Рабочая программа ЕН.02 ЭОП Банковское дело

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

19

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина ЕН.02 «Экологические основы природопользования» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07
«Банковское дело».
Учебная дисциплина ЕН.02 «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование общих компетенций
по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.07 «Банковское дело».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих компетенций: ОК 01. - ОК 07. ОК 09.
ОК 10

1.1

1.2. Цели и планируемые результаты освоения предмета
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ОК 09
ОК 10

Знания

Умения

- анализировать и прогнозировать экологические
последствия различных видов производственной
деятельности;
- анализировать причины возникновения
экологических аварий и катастроф; выбирать методы,
технологии и аппараты утилизации газовых
выбросов, стоков, твердых отходов;
- определять экологическую пригодность
выпускаемой продукции;
- оценивать состояние экологии окружающей среды
на производственном объекте.

- виды и классификацию природных ресурсов, условия
устойчивого состояния экосистем; - задачи охраны
окружающей среды, природоресурсный потенциал и
охраняемые природные территории Российской Федерации; основные источники и масштабы образования от ходов
производства - основные источники техногенного
воздействия на окружающую среду, способы предотвращения
и улавливания выбросов, методы очистки промышленных
сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и
очистки газовых выбросов и стоков, основные технологии
утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
принципы размещения производств различного типа, состав
основных промышленных выбросов и от ходов различных
производств; - правовые основы, правила и нормы
природопользования и экологической безопасности; принципы и методы рационального природопользования,
мониторинга окружающей среды, экологического контроля и
экологического регулирования
4

1.2.4 Общие компетенции (из ФГОС СПО)
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

ОК 4.
ОК 05.

ОК 7.
ОК 09.
ОК 10.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной
деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

5

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
в том числе:
теоретическое обучение (урок, лекция)
лабораторные занятия
практические занятия
индивидуальный проект
Самостоятельная работа (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над индивидуальным проектом
Консультации
Промежуточная аттестация в форме

Объем часов
38
16
18
4
зачета

6

2.2. Календарно - тематический план и содержание рабочей программы учебной дисциплины Экологические основы
природопользования
Наименование
модулей и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)

1

2

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы. Основные источники
техногенного воздействия на окружающую среду
Содержание учебного материала
1. Введение. Структура и задачи предмета. Основные направления
Тема 1.1.
рационального природопользования. Природоресурсный потенциал.
Концепция Условия свободы и ответственности за сохранения жизни на Земле и
устойчивого экокультуры.
развития.
2. Виды и классификация природных ресурсов. Альтернативные
источники энергии.
В том числе, самостоятельной работы обучающихся:
Самостоятельная работа обучающихся: (4 часа)
1. СРС №1 «Глобальные экологические проблемы
человечества» 2 часа
2. СРС №2 «Проблема голода и переедание» 2 часа
Раздел 2. Рациональное и нерациональное природопользование
Содержание учебного материала
Тема 2.1
1. Природопользование. Принципы и методы рационального
Принципы и природопользования. Условия устойчивого состояния экосистем.
методы
2. Техногенное воздействие на окружающую среду. Типы
рационального загрязняющих веществ. Принципы размещения производств

№ занятия Календарны
(1 час)
е сроки
выполнения

3

4

Объем
часов

5

Уровень
Коды
освоения компетенций,
формирова
- нию
которых
способствует
элемент
программ
ы
6

4
сентябрь
1,2

2

2

2

7

ОК01,
ОК02,
ОК03,
ОК 04,
ОК05,
0К07,
ОК09,
ОК10

2

4

12
3,4

2

2

ОК01,
ОК02,
ОК03,
ОК 04,
ОК05,
7

природопользования

различного типа
В том числе, практических занятий:
Практическая работа №1 «Классификация природных ресурсов»

В том числе, самостоятельной работы обучающихся
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Бытовые и
1. Основные технологии утилизации промышленных и бытовых
промышленные отходов.
отходы и их В том числе, практических занятий:
утилизация Практическая работа №2 «Изучение свойств бытовых отходов»
Содержание учебного материала.
Тема 2.3 Твердые 1. Основные технологии утилизации твердых отходов,
отходы
образующихся на производстве. Экологический эффект
использования твёрдых отходов.

В том числе, практических занятий:
Практическая работа №3 «Сортировка твердых отходов»

0К07,
ОК09,
ОК10
5,6

1. Методы экологического регулирования.

