РП ОУД.01 Русский язык 22

-1-

-2-

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

24

-3-

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«РУССКИЙ ЯЗЫК».
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью
программы подготовки квалификационных рабочих и служащих
(ППКРС) в соответствии с ФГОС и с учетом требований ПС, по профессии профессии35.01.13. Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013г.. № 740( под ред. от
09.04.2015г)
1.1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы среднего профессионального образования
Дисциплина входит в состав базовых дисциплин общеобразовательного цикла предметной области «Русский язык и литература»,
реализуется в течение первого года обучения с максимальным количеством часов –116 ч.
Результаты освоения дисциплины необходимы при изучении всех учебных дисциплин общеобразовательного и
профессионального циклов.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины

1.2.1. Цели и планируемые личностные результаты:
Код
группы ЛР

Группы личностных
результатов

Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)

ЛР.2

Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
России как к Родине
(Отечеству)
Личностные

ЛР.2.3 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
ЛР.2.4 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации

ЛР.4

ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
-4-

ЛР.5

ЛР.6

ЛР.7

результаты в сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими
людьми
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру,
живой
природе,
художественной
культуре
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
семье и родителям, в
том
числе
подготовка
к
семейной жизни
Личностные
результаты в сфере
отношения
обучающихся
к
труду,
в
сфере
социальноэкономических
отношений

отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
ЛР.4.5 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
ЛР.5.4 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.

ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
ЛР.6.2
положительный
образ
семьи,
родительства
(отцовства
и
материнства),
интериоризациятрадиционных семейных ценностей.

ЛР.7.4 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

1.2.2. Цели и планируемые метапредметные результаты
Код группы
МПР

Групповые
метапредметные

Метапредметные результаты
Выпускник научится:
-5-

МПР.1

результаты
Регулятивные
универсальные
учебные действия

МПР.2

Познавательные
универсальные
учебные действия

МПР.3

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

МПР.1.3ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
МПР.1.4оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
МПР.1.5выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
МПР.1.6 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
МПР.1.7сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
МПР.2.2 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
МПР.2.3 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
МПР.2.5 выходить за рамки учебной дисциплины и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
МПР.2.6 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
МПР.3.1 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
МПР.3.2 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МПР.3.4 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;

-6-

1.2.3. Цели и планируемые предметные результаты
Код ПР
ПР.1

Выпускник на базовом уровне научится
1.1.
1.2.
1.3.

1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.

1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.16.
1.17.
Код ПР
ПР.2

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной
функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров
(тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой
принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с
выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с
точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
2.1.
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

-7-

2.2.

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;

2.3.

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

2.4.

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

2.5.

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности
речи;

2.6.

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

2.7.

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

2.8.

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном
тексте;

2.9.

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную
информацию;

2.10.

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

2.11.

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

2.12.

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

2.13.

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

2.14.

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;

2.15.

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах
общения;

2.16.

осуществлять речевой самоконтроль;

2.17.

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;

-8-

2.18.

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых
языковых средств;

2.19.

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы

1.2.4. Общие компетенции (из ФГОС СПО).
ОК 4.
ОК 6.
ОК 10.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические
контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося:116 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося:78 часов;
самостоятельной работы обучающегося:38 часов.

-9-

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрена
Презентации
Подготовка реферата
Конспект
Подготовка сообщения
Подготовка сочинений
Анализ текстов
СРС №1: сообщение на тему: «Значение культуры речи в профессии Мастер по ремонту и
техническому обслуживанию автомобилей».
СРС №2: подобрать текст публицистического или научного стиля на профессиональную тему.
СРС №3: составление аннотации на любимую книгу. Развернутый ответ на вопрос: «Что такое
хорошая речь.
СРС №4: Выполнить и заполнить таблицу изобразит.- выразит. средствами из художественной
литературы.
СРС №5: Сообщение на одну из тем: «Толковые словари и их создатели», «Словари и справочники

116
78
40
5
38

2
4
2
2
5
2
1
1
1
1

1
- 10 -

Изображение фразеологизмов в рисунках.
СРС №6: конспект «Гласные и согласные звуки русского языка. Их сильные и слабые позиции».
СРС №7: Составление словаря ударений для профессий «Автомеханик».
СРС №8: составление орфоэпического словаря для профессий.
СРС №9: Особенности словообразования профессиональной лексики.
СРС №10: . Конспект «Правописание сложных прилагательных».
СРС №11: подбор пословиц и поговорок с разными разрядами местоимений.
СРС №12: составление таблицы спряжения «избыточных» и « недостаточных» глаголов.
СРС №13: Презентация «н и нн в словах разных частей речи».
Самостоятельная работа №14: подготовить сообщение на тему «Открыватель «Голубой Руси».
СРС№15: конспект «Слова категории состояния
Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их
функции в речи».
СРС №16: Подготовка презентации «Служебные части речи». Составление карточек с примерами
«Использование производных предлогов в речи».
СРС №17:составление таблицы «Служебные части речи».
СРС №18: конспект «Междометия и звукоподражательные слова».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
СРС №19: Составление тематических карточек с различными видами словосочетаний на
профессиональную тему.
СРС №20: Подбор текста на профессиональную тему и объяснение правил постановки в нем
знаков препинания.
Синтаксический разбор осложненного простого предложения из самостоятельно выбранного текста.
СРС №21: создание презентации по теме «Использование сочинительных союзов».
1
CРС №22 :Синтаксический разбор простого предложения из самостоятельно выбранного текста.
СРС №23 :Синтаксический разбор простого осложненного предложения из самостоятельно
выбранного текста.
СРС №24 :Синтаксический разбор сложного предложения из самостоятельно выбранного текста.
СРС №25: Синтаксический разбор сложного предложения из самостоятельно выбранного текста

