Рабочая программа ОУП.12 ГЕОГРАФИЯ для ПК 2021 -2022 (716гр)

СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

19

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

36

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

39

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП. 12У ГЕОГРАФИЯ
1.1.

Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования

Учебный предмет входит в общеобразовательный цикл и относится к учебным предметам по выбору (ОУП), реализуется в течение 2 лет
обучения с максимальным количеством часов 110.
Результаты освоения предмета необходимы при изучении всего
общеобразовательного и профессионального циклов.
1.2.

1.2.1.

Цели и планируемые результаты освоения предмета

Цели и планируемые личностные результаты:

Код
группы ЛР
ЛР.1

ЛР.2

Группы личностных
результатов
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся к себе,
к своему здоровью, к
познанию себя

Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
ЛР.1.1 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
ЛР.1.2 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛР.1.3 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
ЛР.1.4 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
ЛР.1. 5 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
ЛР.1.6 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные
ЛР.2.1 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
результаты в сфере поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
отношений
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
обучающихся
к ЛР.2.2 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
России как к Родине свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
(Отечеству)
государственным символам (герб, флаг, гимн);
4

ЛР.3

ЛР.4

ЛР.2.3 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
ЛР.2.3 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные
ЛР.3.1 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
результаты в сфере
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
отношений
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
обучающихся к
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
закону, государству
ЛР.3.2 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
и к гражданскому
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав
обществу
и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
ЛР.3.3 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
ЛР.3.4 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
ЛР.3.5 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные
ЛР.4.1 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
результаты в сфере толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
отношений
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
обучающихся
с достижения;
окружающими
ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
людьми
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
ЛР.4.3 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
5

ЛР.5

Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру,
живой
природе,
художественной
культуре

ЛР.6

Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
семье и родителям, в
том
числе
подготовка
к
семейной жизни
Личностные
результаты в сфере
отношения
обучающихся
к
труду,
в
сфере
социально-

ЛР.7

оказывать первую помощь;
ЛР.4.5 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
ЛР.4.6 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
ЛР.5.1 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
ЛР.5.3 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира;
ЛР.5.4 понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ЛР.5.5 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
ЛР.6.2 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.

ЛР.7.1 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
ЛР.7.2 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ЛР.7.3 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
6

ЛР.8

ЛР.9

экономических
отношений
Личностные
результаты в сфере
физического,
психологического,
социального и
академического
благополучия
обучающихся
Личностные
результаты в сфере
освоения
содержания учебной
дисциплины

добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
ЛР.7.4 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
ЛР.8.1 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.

ЛР.9. 1 чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с
химическими веществами, материалами и процессами;
ЛР.9.2 готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
ЛР.9.3 умение использовать достижения современной химической науки и химических
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;

1.2.2. Цели и планируемые метапредметные результаты:
Код группы
МПР
МПР.1

Групповые
метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты
Выпускник научится:
МПР.1.1 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
МПР.1.2 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
МПР.1. 3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
МПР.1.4 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
МПР.1.5 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
МПР.1.6 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
7

МПР.2

Познавательные
универсальные
учебные действия

МПР.3

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

МПР.1.7 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
МПР.1.8 использовать различные виды познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи;
МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
МПР.2.2 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
МПР.2.3 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
МПР.2.5 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
МПР.2.6 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
МПР.2.7 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
МПР.3.1 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МПР.3.2 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
МПР.3.3 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
МПР.3.4 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

8

1.2.3. Цели и планируемые предметные результаты:
Код ПР
ПР.1

Выпускник на базовом уровне научится
1.1 понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
1.2 определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью
измерений, наблюдений, исследований;
1.3 составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
1.4 сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социальноэкономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
1.5 выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на
основе картографических и статистических источников информации;
1.6 раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
1.7 выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
1.8 выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
1.9 описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
1.10 решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
1.11 оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
1.12 бъяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
1.13 характеризовать географию рынка труда;
1.14 рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
1.15 анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов
мира;
1.16 характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
1.17 приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
1.18 определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего
валового продукта;
1.19 оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных
условиях функционирования экономики;
1.20 оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
1.21 оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических
отношений;
1.22 объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

