Рабочая программа ОГСЭ.05 Психология общения ИСИП

1

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

29

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1.1. Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования
Предмет «Психология общения» входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной
образовательной программы (ОГСЭ. 05).
1.2. Планируемые результаты освоения предмета

1.2.1.

Планируемые личностные результаты:
Код
группы ЛР
ЛР.1

Группы личностных результатов

Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
Личностные результаты в сфере ЛР.1.1 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
отношений обучающихся к себе, к позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
своему здоровью, к познанию себя
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
ЛР.1.3 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;

ЛР.2

Личностные результаты в сфере ЛР.2.1 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности
отношений обучающихся к России в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
как к Родине (Отечеству)
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству,
его защите;
ЛР.2.2 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

ЛР.3

Личностные результаты в сфере ЛР.3.1 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
4

ЛР.4

ЛР.5

ЛР.6

ЛР.7

отношений обучающихся к закону, российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
государству и к гражданскому уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
обществу
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
ЛР.3.7 уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
Личностные результаты в сфере ЛР.4.1 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
отношений
обучающихся
с ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
окружающими людьми
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
ЛР.4.4 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
Личностные результаты в сфере ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
отношений
обучающихся
к протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
окружающему
миру,
живой условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
природе, художественной культуре
ЛР.5.3 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние
природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
ЛР.5.4 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
отношений обучающихся к семье и ценностей семейной жизни;
родителям, в том числе подготовка к ЛР.6.2 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
семейной жизни
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере ЛР.7.4 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
отношения обучающихся к труду, в достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
сфере
социально-экономических видам трудовой деятельности;
отношений
5

1.2.2. Планируемые метапредметные результаты
Код
группы МПР
МПР.1
МПР.2

МПР.3

Группы метапредметных
результатов
Регулятивные
универсальные
учебные действия
Познавательные
универсальные
учебные действия

Коммуникативные
учебные действия

Метапредметные результаты
Выпускник научится
МПР.1.3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
универсальные МПР.3.4 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;

1.2.3. Планируемые предметные результаты
1.2.4.

Общие компетенции (из ФГОС СПО)
ОК 4

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста

ОК 6

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
консультация

50

Самостоятельная работа обучающегося (инд.проект)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

20
30
-

7

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОГСЭ. 05 Психология общения
Наименование
разделов и тем
1
Введение

Раздел 1.
Общение как
предмет научного
знания Тема 1.1.
Компетентностный
подход к
проблемам
общения.
Тема 1.2.
Виды общения

Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект)

№ занятия
Календ.
сроки
3

2
Содержание учебного материала
Значение предмета для осуществления профессиональной №1
деятельности в соответствии со специальностью.
Категория «общение» в психологии. Основные понятия.
Функции общения. Роль общения в профессиональной
деятельности человека.

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
№2
Общение в системе межличностных и общественных
отношений Определение понятий «компетентность» и
«компетенция».
Коммуникативная компетентность.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Классификация видов общения. Межличностное и массовое № 3
общение.

Объем
часов

Коды
результато
в

Уровень освоения

4

5

6

2

ОК 5

2

2
2

2

2

2

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Тема 3.1.
Модели общения

Содержание учебного материала
Многообразие моделей общения и их предназначение.
№4
Информационная, убеждающая, экспрессивная, внушающая,

8

ритуальная модели общения.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Стили речевого общения.
Официально-деловой,
научный,
публицистический,
Тема 3.1
разговорно-бытовой.
Стили общения
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Изучен
Раздел 2.
Содержание учебного материала
Общение как
Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие
восприятие людьми влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия.
друг друга
Межличностная перцепция.
(перцептивная
Лабораторные работы не предусмотрены
сторона общения) Практические занятия: не предусмотрены
Тема 2.1.
Контрольная работа не предусмотрена
Перцептивная
функция общения Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Социальные стереотип. Стереотипы восприятия. Предрассудки
Тема 2.2
и предубеждения. Эффект ореола. Фактор превосходства.
Фактор статуса. Каузальная атрибуция. Ошибки восприятия.
Эффекты
Лабораторные работы не предусмотрены
межличностного
Практические занятия: не предусмотрены
восприятия и
Контрольная работа не предусмотрена
взаимопонимания
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Психологические механизмы восприятия. Идентификация.
Эмпатия. Рефлексия. Аттракция.
Тема 2.3
Лабораторные работы не предусмотрены
Механизмы
взаимопонимания в Практические занятия:опишите типичные искажения при
восприятии друг друга, с которыми Вы можете встретиться в
общении
своей профессиональной деятельности.
Контрольная работа не предусмотрена

