СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 13 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЭК.04 ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования Предмет входит в состав дополнительных предметов общеобразовательного цикла. Реализуется в течение 2 лет с максимальным количеством часов – 66. 1.1. 1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Планируемые личностные результаты: 1.2.1. Код группы ЛР Личностные результаты (промежуточные планируемые результаты) ЛР.1 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на различных формах общественного сознания, прежде всего научного сознания; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; свободно выражать свои мысли в процессе речевого общения соблюдать этические нормы и правила ведения диалога; сформированность навыков коммуникативной и учебно-исследовательской деятельности; готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности сформировать положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; ЛР.2 ЛР.3 ЛР.4 ЛР.5 ЛР.6 ЛР.7 ЛР.8 1.2.2. Планируемые метапредметные результаты: Код Групповые Метапредметные результаты группы метапредметные Выпускник научится: МПР результаты МПР.1 Регулятивные МПР.1.1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; 4 универсальные учебные действия МПР.2 МПР.3 МПР.1.2. самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; МПР.1.3. использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МПР.1.4. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МПР.1.5. освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике; МПР.1.6. самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Познавательные МПР.2.1. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, универсальные навыками разрешения проблем; учебные действия МПР.2.2. способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МПР.2.3. готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МПР.2.4. способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Коммуникативные МПР.3.1. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, универсальные использовать адекватные языковые средства; учебные действия МПР.3.2. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 1.2.3. Планируемые предметные результаты: Код ПР ПР. 1 Выпускник на базовом уровне научится ПР 1.1. сформированность представлений о структуре проектно-исследовательской деятельности учащихся; ПР 1.2. сформированность представлений о видах проектно-исследовательской деятельности; ПР 1.3. владение способами постановки цели и формулирования гипотезы исследования; ПР 1.4. владение основными способами поиска необходимой информации; ПР 1.5. сформированность представлений о правилах оформления списка используемой литературы; ПР 1.6. сформированность представлений о способах обработки и презентации результатов; ПР 1.7. владение навыками формулирования темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; 5 ПР 1.8. сформированность умения выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы; ПР 1.9. сформированность умения определять цель и задачи исследовательской и проектной работы; ПР 1.10 сформированность умения составлять план исследовательской и проектной работы; ПР 1.11. владение навыками осуществления сбора, изучения и обработки информации; ПР 1.12 сформированность умения формулировать выводы и делать обобщения; ПР 1.13. владение умением представлять результаты выполненной исследовательской и проектной работы; ПР.1.14. умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; ПР.1.15. владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. 1.2.4. Общие компетенции (из ФГОС СПО): ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам; ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с руководством, сверстниками; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке; ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Объем часов Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретическое обучение (урок, лекция) практические занятия Самостоятельная работа (всего) Промежуточная аттестация в форме ЗАЧЕТА 66 66 32 34 7 2.2. Календарно-тематический план и содержание учебного предмета ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 1 2 Содержание учебного материала 1 Цели, задачи и содержание курса обучения. Определение понятия «проект» и его понятийно-содержательные элементы. Нормативная правовая база учебного курса «Индивидуальный проект». Виды проектных и исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект, модель и др. 2 История технологии проектов. Типовая классификация проектов в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия: не предусмотрены Контрольная работа: входной контроль Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена Содержание учебного материала 3 3 2 Основные требования к проекту. Структура учебного проекта. Циклограмма работы над проектом. Классификация проектов (по доминирующей деятельности учащихся, характеру контактов, продолжительности). Формы продуктов проектной деятельности. 