Рабочая программа ОУП.02 Литература ИСИП

1

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

29

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП 02. ЛИТЕРАТУРА
1.1. Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования Предмет
«Литература» входит в состав обязательных учебных предметов общеобразовательного цикла предметной области «Русский язык и
литература», реализуется в течение первого года обучения с максимальным количеством часов –119 ч .
Результаты освоения предмета необходимы при изучении всех учебных предметов общеобразовательного и дисциплин
профессионального циклов.
1.2. Планируемые результаты освоения предмета

1.2.1.

Планируемые личностные результаты:

Код
группы ЛР
ЛР.1

ЛР.2

Группы личностных результатов

Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
Личностные результаты в сфере ЛР.1.1 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
отношений обучающихся к себе, позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
к своему здоровью, к познанию готовность и способность к личностному самоопределению, способность
себя
ставить цели и строить жизненные планы;
ЛР.1.3 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
Личностные результаты в сфере ЛР.2.1 российская идентичность, способность к осознанию российской
отношений
обучающихся
к идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкоРоссии как к Родине (Отечеству) культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
ЛР.2.2 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
4

гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
ЛР.3

Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
закону,
государству
и
к
гражданскому обществу

ЛР.4

Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими людьми

ЛР.5

Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему
миру,
живой
природе,
художественной
культуре

ЛР.3.1 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
ЛР.3.7 уважительное отношение к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
ЛР.4.1 нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
ЛР.4.4 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
ЛР.5.3 экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
5

ЛР.6

ЛР.7

1.2.2.

Личностные результаты в сфере ЛР.7.4 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
отношения
обучающихся
к достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
труду, в сфере социально- разным видам трудовой деятельности;
экономических отношений

Планируемые метапредметные результаты
Код
группы МПР
МПР.1
МПР.2

МПР.3

1.2.3.

ЛР.5.4
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
отношений обучающихся к семье принятия ценностей семейной жизни;
и родителям, в том числе ЛР.6.2 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
подготовка к семейной жизни
интериоризация традиционных семейных ценностей.

Группы метапредметных
результатов
Регулятивные
универсальные
учебные действия
Познавательные универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты
Выпускник научится
МПР.1.3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
Коммуникативные
МПР.3.4 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
универсальные учебные действия использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Планируемые предметные результаты
Код ПР

Выпускник на базовом уровне научится

6

ПР 1
ПР 2.

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более
текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

ПР 2.1 обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как

ПР 3.

тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
ПР 2.2. использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения,
носящие проблемный характер и требующие анализа;
ПР 2.3. давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)
основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
ПР 2.4. . анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его
развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
ПР 2.5. определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении
(включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
ПР 2.6. анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его
общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина
и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым
финалом);
ПР 2.7. анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать
то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм,
аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:

ПР 3.1. давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению
(течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
ПР 3.2. выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
7

Код ПР

ПР 4.
ПР 5.
ПР 6.
ПР 7.
Код ПР

ПР 8.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов
музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного
развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного
знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например,
кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению),
оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

8.1. о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
8.2. о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
8.3. о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет
8.4 об историко-культурном подходе в литературоведении;
8.5 об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
8.6. о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
8.7. имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений,
имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной
культуре;
8.8 о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

1.2.4.

Общие компетенции (из ФГОС СПО)
ОК 4

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста

ОК 6

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей

8

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
консультация
Самостоятельная работа обучающегося (инд.проект)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
119

87
30
2

9

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОУП 02. Литература
Наименование
разделов и тем
1
Введение

Блок 1.
Поэзия середины
и 2 половины 19
века
Тема 1.1.
Ф. И. Тютчев

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная
работа
обучающихся, курсовая работ (проект)
2
Содержание учебного материала

№ занятия
Календ.
сроки
3

Объем
часов
4

Уровень освоения

5

6
2

Значение предмета для осуществления профессиональной деятельности в
соответствии со специальностью.
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.
Специфика литературы как вида искусства.
Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в 19 веке.
Самобытность русской литературы. Самобытность русской литературы.
Значение литературы при освоении специальности СПО.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа №1: тест (входной контроль)
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

