ПМ.01 Тракторист 2г10мес0 2022

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.
4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

9

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

10

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

25

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

29

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ МОДУЛЯ
ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.13.Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства в части освоения
основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин
и оборудования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.
ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и
пунктах технического обслуживания.
Рабочая учебная программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании
(переподготовке, повышение квалификации) и профессиональной подготовке работников в области сельскохозяйственного производства, в
специальностях СПО 110809 Механизация сельского хозяйства, 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной
продукции. Опыт работы не требуется.
1.2. Место модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы:
модуль входит в профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями
обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;
- выполнения механизированных работ в сельском хозяйстве;
- технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;

-

возделывания сельскохозяйственных культур по энергосберегающим технологиям (нулевая технология, технология «НОУ-ТИЛ»).

уметь:
- комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;
- выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок,
зерновыми и специальными комбайнами;
- выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;
- перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;
- выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними
сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания;
- выполнять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и оборудования и самостоятельно выполнять слесарные работы по
их устранению;
- под руководством специалиста более высокой квалификации выполнять работы по подготовке, установке на хранение и снятию с
хранения сельскохозяйственной техники;
- оформлять первичную документацию.
- проводить диагностику колесных и гусеничных тракторов;
- проводить диагностику узлов и агрегатов тракторов сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих комплексов;
-

выполнять операции технологического процесс по энергосберегающим технологиям.

знать:
- устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин;
- мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;
- правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве;
- правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами;
- методы и приемы выполнения агротехнических и агрохимических работ;
- пути и средства повышения плодородия почв;
- средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
- способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
- правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;
- содержание и правила оформления первичной документации.
параметры диагностируемых узлов;
-

предельные отклонения параметров;

-

правила техники безопасности при выполнении работ.

-

агротехнические требования к выполнению операций;

-

устройство и эксплуатацию машин для энергосберегающих технологий (посевной комплекс «Кузбасс», КСКП АПК-7,2);

-

технику безопасности при работе на современных сельскохозяйственных машинах.

1.4. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 665 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 377 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 258 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 119
часов;
учебной и производственной практики –468 часа.
1.5. Распределение часов вариативной части

1.4.1. Вариативная часть составляет -68 часов
1.4.2.Использование часов вариативной части ПМ
№\№

1

2

Наименование
ВПД
(п.4.3.ФГОС)

Дополнительные
профессиональн
ые компетенции

Дополнительные
знания, Обоснование
умения, практический опыт
включения
программу

. Обработка почвы

ПК 1.1,ПК. 1.2.

ЗнатьПриемы основной
ипредпосевной обработки почвы.
Агротехнические требования к
вспашке, лущению,дискованию и
безотвальной обработке почвы
Правила комплектования МТА для
выполнениявспашке,
лущению,дискованию и безотвальной
обработке почвыУметь:Настраивать
ирегулировать плуг лущильщик и
плоскорез на заданный режим
работы.Выбирать различные виды
движения МТА в зависимости от
конфигурации поля и состав агрегата.

ФГОС СПО по
профессии 35.01.13.
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного
производства

Знать:Технологические схемы
внесения удобрений
Агротехнические требования на

ФГОС СПО по
профессии 35.01.13.
Тракторист-машинист

Внесение
удобрений

ПК.1.2;ПК.1.1.

ПС

Темы занятий
в

РФ от 04. 06.

2014г №362.

Раздел ПМ 1.
Комплектование агрегата
для безоотвальной
обработки почвы
Вспашка с соблюдением
агротехнических требований
Лущение и дискование
почвы с соблюдением
агротехнических
требований.
Безотвальная обработка
почвы с соблюдением
агротехнических
требований.
Подготовка поля к вспашке
Раздел
ПМ.1.Комплектование
агрегата для внесения

№
занятия

7–8
11-12
15-16
18-20

27-28

3

4

Посевные
посадочные
машины.
Организация
посева

и ПК.1.1;ПК. 1.2;

Уход за
культурами.
Севообороты и их
значение

ПК1.1; ПК.1.2;

внесения минеральных и органических
удобренийТехнология внесения
удобренияУметь: Настраивать и
регулировать агрегат для внесения
удобрения
Выбирать скоростной режим МТА
исходя из лучшей загрузки двигателя с
учетом допустимых по
агротехническим требованиям
скорости движения.
Устранять простейшие неисправности
в процесеработыМТА
Знать: Агротехнические требования к
посеву и посадке
сельскохозяйственных культур
Технология посева
зерновых,зернобобовыхкультур и
трав,овощныхкультурУметь:
Настраивать ирегулировать МТА для
посева и посадки овощных,пропашных
зерновых и зернобобовых культур.
Устранять простейшие неисправности
в процесе работы МТА

сельскохозяйственного
производства

Знать: Способы ухода за посевами и
посадками сельскохозяйственных
культур.
Агротехнические требования к
междурядной обработке почвы
Правила комплектования МТА для
выполнения междурядной обработке
почвы
Контроль и оценка качества
Уметь: Настраивать и регулировать
МТА для междурядной обработке
почвы.
Выбиратьскоростной режим МТА
исходя из лучшей загрузки двигателя с
учетом допустимых по
агротехническим требованиям
скорости движения.