1
1

1
1
1

1
1

- 11 -

Итоговая аттестация в форме экзамена

- 12 -

2.2. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01 « Русский язык»
Наименование разделов
и тем

1
Введение.

Содержание учебного материала,
самостоятельная работа обучающегося,

2
Тема 1. Введение.
Язык как средство общения и форма существования
национальной культуры. Язык и общество. Язык как
развивающееся явление. Язык как система. Основные
уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура.
Отражение в русском языке материальной и духовной
культуры русского и других народов. Понятие о
русском литературном языке и языковой норме.
Лабораторная работа не предусмотрена.
Практическая работа не предусмотрена
Контрольная работа: не предусмотрен

№
Кален
занятия дарны
е
Сроки
выпол
нения

3

2
№1

1

Коды
результатов
,
формирован
ию которых
способствуе
т элемент
программы
5
ЛР 2.3.
ЛР 2.4.
МПР.3.4
ПР.1.6
ПР.1.1
ПР.2.4
ПР 2.6.
ОК 4. ОК 10

2

1
2

Содержание
Тема 3.1.Язык и речь
Виды речевой деятельности. Речевая ситуация
и ее компоненты. Основные требования к речи:
правильность, точность, выразительность, уместность

Уровень
усвоения

4

СРС: №1 :сообщение на тему: «Значение культуры
речи в профессии Автомеханик».
Раздел 1. Язык и речь.
Функциональные стили
речи.

Объем
часов

5
№2

сентяб
рь

1

13

употребления языковых средств.

Лабораторная работа: не предусмотрена
Контрольная работа: не предусмотрена
Практические занятия№1: речевые ошибки и
способы их устранения.

№3

1

Самостоятельная работа: №2:подобрать текст
публицистического или научного стиля на
профессиональную тему.
Лабораторная работа: не предусмотрена.
Практические занятия№2-3 Лингвостилистический
анализ
текста
на
профессиональную
тему.
Оформление
документации в соответствии со
стандартами.

№5-6

2

МПР 1.3.
МПР 1.7.
ПР 1.3. ПР
1.9.
ПР 1. 11 ПР
1.12.
ПР 1.15. ПР
2.11 ОК 4.
ОК 10

Контрольная работа: не предусмотрена.
СРС №3:составление аннотации на любимую

1

книгу. Развернутый ответ на вопрос: «Что
такое хорошая речь».
Тема 3.5 Официально-деловой стиль речи, его
признаки, назначение. Жанры официально-делового
стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и
др.

№7

1

ПР.1.9 – 1.12.
ПР.2.11
ПР.2.14 ОК
4. ОК 10.

14

Тема 1.5.Публицистический стиль речи
Публицистический стиль речи, его назначение.
Основные жанры публицистического стиля.
Основы
ораторского
искусства.
Подготовка
публичной
речи.
Особенности
построения
публичного выступления.
Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическое занятие№4-5:Написание
автобиографии, текста делового письма.
Анализ текстов научного и официально-делового
стилей на профессиональную тему (стилистический
анализ).
Контрольная работа№1:по разделу Язык и речь.

№8

1

2

№9-10
2
№11

СРС №4: составление аннотации на любимую книгу.

ЛР 2.3.ЛР
7.4.
МПР 1.3.
МПР 1.6.
МПР 1.7.
МПР 3.4.
МПР 3.1. ПР
1.1 ПР 1.5.
ПР 1.3. ПР
1.8.
ПР 1.17 ПР
2.2

1
1

Развернутый ответ на вопрос: «Что такое хорошая
речь?»
Тема 4.1. Слово в лексической системе языка
Лексическое и грамматическое значения слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное
значение слова.
Метафора, метонимия как выразительные средства
языка.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Изобразительные возможности
синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация.

№12

1
2

Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа№6-7: Выполнение
упражнений на употребление средств
выразительности.