№1 сент

2

Л.1.1; 1.2;
2.2;3.3;
МП 3.4;
ПР 2.3; 3.1; 8;
8.5; 8.8.
ОК 5

Содержание учебного материала
Сведения из биографии. Творчество Ф. И. Тютчева. Основные мотивы лирики.
Стихотворения «Есть в осени первоначальной…», «Silentium», «Видение»,
«Полдень», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Умом
Россию не понять», «Не то, что мните вы, природа», «День и ночь», «Эти бедные
селенья». Теория литературы: жанры лирики, авторский афоризм.

№ 2 сент

2

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4;
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7 ОК 4.
ОК 5

Лабораторные работы не предусмотрены

Тема .12.
А. А. Фет.
Лирика.

Коды
результатов

Практические занятия№1: выразительное чтение, анализ и истолкование
лирического произведения.
Контрольная работа не предусмотрена

1

Самостоятельная работа обучающихся инд.проект
Содержание учебного материала
Биография поэта, творческий путь. Поэзия Фета и литературная традиция.
Фет и теория «чистого искусства». Философская проблематика лирики.
Стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Осень», «Облаком волнистым…»,
«Вечер», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Еще майская ночь», «Это утро,
радость эта», «Еще одно забывчивое слово».

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №2: чтение и анализ cтихов.
Контрольная работа не предусмотрена

№ 3 сент

2

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4; ОК 4.ОК
5
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7

2

2

1

10

Изучен
Тема 1.3.
Н.А. Некрасов

Блок 2.
Реализм ХIХ
века
Тема 2.1.
Введение

Тема 2.2.
Творчество А. Н.
Островского.

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

Содержание учебного материала
Жизнь и творчество поэта. Основные темы и идеи лирики. «Внимая ужасам
войны», «Когда из мрака заблужденья…», «Накануне светлого праздника»,
«Несжатая полоса», «Памяти Добролюбова», «Я не люблю иронии твоей». Поэма
«Русские женщины» и др.

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №3: выразительное чтение и анализ стихов.
Контрольная работа по блоку 1. Тест
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

Содержание учебного материала
Культурно-историческое развитие России второй половины 19 века. Конфликт
либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права.
Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в
русской живописи второй половины XIX века. Развитие реализма.
Взаимодействие разных стилей и направлений. Нравственные поиски героев.
Литературная критика. Журнальная полемика. 1860-х годов о «лишних людях» и
«новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки»,
«Русское слово»
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия: не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

2

№ 5 окт

1
2

№ 6 окт

2

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4; ОК 4.ОК
5
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7

2

2
ПР1; 2.1; 8.1;
8.2; 8.5; 8.6;
8.8 ОК 4.ОК
5

Содержание учебного материала
Жизнь и творчество А. Н. Островского. Социально-культурная новизна
драматургии. Пьеса «Гроза», самобытность замысла.

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены

Тема 2.3.

№ 4 сент

№7 окт

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала

11

Пьеса «Гроза».
Образ Катерины

Тема 2.4.
И. А. Гончаров.
«Обломов».
Общая
характеристика
романа.

Изображение «темного царства». Образ Катерины. Конфликт романтической
личности с укладом жизни, лишенной нравственных основ. Мотивы искушений,
мотив своеволия и свободыв драме.. «Самодуры» русской жизни. Символика
грозы Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго плана. Теория
литературы: понятие о драме, комедии.

№8 окт

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №4 Чтение и анализ пьесы.
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Жизнь и творчество И. А. Гончарова. Творческая история романа «Обломов».
Общая характеристика романа. Система образов. Композиция.
Тема. Идея. Противоречивость характера Обломова. Теория литературы:
социально-психологический роман.

2

№ 9 ноябрь

Практические занятия№5 Чтение и анализ эпизодов «Обломов и Захар», «Сон
Обломова», «Обломов и Штольц»
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Тема любви в романе. История знакомства Обломова и Ильинской.
Развитие отношений. Разрыв.
Обломов в доме Пшеницыной. Обретенный «рай». Смерть Обломова.