9

Код ПР
ПР.2

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

2.1 характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы
на основе сравнения;
2.2 переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт,
работы с графиками и диаграммами;
2.3 составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов
мира;
2.4 делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
2.5 выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
2.6 давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
2.7 понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей
среды;
2.8 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических
условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
2.9 раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
2.10 прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
2.11 оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
2.12 оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами,
происходящими в мире;
2.13 оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
2.14 оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
2.15 анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
2.16 анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
2.17 выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в
международном географическом разделении труда;
2.18 понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и
исключительной экономической зоной России;
2.19 давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

10

1.2.4 Общие компетенции (из ФГОС СПО)
OK 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения профессиональной
деятельности.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Содержание обучения
Введение.
1. Источники географической информации

▪
▪
▪

2. Политическое устройство мира

▪
▪

Объяснять междисциплинарные связи географии.
Называть традиционные и новые источники географической информации.
Демонстрировать роль Интернет и геоинформационных систем в изучении географии.

Показывать на карте различные страны мира.
Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных
регионах мира.
▪
Выделять страны с республиканской и монархи- ческой формами правления, унитарным и федеративным
типами государственного устройства в различных регионах мира.
▪
Объяснять различия развитых и развивающихся стран по уровню социально-экономического развития.
▪
Приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического
развития.

11

3. География мировых
природных ресурсов

▪
▪
▪
▪
▪

4. География населения
мира

▪
▪

5. Мировое хозяйство
Современные
особенности развития мирового
хозяйства

География отраслей первичной сферы мирового
хозяйства

Объяснять основные направления экологизации хозяйственной деятельности человека.
Выделять различные типы природопользования.
Определять обеспеченность различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.
Показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов.
Называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.

Называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.
Выделять различные типы воспроизводства населения и приводить примеры стран, для которых они
характерны.
▪
Называть основные показатели качества жизни населения.
▪
Приводить примеры стран с однородным и
наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.
▪
Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.
Объяснять основные направления и причины современных международных миграций населения.
▪
Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.
▪
Показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы.

▪

Давать определение понятий «Международное географическое разделение труда», «Международная
специализация» и «Международное кооперирование».
▪
Выделять характерные черты современной научно-технической революции.
▪
Называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
▪
Приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.
▪
Называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню экономического развития.

▪
▪

Выделять характерные черты «зеленой революции».
Приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов
продукции растениеводства и животноводства.
▪
Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального
сырья.
▪
Показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы
мира.

12

География отраслей вторичной сферы мирового
хозяйства

География отраслей
третичной сферы мирового хозяйства

▪
Приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых,
гидравлических и атомных электростанциях.
▪
Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.
▪
Выделять страны с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.
▪
Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных
судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и
тканей.

▪
▪

Объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.
Приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети
железных и автомобильных дорог.
▪
Называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и
странам мира.
▪
Показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.
Объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.
▪
Называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами.

6. Регионы мира
География
хозяйства
Европы

населения и
Зарубежной

▪
▪

Показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.
Сопоставлять страны Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню
экономического развития.
▪
Приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами
природных ресурсов.
▪
Называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста
населения, средней плотности населения и доли городского населения.
▪
Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные
промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.
▪
Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании.

13

География
населения
и
хозяйства
Зарубежной Азии

▪
▪

Показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.
Сопоставлять страны Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню
экономического развития.
▪
Определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.
▪
Называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного при- роста
населения, средней плотности населения и доли городского населения.
▪
Приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным
составом населения.
▪
Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные
горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.
▪
Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии.

География
населения и
хозяйства Африки

▪
▪
▪
▪

География населения и
хозяйства Северной
Америки

▪
▪

Показывать на карте различные страны Африки.
Называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.
Объяснять причины экономической отсталости стран Африки.
Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки.

Объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.
Выделять отрасли международной специализации Канады, показывать на карте и характеризовать ее
крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.
▪
Объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.
▪
Показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основ- ные
промышленные и сельскохозяйственные районы США.

