Рабочая программа ОП.04 Основы алгоритмизации и программирования СИСА

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИС-

16

ЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
название программы учебной дисциплины

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации
основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС по
специальностям СПО, а также в дополнительном профессиональном образовании (в
программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке
по профессиям рабочих.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: входит в цикл общепрофессиональных дисциплин технического цикла.
Учебная дисциплина направлена на формирование общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Обрабатывать статический информационный контент.
ПК 1.2. Обрабатывать динамический информационный контент
ПК 2.3. Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные
ресурсы отраслевой направленности со статическим, динамическим и интерактивным контентом.
ПК 2.4. Проводить отладку и тестирование программного обеспечения отраслевой
направленности.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с ознакомлением с основами алгоритмизации и программирования, изучением методов построения алгоритмов,
использованием языка программирования высокого уровня для создания программ.
Преподавание дисциплины осуществляется на основе современных компьютерных
технологий и предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции,
практические занятия, семинар-диалог, работа в малых группах, самостоятельная работа
студента под контролем преподавателя (домашние задания), консультации.
4

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме проверки выполнения практических заданий по дисциплине,
устного опроса, промежуточный контроль в форме контрольной работы и промежуточная
аттестация в виде экзамена.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов в области
прикладной информатики в различных областях при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должены:
уметь:
 разрабатывать схемы работы программы (блок-схемы);
 разрабатывать программное обеспечение с помощью языков программирования;
 осуществлять выбор метода отладки программ;
 решать задачи тестирования и отладки программного обеспечения;
 использовать инструментальные среды поддержки разработки, системы управления;
 идентифицировать, анализировать и структурировать данные;
знать:
 свойства алгоритма: конечность, определенность, результативность, массовость;
 область определения алгоритма.
 базовые структуры алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические.
 базовые и динамические структуры данных и операции над ними;
 операторы языка Pascal, C, C++.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 88 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 2 часа.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме экзамена

Объем часов
88
80
42
2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования»
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1. Основные
принципы алгоритмизации и программирования
Тема1.1 Основные понятия алгоритмизации

Тема 1.2. Логические
основы алгоритмизации

Тема 1.3. Языки и системы программирования
Тема 1.4 Методы программирования

Раздел 2. Программирование на алгоритмическом языке
Тема 2.1. Основные
элементы языка
Тема 2.2. Операторы

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
2

Содержание учебного материала
1
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции: линейные,
разветвляющиеся, циклические.
2.
Данные: понятие и типы. Основные базовые типы данных и их характеристика.
Структурированные типы данных и их характеристика. Методы сортировки данных
Практические занятия
Составление блок-схем линейных алгоритмов
Составление блок-схем разветвляющихся алгоритмов
Составление блок-схем циклических алгоритмов
Составление блок-схем алгоритмов сортировки данных
Содержание учебного материала
1.
Основы алгебры логики. Логические операции с высказываниями: конъюнкция,
дизъюнкция, инверсия. Законы логических операций. Таблицы истинности.
Практические занятия
Составление таблиц истинности
Содержание учебного материала
1.
Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования.
Элементы языков программирования. Понятие системы программирования.
Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда программирования.
Содержание учебного материала
1
Методы программирования: структурный, модульный, объектно-ориентированный.
Достоинства и недостатки методов программирования.
2.
Общие принципы разработки программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения. Типы приложений. Консольные приложения. Оконные
Windows приложения. Web-приложения. Библиотеки. Web-сервисы.

Содержание учебного материала
1.
История развития языка программирования. Структурная схема программы на алгоритмическом языке. Лексика языка. Переменные и константы. Типы данных. Выражения и операции
Содержание учебного материала

