВЗ при поступлении должно предъявить заключение
психолого–медико–педагогической комиссии с рекомендацией об обучении
по данной профессии, содержащее информацию о необходимых специальных
условиях обучения.

8

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника:
Окрашивание наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, оклеивание стен и потолков зданий обоями.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: поверхности зданий, сооружений и участков, прилегающих к ним; материалы
для малярных работ; технологии отделочных строительных работ; ручной и
механизированный инструмент, приспособления и механизмы для малярных
работ; леса и подмости.
2.2 Виды деятельности, знания и умения выпускника
Маляр строительный 2-го разряда

Очистка, протравливание и обработка поверхностей для окрашивания и
оклеивания обоями:
Очистка поверхностей и предохранение от набрызгов краски
Трудовые действия
Очистка поверхностей
Сглаживание поверхностей вручную
Удаление старой краски с расшивкой трещин и расчисткой
выбоин
Предохранение поверхностей от набрызгов краски
Необходимые умения
Пользоваться металлическими шпателями, скребками, щетками для очистки поверхностей
Пользоваться пылесосом, воздушной струей от компрессора
при очистке поверхностей
Удалять старую краску с расшивкой трещин и расчисткой выбоин
Устанавливать защитные материалы для предохранения поверхностей от набрызгов краски
Необходимые знания
Способы и правила подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание
Назначение и правила применения ручного инструмента и
приспособлений
9

Правила эксплуатации, принцип работы и условия применения строительных пылесосов и компрессоров
Способы и материалы для предохранения поверхностей от
набрызгов краски
Требования охраны труда, электробезопасности и пожарной
безопасности при подготовительных работах
Обработка поверхностей различными средствами и составами
Трудовые действия
Грунтование олифой деревянных поверхностей с помощью
кисти и валик
Обработка различных поверхностей грунтовками и пропитками с помощью кисти и валика
Травление цементной штукатурки нейтрализующим раствором
Необходимые умения
Наносить на поверхности олифу, грунтовки, пропитки и
нейтрализующие растворы кистью или валиком
Приготавливать нейтрализующие растворы
Необходимые знания
Виды и свойства основных нейтрализующих растворов, грунтовок, пропиток
Правила применения олиф, грунтовок, пропиток и нейтрализующих растворов
Способы и правила нанесения олиф, грунтовок, пропиток и
нейтрализующих растворов
Виды и правила применения средств индивидуальной защиты, применяемых при травлении нейтрализующим составом
Требования охраны труда при работе с олифами, грунтовками, пропитками и нейтрализующими растворами
Приготовление и нанесение на поверхности клеевых составов
Трудовые действия
Приготовление клеевого состава
Нанесение клеевого состава на поверхности
Необходимые умения
Приготавливать клей заданного состава и консистенции
Получать ровную кромку при резке обоев вручную
Наносить клеевой состав на поверхности кистями, валиками
Необходимые знания
Виды и основные свойства клеев, применяемых при производстве обойных работ
Способы и правила приготовления клея
Способы раскроя обоев вручную
Категории качества поверхностей в зависимости от типов финишных покрытий

Маляр строительный 3-го разряда
Окончательная подготовка поверхностей для окрашивания и оклеивания обоями:
Трудовые действия

Шпатлевание поверхностей вручную
Приготовление шпатлевочных составов
Нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную
Разравнивание шпатлевочного состава в соответствии с требованием к качеству поверхности
10

Необходимые умения

Выбирать шпатлевочные составы в соответствии с видом основания и типом финишного покрытия
Приготавливать шпатлевочные составы
Пользоваться инструментом для нанесения шпатлевочного
состава на поверхность вручную
Разравнивать шпатлевочные составы в соответствии с требованиями к категории качества поверхности
Необходимые знания
Типы и основные свойства шпатлевочных составов
Правила приготовления и технология применения шпатлевочных составов
Правила эксплуатации инструмента для приготовления шпатлевочных составов
Способы и правила нанесения шпатлевочных составов на поверхность вручную
Устройство, назначение и правила применения инструмента
для нанесения шпатлевочных составов
Дополнительное шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом
Трудовые действия
Приготовление шпатлевочных составов для финишного выравнивания поверхностей
Нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную и
механизированным способом
Разравнивание шпатлевочного состава в соответствии с требованием к категории качества поверхности
Грунтование поверхностей механизированным способом
Техническое обслуживание оборудования для нанесения
шпатлевочных и грунтовочных составов
Шлифовка поверхностей вручную и механизированным способом
Необходимые умения
Выбирать шпатлевочные составы в соответствии с видом основания и типом финишного покрытия
Приготавливать шпатлевочные составы для финишного выравнивания поверхностей
Пользоваться инструментом и оборудованием для нанесения
шпатлевочного состава на поверхность механизированным
способом
Разравнивать шпатлевочные составы в соответствии с требованиями к категории качества поверхности
Наносить на поверхность грунтовочные составы механизированным способом
Производить техническое обслуживание оборудования для
нанесения грунтовочных и шпатлевочных составов
Шлифовать поверхности вручную и механизированным способом
Необходимые знания
Типы и основные свойства шпатлевочных составов для финишного выравнивания
Правила приготовления и технология применения шпатлевочных составов для финишного выравнивания
Устройство, правила эксплуатации и принцип работы оборудования для приготовления и нанесения шпатлевочных составов
11

