Рабочая программа ЭК.03 Оновы Естественных наук для социально-экономического профиля Банковское дело

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4
16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

26

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

30

1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЭК.03 ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1.1.
Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования
Предмет входит в цикл общеобразовательных предметов и относится к элективным курсам по выбору (ЭК), реализуется в течение _1_ года
обучения с максимальным количеством часов 80. Результаты освоения предмета необходимы при изучении всех учебных предметов
общеобразовательного и профессионального циклов.

1.2
1.2.1.

Цели и планируемые результаты освоения предмета
Цели и планируемые личностные результаты:

Код
группы ЛР
ЛР.1

ЛР.2

Группы личностных
результатов
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся к себе,
к своему здоровью, к
познанию себя

Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
ЛР.1.1 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
ЛР.1.2 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛР.1.3 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
ЛР.1.4 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
ЛР.1. 5 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
ЛР.1.6 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные
ЛР.2.1 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
результаты в сфере поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
отношений
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
обучающихся
к ЛР.2.2 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
России как к Родине свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
(Отечеству)
государственным символам (герб, флаг, гимн);

ЛР.3

ЛР.4

ЛР.2.3 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
ЛР.2.3 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные
ЛР.3.1 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
результаты в сфере
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
отношений
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
обучающихся к
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
закону, государству
ЛР.3.2 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
и к гражданскому
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав
обществу
и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
ЛР.3.3 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
ЛР.3.4 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
ЛР.3.5 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные
ЛР.4.1 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
результаты в сфере толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
отношений
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
обучающихся
с достижения;
окружающими
ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
людьми
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
ЛР.4.3 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе

к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
ЛР.4.5 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
ЛР.4.6 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
ЛР.5.1 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
ЛР.5.3 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира;
ЛР.5.4 понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ЛР.5.5 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
ЛР.6.2 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.

ЛР.5

Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру,
живой
природе,
художественной
культуре

ЛР.6

Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
семье и родителям, в
том
числе
подготовка
к
семейной жизни
Личностные
ЛР.7.1 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
результаты в сфере осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных

ЛР.7

ЛР.8

ЛР.9

отношения
обучающихся
к
труду,
в
сфере
социальноэкономических
отношений
Личностные
результаты в сфере
физического,
психологического,
социального и
академического
благополучия
обучающихся
Личностные
результаты в сфере
освоения
содержания учебной
дисциплины

планов;
ЛР.7.2 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ЛР.7.3 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
ЛР.7.4 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
ЛР.8.1 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.

ЛР.9. 1 чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с
химическими веществами, материалами и процессами;
ЛР.9.2 готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
ЛР.9.3 умение использовать достижения современной химической науки и химических
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;

1.2.2. Цели и планируемые метапредметные результаты:
Код группы
МПР
МПР.1

МПР.2

Групповые
метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные
учебные действия

Познавательные
универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты
Выпускник научится:
МПР.1.1 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
МПР.1.2 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
МПР.1. 3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
МПР.1.4 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
МПР.1.5 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
МПР.1.6 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
МПР.1.7 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
МПР.1.8 использовать различные виды познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи;
МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
МПР.2.2 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
МПР.2.3 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
МПР.2.5 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
МПР.2.6 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со

МПР.3

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

стороны других участников и ресурсные ограничения;
МПР.2.7 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
МПР.3.1 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МПР.3.2 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
МПР.3.3 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
МПР.3.4 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

