РП. ОУД.02Литература 22

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

24

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 02.ЛИТЕРАТУРА
Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы среднего профессионального
образованияДисциплина входит в состав базовых дисциплин общеобразовательного цикла предметной области «Русский язык и
литература»,
реализуется в течение первого года обучения с максимальным количеством часов –311 ч .
Результаты освоения дисциплины необходимы при изучении всех учебных дисциплин общеобразовательного и профессионального
циклов.

1.1.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины

1.2.1. Цели и планируемые личностные результаты:
Код
группы ЛР
ЛР.1

ЛР.2

Группы личностных результатов

Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
Личностные результаты в сфере ЛР.1.1 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
отношений обучающихся к себе, позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
к своему здоровью, к познанию готовность и способность к личностному самоопределению, способность
себя
ставить цели и строить жизненные планы;
ЛР.1.3 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
Личностные результаты в сфере ЛР.2.1 российская идентичность, способность к осознанию российской
отношений
обучающихся
к идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкоРоссии как к Родине (Отечеству) культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
ЛР.2.2 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);

ЛР.3

Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
закону,
государству
и
к
гражданскому обществу

ЛР.4

Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими людьми

ЛР.5

Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему
миру,
живой
природе,
художественной
культуре

ЛР.6

Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к семье
и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни

ЛР.3.1 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
ЛР.3.7 уважительное отношение к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
ЛР.4.1 нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
ЛР.4.4 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
ЛР.5.3 экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
ЛР.5.4
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
ЛР.6.2 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.

ЛР.7

Личностные результаты в сфере ЛР.7.4 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
отношения
обучающихся
к достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
труду, в сфере социально- разным видам трудовой деятельности;
экономических отношений

1.2.2. Цели и планируемые метапредметные результаты
Код
группы МПР
МПР.1
МПР.2

МПР.3

Группы метапредметных
результатов
Регулятивные
универсальные
учебные действия
Познавательные универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты
Выпускник научится
МПР.1.3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
Коммуникативные
МПР.3.4 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
универсальные учебные действия использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

1.2.3. Цели и планируемые предметные результаты
Код ПР

ПР 1
ПР 2.

Выпускник на базовом уровне научится
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более
текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

ПР 2.1 обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как
тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
ПР 2.2. использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения,
носящие проблемный характер и требующие анализа;
ПР 2.3.давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные
темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в
итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

ПР 3.

ПР 2.4.. анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов
художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития,
способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
ПР 2.5.определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении
(включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
ПР 2.6.анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как
взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей
структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
ПР 2.7. анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то,
что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория,
гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
ПР 3.1.давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие

Код ПР

ПР 4.
ПР 5.
ПР 6.
ПР 7.
Код ПР

ПР 8.

рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного
мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);
ПР 3.2. выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов
музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного
развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного
знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например,
кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению),
оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

8.1. о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
8.2. о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
8.3. о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет

8.4об историко-культурном подходе в литературоведении;
8.5 об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
8.6. о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
8.7. имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений,
имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной
культуре;
8.8 о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
1.2.4. Общие компетенции (из ФГОС СПО)

ОК 4.
ОК 6.
ОК 10.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать
психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося:311 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 207 часов;
самостоятельной работы обучающегося:104 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия

Объем
часов
311
207
-

практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрена
Презентации
Подготовка реферата
Конспект
Подготовка сообщения
Подготовка сочинений
Анализ текстов
Анализ литературных произведений
СРС №1: чтение и анализ стихов, «Евгений Онегин», сравнительный анализ героев, выполнение
домашних заданий.
СРС №2: подготовить сообщение на тему: «Отзывы критиков и литературоведов о поэзии
М.Ю.Лермонтова»
СРС №3: петербургские повести» Н. В. Гоголя. Анализ одной повести.
СРС №4: работа со справочной литературой.
СРС №5: чтение пьес А.Островского, сравнительный анализ героев, анализ эпизода, выполнение
домашних заданий.
СРС №6: подготовить сообщение «Роман «Обломов» в критике и литературоведении».
СРС №7: (чтение повестей о любви И.Тургенева, анализ эпизода эпического произведения, работа
над выявлением художественного мастерства писателя, выполнение домашних заданий).
СРС №8: (анализ стихов Ф.Тютчева, сравнительный анализ стихов, сходных по тематике (А.Фет и
Ф.Тютчев).
СРС №9: анализ стихов А.А.Фета, сравнительный анализ стихов, выполнение домашних заданий.
СРС №10: обучающихся (работа над образами героев, анализ эпизода, выполнение домашних
заданий).
СРС №11: Составление карты: «Маршруты очарованного странника».
СРС №12: (чтение сказок М.Салтыкова-Щедрина и его романа «История одного города», выполнение
домашних заданий).
СРС №13: Домашнее сочинение на тему: «Мое отношение к теории Раскольникова»

