СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
27
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
29
2.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 АСТРОНОМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалификационных рабочих и
служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС и с учетом требований ПС, по профессии35.01.13. Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013г..
№ 740( под ред. от 09.04.2015г)
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС: учебная дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин и
относится к базовым общеобразовательным дисциплинам (ОУД.12).
1.3.Использование часов вариативной части: не предусмотрено.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению,
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной
образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами
и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития
человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе
учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения
спорных проблем науки.
метапредметных:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы
решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования,
структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного
эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и
критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
предметных:
сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственновременных масштабах Вселенной;
понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
владение основополагающими астрономическими понятиями ,теориями, законами и закономерностями, уверенное
пользование астрономической терминологией и символикой;
сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем
научно-практическом развитии;
осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии
международного сотрудничества в этой области.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Дисциплина способствует формированию:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач
профессиональной деятельности..
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей
социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося60 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося40часа;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
работа над материалом учебника, конспектом лекций;
работа со справочным материалом;
решение задач;
выполнение экспериментальных заданий;
индивидуального проекта с использованием информационных
технологий;
работа с дополнительной учебной и научной литературой;
(подготовка сообщений по темам, докладов)
Объем часов
60
40
16
20
6
3
1
3
3
2
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Календарно -тематический план и содержание учебной дисциплиныАстрономия
Наименование
модулей и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены)
1
Входной
контроль.
Введение
2
Тестирование. Проверка базовых знаний по УД
№ заня
тия
(1час)
Календарн
ые сроки
выполнени
я
3
4
Лабораторные работыНе предусмотрены
Практические занятияПР №1 Особенности астрономических
Уровень
освоения
5
6
2-3
4
2
1
4-5
2
2
Коды
результ
атов,
формиров
анию,
которых,
способству
ет элемент
программ
ы
1
Содержание учебного материала
1 Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы
Вселенной.
Особенности
астрономических
методов
исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.
Объем
часов
Л1 3
М1,2
П12
ОК02,04.05,
09
методов исследования
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся.
СРС №1 Подготовить сообщение о телескопа
Тема 1.
Практические
2
2
Содержание учебного материала
1 Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое
движение звезд на различных географических широтах..
6
4
1
2
Л1 3,5
М1,2,4
основы
астрономии
2 Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца.
Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь.
Лабораторные работы Не предусмотрены
Практические занятияПР №12 Движение и фазы Луны. Затмения
7
1
8-9
2
-
2
2
2
П12,3
ОК02,04.05,
09
Л1 3,6
М1,,4
П12,5
ОК02,04.05,
09
Солнца и Луны. Время и календарь
Контрольная работа : Не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся.
СРС №2 Подготовить сообщение Лунные и солнечные затмения.
Тема 2.
Строение
Солнечной
системы
Содержание учебного материала
1 Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая
система мира. Становление гелиоцентрической системы мира..
2 Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет. Движение
искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе
3 Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение
небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел.
Лабораторные работы: Не предусмотрена
Практические занятия: ПР №3 Законы Кеплера. Определение
10
5
1
2
11
1
2
12
1
2
13-14
2
расстояний и размеров тел в Солнечной системе
Контрольная работа : Не предусмотрена
Тема 3.
Природа тел
Солнечной
системы
Самостоятельная работа обучающихся.
СРС №3 Подготовить сообщение Лунные и солнечные затмения
Содержание учебного материала
1 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
происхождение. Земля и Луна — двойная планета.
Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые
полеты на Луну.
2 Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
3 Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
2
15
5
1
2
16
1
2
17
1
2
Л1 3,2
М1,2,5
П1,2,4
ОК02,04.05,
09
Лабораторные работы: Не предусмотрена
Практические занятия: ПР №4 Законы Кеплера. Определение
18-19
2
расстояний и размеров тел в Солнечной системе
Тема 4.
Солнце и
звезды
Контрольная работа : Не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся.
СРС №4 Подготовить сообщение Лунные и солнечные затмения
Содержание учебного материала
1 Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца.
Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная
активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.
2 Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр,
цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма
«спектр—светимость». Массы и размеры звезд.
3 Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды
— маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Лабораторные работы: Не предусмотрена
Практические занятия:ПР №5 Расчет массы звезд и расстояния до
2
20
5
1
2
21
1
2
22-23
2
2
24-25
2
26-27
8
2
2
28-29
2
2
30-31
2
2
32-33
2
Л1 3
М1,2,
П12
ОК02,04.05,
09
них
Тема 5.
Строение и
эволюция
Вселенной
Тема 6.
Контрольная работа : Не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся.