1.2.3. Цели и планируемые предметные результаты:
Код ПР
ПР.1

Выпускник на базовом уровне научится
1.1 демонстрировать на примерах роль естествознания в развитии человеческой цивилизации; выделять персональный
вклад великих ученых в современное состояние естественных наук;
1.2 грамотно применять естественно-научную терминологию при описании явлений окружающего мира;
1.3 обоснованно применять приборы для измерения и наблюдения, используя описание или предложенный алгоритм
эксперимента с целью получения знаний об объекте изучения;
1.4 выявлять характер явлений в окружающей среде, понимать смысл наблюдаемых процессов, основываясь на
естественно-научном знании; использовать для описания характера протекания процессов физические величины и
демонстрировать взаимосвязь между ними;
1.5 осуществлять моделирование протекания наблюдаемых процессов с учетом границ применимости используемых
моделей;
1.6 критически оценивать, интерпретировать и обсуждать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсах
Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности; делать выводы на основе
литературных данных;
1.7 принимать аргументированные решения в отношении применения разнообразных технологий в профессиональной
деятельности и в быту;
1.8 извлекать из описания машин, приборов и технических устройств необходимые характеристики для корректного их
использования; объяснять принципы, положенные в основу работы приборов;

1.9 организовывать свою деятельность с учетом принципов устойчивого развития системы «природа–общество–человек»
(основываясь на знаниях о процессах переноса и трансформации веществ и энергий в экосистеме, развитии и
функционировании биосферы; о структуре популяции и вида, адаптациях организмов к среде обитания, свойствах
экологических факторов; руководствуясь принципами ресурсосбережения и безопасного применения материалов и
технологий; сохраняя биологическое разнообразие);
1.10 обосновывать практическое использование веществ и их реакций в промышленности и в быту; объяснять роль
определенных классов веществ в загрязнении окружающей среды;
1.11 действовать в рамках правил техники безопасности и в соответствии с инструкциями по применению лекарств,
средств бытовой химии, бытовых электрических приборов, сложных механизмов, понимая естественно-научные основы
создания предписаний;
1.12 формировать собственную стратегию здоровьесберегающего (равновесного) питания с учетом биологической
целесообразности, роли веществ в питании и жизнедеятельности живых организмов;
1.13 объяснять механизм влияния на живые организмы электромагнитных волн и радиоактивного излучения, а также
действия алкоголя, никотина, наркотических, мутагенных, тератогенных веществ на здоровье организма и зародышевое
развитие;
1.14 выбирать стратегию поведения в бытовых и чрезвычайных ситуациях, основываясь на понимании влияния на
организм человека физических, химических и биологических факторов;
1.15 осознанно действовать в ситуации выбора продукта или услуги, применяя естественно-научные компетенции.
Код ПР
ПР.2

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

2.1 выполнять самостоятельные эксперименты, раскрывающие понимание основных естественно-научных понятий и
законов, соблюдая правила безопасной работы; представлять полученные результаты в табличной, графической или
текстовой форме; делать выводы на основе полученных и литературных данных;
2.2 осуществлять самостоятельный учебный проект или исследование в области естествознания, включающий
определение темы, постановку цели и задач, выдвижение гипотезы и путей ее экспериментальной проверки, проведение
эксперимента, анализ его результатов с учетом погрешности измерения, формулирование выводов и представление
готового информационного продукта;
2.3 обсуждать существующие локальные и региональные проблемы (экологические, энергетические, сырьевые и т.д.);
2.4 обосновывать в дискуссии возможные пути их решения, основываясь на естественно-научных знаниях;
2.5 находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе
проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе естественно-научных знаний;
2.6 показывать взаимосвязь между областями естественных наук.

1.2.4 Общие компетенции (из ФГОС СПО)

ОК 3.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения профессиональной
деятельности.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

OK 1.
ОК 2.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка
в том числе:
теоретическое обучение (урок, лекция)
лабораторные занятия
практические занятия
семинары
индивидуальный проект
Самостоятельная работа (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над индивидуальным проектом
Консультации
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

80
48
28
2
2
2

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
ЭК.03 ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Наименование
разделов и тем

1
Входной
контроль

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

№
урока

Кален
дарны
е
сроки

Объем
часов

Уровень
освоения

2

3
1,2

4

5
2

6

3,4

2

1

5,6

2

Входная диагностика.
Проверка знаний по дисциплинам естественно-научного цикла,
полученные в школе

Коды
результатов,
формирован
ию которых
способствует
элемент
программы
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