Способы и правила нанесения шпатлевочных составов на поверхность механизированным способом
Категории качества поверхностей в зависимости от типов финишных покрытий
Виды и основные свойства грунтовочных составов
Правила нанесения грунтовочных составов механизированным способом
Способы и правила выполнения шлифовальных работ
Основные требования, предъявляемые к качеству грунтования
и шлифования поверхностей
Требования охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности при шпатлевании, грунтовании и шлифовании
поверхностей

12

3 ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1 Учебный план
Учебный план определяет качественные и количественные характеристики адаптированной образовательной программы по профессии 13450 «Маляр»: объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по
семестрам; перечень дисциплин, профессиональных модулей и их составных
элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик); последовательность изучения дисциплин и профессиональных модулей;
виды учебных занятий; распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение по семестрам и объемные показатели подготовки и проведения итоговой аттестации.
Начало учебного года 1 сентября 2022 г., окончание обучения по данной
профессии 30 июня 2024 г. На освоение образовательной программы отводится 2460 учебных часов. Учебная нагрузка составляет 30 часов при 5тидневной учебной неделе. Продолжительность занятий по 45 минут, учебные
занятия проводятся парами.

3.2 Календарный учебный график
В календарном учебном графике указывается последовательность реализации АОП ПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточную и итоговую аттестации, каникулы.
В процессе освоения программ профессионального обучения слушателям предоставляются каникулы – 11 недель в учебном году, а также в учебном графике предусмотрены дополнительные каникулы: 1 неделя в ноябре, 1
неделя в марте.

13

3.3 Рабочие программы учебных дисциплин
Рабочие программы учебных дисциплин составляют содержательную
основу АОП ПО.
Рабочие программы дисциплин общеобразовательного учебного цикла:
Основы безопасности жезнедеятельности – 38 ч.
Физическая культура - 134 ч.
Основы экологии – 56 ч.
Рабочие программы общепрофессионального учебного цикла:
Экономика отрасли и предприятия – 22 ч.
Материаловедение – 56 ч.
Охрана труда – 30 ч.
Рабочие программы профессионального учебного цикла:
МДК.01.01 Технология штукатурных работ - 80 ч.
МДК.02.01 Технология малярных работ – 2234 ч.
МДК.03.01 Технология плиточных работ – 54 ч.
Рабочие программы адаптационных дисциплин:
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний – 22 ч.
Психология личности и профессиональное самоопределение – 34 ч.
Адаптивные информационные и коммуникационные технологии – 30 ч.
Коммуникативный практикум – 20 ч.
3.4 Программа учебной и производственной практик
Адаптированная рабочая программа учебной практики является составной частью профессиональной образовательной программы для подготовки
слушателей по профессии 13450 «Маляр» из числа лиц с нарушениями интеллекта: учебная практика относится к специальному циклу, связана с освоением
основных видов профессиональной деятельности: выполнение работ при
оштукатуривании поверхностей; окрашивание наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, оклеивание стен и потолков зданий обоями;
технология облицовочных работ.
14

Программы учебной и производственной практик
Учебная практика – 1170 ч. (УП.01 – 360 ч., УП.02 – 660 ч., УП.03 – 150 ч.)
Производственная практика – 390 ч.

