СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3
4
Паспорт рабочей программы
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
5
8
15
18
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ГОС по специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование» базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном
образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина ОП.10 «Электротехника» входит в общепрофессиональные дисциплины
профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять основные определения и законы теории электрических цепей;
- учитывать на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей;
- различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей;
- единицы измерения электрических и магнитных величин;
- свойства электрических цепей постоянного и переменного тока;
- трехфазные электрические цепи;
- методы расчета и измерения основных параметров простых электрических цепей;
- непрерывные и дискретные сигналы;
- цифровые фильтры.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих
компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач
профессиональной деятельности.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей
социального и культурного контекста.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В ходе изучения дисциплины ставиться задача формирования профессиональных компетенций (ПК),
соответствующих виду деятельности:
ПК 1.1 Выполнять проектирование кабельной структуры компьютерной сети.
ПК 3.1. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные
средства компьютерных сетей.
ПК 3.2. Проводить профилактические работы на объектах сетевой инфраструктуры и рабочих станциях.
1.4 Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины:
Всего объем образовательной программы (академических часов) – 111 часа.
- теоретическое обучение – 46 часов;
- лабораторных и практических занятий – 54 часа;
- самостоятельная учебная работа – 5 часов.
Форма промежуточной аттестации – экзамен (6 часов).
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
111
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100
в том числе:
лабораторные работы
10
практические занятия
44
контрольные работы
курсовая работа (проект) (не предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
5
в том числе:
Описание строения основных электромеханических измерительных приборов
2
Создание презентации – Электрические машины
3
Итоговая аттестация в форме экзамена
6
2.2. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная
работа обучающихся
2
№ урока Календарные
сроки
выполнения
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
Раздел 1
Электрические цепи
постоянного тока
Введение
Тема 1.1
Электрическое поле
Тема 1.2
Электрические цепи
постоянного тока
32
Содержание учебного материала
1
Значение и задачи дисциплины по специальности. Ее взаимосвязь с
другими дисциплинами. Электрическая энергия, её свойства и область
применения.
2
Электрическое поле. Основные характеристики электрического поля:
напряженность, потенциал, электрическое напряжение.
Электроемкость. Конденсаторы. Способы соединения конденсаторов.
Энергия электрического поля заряженного конденсатора.
Лабораторные работы (не предусмотрено)
Практические занятия:
ПР№1Изучение характеристик электрического поля
ПР№2 Расчет емкости батареи конденсаторов при смешанном соединении
Самостоятельная работа обучающихся – не предусмотрена
Содержание учебного материала
1
Основные понятия и определения. Электрический ток. Электрическая
цепь и ее элементы. Электрическое сопротивление, проводимость,
удельное сопротивление и удельная проводимость единицы их
измерения. Резисторы. Закон Ома для участка цепи.
1-2
2
3-4
2
2
5-6
7-8
2
9
1
2
Электродвижущая сила (ЭДС). Источники электрической энергии. Закон
Ома для полной цепи. Режимы работы электрических цепей.
10
3
Электрическая энергия и мощность. Коэффициент полезного действия.
Закон Джоуля-Ленца. Использование теплового действия тока в технике.
Защита проводов от перегрузки.
13-14
Лабораторные работы: не предусмотрны
Практические занятия:
2
1
2
2
11-12
2
ПР№3Расчет электрических цепей постоянного тока с применением законов
Ома
ПР№4Исследование режимов работы электрических цепей
ПР№5 Расчет ЭДС, КПД электрических цепей
Самостоятельная работа обучающихся– не предусмотрена
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Расчет электрических 1
Последовательное и параллельное соединение резисторов.
цепей постоянного
Смешанное соединение резисторов.
тока
2
Сложная электрическая цепь. Первый и второй законы Кирхгофа. Расчет
сложной электрической цепи по законам Кирхгофа.
15-16
17-18
2
2
19-20
2
29-30
2
Лабораторные работы:
ЛР№1 Исследование цепи постоянного тока с последовательным и
параллельным соединением резисторов.
ЛР№2 Исследование цепи постоянного тока со смешанным соединением
резисторов.
Практические занятия:
ПР№6 Расчет электрических цепей постоянного тока методом свертывания.
25-26
ПР №7 Расчет эквивалентного сопротивления.
23-24
ПР№8 Расчет сложной электрической цепи по законам Кирхгофа.