Раздел 1. Техника
Тема 1.1
Взаимосвязь
между наукой и
технологиями

Тема 1.2

Содержание учебного материала
1 История изучения природы. Прогресс в естественных науках и его
вклад в развитие цивилизации. Методы научного познания и их
составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование, гипотеза, вывод, построение теории.
Фундаментальные понятия естествознания.
2 Естественно-научная картина мира. Примеры систематизации и
наглядного представления научного знания: пространственновременные характеристики (наномир и микромир, макромир,
мегамир), периодический закон. Роль научных достижений в
создании новых технологий. Эволюция технологий.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Содержание учебного материала:

-

-

-

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

Энергетика и
энергосбережен
ие

Тема 1.3
Нанотехнологи
и их
приложение

1 Проблемы энергообеспечения: национальные, региональные,
локальные. Законы сохранения массы и энергии. Практическое
применение законов сохранения. Виды энергии. Связь массы и
энергии. Электроэнергия и способы ее получения. Тепловые и
гидроэлектростанции. Ядерная энергетика и перспективы ее
использования.
2 Энергопотребление и энергоэффективность. Экологические
проблемы энергетической отрасли. Альтернативная энергетика.
Рациональное использование энергии и энергосбережение.
Энергетическая безопасность. Транснациональные проекты в
области энергетики.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия:
2 Практическая работа №1
Сравнение энергопотребления приборов разного поколения.

Контрольные работы не предусмотрены
Содержание учебного материала:
1 Наночастицы в живой и неживой природе: размеры, типы
структуры, функциональная значимость. Особенности физических
и химических свойств наночастиц. Самоорганизация. Методы
получения наночастиц.
2 Методы изучения наноматериалов. Конструирование
наноматериалов. Новые технологии, строящиеся на
использовании наночастиц и материалов, получаемых из них.
Влияние нанотехнологий на развитие техники. Экологический
аспект нанотехнологий.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия:
1 Практическая работа №2
Влияние наночастиц на живые организмы (дыхание дрожжей,

7,8

2

1

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

9,10

2

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

11,12

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

13,14

2

15,16

2

17,18

2

3

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2

рост бактерий на чашке Петри, прорастание семян).

Тема 1.4
Освоение
космоса и его
роль в жизни
человечества

Контрольные работы не предусмотрены
Содержание учебного материала:
1 Вселенная: теория возникновения, структура, состав, эволюция.
Астрономия как научный фундамент освоения космического
пространства. Ракетоносители, искусственные спутники,
орбитальные станции, планетоходы.

ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
-

-

2

2 Использование спутниковых систем в сфере информационных
технологий. Современные научно-исследовательские программы
по изучению космоса и их значение. Проблемы, связанные с
освоением космоса, и пути их решения. Международное
сотрудничество.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия

21,22

2

1 Практическая работа №3
Изучение звездного неба невооруженным глазом и с помощью
телескопа.

23,24

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

25,26

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

27,28

2

Контрольные работы
1 Контрольная работа №1
Проверка усвоенных знаний по 1 разделу

1

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

19,20

Раздел 2. Наука об окружающей среде
Тема 2.1.
Экологические
проблемы
современности

Содержание учебного материала
1 Биосфера: этапы формирования и сценарии развития. Актуальные
экологические проблемы: глобальные, региональные, локальные,
их причины и следствия. Международные и российские

1

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1

программы решения экологических проблем и их эффективность.
2 Методы изучения состояния окружающей среды. Изменения
окружающей среды, как стимул для развития научных
исследований и технологий.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №4 (семинар)
Естественно-научные подходы к решению экологических
проблем, природосберегающие технологии.