102
9
104

2
4
7
7
3
3
3
2
3
3
2
2
3
2
2
2
2
2
3
3

СРС №14: (подготовить сообщение «Диалектика души главных героев романа «Война и мир»).
СРС №15: Сочинение «Гуманизм чеховских рассказов».
СРС №16: найти образы-символы в поэме Блока «Двенадцать». Как показана борьба двух «миров» в
поэме?
СРС №17: чтение и анализ рассказов М.Горького, анализ эпизодов эпического и драматического
произведений писателя.
СРС №18: (чтение и анализ стихов и рассказов И.Бунина, выполнение домашних заданий).
СРС №19: домашнее сочинение по творчеству И. Бунина, А. Куприна
СРС №20: домашнее сочинение по творчеству Н.. Гумилева, И. Северянина С. Есенина.
СРС №21: подготовить сообщение «Маяковский и футуризм»
СРС №22: (анализ стихов А.А.Ахматовой).
СРС №23: выполнение домашних заданий, чтение и анализ рассказов М.Шолохова, анализ эпизода
эпического произведения.
СРС №24: чтение и анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире».
СРС №25: выполнение домашних заданий, чтение и анализ повестей «Собачье сердце», «Роковые
яйца».
СРС №26: сочинение: «Основная мысль рассказов».
СРС №27: подготовить сообщение на тему: «Эстетические поиски в ранней лирике Пастернака».
СРС №28: чтение и анализ рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
СРС №29: анализ эпических произведений.
СРС №30: подготовить сообщение на тему: «Нравственные проблемы в творчестве В.Г. Распутина».
СРС №31: подготовить сообщение «Характерные черты поэзии «шестидесятников».
СРС №32: сочинение на тему «Основные образы пьесы».
СРС №33: жизненные ценности писателей новейшей литературы.
Итоговая аттестация : дифференцированный зачет

3
2
2
3
2
2
2
3
2
4
2
4
3
3
3
2
3
3
2
4

2.2. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины « Литература»
Наименование
разделов и тем

1
Введение.

Содержание учебного материала, самостоятельная
работа обучающегося,

2
Содержание учебного материала
Тема 1. Введение.
Общая характеристика русской классической
литературы ΧІΧ в. Значение в развитии общества и в
жизни человека. Общее понятие об историколитературном процессе. Своеобразие русской
литературной критики второй половины ΧІΧ в. Расцвет
критического реализма

№
Календарные
заняти Сроки
я
выполнения

3

Объем
часов

Урове
нь
усвоен
ия

3
3

4

сентябрь

Коды
результатов

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

2
№1-2
2

Лабораторная работа не предусмотрена
Контрольная работа: не предусмотрена.

А.С.Пушкин.
Первая половина 19 в.

Практическая работа№1-2: конспект « Основные
направления русской литературы пер.половины 19
века».
СРС: не предусмотрена.
Содержание
А.С.Пушкин. Основные темы и идеи лирики.
«Маленькие трагедии».
А.С.Пушкин – гениальный поэт. Основные этапы
творчества. Мотивы лирики А.С.Пушкина (« Погасло
дневное светило», «Свободы сеятель», « Элегия «, «
Вновь я посетил …», « Пророк», Поэт и толпа», «Я Вас
любил…»).
«Маленькие трагедии». Создание цикла, основные
проблемы, своеобразие.

№3-4

2

№5-8

11
4
1

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и

№9-12

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

4

государства.Образстихии.Образ Евгения и проблема
индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие
жанра и композиции. Развитие реализма в творчестве
Пушкина.
Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской
жизни.
История создания. Жанр и композиция. Онегинская
строфа. Лирические отступления. Евгений Онегин в
системе образов романа. Женские образы в романе.
Цельность и простота характера Татьяны. «Евгений
Онегин» - «энциклопедия русской жизни».
Лабораторная работа: не предусмотрена.

М.Ю.Лермонтов

№1316

Практическая работа №3-4 выразительное чтение,
анализ и истолкование лирического произведения
«Медный всадник».
Практическая работа №5-6чтение ианализ поэмы
«Евгений Онегин».
СРС №1:чтение и анализ стихов, «Евгений Онегин»,
сравнительный анализ героев, выполнение домашних
заданий.
Контрольная работа №1:Кроссворд потворчеству А.С.
Пушкина
Содержание
Тема 4.1. М.Ю.Лермонтов. Основные темы и идеи
лирики.
Краткий очерк жизни и творчества. Основные
мотивы творчества. Пафос вольности и протеста, любви
к родине, активной борьбы за права личности.

№1718
№1920

Тема 4.2.Роман «Герой нашего времени». Роль
композиции в раскрытии личности.
Особенности композиции романа. Нравственные
проблемы (вопрос о смысле жизни, ответственности за
человека, за свою судьбу). Смысл сопоставления

№2528

4

2
2

2
№2122
№2324

2
7
2

2

4

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

Печорина и Грушницкого. Дневниковые записи в
раскрытии характеров героев.

Н.В.Гоголь

Практическая работа №7-8Отзыв о романе «Герой
нашего времени».
СРС №2: Подготовить сообщение на тему: «Отзывы
критиков и литературоведов о поэзии М.Ю.Лермонтова

№2930

Контрольная работа №2 Тест по творчеству М.Ю.
Лермонтова.
Содержание

№3132

Тема 5.1.Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Тема
«мертвой» и «живой» души.
Жанр и смысл названия поэмы. Композиция
произведения. Тема «мертвой» и «живой» души. Идейно
– художественное значение образа Чичикова. Образ
живой Руси.
Практическая работа №9-10: чтение и анализ
повести» Невский проспект».
Лабораторная работа не предусмотрена
Контрольная работа№3 Тестпо произведению Н.В.
Гоголя « Мертвые души».
СРС №3: Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Анализ
одной повести.
Содержание

№3336

Развитие литературы 2
пол. 19 века.
Культурно-историческое развитие России второй
половины
19 века. Взаимодействие разных стилей и направлений.
Развитие реализма. Нравственные поиски героев.
Литературная критика. Журнальная полемика.

Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа №11-12: Выполнение план конспекта.

2
2

3

2
5

№3738
№3940

4

2
2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

2

2
3
3

№4142

2

№4344

2

.
2

1

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.