2

Содержание учебного материала
Основные этапы жизни и творчества И. С. Тургенева. Психологизм творчества.
Тургенев-романист..История создания романа «Отцы и дети». Общественная
атмосфера и ее отражение в романе. Смысл названия и основной конфликт
романа. Особенности композиции.

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

1

№ 10 ноябрь

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №6 анализ эпизодов
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Тема 2.6.
И. С. Тургенев.
Роман «Отцы и
дети».

2

1

Лабораторные работы не предусмотрены

Тема 2.5.
Тема любви в
романе И. А.
Гончарова
(Ольга
Ильинская и
Агафья
Пшеницына).

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК

2

1

№ 11 ноябрь

2

12

5. ОК 6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7
Базаров и Кирсановы. Нигилизм Базарова. Идеологический конфликт между
Базаровым и Кирсановыми (глава 10).
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия№7. Чтение и анализ отрывков «Приезд Аркадия и
Евгения Базарова», «Схватка за вечерним чаем».

Тема 2.7.
Базаров и
Одинцова

1

Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Тема любви в романе. Испытание Базарова любовью.

№ 12 ноябрь

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №8 Чтение и анализ отрывков из романа. «На балу у
губернатора», «В гостях у Одинцовой», «Объяснение в любви».
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена.
Тема 2.8.
Базаров и его
родители

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5. ОК 6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

1

Содержание учебного материала
Отношения Базарова с родителями. Смерть Базарова.

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №9 чтение и анализ эпизодов

№ 13 декабрь

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4; 6.1; 6.2;
7.4
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5 ОК 6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

1

Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.9

Содержание учебного материала

13

Жизнь и
творчество Ф. М.
Достоевского.
Роман
«Преступление и
наказание».

Тема 2. 10.
Теория «сильной
личности»
Раскольникова и
ее опровержение

Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. Эволюция художественного мира
писателя. Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание». Замысел и его
воплощение. Отображение русской действительности в романе. Социальная и
нравственно-философская проблематика романа. Система образов. Приемы
создания образа Петербурга.
Теория литературы: идеологический роман, полифонизм романов Достоевского
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Родион Раскольников и его теория «сильной личности». Характер и поведение
главного героя. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху,
попранию высоких истин и нравственных ценностей. Сны Раскольникова.
Опровержение теории Раскольникова. Раскольников и его двойники.

№14 декабрь

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5 ОК 6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

№ 15-16
декабрь

4

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5 ОК 6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5 ОК 6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №10Чтение и анализ отрывков.
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Тема 2.11.
«Сонечка,
вечная
Сонечка!»
Путь
Раскольникова к
возрождению

Тема 2. 12.
Л. Н. Толстой.
Общая

Содержание учебного материала
Образ Сони Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.
Библейские мотивы и образы. Раскольников на каторге. Начало духовного
возрождения Раскольникова.

2

№ 17-18

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №11 чтение и анализ отрывков
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Содержание учебного материала
Этапы биографии и творчества Л. Н. Толстого. Духовные искания писателя.
История создания, особенности жанра, композиции романа «Война и мир».

4

2

№ 19

2

14

характеристика
романа-эпопеи
«Война и мир»

Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности:
следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе
личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Теория
литературы: роман-эпопея.

4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены

Тема 2. 13.
«Мысль
семейная» в
романе «Война и
мир»

Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Изображение семей Ростовых, Болконских. Каждая семья – это целый мир.
Любовь – основа жизни семейства Ростовых. Идеал дворянской семьи в
понимании Толстого. Сопоставление образа жизни семей Ростовых, Болконских,
Курагиных.

№ 20-21

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия № 12: чтение и анализ соответствующих отрывков: ч4,
гл.4, ч5.гл 4.Эпилог.
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Тема 2. 14.
«Мысль
народная»
в романе
«Война и мир»

Содержание учебного материала

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4; 6.1; 6,2;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5. ОК 6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

2

№ 22-23

4

Народ – главное движущее лицо истории. Роль человека в истории. Массовые
сцены, военные главы. Подвиг русского народа. Бородинское сражение. Образы
Платона Каратаева, капитана Тушина, Кутузова - носителей народного духа.