14

География населения
и хозяйства
Латинской Америки

География населения
и
хозяйства
Австралии и Океании
7. Россия в
современном мире
8. Географические
аспекты
современных
глобальных проблем
человечества

▪
▪

Показывать на карте различные страны Латинской Америки.
Сопоставлять страны Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню
экономического развития.
▪
Выделять страны Латинской Америки, наиболее обеспеченные различными видами природных ресурсов.
▪
Приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного
прироста населения.
▪
Сопоставлять страны Латинской Америки по расовому составу населения.
▪
Объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.
▪
Показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.
▪
Выделять отрасли международной специализации Бразилии и Мексики.

▪
▪

Объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.
Выделять отрасли международной специализации Австралии, показывать на карте и характеризовать ее
крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

▪
▪
▪

Объяснять современные особенности экономико-географического положения России.
Выделять основные товарные статьи экспорта и импорта России.
Называть ведущих внешнеторговых партнеров России.

▪
Выделять глобальные проблемы человечества.
Приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и
экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.

15

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки учащегося 110 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося 90 часов;
самостоятельной работы учащегося 4 часов.

16

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
в том числе:
теоретическое обучение (урок, лекция)
лабораторные занятия
практические занятия
семинары
индивидуальный проект
Самостоятельная работа (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над индивидуальным проектом
Консультации
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Объем часов
110
50
40

4
4
10
6

17

2.2. Календарно - тематический план и содержание учебного предмета География
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

№
урока

1
Раздел 1.
Общая
характерис
тика мира
Входной
контроль
2Тема 1.1.
Современная
политическая
карта мира

2

3

Кал
енда
рны
е
сро
ки
вып
олн
ени
я
4

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
освоен
ия

5

6

Коды рез
- тов,
формиро
ванию
которых
способст
вует
элемент
програм
мы

35

Тестирование. Проверка базовых знаний по разделу 1.
Содержание учебного материала
1 Многообразие стран современного мира.

2 Влияние международных отношений на политическую карту мира.

1,2

6
2

1

3,4

2

1

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
18

3 Государственный строй стран мира.

5,6

2

4 Политическая география.

7,8

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

-

2

ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

19

Практические занятия
1 Практическая работа №1
«Составление картосхем, характеризующих государственное устройство
стран мира; география международных конфликтов»

2 Практическая работа №2
«Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем
человечества»

Тема 1.2.
География
мировых
природных
ресурсов.
Загрязнение и
охрана
окружающей
среды

Контрольные работы не предусмотрены
Содержание учебного материала
1 Взаимодействие общества и природы.
Мировые природные ресурсы.

2
2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

9,10

11,12

13,14

2

-

6
2

1

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
20

2 Загрязнение и охрана окружающей среды.

15,16

2

2

3 Географическое ресурсоведение и геоэкология.

17,18

2

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №3
«Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по
социально-экономическим показателям»

19,20

-

2
2

ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
21

2 Практическая работа №4
«Современные функции и проблемы крупных городов»

Тема 1.3.
География
населения мира

Контрольные работы не предусмотрены
Содержание учебного материала
1 Численность и воспроизводство населения.
Состав (структура) населения.

2 Размещение и миграция населения.
Городское и сельское население.

21,22

-

МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

2

-

23,24

10
2

1

25,26

2

1

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
22

ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
Практическая работа №5
1 «Определение особенностей расселения населения в разных странах и
регионах мира»

2 Практическая работа №6
«Определение демографической ситуации и особенностей
демографической политики в разных странах и регионах мира»

27,28

29,30

-

4
2

2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
23

Тема 1.4.
Научнотехническая
революция и
мировое
хозяйство

3 Практическая работа №7
«Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы»

31,32

2

4 Практическая работа №8
«Демографическая ситуация и демографическая политика в России,
странах и регионах мира»

33,34

2

Контрольные работы не предусмотрены
Содержание учебного материала
1 Научно-техническая революция, мировое хозяйство – их
характеристики.
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
Факторы размещения.

-

35,36

-

ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

13
2

1

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
24

2 География важнейших отраслей, их технологические особенности и
факторы размещения.

37,38

2

2

3 Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные
зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации.

39,40

2

2

4 Отрасли международной специализации стран и регионов мира,
определяющие их факторы.

41,42

2

2

МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
25

5 Экономические и экологические проблемы отраслей мирового хозяйства

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №9
«Определение географии основных отраслей и производств мирового
хозяйства»

2 Практическая работа №10
«Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов

43,44

-

2

-

45,46

6
2

47,48

2

2

МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
26

международного туризма и отдыха, стран, предоставляющие банковские
и другие виды международных услуг»

Выходной
контроль

3 Практическая работа №11
«Определение основных направлений международной торговли;
факторов, определяющих международную специализацию стран и
регионов мира»

49,50

Контрольные работы не предусмотрены.