Контрольная работа: не предусмотрена
2

СРС №4: работа со справочной литературой
Содержание

А.Н.Островский

И.А.Гончаров

5

№45Творчество А. Н. Островского. Социально-культурная 46
новизна
драматургии. Пьеса «Гроза», самобытность замысла
. Изображение «темного царства». Образ Катерины.
Конфликт романтической личности с укладом жизни,
лишенной
нравственных основ
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа №13-14 Чтение и анализ пьесы
«Гроза».
Контрольная работа не предусмотрена
СРС №5:чтение пьес А.Островского, сравнительный
анализ героев, анализ эпизода, выполнение домашних
заданий.
Содержание
Тема 7.1.Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Роман
«Обломов». Историко-философский смысл романа.
Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Особенности
художественного метода. Роман «Обломов».
Композиция, система образов.
Тема 7.2.Полнота и сложность характера Обломова.
Андрей Штольц как антипод Обломова.
Исторические и социальные корни
«обломовщины». Роман и общественно-политическое
положение России второй половины ΧІΧ века. Жизнь
крестьян. Положение деревни. Реформы.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа №15-18: Анализ эпизодов
романа «Обломов».
Контрольная работа не предусмотрена

1

№4748

2

№4950

2

№5152

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

2

октябрь

2

3

3

3
2

2

№5354

2

№5558

4

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

3

И.С.Тургенев

Ф.И.Тютчев

СРС №6: подготовить сообщение «Роман «Обломов» в
критике и литературоведении».
Содержание
Тема 8.1.Жизнь и творчество И.С.Тургенева. Роман
«Отцы и дети». Творческая история романа.
Очерк жизни и творчества писателя. Смысл заглавия.
Своеобразие жанра. Черты личности Базарова,
мировоззрение.

№5960

8
2

2

2

Тема 8.2.Трагический характер конфликта в романе.
Базаров в системе действующих лиц.
«Отцы» в романе, «дети» в романе. Общественный
конфликт в романе. Базаров и Аркадий. Базаров и народ.
Базаров и родители. Тема любви в романе. Мнимые
последователи Базарова.
Лабораторная работа: не предусмотрена.

№6162

2

Практическая работа: №19-24 Чтение и анализ
отрывков «Приезд Аркадия и Евгения Базарова»,
«Схватка за вечерним чаем».
Чтение и анализ отрывков из романа. «На балу у
губернатора», «В гостях у Одинцовой», «Объяснение в
любви».
И. А. Гончаров Роман «Обломов» в русской критике.
Критические статьи.

№6368

6

Контрольная работа№4 по разделам
«А.Н.Островский», «И.А.Гончаров», «И.С.Тургенев»
СРС №7: (чтение повестей о любви И.Тургенева, анализ
эпизода эпического произведения, работа над
выявлением художественного мастерства писателя,
выполнение домашних заданий).

№6970

2

Содержание
Тема 9.1.Ф.И.Тютчев – поэт – философ. Основные
темы лирики.
Ф.Тютчев - поэт русской природы, поэт-философ.
Представление о единстве мира, природы и внутреннего
мира человека. Любовная лирика. Ритмическое

№7172

3

3

4
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

богатство языка. « О, как убийственно…», «Не то, что
мните вы природа», «Нам не дано…», «Я встретил
Вас…».
Лабораторная работа не предусмотрена.
Практическая работа №25-26: Выразительное чтение и
анализ стихотворений.

А.А.Фет

Н.А.Некрасов

Контрольная работа: не предусмотрена
СРС №8:(анализ стихов Ф.Тютчева, сравнительный
анализ стихов, сходных по тематике (А.Фет и
Ф.Тютчев).
Содержание
Тема 10.1.А.А.Фет. Своеобразие лирики.
Художественный метод А.А.Фета.
Очерк жизни и творчества. Традиционные
поэтические темы. Музыкальность лирики Фета,
мелодичность стиха. «Еще майская ночь…», «Сияла
ночь…», «Шепот, робкое дыхание», «Еще весны
душистой…»
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа: №27-28Выразительное чтение и
анализ стихотворений.
Контрольная работа№5 Тест по творчеству
Ф.И.Тютчева. А.А.Фета.
СРС №9:анализ стихов А.А.Фета, сравнительный
анализ стихов, выполнение домашних заданий.
Содержание
Тема 11.1.Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова.
Народность лирики Н.А.Некрасова
Становление поэта. Гражданственность и
народность лирики. Стихотворения «В дороге»,
«Рыцарь на час», Элегия», «Вчерашний день», «Поэт и
гражданин», «Пускай нам говорит…», «О.муза! Я у
двери…».
Тема 11.2.Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр
и композиция поэмы. Изображение народной жизни.

№7273

№7475

2

2

3

3
2

2

№7677

2

№7879

2

№8081

№82

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

2

3

5
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

1

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК

Н.С.Лесков

М.Е.Салтыков –
Щедрин.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания
поэмы. Сюжет и жанровое своеобразие «счастья
народного». «Народное море» в поэме. Женские образы
в поэме
№83
Тема 11.3.Григорий Добросклонов – народный
заступник. Проблемы счастья, долга, смысла жизни
в поэме.
Григорий Добросклонов – образ народного заступника.
Проблема счастья, долга, смысла жизни. Фольклорная
основа поэмы.
Лабораторная работа не предусмотрена
Контрольная работа не предусмотрена
Практическая работа №29-30: Чтение и анализ поэмы.
№84Анализ образов главных героев
85
СРС №10: обучающихся (работа над образами героев,
анализ эпизода, выполнение домашних заданий).
Содержание
№ 86
Тема 12.1. Краткий очерк жизни и творчества
Н.С.Лескова. Повесть «Очарованный странник».
Очерк жизни и творчества. Ведущий жанр писания.
Художественные особенности произведений.
Практическая работа №31-32
Чтение и анализ повести«Очарованный странник». .
И. Флягин – выразитель особенностей национального
русского характера. Воплощение богатырства, широты
души, вольнолюбия, правдивости. Проблема ценности
человеческой жизни. Смысл названия.
Самостоятельная работа№11
Составление карты: «Маршруты очарованного
странника».
Содержание
Тема. М.Е.Салтыков – Щедрин . Очерк жизни и
творчества писателя.
Становление писателя. Своеобразие писательского
стиля. Сатирическое изображение действительности.
Роль гротеска. Обличие обывательщины, произвола и
пустословия в «Сказках для детей изрядного возраста».