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия № 13 чтение и анализ отрывков.
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Тема 2. 15.
Очерк жизни и
творчества А. П.

4

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5. ОК 6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;

2

2

Содержание учебного материала
Жизнь и творчество А. П. Чехова. Идейно-художественное своеобразие
«маленькой трилогии».

№ 24

2

15

Чехова.
Маленькая
трилогия
(«Человек в
футляре»,
«Крыжовник»,
«О любви»)

4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5. ОК 6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена

Тема 2. 16.
Пьеса
«Вишневый сад».

Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Содержание учебного материала
Своеобразие чеховской драматургии. Пьеса «Вишневый сад» - вершина
драматургии Чехова. Конфликт в пьесе. Система действующих лиц. Образы
Гаева, Раневской. Жизненная беспомощность героев. «Новые хозяева» сада.
Символичность пьесы.
Теория литературы: внутреннее и внешнее действие, ремарка, подтекст.

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №14: Чтение и анализ пьесы
Контрольная работа тест по прозе 2 половины 19 века
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Тема 2. 17.
Очерк жизни и
творчества И. А.
Бунина. Лирика.
Проза.

Содержание учебного материала
Этапы жизни и творчества И. Бунина. Лирика. Проза. «Вечные» темы: счастье и
трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом.
Идейно-художественное своеобразие рассказов «Чистый понедельник», «Темные
аллеи». Символика бунинской прозы.

№25

2

№ 26

1
2

№ 27

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 5.ОК
6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 5. ОК
6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрена
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Тема 2. 18
А. И. Куприн.
Тема любви в
повести

Содержание учебного материала
Этапы жизни и творчества писателя. Сюжет, система образов в повести
«Гранатовый браслет». Смысл названия. Тема любви. Любовь как дар,
преклонение перед женщиной.

28

2

16

МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 5. ОК
6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

«Гранатовый
браслет»

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №15: чтение и анализ повести

1

Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Контрольная работа не предусмотрена
Тема 2.19.
А. М. Горький.
Пьеса «На дне».

Блок 3.
Модернизм
конца 19-20 века.
Введение

Тема 3. 1.
А. А. Блок.
Основные темы
лирики.
Поэма
«Двенадцать»

Содержание учебного материла

29-30

4
ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.
ОК5. ОК 6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

Жизнь и творчество А. М. Горького. Пьеса «На дне». Особенности жанра и
композиции. Изображение правды жизни .Основной конфликт пьесы –
философский. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее
выражения. Образы ночлежников.
Теория литературы: развитие понятия о драме.

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа по блоку 2
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала

31

2

32

2

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Основные литературные
течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Расцвет
русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные
искания в русской философии.Дискуссия о кризисе реализма.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Содержание учебного материала
Жизнь и творчество А.Блока. Лирика: основные темы и мотивы. Главная тема –
тема России. Поэма «Двенадцать» - поэма о революции. Смысл названия. Сюжет.
Композиция. Лексика. Ритмика. Интонация. Борьба миров. Неоднозначность
финала. Образ Христа. Образы двенадцати красноармейцев. Образы-символы
«старого мира».
Теория литературы: образ-символ, поэма.

ПР1; 2.1; 8.1;
8.2; 8.5; 8.6;
8.8 ОК 4.ОК
5

33

2

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4;
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7 ОК
4.ОК 6

2

2

2

17

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены

Тема 3.2.
Н. С. Гумилев.
Лирика

Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала

34

2

Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики.

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4;
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7 ОК
4.ОК 5

2

ПР1; 2.1; 8.1;
8.2; 8.5; 8.6;
8.8 ОК 4.ОК
6

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Блок 4.
Литература
советского
периода.

Содержание учебного материала
Становление новой культуры в 30 годы. Первый съезд советских писателей и его
значение. Социалистический реализм как новый художественный метод.
Пролетарские поэты и другие.

35

2

36-37

4

Практические занятия не предусмотрены

Тема 4.1.
А. А. Ахматова

Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Контрольная работа не предусмотрена
Содержание учебного материала
Жизнь и творчество. Лирика. Стихотворения: «Смятение»,
«Молюсь оконному лучу», «Пахнут липы сладко», «Сероглазый король», «мне
ни к чему одические рати», « Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был».
Поэма «Реквием».
Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в
поэзии.