ФГОС СПО по
профессии. 35.01.13.
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного
производства
.

ПС

РФ от 04. 06.

2014г №362.

ФГОС СПО по
профессии. 35.01.13.
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного
производства

ПС

РФ от 04. 06.

2014г №362.

ПС

РФ от 04. 06.

2014г №362.

удобрения.
Внесение удобрений с
соблюдением
агротнхнических требований
Текущий контроль качества
внесений удобрений

31-32

Раздел
ПМ.1Комплектование
агрегатов для посева и
посадки
сельскохозяйственных
культур
Посев зерновых,
зернобобовых культур и
трав с соблюдением
агротехнических
требований.
Посев ипосадка овощных
культур с соблюдением
агротехнических требований

49-50

Раздел
ПМ.1
Комплектование МТА для
междурядной обработки.
Текущий контроль качества
работ
по
уходу
за
сельскохозяйственными
культурами

53-54

37-38

5

6

ПК 1.1, ПК 1.2
. Уборка
низкорослых,
высокостебельных
полеглых,
засоренных и
влажных
зерновых культур

Эксплуатация и
техническое
обслуживание
оборудования
животноводческих
ферм и
комплексов

ПК.1.1;
ПК.1.2;ПК.1.3,
ПК.1.5.

Пользоваться надлежащими
средствами защиты
Знать: Агротехнические требования к
уборке сельскохозяйственных культур
Принцип действия устройство,
техническая и технологическая
регулировка сельскохозяйственных
машин, зерноуборочных и
кормоуборочных комбайнов
Способы уборки овощных,зерновых,
зернобобовых,масляничных культур
Контроль и оценка качества уборочных
работУметь:Настраивать и
регулировать МТА для уборки
овощных,технических культур на
заданный режим работы.
Выполнять монтаж и демонтаж
навесного оборудования комбайнов.
Выбиратьскоростной режим МТА
исходя из лучшей загрузки двигателя с
учетом допустимых по
агротехническим требованиям
скорости движения.
Устранять простейшие неисправности
в процесе работы МТА
Знать:Принцип действия,
устройство,техническая и
технологическая регулировка машин
для раздачи, разгрузки кормов, уборке
навоза и отходов животноводства
Технология выполнения работ по
разгрузке и раздаче кормов на
выгульных площадках.
Правила охраны труда.
Уметь: Комплектовать МТА для
разгрузки и раздачи кормов, уборке
навоза и отходов животноводства
Устранять простейшие неиспрвности в
процесе работы МТА

ФГОС СПО по
профессии. 35.01.13.
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного
производства

ПС

РФ от 04. 06.

2014г №362.

ФГОС СПО по
профессии. 35.01.13.
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного
производства

ПС

РФ от 04. 06.

2014г №362.

Раздел
ПМ.1
Уборка
трав,овощных и технических
культур с соблюдением
требований
и
правил
агротехники.
Уборка
зерновых,зернобобовых
и
масленичных культур с
соблюдением требований и
правил агротехники.
Текущий контроль качества
уборочных работ

59-60

Раздел 2.ПМ.1Выполнение
механизированных работ по
разгрузке и раздаче кормов
на выгульных площадках,
уборке навоза и отходов
животноводства

141-142

63-64

155-156
17-178
183-184

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности

Код
П К 1.1.

Наименование результата обучения

К

Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.

ПК 1.2.

Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

ПК 1.3.

Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.

ПК 1.4.

Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, выявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности

ОК 8.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуляПМ 01. Эксплуатация и техническое обслуживание

сельскохозяйственных машин и оборудования
Кодыпрофессионал
ьныхкомпетенций

1
ПК 1-2
ОК 1-3
ПК 3-4
ОК 1-8

Наименования разделов
профессионального модуля

2

Всего часов

3

Раздел 1.Выполнение
механизированных работ в
сельском хозяйстве
Раздел 2. Эксплуатация и
техническое обслуживание
сельскохозяйственных машин и
оборудования

747

Производственная практика, часов

0

Всего:

98

845

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса
Обязательная аудиторная Самостоятельная
учебная
нагрузка работа
обучающегося
обучающегося,
Всего,
в
т.ч. часов
часов
лабораторные
работы
и
практические
занятия,
часов
4
5
6
34
64
34

Практика
Учебная,
часов

Производ
ственная,
часов

7

8
-

194

138

85

108

360

258

172

119

108

360

2.2. Календарно -тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.01
Наименование разделов
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
Введение в программу
модуля
Раздел 1. Выполнение
механизированных работ
в сельском хозяйстве
МДК 01.01. Технология
механизированных работ
в сельском хозяйстве
Тема 1.1. Общие
сведения о
сельскохозяйственных
машинах

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект)

№
занятия

Календа
рные
сроки
выполне
ния

Объем
часов

Уровен
ь
освоени
я

2
. Значение ПМ для осуществления профессиональной деятельности Цели и
задачи изучения модуля. Требования к освоению модуля. Организация
самостоятельной деятельности студента по освоению модуля

3
1

4

5
1

6

98
64
Содержание
1 Введение.
Общее устройство сельскохозяйственных машин
Классификация сельскохозяйственных машин
- Современные сельскохозяйственные машины и комплексы,
применяемые в сельском хозяйствеустройство, принцип
действия и технические характеристики основных марок
тракторов и сельскохозяйственных машин;
2

3

Эксплуатационные показатели тракторов и сельскохозяйственных
машин
Технологические,
технические
и
экономические
показатели
эксплуатационных качеств тракторов и сельскохозяйственных машин.
Тяговая мощность и тяговое усилие трактора.
Способы улучшения тяговых свойств трактора. Влияние рельефа на
тяговые показатели трактора
Сопротивление сельскохозяйственных машин
Понятие об удельном сопротивлении сельскохозяйственным машин и

1

сентябрь

3
1

2

сентябрь

1

2

3

сентябрь

1

2

2

машинно-тракторных агрегатов. Факторы, влияющие на удельное
сопротивление сельскохозяйственных машин.
Механический состав почвы.
Пахотный слой. Понятие о липкости, связности, почвенной корки,
плужной подошве. Физическая спелость почвы
Лабораторныеработы

Не предусмотрено

-

-

4-5

сентябрь

2
2

6

сентябрь

2
1

2

2

Способы движения агрегатов
Организация разметочных работ и разбивка поля на загоны.
Элементы движения агрегата. Рабочий и холостой ход.
Виды поворотов, их радиус и длина
Лабораторныеработы

7

сентябрь

1

3

Не предусмотрено
Практические работы
Не предусмотрено

-

-

-

3

Практические занятия

Практическая работа №1 Разработка системы обработки почв для
заданных условий
Тема 1.2.
Комплектование
машинно-тракторных
агрегатов, способы их
движения

Тема 1.3. Обработка
почвы

Содержание
1 Общая характеристика машинно-тракторных агрегатов (МТА)
Классификация машинно-тракторных агрегатов.
Требования к машинно-тракторным агрегатам.
Комплектование машинно-тракторных агрегатов. Выбор тракторов и
сельскохозяйственных машин

Содержание
1 Понятие о системе обработки почвы
Виды обработки почвы с оборотом пласта.
Безотвальная система обработки почвы.
Энергосберегающая технология обработки почвы
2 Машины, применяемые для основной обработки почвы
Назначение и устройство плуга. Устройство рабочих органов плуга.
Подготовка плуга к работе.
Назначение и устройство культиватора-плоскореза.
Комбинированные почвообрабатывающие агрегаты

8

сентябрь

1

9

сентябрь

1

Предпосевная обработка почвы
Поверхностная обработка почвы: культивация, лущение,
боронование, шлейфование, прикатывание и другие приемы.
Практические занятия
Не предусмотрены
3

10

сентябрь

1

-

сентябрь

-

11-12
13-14
15-16
17-18
19-20

сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь

2
2
2
2
2

21-22

сентябрь

2

23-24

сентябрь

2

Лабораторные работы

1
2
3
4
5
6

ЛПЗ №1«Машины и орудия для основной обработки почвы»
ЛПЗ №2 Машина и орудия для поверхностной обработки почвы
ЛПЗ №3. Катки 3ККШ - 6, ККН - 2,8, КБН - 3, ЖВГ - 1,4
ЛПЗ №4 Культиватор для сплошной обработки почвы КПС - 4
ЛПЗ №5 Культиватор для междурядной обработки почвы УСМК - 5,4 и
прореживатели УСМП - 5,4, ПСА - 2,7
ЛПЗ №6 Культиватор - растениепитатель широкозахватный КРШ - 8,1Г - 01

7 ЛПЗ №7 Фреза садовая ФА - 0,76
Тема 1.4. Внесение
удобрений

Содержание
1 Общие сведения об удобрениях
Классификация удобрений, сроки и способы их внесений.
Значение минеральных и органических удобрений в системе
мероприятий по
сохранению и повышению плодородия почв сельскохозяйственных
угодий, устранению техногенного загрязнения объектов окружающей
среды.