№8788

10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

1

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

2
4

3

3
1

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

2

2

№89

3
1

Ф.М.Достоевский

Практическая работа №33: Чтение и анализ романа «
История одного города».
СРС №12: (чтение сказок М.Салтыкова-Щедрина и его
романа «История одного города», выполнение
домашних заданий).
Содержание
Тема 14.1.Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского.
Роман «Преступление и наказание». История
создания романа.
Жизнь и творчество писателя. Замысел романа и его
воплощение. История написания, композиция. Жанр,
проблематика, система образов.
Тема 14.3.Крушение идей Раскольникова. Проблема
«маленького человека» в романе.
Оппоненты Раскольникова (Лужин,
Свидригайлов). Сонечка Мармеладова и христианское
видение мира. Евангельские мотивы, образы в романе.
«Маленький человек» в романе. Человек и общество,
человек и время в романе.
Практическая работа№34-35: чтение анализ отрывков.
Выполнение теста по роману.
СРС №13: Домашнее сочинение на тему: «Мое
отношение к теории Раскольникова»
Содержание
Тема 15.1.Жизненный и творческий путь
Л.Н.Толстого.
Биография. Начало творческой деятельности. Путь
духовных исканий Л.Н.Толстого.

№90

1

3

2

4
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

№9394

2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

№9596

2

2

№9192

3
№9798

7
2

2

2

2

Л.Н.Толстой.
Тема 15.2. Роман – эпопея «Война и мир».
Историческая основа и проблематика романа. Жанр
и композиция.
Замысел романа и воплощение. Работа над
произведением. Жанр и композиция. Трактовка вопроса
о роли народа в истории. Основные проблемы романа.

№99100

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

.

А.П.Чехов.

Тема 15.4.Духовные искания героев романа.
Путь идейно – нравственных исканий князя
Андрея Болконского и Пьера Безухова. Изображение
светского общества. Семейный уклад жизни Болконских
и Ростовых. Наташа Ростова и княжна Марья как
любимые героини Толстого.
Лабораторная работа не предусмотрена.
Практическая работа: №36 Анализ эпизодов
романа:»Война и мир».
Контрольная работа не предусмотрена
СРС №14: (подготовить сообщение «Диалектика души
главных героев романа «Война и мир»).
Содержание
Тема 16.1.Жизнь и творчество А.П.Чехова. Рассказ
«Ионыч». Изображение духовного оскудения
личности.
Очерк жизни и творчества. Первый литературный опыт.
Гуманизм чеховских рассказов. Неприемлемое
отношение к бездуховности, фальши, пошлости.
Духовное осуждение личности. Мечта о красоте
человеческих отношений. Создание рассказа.
Композиция, система образов. Д.Старцев и его
превращение в Ионыча. Нравственные проблемы
романа.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа: не предусмотрена
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС №15: Сочинение «Гуманизм чеховских рассказов».
Пьеса «Вишневый сад». Своеобразие конфликта и
его разрешение в «Вишневом саде».
Пьеса «Вишневый сад». Система образов. Старые и
новые хозяева сада. Тема прошлого, настоящего и
будущего России. Новаторство Чехова – драматурга.
Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских
ремарок в пьесе.
Лабораторная работа не предусмотрена

№101102

2

№103

1

3

2

3

1
2
№104
1

№105

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

2
1
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

Литература 20 века.
Введение.

А.А.Блок.

Практическая работа №37: работа
по разделам «Л.Н.Толстой», «А.П.Чехов».
Контрольная работа не предусмотрена
СРС не предусмотрена
Содержание
Общая характеристика культурно-исторического
процесса ХХ века и его отражение в литературе. Роль
искусства и его влияние на жизнь общества. Феномен
русского меценатства. Традиции русской классической
литературы 19 века и их развитие в литературе 20 века.
Общечеловеческие проблемы начала 20 века в прозе и
поэзии. Новаторство литературы начала 20 века.
Многообразие литературных течений (символизм,
акмеизм, футуризм), отражение в них идейнополитической борьбы первых послереволюционных лет.
Полемика по
вопросам литературы. Статьи Д. Мережковского, В.
Ленина, В. Брюсова, А.
Блока.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа не предусмотрена
Контрольная работа не предусмотрена
СРС не предусмотрена
содержание
Жизнь и творчество А.А.Блока. Поэма «Двенадцать».
Краткий очерк жизни и творчества. Мотивы и образы
поэзии Блока. Символы в поэзии. Образ России в
творчестве Блока. Поэма «Двенадцать», ее идейно –
художественное своеобразие.
Композиция. Лексика. Ритмика. Интонация. Борьба
миров. Неоднозначность
финала. Образ Христа.
Образы двенадцати красноармейцев. Образы-символы
«старого мира».
Теория литературы: образ-символ, поэма.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа№39: Чтение и анализ стихов:
«Россия», «Незнакомка», «Ночь. Улица. Фонарь.