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе проведения
учебных занятий, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий в целях получения информации о:
- выполнении слушателем требуемых действий в процессе учебной деятельности;
- правильности выполнения требуемых действий;
- соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала;
- формировании действия с должной мерой обобщения, освоения.
Текущий контроль успеваемости для слушателей с инвалидностью и
ОВЗ имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.
Промежуточная аттестация слушателей осуществляется в форме зачетов, дифференцированных зачётов и экзаменов.
Форма промежуточной аттестации для слушателей с инвалидностью и
ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них
увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление индивидуальных графиков прохождения промежуточной
15

аттестации лицам различными формами умственной отсталости.
4.2 Организация итоговой аттестации выпускников с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья
Итоговая аттестация слушателей из числа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта), осваивающих программы профессионального обучения, проводится в виде сдачи квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний по программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Итоговая аттестация слушателей с инвалидностью и ОВЗ, осваивающих
программы профессиональной подготовки, должна проводиться с учетом их
психофизиологических возможностей на принципах индивидуализации и
дифференциации.
К итоговой аттестации допускаются слушатели, выполнившие требования, предусмотренные АОП ПО по профессии 13450 «Маляр». Оценка качества выполненных практических работ осуществляется комиссией, в состав
которой входят: заведующий учебной частью, заведующий учебной и производственной практикой, руководитель центра инклюзивного образования,
внешние эксперты (представители от работодателей).
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же
день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационной комиссии.
Слушатели, успешно сдавшие квалификационный экзамен, получают
квалификацию по профессии рабочего, должности служащего с присвоением
разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения,
16

выдаются свидетельства, установленного Техникумом образца, и присваивается 2-й или 3-й базовый разряд по профессии «Маляр».
Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию иои получившим на
итоговой аттестации неудовлетворительные оценки, а также лицам, освоившим часть основной программ профессионального обучения и (или) отчисленным из Техникума выдаётся справка об обучении или о периоде обучения
установленной формы.
По особому распоряжению учредителя в период сложной санитарно-эпидемиологической обстановки итоговая аттестация проходит с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Квалификационный экзамен в части практической квалификационной работы оценивается по решению техникума на основе:
а) результатов промежуточной аттестации по профессиональным дисциплинам программы профессионального обучения;
б) наличия статуса победителя, призёра или участника чемпионата по
профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Квалификационный экзамен в части проверки теоретических знаний
проводится с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья слушателей с нарушениями интеллекта. Квалификационный экзамен проводится при личной явке слушателя в Техникум или посредством удалённого взаимодействия с помощью
электронной информационно-образовательной среды.

17

5 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
5.1 Кадровое обеспечение
Реализация АОП ПО по профессии 13450 «Маляр» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и учебной практики.
Педагоги, работающие по АОП ПО по профессии «Маляр» прошли курсы повышения квалификации по направлениям работы с лицами с ограниченными
возможностями здоровья:
- КПК «Особенности реализация ОПОП для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (Улан-Удэ, ГАУ ДПО РБ «БРИОП», 48 часов) – 45
человек;
- КПК «Современные подходы к организации и внедрению инклюзивной
среды в образовательных организациях» (ФГБОУ ДПО ИРПО, 72 часа) – 3 чел.
Педагогические работники, реализующие адаптированную программу,
ознакомлены с психофизическими особенностями слушателей с инвалидностью и ОВЗ и учитывают их при организации образовательного процесса. К
реализации программы привлекаются руководитель центра инклюзивного образования, педагог-психолог, социальный педагог, методист.
5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение
АОП ПО по профессии 13450 «Маляр» обеспечивается учебно-методической документацией и учебными изданиями по всем предметам программы.
Имеется соответствующая нормативная документация, рабочие программы по всем учебным предметам данной профессии. Реализация АОП ПО
обеспечивается доступом каждого слушателя к библиотечным фондам и электронной библиотеке техникума.
Слушатели с инвалидностью и ОВЗ имеют свои специфические
18

особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. В Техникуме они обеспечиваются печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
- для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; в печатной форме
на языке Брайля;
- для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного
документа;
- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной
форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла;
- для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.
5.3 Материально-техническое обеспечение
ГБПОУ «БРИЭТ» располагает материально-технической базой, обеспечивающей образовательный процесс для инвалидов и лиц с ОВЗ. Учебные занятия проводятся в аудиториях и мастерских, укомплектованных техническими средствами обучения, демонстрационным оборудованием, специальными техническими средствами для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
- лекционные аудитории (оборудованные интерактивной доской с проектором, средствами звуковоспроизведения, экраном);
- помещения для проведения практических занятий (оборудованные
учебной мебелью);
- библиотеку (имеющую компьютерные рабочие места для слушателей);
- компьютерный класс, оснащенный персональными компьютерами с
доступом к сети Интернет.
19