Количество часов

3

Уровень освоения
4

1,2

2

1

3,4

2

2

5,6,
7,8
,9,10,
11,12

Объем часов

2
2
2
2

13,14

2

15,16

2

17,18
19,20

2

2

2
1

2
21,22

1
2

23,24

2
2

25,26

1,2
2

7

языка

Тема 2.3. Массивы

Тема 2.4. Строки и
множества

Тема 2.5. Процедуры и
функции

Раздел 3. Программирование в объектноориентированной среде
Тема 3.1. Основные

Синтаксис операторов: присваивания, ввода-вывода. Синтаксис операторов: безусловного и условного переходов. Синтаксис операторов: циклов. Составной оператор.
2.
Вложенные условные операторы. Циклические конструкции. Циклы с предусловием и
постусловием.
Практические занятия
Составление программ линейной структуры.
Составление программ разветвляющейся структуры.
Составление программ циклической структуры.
Составление программ усложненной структуры.
Содержание учебного материала
1.
Массивы, как структурированный тип данных. Объявление массива. Стандартные
функции для массива целых и вещественных чисел.
2.
Ввод и вывод одномерных массивов. Ввод и вывод двухмерных массивов. Обработка массивов.
Практические занятия
Обработка одномерных массивов.
Обработка двухмерных массивов.
Использование стандартных функций для работы с массивами.
Содержание учебного материала
1
Структурированные типы данных: строки и множества. Объявление строковых типов данных. Поиск, удаление, замена и добавление символов в строке. Операции со
строками. Стандартные функции и процедуры для работы со строками. Объявление
множества. Операции над множествами.
Практические занятия
Работа со строковыми переменными.
Использование стандартных функций и процедур для работы со строками.
Работа с данными типа множество.
Разработка программ со структурированными типами данных.
Разработка усложненных программ со структурированными типами данных.
Содержание учебного материала
1.
Понятие подпрограммы. Процедуры и функции, их сущность, назначение, различие.
Организация процедур, стандартные процедуры. Процедуры, определенные пользователем: синтаксис, передача аргументов.
2.
Формальные и фактические параметры. Процедуры с параметрами, описание процедур. Функции: способы организации и описание. Вызов функций, рекурсия.
3.
Программирование рекурсивных алгоритмов. Стандартные функции.
Практические занятия
Организация процедур. Использование процедур.
Организация функций. Использование функций.
Применение рекурсивных функций. Использование процедур и функций
1.

27,28

1,2
2

29,30
31,32
33,34
35,36,
37,38

39,40
41,42
43,44
45,46
47,48

2

2,3

2
2
2
2
2
2

2,3
2

2
2
2

49,50

2
2

51,52
53,54
55,56
57,58,
59,60

2
2
2
2
2

61,62
2

2

2
2

2
3

63,64
65,66
67,68,
69,70
71,72

2
2
2

Содержание учебного материала

8

принципы объектноориентированного программирования (ООП)
Тема 3.2. Интегрированная среда разработчика

История развития ООП. Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы,
класс, интерфейс. Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Событийно-управляемая модель программирования. Компонентноориентированный подход. Классы объектов. Компоненты и их свойства.
Содержание учебного материала
1.

1.

Форма и размещение на ней управляющих элементов. Панель компонентов и их
свойства. Окно кода проекта. Состав и характеристика проекта. Выполнение проекта. Настройка среды и параметров проекта.

Практические занятия
Изучение интегрированной среды разработчика.
Создание простого проекта.
Самостоятельная работа обучающихся
Творческая работа «Создание программного продукта»

73,74

2

2
2

75,76

2

2
2

2
77,78
79,80

ВСЕГО:

2
2
2

80

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основы алгоритмизации и программирования, с подключением к сети Интернет.
Оборудование кабинета:
 рабочее место каждого обучающегося (по количеству обучающихся в учебной
группе на занятии) в составе: персональный компьютер;
 рабочее место преподавателя, в составе: персональный компьютер;
 локальная сеть;
 подключение к сети Интернет;
 мультимедийный проектор;
 интерактивная доска;
 принтер;
 сканер.
Программное обеспечение рабочих мест:
 Операционная система;
 Браузер;
 Антивирусное ПО;
 Среда программирования.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Семакин, И. Г., Шестаков, А. П. Основы алгоритмизации программирования
(учебник для СПО). [Текст]/ И. Г. Семакин, А. П. Шестаков – Москва, 2012 г. –
400 с.
2. Колдаев, В. Д. Основы алгоритмизации и программирования. [Текст]/ В. Д.
Колдаев – Москва, 2011 г.
3. Андреева Т.А. Программирование на языке Pascal: учеб. пособие. Бином. Лаборатория знаний, 2011. 234 с.
4. Некрасов В.П. Turbo Pascal 7.0. Основы программирования. Ч. 1. Екатеринбург:
Изд-во УрГУПС, 2011. 60 с.
5. Епанешников А.М. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0: учеб. пособие. 4-е изд., испр. М.: Диалог-МИФИ, 2010. 367 с.
6. Репаков, Г.Г. Turbo Pascal для студентов и школьников / Г.Г. Репаков. - СПб.:
БХВ- Петербург, 2009,- 245с.
7. Хореев, П.Б. Технология объектно-ориентированного программирования: учебное пособие для вузов / П. Б. Хорев. - Москва : Академия, 2008. - 448с
8. Голицына О.Л, Партыка Т.Л., Попов И.И. Языки программирования. 2-е изд.,
перераб. и доп./ Голицына О.Л, Партыка Т.Л., Попов И.И. – М.: Издательство
«Форум», 2010. - 400 с. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