№5

2

№6

2

№7

2

№8

2

2

9

Тема 2.4
Сенсорные каналы,
их диагностика и
использование в
общении

Тема 2.5
Имидж и
самопрезентация

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Репрезентативная система. Визуальный тип мышления
.Аудиальный тип мышления. Кинестетический тип мышления.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия: не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Влияние имиджа на восприятие человека.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия: не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

№9

2

№10

2

10

Раздел 3.
Общение как
взаимодействие.
(интерактивная
сторона общения)
Тема 3.1
Интерактивная
функция общения
Раздел 4.
Общение как обмен
информацией
(коммуникативная
сторона общения)
Тема 4.1
Коммуникативные
барьеры
Раздел 5.
Психологические
особенности
общения
Тема 5. 1.
Проявление
индивидуальных
особенностей
личности в общении
Тема 5.2
Средства общения

Тема 5.3
Невербальные
средства
взаимодействия

Раздел 6.
Формы делового
общения
Тема 6.1

Содержание учебного материала
Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Стратегии и тактики взаимодействия. Позиции и ориентации в
деловом взаимодействии. Правила корпоративного поведения в
команде.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия: не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация.
Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация.
Методы развития коммуникативных способностей.
Психологические барьеры.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия: не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Структура личности. Типология темперамента. Характер
личности. Психологические основы общения в сфере сервиса.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия: не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Вербальные и невербальные средства общения.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия: не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Невербальная коммуникация. Кинесика. Зрительный контакт.
Такесика. Проксемика.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия: не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала .
Деловые беседы. Публичные речи. Публичные презентации.
Психологические особенности ведения деловых дискуссий и
публичных выступлений. Аргументация.

№11

2

№12,13

4

№14,15

4

№16,17

4

№18,19

4

№20

2

11

Формы делового
общения и их
характеристики

Раздел 7.
Конфликтное
общение
Тема 7.1
Конфликтное
общение.

Раздел 8
Этические формы
общения
Тема 8.1
Этика, репутация и
ценности в
организации.

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия: подготовьте самопрезентацию. Какую
роль самопрезентация играет при организации публичного
выступления?
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Понятие конфликта, его виды. Структурные элементы
конфликта. Типы социального конфликта. Конструктивные и
деструктивные конфликты. Стратегия разрешения конфликтов.
Пять способов регулирования конфликтов.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия: самодиагностика: тест «Твоя
конфликтность»
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся: вспомните и
проанализируйте сказки, художественные произведения, в
которых рассматриваются примеры различных стратегий
поведений в конфликтах
Содержание учебного материала
Позитивные и негативные ценности. Организационные и
личностные ценности. Этические нормы и корпоративная
этика.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия: не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Дифференцированный зачет

№21,22

4

№23,24

2

№25

2

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины предполагает наличие кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-методический комплекс;
наглядные пособия
Технические средства обучения:
- компьютер - 1;
- интерактивная доска – 1;
- учебная доска – 1;
- тесты по всем разделам;
- презентации к урокам;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник / Г.М. Шеламова.- М.: Академия, 2008.- 176 с.
Дополнительные источники:
1. Блюм, М.А. Этика деловых отношений: учебное пособие / М.А. Блюм..- М.: Форум, 2011.- 224 с.
2. Шеламова, Г.М. Этикет деловых отношений: учебное пособие/ Г.М. Шеламова.- М.: Академия, 2010.- 64 с.
3. Мартова, Т.В. Этика деловых отношений: учебное пособие / Т.В. Мартова.- Ростов – н/Д: Феникс; Новосибирск: ЭКОР-книга, 2009.- 252
с.
4. Титова, Л.Г. Деловое общение: учебное пособие/ Л.Г. Титова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 271 с.
5. Горянина, В.А. Психология общения: учебное пособие / В.А.Горянина.- М.: Академия, 2007.- 416 с
Электронные образовательные ресурсы:
1. Чернышова Л.И. Деловое общение: (электронный учебник) учебная литература для высшего и среднего профессионального
образования. – М.: Юнити-Дана, 2011.http://elib.tsogu.ru/
Интернет-источники:
http://psbatishev.narod.ru/library/19938.htm - Деловая культура и психология общения;
http://www.iqlib.ru/book/preview/95A0AA009A454E29B3415167D24033B6 - Психология и этика делового общения;
http://library.nstu.ru/culture/o/kult_psy_del_cheloveka - Культура, психология делового общения;
13

http://www.prometeus.nsc.ru/contents/books/kibanov.ssi - Этика деловых отношений;
http://www.koob.ru/botavina/etika_delovih_otnosheniy - Этика деловых отношений.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий.
Контроль и оценка освоения учебного предмета
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в
профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения;
знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведение беседы,
убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Формы промежуточного контроля:
1. Анализ качества решения ситуативных задач.
2. Составление конспектов.
3. Выполнение упражнений.
4. Анализ результатов самодиагностики особенностей общения.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».