Практические занятия
ПР №2 Изучение образцов минеральных удобрений
ПР №3 Расчет доз минеральных удобрений на запланированный
урожай
Тема 1.5. Посевные и
посадочные машины.
Организация посева

Контрольная работа по темам 1.1.-1.4
Содержание
1 Машины для посева зерновых
Общее устройство зерновой сеялки. Рабочие органы сеялок, назначение
и устройство. Туковысевающий аппарат
2 Сеялки для пропашных культур
Устройство и принцип работы. Основные регулировки

25

1

2

26-27
28-29

сентябрь
сентябрь

4
2
2

3

30

сентябрь

31

сентябрь

1
7
1

32

сентябрь

1

3

4

5
6

Подготовка сеялок к работе
Расстановка сошников на заданную ширину междурядий и глубину
заделки семян.
Установка сеялок на норму и равномерность высева. Маркеры.
Устройство и расчет вылета
Агрегаты почвообрабатывающие посевные
Устройство почвообрабатывающего посевного агрегата. Выполнение
регулировок узлов и агрегатов со сменными рабочими органами для
выполнения совмещенных операций обработки почвы и посева.
Проверка регулируемых параметров для подготовки к практическому
применению.
Устройство почвообрабатывающего посевного комплекса
Картофелесажалки и рассадопосадочные машины
Устройство и принцип работы картофелепосадочных машин. Глубина
посадки клубней. Основные регулировки. Контроль качества посадки.
Устройство и принцип работы рассадопосадочных машин.

Практические занятия
ПР № 4 Технология посева зерновых изернобобовых культур

ПР № 5 Технология проведения основных операций при возделывании

33

сентябрь

1

2

34

сентябрь

1

2

35
36

сентябрь
сентябрь

1
1

2
2

37-38

сентябрь

2

39-41

сентябрь

3

42-43
44-46

сентябрь
сентябрь

картофеля

с

Лабораторные работы
ЛПЗ №8 Комплектование и подготовка агрегатов для посева зерновыхкультур
ЛПЗ № 9 Комплектование и подготовка агрегата для посадки картофеля

Тема 1.6. Уход за
культурами.
Севообороты и их
значение

Содержание
Система послепосевной обработки почвы
Технология ухода за культурами сплошного сева.
Технология ухода за пропашными культурами.
2 Машины для послепосевной обработки почвы
Назначение и устройство катков, зубовых борон.
Назначение и устройство культиваторов для междурядной обработки
почвы
Практические занятия
1 ПР № 6 Изучение устройства культиваторов для междурядной
обработки почвы.
1

2
3
2

47

октябрь

1

48

октябрь

1

49-50

октябрь

2

2

2

Лабораторные работы
1
Тема 1.7. Химическая
защита растений,
машины для химической
защиты

Тема 1.8. Организация
выполнения
механизированных работ

ЛПЗ № 10 Комплектование агрегатов для междурядной обработки

почвы
Содержание
1 Химическая защита растений от болезней и вредителей
Вредители и болезни сельскохозяйственных культур и методы борьбы
с ними. Сроки и способы их применения.
Техника безопасности при работе с ядохимикатами
Устройство протравителей, опыливателей
Назначение, устройство и работа опыливателей, протравителей.
Техническое обслуживание машин для химической защиты растений
2 Устройство протравителей, опыливателей
Назначение, устройство и работа опыливателей, протравителей.
Техническое обслуживание машин для химической защиты растений

октябрь

2

53

октябрь

октябрь
1

2

54

октябрь

1

3

51-52

Содержание

1 Организация выполнения механизированных работ

Организационно-технологические
карты
для
выполнения
сельскохозяйственных работ на основе операционной технологии.
Значение соблюдения технологической дисциплины при возделывании
сельскохозяйственных культур
Правила оформления первичной документации при эксплуатации
тракторов и сельскохозяйственных машин
Практические занятия

1
октябрь

55

1

Содержание
Технология заготовки грубых кормов
Виды грубых кормов .Технологические схемы заготовки кормов.
Показатели качества и контроль