№13-14

2

15

Контрольная работа: не предусмотрена
СРС №5: Выполнить и заполнить таблицу
изобразит.- выразит. средствами из художественной
литературы.
Тема 4.2. Русская лексика с точки зрения ее
происхождения и употребления
Русская лексика с точки зрения ее происхождения
(исконно русская лексика, заимствованная лексика,
старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная
лексика, книжная лексика, лексика устной речи
(жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).
Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Лабораторная работа не предусмотрена
Контрольная работа не предусмотрена
СРСне предусмотрена
Тема 4.3. Активный и пассивный словарный запас
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы,
историзмы, неологизмы.
Особенности русского речевого этикета. Лексика,
обозначающая предметы и явления традиционного
русского быта. Фольклорная лексика и фразеология.
Русские пословицы и поговорки.
Тема 4.4. Лексические нормы
Тема 4.4. Фразеологизмы
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова.
Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.
Лексические и фразеологические словари. Лексикофразеологический разбор.
Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа№10-11:
Работа над составлением словарика для профессий
«Автомеханик».

1

№15-16
1

2

ЛР 2.3.
ЛР.2.4
МПР.2.3
ПР1.9 – ПР
1.12.
ПР.2.4.ПР.2.
12

2
№19

№20-21

1

2

МПР 1.6.
МПР.2.3
МПР 3.4.
ПР1.10 ПР
1.11.
ПР 1.12.
ПР.2.1
ПР.2.11
ПР 2.19 ОК
4. ОК 10.

ЛР 7.4.
МПР 3.4.
МПР 3.1.
16

Практическая работа №12:
Алгоритм лексического анализа слова.
Практическая работа №13: Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление.
Лексико-фразеологический разбор слов из текста на
профессиональную тему.

Контрольная
работа№2:диктант
по
разделу
«Лексика и фразеология».
СРС №5: Сообщение на одну из тем: «Толковые
словари и их создатели», «Словари и справочники для
Автомехаников».
Изображение фразеологизмов в рисунках.
Раздел 5. Фонетика,
орфоэпия.

Содержание
Практическая работа№14-15:
Фонетический разбор слов из профессиональной
лексики
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС №6: конспект «Гласные и согласные звуки
русского языка. Их сильные и слабые позиции».
Тема 5.2. Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы
ударения.
Произношение гласных и согласных звуков,
произношение заимствованных слов.
Использование орфоэпического словаря. Благозвучие
речи. Звукопись как изобразительное средство.
Ассонанс, аллитерация.
Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа №16:
Работа с орфоэпическим словарем:выявление часто

№22

1

№23

2
1

№24

1
1

№25-26

8
2

2

1
№27

1

№28

1

МПР 2.5.
ПР 1.6. ПР
1.9. ПР1.10.
ПР 1.15.
ПР.1.17.
ПР 2.1 ПР
2.8
ПР 2.19 ОК
4. ОК 10
МПР 1.3.
МПР 1.5.
МПР 1.6.
ПР.1.17.
ПР 2.1 ПР
2.8
ПР 2.19

2

ЛР.2.4
МПР.3.4
ПР.1.4
ПР.2.2.ПР.2.
13
ПР 2.16 ОК
4. ОК 10.
ЛР 4.5
МПР 1.3.
МПР 1.4.
МПР 1.5.
МПР 1.6.
МПР 1.7.
МПР 2.1.
ПР 1.13. ПР
1.14. ПР
1.15. ПР
1.16. ПР1.17
ПР 2.2.
17

встречающихся орфоэпических ошибок в
профессиональной речи.

Раздел 5. Фонетика,
орфоэпия.

Контрольная работа не предусмотрена
СРС №7:
Составление словаря ударений для профессий
«Автомеханик».
Тема 3.3. Правописание безударных гласных,
звонких и глухих согласных.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих
согласных. Употребление буквы Ь.
Правописание О /Ё после шипящих и Ц.
Правописание приставок на З - / С - . Правописание И
– Ы после приставок.

ПР2.5. ПР
2.10. ПР
2.13. ПР
2.14.
1
№29

1

2

ЛР.4.5.
МПР.3.4;
ПР1.4.
ПР
1.15.
ПР.2.13 ОК
4. ОК 10.

Лабораторная работа: не предусмотрена
№30-31

Практическая работа№17-18:

2
3

Работа с орфоэпическим словарем:выявление часто
встречающихся орфоэпических ошибок в
профессиональной речи.
СРС

№8:

составление

орфоэпического

1
3

словаря.составление словаря ударений для профессий
«Автомеханик».
Контрольная работа№3: Тест(подготовка к ЕГЭ) по
теме «Фонетика,орфоэпия,орфография.
Раздел 6. Морфемика,

Содержание

№32

1
4

18

словообразование.
Тема 6.3. Употребление приставок и суффиксов в
разных стилях речи.
Употребление приставок в разных стилях речи.
Употребление суффиксов в разных стилях речи.
Речевые ошибки, связанные с неоправданным
повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.
Правописание сложных слов.
Практическое занятие: №19-20:выполнение
морфемного разбора слов.

2
№33
1

№34-35

СРС №9: Особенности словообразования
профессиональной лексики.
Контрольная работа№4: по разделу « Морфемика и
словообразование».
Раздел 7.Морфология и
орфография.