2 Паспорт проекта. Этапы работы над проектом. Оформление проектной папки. Виды презентации. Система оценивания проектной деятельности. Лабораторные работы: не предусмотрены Практические занятия №1: Понятие и определение проблемы и актуальности темы. Выбор и формулировка темы проекта. 2 Введение Тема 1. Организационные основы индивидуального проекта 1 8 Объем Календ. часов сроки 4 сентябрь Уровень освоения 5 2 Коды результатов, формирован ию которых способствует элемент программы 6 ЛР 1, ЛР5, МПР 1.1, МПР 1.4 1 1 5 2 1 сентябрь 2 ЛР 1, ЛР 4, ЛР 7, МПР 1.1, МПР 1.4, МПР 2.1, МПР 3.1 Тема 2. Методология проектирования, учебноисследовательской (научной) деятельности, творчества Тема 3. Оформление исследовательского проекта Вариативность направления тем Контрольная работа: не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена Содержание учебного материала 1 Общая характеристика проектной и учебно-исследовательской деятельности. Структура и специфика проектной и учебноисследовательской (научной) деятельности. 2 Основные понятия: проблема, предмет и цель исследования. Взаимосвязи проблемы, предмета и цели исследования. Источники и условия исследовательского поиска. 3 Методы исследования и их характеристическая составляющая. Тема исследования. Актуальность исследования. Противоречия и проблемы. 4 Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования. 5 Исследовательские методы и методики. Методы теоретического и эмпирического исследования. Статистические методы и средства формализации. 6 Вариативность поиска и обработки информации. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации. Этические законы заимствования информации, соблюдение авторских прав. Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия №2: 1 Виды гипотез, их формулировка, взаимосвязь с темой, целью, задачами проекта, предметом и объектом исследования. 2 Составление плана работы над проектом. 3 Применение методов исследования (опрос, беседа, тестирование, наблюдение, диагностика, изучение продуктов деятельности человека, эксперимента). 4 Проведение статистического анализа. Вариативность расчетов и научная надежность выводов. 5 Работа с информацией и первоисточниками. Работа с понятийным аппаратом в соответствии с выбранной темой. 6 Моделирование эксперимента. Разновидности исследовательской и экспериментальной деятельности. Контрольная работа не предусмотрена Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрены Содержание учебного материала 1 Оформление результатов исследования. Правила оформления письменных работ учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа. 9 16 2 октябрь 2 1 1 ЛР 1, ЛР 4, ЛР 7, МПР 1.1, МПР 1.4, МПР 1.6, МПР 2.1, МПР 3.1, ПР 1.1-1.3 1 2 1 ЛР 4, ЛР 5, ЛР6, ЛР 7, МПР 1.1, МПР 1.4, МПР 1.6, МПР 2.2, МПР 3.2, ПР 1.1-1.9 2 1 1 1 1 2 12 2 ноябрь 2 ЛР 1, ЛР 4, ЛР 7, МПР 2 Раздел «Введение». Основная часть работы. Выводы (заключения). Оформление списка литературы, ссылок, рисунков, таблиц, формул. Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия №3: 1 Правила оформления письменных работ учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа и раздела «Введение». 2 Оформление разделов «Выводы» и «Заключение» на пробных проектах. 3 Правила оформления ссылок, рисунков, таблиц, формул. Правила оформления иллюстративного материала (чертежи, графики, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы) 4 Практика написания статьи, отзыва, тезисов. 5 Пробное моделирование учебного проекта, работа в группах, обсуждение результатов. Контрольная работа не предусмотрена Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена Содержание учебного материала: 1 Риторика как наука. Виды публичных выступлений. Правила публичных выступлений. 2 Искусство полемики. Правила поведения в дискуссии. Искусство отвечать. Подготовка текста выступления. Тема 4. Публичное выступление Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия №4: анализ готовых текстов публичных выступлений 2 1.1, МПР 1.4, МПР 1.6, МПР 2.1, МПР 2.2, МПР 3.1, ПР 1.1-1.11 ЛР 4, ЛР 7, МПР 1.1, МПР 1.2, МПР 1.6, МПР 2.1-2.4, МПР 3.1, ПР 1.1-1.11 1 2 1 2 2 4 2 декабрь 1 2 ЛР 4, МПР 1.2, МПР 1.3, МПР2.2, МПР 3.2, ПР 1.4, ПР 1.11 1 Самостоятельная работа обучающегося не предусмотрены Тема 5. Контрольная работа не предусмотрена Содержание учебного материала 3 10 ЛР 1, ЛР 4, ЛР 5, МПР 1.1, МПР 1.4, МПР 2.1, МПР 3.1, МПР 3.2 январь Требования к компьютерной презентации 1 Назначение презентации. Требования к оформлению презентации Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия №5: 1 Анализ готовых студенческих презентаций. 