Тема 2.2.
Взаимосвязь
состояния
окружающей
среды и
здоровья
человека

Тема 2.3.
Современные
методы

Контрольные работы не предусмотрены
Содержание учебного материала
1 Деградация окружающей среды. Программы мониторинга
качества окружающей среды. Загрязнение воздушной, водной
среды, почвы, причины и следствия. Шумовое загрязнение.
Электромагнитное воздействие. ПДК.
2 Устойчивость организма и среды к стрессовым воздействиям.
Заболевания, связанные со снижением качества окружающей
среды. Индивидуальные особенности организма при воздействии
факторов окружающей среды. Современные технологии
сокращения негативного воздействия факторов окружающей
среды. Научные основы проектирования здоровой среды
обитания.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
Контрольная работа не предусмотрена
Содержание учебного материала:
1 Биогеоценоз, структура и основы функционирования.
Биогеохимические потоки. Круговороты вещества. Принципы

29,30

2

31,32

2

-

-

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

-

33,34

2

35,36

2

-

-

-

-

-

-

37,38

ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

2

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2

поддержания
устойчивости биогеоценозов. Научные основы создания и
устойчивости
поддержания искусственных экосистем.
биогеоценозов и
искусственных 2 Производство растительной и животноводческой продукции:
экосистем
проблемы количества и качества. Кластерный подход как способ
восстановления биогеохимических потоков в искусственных
экосистемах.
3 Проблема устойчивости городских экосистем.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №5
Антибиотики, пестициды, стимуляторы роста,
удобрения и их природные аналоги.

Тема 2.4.
Проблемы
отходов и
загрязнения
окружающей
среды

Контрольная работа не предусмотрена
Содержание учебного материала:
1 Проблема увеличения количества отходов. Бытовые,
коммунальные, промышленные отходы. Современные технологии
сбора, хранения, переработки и утилизации отходов. Подходы к
сокращению отходов, безотходные технологии.
2 Источники загрязнения окружающей среды. Перспективные
технологии ликвидации последствий загрязнения окружающей
среды. Рекультивация почвы и водных ресурсов. Системы
водоочистки.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа № 6 (семинар)
Международные программы по обращению с отходами и
сокращению воздействия на окружающую среду, их
эффективность.

39,40

-

2

-

41,42

-

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

2

-

ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

-

43,44

2

45,46

2

47,48

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2

ЛР.5.1
Контрольная работа
1 Контрольная работа №2
Проверка усвоенных знаний по 2 разделу

49,50

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

51,52

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

Раздел 3. Здоровье
Тема 3.1
Современные
медицинские
технологии

Тема 3.2
Инфекционные
заболевания и
их
профилактика

Содержание учебного материала:
1 Здоровье человека: системный подход. Нормальная физиология
человека. Особенности функционирования дыхательной,
кровеносной и других систем организма. Физиологические
показатели организма человека и их нормальное значение.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №7
Медицинские технологии диагностики заболеваний.
Возможности и перспективы методов профилактики, терапии и
восстановления организма. Подходы к повышению
эффективности системы здравоохранения.
Контрольная работа
Содержание учебного материала:
1 Инфекционные заболевания и их возбудители. Способы передачи
инфекционных заболеваний и социальные факторы,
способствующие их распространению.

2

Иммунная система и принципы ее работы. Особенности
функционирования иммунитета у разных групп населения.

53,54

-

2

55,56

2

57,58

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

59,60

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №8
Проблема развития устойчивости возбудителей заболеваний.
Международные программы по борьбе с инфекционными
заболеваниями.

61,62

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

Контрольная работа
Содержание учебного материала:
1 Метаболизм, как обмен веществом и энергией на уровне
организма. Принципы функционирования пищеварительной
системы.

63,64

2

Качество продуктов питания с точки зрения энергетической
ценности и содержания полезных и вредных веществ

65,66

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

67,68

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

69,70

2

ЛР.1.4

3

Тема 3.3
Наука о
правильном
питании

2

Способы профилактики инфекционных заболеваний.
Вакцинация. Направленность медицинских препаратов для
борьбы с инфекционными заболеваниями.