2
1

№36

содержание

3
3

1

ЛР.2.3
МПР.1.6
МПР 2.3.
ПР.1.1
ПР.1.15
ПР 2.13 –
2.15
МПР 2.3.
МПР 3.1
МПР 3.4.
ПР 1.15
ПР 1.17
ПР 2.18
ПР 2.17
ОК 4. ОК 10.

11

Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя
существительное
Грамматические признаки слова (грамматическое
значение, грамматическая форма и синтаксическая
функция). Знаменательные и незнаменательные части
речи и их роль в построении текста. Основные
выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические
разряды имен существительных. Род, число, падеж
существительных. Склонение имен существительных.
Правописание окончаний имен существительных.
Правописание
сложных
существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Употребление форм имен существительных в речи.

№37

1

2

ЛР 7.4.
ЛР. 4.5
МПР 3.1.
МПР 3.4.
ПР 1.15
ПР 2.17

19

Лабораторная работа: не предусматривается
Практическая работа№21-22:
Морфологический разбор существительных из текста
на профессиональную тему.
Употребление форм существительных в
профессиональной речи.
Контрольная работа: не предусматривается
СРС: не предусматривается
Тема 7.2. Имя прилагательное
Имя прилагательное. Лексико-грамматические
разряды имен прилагательных. Степени сравнения
имен прилагательных. Правописание суффиксов и
окончаний имен прилагательных.
Правописание сложных прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Употребление форм имен прилагательных в речи.
Лабораторная работа: не предусматривается
Практическая работа№23-24: Морфологический
разбор прилагательного.
Выполнение упражнений на правописание изученных
орфограмм в текстах и документациях.
Контрольная работа не предусматривается
СРС №10:. Конспект «Правописание сложных
прилагательных»
Тема 7.4. Имя числительное
Лексико-грамматические
разряды
имен
числительных.
Раздел 7.Морфология и
Правописание
числительных.Морфологический
орфография.
разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание
числительных оба, обе, двое, трое и др. с
существительными разного рода.
Лабораторная работа: не предусмотрена

№38-39

МПР 3.4.
МПР 2.3.
ПР 1.1.
ПР 1.16
ПР 2.5
ОК 4. ОК 10.

2

2
№40

№41-42

1

ЛР 7.4.
ЛР 4.5.
МПР 3.1.
МПР 3.4.
ПР 1.15
ПР 2.17

ЛР 7.4.
ЛР 4.5.
МПР 3.1.
МПР 3.4.
ПР 1.15 ПР
2.17

2

1
2
№43

1

МПР 2.3.
МПР 3.4.
МПР 2.4.
ПР1.9.
ПР 1.11.
ПР 1.12.
ПР 2.15.
ПР 2.18
ОК 4.
20

Практическая работа№25: Морфологический
разбор имени числительного. Употребление имен
числительных в профессиональной речи Выполнение
упражнений на правописание числительных в текстах
и документациях.
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС не предусмотрена
Тема 7.5. Местоимение
Значение местоимения. Лексико-грамматические
разряды местоимений.
Правописание
местоимений.
Морфологический
разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как
средство связи предложений в тексте.
Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа№26: Морфологический
разбор местоимения.
Употребление местоимений в профессиональной
речи
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС №11: подбор пословиц и поговорок с разными
разрядами местоимений.
Раздел 7.Морфология и Тема 7.6. Глагол.
Грамматические признаки глагола.
орфография.
Правописание суффиксов и личных окончаний
глагола.
Правописание НЕ с глаголами. Морфологический
разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.
Лабораторная работа: не предусмотрена

№44

ЛР 7.4.
ПР 1.15
ЛР 4.5.
МПР 3.4.
МПР 2.4.
ПР 2.15

1

2
№45

1

№46

1

1

МПР 3.4.
МПР 2.4.
ПР1.15. ПР
2. 18
3
2

№47

2

МПР 2.3.
МПР 3.4.
МПР 2.4.
ПР 1.15.
ПР 2. 15
ОК 4. ОК
10.

ЛР 7.4.
ЛР 4.5.
МПР 3.4.
МПР 2.4.
ПР 1.15. ПР
2. 17

Практическая работа№27-28:
Морфологический разбор глаголов из теста на
профессиональную тему.

№48-49
2

Употребление форм глагола в профессиональной
21

речи
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС №12: составление таблицы спряжения
«избыточных» и « недостаточных» глаголов.

1
2

Раздел 7.Морфология и
орфография

Тема 7.7.
Причастие как особая форма глагола.
Образование действительных и страдательных
причастий. Правописание суффиксов и окончаний
причастий.
Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и
–НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Причастный оборот и знаки препинания в
предложении
с
причастным
оборотом.
Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей.
Синонимия причастий.
Лабораторная работа: не предусматривается
Практическая работа№29:
Морфологический разбор причастия.
Правильное использование причастий в предложении
Контрольная работа: не предусматривается
СРС №13: Презентация «н и нн в словах разных
частей речи».