2 Составление презентации пробного моделирования учебного проекта. Тема 6. Этапы работы над проектом Контрольная работа не предусмотрена Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрены Содержание учебного материала 1 Проектирование индивидуальной или групповой работы 1 2 ЛР 4, МПР 1.2, МПР 1.3, МПР2.2, МПР 3.2, ПР 1.4, ПР 1.11 1 1 8 2 февраль 2 Тема 7. Представление результатов исследовательского проекта Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия №6: 1 Выбор темы. Составление плана работы над проектом. Приемы работы с научной литературой и первоисточниками. 2 Работа с понятийным аппаратом проекта в соответствии с выбранной темой. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность. 3 Практические навыки оформления проекта (пробное моделирование). Основные правила защиты проекта. 4 Предварительная защита проектов. Контрольная работа не предусмотрена Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена Содержание учебного материала 1 Особенности подготовки к защите письменных работ. Подготовка текста выступления. Подготовка отзывов и рецензий. 2 Общие правила процедуры защиты письменных работ. Формы письменной продукции: доклад, реферат, тезисы, научный отчет, статья. Виды презентаций проектов. 3 «Подводные камни» защиты проекта, психологическая помощь. 4 Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения. Вербальное общение. Технология коммуникации. Основные стили в общении. Рефлексия. Лабораторные работы не предусмотрены 11 ЛР 1, ЛР 4, ЛР 7, МПР 1.1, МПР 1.4, МПР 1.6, ПР 1.11-1.7 ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 8, МПР 1, МПР 2, ПР1 ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 7, ЛР 8, МПР 1, МПР 2, ПР1 1 2 2 2 7 2 мартмай 2 1 2 2 ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 8, МПР 1, МПР 2, МПР 3, ПР1 Практические занятия: не предусмотрены Контрольная работа не предусмотрена Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена Итоговый контроль в форме ЗАЧЕТА: защита исследовательской работы или проекта 6 Всего: 66 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Программа реализуется в учебном кабинете. Оборудование учебного кабинета: Столы -15 Стулья - 30 Шкафы - 1 Рабочее место преподавателя - 1 Технические средства обучения: мультимедийный проектор - 1 компьютер -1 принтер - 1 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература: 1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Текст] : учебник [Гриф Федерального института развития образования] / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2012. 2. Пастухова И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] : учебно-методическое пособие [Гриф Федерального института развития образования] / И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. Дополнительная литература: 12 1. Алексеева Е.В., Гомзова В.В., Климова Н.А.Виды научной и научно- исследовательской деятельности студентов.- Новосибирск: НСИ,2009. 2. Бережнова Е.В., Краевский В.В.Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. для студ. средн. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 3. Борисова З.Н. Модульно-компетентностная технология как средство формирова- ния исследовательского саморазвития студентов //Среднее профессиональное обра- зование. -2006. – 10. 4. Образцов П.И.Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2009. 5. Петрова С.А.Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности: учебное пособие. –М.: ФОРУМ, 2010. 6. Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Интернет-ресурсы: 1. http://biblioclub.ru/ 2. http://bookz.ru/ 3. http://business-ethics.com/ 4. http://e.lanbook.com/ 5. http://elibrary.ru/ 6. http://padaread.com/ 7. http://scholar.google.ru/ 8. http://uisrussia.msu.ru/ 9. http://venec.ulstu.ru/lib/ 10. http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian_10.html 11. http://www.gumer.info/ 12. http://www.i-u.ru/biblio/ 13. http://www.jourclub.ru/ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Система контроля и оценки результатов по предмету разработана в соответствии с локальными нормативными документами: - Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся; - Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, которые конкретизированы в Планируемых результатах освоения обучающимися Примерной основной образовательной программы среднего 13 общего образования. В рабочей программе учебного предмета планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) распределены по разделам и темам. Особенности оценки личностных результатов Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума. Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественнополезная деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. Особенности оценки метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в примерной программе формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»). Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность оценочных процедур устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе, в том числе и для отдельных групп предметов (например, для предметов естественно-научного цикла, для предметов социально-гуманитарного цикла и т. п.). Целесообразно в рамках внутреннего мониторинга образовательной организации проводить отдельные процедуры по оценке: смыслового чтения, познавательных учебных действий (включая логические приемы и методы познания, специфические для отдельных образовательных областей); ИКТ-компетентности; сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Наиболее адекватными формами оценки познавательных учебных действий могут быть письменные измерительные материалы, ИКТкомпетентности – практическая работа с использованием компьютера; сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов. Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не реже, чем один раз в ходе обучения на уровне среднего общего образования. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проекта. 14 Особенности оценки предметных результатов Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений. Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС). КОС включают в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов освоения дисциплины. Измерению и оценке подлежат предметные результаты обучения «Выпускник на базовом уровне научится». Предметные результаты «Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную аттестацию. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические работы, творческие работы) Промежуточная аттестация по дисциплине представляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее освоения. Промежуточная аттестация по дисциплине предусмотрена в форме зачета. Предметные результаты обучения Выпускник на базовом уровне научится ПР 1.1. сформированность представлений о структуре проектно-исследовательской деятельности учащихся; ПР 1.2. сформированность представлений о видах проектно-исследовательской деятельности; Показатели Имеет представление о структуре исследовательской деятельности; Формы и методы оценки проектно- Текущий контроль: Устный опрос Практические занятия Демонстрирует умение показать взаимосвязь учебной Тестирование дисциплины с другими науками, знание о видах Домашнее задание Самостоятельная работа проектно-исследовательской деятельности; Публичное выступление с ПР 1.3. владение способами постановки Показывает умение владеть способами постановки цели докладом Проверка результатов и хода цели и формулирования гипотезы и формулирования гипотезы исследования; выполнения практических работ исследования; Самопроверка ПР 1.4. владение основными способами Использует информацию при решении учебных, Взаимопроверка поиска необходимой информации; практических, проектных и исследовательских задач, Работа по карточкам 15 интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая. ПР 1.5. сформированность представлений о Демонстрирует умение правильного оформления правилах оформления списка используемой библиографии; литературы; ПР 1.6. сформированность представлений о Показывает умение проводить прямые и косвенные способах обработки и презентации изменения, опросы, тестирования, планирования, делать результатов; выводы и умозаключения из наблюдений, из различных источников информации; ПР 1.7. владение навыками Показывает умение проводить сбор, синтез, анализ формулирования темы исследовательской и информации, навыки формулирования темы проектной работы, доказывать ее исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; актуальность; ПР 1.8. сформированность умения выделять Демонстрирует сформированность умения выделять объект и предмет исследовательской и объект и предмет исследовательской и проектной проектной работы; работы; ПР 1.9. сформированность умения Показывает сформированность умения определять цель и определять цель и задачи задачи исследовательской и проектной работы; исследовательской и проектной работы; ПР 1.10 сформированность умения Показывает умение составлять план исследовательской и составлять план исследовательской и проектной работы; проектной работы; ПР 1.11. владение навыками осуществления Показывает умение владения навыками осуществления сбора, изучения и обработки информации; сбора, изучения и обработки информации; ПР 1.12 сформированность формулировать выводы и обобщения; умения Демонстрирует умение формулировать выводы и делать делать обобщения; 16 Защита электронных презентаций Контрольные работы Проверочные работы Проверка доклада, сообщения Промежуточная аттестация: Зачет ПР 1.13. владение умением представлять Демонстрирует владение умением представлять результаты выполненной результаты выполненной исследовательской и проектной исследовательской и проектной работы. работы. 17