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
Практическая работа №9
Значение сбалансированного питания для поддержания здоровья.
Пищевые добавки: полезные свойства и побочные эффекты их
использования. Диеты и особенности их применения.
Тема 3.4
Основы

Контрольная работа
Содержание учебного материала:
1 Традиционная биотехнология: производство продуктов питания,

биотехнологии

переработка отходов. Молекулярная биотехнология. Структура и
функция нуклеиновых кислот. Синтез белка. Клеточная
инженерия. Генная терапия.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа№10
Применение биотехнологии в здравоохранении, сельском
хозяйстве и охране окружающей среды.

2

Выходной
контороль

Практическая работа№11
Мировой рынок биотехнологий. Перспективы развития
российского сегмента.

ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

71,72

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1

73,74

Контрольная работа
1 Контрольная работа №3
Проверка усвоенных знаний по 3 разделу

75,76

2

Итоговый зачет по предмету

77,78

2

Самостоятельная работа
Индивидуальный проект

2
ИТОГО:

80

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа реализуется в учебном кабинете общеобразовательных предметов.
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место обучающегося - 30
- рабочее место преподавателя -1
- классная доска -1
- демонстрационный экран -1
- вытяжной шкаф -1
- комплекты учебно-наглядных пособий по учебным предметам «Химия», «Физика», «Биология».
(в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по географии для общеобразовательных
учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации).
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедиапроектор.
Аудиовизуальные средства обучения:
- диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.1», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006.
- диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.2», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006.
- диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.3», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006.
- диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.4», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006.
- диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.5», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006.
-диск «Органическая химия, демонстрационное поурочное планирование»,
издательство «Учитель»,2007.
-диск «Органическая химия, образовательная коллекция», Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ,2003.
-диск «химия для гуманитариев, элективный курс», Издательство «Учитель»,2006.
-диск «Химия, дидактический и раздаточный материал», Издательство «Учитель»,2007
-диск «Общая химия, демонстрационное поурочное планирование»,
издательство «Учитель»,2007.
-диск «Виртуальная химическая лаборатория», Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ,2005.
-диск «Химия для всех XXI, образовательная коллекция»,ООО «1-С-Паблишинг»,2006.
-диск «Открытая химия»,ООО «Физикон, 2008.
- диск «Общая биология. Цитология»,ООО «Телекомпания СГУ ТВ,2004
- диск «Общая биология. Основы селекции»,ООО «Телекомпания СГУ ТВ,2004
- диск «Общая биология. Экологические факторы: Влажность»,ООО «Телекомпания СГУ ТВ,2004

- диск «Общая биология. Экологические факторы: Свет»,ООО «Телекомпания СГУ ТВ,2004
- диск «Общая биология. Экологические факторы: Температура,ООО «Телекомпания СГУ ТВ,2004
- диск «ВВС: Прогулки с динозаврами», ООО «Мега Видео»,2007
-диск «ВВС: живая природа»,ООО «Вальмонт»,2008
- диск «Бурятия», рекламная служба ТК «Тивиком»,2011
-диск «На память о Байкале», Степанцов М.В.,2004
-диск «Земля без людей»
-диск «Молекула, изменившая мир»
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
1.Мякишев, Г.Я. Физика 10 класс /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский - М.: Просвещение, 2009 – 365 с.
2.Мякишев, Г.Я. Физика 11 класс /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский - М.: Просвещение, 2009 – 398 с.
3.Рымкевич, А.П. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы / А.П.Рымкевич - М.: Просвещение, 2009 – 188 с.
4.Габриелян О.С. Химия 10-11 кл./ О.С. Габриелян – М., 2003.
5. Беляев, Д.К., Биология: учебник / Д.К. Беляев, Г.М.Дымшиц, Н.Н. Воронцов – М.: Просвещение, 2009.-306 с.
Дополнительные источники:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.
2. Кабардин, О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов - М.: Вербум - М, 2001 – 208 с.
3. Касьянов, В.А. Методические рекомендации по использованию учебников /В.А. Касьянов – М.: Дрофа, 2005 – 64 с.
4. Касьянов, В.А. Физика. 10 кл., Физика. 11 кл. при изучении физики на базовом и профильном уровне /В.А. Касьянов – М.:
Просвещение, 2006 – 287 с.
5. Касьянов, В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование /В.А. Касьянов – М.: Дрофа, 2002 – 96 с.
6. Лабковский, В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений /В.Б.
Лабковский – М.: Просвещение, 2006 – 256 с.
7. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2008.-215 с.
8. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2010.- 354 с.
9. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2010. -274
с.
10. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2009.-258 с.

