СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
13
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП. 08 Астрономия
1.1 Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования
Предмет входит в состав базовых предметов и относится к учебным предметам общеобразовательного цикла предметной области
естественных наук, реализуется в течение 1 года обучения с максимальным количеством часов –64.
Планируемые результаты освоения предмета
1.2.
Планируемые личностные результаты:
1.2.1.
Код
группы ЛР
Группы личностных
результатов
ЛР.5
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к
окружающему миру, живой
природе,
художественной
культуре
Личностные результаты в сфере
отношения обучающихся к
труду, в сфере социальноэкономических отношений
ЛР.7
1.2.2
Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
ЛР. 5.1 сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития астрономической науки;
ЛР. 5.2 устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
ЛР.7.1 умение анализировать последствия освоения космического пространства для
жизни и деятельности человека.
Планируемые метапредметные результаты:
Код группы
МПР
МПР.1
Групповые
метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные
учебные действия
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
МПР. 1.1 умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии
такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение,
обобщение,
систематизация,
выявление
причинно-следственных
связей,
поиск
аналогов,
формулирование
выводов
4
МПР.2
Познавательные
универсальные
учебные действия
МПР.3
Коммуникативные
универсальные
учебные действия
для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере
МПР. 2.1 владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем,
возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
МПР. 2.2 умение использовать различные источники по астрономии для получения
достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность
МПР. 3.1 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою
точку
зрения
по
различным
вопросам
астрономии,
использовать
языковые
средства,
адекватные
обсуждаемой
проблеме
астрономического
характера,
включая
составление
текста
и
презентации
материалов
с
использованием
информационных и коммуникационных технологий
1.2.3 Планируемые предметные результаты:
Код ПР
Выпускник на базовом уровне научится
ПР. 1
—воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
—использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
– воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат;
—воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное,
поясное, летнее и зимнее время);
—объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
—объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах,
движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
—воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
—воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды
обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
—вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
—формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
—описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным
эксцентриситетом;
—объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
5
—характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной
системы.
—формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной
системы из единого газопылевого облака;
—определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты,
кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
—описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
—перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
—проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать
следы эволюционных изменений природы этих планет;
—объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы
Земли;
—описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
—характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
—описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в
атмосферу планеты с космической скоростью;
—описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
—объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
—определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
—характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
—описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
—объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
—описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
—вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
—называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр —
светимость»;
—сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
—объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
—описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
—оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
—описывать этапы формирования и эволюции звезды;
—характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов,
нейтронных звезд и черных дыр.
—объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
6
—характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
—определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
—распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
—сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
—обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
—формулировать закон Хаббла;
—определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
—оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
—интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
—классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
—интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения
«темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
–систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во
Вселенной.
Код ПР
ПР.2
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии,
различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения
астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной
активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные
движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь
физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины,
определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с
помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы,
методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица,
Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус,
Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время
суток для данного населенного пункта;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания
взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
7
-оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
1.2.4. Общие компетенции (из ФГОС СПО):
ОК 1
ОК 2
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной
деятельности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
64
64
34
30
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета «АСТРОНОМИЯ».
Наименовани
е разделов и
тем
1
Тема 1.
Введение
Содержание учебного материала, лабораторные работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
(если предусмотрена)
2
Содержание учебного материала
1 Цели и задачи курса. Основные термины и определения.
Объем Календар
часов
ные
сроки
выполне
ния
3
3
1
4
январь
Урове
нь
освоен
ия
5
1
Коды
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
6
ЛР5 МПР 3, МПР
8
2 Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения – основа
астрономии.
Телескопы.
Тема 2.
Практические
основы
астрономии
Тема 3.
Строение
Солнечной
системы.
Лабораторные работы: не предусмотрены
Практические занятия: не предусмотрены
Контрольная работа: входной контроль – тест №1
Содержание учебного материала:
1 Звездное небо. Наблюдения невооруженным взглядом
2 Способы определения географической широты
3 Видимое движение планет
4 Годичное движение Солнца. Эклиптика.
5 Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
6 Время и календарь
Лабораторные работы: не предусмотрены
Практические занятия:
1 Изменение вида звездного неба в течение года
2 Основы измерения времени
Творческое задание №1: Наблюдения невооруженным глазом.
