Рабочая программа ДУП.01.3 Экология СИСА

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

19

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ЭК.06 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
1.1.
Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования
Предмет входит в цикл общеобразовательных предметов и относится к дополнительным учебным предметам (ДУП), реализуется в
течение _1_ лет обучения с максимальным количеством часов 54. Результаты освоения предмета необходимы при изучении всех
учебных дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения предмета
1.2.1. Цели и планируемые личностные результаты:
Код
группы ЛР
ЛР.1

ЛР.2

Группы личностных
результатов
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся к себе,
к своему здоровью, к
познанию себя

Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
ЛР.1.1 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
ЛР.1.2 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛР.1.3 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
ЛР.1.4 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
ЛР.1. 5 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
ЛР.1.6 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные
ЛР.2.1 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
результаты в сфере поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
отношений
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
обучающихся
к ЛР.2.2 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
России как к Родине свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
(Отечеству)
государственным символам (герб, флаг, гимн);
4

ЛР.3

ЛР.4

ЛР.2.3 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
ЛР.2.3 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные
ЛР.3.1 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
результаты в сфере
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
отношений
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
обучающихся к
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
закону, государству
ЛР.3.2 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
и к гражданскому
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав
обществу
и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
ЛР.3.3 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
ЛР.3.4 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
ЛР.3.5 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные
ЛР.4.1 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
результаты в сфере толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
отношений
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
обучающихся
с достижения;
окружающими
ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
людьми
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
ЛР.4.3 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе
5

к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
ЛР.4.5 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
ЛР.4.6 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
ЛР.5.1 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
ЛР.5.3 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира;
ЛР.5.4 понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ЛР.5.5 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
ЛР.6.2 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.

ЛР.5

Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру,
живой
природе,
художественной
культуре

ЛР.6

Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
семье и родителям, в
том
числе
подготовка
к
семейной жизни
Личностные
ЛР.7.1 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
результаты в сфере осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных

ЛР.7

6

ЛР.8

ЛР.9

отношения
обучающихся
к
труду,
в
сфере
социальноэкономических
отношений
Личностные
результаты в сфере
физического,
психологического,
социального и
академического
благополучия
обучающихся
Личностные
результаты в сфере
освоения
содержания учебной
дисциплины

планов;
ЛР.7.2 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ЛР.7.3 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
ЛР.7.4 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
ЛР.8.1 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.

ЛР.9. 1 чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с
химическими веществами, материалами и процессами;
ЛР.9.2 готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
ЛР.9.3 умение использовать достижения современной химической науки и химических
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;

1.2.2. Цели и планируемые метапредметные результаты:
Код группы
МПР
МПР.1

Групповые
метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты
Выпускник научится:
МПР.1.1 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
МПР.1.2 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
МПР.1. 3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
7

МПР.2

Познавательные
универсальные
учебные действия

МПР.3

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

МПР.1.4 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
МПР.1.5 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
МПР.1.6 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
МПР.1.7 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
МПР.1.8 использовать различные виды познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи;
МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
МПР.2.2 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
МПР.2.3 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
МПР.2.5 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
МПР.2.6 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
МПР.2.7 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
МПР.3.1 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МПР.3.2 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
МПР.3.3 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
8

(устных и письменных) языковых средств;
МПР.3.4 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
1.2.3. Цели и планируемые предметные результаты:
Код ПР
ПР.1

Код ПР
ПР.2

Выпускник на базовом уровне научится
1.1 использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек–общество–
природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;
1.2 определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми,
сообществами;
1.3 анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;
1.4 анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации
для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;
1.5 анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
1.6 использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации
своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и
безопасности жизни;
1.7 понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и
биологического загрязнения окружающей среды;
1.8 анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;
1.9 оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в
конкретных ситуациях;
1.10 извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ
экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
1.11 выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

2.1 анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах
деятельности;
2.2 прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;
2.3 моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов;
2.4 разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;
2.5 выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и
9