Интернет-ресурсы:
1 Решение задач по химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alhimik.ru/abitur/abit41.html, свободный – Загл. с
экрана.
2 Общая химии: основные понятия химии, строение атома, химическая связь. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://lib.inorg.chem.msu.ru/tutorials, свободный – Загл. с экрана.
3 Основы химии. Электронный учебник. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru, свободный – Загл. с экрана.
4 Органическая химия. Электронный учебник для средней школы. – Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm, свободный – Загл. с экрана.
5 Опорные конспекты по химии для школьников 8 - 11 классов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chemistry.ru,
свободный – Загл. с экрана.
6 Видео ресурсы по химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://video.yandex.ru/users/era-sel/view/74/, свободный – Загл. с
экрана.
7 Электронные on-line-учебники по химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Chem.ox.ac.uk/it/lectures.html, свободный – Загл. с
экрана.
8 Справочный материал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alhimikov.net/htab/Page-12.html, свободный – Загл. с
экрана.
9 Теоретические основы химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.himhelp.ru/section23/, свободный. – Загл. с экрана.
10
Неорганическая химия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alhimikov.net/elektronbuch/menu.html,
свободный. – Загл. с экрана.
11
Органическая химия. Электронный учебник для средней школы. – Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/organics/index

4 . КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН
Система контроля и оценки результатов по предмету разработана в соответствии с локальными нормативными документами:
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся;
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, которые
конкретизированы в Планируемых результатах освоения обучающимися Примерной основной образовательной программы среднего
общего образования. В рабочей программе учебного предмета планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные)
распределены по разделам и темам.
Уровневый подход к оценке предметных результатов обеспечивается двумя группами их представления:
«Выпускник научится» – базовый уровень;
«Выпускник получит возможность научиться» – базовый уровень.
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается в отношении всех
обучающихся.
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается в отношении наиболее мотивированных и
способных обучающихся.
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.
Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и
правил поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественнополезная деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
ценностно-смысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде
агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется куратором преимущественно на основе
ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются
в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией.

Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов по предмету «Основы естественных наук для социально-экономического профиля»
осуществляется в форме комплексной проверочной работы по гуманитарным дисциплинам общеобразовательного цикла в начале и конце
учебного года.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС). КОС включают в
себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям оценки результатов освоения дисциплины.
Измерению и оценке подлежат предметные результаты обучения «Выпускник на базовом уровне научится».
Предметные результаты «Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную
аттестацию.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические
работы, творческие работы)
Промежуточная аттестация по дисциплине представляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее
освоения. Промежуточная аттестация по дисциплине предусмотрена в форме недифференцированного зачета.
В случае использования стандартизированных измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала
задается на уровне выполнения не менее 65% заданий базового уровня или получения 65% от максимального балла за выполнение заданий
базового уровня. В период введения ФГОС СОО допускается установление критерия освоения учебного материала на уровне 50% от
максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Предметные результаты обучения

Показатели

Выпускник на базовом уровне научится
1.1 демонстрировать на примерах роль
естествознания в развитии человеческой
цивилизации; выделять персональный вклад
великих ученых в современное состояние
естественных наук;
1.2 грамотно применять естественно-научную
терминологию при описании явлений
окружающего мира;
1.3 обоснованно применять приборы для

Демонстрирует умение объяснять на примерах
роль естествознания в развитии человеческой
цивилизации; выделять персональный вклад
великих ученых в современное состояние
естественных наук;
Демонстрирует умение грамотно применять
естественно-научную терминологию при описании
явлений окружающего мира;
Демонстрирует умение обоснованно применять