51,52

Самостоятельная работа. Проверка усвоенных знаний по разделу 1.

2

-

2

ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

Раздел 2
27

Региональная
характеристика мира
Входной
контроль
Тема 2.1.
Характеристика
стран мира

24

Устный опрос. Проверка базовых знаний по разделу 2.
Содержание учебного материала
1 Различия стран современного мира по размерам территории,
численности населения, особенностям населения, особенностям
географического положения.

53,54

8
2

1

2

Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные,
высокоразвитые страны Западной Европы;

55,56

2

2

3

Типы стран. Страны переселенческого типа; ключевые страны

57,58

2

2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
28

4

Типы стран. Страны внешне - ориентированного развития; новые
индустриальные страны и др. группы.

59,60

2

5

Традиционные и новые формы экономических связей

61,62

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №12

-

-

2
2

2

ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
29

«Составление комплексной географической характеристики стран
разных типов и крупных регионов мира, определение географической
специфики»

63,64

ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

2

Практическая работа №13
Географическое положение, история открытия и освоения, природно –
ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного
социально – экономического развития на примере стран Европы, Азии,
Африки. Международные сравнения.

65,66

2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

3

Практическая работа №14
Географическое положение, история открытия и освоения, природно –
ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного
социально – экономического развития на примере стран Северной и
латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные
сравнения.

67,68

2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
30

ОК.1
ОК.2
Тема 2.2.
Россия в
современном
мире

Контрольные работы не предусмотрены
Содержание учебного материала
1 Россия на политической карте мира. Изменение географического,
геополитического и геоэкономического положения России.

-

-

69,70

16
2

2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

2 Характеристика современного этапа развития хозяйства.

71,72

2

2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

3 Россия в мировом хозяйстве и международном географическом
разделении труда.

73,74

2

2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
31

ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
4 Участие разных регионов России в географическом разделении труда.

75,76

2

2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

5 География отраслей международной специализации России.

77,78

2

2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

32

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №15
«Определение основных направлений и структуры внешних
экономических связей России с зарубежными странами»

-

-

79,80

8
2

2 Практическая работа №16
«Составление картосхем географии внешней торговли России с
зарубежными странами и регионами»

81,82

2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

3 Практическая работа №17
Роль России и ее отдельных регионов в международном географическом
разделении труда

83,84

2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

33

МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
4 Практическая работа №18
«Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества».

85,86

2

5 Практическая работа №19
«Общие и специфические экологические проблемы разных регионов
Земли»

87,88

2

6 Практическая работа №20
Организация особо охраняемых природных территорий; их география»

89,90

2

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
34

МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2
Выходной
контроль

Контрольные работы не предусмотрены.
Самостоятельная работа

91,94

4

Консультации по предмету

95,104

10

Итоговый экзамен

105,110

6

Всего:

ЛР.1.4
ЛР.2.3
ЛР.3.3
ЛР.4.6
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.1.3
МПР.3.2
ПР.1.2
ПР.1.5
ОК.1
ОК.2

110

35

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа реализуется в учебном кабинете географии.
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Оборудование учебного кабинета географии:
- рабочее место обучающегося -30;
- рабочее место преподавателя-1;
- доска мультимедиа- 1;
- демонстрационный экран-1.
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «География»
(в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по географии для
общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской
Федерации).
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедиапроектор.
Аудиовизуальные средства обучения:
- диск «География РОССИИ»; серия: Классика энциклопедий,
ООО «Си-Ди-Арт», г.Москва,Зеленоград,4;Лицензия серии ВАФ №77-5
от 07.12.2001.
- диск «Экологические проблемы России», интерактивное наглядное пособие. ООО «Дрофа», г.Москва, Кутузовский
проспект, д.1/7, стр.1, лицензия серии ВАФ №77-231 от 12.10.2005.
- диск «Восточная Сибирь. Физическая карта», интерактивное наглядное пособие. ООО «Дрофа», г.Москва, Кутузовский
проспект, д.1/7, стр.1, лицензия серии ВАФ №77-231 от 12.10.2005.
- диск «Страны мира», Оксфордский словарь, ДиректМедиаПаблишинг, г.Москва, 2005.
- диск «География в школе, электронные уроки и тесты», ЗАО «Просвещение-Медиа»,2006.
- диск «Карта мира, электронный глобус»,ООО «ФИРМА «ИНГИТ»,2007.