2 Машины для уборки трав на сено

Косилки, назначение и устройство. Устройство режущего аппарата
косилок. Регулировки косилок.
Грабли колесно-пальцевые и поперечные, назначение и устройство

2

-

-

56

2
1

2

1

3

Не предусмотрено
Тема 1.9. Технология и
машины для заготовки
кормов

1

57

октябрь

Тема 1.10. Технология и
машины для уборки
пропашных зерновых
культур
Тема 1.11. Технология и
машины для уборки
зерновых культур
сплошного сева и
зернобобовых культур

Содержание
1 Технология уборки пропашных зерновыхкультур.
Показатели качества работ и их контроль.
Требования безопасности труда
Контрольная работа по темам 1.8-1.10
Содержание
1 Технология уборки зерновых и зернобобовых культур
Способы и технологические схемы уборки. Технологический процесс
прямого и раздельного комбайнирования. Подготовка поля для уборки.
Послеуборочная обработка зерна. Устройство подборщика
Подборщики, назначение, устройство и принцип работы. Установка
подборщика на жатку. Неисправности подборщиков
Практические занятия

2
1

2

2

58

октябрь

59

октябрь

60

октябрь

1
1
1

октябрь

1
1

2

октябрь

2
1

3

Не предусмотрено
Тема 1.12. Уборка
низкорослых,
высокостебельных
полеглых, засоренных и
влажных зерновых
культур

Содержание
1 Особенности уборки низкорослых, высокостебельных полеглых,
засоренных и влажных зерновых.
Особенности уборки крупяных
культур.
Приспособления для уборки зернобобовых культур.
Контроль качества работ.

Тема 1.13. Машины для
послеуборочной
обработки зерна,
технологический процесс
работы

Содержание
1 Зерноочистительные и семяочистительные машины
Устройство зерноочистительных машин. Технологический процесс
работы.
Подготовка к работе.
Устройство семяочистительной машины. Технологический процесс
работы.
Подготовка к работе

61

62

Сушка зерна, машины для сушки зерна.
Общие сведения о сушке зерна. Режим сушки зерна.
Классификация зерносушилок.
Барабанные и шахтные зерносушилки. Технологический процесс
работы.
Подготовка зерносушилок к работе.
Поточные агрегаты и установки для охлаждения зерна.
Техническое обслуживание машин для послеуборочной обработки
зерна.
Содержание
Технологии и машины для уборки картофеля
Способы уборки картофеля. Машины для уборки картофеля.
Устройство, принцип действия. Основные регулировки. Контроль
качества работы.
Машины для послеуборочной обработки картофеля
2

Тема 1.14. Технологии и
машины для уборки
корнеклубнеплодов

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
(по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка
к их защите.
Самостоятельной работы
СРС№1Составить схемы способов движения почвообрабатывающих машин. Рассчитать
удельное сопротивление при обработке почвы различными сельскохозяйственными машинами.
СРС №2Рассчитать норму внесения минеральных удобрений. Составить схему севооборотов с
учетом их классификаций.
СРС №3Составить на выбор технологическую карту на:
- возделывание и уборку грубых и сочных кормов;
- на возделывание и уборку подсолнечника и рапса на зерно;
- на возделывание и уборку яровых и озимых зерновых культур.
СРС №4Составить комплекс машин для обработки почвы, подверженной ветровой эрозией.
СРС №5Написать рефераты на выбор обучающихся по темам:
- Региональные приемы обработки почвы
-Система машин для возделывания и уборки сахарной свеклы .
СРС №6Составить таблицу на выбор:

63

64

октябрь

1

2

октябрь

1
1

2

32

4
4

4

4
8
2

- возможных неисправностей их признаков, причин и методов устранения молотильного
аппарата;
- возможных неисправностей очистки зерноуборочного комбайна, их признаков, причин и
методов устранения;
- составить таблицу возможных неисправностей транспортирующих устройств
зерноуборочного комбайна, их признаков, причин и методов устранения.
СРС№7 Составить таблицу возможных неисправностей соломонабивателя, половонабивателя и
копнителя зерноуборочного комбайна, их признаков, причин и методов устранения .