Раздел 7.Морфология и
орфография

Тема 7.8.Деепричастие как особая форма глагола.
Образование
деепричастий
совершенного
и
несовершенного
вида.
Правописание
НЕ
с
деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в
предложениях
с
деепричастным
оборотом.
Морфологический разбор деепричастия.
Лабораторная работа: не предусматривается
Практическая работа№30:

№50

1

№51

1

ЛР.4.5
МПР 1.3.
МПР
3.2.МПР
3.4. МПР
3.1.
ПР 1.3. ПР
1.8.
ПР 1.4. ПР
1.15.
ПР 1.17 ПР
2.2.

1

2
№52

1

22

Морфологический разбор деепричастия.
Выполнение упражнений с деепричастным оборотом
Контрольная работа: не предусматривается
СРС №14: подготовить сообщение на тему
«Открыватель «Голубой Руси».
Наречие.
Грамматические
признаки
наречия.
Степени
сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие
наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий
при
характеристике
признака
действия.
Использование местоименных наречий для связи
предложений в тексте.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа№31:
Морфологический разбор наречия.
Выполнение упражнений на правописание наречий в
текстах профессиональной направленности
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС №15:: конспект «Слова категории состояния
Отличие слов категории состояния от слов-омонимов.
Группы слов категории состояния. Их функции в
речи».
Контрольная работа№5:по разделу «Морфология и
орфография».
Раздел 8.
Служебные части речи

№53

1

1

3

№54

1

2

№55

1

1

№56

1

2
содержание

10

23

ЛР.4.5
МПР 1.3.
3.4. МПР
3.1.
ПР 1.5.
ПР 1.15.
ПР 1.17 ПР
2.2.

Тема 8.1. Предлог как часть речи
Правописание предлогов. Отличие производных
предлогов (в течение, в продолжение,вследствие и
др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний.
Употребление существительных с предлогами
благодаря, вопреки, согласно и др.
Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа№32: Анализ текста:
правильность употребления предлогов в
профессиональной речи.
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС №16: Подготовка презентации «Служебные

№57

№58

1

1

1

части речи». Составление карточек с примерами
«Использование производных предлогов в речи».
Тема 6.2. Союз как часть речи
Правописание союзов. Отличие союзов тоже,
также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном
предложении.
Союзы
как
средство
связи
предложений в тексте.
Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа№33: Выполнение упражнений
на правописание союзов
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС: не предусмотрена.

2
№59

№60

1

1

ЛР.4.5
МПР 1.3.
. МПР 3.1.
ПР 1.1 ПР
1.5.
ПР 1.4. ПР
1.15.
ПР 1.17 ПР
2.2.

24

Тема 6.3. Частица как часть речи
Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ
с разными частями речи. Частицы как средство
выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа№34: Выполнение упражнений
на правописание частиц.
Контрольная работа не предусмотрена
СРС №17:составление таблицы «Служебные части
речи».
Тема 6.4. Междометия и звукоподражательные
слова
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки
препинания в предложениях с междометиями.
Употребление междометий в речи.
Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа: не предусмотрена
Контрольная работа№6: по разделу:Служебные
части речи.
СРС №18: конспект «Междометия и
звукоподражательные слова».
Раздел 9. Синтаксис и
пунктуация.

2
№61

1

№62

1

1
№63

1

№64

1
1

содержание
Тема 9.1. Основные единицы синтаксиса
Словосочетание, предложение, сложное
синтаксическое целое. Основные выразительные
средства синтаксиса.
Тема 9.2. Словосочетание
Строение словосочетания. Виды связи слов в
словосочетании. Нормы построения словосочетаний.
Синтаксический разбор словосочетаний. Значение
словосочетания
в
построении
предложения.
Синонимия словосочетаний.
Лабораторная работа: не предусмотрена

10
2
№65

2

ЛР.4.5
МПР 1.3.
МПР
3.2.МПР
3.4. МПР
3.1.
ПР 1.1 ПР
1.5.
ПР 1.3. ПР
1.8.
25

Практическая работа№35: Синтаксический разбор
словосочетаний из текста на профессиональную тему.
Контрольная работа: не предусмотрена

№66

1

СРС №19: Составление тематических карточек с
различными видами словосочетаний на
профессиональную тему.

Раздел 9. Синтаксис и
пунктуация.

Тема 9.3. Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания;
восклицательные
предложения.
Интонационное
богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок
слов. Стилистические функции и роль порядка слов в
предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного
предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия
составных сказуемых. Единство видовременных
форм глаголов-сказуемых как средство связи
предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение,
приложение, обстоятельство, дополнение). Роль
второстепенных членов предложения в построении
текста.
Синонимия
согласованных
и
несогласованных
определений. Обстоятельства времени и места как
средство связи предложений в тексте.
Односоставное
и
неполное
предложения.
Односоставные предложения с главным членом в
форме подлежащего. Односоставные предложения с
главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений.
Предложения односоставные и двусоставные как
синтаксические синонимы; использование их в разных
типах и стилях речи. Использование неполных
предложений в речи.