Формы и методы оценки
Устный опрос
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Тестирование
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Тестирование

измерения и наблюдения, используя описание
или предложенный алгоритм эксперимента с
целью получения знаний об объекте
изучения;
1.4 выявлять характер явлений в окружающей
среде, понимать смысл наблюдаемых
процессов, основываясь на естественнонаучном знании; использовать для описания
характера протекания процессов физические
величины и демонстрировать взаимосвязь
между ними;
1.5 осуществлять моделирование протекания
наблюдаемых процессов с учетом границ
применимости используемых моделей;

приборы для измерения и наблюдения, используя
описание или предложенный алгоритм
эксперимента с целью получения знаний об объекте
изучения;
Демонстрирует умение выявлять характер явлений
в окружающей среде, понимать смысл
наблюдаемых процессов, основываясь на
естественно-научном знании; использовать для
описания характера протекания процессов
физические величины и демонстрировать
взаимосвязь между ними;
Демонстрирует умение осуществлять
моделирование протекания наблюдаемых
процессов с учетом границ применимости
используемых моделей;
1.6 критически оценивать, интерпретировать
Демонстрирует умение критически оценивать,
и обсуждать информацию, содержащуюся в
интерпретировать и обсуждать информацию,
сообщениях СМИ, ресурсах Интернета,
содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсах
научно-популярных статьях с точки зрения
Интернета, научно-популярных статьях с точки
естественно-научной корректности; делать
зрения естественно-научной корректности; делать
выводы на основе литературных данных;
выводы на основе литературных данных;
1.7 принимать аргументированные решения в Демонстрирует умение принимать
отношении применения разнообразных
аргументированные решения в отношении
технологий в профессиональной
применения разнообразных технологий в
деятельности и в быту;
профессиональной деятельности и в быту;
1.8 извлекать из описания машин, приборов и Демонстрирует умение извлекать из описания
технических устройств необходимые
машин, приборов и технических устройств
характеристики для корректного их
необходимые характеристики для корректного их
использования; объяснять принципы,
использования; объяснять принципы, положенные в
положенные в основу работы приборов;
основу работы приборов;
1.9 организовывать свою деятельность с
Демонстрирует умение организовывать свою
учетом принципов устойчивого развития
деятельность с учетом принципов устойчивого
системы «природа–общество–человек»
развития системы «природа–общество–человек»
(основываясь на знаниях о процессах
(основываясь на знаниях о процессах переноса и
переноса и трансформации веществ и энергий трансформации веществ и энергий в экосистеме,
в экосистеме, развитии и функционировании развитии и функционировании биосферы; о

Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Самостоятельная работа с
учебником

Устный опрос
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Тестирование

Самостоятельная работа с
учебником

Устный опрос

Самостоятельная работа с
учебником
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

биосферы; о структуре популяции и вида,
адаптациях организмов к среде обитания,
свойствах экологических факторов;
руководствуясь принципами
ресурсосбережения и безопасного
применения материалов и технологий;
сохраняя биологическое разнообразие);
1.10 обосновывать практическое
использование веществ и их реакций в
промышленности и в быту; объяснять роль
определенных классов веществ в загрязнении
окружающей среды;
1.11 действовать в рамках правил техники
безопасности и в соответствии с
инструкциями по применению лекарств,
средств бытовой химии, бытовых
электрических приборов, сложных
механизмов, понимая естественно-научные
основы создания предписаний;
1.12 формировать собственную стратегию
здоровьесберегающего (равновесного)
питания с учетом биологической
целесообразности, роли веществ в питании и
жизнедеятельности живых организмов;
1.13 объяснять механизм влияния на живые
организмы электромагнитных волн и
радиоактивного излучения, а также действия
алкоголя, никотина, наркотических,
мутагенных, тератогенных веществ на
здоровье организма и зародышевое развитие;
1.14 выбирать стратегию поведения в
бытовых и чрезвычайных ситуациях,
основываясь на понимании влияния на
организм человека физических, химических и
биологических факторов;
1.15 осознанно действовать в ситуации