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4;
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7 ОК 4.
ОК 5. ОК 6

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена

18

Тема 4.2.
В. В.
Маяковский.
Лирика

Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Содержание учебного материала
Сведения из биографии. Ранняя лирика: необычное содержание,
гиперболичность, пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и
немножко нервно», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»,
«Прозаседавшиеся», «Лиличка!», «Люблю».

38

2
ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4;
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7 ОК
4.ОК 5

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены

Тема 4.3.
Очерк жизни и
творчества
С. А. Есенина.

Тема 4.4.
Очерк жизни и
творчества М.
Цветаевой.
Основные
мотивы лирики.

Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Содержание учебного материала
Жизнь и творчество С. А. Есенина. Основные мотивы лирики. Тема Родины в
творчестве поэта. Есенин – певец русской природы. Глубокий лиризм,
Необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, народнопесенная основа стихов.Чтение и анализ стихов: «Русь», «Письмо матери», «Не
жалею, не зову, не плачу», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке
Качалова», «Гой ты, Русь моя родная!», «Я покинул родимый дом».
Теория литературы: изобразительно-выразительные средства языка.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Контрольная работа: домашнее сочинение по творчеству А. Горького, С.
Есенина.
Содержание учебного материала
Сведения из биографии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так
рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня…», «Тоска по родине!
Давно…». Основные темы и мотивы творчества. Конфликт быта и бытия,
времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Своеобразие
стиля поэтессы.
Теория литературы: развития понятия о средствах поэтической
выразительности.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Контрольная работа не предусмотрена

39

40

2
ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4;
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7 ОК 4.
ОК 5 ОК 6

2

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4;
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7 ОК
4.ОК 5

2

2

19

Тема 4.5.
Б. Л. Пастернак
Лирика

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и
плакать. «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти
до самой сути…», «Зимняя ночь». Эстетические поиски и эксперименты в
ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии
Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость
поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений

41

2

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4;
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7 ОК 4.
ОК 5

2

42

2

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4; ОК 4.ОК
5
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7

2

43

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4. ОК
5
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Практическая работа не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Тема 4.6
Поэзия
О.Э.
Мандельштама

Содержание учебного материала
Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame»,
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «Ленинград», «За гремучую доблесть
грядущих веков», «Мы живем. под собою не чуя страны».

Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Практические занятия не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Тема 4.7
А. Платонов.
«В прекрасном и
яростном мире»

Тема 4.8.

Содержание учебного материала
Сведения из биографии. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Поиски
положительного героя писателем. Своеобразие художественных средств
(переплетение реального и фантастического в характерах героевправдоискателей, метафоричность образов, язык произведений)

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Практические занятия не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Содержание учебного материала

20

М. А. Булгаков.
Роман «Мастер
и Маргарита»

Сведения из биографии. Своеобразие жанра, многоплановость романа «Мастер и
Маргарита». Система образов. Ершалаимские главы. Московские главы. Воланд
и его окружение. Фантастическое и реальное в романе. Любовь и судьба
Мастера.

44

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

45

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.ОК
5. ОК 6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

46-47

4

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4. 5.6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Практические занятия не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Тема 4.9
М. А. Шолохов.
Роман-эпопея
«Тихий Дон».

Содержание учебного материала
Жизнь и творчество. Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в
годы Гражданской войны. Своеобразие жанра, композиции. Мастерство
психологического анализа. Своеобразие художественной манеры писателя.
Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Практические занятия не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Тема 4.10
Образ Григория
Мелехова.

Содержание учебного материала
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент
истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа.

Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Практические занятия не предусмотрены
Тема 4.11

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала

21

А. И.
Солженицын

Жизнь и творчество писателя. «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к
изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство
писателя: глубина характера
героя. Судьба человека в тоталитарном государстве.