4
2
2

Раздел 2. Эксплуатация
и техническое
обслуживание
сельскохозяйственных
машин и оборудования
МДК.01.02.
Эксплуатация и
техническое
обслуживание
сельскохозяйственных
машин и оборудования

279

194

Содержание

1 Введение

Тема 2.1. Общие
сведения об устройстве
тракторов

Тема 2.2. Конструкция
двигателей
тракторов,
автомобилей
и

Использование энергонасыщенных самоходных сельскохозяйственных
машин в современных условиях
2 Общие сведения об устройстве тракторов
Классификация и общее устройство тракторов.
Мощностные и тяговые показатели трактора. Предельная нагрузка
прицепных приспособлений
3 Общее устройство двигателей, их работа и показатели работы
Классификация и общее устройство двигателей тракторов.
Мощность двигателей. Рабочий цикл. Параметры работы двигателя
Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятия: Не предусмотрены

1-2

октябрь

7
2

3-4

октябрь

2

2

5-7

октябрь

3

2

октябрь

2
2

2

-

Содержание

1 Принцип работы и общее устройство двигателя внутреннего
сгорания. Рабочий цикл двигателя. Двухтактные и
четырёхтактные двигатели.

8-9

2

комбайнов

Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятия: Не предусмотрены

Содержание
1 Устройство кривошипно-шатунного и газораспределительного
механизма двигателя
Цилиндры и блок-картер. Поршневая группа. Кривошипная группа.
Уравновешивающий механизм.
Газораспределительный, клапанный и декомпрессионный механизмы,
их назначение, устройство и принцип действия. Проверка и регулировка
механизма газораспределения.
Неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного
механизма
2 Устройство приборов системы смазкидвигателя
Масла для смазывания двигателей.
Устройство приборов смазочной системы. Принцип подачи масла к
деталям и узлам двигателя. Регулирование параметров давления
смазочной системы.
Тема 2.3. Устройство
Вентиляция картера двигателя.
узлов и техническое
Охрана окружающей среды от загрязнения смазочными материалами
обслуживание тракторов
Неисправности системы смазки. Техническое обслуживание системы
смазки
3 Система питания двигателя
Назначение, устройство и принцип действия. Схема подачи топлива в
цилиндры двигателя.
Предпусковая подача топлива в цилиндры неработающего двигателя.
Очистка топлива. Очистка воздуха. Топливный насос высокого
давления.
Регулирование частоты вращения коленчатого вала.
Опережение впрыска топлива. Контроль впрыска топлива.
Топливо для двигателей.
Нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах.
Техническое обслуживание приборов системы питания
Система
пуска двигателя
4
Назначение и устройство пускового двигателя.
Редуктор пускового двигателя.
Неисправности и техническое обслуживание пусковых двигателей
5 Аккумуляторная батарея и генератор

-

-

10-11

октябрь

23
2

3

18-19

октябрь

2

3

26-27

октябрь

2

3

34-35

октябрь

2

3

42-43

октябрь

2

3

6

7

8

9

1
0

1
1

Источники получения и потребления электроэнергии тракторов.
Контрольно-измерительные приборы.
Назначение, устройство и работа магнето
Установка зажигания на пусковом двигателей
Неисправности
и
техническое
обслуживание
приборов
электрооборудования
Сцепление и коробка перемены передач, уход
Механизм управления сцеплением.
Коробки передач. Назначение, устройство и принцип работы.
Смазочные материалы. Уход за коробкой передач.
Ведущие мосты тракторов
Назначение, устройство и принцип работы.
Масла, применяемые для смазывания ведущих мостов.
Неисправности ведущих мостов. Техническое обслуживание ведущих
мостов
Ходовая часть тракторов
Колесные и гусеничные движители. Назначение, устройство и принцип
работы. Масла и смазки, применяемые для смазывания ходовой части
тракторов.
Неисправности ходовой части.
Техническое обслуживание ходовой части трактора
Рулевое управление тракторов и самоходных машин
Рулевое управление, назначение, устройство и принцип работы.
Неисправности рулевого управления. Техническое обслуживание
рулевого управления
Тормозные системы тракторов и самоходных машин.
Тормозные системы колесных тракторов.
Назначение, устройство и принцип работы.
Неисправности тормозных систем. Проверка и регулировка механизмов
управления поворотом и тормозов. Техническое
обслуживание
тормозных систем тракторов.
Гидравлические навесные системы
Назначение, устройство и принцип действия гидравлических навесных
систем тракторов.
Механические и гидравлические догружатели ведущих колес.
Правила навешивания сельскохозяйственных машин и орудий.
Рабочие жидкости, применяемые в гидравлической системе.
Техническое обслуживание

50-51

октябрь

2

3

58-59

октябрь

2

3

66-67

октябрь

2

3

74-75

октябрь

2

3

82-83

октябрь

2

3

90-91

октябрь

2

3

Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятия
ПР № 1 Изучение кривошипно-шатунного механизма двигателей
1
Изучение газораспределительного механизма двигателей
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема 2.4. Конструктивные
и эксплуатационные
особенности тракторов,
перспективных и наиболее
распространенных в
регионе