Имеются все необходимые учебные кабинеты и лаборатории, цеха, мастерские, которые оснащены современной компьютерной техникой, специальным оборудованием, учебными и наглядными пособиями по профессии.
№
1
2
3

Наименование
Кабинеты:
учебные кабинеты:
- Технология отделочных строительных работ.
Цеха:
- «Малярный», «Штукатурный»
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет, тренажерный зал,
спортивный зал, тир, хореографический зал, актовый зал.
Для образовательного процесса слушатели обеспечены требования к доступной среде. Согласно мониторингу по обеспечению ПОО условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования,
организованный Департаментом государственной политики в сфере среднего
профессионального образования и профессионального обучения (данные на
сентябрь 2021 г.) общий показатель доступности ГБПОУ «БРИЭТ» – 88,21%
- для инвалидов с нарушениями зрениями – 89,00%
- для инвалидов с нарушениями слуха – 84,25%
- для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 89,80%
- для инвалидов с нарушениями интеллектуального развития – 89,02%
I Организация безбарьерной среды:
- выделенная стоянка автотранспортных средств для инвалидов;
- наружные пандусы и входная группа с противоскользящим покрытием;
- универсальная (специальная) туалетная кабина с автономным входом с системой вызова помощника;
- доступные туалетные кабины, расположенные в блоке уборных, оборудованные поручнями, доступные для маломобильных групп населения;
- таблички с обозначением помещений и аудиторий, планы эвакуации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
20

- контрастная маркировка стеклянных дверей;
- горизонтальные поручни на путях движения, поручни на лестницах;
- тактильная предупреждающая и направляющая разметка на путях движения;
- информационный терминал;
- система информационного оповещения для лиц с нарушением слуха и зрения (бегущая строка, визуально-акустическое табло, звуковой информатор);
- сменное кресло-коляска.
II Специальное учебное, реабилитационное компьютерное оборудование, в соответсвии с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов:
Нарушение слуха
- Радиокласс – 4шт.
- Настенная информационная индукционная система
для слабослышащих со
встроенным плеером – 1 шт.
- Стационарная система для
слабослышащих - 2 шт.

Нарушение зрения
- Дисплей, использующий
систему Брайля - 3шт.
- Принтер с использованием
системы Брайля - 1шт.
- Читающая машина - 3шт.
- Стационарный электронный увеличитель - 3шт.
- Устройство вывода увеличенного изображения на
дисплей - 3шт.
- Портативный дисплей, использующий
систему
Брайля - 1шт.

Нарушения ОДА
- Клавиатура (тип 2) - 1 шт.
- Джойстик (роллер) - 1 шт.
- Выносные компьютерной
кнопки - 1 шт.
- Стол регулируемый для
инвалидов - 2 шт.

III В Техникуме имеется специальное оборудование для осуществления
образовательной деятельности для лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
На базе Техникума работает медицинский кабинет, кабинет педагогапсихолога, тренажерный и гимнастический зал, которые помогают поддерживать психологическое и физическое здоровье слушателей.

21

5.4 Требования к организации практик слушателей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Учебная и производственная практики являются обязательным разделом
АОП ПО по профессии «Маляр». Они представляют собой вид учебных
занятий,

непосредственно

ориентированных

на

профессионально

-

практическую подготовку слушателей. В АОП ПО реализуются учебная и
производственная практики. Для слушателей с инвалидностью и ОВЗ форма
проведения

практик

устанавливается

с

учетом

особенностей

психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья. При проведении занятий учебной практики также предусмотрена
частая смена видов деятельности. В минуты отдыха со слушателями работает
педагог-психолог,

классный

руководитель.