экологическим просвещением людей.
1.2.4 Общие компетенции (из ФГОС СПО)
OK 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения профессиональной
деятельности.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

10

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
в том числе:
теоретическое обучение (урок, лекция)
лабораторные занятия
практические занятия
индивидуальный проект
Самостоятельная работа (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над индивидуальным проектом
Консультации
Промежуточная аттестация в форме

Объем часов
54
28
24
-

2
Дифференцированный
зачет

11

2.2. Календарно - тематический план и содержание рабочей программы элективного курса «Экологическое краеведение»
Наименова
ние
разделов и
тем
1
Введение

Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа обучающихся

№
урока

2

3

Содержание учебного материала
1 Экология – комплекс наук о взаимоотношениях организмов с
окружающей средой. Взаимодействие энергии и материи в
экосистеме.

1,2

Объем
часов

Урове
нь
освоен
ия

4

5

6

Сент.

2

1

Коды результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
7
ЛР.1.4; ЛР.2.2;
ЛР.3.1; ЛР.4.;
ЛР.5.1
ОК 6,7
ЛР.1.4; ЛР.2.2;
ЛР.3.1; ЛР.4.;
ЛР.5.1 ОК 2,6,7

2

Эволюция развития экосистем. Естественные и
антропогенные экосистемы. Промышленные техносистемы.
Биосфера и ноосфера.

3,4

2

1

3

Практическая работа №1 «Описание жилища человека
как искусственной экосистемы»
Практическая работа №2 «Воздействие антропогенных
факторов на неустойчивость биосферы»

5,6

2

2

7,8

2

2

9,10

2

1

ЛР.1.4; ЛР.2.2
ЛР.3.1; ЛР.4.2
ЛР.5.1; ОК.2,6,7
ПР.2.2.3

11

1

1

ЛР.1.4; ЛР.2.2
ЛР.3.1; ЛР.4.2
ЛР.5.1; ОК.6,7
ПР.2.2.3

4

Раздел 1
Система
«человек–
общество–
природа»

Календар
ные
сроки
выполне
ния

Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы: тест (входной контроль)
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
1 Социоэкосистема и ее особенности. Человек как
биосоциальный вид. История и тенденции взаимодействия
общества и природы. Влияние глобализации на развитие
природы и общества.
2

Концепция устойчивого развития.
Значение сохранения агроресурсов.

12

3

Экологические связи в системе «человек–общество–природа».
Экологическая культура как условие достижения устойчивого
(сбалансированного) развития общества и природы.

4

Практическая работа №3 «Описание антропогенных
изменений в естественных природных ландшафтах
местности, окружающей обучающегося»
Практическая работа №4 «Составление суточного
рациона питания»
Практическая работа №5 «Сравнительное описание
естественных природных систем и агроэкосистемы»

5
6

ЛР.1.4; ЛР.2.2
ЛР.3.1; ЛР.4.2
ЛР.5.1; ОК.6,7
ПР.2.2.3

12

1

1

13,14

2

2

15,16

2

2

17,18

2

2

1

1

ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1;ЛР.4.2
ЛР.5.1
ОК 2,4,7

1

1

ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1;ЛР.4.2
ЛР.5.1;ОК.6,7
ПР.2.2.3
ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1;ЛР.4.2
ЛР.5.1;ОК.6,7
ПР.2.2.3

Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольное тестирование по разделу 1. «Человек-общество-природа»
Раздел 2
Содержание учебного материала
Экологичес 1 Правовые и экономические аспекты природопользования.
19
кие послед
Экологическая политика государства в области
ствия
природопользования и ресурсосбережения. Гражданские
хозяйст
права и обязанности в области ресурсо- и энергосбережения.
венной
деятель
2 Государственные и общественные экологические организации
20
ности
и движения России. Международное сотрудничество в
человека
сохранении окружающей среды.
3

Влияние социально-экономических процессов на состояние
природной среды. Экологический менеджмент и система
экологических нормативов. Экологическая сертификация,
маркировка товаров и продуктов питания.

21,22

2

1

4

Экологические последствия в разных сферах деятельности.