Изучение системы смазки. Изучение системы охлаждения
Система питания тракторных дизельных двигателей
Пусковой двигатели и редуктор
Аккумуляторная батарея и генератор
Сцепление и коробки переменных передач тракторов
Ведущие мосты тракторов
Ходовая часть тракторов
Рулевое управление тракторов
Тормозные системы тракторов
Гидравлическая навесная система тракторов
Магнето и электростартеры
Проведение операции ЕТО и ТО№1 за тракторами
Проведение операции по ТО №2 за тракторами
Проведение операций по ТО№3 за тракторами

Магнето и электростартеры
12
Проведение операции ЕТО и ТО№1 за тракторами
13
Проведение операции по ТО №2 за тракторами
14
Проведение операций по ТО№3 за тракторами
15
Содержание
1 Особенности гусеничных тракторов
Устройство трансмиссии, ходовой части, кабины управления.
Устройство тормозной системы.
Устройство рабочего и вспомогательного оборудования.
2 Особенности колесных тракторов
Устройство трансмиссии, ходовой части, кабины управления.
Устройство тормозной системы.
Устройство рабочего и вспомогательного оборудования.

12-17
20-25
28-33
36-41
44-49
52-57
60-65
68-73

76-81
84-89
92-97
99-104
106-111
113-118
120-125

ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

98
105
112
119

6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
1
1
1
1

126

ноябрь

1

2

127

ноябрь

1

2

Особенности их эксплуатации и технического обслуживания
Лабораторныеработы не предусмотрены

Практические занятия
1 Ознакомление с особенностями рабочего места оператора трактора,
элементами управления, системами трактора, щитком приборов
к работе. Ознакомление с особенностями
2 Подготовка трактора
регулировок и настроек
3 Подготовка трактора к работе. Ознакомление с особенностями
регулировок и настроек

128

ноябрь

129-130

ноябрь

2

131-132

ноябрь

2

Содержание

Тема 2.5.Тракторные
прицепы, поезда. Рабочее
и вспомогательное
обоудование

Тракторные прицепы и поезда. Рабочее и вспомогательное
оборудование.
Правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки грузов на тракторных
прицепах.и перевозка габаритных грузов.
Вал отбора мощности. Сцепные устройства.
Перевозка грузов. Техника безопасности

ноябрь
ноябрь
1

135-136

Лабораторныеработы не предусмотрены

-

Практические занятия: Не предусмотрены

-

ноябрь

2
2

2

-

Содержание

Тема 2.6. Эксплуатация
и техническое
обслуживание
оборудования
животноводческих ферм
и комплексов

1 Устройство, эксплуатация и техническое обслуживание системы
водоснабжения животноводческих ферм и комплексов
Насосы. Назначение и устройство.
Водоподъемники и водонапорные сооружения. Назначение и
устройство. Оборудование для поения животных. Назначение и
устройство.
Техническое обслуживание системы водоснабжения животноводческого
помещения

161-162

ноябрь

2

2

2 Устройство, эксплуатация, техническое обслуживание системы
удаления и утилизация навоза
Мобильные и стационарные средства. Гидравлические системы
удаления навоза.
Машины для погрузки и транспортирования навоза.
Техническое обслуживание оборудования для удаления и утилизации
навоза

171-174

ноябрь

4

2

3 Устройство, эксплуатация и техническое обслуживание доильной
установки
Общее устройство и принцип действия доильной установки.
Устройство и работа вакуумной системы доильной установки.
Моечное оборудование.
Оборудование для очистки молока. Оборудование для охлаждения
молока.
Техническое обслуживание доильных установок
Контрольная работа2,4;2,5;2,6.
Практические занятия
16 Погрузка, размещение, крепление перевозимого груза
17 Перевозка грузов в тракторных прицепах
18 Заполнение ведомости дефектов
19 Устройство и обслуживание машин для водоснабжения
20 Устройство и обслуживание машин для навозаудаления
21 Устройство, эксплуатация и техническое обслуживание доильной
установки
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по
вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Самостоятельной работы
СРС №1Составить техническую характеристику колесного трактора (марка по заданию преподавателя)
СРС №2Составить техническую характеристику гусеничного трактора (марка по заданию преподавателя)
СРС №3 Схематично изобразить расположение органов управления колесного и гусеничного тракторов
(марка по заданию преподавателя);
СРС №4Составить таблицу возможных неисправностей кривошипно-шатунного и
газораспределительного механизмов, их признаки, причины и способы устранения.
СРС №5Составить таблицу возможных неисправностей систем охлаждения и смазки, их признаки,
причины и способы устранения.
СРС №6Выполнить реферат на тему: работа двигателя двигатель внутреннего сгорания
Д-240. МТЗ80-82.
СРС №7Создать сообщение о ремонте ходовой части трактора ДТ-75.
СРС №8Написать таблицу работы Двигателя внутреннего сгорания АМ-041,о положительной
динамики раборыгазораспредилительного механизма.

