1 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Материаловедение 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее –ППКРС) по профессии среднего профессионального образования: 23..01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейвходящей в укрупнённую группу профессий (специальностей )23.00.00 Транспортные средствав части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): 3.4.1 определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля; 3.4.2 осуществлять техническое обслуживание автотранспорта согласно требованиям нормативно-технической документации; 3.4.3 производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации. и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее ПК), соответствующими основным видам деятельности: 3.4.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля: ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей. ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей. ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий. ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ. 3.4.2. Осуществлять техническое обслуживание автотранспорта согласно требованиям нормативно-технической документации: ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей. ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей. ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий. ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей. 4 ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов. 3.4.3. Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации: ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей. ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий. ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов. ОК:3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК): ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 5 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина Материаловедение входит в общепрофессиональный учебный цикл по профессии 21.03.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительномпрофессиональном образовании повышения квалификации и переподготовки автомехаников. 1.3.Использование часов вариативной части ППКРС :вариативная часть не предусмотрена 1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен: уметь: - выбирать материалы для профессиональной деятельности; - определять основные свойства материалов по маркам знать: - основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов; - физические и химические свойства горючих и смазочных материалов 1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: всего – 60 часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36часов; самостоятельной работы обучающегося – 18-часов 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 40 40 4 12 2 - 2.2. Календарно -тематический план и содержание учебной дисциплиныОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ Наименование модулей и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) 1 Введение в программу 2 Значение дисциплины для осуществления профессиональной деятельности, в соответствии с профессией, специальностью. Цели и задачи изучения модуля. Требования к освоению модуля. Организация самостоятельной деятельности студента по освоению модуля.» Входной контроль. Раздел 1. Основные свойства, классификация ,характеристик и применяемых впрофессионал ьной деятельности материалов Тестирование. Проверка базовых знания по УД Материаловедение № заня тия (1час) 3 Календарн Объем ые сроки часов выполнени я 4 5 1 Уровень освоения Коды результат ов 6 1 1 18 7 Тема 1.1. Чугуны Тема 1.2 Стали Тема 1.3 Цветные металлы и сплавы Содержание учебного материала 1 Классификация чугунов.Классификация чугунов по состоянию углерода, по форме включения графита, по типу структуры металлической основы, по химическому составу. Серый чугун. Структура, свойства, маркировка. Высокопрочный чугун. Структура, свойства, маркировка. Белый и ковкий чугун. Структура, свойства, маркировка. Легированные чугуны. Структура, свойства, маркировка. Лабораторные работы 1 ЛР №1 Определение механических свойств чугунов. Практические занятияНе предусмотрены Контрольная работаНе предусмотрена Самостоятельная работа обучающихсяНе предусмотрена Содержание учебного материала 1 Классификация сталей. Стали - углеродистые, легированные, специальные. Влияние легирующих элементов на свойства стали. Основы термической обработки стали. Маркировка сталей. Лабораторные работы 1 ЛР №2 Определение механических свойств сталей. 2 ЛР №3 Определение марки стали искровым способом. Практические занятия 1 ПЗ №1 Выполнение операции термической обработки металлов: закалка. Контрольная работаНе предусмотрена Самостоятельная работа обучающихсяНе предусмотрена» Содержание учебного материала 1 Алюминий и его сплавы.