36

3.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гладкий, Ю.Н. Глобальная география. учебник / Ю.Н.Гладкий,
С.Б.Лавров – М.: Академ.Проект, 2009.-456 с.
2.Кузнецов, А.П. География. Население и хозяйство мира. учебник / –
А.П.Кузнецов.- М.: Академия, 2008.-284 с.
3.Максаковский, В.П., Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и
социальная география мира» / В.П. Максаковский.– М.: 2014.-148 с.
4.Максаковский, В.П., Экономическая и социальная география мира. учебник,10 кл. / В.П. Максаковский.– М.:
2014.-362 с.
5.Петрова, Н.Н., География мира. Экспериментальное учебное пособие. / Н.Н. Петрова.- М.: ИРПО, 2008.-257 с.
Дополнительные источники:
1.Плисецкий, Е.Л., Коммерческая география. Россия и мировой рынок;
ч. 1 и ч. 2. учебное пособие / Е.Л.Плисецкий. – М.: 2005.-146 с.
Большая школьная энциклопедия. том 1. – М.: 2010.-724 с.
2.Петрова, Н.Н., ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах
и ответах. / Н.Н. Петрова, Н.Н. – М.: 2007.-85 с.
3.Петрова, Н.Н., География. Современный мир. учебник для студентов
учреждений среднего профессионального образования / Н.Н. Петрова.
– М.: 2008-364 с.
4.Максаковский, В.П., Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные
главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира»/ В.П.
Максаковский.– М.: 2008.-148 с.

37

Интернет-ресурсы:
1 Опорные конспекты по географии для школьников 8 - 11 классов. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://qeostry.ru, свободный – Загл. с экрана.
2 Видео ресурсы по географии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://video.yandex.ru/users/era-sel/view/74/,
свободный – Загл. с экрана.
3 Электронные
on-line-учебники
по
географии.
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
Geografic.ox.ac.uk/it/lectures.html, свободный – Загл. с экрана.
4 Справочный материал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.geografic.net/htab/Page-12.html,
свободный – Загл. с экрана.
5 Теоретические основы химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wwwgeohelp.ru/section23/, свободный.
– Загл. с экрана.

38

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Система контроля и оценки результатов по дисциплине разработана в соответствии с локальными нормативными документами:
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся;
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, которые
конкретизированы в Планируемых результатах освоения обучающимися Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования. В рабочей программе учебной дисциплины планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные)
распределены по разделам и темам.
Уровневый подход к оценке предметных результатов обеспечивается двумя группами их представления:
«Выпускник научится» – базовый уровень;
«Выпускник получит возможность научиться» – базовый уровень.
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается в отношении всех
обучающихся.
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается в отношении наиболее мотивированных и
способных обучающихся.
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.
Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил
поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная
деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностносмысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде агрегированных
(усредненных, анонимных) данных.
Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется куратором преимущественно на основе
ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в
виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов по дисциплине «Биология» осуществляется в форме комплексной проверочной работы по
гуманитарным дисциплинам общеобразовательного цикла в начале и конце учебного года.
39

Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС). КОС включают в
себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям оценки результатов освоения дисциплины.
Измерению и оценке подлежат предметные результаты обучения «Выпускник на базовом уровне научится».
Предметные результаты «Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную
аттестацию.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические
работы, творческие работы)
Промежуточная аттестация по дисциплине представляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее
освоения. Промежуточная аттестация по дисциплине предусмотрена в форме экзамена.
В случае использования стандартизированных измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала задается
на уровне выполнения не менее 65% заданий базового уровня или получения 65% от максимального балла за выполнение заданий базового
уровня. В период введения ФГОС СОО допускается установление критерия освоения учебного материала на уровне 50% от максимального
балла за выполнение заданий базового уровня.
Предметные результаты обучения