СРС №5 Подготовить сообщение Лунные и солнечные затмения
Содержание учебного материала
1 Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения
Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава.
Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение
Галактики. Проблема «скрытой» массы..
2 Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и
сверхскопления галактик. Основы современной космологии.
«Красное смещение» и закон Хаббла
3 Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение.
Лабораторные работы: Не предусмотрена
Практические занятия ПР №6 Разнообразие мира галактик
Контрольная работа : Не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся.
СРС №6 Подготовить сообщение Лунные и солнечные затмения
Содержание учебного материала
3
3
Л1 3
М1,2
П12
ОК02,04.05,
09
Жизнь и
разум во
Вселенной
1 Проблема существования жизни вне Земли. Условия,
необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах
Солнечной системы.
2 Сложные органические соединения в космосе. Современные
возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании
Лабораторные работы: Не предусмотрена
Практические занятия: Не предусмотрены
Контрольная работа :Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа обучающихся.
СРС №7 Подготовить сообщение Лунные и солнечные затмения
Всего
34-35
2
2
36-37
2
2
38
1
3
39-40
60
Л1 3
М1,2,4
П12,5
ОК02,04.05,
09
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному учебно-методическому и материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает наличие в ГБПОУ «БРИЭТ», учебного кабинета.
В кабинете имеется:
мультимедийное оборудование.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (подвижная карта звездного неба, плакаты (телескоп, спектроскоп, модель небесной сферы, Вселенная, Солнце,
Планеты земной группы, Луна, Планеты-гиганты, малые тела Солнечной системы, звезды, наша Галактика и другие Галактики),
школьный астрономический календарь);
информационно-коммуникативные средства;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят:
учебные пособия, обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования
в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ППКРС/ СПО на базе основного общего образования;
энциклопедии,
справочник любителя астрономии,
научная и научно-популярная и другая литература.
призмы, штативы, секундомер, плоскопараллельные пластины, весы с разновесами.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Основная литература
Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К., «Астрономия. Базовый уровень». 11 класс, Издательство-ДРОФА.,2018
Мякишев, Г.Я., Физика 11кл.: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/,,Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, М.
Просвещение, 2018, - 336с.
Дополнительная литература
В.М. Чаругин. Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2017 г.
А.В. Засов, Э.В. Кононович. Астрономия/ Издательство «Физматлит», 2017 г .
Н.Н. Гомулина. Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурдина. – Электронный образовательный ресурс.
В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования»».
Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник /
Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд.,
пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238,[2] с. : ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник).
Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /
Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2016. — 29, [3] с.
Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. —
11 с.
Шевченко М.Ю. «Школьный астрономический календарь». – М.: Дрофа.
Школьная энциклопедия «Естественные науки», – М.: Росмэн, 2015.
Интернет-ресурсы:
http://www.gomulina.orc.ru
pentest.rusff.ru›viewtopic.php?id=29
bookitut.ru›Kurs-obshhej-astronomii.html
http://www.myastronomy.ru
http://www.astronews.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов
(освоенные умения, усвоенные знания)
обучения
• личностных:
Текущий контроль:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки;
Презентация индивидуальных и групповых
грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с
домашних экспериментальных заданий.
приборами и устройствами;
Оценивание
отчетов
по
выполнению
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в
практических работ.
избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли Решение качественных и количественных задач.
астрономических компетенций в этом;
Индивидуальный опрос.
− умение использовать достижения современной астрономической науки и
Сообщение по теме.
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в
Промежуточный контроль:
выбранной профессиональной деятельности;
Фронтальный опрос.
− умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого
Тестирование по теме.
доступные источники информации;
Презентация учебных проектов.
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению
Подготовка
рефератов, докладов,
общих задач;
индивидуального проекта с использованием
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
информационных технологий.
уровня собственного интеллектуального развития;
Контрольная работа.
Итоговый контроль:
• метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности для решении
дифференцированный зачет
задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей
действительности;
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,
формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов,
формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических
объектов,
явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
− умение использовать различные источники для получения информации,
оценивать ее достоверность;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
− умение публично представлять результаты собственного исследования,
вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации;
• предметных :
− сформированность представлений о роли и месте астрономии в современной
научной картине мира; понимание астрономической сущности наблюдаемых во
Вселенной явлений, роли астрономии в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими астрономическими понятиями,
закономерностями, законами и теориями; уверенное использование
астрономической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в
астрономии:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между
астрономическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы;
− сформированность умения решать астрономические задачи;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения
условий протекания астрономических явлений в природе, профессиональной
сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к
астрономической информации, получаемой из разных источников.