№106

1

№107

Л.1.1; 1.2;
2.2;3.3;
МП 3.4;
ПР 2.3; 3.1; 8;
8.5; 8.8.
ОК 4.ОК 10

1

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4;
ПР 2.2; 2.3; 2.5;
2.7; 3.1; 4; 5;
6;7 ОК 4.ОК 10

4
№108109

2

3
№110111

2

А.М.Горький

Аптека»,
«Река раскинулась. Течет…», поэмы «Двенадцать».
Контрольная работа не предусмотрена
СРС №16: найти образы-символы в поэме Блока
«Двенадцать». Как показана борьба двух «миров» в
поэме?
Содержание
Тема 18.1.Жизнь и творчество А.М.Горького. Пьеса
«На дне» как социально – философская драма.
Жизненный и творческий путь М.Горького. Пьеса
«На дне». Смысл названия. Проблемы духовного
разобщения людей.
Тема 18.2. Трагические судьбы «дна» в пьесе «На
дне».
Образы ночлежников. Споры о силе и слабости
человека. Правда и ложь в понимании героев. Смысл
жизни героев пьесы. Образ Луки и Сатина.
Лабораторная работа не предусмотрена.
Практическая работа№40.Анализ эпизодов пьесы « На
дне».
Контрольная работа №6 Тест по творчеству
А.М.Горького
СРС №17: чтение и анализ рассказов М.Горького,
анализ эпизодов эпического и драматического
произведений писателя.

.
И.А.Бунин.

Содержание
Тема 19.1. Жизнь и творчество И.А.Бунина.
Индивидуальный стиль писателя. И.Бунин – поэт.
Жизненный и творческий путь писателя.
Проявление взаимосвязи Бунина – прозаика и Бунина –
поэта. Основные темы лирики. Своеобразие лирических
произведений Бунина.
Тема 19.2. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».
Сборник «Темные аллеи» (обзорное изучение).
Особенности повествования в рассказ Бунина.
Темы и идеи рассказов. Роль символов.
Индивидуальный стиль писателя.

3

4
2

2

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4;
ПР 2.2; 2.3; 2.5;
2.7; 3.1; 4; 5;
6;7 ОК 4.ОК 10

№114115

2

2

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.2; 2.3; 2.5;
2.7; 3.1; 4; 5;
6;7

№116117
№1118

2

№112113

№119120

1
2

2

3
2

2

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.2; 2.3; 2.5;
2.7; 3.1; 4; 5;
6;7

2

ПР1; 2.1; 8.1;
8.2; 8.5; 8.6; 8.8
ОК 4.ОК 10

№121
1

А.И.Куприн

Поэты «серебряного
века».

Практическая работа№41:Тестирование по творчеству
И.Бунина.
СРС №18: (чтение и анализ стихов и рассказов
И.Бунина, выполнение домашних заданий).
Содержание
Тема 20.1.Жизнь и творчество А.И.Куприна. Повесть
«Олеся»
Жизненный и творческий путь писателя. Особенности
творчества. Основные темы произведений. Система
образов в повести «Олеся». Образ Олеси.
Противопоставление мира природы, естества и мира
цивилизации. Тема любви в повести. Своеобразие
произведения.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа№42: Чтение и анализ рассказа.
Написание эссе «Какой должна быть любовь?»работа по
разделам «А.А.Блок», «А.М.Горький», «И.А.Бунин»,
«А.И.Куприн».
Контрольная работа не предусмотрена
СРС №19: домашнее сочинение по творчеству И.
Бунина, А. Куприна
Содержание
Тема 21.1. Поэзия «серебряного века» (Н.Гумилев,
И.Северянин, М.Цветаева).
Краткая характеристика поэтических течений.
Жизненный и творческий путь поэтов. Своеобразие их
творчества, основные темы поэзии.

№123124

Тема 21.2. Жизнь и творчество С.Есенина. Основные
темы и идеи лирики.
Биография и творческий путь Есенина. Основные темы
лирики. Тема Родины и ее место в поэзии. Особенности
поэзии Есенина: народно – песенная основа,
метафоризм. Тоническое сложение.

№133134

Лабораторная работа не предусмотрена

№125126

№127130

2
2

3

3
2

2

4

3

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

3
№131132

5
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.

2
2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.

Практическая работа№43: Чтение и анализ стихов:
«Русь», «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не
плачу», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке
Качалова», «Гой ты, Русь моя родная!»,
«Я покинул родимый дом».
Контрольная работа не предусмотрена
СРС №20: домашнее сочинение по творчеству Н..
Гумилева, И. Северянина С. Есенина.
Поэты «серебряного
века.

Содержание
Тема 21.3. Творчество В.В.Маяковского. Основные
темы и идеи лирики.
Краткий очерк жизни и творчества. Маяковский –
футурист. Новаторство поэзии Маяковского. Основные
темы поэзии, проблематика стихотворений.
Лабораторная работа:не предусмотрена
Практическая работа№44: Анализ лирического
произведения поэтов «серебряного века».
Контрольная работа№7: Тест по теме Поэты
«серебряного века
СРС №21: подготовить сообщение «Маяковский и
футуризм»
Тема 21.4. Жизнь и творчество А.А.Ахматовой.
Основные темы и идеи лирики. Поэма «Реквием».
Жизненный и творческий путь поэтессы. Отражение в
лирике глубины человеческих переживаний. Тема любви
и искусства в поэзии. Поэма «Реквием». Смысл
названия. Полифония тем, образов.

Литература 30х-40х

Лабораторная работане предусмотрена
Практическая работа№45: Семинар по поэзии
«серебряного века».
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС №22: (анализ стихов А.А.Ахматовой).
Содержание
Тема 22.1. Жизнь и творчество М.Шолохова.
История создания романа «Тихий Дон».

№135138

4

2
13
№139140

№141144
№145

2

2

4
1
2

3

№146

1

2

№147148

2

3

2
6
1

3

№149

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;

годов.

М.А.Шолохов

А.П.Платонов.

