РП ОП.01 Электротехника 22

1

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Электротехника
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее –
ППКРС) по профессии среднего профессионального образования: 23..01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей входящей в
укрупнённую группу профессий (специальностей )23.00.00 Транспортные средствав части освоения основного вида профессиональной
деятельности (ВПД):
3.4.1 определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля;
3.4.2 осуществлять техническое обслуживание автотранспорта согласно требованиям нормативно-технической документации;
3.4.3 производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации.
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК),
соответствующими основным видам деятельности:
3.4.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля:
ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.
ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.
3.4.2. Осуществлять техническое обслуживание автотранспорта согласно требованиям нормативно-технической документации:
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий.
ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.
3.4.3. Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации:
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
4

ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
ОК:3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительномпрофессиональном образовании повышения квалификации и
переподготовки автомехаников.
1.2. Цели и задачи дисциплины– требования к результатам освоения дисциплины.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями
обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:
уметь: - измерять параметры электрической цепи;
- рассчитывать сопротивление заземляющих устройств;
- производить расчеты для выбора электроаппаратов;
знать: - основные положения электротехники;
- методы расчета простых электрических цепей:
- принципы работы типовых электрических устройств;
- меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрофицированными инструментами;
5

1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: всего – 60 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 0-часов;
1.4. Распределение часов вариативной части
1.4.1. Вариативная часть –отсутствует
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы не предусмотрены
курсовая работа (проект) не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрена
Итоговая аттестация в форме :дифференцированного зачета

Объем часов
60
60
12
18
-

6

2.2. Календарно -тематический план и содержание учебной дисциплиныОП.01 Электротехника
Наименовани
е модулей и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

1
Модуль
Введение в
программу

2
Значение дисциплины для осуществления профессиональной
деятельности, в соответствии с профессией, специальностью.
Цели и задачи изучения модуля. Требования к освоению модуля.
Организация самостоятельной деятельности студента по
освоению модуля.

Раздел 1
Введение в
электротехни
ку
Входной
контроль.
Тема 1.1.
Введение в
электротехни
ку

№
заня
тия
(1час
)
3
1

Календар Объем
ные
часов
сроки
выполне
ния
4
5
1

Уровень
освоения

Коды
результатов

6
1

4

Тестирование. Проверка базовых знаний по УД
Содержание учебного материала
1 Электротехника: понятие, цель изучения, задачи , содержание,
межпредметные связиЭлементы техники безопасности:
действие электрического тока на организм, основные причины
поражения электрическим током, заземление, зануление,
защита от статического электричества, методы защиты от
короткого замыкания, оказание первой помощи пораженному
электрическим током.
Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятия
1 ПЗ №1 Решение ситуационных задач по ТБ
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся.

1

2-3

4-5
-

2
2

1

ОК.01,
ОК.02
ОК.03
ПК.3.2

2
2
-

7

Постоянный
электрически
й ток

Тема 1. 2.
Электрически
е цепи
постоянного
тока

Тема 1.3
Сложные
электрически
е схемы

10
Содержание учебного материала
1 Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы
измерения, закон Ома для участка цепи, работа, мощность.
Электрические цепи: понятие, классификация, условное
изображение, элементы, условные обозначения; методы
расчета. Источники тока: типы, характеристики, способы
соединения, закон Ома для полной цепи. Резисторы: понятие,
способы соединения, схемы, замещение.
Лабораторные работы:
1 ЛР №1 Определение ЭДС и внутреннего сопротивления
источника тока
2 ЛР №2 Последовательное и параллельное соединение
проводников
4 ЛР №3 Составление схем и расчет общего сопротивления цепи
при смешанном соединении проводников
Практические занятия
1 ПЗ№.2 Решение задач с применением закона Ома для участка
и полной цепи
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала
1 Сложные электрические схемы: понятия, закон Кирхгофа,
методы контурных токов, узловых потенциалов, наложения
эквивалентного генератора. Тепловое действие тока
Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятия
1 ПЗ № 3 Расчет проводов на нагрев и потерю напряжения
Контрольная работа Законы постоянного тока
Самостоятельная работа обучающихся.