31-32
2
27-28
2
2
21-22
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся – не предусмотрена
Раздел 2 Электромагнетизм
14
Содержание учебного материала
Основные свойства и характеристики магнитного поля. Правило
буравчика. Магнитное поле в прямолинейном проводнике, в кольцевом
и соленоиде.
Лабораторные работы (не предусмотрено)
Практические занятия:
ПР№9 Изучение действия магнитного поля на проводник с током,
электромагнитная сила, правила левой руки. Преобразование электрической
энергии в механическую.
Электромагниты, их применение.
Самостоятельная работа обучающихся – не предусмотрена
1
Тема 2.1 Магнитное
поле
Тема 2.2
Электро-магнитная
индукция
Содержание учебного материала
1
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.
Преобразование механической энергии в электрическую.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Явление взаимной индукции,
взаимная индуктивность.
Энергия магнитного поля.
Лабораторные работы (не предусмотрено)
Практические занятия:
ПР№10 Изучение явления электромагнитной индукции
Самостоятельная работа обучающихся – не предусмотрена
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Устройство, принцип 1
1.Назначение, область применения, устройство, принцип действия
действия и рабочие
трансформатора.
процессы однофазного
2.Режимы работы трансформатора. Потери КПД.
трансформатора
Лабораторные работы:
ЛР№3 Исследование работы однофазного трансформатора.
Практические занятия:
ПР№11 Расчет трансформатора
Самостоятельная работа обучающихся:
33-34
2
35-36
2
2
37-38
2
2
39-40
2
41-42
2
45-46
43-44
2
2
Раздел 3
Электрические цепи
переменного тока
Тема 3.1
Однофазные цепи
переменного тока.
24
Содержание учебного материала
1
Особенности цепей переменного тока.
Электрическая цепь с активным сопротивлением, индуктивностью,
емкостью; временная и векторная диаграммы тока и напряжения, закон
Ома, мощность и энергетический процесс в цепи.
3
Цепи с активным сопротивлением и индуктивностью, активным
сопротивлением и емкостью; векторная диаграмма тока и напряжений, закон
Ома, треугольник сопротивлений, треугольник мощностей, коэффициент
мощности.
Лабораторные работы:
ЛР№4 Исследование неразветвленной цепи переменного тока
Практические занятия:
ПР№12 Расчет неразветвленной цепи переменного тока
ПР№13 Определение, получение и графическое изображение переменного
тока. Основные определения и характеристики синусоидального тока.
Самостоятельная работа обучающихся – не предусмотрена
Тема 3.2 Резонанс в
электрических цепях
переменного тока.
Содержание учебного материала
1
Явление резонанса. Резонанс напряжений. Условия возникновения
резонанса напряжений; характеристики контура; векторные диаграммы;
резонансные кривые.
2
Резонанс токов. Условия возникновения резонанса токов; векторные
диаграммы. Коэффициент мощности и способы его повышения.
Практические занятия:
ПР№14 Исследование условий возникновения резонансов тока и напряжения
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрено)
Содержание учебного материала
47-48
2
49-50
2
55-56
2
51-52
53-54
2
2
57-58
2
59-60
61-62
2
2
2
Генерирование трехфазной ЭДС. Получение симметричной системы
ЭДС, напряжений, токов.
Практические занятия:
ПР№15 Расчет трехфазной цепи при соединении потребителей звездой,
треугольником.
Самостоятельная работа обучающихся– не предусмотрена
1
Тема 3.3 Трехфазные
электрические цепи.
Тема 3.4
Электрические
фильтры.
Содержание учебного материала
1
Общие сведения об электрических фильтрах. Фильтры нижних и
верхних частот и их характеристики. Полосовые и режекторные
фильтры и их характеристики. Общие сведения о цифровых фильтрах.
Лабораторные работы (не предусмотрено)
Практические занятия:
ПР№16 Исследование работы электрических фильтров
Самостоятельная работа обучающихся– не предусмотрена
Раздел 4
Электрические
сигналы и их
спектры
Тема 4.1
Электрические
сигналы и их
классификация.
Раздел 5
Электрические
измерения и электро-
63-64
2
65-66
2
2
67-68
2
2
69-70
2
4
Содержание учебного материала
1
Непрерывные и дискретные сигналы. Способы представления и
параметры сигналов.
71-72
Лабораторные работы (не предусмотрено)
Практические занятия:
ПР№17 Исследование спектров непрерывного и дискретного сигналов.
Самостоятельная работа обучающихся– не предусмотрена
73-74
2
2
6
2
измерительные
приборы
Тема 5.1 Методы
измерения
электрических
величин и электроизмерительные
приборы
Раздел 6
Электрические
машины
Тема 6.1
Электрические
машины переменного
тока.