23,24

2

1

5

Загрязнение природной среды. Физическое, химическое и
биологическое загрязнение окружающей среды.

25,26

2

1

ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1;ЛР.4.2
ЛР.5.1;ОК.2,6,7
ПР.2.2.3
ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1
13

6

Опасность отходов для окружающей среды. Основные
принципы утилизации отходов. Малоотходные и безотходные
технологии.

27,28

2

1

7

Экологический мониторинг. Уровни экологического
мониторинга. Стационарные и мобильные станции
экологического мониторинга.

29,30

2

1

8

Практическая работа №7 «Определение форм
ответственности за несоблюдение экологического
законодательства РФ»
Практическая работа №8 «Определение экологической
пригодности выпускаемой продукции»
Практическая работа №9 «Решение экологических
ситуаций»

31,32

2

2

33,34

2

2

2

2

9

Раздел 3.
Ресурсосбе
режение

1
35,36
0
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольное тестирование по разделу 2 «Экологические последствия хозяйственная
деятельности человека»
Содержание учебного материала
1

Экология природных ресурсов. Природные ресурсы. Закон
ограниченности природных ресурсов и экологические
последствия его нарушения.

37,38

2

3
1

2

Особо охраняемые природные территории и рекреационные
зоны.

39,40

2

1

2

Экологические риски при добыче и использовании природных
ресурсов. Рациональное использование энергоресурсов.
Энергосбережение и ресурсосберегающие технологии.

41,42

2

1

ЛР.4.2;ЛР.5.1
ОК.6,7;ПР.2.2.3
ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2;ЛР.5.1
ОК.6,7;ПР.2.2.3
ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2;ЛР.5.1
ОК.2,4,6,7;ПР.2.2.3

ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1;ЛР.4.2
ЛР.5.1;МПР.1.1
МПР.3.3
ОК 7
ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1;ЛР.4.2
ЛР.5.1;МПР.1.1
МПР.3.3 ОК 2,7
ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1;ЛР.4.2
ЛР.5.1;МПР.1.1
14

3

Культура использования энергии и ресурсосбережение в
повседневной жизни.

43,44

2

1

4

Практическая работа №10 «Определение качества
воды»
Практическая работа №11 «Решение экологических
задач на устойчивость и развитие»

45,46

2

2

47,48

2

2

49,50

2

3
2,3

51,52

2

2,3

5

МПР.3.3 ОК 6,7
ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1;ЛР.4.2
ЛР.5.1;МПР.1.1
МПР.3.3 ОК 6,7

Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольное тестирование по разделу 3 «Ресурсосбережение. Концепция устойчивого
развития»
Содержание учебного материала

Раздел 4.
Взаимоотно
1
шения
человека с
окружающе
й средой

Раздел 5.
Экологичес
кое
проектиров
ание

Семинар на тему: Применение экологических знаний в
жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных
социальных ролей («Я-ученик», «Я-пассажир общественного
транспорта», «Я-покупатель», «Я-житель города/села»)
Применение экологических знаний в разных сферах
деятельности (политической, финансовой, научной и
образовательной, медицинской) с целью приобретения опыта
экологонаправленной деятельности

Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольная работа: выходной контроль (тест)
1. Семинар на тему: Социальные проекты экологической
направленности, связанные с экологической безопасностью
окружающей среды, здоровьем людей и повышением их
экологической культуры.

ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1;ЛР.4.2
ЛР.5.1;МПР.1.1
МПР.3.3 МПР 1.3.
МПР 1.7.
ПР 1.3. ПР 1.9.
ПР 1. 11 ПР 1.12.
ПР 1.15. ПР 2.11
ОК 2,4,6,7
ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1;ЛР.4.2
ЛР.5.1;МПР.1.1
МПР.3.3 МПР 1.3.
МПР 1.7.
ПР 1.3. ПР 1.9.
ПР 1. 11 ПР 1.12.
ПР 1.15. ПР 2.11
ОК 2,4,6,7
15