6-7

2
2

2

8-9

6
2

10-11

2

12-13

2

14-15

2
2

ОК.01,
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ПК.3.2

16-17

5
2
2

18-19
20

2
2

ОК.01,
ОК.02
ОК.03
ПК.3.2

1
8

Электромагне
тизм

Тема 1.4
Магнитные
цепи

6
Содержание учебного материала
1 Магнитные цепи: понятие, характеристики, единицы
измерения. Магнитные свойства вещества: классификация,
строение, характеристики, единицы измерения
Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятия
1 ПР №4 Расчет основных характеристик магнитных цепей
2 ПР №5 Наблюдение действия магнитного поля на проводник с
током
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся.

21-22

2
23-24

4
2

25-26

2

ОК.01,
ОК.02
ОК.03
ПК.3.2

-

Электроиагни
тная
индукция

4

Содержание учебного материала
1 Электромагнитная индукция: явление, закон, правило Ленца.
Вихревые токи: понятие, учет и использование
Самоиндукция: явление, закон, учет, использование.
Индуктивность, понятие, характеристики, расчет, единицы
Тема 1.5
измерения
Электромагни
Лабораторные работы: Не предусмотрены
тная
Практические занятия
индукция
1 ПЗ№6 Расчет индуктивности и ЭДС индукции
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся
Электрически
е цепи
переменного
тока
Тема 1.6

2
2

27-28

2
2
2

29-30

2
2

ОК.01,
ОК.02
ОК.03
ПК.3.2

4

Содержание учебного материала

2
9

Переменный
ток

Тема 1.7
Цепи
переменного
тока

1 Переменный ток: понятие, получение, характеристика,
единицы измерения.электрическая цепь с активным,
индуктивным и емкостным сопротивлением: понятие,
характеристика, соединение, графическое изображение,
векторные диаграммы
Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятия
1 ПЗ №7 Расчет активного, индуктивного и емкостного
сопротивления в цепях переменного тока
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 Цепи переменного тока: классификация, расчет. Мощность
переменного тока: виды, единицы измерения, коэффициент
мощности. Резонанс: виды, условия возникновения, векторные
диаграммы, учет и использование Трехфазный ток: понятие,
получение, характеристики, соединение генераторов и
потребителей, мощность трехфазной сети, симметричные и
несимметричные цепи, векторные диаграммы
Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятия
1 ПЗ №8 Расчет симметричных трехфазных систем
Контрольная работа по теме «Переменный ток»
Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 2
Электрически
е приборы и
электрически
е измерения
Тема 2.1.
Электрически
е приборы и
электрически

31-32

2
2

33-34

ОК.01,
ОК.02
ОК.03
ПК.3.2

2
2
-

35-36

4
2

2

37
38

ОК.01,
ОК.02
ОК.03
ПК.3.2

1
1
1
3

Содержание учебного материала
1 Электрические измерения: понятие, виды, методы,
погрешности, расширение пределов
измерения.Электроизмерительные приборы: классификация,

39-41

5
3
2

ОК.01,
ОК.02
ОК.03
10

е измерения

класс точности, группы эксплуатации; электроизмерительные
системы: магнитоэлектрическая, электродинамическая,
электромагнитная, электростатическая, индукционная,
термоэлектрическая, ферромагнитная, детекторная,
вибрационная; устройство, принцип действия, правила
включения в электрическую цепь постоянного и переменного
тока.
Лабораторные работы:
1 ЛР№4 Определение основных характеристик
электроизмерительных приборов по условным обозначениям на
шкалах приборов
Практические занятия
1 ПЗ №9 Составить классификацию электроизмерительных
приборов
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся

ОК.04
ПК.3.2

42

1
1

43

1
1

-

Трансформат
оры

2
Содержание учебного материала
1 Трансформаторы: типы, назначение, устройство, принцип
действия, режим работы, КПД, потери энергии.