Основные созвездия и наиболее яркие
звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с
течением времени (вечерние осенние и весенние наблюдения)
Контрольные работы: не предусмотрены
Содержание учебного материала:
1 Развитие представлений о Солнечной системе
2 Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера
3 Движение небесных тел под действием сил тяготения
4 Конфигурации планет
5 Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА)
в Солнечной системе
Лабораторные работы: не предусмотрены
Практические занятия:
1 Законы Кеплера– законы движения небесных тел
2 Определение расстояний до тел Солнечной системы
3 Система Земля – Луна
Контрольные работы: контрольная работа №1
2, ПР 1 ОК 2.
2
1
10
1
2
1
1
1
1
февраль
1
ЛР 5, МПР 3, ПР 1
ОК 1ОК 2.
2
ЛР 5, МПР 1,
МПР 2, ПР 1, ОК
1ОК 2.
1
ЛР 5, МПР 3, ПР
1, ОК1, ОК 2.
2
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 5,
МПР 3-6, ПР 1,
ПР4, ПР 6, ОК
1ОК 2, ОК 4, ОК
6.
2
1
1
16
1
2
1
1
1
4
4
1
2
март
9
Тема 4.
Природа тел
Солнечной
системы
Тема 5.
Солнце и
звезды
Тема 6.
Строение и
эволюция
Вселенной
Содержание учебного материала:
1 Планеты
9
1
2 Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и
кометы)
3 Солнечная система как комплекс тел
1
Лабораторные работы: не предусмотрены
Практические занятия:
1 Природа Луны
2 Планеты земной группы
3 Планеты гиганты, их спутники и кольца.
4 Плутон
5 Строение Солнца
Контрольные работы: не предусмотрены
Содержание учебного материала:
апрель
1
ЛР 1, МПР 2,
МПР 3, ПР 1, ПР
2, ОК 1.
2
ЛР 7, МПР 1-3, ПР
1, ПР2, ОК 1, ОК
2.
1
ЛР 5, МПР 1-3, ПР
1 ОК 1ОК 2.
2
ЛР 5, МПР 3, ПР
1, ПР2, ОК1.
1
ЛР 5, МПР 2,
МПР 3, ОК 2.
1
1
1
2
1
1
7
1 Солнце: его состав и внутреннее строение
2 Солнечная активность и ее влияние на Землю
3 Физическая природа звезд
4 Двойные звезды
5 Физические переменные, новые и сверхновые звезды.
Лабораторные работы: не предусмотрены
Практические занятия:
1
1
1 Расстояние до звезд
Контрольные работы: контрольная работа №2
Содержание учебного материала:
1 Наша Галактика
2 Другие Галактики
3 Происхождение и эволюция звезд, происхождение планет
4 Жизнь и разум во Вселенной.
5 Космология начала XX в. Основы современной космологии.
6 «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А.
А. Фридмана. Большой взрыв
2
2
8
1
1
2
1
1
1
май
1
1
1
июнь
10
Тема 7.
Жизнь и разум
во Вселенной
7 Ускорение расширения Вселенной
Лабораторные работы: не предусмотрены
Практические занятия:
1 Строение Галактики
Творческое задание №2: Методы астрономических исследований;
спектральный анализ, физические методы теоретического исследования
Контрольные работы: не предусмотрены
Содержание учебного материала:
1
2
1 Проблема существования жизни вне Земли
1
2 Человечество заявляет о своем существовании
1
2
ЛР 7, ЛР 5, МПР
3, ПР 1, ОК 2.
1
ЛР 5, МПР 3, ПР
1, ПР2, ОК 1, ОК
2,
1
1
Лабораторные работы: не предусмотрены
Практические занятия: не предусмотрены
Дифференцированный зачет в виде контрольной работы по курсу
«Астрономия»
2
Всего:
64
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Материально-техническое обеспечение обучения:
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии кабинет физики и астрономии.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место обучающегося (двухместные лабораторные столы);
рабочее место преподавателя (специализированный демонстрационный стол (основное рабочее место), стол и стул для
преподавателя, классная доска, экран);
комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Астрономия» (в соответствии с перечнями учебно-наглядных
пособий и учебного оборудования по естествознанию для общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом
Министерства образования Российской Федерации).
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
11
видеопроектор, проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
1.
Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут - М.: Дрофа, 2014г
2.
Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень.11 класс. :учебник для общеобразоват. организаций/Е.П.Левитан.— М.: Просвещение,
2018.
3.
Астрономия : учебник для проф. образоват. Организаций / [Е.В.Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред.
Т.С. Фещенко.— М.: Издательский центр «Академия», 2018.
4.
Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В.М.Чаругин. — М.: Просвещение, 2018.
Для преподавателя:
1.
Федеральный закон Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта
среднего общего образования»
(с изм. И доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017
г.).
3.
Приказ Минобрнауки России «О внесении
изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413» от
29
июня 2017 г. № 613.
4.
Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения
учебного
предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08.
Информационно-методическое письмо
об
актуальных вопросах
модернизации
среднего
профессионального
образования на 2017/2018 г.
—
http://www.firo.ru/
5.
Горелик Г.Е. Новые слова науки —
от
маятника Галилея до
квантовой
гравитации. —Библиотечка
«Квант»,вып.127. Приложение
к
журналу
«Квант»,
№
3/2013.— М.: Изд-во МЦНМО, 2017.
6.
Кунаш М.А. Астрономия 11
класс. Методическое
пособие
к
учебнику
Б.А.Воронцова-Вельяминова,
Е.К.Страута /М.А.Кунаш —М.: Дрофа, 2018.
7.
Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков
по учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута
/ М.А.Кунаш — Ростов н/Д : Учитель, 2018.
8.
Сурдин В.Г. Галактики/В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013.
9.
Сурдин В.Г. Разведка
далеких планет/В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013.
10.
Сурдин В.Г. Астрономические задачи с
решениями / В.Г.Сурдин. — Издательство ЛКИ, 2017.
Дополнительные источники:
12
1.
Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. – М.: Либроком, 2013
2. Школьный астрономический календарь (на текущий учебный год).
Интернет-ресурсы:
1. Астрономическое общество.
[Электронный
ресурс]
—
Режим доступа:
http://www. sai.msu.su/EAAS
Гомулина Н.Н.
Открытая
астрономия /
под ред. В.Г. Сурдина.
[Электронный
ресурс]
—
Режим
доступа:
http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
2. Государственный астрономический институт
им.
П.К. Штернберга МГУ. [Электронный
ресурс]
—
Режим
доступа:
http://www.sai.msu.ru
3. Институт земного
магнетизма, ионосферы и
распространения
радиоволн им.
Н.В.Пушкова РАН. [Электронный
ресурс]
—
Режим доступа:
http://www.izmiran.ru
4. Компетентностный
подход
в
обучении
астрономии по
УМК В.М.Чаругина.
[Электронный
ресурс]
—
Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 w1s&feature=youtu.be
5. Корпорация
Российский учебник.
Астрономия для учителей
физики.
Серия вебинаров.
Часть 1.
Преподавание
астрономии как
отдельного предмета.
[Электронный
ресурс]
—
Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0
Часть 2.
Роль астрономии в
достижении учащимися планируемых результатов освоения
основной
образовательной
программы СОО. [Электронный
ресурс]
—
Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI
Часть 3.
Методические
особенности реализации курса астрономии в
урочной
и
внеурочной деятельности в
условиях
введения
ФГОС СОО. [Электронный
ресурс]
—
Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0
6. Общероссийский астрономический портал.
Астрономия РФ. [Электронный
ресурс]
—
Режим доступа:
http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/
7. Российская астрономическая
сеть. [Электронный
ресурс]
—
Режим доступа:
http:// www.astronet.ru
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Система контроля и оценки результатов по предмету разработана в соответствии с локальными нормативными документами:
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся;
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, которые
конкретизированы в Планируемых результатах освоения обучающимися Примерной основной образовательной программы среднего
общего образования. В рабочей программе учебного предмета планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные)
распределены по разделам и темам.
13
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.
Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и
правил поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественнополезная деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
ценностно-смысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде
агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС). КОС включают в
себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям оценки результатов освоения дисциплины.
Измерению и оценке подлежат предметные результаты обучения «Выпускник на базовом уровне научится».
Предметные результаты «Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную
аттестацию.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические
работы, творческие работы)
Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе устной проверки знаний, при выполнении
письменных проверочных и контрольных работ, тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных
результатов может быть организована в виде дифференцированного зачета.