Выходной
контроль

Итоговый зачет

Лекции
Практические занятия
Индивидуальный проект
Всего

2

ЛР.1.4;ЛР.2.2
ЛР.3.1;ЛР.4.2
ЛР.5.1;МПР.1.1
МПР.3.3 ОК 2,7

28
24
2
54

16

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Программа реализуется в учебном кабинете №101
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место обучающегося -30.
- рабочее место преподавателя-1
- доска мультимедиа - 1
- демонстрационный экран-1
- комплект учебно-наглядных пособий по учебному предмету «Экология» (в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и
учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской
Федерации).
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедиапроектор.
Электронные образовательные ресурсы:
1.
Научно-популярный и образовательный журнал «Экология и жизнь» http://www.ecolife.ru/

2.

Видеофильм «Заповедное ожерелье Байкала»

3.

Видеолекции http://edumarket.ru/library/workprotect/19417/

3.2. Информационное обеспечение:
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники для обучающихся:
1. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. —
М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с.
2. Сазонов, Э. В. Экология городской среды : учеб. пособие для СПО / Э. В. Сазонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство
Юрайт, 2019. — 275 с.
3. Титов Е.В. Экология: учеб. для студ. учреждений СПО / Я.В. Котелевская, И.В. Куко, П.М. Скворцов – 5-е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2017 – 208 с.
4. Трифонова, Т. А. Гигиена и экология человека : учеб. пособие для СПО / Т. А. Трифонова, Н. В. Мищенко, Н. В. Орешникова. — 2-е
изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.

17

Для преподавателя:
1.ФГОС среднего (полного) общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)
общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ
07.06.2012 N 24480
2. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
3. ФГОС СПО по специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от
09.12 2016 г,
4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))
5. Контрольно-измерительные материалы входного, текущего контроля и промежуточной аттестации по ДУП «Экология»
Дополнительные источники для преподавателя:
1. Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред.
Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 190 с.
2. Родионов, А. И. Охрана окружающей среды: процессы и аппараты защиты атмосферы : учебник для СПО / А. И. Родионов, В. Н.
Клушин, В. Г. Систер. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
3. Ларионов, Н. М. Промышленная экология : учебник и практикум для СПО / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — 2-е изд., перераб. и
доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 382 с.
Интернет-ресурсы для обучающихся:
www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России)

18

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
5.
Система контроля и оценки результатов по дисциплине разработана в соответствии с локальными нормативными документами:
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся;
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, которые
конкретизированы в Планируемых результатах освоения обучающимися Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования. В рабочей программе учебной дисциплины планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные)
распределены по разделам и темам.
Уровневый подход к оценке предметных результатов обеспечивается двумя группами их представления:
«Выпускник научится» – базовый уровень;
«Выпускник получит возможность научиться» – базовый уровень.
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается в отношении всех
обучающихся.
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается в отношении наиболее мотивированных и
способных обучающихся.
4.

Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.
Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил
поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная
деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностносмысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде агрегированных
(усредненных, анонимных) данных.
Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется куратором преимущественно на основе
ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в
виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов по дисциплине «Экология» осуществляется в форме комплексной проверочной работы по
гуманитарным предметам общеобразовательного цикла в начале и конце учебного года.
19

Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС). Измерению и оценке
подлежат предметные результаты обучения «Выпускник на углубленном уровне научится».
Предметные результаты «Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную
аттестацию.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические
работы, творческие работы)
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее освоения.
Промежуточная аттестация по предмету предусмотрена в форме зачета.
Предметные результаты обучения
Выпускник на базовом уровне научится
1.1 использовать понятие «экологическая
культура» для объяснения экологических
связей в системе «человек–общество–
природа» и достижения устойчивого развития
общества и природы;
1.2 определять разумные потребности
человека при использовании продуктов и
товаров отдельными людьми, сообществами;
1.3 анализировать влияние социальноэкономических процессов на состояние
природной среды;
1.4 анализировать маркировку товаров и
продуктов питания, экологические
сертификаты с целью получения информации
для обеспечения безопасности
жизнедеятельности, энерго- и
ресурсосбережения;
1.5 анализировать последствия
нерационального использования