Тема 2.2
Трансформат
оры

Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятия
1 ПЗ №10 Расчет коэффициента трансформации
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся

Электрически
е машины
Тема 2.3
Электрически
е машины

-

44-46

4
3
2

47
-

ОК.01,
ОК.02
ОК.03
ПК.3.2

1
1
1

Содержание учебного материала
1 Электрические машины: назначение, классификация,
устройство, принцип действия, характеристики, эксплуатация,

48-50

3
3

2

ОК.01,
ОК.02
11

КПДЭлектрические двигатели: классификация, устройство,
принцип действия, характеристики, правила пуска и остановки
электродвигателей, установленных на эксплуатируемом
оборудовании; аппаратура защиты
Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятияНе предусмотрены
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся

ОК.03
ПК.3.2

-

Электронные
приборы

4
Содержание учебного материала
1 Полупроводники: понятие, типы проводимости, р-n переход

Тема 2.4
Электронные
приборы

-

Лабораторные работы
1 ЛР №5 Полупроводниковые приборы: диоды, транзисторы.
Снятие вольт-амперной характеристики
Практические занятияНе предусмотрены
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся

51-53

3
3

54

1
1

-

ОК.01,
ОК.02
ОК.03
ОК.04

-

Раздел 3
Производство
и потребление
электроэнерги
и

2

Содержание учебного материала
1 Электрические станции: понятие, классификация, принципы
Тема
действия, производство электроэнергии и распределение её
3.1.Производс
между потребителями .Электропривод: схемы изготовления,
тво и
способы защиты и блокировки. Выбор электродвигателей.
потребление
Лабораторные
работы: Не предусмотрены
электроэнерги
Практические занятия
и
1 ПЗ №11Обоснованный выбор схемы электроснабжения

4
2

55-56

2

2
57

1
1

ОК.01,
ОК.02
ОК.03

12

Контрольная работа Не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся
Рубежный контроль: Дифференцированный зачет
Всего

58

1
-

59-60
60

2
60

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличия учебная лаборатория «Электротехника и автоматизация производства».
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся - 24;
- рабочее место преподавателя - 1;
- типовой комплект оборудования «Основы электротехники и электроники»;
- инструкции к проведению лабораторных работ;
- комплект учебно-наглядных пособий по темам дисциплины;
- схемы электрических цепей, материалы для их сборки;
- трансформаторы;
- стенды со схемами выпрямления;
- индивидуальные средства защиты.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа оборудование,
- тематические презентациИнформационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
13

1.
2.

Бутырин, П.А.. Электротехника: Учебное пособие для профессионально-.технических .училищ./ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев., Ф.Н.
Шикарзянов - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 330 с.
Синдеев, Ю. Г. Электротехника с основами электроники; Учебное пособие для профессиональных училищ, лицеев и колледжей.
Ю.Г.Синдеев - Ростов-на- Дону: Феникс, 2018. - 384 с.

Дополнительные источники:
1. Гальперин, М.Ф. Электротехника и электроника: Учебное пособие. М.Ф.Гальпенин - М.: Форум, 2018. - 130 с.
2. Немцов, М. В.,Электротехника и электроника. учебное пособие М.В. Немцов, ,М.Л. Немцова - М.: Издательский центр «Академия»,
2018. - 432 с.
3. Прошин ,В.М. Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике. Учебное пособие для начального
профессионального образования В.М.Прошин - М.: Издательский центр «Академия», 2018. -120 с.
4. Прошин, В.М. Лабораторно - практические работы по электротехнике. Учебное пособие для начального профессионального
образования В.М.Прошин - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 130 с.
5. Ярочкина, Г.В. Рабочая тетрадь по электротехнике для НПО. Учебное пособие для начального профессионального образования Г.В.
Ярочкина, А.А. Володарская - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 205 с.
Интернет-ресурсы:
1. Электрические цепи постоянного тока.
Форма
доступа:
http:
//www.
college.
m/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/theory.html;
2.Электронный учебник по курсу «Общая электротехника». Формадоступа: http://elib.ispu. ru/library/electro/index.htm;
3.Электронный справочник по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». Форма доступа: http://
ftemk.mpei. ac.ru/elpro;
4.Электронный учебник по курсу «Электроника и схемотехника». Форма доступа:http://www.toe.stf.mrsu.ru/demoversia/book/index.htm;
5. Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз». Форма доступа: http://www.eltray.com;
6. Учебник «Электротехника с основами электроники». Форма доступа: http://www.twirpx.com/file/229100;
Коллекция: естественнонаучные эксперименты. Форма доступа: http: //www. experiment.edu. ru