48

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4. ОК
5. ОК 6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

49

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 5
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

50

2

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
ОК 5. ОК 6
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7

2

51

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена.
Практические занятия не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающегося
не предусмотрена
Тема 4.12.
«Деревенская
проза».
Творчество В. М.
Шукшина

Тема 4.13.
А. Т.
Твардовский

Содержание учебного материала
Сведения из биографии. Рассказы «Чудик», «Верую», «Крепкий мужик»,
«Танцующий Шива». Изображение жизни русской деревни:
глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные
особенности прозы Шукшина.

Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Практические занятия не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Содержание учебного материала
Жизнь и творчество поэта. Поэмы. Лирика.

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа по разделу
Тема 4.14.

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала

22

«Лейтенантская»
проза

Новое осмысление проблемы человека на войне. Ю. Бондарев «Горячий снег», В.
Богомолов «Момент истины», В. Кондратьев «Сашка» и др. Исследование
природы подвига и предательства. Философский анализ поведения человека в
экстремальной ситуации в произведениях В. Быкова «Сотников», Б. Окуджавы
«Будь здоров, школяр».

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 4.
ОК5
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Тема 4.15
Поэзия
«шестидесятни
ков»

Содержание учебного материала
Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б. Ахмадуллиной, Е.
Винокурова, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы.
Развитие традиций русской классики в поэзии Н. Рубцова, С. Наровчатова, Д.
Самойлова, Л. Мартынова, Ю. Друниной, И. Бродского, Р. Гамзатова. Журналы
этого времени.

52

2

ЛР 3.1; 5.4;
МПР 3.4; 1.3;
2.4;
ПР 2.2; 2.3;
2.5; 2.7; 3.1;
4; 5; 6;7 ОК 5

2

53

2

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;5.3
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 5.ОК
6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Тема 4.16.
В. П. Астафьев.
«Царь-рыба»

Содержание учебного материала
Жизнь и творчество писателя. Человек и природа в книге «Царь-рыба».

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Тема 4.17.

Содержание учебного материала

23

Драматургия
А. В. Вампилова

Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес.
Утверждение добра, любви и милосердия – главный пафос драматургии. Пьеса
«Старший сын»

54

2

55
56-57

2
4

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4; ОК 5.6
МПР 1.3; 2.4;
3.4;
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена

Блок 5.
Современный
литературный
процесс.

Блок 6.
Зарубежная
литература ХХ
века

Контрольная работа по блоку 4. Тест
Содержание учебного материала
Общая характеристика современного литературного процесса. В.С. Маканин.
Рассказ «Кавказский пленный» В.О. Пелевин Рассказ «Затворник и
Шестипалый», Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена»
Т.Н. Толстая
Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце сидели».
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена
Контрольная работа не предусмотрена
Содержание учебного материала

ПР1; 2.1; 8.1;
8.2; 8.5; 8.6;
8.8 ОК 4.
ОК5

58-59

4

Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. Повесть «Старик и море».

ПР1; 2.1; 8.1;
8.2; 8.5; 8.6;
8.8 ОК 5

2

Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Дифференцирова
нный зачет

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала Тест по прочитанным произведениям

60

Всего:

1

ЛР 3.3; 1.3;
3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4;
3.4; ОК 5. ОК
6
ПР 2.3; 2.4;
2.6; 4; 5;7;8.7

119 часов

24

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации рабочей программы имеется учебный кабинет русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- столы - 12
- стулья- 24
- рабочее место преподавателя - 1
- интерактивная доска - 1
- компьютерный стол - 1
- учебники, учебные пособия;
- справочники, словари;
- таблицы;
- тематический стенд по культуре речи - 1
- шкафы для книг - 3
- методические папки
Технические средства обучения:
- компьютер - 1

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением
- мультимедийный проектор - 1
Электронные образовательные ресурсы:
1.Видеозапись открытого урока литературы по теме «Любовь в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
2. Диск «Литература для поступающих в вузы»
3. Диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 11 класс.
4. Диск с х/ф: «Тихий Дон», «Поднятая целина».
5. Аудиокнига «Мастер и Маргарита»