Показатели

Формы и методы оценки

Демонстрирует умение использовать понятие
«экологическая культура» для объяснения
экологических связей в системе «человек–
общество–природа» и достижения устойчивого
развития общества и природы;
Демонстрирует умение определять разумные
потребности человека при использовании продуктов
и товаров отдельными людьми, сообществами;
Демонстрирует умение анализировать влияние
социально-экономических процессов на состояние
природной среды;
Демонстрирует умение анализировать маркировку
товаров и продуктов питания, экологические
сертификаты с целью получения информации для
обеспечения безопасности жизнедеятельности,
энерго- и ресурсосбережения;

Устный опрос

Демонстрирует умение анализировать последствия
нерационального использования энергоресурсов;

Тестирование
Устный опрос

Самостоятельная работа с
учебником

Устный опрос
20

энергоресурсов;
1.6 использовать местные, региональные и
государственные экологические нормативные
акты и законы для реализации своих
гражданских прав и выполнения обязанностей
в интересах сохранения окружающей среды,
здоровья и безопасности жизни;
1.7 понимать взаимосвязь экологического и
экономического вреда и оценивать
последствия физического, химического и
биологического загрязнения окружающей
среды;
1.8 анализировать различные ситуации с
точки зрения наступления случая
экологического правонарушения;
1.9 оценивать опасность отходов для
окружающей среды и предлагать способы
сокращения и утилизации отходов в
конкретных ситуациях;
1.10 извлекать и анализировать информацию с
сайтов геоинформационных систем и
компьютерных программ экологического
мониторинга для характеристики
экологической обстановки конкретной
территории;
1.11 выявлять причины, приводящие к
возникновению локальных, региональных и
глобальных экологических проблем.

Демонстрирует умение использовать местные,
региональные и государственные экологические
нормативные акты и законы для реализации своих
Тестирование
гражданских прав и выполнения обязанностей в
интересах сохранения окружающей среды, здоровья
и безопасности жизни;
Демонстрирует умение понимать взаимосвязь
экологического и экономического вреда и оценивать
Самостоятельная работа с
последствия физического, химического и
учебником
биологического загрязнения окружающей среды;
Демонстрирует умение анализировать различные
ситуации с точки зрения наступления случая
экологического правонарушения;
Демонстрирует умение оценивать опасность
отходов для окружающей среды и предлагать
способы сокращения и утилизации отходов в
конкретных ситуациях;
Демонстрирует умение извлекать и анализировать
информацию с сайтов геоинформационных систем и
компьютерных программ экологического
мониторинга для характеристики экологической
обстановки конкретной территории;

Устный опрос
Самостоятельная работа с
учебником

Домашнее задание

Демонстрирует умение выявлять причины,
приводящие к возникновению локальных,
Устный опрос
региональных и глобальных экологических
проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
2.1 анализировать и оценивать экологические Умеет анализировать и оценивать экологические
последствия хозяйственной деятельности
последствия хозяйственной деятельности человека в Домашнее задание
человека в разных сферах деятельности;
разных сферах деятельности;
2.2 прогнозировать экологические
Умеет прогнозировать экологические последствия
Тестирование
последствия деятельности человека в
деятельности человека в конкретной экологической
21

конкретной экологической ситуации;
2.3 моделировать поля концентрации
загрязняющих веществ производственных и
бытовых объектов;
2.4 разрабатывать меры, предотвращающие
экологические правонарушения;
2.5 выполнять учебный проект, связанный с
экологической безопасностью окружающей
среды, здоровьем и экологическим
просвещением людей.
Промежуточная аттестация

ситуации;
Умеет моделировать поля концентрации
загрязняющих веществ производственных и
бытовых объектов;
Умеет разрабатывать меры, предотвращающие
экологические правонарушения;
Умеет выполнять учебный проект, связанный с
экологической безопасностью окружающей среды,
здоровьем и экологическим просвещением людей.

Самостоятельная работа с
учебником
Письменный анализ текста по
плану
Домашнее задание

Зачет

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».