Тема 6.2
Электрические
машины постоянного
тока.
Раздел 7
Электроника
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
1
Классификация измерительных приборов. Устройство, принцип
действия. Погрешности измерений.
2
Измерение тока, напряжения, сопротивления, мощности. Методы
измерения и приборы.
Лабораторные работы (не предусмотрено)
Практические занятия:
ПР№18 Исследование работы измерительных приборов
Самостоятельная работа обучающихся - Описание строения основных
электромеханических измерительных приборов - реферат
75-76
77-78
79-80
2
2
2
2
2
10
Содержание учебного материала
1
Устройство, режимы работы, характеристики, разновидности.
2
Асинхронные двигатели. Синхронные генераторы.
Лабораторные работы (не предусмотрено)
Практические занятия:
ПР№19 Изучение принципа работы электрических машин переменного тока
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1
Устройство, режимы работы, характеристики, разновидности.
Электрические аппараты автоматики и управления.
Лабораторные работы (не предусмотрено)
Практические занятия:
ПР№20 Изучение принципа работы машин постоянного тока
Самостоятельная работа обучающихся – Электрические машины - презентация
81-82
83-84
85-86
87-88
89-90
2
2
2
2
2
3
10
Содержание учебного материала
2
Физические основы
электроники
Основные сведения о полупроводниковых диодах и биполярных
91-92
транзисторах, их использование в электронных выпрямителях и
стабилизаторах, электронных усилителях.
2
Электронные выпрямители. Классификация, неуправляемые однофазные 93-94
и многофазные выпрямители.
3
Электронные стабилизаторы. Электронные усилители. Классификация.
Усилители на биполярных транзисторах.
ЛР№5 Исследование работы двухполупериодного выпрямителя.
99-100
Практические занятия:
95-96
ПР№21 Исследование принципа работы полупроводниковых элементов
ПР№22 Исследование принципа работы выпрямителей
97-98
Самостоятельная работа обучающихся – не предусмотрена
1
2
2
2
2
2
Экзамен
Всего:
3. УСЛОВИЯ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
6
111
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10
ОСНОВЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины осуществляется в лаборатории «Электротехники, измерительной техники и
электрических основ источников питания».
Оборудование лаборатории:
Стол ученический – 15 шт.
Стул ученический – 30 шт.
Стол учительский – 1 шт.
Стул учительский – 1 шт.
Осциллограф С 1-55 -1 шт.
Устройство Е 7-10 измеритель универсальный – 1 шт.
Лабораторные столы по общей электротехнике с основами электроники ЛСОЭ 4 – 4 шт.
Комплект к лабораторным столам по общей электротехнике с основами электроники ЛСОЭ 8 шт.:
генератор звуковой Г3-111-8 шт.
мегомметр №100/4М4-2 шт.
мост измерительный постоянного тока Р-333-7 шт.
осциллограф С1-83-2 шт.
тахометр электронный Т30-5Р-4 шт.
комбинированный прибор Ц4342; Ц4342-5 шт.
Частотомер ЧЗ-33 -1 шт.
Оборудование "Луч-01" различного назначения – 4 шт.
Амперметр 35786-1 шт.
Измеритель Л2-41 з/н 0727-1 шт.
Вольтметр В7-26 з/н 4549- .
Двигатель- генератор (нагл. пособие) – 2 шт.
Двигатели шаговые з/н – 4 шт.
Мост универсальный Е7-4 – 2 шт. з/н
Осциллограф С 1-72 -1шт. 1
Осциллограф С1-72 з/н -1шт.
Прибор 4352 -1шт.
Прибор ПЧФ для контроля червяков и червячных фрез з/н 670375 -1шт.
Термоэлектрический датчик -1 шт.
Шуруповёрт Интерскол -1 шт.
Установка "Операционный усилитель" – 1 шт.
Установка "Сельсинная пара" -1 шт.
Мультиметр М89ОF -1 шт.
Прибор Ц 4352 -1 шт.
Стенд демонстрационный по электротехнике -1 шт.
Паяльник 60 Вт двухкомпонентная рукоятка Works W30760 - 5 шт.
Паяльник 30 Вт двухкомпонентная рукоятка Works W30730 - 2 шт.
Токовые клещи ДТ266 UNI- T – 1 шт.
Коврик резиновый диэлектрический 50х50 - 8 шт.
22-210 Коронка SDS Plus 65 мм – 1 шт.