14

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
ПК и ОК формированию
которых способствует УД

усвоенные знания

ПК.1.1
ПК 1.2
ПК. 2.3
ОК.1
ОК.2
ОК.3
ОК.4
ОК.5
ОК.6
ОК.9

З.1 - единицы измерения
силы тока, напряжения,
мощности электрического
тока, сопротивления
проводников;
З.2 - методы расчета и
измерения основных
параметров простых
электрических, магнитных
и электронных цепей;
З.3 - свойства постоянного
и переменного
электрического тока;
З.4 - принципы
последовательного и
параллельного соединения
проводников и
источников тока;
З.5 электроизмерительные
приборы (амперметр,
вольтметр), их
устройство, принцип
действия и правила
включения в
электрическую цепь;

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
освоенные умения
1. Текущий контроль:
1.1.Входной контроль. Оценка выполнения
тестовых заданий.
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных лабораторных работ
ипрактических занятий
У1 - читать структурные, ЛР №1 Определение ЭДС и внутреннего
монтажные и простые
сопротивления источника тока
принципиальные
ЛР №2 Последовательное соединение проводников
электрические схемы;
ЛР №3 Параллельное соединение проводников
У2 - рассчитывать и
ЛР №4 Составление схем и расчет общего
измерять основные
сопротивления цепи при смешанном соединении
параметры простых
проводников
электрических, магнитных ЛР№5 Определение основных характеристик
и электронных цепей;
электроизмерительных приборов по условным
У3 - использовать в
обозначениям на шкалах приборов
работе
ЛР №6 Полупроводниковые приборы: диоды,
электроизмерительные
транзисторы. Снятие вольт-амперной
приборы;
характеристики
ПЗ№.2 Решение задач с применением закона Ома
для участка и полной цепи
ПЗ № 3 Расчет проводов на нагрев и потерю
напряжения
ПЗ№6 Расчет индуктивности и ЭДС индукции
ПЗ №7 Расчет активного, индуктивного и емкостного
сопротивления в цепях переменного тока
15

З.6 - свойства магнитного
поля;

ПК.1.1
ПК 1.2
ОК.1
ОК.2
ОК.3
ОК.4
ОК.5
ОК.6
ОК.7
ПК.1.1
ПК 1.2
ПК.1.3
ПК.2.3
ПК2.4
ОК.1
ОК.2
ОК.3
ОК.4
ОК.5
ОК.6
ОК.8

З.6 - свойства магнитного
поля;

З.7 - двигатели
постоянного и
переменного тока, их
устройство и принцип
действия;
З.8 - правила пуска ,
остановки
электродвигателей,
установленных на
эксплуатируемом
оборудовании; аппаратуру
защиты
электродвигателей;

ПЗ №9 Составить классификацию
электроизмерительных приборов
ПЗ №10 Расчет коэффициента трансформации
ПЗ №11Обоснованный выбор схемы
электроснабжения
1.2.2. Оценка выполненных самостоятельных
работ:
1.3. Рубежный контроль:
Контрольная работа по теме «Законы постоянного
ток»
«Переменный ток»
1. Текущий контроль:
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных и практических
У2 - рассчитывать и
занятий
измерять основные
ПР №4 Расчет основных характеристик магнитных
параметры простых
цепей
электрических, магнитных
ПР №5 Наблюдение действия магнитного поля на
и электронных цепей;
проводник с током
1.2.2. Оценка выполненных самостоятельных
работ:
У2 - рассчитывать и
измерять основные
параметры простых
электрических, магнитных
и электронных цепей;
У3 - использовать в
работе
электроизмерительные
приборы;
У4 - пускать и
останавливать
электродвигатели,
установленные на

1. Текущий контроль:
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных практических
занятий
ПЗ №1 Решение ситуационных задач по ТБ
ПЗ №8 Расчет симметричных трехфазных систем
ПЗ №10 Расчет коэффициента трансформации
ПЗ №11Обоснованный выбор схемы
электроснабжения
1.2.2. Оценка выполненных самостоятельных
работ:

16

З.9 - методы защиты от
короткого замыкания;
заземление, зануление

эксплуатируемом
оборудовании;

1.4. Промежуточная аттестация (Выходной
контроль )
Дифференцированный зачет

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».