Возможно

выполнение

упражнений на релаксацию, проведение тренингов, просмотр видеороликов,
дискуссии.
Производственная практика по профессии «Маляр» предусматривает
закрепление у слушателей практических профессиональных умений по
основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей
профессии, закрепление трудовых приемов, операций и способы выполнения
трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и
необходимых для последующего освоения ими знаний и умений по избранной
профессии.
Для слушателей с инвалидностью и ОВЗ форма проведения практики
устанавливается техникумом с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
При определении мест прохождения учебной и производственных практик инвалидом техникум учитывает рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

22

5.5 Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию слушателей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Социокультурная среда техникума направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и
национальными ценностями. Она представляет собой пространство, которое
способно изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих при этом определенные ценности, отношения, традиции, правила,
нормы в различных сферах и формах жизнедеятельности студенческого коллектива.
Целью функционирования социокультурной среды является создание
условий для дальнейшего развития духовно–нравственной, культурной, образованной, гармонично-развитой и деятельной личности, способной к саморазвитию, самореализации и эффективной реализации полученных профессиональных и социальных качеств для достижения успеха в жизни. Реализация
намеченных целей обеспечивается в процессе решения следующих основных
задач:
- систематических обсуждений актуальных проблем воспитания, обучающихся на педагогическом совете техникума, заседаниях с классными руководителями и мастерами производственного обучения с выработкой конкретных
мер по совершенствованию воспитательной работы;
- обучения педагогов через систему регулярно проводимых методических семинаров с целью повышения активности участия в воспитательном процессе
всего педагогического состава;
- создания во всех помещениях техникума воспитательной эстетической
среды, которая способствует формированию положительных качеств обучающихся и всех сотрудников;
- систематической воспитательной работы по всем направлениям воспитания;
- активизации работы классных руководителей, мастеров производственного
обучения и студенческого самоуправления;
23

- реализации воспитательного потенциала учебной работы;
- обеспечения органической взаимосвязи учебного процесса с внеучебной воспитательной деятельностью, сферами досуга и отдыха обучающихся;
- обеспечения мониторинга интересов, запросов, ценностных ориентаций, обучающихся как основы планирования воспитательной работы;
- развития проектной деятельности в области создания социокультурной
среды и вовлечение в нее обучающихся.
Важнейшими направлениями внеурочной деятельности являются:
- Информационная и пропагандистская деятельность;
- Исследовательская деятельность обучающихся;
- Профессиональное становление личности специалиста;
- Формирование органов студенческого самоуправления;
- Деятельность классных руководителей;
- Социальная поддержка обучающихся;
- Спортивно-оздоровительная работа и профилактика наркомании;
- Работа с первокурсниками;
- Предупреждение правонарушений;
- Организация воспитательного процесса в общежитии;
- Волонтерское движение.
Данные виды деятельности направлены на формирование мировоззрения, толерантного сознания, системы ценностей, личностного, творческого и
профессионального развития обучающихся, самовыражения в различных сферах жизни, способствующих обеспечению адаптации в социокультурной
среде, повышению гражданского самосознания и социальной ответственности.
Информационно-пропагандистская работа является составной частью
всей осуществляемой работы и направлена своей деятельностью на обучающихся, педагогический состав и родителей. Через приобщение к общечеловеческим ценностям формируется отношение к гражданским и государственным
ценностям, воспитывается уважительное и бережное отношение к своей
24

родине. В результате члены общества овладевают элементами демократической, политической, правовой, национальной культуры, влияют на положительные изменения в нашем государстве.
В техникуме организовано психолого-педагогическое и медицинскооздоровительное сопровождение слушателей с ограниченными возможностями здоровья, работает медицинский кабинет. Руководитель Центра инклюзивного образования, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель/мастер производственного обучения оказывают необходимую техническую помощь, поддерживают связь с родителями, сопровождают процесс
адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной деятельности.
Воспитательная работа в техникуме организована в соответствии с Программой воспитания и социализации, годовым планом, который конкретизируется планом на месяц. В реализации плана мероприятий активное участие
принимают преподаватели, классные руководители/мастера производственного обучения, сотрудники отдела воспитательной работы и сами слушатели.
Для осуществления внеучебной деятельности в техникуме созданы социально-бытовые условия. Функционируют актовый, спортивный, борцовский, тренажерный залы, спортивная площадка, стрелковый тир, библиотека,
музей техникума, досуговый центр, зал хореографический, комната психологической разгрузки.
Техникум сотрудничает с общественными организациями инвалидов
Республики Бурятия, проводит совместные мероприятия, направленные на
дальнейшую успешную социализацию выпускников с инвалидностью и ОВЗ.
ГБПОУ «БРИЭТ» заключено соглашение о сотрудничестве с Республиканским агентством занятости населения Республики Бурятия для содействия трудоустройству и адаптация к рынку труда выпускников техникума, в том числе
выпускников с инвалидностью и ОВЗ, а также участников чемпионата «Абилимпикс» (от 08.12.2021 г.).
25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».