Жизненный путь писателя. Шолохов – писатель,
общественный деятель.
История создания романа.
Сюжетная основа произведения.
Тема 22.3. Быт и нравы донского казачества.
«Мысль семейная»в романе.
Краткая историческая справка о казачестве. Быт и
нравы казачества. Чувства долга, любви в жизни героев
романа. Семья Мелеховых история и традиции. «Мысль
семейная» в романах «Война и мир» и «Тихий Дон»
Тема 22.5. Путь исканий Григория Мелехова.
История рода Мелеховых. Воспитание в семье.
Любовь в жизни Григория. Участие в боевых действиях.
Возвращение домой.
Тема 22.6.События гражданской войны и личная
драма героев.
Роль пейзажных зарисовок в раскрытии темы
войны. Изображение массовых сцен и раскрытие в них
характеров героев. Трагедия казачества, народа.
Проблемы войны и мира в романе.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа№45: Анализ эпизодов. Тест по
творчеству М.А.Шолохова
Контрольная работа не предусмотрена
СРС №23:выполнение домашних заданий, чтение и
анализ рассказов М.Шолохова, анализ эпизода
эпического произведения.
Содержание
Тема 23.1. Жизнь и творчество А.П.Платонова.
Рассказы и повести.
Очерк жизни и творчества. Начло литературной
деятельности. Жанр рассказа в творчестве писателя.
Своеобразие писательского стиля.
Тема 22.2. Повесть «Сокровенный человек».
Сюжет повести и система образов. Нравственная
проблематика. Идейно - художественное своеобразие.
Критики о творчестве Платонова.

№150

1

№151

1

№152

1

2

№153156

4

3

2

3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.
ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
6.1; 6.2; 7.4
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

4

№157158

№159 160

3
2

2

2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.

Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа№46: Тест по творчеству
А.П.Платонова.
Контрольная работа не предусмотрена
СРС №24 чтение и анализ рассказа «В прекрасном и
яростном мире».
Содержание
М.А.Булгаков.

В.Т.Шаламов.

Б.Л.Пастернак.

Тема 24.1. Жизнь и творчество М.Булгакова.
Дореволюционный период жизни. Начало
литературной деятельности. Жанровое многообразие
творчества писателя. Переводческая деятельность.
Булгаков и театр.
Тема 24.2. Повесть «Собачье сердце». Роль
эксперимента.
Своеобразие повести. Сочетание реального и
фантастики. Библейские мотивы. Образ
Преображенского. Эксперимент мастера.
Практическая работа№47: Рецензия на повесть
«Собачье сердце»
СРС №25: выполнение домашних заданий, чтение и
анализ повестей «Собачье сердце», «Роковые яйца».
Содержание
Тема 25.1. Жизнь и творчество В.Т.Шаламова.
Рассказы «Шоковая терапия», «Последний замер».
Основные этапы творчества писателя. Основные
темы творчества. Сюжет и композиция произведений.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа№48: работапо разделам:
М.А.Шолохов», «А.П.Платонов», «М.А.Булгаков»,
«В.Т.Шаламов».
Контрольная работа не предусмотрена
СРС №26: Сочинение: «Основная мысль рассказов».
Содержание
Тема 26.1. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака.
Роман «Доктор Живаго» (стихотворения из романа).

№161162

2

2

3

4
№163164

№165166

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.

2

2

3

3
№167168

№169170

№171172

4
2

2

2

3

3
2
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;

3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

Краткий очерк жизни и творчества. Основные
темы творчества. Философская глубина лирики. Сюжет
романа «Доктор Живаго». Взаимоотношения героев.
Человек и революция. Путь исканий главного героя.
Изображение исторической эпохи в романе.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа№49: выразительное чтение и
анализ стихотворений. Анализ романа «Доктор

3
№173174

2

Живаго».
Контрольная работа не предусмотрена
СРС №27:подготовить сообщение на тему:

2

«Эстетические поиски в ранней лирике Пастернака».
Раздел 27.
А.Т.Твардовский.

Содержание
Тема 27.1. Жизнь и творчество А.Т.Твардовского.
Краткий очерк жизни и творчества. Литературная
деятельность в периодических журналах. Твардовский и
время.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа№50: Выразительное чтение и
анализ стихотворений
Контрольная работа№8зачет по стихам
СРС не предусмотрена.

Раздел 28.
Проза второй
половины XX века.

Содержание
Тема 28.1.Русская проза 50-90 годов.
Краткий обзор литературного процесса. Новый
тип процесса. Литературные течения. Обзор творчества
писателей – сибиряков.
Тема 28.2. Жизнь и творчество А.И.Солженицына.
Рассказ «Один день Ивана Денисовича».
Довоенный и военный периоды жизни писателя.
Ссылка. Начало творческого пути. Жизнь и творчество
за границей.

№175176

4
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

3
№177178
№179

2
1
11
1

2

№180

№181

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

1
2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК

Сюжет рассказа. Новаторство писателя. И.Шухов –
личность в системе образов рассказа. Проблемы
нравственности в произведении.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа№51: чтение и анализ отрывков
из повести
Контрольная работа не предусмотрена
СРС №28: чтение и анализ рассказа А.Солженицына
«Один день Ивана Денисовича»).
Тема 28.3. В.М.Шукшин. Рассказы.
Краткая биография писателя. Особенности
русского характера в рассказах В.М.Шукшина. Образ
дороги в произведениях. Шукшин – актер, режиссер.
Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа№52: Чтение и анализ рассказов
В.М Шукшина.
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС №29: анализ эпических произведений.
Тема 28.4. Жизнь и творчество В.Г.Распутина.
Обзор жизни и творчества писателя. Идея поиска
всемирной гармонии в произведениях писателя.

Тема 28.5. Повесть «Прощание с Матерой».
Сюжет и композиция повести «Прощание с
Матерой». Образ народа в повести.

Поэзия второй
половины XX века.