25

6. Аудиокнига «Маскарад».
7. Аудиокнига «На дне»
8. Аудиокнига «Бесприданница»
9. Компьютерные презентации к урокам.
10. Учебный фильм «Петербург в поэзии А.Блока»
11. Диск «Достоевский».
12. Диск «Всемирная литература от А до Я»
13. Диск «В круге первом» А. Солженицын.
14. «Идиот». Ф. Достоевский
15. Диск «Пропавшая грамота», «Шинель» Н. Гоголь.
16.Диск «Мастер и Маргарита» х/ф и театральная постановка.
17.Фильм «Палата №6» по А. П. Чехову.
18.Песни В. Цоя.
19.Аудиокнига. А. С. Пушкин. «Медный всадник». Лирика.
20.Аудиокнига. И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника».
21.Аудиокнига. Н. В. Гоголь. «Шинель. Старосветские помещики»
22.Аудиокнига. А. И. Куприн. «Гранатовый браслет».
23.Диск «Персональный ассистент преподавателя».
24.Диск «Печорин» х/ф
25.Диск «Собачье сердце» х/ф

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

26

Основные источники для обучающихся:
Лебедев, Ю. В., Русский язык и литература. Литература. 10 кл. ФГОС. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В
2х ч. Рекомендовано Минобрнауки РФ., М.: Просвещение, 2017
Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.- М. – Просвещение, 2017
Методические рекомендации для практических работ, 2020
Для преподавателя:
1.ФГОС среднего (полного) общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480
2. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
3. ФГОС СПО по специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.12
2016 г,
4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))
5. КОС входного, текущего контроля и промежуточной аттестации по УП «Литература»
6. Методические рекомендации для проведения практических работ по УП «Литература»
8. Лебедев, Ю. В., Русский язык и литература. Литература. 10 кл. ФГОС. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень.
В 2х ч. Рекомендовано Минобрнауки РФ., М.: Просвещение, 2017
9. Михайлов, О. Н., Шайтанов, И. О., Чалмаев, В. А. и др. Русский язык и литература. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый уровень. В 2х ч. под ред. В. П. Журавлева. – 4-е изд.- М. – Просвещение, 2017
Дополнительные источники для преподавателя:
27

1. Буслакова, Т. П. Русская литература XIX века: Учебный минимум для абитуриента. Учебное пособие.- М.: Высш. шк., 2001.- 574 с.
3. Буслакова, Т.П. Русская литература XX века: Учебный минимум для абитуриента. Учебное пособие.- М.: Высш. шк., 2001.- 414 с.
4. Миронова, Н.А. Анализ лирического произведения. М., 2007.5. Санжадаева, Г.С. Новые технологии преподавания литературы. У-У., 2006. – 46 с.
6. Поташник, М. М., Левит, М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования.
– М.: 2011.
7. Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального
образования. – Киров: Старая Вятка, 2011.
8. Черняк, М. А. Современная русская литература. – М.: 2010.
Интернет-ресурсы для обучающихся:
www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского
литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста.
www.krugosvet.ru – универсальная научно-популярная онлайн- энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет».
www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

28

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Предметные результаты обучения

Показатели

Выпускник на базовом
уровне научится
ПР 1. демонстрировать знание произведений
русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;
ПР2. в устной и письменной форме обобщать

Демонстрирует знание произведений русской,
родной и мировой литературы, приводя примеры
двух или более текстов, затрагивающих общие
темы или проблемы;
Демонстрирует умения в устной и письменной
форме
обобщать
и
анализировать
свой
и анализировать свой читательский опыт, а
читательский опыт, а именно:
именно:

ПР 2.1 обосновывать выбор
художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
ПР 2.2. использовать для раскрытия
тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие
проблемный характер и требующие анализа;
ПР 2.3. давать объективное изложение
текста: характеризуя произведение, выделять
две (или более) основные темы или идеи
произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние,
в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
ПР 2.4. анализировать жанровородовой выбор автора, раскрывать
особенности развития и связей элементов
художественного мира произведения: места и

обосновывать
выбор
художественного
произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (содержащиеся в нем смыслы и
подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего
высказывания
указание
на
фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа
давать объективное изложение
текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая
сложность художественного мира произведения;