1

№67
1

ПР 1.4. ПР
1.15.
ПР 1.17 ПР
2.2.

ЛР.4.5
МПР 1.3.
МПР
3.2.МПР 3.4.
МПР 3.1.
ПР 1.1 ПР
1.5.
ПР 1.3. ПР
1.8.
ПР 1.4. ПР
1.15.
ПР 1.17 ПР
2.2.

2

26

Раздел 9. Синтаксис и
пунктуация.

Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа №36-37: Синтаксический
разбор простых предложений из текста на
профессиональную тему.
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС: не предусмотрена
Тема 9.4. Осложненное простое предложение
Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Однородные и неоднородные
определения. Употребление однородных членов
предложения в разных стилях речи.
Предложения с обособленными и уточняющими
членами. Обособление определений. Синонимия
обособленных и необособленных определений.
Обособление приложений. Обособление дополнений.
Обособление обстоятельств. Роль сравнительного
оборота как изобразительного средства языка.
Уточняющие члены предложения. Стилистическая
роль обособленных и необособленных членов
предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не
связанных с членами предложения. Вводные слова и
предложения.
Отличие
вводных
слов
от
знаменательных
слов-омонимов.
Употребление
вводных слов в речи; стилистическое различие между
ними. Использование вводных слов как средства
связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Знаки препинания
при междометии. Употребление междометий в речи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания
при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.
Знаки препинания при цитатах.
Лабораторная работа не предусмотрена

№68-69

2

№70

1

№71

1

№72

ЛР.4.5
МПР 1.3.
МПР
3.2.МПР
3.4. МПР
3.1.
ПР 1.1 ПР
1.5.
ПР 1.3. ПР
1.8.
ПР 1.4. ПР
1.15.
ПР 1.17 ПР
2.2.

3

3
1

№73

1
3

3

27

Практическая работа№38: Выполнение упражнений

№74

1

3

на отработку пунктуационных умений и навыков.
Контрольная работа не предусмотрена
СРС №20: Подбор текста на профессиональную
тему и объяснение правил постановки в нем знаков
препинания.
Синтаксический разбор осложненного простого

1

предложения из самостоятельно выбранного текста.
Раздел 9. Синтаксис и
пунктуация.

содержание
Тема 9.5. Сложное предложение
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в
сложносочиненном
предложении.
Синонимика
сложносочиненных предложений с различными
союзами.
Употребление
сложносочиненных
предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания
в сложноподчиненном предложении. Использование
сложноподчиненных предложений в разных типах и
стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания
в бессоюзном сложном предложении. Использование
бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи. Сложное синтаксическое целое как
компонент текста. Его структура и анализ. Период и
его построение.

Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа№39-40: Постановка знаков
препинания в текстах документов. Синтаксический
разбор сложного предложения из текста на
профессиональную тему.

4

№75-76

2

№77-78

2

2

ЛР.4.5
МПР 1.3.
МПР
3.2.МПР
3.4. МПР
3.1.
ПР 1.1 ПР
1.5.
ПР 1.3. ПР
1.8.
ПР 1.4. ПР
1.15.
ПР 1.17 ПР
2.2.

28

Контрольная работа не предусмотрена.
СРС №21: создание презентации по теме
«Использование сочинительных союзов».

1

2

Итоговый контроль: экзамен (в форме ЕГЭ)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации рабочей программы имеется учебный кабинет русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- столы - 12
- стулья- 24
- рабочее место преподавателя - 1
- учебники, учебные пособия;
- справочники, словари;
- таблицы;
- шкафы для книг - 3
- методические папки
Технические средства обучения:
- компьютер - 1
- «Сборник упражнений и диктантов», «1С: Репетитор по русскому языку», «1С: Репетитор. Тесты по русскому языку»
- тесты по всем разделам русского языка
- материал для подготовки к экзаменам (тесты).

29

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий,Основные источники:
1.Гольцова, Н.Г., Шамшин, И. В. Русский язык. 10-11 классы. – М., «Русское слово», 2018, 432с.
2. Греков, В. Ф., Крючков, С. Е., Чешко, Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.,
«Просвещение», 2018, 255 с.
3. Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи 10-11кл. - М., «Просвещение»,
2018, 300 с.
Для обучающихся:
1. Гольцова, Н.Г., Мищерина М. А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя М., «Русское слово», 2018, 336 с.
2. Золотарёва, И. В., Дмитриева, Л. П., Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. Традиционная
система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. М., «ВАКО», 2018, 320 с.
3. Золотарёва, И. В., Дмитриева, Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. - М., «ВАКО», 2018, 240 с.
4. Сост. Кривоплясова, М. Е. Русский язык 10-11 классы. Поурочные планы по учебнику В.В.Бабайцевой. - Волгоград,
«Учитель», 2017, 234 с.
Дополнительная литература:
1. Макурина, Л. В.Русский язык 11 класс. Книга для учителя. - М., «Русское слово», 2018, 205 с.
2. Научно-методический журнал «Русский язык в школе».
3. Штоль, А. А. Русский язык в таблицах. Учебно-справочное пособие. – Новосибирск, «Сибирское университетское
издательство», 2017 г.
4. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., «ИТИ Технологии», 2018, 944 с.
5. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., «Русский язык», 1995, 576 с.
6. Под редакцией Лехина, И. В. Словарь иностранных слов. - М, «Русский язык», 1988, 608 с.
Интернет – ресурсы
а) локальные (электронный учебник, 1С: Репетитор. Русский язык).
б) удаленные (www.gramma.ru)
30