В том числе, практических занятий:
Практическая работа №4 «Антропогенное воздействие на
окружающую среду»
Практическая работа №5 «Анализ и прогнозирование
экологических последствий воздействия на окружающую среду»

3

--

7,8

4
2

2

9,10

2

3

11,12

2

13,14

2
10

Раздел 3. Экологическое регулирование
Содержание учебного материала
Тема 3.1.Методы
экологического
регулирования

2

15,16

17-20

2

ОК01,
ОК02,
ОК03, ОК
04, ОК05,
0К07,
ОК09,
ОК10
ОК01,
ОК02,
ОК03, ОК
04, ОК05,
0К07,
ОК09,
ОК10

ОК01,
ОК 02
ОК3, ОК4
ОК5,
ОК07
ОК 09
ОК 10

4

8

Тема 3.2.
Мониторинг
окружающей
среды

В том числе, самостоятельной работы обучающихся
Содержание учебного материала

1. Понятие и принципы мониторинга окружающей среды.

В том числе, практических занятий:
Практическая работа №6 «Экологический мониторинг качества и
загрязнения окружающей среды г.Улан-Удэ»
В том числе, самостоятельной работы обучающихся
Раздел 4. Правовые и социальные вопросы
природопользования
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
1. Правовые и социальные вопросы природопользования и
Природополь экологической безопасности.
зование и
экологическая В том числе, практических занятий:
безопасность Практическая работа №7 «Разработка экологического паспорта
предприятия»
В том числе, самостоятельной работы обучающихся
Тема 4.2.
Международное
сотрудничество в
области охраны
окружающей
среды

ОК01,
ОК02,
ОК03,
21,22

2
ОК 04,
ОК05,
0К07,

23,24

2

ОК09,
ОК10

10

25,26

2

27,28

2

ОК01,
ОК02,
ОК03, ОК
04, ОК05,
0К07,
ОК09,
ОК10

-

Содержание учебного материала
1. Международное сотрудничество. Государственные и
общественные организации по предотвращению разрушающих
воздействий на природу. Природоохранные конвенции.
Межгосударственные соглашения. Роль международных
организаций в сохранении природных ресурсов.
В том числе, практических занятий:
Практическая работа №8 «Классификация международных
объектов охраны окружающей природной среды»

29,30
2

31,32

ОК01,
ОК02,
ОК03, ОК
04, ОК05,
0К07,
ОК09,
ОК10

2

9

В том числе, самостоятельной работы обучающихся
Содержание учебного материала
1. Особо охраняемые природные территории.
Тема 4.1.
Особо
охраняемые
природные
территории

Всего:

-

33,34

2. Природоресурсный потенциал Российской Федерации.
Охраняемые природные территории

35,36

В том числе, практических занятий:
Практическая работа №9 «Создание картосхемы особо
охраняемых природных территорий Республики Бурятия»
В том числе, самостоятельной работы обучающихся

37,38

2

ОК01,
ОК02,
ОК03, ОК
04, ОК05,
0К07,
ОК09,
ОК10

2
2

38

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа реализуется в учебном кабинете общеобразовательных предметов №101
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место обучающегося -30.
- рабочее место преподавателя-1
- доска мультимедиа - 1
- демонстрационный экран-1
- комплект учебно-наглядных пособий по учебному предмету «Экология» (в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и
учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской
Федерации).
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедиапроектор.
Электронные образовательные ресурсы:
1.
Научно-популярный и образовательный журнал «Экология и жизнь» http://www.ecolife.ru/

2.

Видеофильм «Заповедное ожерелье Байкала»

3.

Видеолекции http://edumarket.ru/library/workprotect/19417/

3.2. Информационное обеспечение:
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники для обучающихся:
1. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. —
М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с.
2. Сазонов, Э. В. Экология городской среды : учеб. пособие для СПО / Э. В. Сазонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство
Юрайт, 2019. — 275 с.
3. Титов Е.В. Экология: учеб. для студ. учреждений СПО / Я.В. Котелевская, И.В. Куко, П.М. Скворцов – 5-е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2017 – 208 с.
4. Трифонова, Т. А. Гигиена и экология человека : учеб. пособие для СПО / Т. А. Трифонова, Н. В. Мищенко, Н. В. Орешникова. — 2-е
изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.