СРС №30: подготовить сообщение на тему:
«Нравственные проблемы в творчестве В.Г. Распутина»
Содержание
Тема 29.1. Поэзия второй половины XX века.
Ю.Кузнецов. Основные темы и идеи лирики.
Обзорное изучение поэтического наследия второй

10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

№182183

2

3

2
№184

1

2

№185186

2

3

2
1

3

№187

№188

1

2

2

3

4
№189

1
2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10

половины ХХ века: темы, идеи, имена. Особенности
поэзии. Краткий очерк жизни и творчества
Ю.Кузнецова. Основные темы и идеи лирики.
Художественное своеобразие.
Тема 29.2. И.Бродский. Основные темы и идеи
лирики.
Очерк жизни и творчества. Своеобразие поэзии
И.Бродского. Основные темы лирики.
Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа№53: чтение и анализ
стихотворений
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС: не предусмотрена
Литература последнего Содержание
десятилетия.
Тема 30.1. Основные тенденции современного
литературного процесса.
Основные тенденции современного
литературного процесса. Последние публикации в
журналах, отмеченные премиями, получившие
общественный резонанс, положительные отклики в
печати.
Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа№54: чтение и анализ
фрагментов.
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС №31: «подготовить сообщение «Характерные
черты поэзии «шестидесятников».
Содержание
Тема 31.1. А.В.Вампилов. Пьеса «Утиная охота».
Драматургия второй
Проблематика. Своеобразие ее композиции. Образ
половины XX века.
Зилова как художественное открытие драматурга.
Психологическая разновидность в характере героя.
Смысл финала пьесы.
Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа№55: Чтение и анализ пьесы

ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

№190

1

№191192

2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

2
2
№193

№194195

1

2

2

3

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

2

№196

2
1

№197-

2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

198
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС №32:сочинение на тему «Основные образы пьесы».
Содержание
Новейшая
русская Литература 80-90-ых годов.Общая характеристика
проза и поэзия 80-90- переломной эпохи. Современная проза и поэзия.
ых годов.
Реалистическая проза.Повести и рассказы
Л.Петрушевской, В.Аксёнова.
Эволюция модернистской прозы м поэзии: Ф.Искандер,
В.Пелевин.
Неореализм Татьяны Толстой.
Мировое значение русской литературы.
Обобщение пройденного материала за курс обучения.
Лабораторная работа: не предусмотрена.
Практическая работа №97-102:.Анализ повестей Л
Петрушевской, Вл.Пелевина, Т.Толстой.
Контрольная работа№10: Тест по
творчествуЛ.Петрушевской, В.Аксёновой,
Ф.Искандера, В.Пелевина,Т. Толстой.
СРС №33: жизненные ценности писателей новейшей
литературы.
\

№199

2
4
1

2

№200205
№206207

6
2

4

ЛР 3.3; 1.3; 3.1;
4.1; 4.2; 4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6;
4; 5;7;8.7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации рабочей программы имеется учебный кабинет русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- столы - 12
- стулья- 24
- рабочее место преподавателя - 1
- компьютерный стол - 1
- учебники, учебные пособия;
- справочники, словари;
- таблицы;
- тематический стенд по культуре речи - 1
- шкафы для книг - 3
- методические папки
Технические средства обучения:
- компьютер - 1

Основные источники для обучающихся:
Лебедев, Ю. В., Русский язык и литература. Литература. 10 кл. ФГОС. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В
2х ч. Рекомендовано Минобрнауки РФ., М.: Просвещение, 2018
Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.- М. – Просвещение, 2018
Методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ студентов, 2018
Методические рекомендации для практических работ, 2018
Для преподавателя:
1.ФГОС
среднего
(полного)
общего
образования.Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартсреднего
(полного)общегообразования,
утвержденныйприказомМинобрнаукиРоссииот17мая
2012г.№
413.ЗарегистрировановМинюсте
РФ07.06.2012N 24480
2.
ПриказМинобрнаукиРоссииот29декабря2014г.№1645«Овнесении
измененийвприказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерации
от17
мая2012
г.№413«Обутверждениифедеральногогосударственного образовательногостандарта среднего(полного) общегообразования».
30

3. (ФГОС СПО) с учетом получаемой профессии35.01.13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производстваутвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013г.. № 740( под ред. от 09.04.2015г)
4. Примерная основная образовательная программасреднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))
5. Контрольно-измерительные материалы входного, текущего контроля и промежуточной аттестации по УД «Литература», 2019
6. Методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ студентов, 2019
7. Методические рекомендации для проведения практических работ по УД «Литература», 2019.
8. Лебедев, Ю. В., Русский язык и литература. Литература. 10 кл. ФГОС. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень.
В 2х ч. Рекомендовано Минобрнауки РФ., М.: Просвещение, 201/8
9. Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.- М. – Просвещение, 2018
Дополнительные источники для преподавателя:
1. Буслакова, Т. П. Русская литература XIX века: Учебный минимум для абитуриента. Учебное пособие.- М.: Высш. шк., 2017.- 574 с.
3. Буслакова, Т.П. Русская литература XX века: Учебный минимум для абитуриента. Учебное пособие.- М.: Высш. шк., 2017.- 414 с.
4. Миронова, Н.А. Анализ лирического произведения. М., 2017.5. Санжадаева, Г.С. Новые технологии преподавания литературы. У-У., 2018. – 46 с.
6. Поташник, М. М., Левит, М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования.
– М.: 2019.
7. Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального
образования. – Киров: Старая Вятка, 2017.
8. Черняк, М. А. Современная русская литература. – М.: 2017.
Интернет-ресурсы для обучающихся:
www.gramma.ru–сайт«Культураписьменнойречи»,созданныйдля
оказанияпомощивовладениинормамисовременногорусского
литературногоязыкаинавыкамисовершенствованияустнойиписьменной речи,создания и редактирования текста.
www.krugosvet.ru–универсальнаянаучно-популярнаяонлайн- энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет».
www.school-collection.edu.ru–единаяколлекцияцифровых образовательныхресурсов.
http://spravka.gramota.ru–Справочная служба русскогоязыка.