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Система контроля и оценки результатов по дисциплине разработана в соответствии с локальными нормативными документами:
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся;
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, которые
конкретизированы в Планируемых результатах освоения обучающимися Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования. В рабочей программе учебной дисциплины планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные)
распределены по разделам и темам.
Уровневый подход к оценке предметных результатов обеспечивается двумя группами их представления:
«Выпускник научится» – базовый уровень;
«Выпускник получит возможность научиться» – базовый уровень.
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается в отношении всех
обучающихся.
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается в отношении наиболее мотивированных и
способных обучающихся.
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.
Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил
поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная
деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностносмысловые установки обучающихся).Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде агрегированных
(усредненных, анонимных) данных.
31

Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется кураторомпреимущественно на основе
ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в
виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов по дисциплине «Русский язык» осуществляется в форме комплексной проверочной работы по
гуманитарным дисциплинам общеобразовательного цикла в начале и конце учебного года.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС). КОС включают в
себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям оценки результатов освоения дисциплины.
Измерению и оценке подлежат предметные результаты обучения «Выпускник на базовом уровне научится».
Предметные результаты «Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную
аттестацию.
В текущей оценке используются различные формы и методыпроверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические
работы, творческие работы)
Промежуточная аттестацияпо дисциплинепредставляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее
освоения. Промежуточная аттестация по дисциплине предусмотрена в форме экзамена.
В случае использования стандартизированных измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала задается
на уровне выполнения не менее 65% заданий базового уровня или получения 65% от максимального балла за выполнение заданий базового
уровня. В период введения ФГОС СОО допускается установление критерия освоения учебного материала на уровне 50% от максимального
балла за выполнение заданий базового уровня.
Предметные результаты обучения

Показатели

Формы и методы оценки

Выпускник на базовом
уровне научится
1.1.

использовать
языковые
адекватно цели общения
ситуации;

и

средства 90-100% правильных ответов/решений оценка 5
речевой (отлично);

70-89% правильных ответов/решений оценка 4
(хорошо);
50-69% правильных ответов/решений оценка 3
(удовлетворительно);

Текущий контроль:
Устный опрос
Письменные упражнения
Тестирование
Диктанты (словарный,
выборочный, комментированный)
32

1.2.

Менее 50%1 правильных ответов/решений оценка 2 Домашнее задание
(неудовлетворительно)
Самостоятельная работа с
учебником
Демонстрирует умение использовать языковые Публичное выступление с докладом
средства адекватно цели общения и речевой ситуации
Письменный анализ текста по
плану
создавать
устные
и
письменные
Создаетустные и письменные высказывания, Проверка результатов и хода
высказывания,
монологические
и монологические и диалогические тексты определенной выполнения практических работ
диалогические
тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, Промежуточная аттестация:
функционально-смысловой
повествование, рассуждение) и определенных жанров экзамен
принадлежности (описание, повествование, (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
рассуждение) и определенных жанров сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
(тезисы, конспекты, выступления, лекции,
отчеты, сообщения, аннотации, рефераты,
доклады, сочинения);

1.3.

выстраивать композицию текста, используя
знания о его структурных элементах;

1.5.подбирать и использовать
средства в зависимости от типа
выбранного профиля обучения;

Демонстрирует умениевыстраивать композицию
текста, используя знания о его структурных элементах;

языковые
Показывает умение подбирать и использовать
текста и языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;

1.6. правильно использовать лексические и
Правильно использует лексические и грамматические
грамматические средства связи предложений средства связи предложений при построении текста;
при построении текста;
1.7. создавать устные и письменные тексты
Создает устные и письменные тексты разных жанров
разных
жанров
в
соответствии
с в
соответствии
с
функционально-стилевой
функционально-стилевой принадлежностью принадлежностью текста;
текста;
1.8. сознательно использовать изобразительноДемонстрирует умение сознательно использовать
выразительные средства языка при изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с создании текста в соответствии с выбранным профилем
В период введения ФГОС СОО допускается установление критерия освоения учебного материала на уровне 50% от максимального балла за выполнение заданий базового
уровня
1

33

выбранным профилем обучения;
1.9.