структуре популяции и вида, адаптациях
организмов к среде обитания, свойствах
экологических факторов; руководствуясь
принципами ресурсосбережения и безопасного
применения материалов и технологий; сохраняя
биологическое разнообразие);
Демонстрирует умение обосновывать практическое
использование веществ и их реакций в
промышленности и в быту; объяснять роль
определенных классов веществ в загрязнении
окружающей среды;
Демонстрирует умение действовать в рамках
правил техники безопасности и в соответствии с
инструкциями по применению лекарств, средств
бытовой химии, бытовых электрических приборов,
сложных механизмов, понимая естественнонаучные основы создания предписаний;
Демонстрирует умение формировать собственную
стратегию здоровьесберегающего (равновесного)
питания с учетом биологической целесообразности,
роли веществ в питании и жизнедеятельности
живых организмов;
Демонстрирует умение объяснять механизм
влияния на живые организмы электромагнитных
волн и радиоактивного излучения, а также действия
алкоголя, никотина, наркотических, мутагенных,
тератогенных веществ на здоровье организма и
зародышевое развитие;
Демонстрирует умение выбирать стратегию
поведения в бытовых и чрезвычайных ситуациях,
основываясь на понимании влияния на организм
человека физических, химических и биологических
факторов;
Демонстрирует умение осознанно действовать в

Домашнее задание
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Устный опрос

Публичное выступление с
докладом

Устный опрос

Домашнее задание
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Публичное выступление с

выбора продукта или услуги, применяя
ситуации выбора продукта или услуги, применяя
естественно-научные компетенции.
естественно-научные компетенции.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
2.1 выполнять самостоятельные
Умеет выполнять самостоятельные эксперименты,
эксперименты, раскрывающие понимание
раскрывающие понимание основных естественноосновных естественно-научных понятий и
научных понятий и законов, соблюдая правила
законов, соблюдая правила безопасной
безопасной работы; представлять полученные
работы; представлять полученные результаты результаты в табличной, графической или
в табличной, графической или текстовой
текстовой форме; делать выводы на основе
форме; делать выводы на основе полученных полученных и литературных данных;
и литературных данных;
2.2 осуществлять самостоятельный учебный
Умеет осуществлять самостоятельный учебный
проект или исследование в области
проект или исследование в области естествознания,
естествознания, включающий определение
включающий определение темы, постановку цели и
темы, постановку цели и задач, выдвижение
задач, выдвижение гипотезы и путей ее
гипотезы и путей ее экспериментальной
экспериментальной проверки, проведение
проверки, проведение эксперимента, анализ
эксперимента, анализ его результатов с учетом
его результатов с учетом погрешности
погрешности измерения, формулирование выводов
измерения, формулирование выводов и
и представление готового информационного
представление готового информационного
продукта;
продукта;
2.3 обсуждать существующие локальные и
Умеет обсуждать существующие локальные и
региональные проблемы (экологические,
региональные проблемы (экологические,
энергетические, сырьевые и т.д.);
энергетические, сырьевые и т.д.);
2.4 обосновывать в дискуссии возможные
Умеет обосновывать в дискуссии возможные пути
пути их решения, основываясь на
их решения, основываясь на естественно-научных
естественно-научных знаниях;
знаниях;
2.5 находить взаимосвязи между структурой
Умеет находить взаимосвязи между структурой и
и функцией, причиной и следствием, теорией функцией, причиной и следствием, теорией и
и фактами при анализе проблемных ситуаций фактами при анализе проблемных ситуаций и
и обосновании принимаемых решений на
обосновании принимаемых решений на основе
основе естественно-научных знаний;
естественно-научных знаний;
2.6 показывать взаимосвязь между областями Умеет показывать взаимосвязь между областями
естественных наук.
естественных наук.
Промежуточная аттестация

докладом

Домашнее задание
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Тестирование
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Самостоятельная работа с
учебником
Письменный анализ текста по
плану
Домашнее задание
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Письменный анализ текста по
плану
Зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».