3.2 Информационное обеспечение дисциплины
Основная учебная литература:
1. Крутов, А.В. Теоретические основы электротехники: учеб. пособие для СПО / А.В. Крутов, Э.Л. Кочетова, Т.Ф.
Гузанова. – 2-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2018. – 375 с. (электронная копия).
https://cloud.mail.ru/public/cC7Z/aHRmpynLd
Дополнительная литература:
1.
Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учеб.пособие /Ю.Г.Синдеев. – Изд.16-е,
стереотипное – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 407 с. – (Начальное профессиональное образование).
2.
Кацман М.М. Электрические машины: учебник. – М. :Высш. шк., 2002.- 469 с: ил.
3.
Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника: учебник. – М.: Высш. шк., 1990. - 352 с.
Интернет - ресурсы:
1. Электронный ресурс: Школа электрика. – Форма доступа:
http://electricalschool.info/
2. Электронный ресурс: Начинающим электрикам. – Форма доступа: http://electrik.info/main/school/
3. Электронный ресурс: Схемы электрика. – Форма доступа: https://electrohobby.ru/shemyi/
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 ОСНОВЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое содержание
курса освоено полностью, без пробелов,
умения сформированы, все
Основные характеристики, параметры и элементы
предусмотренные программой учебные
электрических цепей при гармоническом
задания выполнены, качество их
воздействии в установившемся режиме.
выполнения оценено высоко.
Свойства основных электрических RC и RLC«Хорошо» - теоретическое содержание
цепочек, цепей с взаимной индукцией.
курса освоено полностью, без пробелов,
Трехфазные электрические цепи.
некоторые умения сформированы
Основные свойства фильтров.
недостаточно, все предусмотренные
Непрерывные и дискретные сигналы.
программой учебные задания выполнены,
Методы расчета электрических цепей.
некоторые виды заданий выполнены с
Спектр дискретного сигнала и его анализ.
ошибками.
Цифровые фильтры.
«Удовлетворительно» - теоретическое
Перечень умений, осваиваемых в рамках
содержание курса освоено частично, но
дисциплины:
пробелы не носят существенного
характера, необходимые умения работы с
Применять основные определения и законы теории
освоенным материалом в основном
электрических цепей.
сформированы, большинство
Учитывать на практике свойства цепей с
предусмотренных программой обучения
распределенными параметрами и нелинейных
учебных заданий выполнено, некоторые
электрических цепей.
из выполненных заданий содержат
Различать непрерывные и дискретные сигналы и их
ошибки.
параметры.
«Неудовлетворительно» - теоретическое
содержание курса не освоено,
необходимые умения не сформированы,
выполненные учебные задания содержат
грубые ошибки.
Формы и методы оценки
Оценка в рамках текущего контроля
результатов выполнения
индивидуальных контрольных заданий,
результатов выполнения практических
работ, устный индивидуальный опрос.
Письменный опрос в форме
тестирования
Экспертное наблюдение и оценивание
выполнения практических работ.
Текущий контроль в форме защиты
практических работ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Знания:
- основных характеристик,
параметров и элементов
электрических цепей при
гармоническом воздействии в
установившемся режиме;
- методов расчета электрических
цепей;
- основных свойств
электрических RC, RL и RLCцепочек, цепей с взаимной
индукцией;
- трехфазных электрических
цепей;
- основных свойств фильтров;
- цифровых фильтров;
- непрерывных и дискретных
сигналов:
- спектра дискретного сигнала и
его анализ;
Различать основные характеристики, параметры и элементы
электрических цепей.
Ориентироваться в возможных методах расчета электрических
цепей.
Сформулировать основные свойства электрических RC, RL и
RLC-цепочек, цепей с взаимной индукцией;
Различать трехфазные электрические цепи;
Сформулировать основные свойства фильтров;
Объяснить особенности цифровых фильтров;
Установить различия непрерывных и дискретных сигналов:
Анализировать спектр дискретного сигнала
Тестовый контроль по темам.
Доклады-сообщения.
Домашние задания.
Экзамен
Умения:
- применять основные
определения и законы теории
электрических цепей;
- различать непрерывные и
дискретные сигналы и их
параметры;
- учитывать на практике
свойства цепей с
распределенными параметрами
и нелинейных электрических
цепей;
Уровень технической грамотности при исследовании
непрерывных и дискретных сигналов, их сравнительном
анализе: и расчете их параметров;
Уровень технической грамотности при практическом
использовании цепей с распределенными параметрами и
нелинейных электрических цепей;
Лабораторные работы.
Практические работы.
Решение задач.