Медь и его сплавы. Титан и его сплавы. Магний и его сплавы. Механические, химические свойства. Классификация, маркировка и назначение. Баббиты и припои. Сплавы на основе олова, свинца, цинка. Классификация баббитов по химическому составу. Припои легкоплавкие, среднеплавкие, высокоплавкие. Антифрикционные сплавы. Антифрикционные сплавы: баббит, бронза, алюминиевые сплавы, чугун, металлокерамические материалы. Применение. Металлокерамика. Пористая металлокерамика: антифрикционные и «потеющие» 2 1 1 - 2 2 - 5 1 1 3-4 2 ОК.01 ОК.02 ОК.03 Ок.04 ОК.09 ПК 2.1-2.5 3 6-7 8-9 10 ОК.01 ОК.02 ОК.03 Ок.04 ОК.09 ПК 2.12.5 4 2 2 2 1 - 11 1 1 3 ОК.01 ОК.02 ОК.03 Ок.04 ОК.09 ПК 2.12.5 8 материалы, фильтры. Компактная металлокерамика: магнитные, фрикционные и электротехнические материалы. Лабораторные работы 1 ЛР № 4 Определение механических и химических свойств цветных металлов. Практические занятияНе предусмотрены Контрольная работаНе предусмотрена Самостоятельная работа обучающихсяНе предусмотрена 12 - Содержание учебного материала 1 Характеристика и свойства лакокрасочных материалов .Покрытие автомобилей кузовов лакокрасочными материалами Характеристи ки лакокрасочны х покрытий автомобильн ых кузовов. Лабораторные работыНе предусмотрены Практические занятия 1 ПЗ №2 Подбор лакокрасочных материалов для ремонта кузовных деталей автомобиля. Контрольная работа по теме «Основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов». Самостоятельная работа обучающихсяНе предусмотрена 1 1 13-14 2 2 15-16 2 2 17 1 3 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.09 ПК 3.13.5 20 Тема 2.1 Бензины Тема 2.2 Дизельное топливо Содержание учебного материала Физико-химические свойства бензина.Фракционный состав, давление насыщенных паров, детонационная стойкость, содержание механических примесей и воды. Органические кислоты, активные сернистые соединения, смолы. Марки бензинов и их применение Обозначение бензинов по ГОСТ 2084-77, ГОСТ51105-97, ТУ 38.001165-97. Лабораторные работы 1 ЛР №5 Определение качества и марки бензина Практические занятияНе предусмотрены Контрольная работаНе предусмотрена Самостоятельная работа обучающихсяНе предусмотрена Содержание учебного материала 1 Физико-химические свойства дизельного топлива. Кинематическая вязкость, температура застывания, фракционный 18-19 2 2 2 20 21-22 ОК.01 ОК.02 ОК.03 Ок.04 ОК.09 1 1 - 2 2 2 ОК.01 9 состав, самовоспламеняемость, цетановое число. Коррозионные свойства дизельных топлив, кислотность, коксуемость, содержание золы, температура вспышки. Марки дизельного топлива и их применение. Маркировка дизельного топлива в соответствии с техническими условиями. Лабораторные работы 1 ЛР №6 Определение качества и марки дизельного топлива Практические занятияНе предусмотрены Контрольная работаНе предусмотрена Самостоятельная работа обучающихсяНе предусмотрена Тема 2.3 Топливо для автомобилей с газобаллонным и установками Тема 2.4 Моторные и трансмиссионн ые масла Содержание учебного материала 1 Сжиженные газы.Требования к сжиженным газам. Сжиженные газы ПА и ПБА Сжатые газы. Основные требования к сжатым газам по ГОСТ 27577-87. ОК.02 ОК.03 Ок.04 ОК.09 23 24-25 2 2 3 Лабораторные работы Не предусмотрена Практические занятия Не предусмотрена Контрольная работаНе предусмотрена Самостоятельная работа обучающихсяНе предусмотрена Содержание учебного материала Требование к маслам, физико-химические свойства, изменение свойствмасел в процессе эксплуатации. Виды трений. Вязкость масла, температура застывания, коррозионное воздействие, температура вспышки, коксуемость, зональность, антиокислительная стабильность. Окисление, присадки. Марки моторных масел и их применение. Подбор масел для двигателей. Маркировка моторных масел в соответствии с отечественными стандартами и стандартом SAE. Маркировка трансмиссионных масел в соответствии с ГОСТ 23652-79. Всесезонные, универсальные, гипоидные трансмиссионные масла. Лабораторные работы 1 ЛР № 7 Определение свойств масел в процессе эксплуатации и операции по продлению качества масла.Определение качества и марки масел. Определение воды в масле. Практические занятияНе предусмотрены 1 1 - ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.09 - 26-27 2 2 3 28-29 2 2 ОК.01 ОК.02 ОК.03 Ок.04 ОК.09 - 10 Тема 2.5 Пластичные смазки Тема 2.6 Трансмиссионн ые жидкости Контрольная работаНе предусмотрена Самостоятельная работа обучающихсяНе предусмотрена - Содержание учебного материала 1 Назначение и требования к пластичным смазкам, физикохимические свойства. Марки пластичных смазок и их применение. Лабораторные работы 1 ЛР №8 Определение марки и качества смазки Практические занятия Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихсяНе предусмотрена « Содержание учебного материала 1 Жидкости для системы охлаждения. Требования к охлаждающим жидкостям. Вода. Этиленгликолевые жидкости (антифризы, тосолы). Амортизационные жидкости.ребования к амортизационным жидкостям. Маркировка и состав. Тормозные жидкости. Требования к тормозным жидкостям. Кастровая гидротормозная жидкость БСК. Гликолевая тормозная жидкость ГТЖ-22М. Нефтяная тормозная жидкость ГТН. Жидкости для гидравлических систем. Электролиты. Серная кислота. Соляная кислота. Каустическая сода. Кальцинированная сода Лабораторные работы 1 ЛР №9 Определение качества жидкости для системы охлаждения двигателя. Определение качества тормозных жидкостей. 