Рабочая программа ЭК.04 Основы права Банковское дело

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

22

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

23

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЭК.04 «Основы права в работе с информацией»
1.1.

Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее
– ППССЗ) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования: 38.02.07 «Банковское дело»,
входящей в укрупненную группу 38.00.00 «Экономика и управление» по направлению подготовки «Науки об обществе».
1.2. Место учебного предмета в структуре ППССЗ: дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин и
относится к элективным учебным предметам (ЭК.04).
1.3. Цели и задачи учебного предмета - требования к результатам освоения учебного предмета:
Изучение предметной области «Общественные науки», включающей учебный предмет «Основы права в работе с
информацией» должно обеспечивать:
– сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской
идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией
Российской Федерации;
– понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
– сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять
методы исследования, характерные для общественных наук;
– формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

2

– сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты,
имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и
интерпретации данных различных источников;
– владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
«Основы права в работе с информацией» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения
базового курса истории должны отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства,
владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права,
разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки
зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты
в конкретных жизненных ситуациях.
Освоение содержания учебного предмета «Основы права в работе с информацией» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:

3

− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважения к государственным символом (герб, флаг, гимн);
− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
− готовности к служению Отечеству, его защите;
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической
науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

4

− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений;
− принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
− бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному,
так и других людей, умение оказывать первую помощь;
− осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
5

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских
и нравственных ценностей;
предметных:
− сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания
и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в
мировом историческом процессе;
− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности,
поликультурном общении;
− владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Освоение содержания учебного предмета «Основы права в работе с информацией» обеспечивает формирование и
развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

6

Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции
(в соответствии с ФГОС СПО по
специальности/профессии)

Личностные
УУД 1.
Сформированность
российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважения к государственным символам (гербу, флагу,
гимну).
УУД 2. Становление гражданской позиции как активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности.
УУД 3. Готовность к служению Отечеству, его защите.
УУД 4. Сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития исторической науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире.
УУД 5.
Сформированность
основ саморазвития
и
самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности.
УУД 6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном
мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
и нести за них ответственность;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.

7

Регулятивные:
УУД 7 Умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии
в различных ситуациях.
УУД 8 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
УУД 9 Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания.
УУД 10 Готовность и способность к самостоятельной
информационно- познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках исторической
информации, критически ее оценивать и интерпретировать.
Познавательные
УУД 11 Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.
Коммуникативные
УУД 12 Умение самостоятельно оценивать и принимать
решения, определяющие стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных ценностей.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития,
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности,
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.

8

1.4. Количество часов на освоение программы учебного предмета
Общее количество часов -44
В том числе часов: 28 лекций, 12 практических занятий,4 индивидуальный проект .

9

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме

10

Объем часов
44
28
12

зачета

4
2

2.2. Календарно-тематический план и содержание учебного предмета ЭК.04 «Основы права в работе с
информацией»
Наименовани
е разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)

№ заня
тия

1
Введение

2

3

Календа
рные
сроки
выполне
ния
4

Содержание учебного материала
1
Значение предмета для осуществления профессиональной деятельности в
соответствии со специальностью. Цели и задачи изучения дисциплины.
Организация самостоятельной деятельности студента по освоению
дисциплины. Информационно-методическое обеспечение УД. Правила работы
с материалами УД в электронной среде «Moodle».
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольные работы
Контрольная работа входная
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

1

сентябрь

Раздел 1.
Юриспруденц
ия как
важная
общественная
наука. Роль
права в жизни
человека и
общества
Раздел 1.
Содержание учебного материала
Юриспруденц 1
Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические
ия как
профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории

11

Объем
часов

Уровень
освоения

5
2
1

6

1

1
2

2

сентябрь

2

важная
общественная
наука. Роль
права в жизни
человека и
общества

Раздел 2.
Правовое
регулировани
е
общественны
х отношений.
Теоретически
е основы
права как
системы
Тема 2.1.
Правовое
регулировани
е
общественны
х отношений.
Теоретически
е основы
права как
системы.

происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические
особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение
права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у
древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы
права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система
регулирования
общественных
отношений.
Механизм
правового
регулирования.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрены

4

Содержание учебного материала
1
Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики.
Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения
норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права.
Методы правового регулирования.
Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая
техника.
Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как
форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный
правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во
времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных
правовых актов.
Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения
права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и

12

3

сентябрь

2
2

1

Выходной
контроль
Входной
контроль
Раздел 3.
Государство и
право.
Основы
конституцион
ного права
Российской
Федерации.
Тема 3.1.
Государство и
право.
Основы
конституцион
ного права
Российской
Федерации

назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в
праве. Аналогия права и аналогия закона.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №1: «Правовое регулирование»
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрены
Проверка знаний по разделу: Контрольная работа по вариантам

сентябрь
4

октябрь

1

Проверка базовых знаний по разделу 3
4

Содержание учебного материала
1
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства.
Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение
древневосточного государства. Происхождение античного государства.
Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории
происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная,
договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность
государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма
государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как
форма власти. Государственное устройство. Политический режим.
Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его
признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная
власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного
самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового
государства.
Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура
Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя
России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и

13

5

октябрь

2
2

6

2

Тема 3.2.
Правосудие и
правоохранит
ельные
органы

Выходной
контроль
Входной
контроль
Раздел 4.
Гражданское
право
Тема 4.1.
Гражданское
право

прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в
демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды.
Референдум. Выборы Президента Российской Федерации
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №2 «Государство и право»
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрены
Содержание учебного материала
1
Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд
Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок
осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов
внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной
службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности
правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная
служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов,
Федеральная миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за
оборотом наркотиков, Федеральная налоговая служба, Федеральная
таможенная служба.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрены
Проверка знаний по разделу: Контрольная работа по вариантам

октябрь
7

октябрь

8

4
2

1

1

октябрь
ноябрь

1

Проверка базовых знаний по разделу 4
24

Содержание учебного материала
1
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения.
Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских
правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как
субъекты права. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Основания

14

9

ноябрь

4
2

1

Тема 4.2.
Защита прав
потребителей

Тема 4.3.

недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и ее
виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств.
Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения,
изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие
права собственности. Основания возникновения права собственности.
Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права
(исключительные - имущественные; неимущественные; иные - право доступа,
право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны
нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау.
Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского
оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита
чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой
ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы
защиты гражданских прав.
Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства
государственного регулирования экономики. Организационно- правовые
формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества.
Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное
предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской
деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав
потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки
предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность
наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы
завещания. Наследование по закону.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №3 «Гражданское право»
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрены
Содержание учебного материала
1
Правовое регулирование поведения потребителей на рынке. Права
потребителей. Порядок и способы защиты прав потребителей.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №4 « Права потребителей»
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала

15

2
10,11

ноябрь

2
1

декабрь

12,13

декабрь

-2

Правовое
регулировани
е
образовательн
ой
деятельности
Тема 4.4.
Семейное
право и
наследственн
ое право

Тема 4.5.
Трудовое
право.

Система образования. Основные источники образовательного права. Права
обучающихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведение в
сфере образования.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
1
Основные правила наследования и порядок защиты наследственных
прав. Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и
личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества
супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные
обязательства.
1. С
Лабораторныее работы не предусмотрены
Практическиемзанятия №5 «Наследственное право»
Контрольныееработы не предусмотрены
Самостоятельная
й работа обучающихся
н
о
е
п
р
а
в
Содержание учебного материала
1
Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права.
Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица.
Занятость
1. Т и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и
работодателей.
Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и
р
условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по
у работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность.
инициативе
Понятиед рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда
несовершеннолетних.
Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные
о
трудовым законодательством для несовершеннолетних.
в
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
1

16

1

декабрь

14,15

декабрь

-4
2

2

2

декабрь

16,17

декабрь

декабрь

--

4
2

-

2

Тема 4.6.
Администрат
ивное право и
администрати
вный процесс

Тема 4.7.
Уголовное
право и
уголовный
процесс

Выходной
контроль
Зачет

Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрены
Содержание учебного материала
1
Административное право и административные правоотношения.
Особенности административного права. Административные правоотношения.
Понятие
административного
правонарушения.
Административная
ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам
об административных правонарушениях.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №6 «Административное право»
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
1
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие
уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений.
Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса
по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого,
потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрены
Проверка знаний по разделу: Контрольная работа по вариантам

18,19

январь

20,21

22

Содержание учебного материала
1
Итоговое занятие
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

январь

2
1

2

4
2

январь

-

январь

2

2

44

17

декабрь

44

3. РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
- столы – 12;
- стулья- 25;
- рабочее место преподавателя (столы) – 1;
- учебники, учебные пособия;
- сменный стенд «Информация»;
- шкафы для книг – 4;
- методические папки;
Технические средства обучения:
- компьютер - 4;
- телевизор – 1;
-ноутбуки-12
- диски;
- тесты по всем разделам;
- презентации к урокам.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1. Певцова, Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред. проф.
образования / Е.А.Певцова. – М.: Издательский центр «Академия». – 2017. – 480 с.
2.Певцова, Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. учебник для учреждений нач. и сред. проф.
образования / Е.А.Певцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 160 с. (Электронно-библиотечная система (ЭБС) Академия г.
Москва). https://academia-moscow.ru/reader/?id=81671
3.Никитин, А.Ф. Право. Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений / А.Ф.Никитин. – М.: Просвещение, 2011. – 352 с.