10

Дополнительная литература
1. Голицина, О. Л., Попов, И.И Основы алгоритмизации и программирования.
[Текст]/ О. Л. Голицина, И. И. Попов – Москва, 2004 г.
2. Могилев, А. В., Пак, Н. И., Хеннер, Е. К. Информатика. [Текст]/ А. В. Могилев,
Н. И. Пак, Е. К. Хеннер – Москва, 2004 г.
3. Могилев, А. В., Пак, Н. И., Хеннер, Е. К. Практикум по информатике. [Текст]/
А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер – Москва, 2005 г.
4. Семакин, И. Информатика. Задачник-практикум. Том 1. - [Текст]/ И. Семакин –
Москва. 2011 г.
5. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. пособие. - 3-е изд., доп. – М.:
Финансы и статистика, 2010. – 352 с.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, устного опроса, а также
выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные Формы и методы контроля и оценки результазнания)
тов обучения
Умения:
использовать языки программирования, строить логиче- Экспертное оценивание выполнения лабораторных
ски правильные и эффективные программы
работ, практических занятий и самостоятельной
работы
Знания:
общих принципов построения алгоритмов, основных алгоритмических конструкций
Экспертное оценивание выполнения лабораторной
и самостоятельной работы, устный опрос
понятия системы программирования
Экспертное оценивание выполнения лабораторной
и самостоятельной работы, устный опрос
основных элементов процедурного языка программиро- Экспертное оценивание выполнения лабораторных
вания, структуры программы, операторов и операций, работ, практических занятий и самостоятельных
управляющих структур, структур данных, файлы, кассы работ, тестирование
памяти
подпрограммы, составление библиотек программ
Экспертное оценивание выполнения лабораторных
работ, практических занятий и самостоятельных
работ, тестирование
Экспертное оценивание выполнения самостояобъектно-ориентированной модели программирования, тельной работы, устный опрос
понятия классов и объектов, их свойств и методов

Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес

Формы и методы контроля
Основные показатели результатов подготовки
- демонстрация интереса к бу- Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занядущей профессии
тиях, выполнения работ по учебной
практике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество

- обоснование выбора и при- Устный опрос, электронное тестименения методов и способов рование экзамен
решения профессиональных
задач в области разработки
технологических процессов;
- демонстрация эффективности
Экспертное наблюдение и оценка на
и качества выполнения
практических и лабораторных заняпрофессиональных задач
тиях, выполнения работ по учебной
практике

12

Результаты
(освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки
ОК 3. Принимать решения в стандартных - демонстрация способности
и нестандартных ситуациях и нести за
принимать решения в станних ответственность.
дартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Формы и методы контроля
Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях, выполнения работ по учебной
практике

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- нахождение и использование Экспертное наблюдение и оценка на
информации для эффективного лабораторных и практических занявыполнения профессиональ- тиях, выполнения самостоятельной
ных задач, профессионального работы и заданий по учебной праки личностного развития
тике

ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- демонстрация навыков использования информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях, выполнения работ по учебной
практике

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, - взаимодействие с обучающи- Экспертное наблюдение и оценка на
эффективно общаться с коллегами, руко- мися, преподавателями и ма- практических и лабораторных заняводством, потребителями
стерами в ходе обучения
тиях, выполнения работ по учебной
практике
ОК 7. Брать на себя ответственность за - проявление ответственности Экспертное наблюдение и оценка на
работу членов команды (подчиненных), за работу подчиненных, репрактических и лабораторных занярезультат выполнения заданий
зультат выполнения заданий тиях, выполнения работ по учебной
практике
ОК 8. Самостоятельно определять задачи - планирование обучающимся Экспертное наблюдение и оценка
профессионального и личностного раз- повышения личностного и ква- выполнения самостоятельных работ
вития, заниматься самообразованием,
лификационного уровня
и заданий по учебной практике, теосознанно планировать повышение квастирование
лификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях
частой смены технологий в профессиональной деятельности

- проявление интереса к инно- Экспертное наблюдение и оценка на
вациям в области профессио- практических и лабораторных занянальной деятельности
тиях, выполнения работ по учебной
практике, тестирование

ОК 10. Исполнять воинскую обязан- демонстрация готовности к
ность, в том числе с применением полу- исполнению воинской обязанченных профессиональных знаний (для ности
юношей)

Экспертное наблюдение и оценка на
практических и лабораторных занятиях, выполнения работ по учебной
практике

13

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных
ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок
индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией
определяется
интегральная
оценка
освоенных
обучающимися
профессиональных и общих компетенций.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».