2 ЛР №10 Приготовление электролита. Выполнение мер безопасности при работе с кислотами Практические занятияНе предусмотены Контрольная работа на тему: «Физические и химические свойства горючих и смазочных материалов» Самостоятельная работа обучающихсяНе предусмотрена 2 2 Выходной контроль по УД , Дифференцированный зачет Всего 30-31 32 33-34 2 ОК.01 ОК.02 ОК.03 Ок.04 ОК.09 1 1 - 2 2 3 35-36 3 2 37 1 38 1 1 39-40 40 2 40 ОК.01 ОК.02 ОК.03 Ок.04 ОК.09 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Материально-техническое обеспечение Для реализация программы дисциплины имеется в наличии : учебный кабинета «Теоретические основы сварки и резки металла» и лаборатория «Материаловедение». Реализация программы дисциплины обеспечивается: выполнением обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент, практические задания с использованием персональных компьютеров. Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. 3.1. Оборудование учебного кабинета «Теоретические основы сварки и резки металла»: - посадочные места по количеству обучающихся - 24; - рабочее место преподавателя - 1; - комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»: • модели кристаллических решеток; • образцы для темы «Шероховатость поверхностей»; • стендовые образцы различных материалов: сталей, чугунов, цветных металлов и их сплавов; • образцы: металлических изделий с разными видами покрытий от коррозии; - полупроводниковых материалов; - полимерных и пластических материалов; - лакокрасочных и клеящих материалов; - прокладочных, уплотнительных и изоляционных материалов; - графитоуглеродных и композиционных материалов; - пакет дидактических раздаточных материалов «Учебные элементы». Оборудование лаборатории «Материаловедение»: 12 - посадочные места по количеству обучающихся - 24; - рабочее место преподавателя - 1; - комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»: • стендовые образцы различных материалов: сталей, чугунов, цветных металлов и их сплавов; • прибор для определения твердости по Бринеллю, микроскоп, справочные таблицы соответствующей твердости; • прибор для испытания металлов на растяжение и разрыв; • образцы: -металлических изделий с разными видами покрытий от коррозии; - полупроводниковых материалов; - полимерных и пластических материалов; - лакокрасочных и клеящих материалов; - прокладочных, уплотнительных и изоляционных материалов; - графитоуглеродных и композиционных материалов; - пакет дидактических раздаточных материалов «Учебные элементы». Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением - мультимедиапроектор. 13 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Адаскин , А.М. Материаловедение (металлообработка). Учебник /Адаскин А.М.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 288 с. 2. Рогов, В.А. Современные машиностроительные материалы и заготовки; учебник. / Рогов В.А.- М.: Издательский центр«Академия», 2018. - 336 с. 3. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело, учебник./ Чумаченко Ю.Т. – Ростов н/Д, Феникс, 2018. – 395 с. Дополнительные источники: 1. Адаскин , А.М. Материаловедение . учебник / Адаскин А.М.- М.: «Академия», 2018. - 240 с. Журналы: 1. Наука и техника, 2017 - 2020 г.г. Интернет ресурсы: 1. Материаловедение. Форма доступа: http: //www.materialscience.ru. 2. Материаловедение. Форма доступа:http://www.oSvarke.Info. 3. Материаловедение. Технология конструкционных материалов. Форма доступа:http://www.window.edu.ru/resources 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения ПК и ОК формированию которых способствует УД ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК.07-11 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.5 ПК 3.1-3.5 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения усвоенные знания З1 – основные свойства, классификацию, характеристики роименяемых в профессиональной деятельности освоенные умения У1 – выбирать материалы для профессиональной деятельности Входной контроль Тестирование. Проверка базовых знания по УД Материаловедение Оперативный контроль ЛР №1 Определение механических свойств чугунов. ЛР №2 Определение механических свойств сталей. ЛР №3 Определение марки стали искровым способом. ЛР № 4 Определение механических и химических свойств цветных металлов.. ПЗ №1 Выполнение операции термической обработки металлов: 15 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК ОК.7-11 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.5 ПК 3.1-3.5 З2 – физические и химические свойства горючих и смазочных материалов У2 – определять основные свойства материалов по маркам закалка. ПЗ №2 Подбор лакокрасочных материалов для ремонта кузовных деталей автомобиля. Текущий контроль Контрольная работа по теме «Основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов». Текущий контроль Оперативный контроль ЛР №5 Определение качества и марки бензина ЛР №6 Определение качества и марки дизельного топлива ЛР № 7Определение свойств масел в процессе эксплуатации и операции по продлению качества масла. Определение качества и марки масел. ЛР №8 Определение марки и качества смазки Определение воды в масле. ЛР №9 Определение качества жидкости для системы охлаждения двигателя. Определение качества тормозных жидкостей. ЛР №10 Приготовление электролита. Выполнение мер безопасности при работе с кислотами Текущий контроль Контрольная работа на тему: «Физические и химические свойства горючих и смазочных материалов» Рубежный контроль Тестовое задание»,Дифференцированный зачет 16