18

Дополнительная литература
1. Право социального обеспечения (для СПО)/Шайхатдинов В.И. — Москва : Юстиция, 2019. — (СПО). — ISBN 978-5-4365-1161-0. —
URL: https://book.ru/book/932057
2.Семейное право (для СПО). Учебник/СмоленскийМ.Б. и др. Москва : КНОРУС, 2018. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07413-8. — URL:
https://book.ru/book/932057
3. Конституционное право России (СПО). Учебник— Москва : Юстиция, 2019. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07302-5 . — URL
https://www.book.ru/book/932070
Методическая литература

«Методист»: Журнал

«Среднее профессиональное образование» : Журнал
Электронные образовательные ресурсы
а) локального доступа:
1. Основы государства и права, диск, М, 2009.
2. Основы правоведения, диск, Улан-Удэ, 2007.
Интернет-ресурсы:
allpravo.ru;●law.pp.ru; ●tarasei.narod.ru; ●oprave.ru; ●yurclub.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения
ПК и ОК, формированию которых
способствует УД
OK 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей
профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.

усвоенные знания

освоенные умения

З 1 - права и обязанности,
ответственность гражданина как
участника
конкретных
правоотношений
(избирателя,
налогоплательщика, работника,
потребителя,
супруга,
абитуриента);
механизмы

У 1 - правильно употреблять основные правовые
понятия и категории (юридическое лицо, правовой
статус,
компетенция,
полномочия,
судопроизводство);
У 2 - характеризовать: основные черты правовой
системы России, порядок принятия и вступления в
силу законов, порядок заключения и расторжения

19

Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения
Оперативный
контроль:
устный
опрос,
оценка
практических работ, оценка
СРС
Рубежный контроль:
оценка контрольного теста

ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК
10.
Развивать
культуру
межличностного
общения,
взаимодействия
между
людьми,
устанавливать
психологические
контакты с учетом межкультурных и
этнических различий
ПК 1.1. Осуществлять расчетнокассовое обслуживание клиентов.

реализации и способы защиты
прав человека и гражданина в
России, органы и способы
международно-правовой защиты
прав
человека,
формы
и
процедуры
избирательного
процесса в России;

ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.

З 1 - права и обязанности,
ответственность гражданина как
участника
конкретных
правоотношений
(избирателя,
налогоплательщика, работника,
потребителя,
супруга,
абитуриента);
механизмы
реализации и способы защиты
прав человека и гражданина в
России, органы и способы
международно-правовой защиты
прав
человека,
формы
и
процедуры
избирательного
процесса в России;

брачного контракта, трудового договора, правовой
статус
участника
предпринимательской
деятельности, порядок получения платных
образовательных услуг; порядок призыва на
военную службу;
У 3 - объяснять: взаимосвязь права и других
социальных норм; основные условия приобретения
гражданства;
особенности
прохождения
альтернативной гражданской службы;
У 4 - различать: виды судопроизводства;
полномочия
правоохранительных
органов,
адвокатуры,
нотариата,
прокуратуры;
организационно-правовые
формы
предпринимательства; порядок
рассмотрения
споров в сфере отношений, урегулированных
правом;
У 5 - приводить примеры: различных видов
правоотношений,
правонарушений,
ответственности;
У 1 - правильно употреблять основные правовые
понятия и категории (юридическое лицо, правовой
статус,
компетенция,
полномочия,
судопроизводство);
У 2 - характеризовать: основные черты правовой
системы России, порядок принятия и вступления в
силу законов, порядок заключения и расторжения
брачного контракта, трудового договора, правовой
статус
участника
предпринимательской
деятельности, порядок получения платных
образовательных услуг; порядок призыва на
военную службу;
У 3 - объяснять: взаимосвязь права и других
социальных норм; основные условия приобретения
гражданства;
особенности
прохождения
альтернативной гражданской службы;

20

Оперативный
контроль:
устный
опрос,
оценка
практических работ, оценка
СРС
Рубежный контроль:
оценка контрольного теста

ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.

У 4 - различать: виды судопроизводства;
полномочия
правоохранительных
органов,
адвокатуры,
нотариата,
прокуратуры;
организационно-правовые
формы
предпринимательства; порядок
рассмотрения
споров в сфере отношений, урегулированных
правом;
У 5 - приводить примеры: различных видов
правоотношений,
правонарушений,
ответственности;

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика,
работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и
способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь:
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия,
судопроизводство);
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и
расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения
платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения
альтернативной гражданской службы;
- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационноправовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

21

- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной
юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат
знания по данному учебному предмету.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».