Показатели

Формы и методы оценки

Выпускник на базовом
уровне научится
1.1 понимать значение географии как науки и 90-100% правильных ответов/решений оценка 5
Текущий контроль:
объяснять ее роль в решении проблем (отлично);
Устный опрос
человечества;
70-89% правильных ответов/решений оценка 4
Тестирование
(хорошо);
Домашнее задание
50-69% правильных ответов/решений оценка 3
Самостоятельная работа с
(удовлетворительно);
учебником
1
Менее 50% правильных ответов/решений оценка 2 Публичное выступление с докладом
(неудовлетворительно)
Письменный анализ текста по
плану
Демонстрирует умение использовать языковые Проверка результатов и хода
средства адекватно цели общения и речевой выполнения практических работ
В период введения ФГОС СОО допускается установление критерия освоения учебного материала на уровне 50% от максимального балла за выполнение заданий
базового уровня
1

40

ситуации
1.2
определять
количественные
и
качественные характеристики географических
объектов, процессов, явлений с помощью
измерений, наблюдений, исследований;
1.3
составлять
таблицы,
картосхемы,
диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности
различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;

Промежуточная аттестация:
Дифференцированный зачет

Создает устные и письменные высказывания
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы,
конспекты,
выступления,
лекции,
отчеты,
сообщения,
аннотации,
рефераты,
доклады,
сочинения);

1.4
сопоставлять
и
анализировать
Демонстрирует умение выстраивать композицию
географические карты различной тематики текста, используя знания о его структурных
для выявления закономерностей социально- элементах;
экономических,
природных
и
геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между
Показывает умение подбирать и использовать
собой по заданным критериям;
средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
1.5 выявлять закономерности и тенденции
развития
социально-экономических
и
экологических процессов и явлений на основе
картографических
и
статистических
источников информации;
1.6 раскрывать причинно-следственные связи
природно-хозяйственных
явлений
и
процессов;

Демонстрирует умение анализировать текст с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной
и
второстепенной
информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
Создает устные и письменные тексты разных
жанров в соответствии с функционально-стилевой
принадлежностью текста;

1.7 выделять и объяснять существенные
Демонстрирует умение сознательно использовать
признаки географических объектов и явлений; изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным
профилем обучения;
1.8 выявлять и объяснять географические
Использует при работе с текстом разные виды
41

аспекты различных
ситуаций;

текущих

событий

и чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением
информации);

1.9 описывать изменения геосистем в
Демонстрирует умение анализировать текст с
результате природных и антропогенных точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
воздействий;
основной
и
второстепенной
информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
1.10 решать задачи по определению состояния
Демонстрирует умение извлекать необходимую
окружающей среды, ее пригодности для информацию
из
различных
источников
и
жизни человека;
переводить ее в текстовый формат;
1.11 оценивать демографическую ситуацию,
процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
1.12
бъяснять
состав,
структуру
и
закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;
1.13 характеризовать географию рынка труда;
1.14 рассчитывать численность населения
1.6. с
учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
1.15 анализировать факторы и объяснять
закономерности
размещения
отраслей
хозяйства отдельных стран и регионов мира;
1.16 характеризовать отраслевую структуру
хозяйства отдельных стран и регионов мира;

Демонстрирует умение выбирать тему, определять
цель и подбирать материал для публичного
выступления
Соблюдает культуру публичной речи
Показывает умение оценивать
Показывает умение оценивать
Применяет в работе основные нормативные словари
и справочники для оценки устных и письменных
высказываний
Демонстрирует умение анализировать текст с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной
и
второстепенной
информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;

1.17 приводить примеры, объясняющие
Использует при работе с текстом разные виды
географическое разделение труда;
чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее, реферативное) и аудирования (с
42

полным пониманием текста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
1.18 определять принадлежность стран к
одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового
продукта;
1.19 оценивать ресурсообеспеченность стран
и регионов при помощи различных
источников информации в современных
условиях функционирования экономики;

Демонстрирует умение выбирать тему, определять
цель и подбирать материал для публичного
выступления
Демонстрирует умение анализировать текст с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной
и
второстепенной
информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;