Формы и методы оценки

Текущий контроль:
Устный опрос
Письменные и устные развернутые
ответы
Тестирование
Сочинение
Эссе
Выразительное чтение
Чтение наизусть
Самостоятельная работа с
учебником
Публичное выступление с докладом
Анализ и интерпретация
художественного текста
Наблюдение и проверка
результатов и хода выполнения
практических работ
Промежуточная аттестация:
Дифференцированный зачет

анализировать жанрово-родовой выбор автора,
раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения:
места и времени действия, способы изображения
29

времени действия, способы изображения
действия и его развития, способы введения
персонажей и средства раскрытия и/или
развития их характеров;
ПР 2.5. определять контекстуальное
значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая
переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную
выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;
ПР 2.6. анализировать авторский
выбор определенных композиционных
решений в произведении, раскрывая, как
взаиморасположение и взаимосвязь
определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и
обусловливает эстетическое воздействие на
читателя (например, выбор определенного
зачина и концовки произведения, выбор
между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
ПР 2.7. анализировать случаи, когда
для осмысления точки зрения автора и/или
героев требуется отличать то, что прямо
заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира,
сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
ПР 3. осуществлять следующую
продуктивную деятельность:
ПР 3.1. давать развернутые ответы на
вопросы об изучаемом на уроке произведении
или создавать небольшие рецензии на
самостоятельно прочитанные произведения,

действия и его развития, способы введения
персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз,
используемых в художественном произведении
(включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с
точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;

анализировать авторский выбор определенных
композиционных
решений
в
произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
определенных
частей
текста
способствует
формированию
его
общей
структуры
и
обусловливает
эстетическое
воздействие
на
читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой
или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки
зрения автора и/или героев требуется отличать то,
что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира,
сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
Демонстрирует умения осуществлять следующую
продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об
изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие
рецензии
на
самостоятельно
прочитанные
произведения,
демонстрируя
30

демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения,
понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);
ПР 3.2. выполнять проектные работы в
сфере литературы и искусства, предлагать
свои
собственные
обоснованные
интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться
ПР 4. давать историко-культурный
комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
ПР 5. анализировать художественное
произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития
и субъективных черт авторской
индивидуальности;
ПР 6. анализировать художественное
произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания
(философией, историей, психологией и др.);
ПР 7. анализировать одну из интерпретаций
эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или
театральную
постановку;
запись
художественного чтения; серию иллюстраций
к
произведению),
оценивая,
как
интерпретируется исходный текст.

целостное восприятие художественного мира
произведения,
понимание
принадлежности
произведения к литературному направлению
(течению)
и
культурно-исторической
эпохе
(периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и
искусства,
предлагать
свои
собственные
обоснованные
интерпретации
литературных
произведений
Демонстрирует умения

Выпускник на базовом уровне получит
возможность узнать
8.1. о месте и значении русской литературы в
мировой литературе;

Демонстрирует знания

давать историко-культурный комментарий к тексту
произведения (в том числе и с использованием
ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
анализировать
художественное
произведение
в
сочетании воплощения в нем объективных законов
литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
анализировать
художественное
произведение
во
взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного
знания
(философией,
историей,
психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического,
драматического
или
лирического
произведения
(например, кинофильм или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к
произведению),
оценивая,
как
интерпретируется
исходный текст.

о месте и значении русской литературы в мировой
литературе;

31

8.2. о произведениях новейшей отечественной и
о произведениях новейшей отечественной и мировой
мировой литературы;
литературы;
8.3. о важнейших литературных ресурсах, в том о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети
Интернет
числе в сети Интернет
8.4 об историко-культурном подходе в
литературоведении;
8.5 об историко-литературном процессе XIX и XX
веков;
8.6. о наиболее ярких или характерных чертах
литературных направлений или течений;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

8.7. имена ведущих писателей, значимые

имена ведущих писателей, значимые факты их
творческой
биографии,
названия
ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными
образами» или именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных
направлений или течений;

факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев,
ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и
отечественной культуре;
8.8 о соотношении и взаимосвязях о соотношении и взаимосвязях литературы с
литературы с историческим периодом, историческим периодом, эпохой.
эпохой.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».