11

Для преподавателя:
1.ФГОС среднего (полного) общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)
общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ
07.06.2012 N 24480
2. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
3. ФГОС СПО по специальности специальности 38.02.07 «Банковское дело», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от «05»
февраля 2018 г
4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))
5. Контрольно-измерительные материалы входного, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Дополнительные источники для преподавателя:
1. Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред.
Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 190 с.
2. Родионов, А. И. Охрана окружающей среды: процессы и аппараты защиты атмосферы : учебник для СПО / А. И. Родионов, В. Н.
Клушин, В. Г. Систер. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
3. Ларионов, Н. М. Промышленная экология : учебник и практикум для СПО / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — 2-е изд., перераб. и
доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 382 с.
Интернет-ресурсы для обучающихся:
www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России)

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Система контроля и оценки результатов по дисциплине разработана в соответствии с локальными нормативными документами:
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся;
Результаты обучения
Умение анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
производственной деятельно-сти.

Критерии оценки
Правильный анализ и про- гноз экологических
послед-ствий различных видов
производственной деятель-ности.

Методы оценки
Экспертная оценка деятельности обучающихся при
выполнении и защите результатов практических
занятий, выполнении домашних работ, опроса,
результатов внеа- удиторной самостоятельной ра- боты
обучающихся, контрольных
работ и других видов текущегоконтроля.

Умение определить экологиче-скую Соответствие выбранных экологических
пригодность выпускае- мой
параметров на пригодность выпускае- мой
продукции.
продукции.

Экспертная оценка деятельности обучающихся при
выполнении и защите результатов практических занятий,
выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной ра- боты обучающихся,
контрольных работ и других видов текущего
контроля.

Умение анализировать при- чины
возникновения экологи- ческих
аварий и катастроф.

Правильный анализ причин возникновения
экологиче-ских аварий и катастроф.

Экспертная оценка деятельности обучающихся при
выполнении и защите результатов практических
занятий, выполнении домашних работ, опроса,
результатов внеа- удиторной самостоятельной ра- боты
обучающихся, контрольных работ и других видов
текущего
контроля.

Знать основные

Анализировать

Оценка результатов выполнения практической работы;
13

источники

основные

техногенного воздействия на
окружающую среду, способы
предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки
промышленных сточных вод,
принципы работы аппаратов
обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств.
Знать виды и классификацию
природных ресурсов, условия
устойчивого состояния экосистем.
Знать задачи охраны окружающей среды, природоресурсный
потенциал.

источники техногенного
Оценка результатов устного и письменного опроса;
воздействия на окружаюОценка результатов тестирования;
щую среду, правильность
Оценка результатов решения ситуационных задач.
выбора способов предотвращения и улавливания
выбросов, а так же методов
очистки
промышленных
сточных вод.
Обосновать выбор техноло- гически возможных
аппара- тов обезвреживания
согласно принципа работы.
Правильное подразделение
Оценка результатов выполнения практической работы;
природных ресурсов
соОценка результатов устного и письменного опроса;
гласно их видов.
Оценка результатов тестирования;
Оценивать состояние окруОценка результатов решения ситуационных задач.
жающей среды согласно задач охраны окружающей
среды.

Знать охраняемые природные
Оценка состояния охраняе-мых природных
территории Российской Феде- рации. территорий Российской Федерации.

Оценка результатов выполнения практической работы;
Оценка результатов устного и письменного опроса;
Оценка результатов тестирования;
Оценка результатов решения ситуационных задач.

14

Знать правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности.

Обосновывать правила и
нормы природопользования и экологической безопасности согласно знаний
правовых основ.

Оценка результатов выполнения практической работы;
Оценка результатов устного и письменного опроса;
Оценка результатов тестирования;
Оценка результатов решения ситуационных задач.

Знать принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического
контроля и экологического регулирования.

Правильное оценивание
природопользования
согласно принципам и методам контроля.

Оценка результатов выполнения практической работы;
Оценка результатов устного и письменного опроса;
Оценка результатов тестирования;
Оценка результатов решения ситуационных задач.

Знать принципы и правила
международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей
среды.

Анализировать принципы и
правила
международного
сотрудничества в области
природопользования
и
охраны
окружающей
среды.

Оценка результатов выполнения практической работы;
Оценка результатов устного и письменного опроса;
Оценка результатов тестирования;
Оценка результатов решения ситуационных задач.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».