1.20 оценивать место отдельных стран и Демонстрирует умение выбирать тему, определять
регионов в мировом хозяйстве;
цель и подбирать материал для публичного
выступления
1.21 оценивать роль России в мировом
Использует при работе с текстом разные виды
хозяйстве,
системе
международных чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,
финансово-экономических и политических изучающее, реферативное) и аудирования (с
отношений;
полным пониманием текста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
1.22 объяснять влияние глобальных проблем
Демонстрирует умение анализировать текст с
человечества на жизнь населения и развитие точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
мирового хозяйства.
основной
и
второстепенной
информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
2.1 характеризовать процессы, происходящие 90-100% правильных ответов/решений оценка 5
в географической среде; сравнивать процессы (отлично);
между собой, делать выводы на основе 70-89% правильных ответов/решений оценка 4
сравнения;
(хорошо);
50-69% правильных ответов/решений оценка 3

43

(удовлетворительно);
Менее 50%2 правильных ответов/решений оценка 2
(неудовлетворительно)
2.2 переводить один вид информации в другой Демонстрирует умение анализировать
посредством анализа статистических данных,
чтения географических карт, работы с
графиками и диаграммами;
Показывает умение сравнивать предложенные
способы
2.3 составлять географические описания Показывает умение решать задачи с применением
населения, хозяйства и экологической усвоенных знаний, применением формул
обстановки отдельных стран и регионов мира;
2.4 делать прогнозы развития географических Показывает умение решать задачи с применением
систем и комплексов в результате изменения усвоенных знаний, применением формул
их компонентов;
2.5 выделять наиболее важные экологические, Показывает умение решать задачи с применением
социально-экономические проблемы;
усвоенных знаний, применением формул
2.6 давать научное объяснение процессам, Демонстрирует умение выбирать тему, определять
явлениям, закономерностям, протекающим в цель и подбирать материал для публичного
географической оболочке;
выступления
2.7 понимать и характеризовать причины Демонстрирует умение выбирать тему, определять
возникновения
процессов
и
явлений, цель и подбирать материал для публичного
влияющих на безопасность окружающей выступления
среды;
2.8 оценивать характер взаимодействия Демонстрирует умение выбирать тему, определять
деятельности человека и компонентов цель и подбирать материал для публичного
В период введения ФГОС СОО допускается установление критерия освоения учебного материала на уровне 50% от максимального балла за выполнение заданий
базового уровня
2

44

природы в разных географических условиях с выступления
точки
зрения
концепции
устойчивого
развития;
2.9 раскрывать сущность интеграционных Демонстрирует умение выбирать тему, определять
процессов в мировом сообществе;
цель и подбирать материал для публичного
выступления
2.10 прогнозировать и оценивать изменения Демонстрирует умение выбирать тему, определять
политической карты мира под влиянием цель и подбирать материал для публичного
международных отношений;
выступления
2.11 оценивать социально-экономические Демонстрирует умение выбирать тему, определять
последствия
изменения
современной цель и подбирать материал для публичного
политической карты мира;
выступления
2.12 оценивать геополитические риски, Демонстрирует умение выбирать тему, определять
вызванные социально-экономическими и цель и подбирать материал для публичного
геоэкологическими
процессами, выступления
происходящими в мире;
2.13
оценивать
изменение
отраслевой Демонстрирует умение выбирать тему, определять
структуры отдельных стран и регионов мира; цель и подбирать материал для публичного
выступления
2.14 оценивать влияние отдельных стран и Демонстрирует умение выбирать тему, определять
регионов на мировое хозяйство;
цель и подбирать материал для публичного
выступления
2.15 анализировать региональную политику Демонстрирует умение выбирать тему, определять
отдельных стран и регионов;
цель и подбирать материал для публичного
выступления
2.16 анализировать основные направления Выражает согласие или несогласие с мнением
международных
исследований собеседника
малоизученных территорий;
Показывает умение дифференцировать главную и
второстепенную
информацию,
известную
и
неизвестную информацию в прочитанном тексте;
2.17 выявлять особенности современного
геополитического
и
геоэкономического
45

положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;
2.18 понимать принципы выделения и Демонстрирует умение выбирать тему, определять
устанавливать
соотношения
между цель и подбирать материал для публичного
государственной
территорией
и выступления
исключительной
экономической
зоной
России;
2.19
давать
оценку
международной Проводит самостоятельный поиск текстовой и
деятельности, направленной на решение нетекстовой информации, отбирает и анализирует
глобальных проблем человечества.
полученную информацию

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».