31

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметные результаты обучения
Выпускник на базовом
уровне научится
ПР 1. демонстрировать знание произведений
русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;

Показатели

Формы и методы оценки

90-100% правильных ответов/решений оценка 5
(отлично);
70-89% правильных ответов/решений оценка 4
(хорошо);
50-69% правильных ответов/решений оценка 3
(удовлетворительно);
Менее 50%1 правильных ответов/решений оценка 2
(неудовлетворительно)
Демонстрирует знание произведений русской,
родной и мировой литературы, приводя примеры
двух или более текстов, затрагивающих общие
темы или проблемы;
ПР2. в устной и письменной форме обобщать Демонстрирует умения в устной и письменной
форме
обобщать
и
анализировать
свой
и анализировать свой читательский опыт, а
читательский опыт, а именно:
именно:

ПР 2.1 обосновывать выбор
художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
ПР 2.2. использовать для раскрытия
тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие
проблемный характер и требующие анализа;

Текущий контроль:
Устный опрос
Письменные и устные развернутые
ответы
Тестирование
Сочинение
Эссе
Выразительное чтение
Чтение наизусть
Самостоятельная работа с
учебником
Публичное выступление с докладом
Анализ и интерпретация
художественного текста
Наблюдение и проверка
результатов и хода выполнения
практических работ
выбор
художественного
Промежуточная аттестация:
для анализа, приводя в качестве Дифференцированный зачет
тему (темы) произведения, так и его
(содержащиеся в нем смыслы и

обосновывать
произведения
аргумента как
проблематику
подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего
высказывания
указание
на
фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа

В период введения ФГОС СОО допускается установление критерия освоения учебного материала на уровне 50% от максимального балла за выполнение заданий базового
уровня
1

32

ПР 2.3.давать объективное изложение текста: давать объективное изложение
характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи
произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние,
в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
ПР 2.4. анализировать жанрово-родовой
выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного
мира произведения: места и времени
действия, способы изображения действия и
его развития, способы введения персонажей и
средства раскрытия и/или развития их
характеров;
ПР 2.5.определять контекстуальное значение
слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки
зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
ПР 2.6.анализировать авторский выбор
определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как
взаиморасположение и взаимосвязь
определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и
обусловливает эстетическое воздействие на
читателя (например, выбор определенного
зачина и концовки произведения, выбор
между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
ПР 2.7. анализировать случаи, когда для
осмысления точки зрения автора и/или героев

текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая
сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора,
раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения:
места и времени действия, способы изображения
действия и его развития, способы введения
персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз,
используемых в художественном произведении
(включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с
точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определенных
композиционных
решений
в
произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
определенных
частей
текста
способствует
формированию
его
общей
структуры
и
обусловливает
эстетическое
воздействие
на
читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой
или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки
зрения автора и/или героев требуется отличать то,
33

требуется отличать то, что прямо заявлено в
тексте, от того, что в нем подразумевается
(например,
ирония,
сатира,
сарказм,
аллегория, гипербола и т.п.);
ПР 3. осуществлять следующую
продуктивную деятельность:
ПР 3.1.давать развернутые ответы на
вопросы об изучаемом на уроке произведении
или создавать небольшие рецензии на
самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения,
понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);
ПР 3.2. выполнять проектные работы в сфере
литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации
литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться
ПР 4. давать историко-культурный
комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
ПР 5. анализировать художественное
произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития
и субъективных черт авторской
индивидуальности;
ПР 6. анализировать художественное
произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания
(философией, историей, психологией и др.);

что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира,
сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
Демонстрирует умения осуществлять следующую
продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об
изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие
рецензии
на
самостоятельно
прочитанные
произведения,
демонстрируя
целостное восприятие художественного мира
произведения,
понимание
принадлежности
произведения к литературному направлению
(течению)
и
культурно-исторической
эпохе
(периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и
искусства,
предлагать
свои
собственные
обоснованные
интерпретации
литературных
произведений
Демонстрирует умения
давать историко-культурный комментарий к тексту
произведения (в том числе и с использованием
ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
анализировать
художественное
произведение
в
сочетании воплощения в нем объективных законов
литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
анализировать
художественное
произведение
во
взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного
знания
(философией,
историей,
психологией и др.);

34

ПР 7. анализировать одну из интерпретаций
эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или
театральную
постановку;
запись
художественного чтения; серию иллюстраций
к
произведению),
оценивая,
как
интерпретируется исходный текст.

анализировать одну из интерпретаций эпического,
драматического
или
лирического
произведения
(например, кинофильм или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к
произведению),
оценивая,
как
интерпретируется
исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит
возможность узнать
8.1. о месте и значении русской литературы в
мировой литературе;
8.2. о произведениях новейшей отечественной и
мировой литературы;
8.3. о важнейших литературных ресурсах, в том

Демонстрирует знания

числе в сети Интернет

о месте и значении русской литературы в мировой
литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой
литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети
Интернет

8.4об историко-культурном подходе в
литературоведении;
8.5 об историко-литературном процессе XIX и XX
веков;
8.6. о наиболее ярких или характерных чертах
литературных направлений или течений;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

8.7. имена ведущих писателей, значимые

имена ведущих писателей, значимые факты их
творческой
биографии,
названия
ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными
образами» или именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных
направлений или течений;

факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев,
ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и
отечественной культуре;
8.8 о соотношении и взаимосвязях о соотношении и взаимосвязях литературы с
литературы с историческим периодом, историческим периодом, эпохой.
эпохой.

35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».