использовать при работе с текстом
разные
виды
чтения
(поисковое,
просмотровое,
ознакомительное,
изучающее,
реферативное)
и
аудирования (с полным пониманием
текста,
с
пониманием
основного
содержания, с выборочным извлечением
информации);

обучения;

Используетпри работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);

1.10. анализировать текст с точки зрения
Демонстрирует умениеанализировать текст с точки
наличия в нем явной и скрытой, зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
основной и второстепенной информации, второстепенной информации, определять его тему,
определять его тему, проблему и проблему и основную мысль;
основную мысль;
1.11.

извлекать необходимую информацию
Демонстрирует умениеизвлекать необходимую
из различных источников и переводить информацию из различных источников и переводить ее в
ее в текстовый формат;
текстовый формат;

1.12. преобразовывать текст в другие виды
Преобразует
передачи информации;
информации;

1.13.
1.14.

текст

в

другие

виды

передачи

1.13. выбирать тему, определять цель и Демонстрирует умениевыбирать тему, определять цель
подбирать материал для публичного и подбирать материал для публичного выступления
выступления
соблюдать культуру публичной речи;
Соблюдает культуру публичной речи
1.15.
соблюдать в речевой практике
соблюдает
в
речевой
практике
основные
основные орфоэпические, лексические, орфоэпические,
лексические,
грамматические,
грамматические,
стилистические, стилистические, орфографические и пунктуационные
орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
нормы русского литературного языка;

1.16.

1.16. оценивать собственную и1.17.
чужую
речь с позиции соответствия языковым
нормам;

Показывает умение оценивать собственную и
чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;

34

1.18.
использовать
основные
нормативные словари и справочники для
оценки
устных
и
письменных
высказываний
с
точки
зрения
соответствия языковым нормам.

Применяет в работе основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
1.1. распознавать уровни и единицы языка в 90-100% правильных ответов/решений оценка 5
предъявленном тексте и видеть взаимосвязь (отлично);
между ними;
70-89% правильных ответов/решений оценка 4

(хорошо);
50-69% правильных ответов/решений оценка 3
(удовлетворительно);
Менее 50%2 правильных ответов/решений оценка 2
(неудовлетворительно)
1.2. анализировать при оценке собственной и
чужой
речи
языковые
средства,
использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их
употребления;
1.3. комментировать авторские высказывания
на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);
1.4. отличать язык художественной литературы
от других разновидностей современного
русского языка;
1.5. использовать синонимические ресурсы
русского языка для более точного
выражения
мысли
и
усиления
выразительности речи;
1.6. иметь представление об историческом
развитии русского языка и истории
русского языкознания;

Демонстрирует умение анализировать при оценке
собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;

Демонстрирует умение комментировать авторские
высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
Демонстрирует умение отличать язык художественной
литературы от других разновидностей современного
русского языка;
Демонстрирует умение использовать синонимические
ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;

Показывает знания об историческом развитии русского
языка и истории русского языкознания;

В период введения ФГОС СОО допускается установление критерия освоения учебного материала на уровне 50% от максимального балла за выполнение заданий базового
уровня
2

35

1.7. выражать согласие или несогласие с Выражает согласие или несогласие с мнением
мнением собеседника в соответствии с собеседника в соответствии с правилами ведения
правилами ведения диалогической речи;
диалогической речи;
1.8. дифференцировать
главную
и
второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном
тексте;
1.9. проводить
самостоятельный
поиск
текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную
информацию;
1.10.
сохранять стилевое единство при
создании
текста
заданного
функционального стиля;
1.11.
владеть умениями информационно
перерабатывать
прочитанные
и
прослушанные тексты и представлять их в
виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
1.12.
создавать отзывы и рецензии на
предложенный текст;
1.13.
соблюдать
культуру
чтения,
говорения, аудирования и письма;
1.14.
соблюдать культуру научного и
делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;
1.15.
соблюдать
нормы
речевого
поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой
сферах общения;
1.16.
осуществлять
речевой
самоконтроль;
1.17.
совершенствовать
орфографические
и
пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
1.18.
использовать
основные

Показывает умение дифференцировать главную и
второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;

Проводит

самостоятельный поиск текстовой и
нетекстовой информации, отбирает и анализирует
полученную информацию

Демонстрирует умение сохранять стилевое единство
при создании текста заданного функционального стиля;
Владеет
умениями информационно перерабатывать
прочитанные и прослушанные тексты и представлять их
в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

Создает отзывы и рецензии на предложенный текст;
Соблюдает культуру чтения, говорения, аудирования и
письма;
Соблюдает культуру научного и делового общения в
устной и письменной форме, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
Соблюдает нормы речевого поведения в разговорной
речи, а также в учебно-научной и официально-деловой
сферах общения;
Осуществляет речевой самоконтроль;
Демонстрирует
умение
совершенствовать
орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка

Применяет

основные

нормативные

словари

и

36

нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
1.19.
оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов
(в том числе художественной литературы

справочники для расширения словарного запаса и
спектра используемых языковых средств;

Демонстрирует

умение оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы

37

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».