Особенности оценки метапредметных результатов
Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися наблюдений. При этом отслеживается:
умение учащихся поставить цель наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить результаты работы,
сделать выводы, умение пользоваться измерительными приборами, оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с
учетом погрешности, видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные результаты контролируются
при подготовке учащимися сообщений, рефератов, проектов и их презентации. Оценивается умение работать с информацией,
14
представленной в разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с другими предметами
(физика, биология, химия, история и др.).
Предметные результаты обучения
Показатели
Объяснять смысл понятий: активность,
астероид,
астрология,
астрономия,
астрофизика,
атмосфера,
болид,
возмущения, восход светила, вращение
небесных тел, Вселенная, вспышка,
Галактика, горизонт, гранулы, затмение,
виды звезд, зодиак, календарь, космогония,
космология, космонавтика, космос, кольца
планет, кометы, кратер, кульминация,
основные точки, линии и плоскости
небесной
сферы,
магнитная
буря,
Метагалактика,
метеор,
метеорит,
метеорные тело, дождь, поток, Млечный
Путь, моря и материки на Луне, небесная
механика, видимое и реальное движение
небесных тел и их систем, обсерватория,
орбита,
планета,
полярное
сияние,
протуберанец, скопление, созвездия и их
классификация,
солнечная
корона,
солнцестояние, состав Солнечной системы,
телескоп, терминатор, туманность, фазы
Луны, фотосферные факелы, хромосфера,
черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
90-100% правильных ответов/решений оценка 5
(отлично);
70-89% правильных ответов/решений оценка 4 (хорошо);
50-69% правильных ответов/решений оценка 3
(удовлетворительно);
Менее 50% правильных ответов/решений оценка 2
(неудовлетворительно)
Знать определение физических величин:
Демонстрирует умение объяснять смысл понятий:
активность,
астероид,
астрология,
астрономия,
астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход
светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка,
Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд,
зодиак,
календарь,
космогония,
космология,
космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер,
кульминация, основные точки, линии и плоскости
небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор,
метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь,
моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и
реальное движение небесных тел и их систем,
обсерватория, орбита, планета, полярное сияние,
протуберанец, скопление, созвездия и их классификация,
солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной
системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны,
фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра,
Эволюция, эклиптика, ядро;
Демонстрирует знание определений физических
Формы и методы оценки
Текущий контроль:
Устный опрос
Практические занятия
Тестирование
Физические диктанты
Домашнее задание
Самостоятельная работа
Публичное выступление с
докладом
Самопроверка
Взаимопроверка
Работа по карточкам
Защита электронных презентаций
Контрольные работы
Проверочные работы
Проверка доклада, сообщения
Промежуточная аттестация:
Дифференцированный зачет
15
астрономическая единица, афелий, блеск
звезды,
возраст
небесного
тела,
параллакс, парсек, период, перигелий,
физические характеристики планет и
звезд, их химический состав, звездная
величина, радиант, радиус светила,
космические расстояния, светимость,
световой
год,
сжатие
планет,
синодический и сидерический период,
солнечная
активность,
солнечная
постоянная, спектр светящихся тел
Солнечной системы;
величин: астрономическая единица, афелий, блеск
звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек,
период, перигелий, физические характеристики планет
и звезд, их химический состав, звездная величина,
радиант, радиус светила, космические расстояния,
светимость,
световой
год,
сжатие
планет,
синодический и сидерический период, солнечная
активность, солнечная постоянная, спектр светящихся
тел Солнечной системы;
Объяснять смысл работ и формулировку
законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея,
Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля,
Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея,
Белопольского,
Бредихина,
Струве,
Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера,
Фридмана, Эйнштейна;
Использовать карту звездного неба для
нахождения координат светила;
Выражать результаты измерений и
расчетов в единицах Международной
системы;
Приводить
примеры
практического
использования астрономических знаний о
небесных телах и их системах;
Решать задачи на применение изученных
астрономических законов.
Демонстрирует умение объяснять смысл работ и
формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея,
Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге,
Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского,
Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела,
Хаббла,
Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
Показывает умение пользоваться картой звездного неба
для нахождения координат светила;
Показывает умение выражать результаты измерений и
расчетов в единицах Международной системы;
Демонстрирует
умение
приводить
примеры
практического использования астрономических знаний о
небесных телах и их системах;
Показывает умение решать задачи на применение
изученных астрономических законов.
16