183-184

133-134
137-144
145-152
153-160
163-170
175-182
185-192
193-194

ноябрь

ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь

2

2
8
8
8
8
8
8

декабрь

97

8
8
8
6
6
12
4
7

2

СРС №9Составить таблицу возможных неисправностей рулевого механизма, тормозной системы
колесных тракторов их признаки, причины и способы устранения.
СРС № 10Составить таблицу возможных неисправностей механизма управления гусеничного трактора,
их признаки, причины и способы устранения.
СРС №11Составить схему технологического процесса по удалению и утилизации навоза на
животноводческих фермах и комплексах.
СРС №12Составить графическую схему технологического процесса работы доильной установки.
Составить графическую схему технологического процесса
работы системы водоснабжения
животноводческой фермы

6
6
7
7

Учебная практика
Виды работ

108

1.Вождение колесных тракторов до 77,2квт
2. Вождение гусеничных тракторов
3. Вождение колесных тракторов свыше 77,2 квт
4.Вождение самоходных сельскохозяйственных машин.
5.Комплектование МТА
6.Подготовка агрегатов комбайна к работе
7.Выполнение технического обслуживания с/х машин и оборудования

18
18
18
18
12
12
12

Производственная практика
Виды работ
1. Ознакомление с производством.
2. Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для основной обработки почвы;
3. Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах предпосевной обработки почвы
4. Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для посева зерновых культур
5. Выполнение работ на МТА для заготовки кормов
6. Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах
для уборки
зерновых,
зернобобовых культур;
7. Выполнение работ по обслуживанию оборудования животноводческих ферм и комплексов.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

360

4.1. Материально-техническое обеспечение
учебные кабинеты:
управления транспортным средством и безопасности движения;
лаборатории:
тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин;
оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм;
автомобилей;
технологии производства продукции растениеводства;
технологии производства продукции животноводства
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «»:
- посадочные места по количеству обучающихся – 25
- рабочее место преподавателя (компьютеризованное) -1
 классная доска;
 наглядные пособия (комплект плакатов;
 комплект технологических карт
Мастерские:
Слесарная
Пункт технического обслуживания
Мебель и инвентарь:
- классная доска; рабочий стол преподавателя; стулья; аптечка; компьютер с мультимедийным проектором; учебнонаглядные пособия инструкционные карты; технологическая документация, учебная и справочная литература; шкаф для
материала и инструмента, шкаф для хранения одежды; ящик для обтирочного материала; стеллаж для деталей; стеллаж
для сборочных единиц и агрегатов; щетка-сметка; щетка волосяная для мойки деталей; кисти волосяные для мойки
деталей;
Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиопроектор
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику,
концентрированно
4.2. Информационное обеспечение обучения

проводимую

Нормативная документация:
1. Инструкция - Техника безопасности при работе на сельскохозяйственных машинах и оборудовании .
Техника безопасности при ремонте сельскохозяйственных машин, агрегатов, тракторов, самоходных машин
и оборудования
Основные источники:
1. Курчаткин, В.В. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельскомхозяйстве [Текст]: учебник для НПО / В.В.
Курчаткин, И.Г, Голубев, А.Н. Батищев, В.М. Тараторкин, К.А. Ачкасов. - М.: Академия, 2019. -464 с.
2. Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины :учеб. Пособие для нач. проф. образования / А.Н.Устинов.—12-е
изд.,стер.-- М Издательский центр «Академия»,2018.—264 с.
3. Набоких В.А.Электрооборудование автомобилей и тракторов : учебник для студ. Учреждений сред. проф.
образования/ В.А. Набоких.—4-е изд., стер.--М Издательский центр «Академия»,2018.—400 с.
4.Тататоркин В.М.Система технического обслуживание и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов:
учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / В.М. Тататоркин, И.Г. Голубев. –М. : Издательский центр
«Академия»,2018.—384 с.
5.Родичев В.А. Тракторы:учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/ В.А. Родичев.—12-е изд., стер.- М.:
Издательский центр «Академия»,2018.—288с.

Дополнительные источники:
1. Родичев.В.А. Тракторы: учебник /В. А. Родичев – М.: Академия , 2018г,. – 288 с.
Электронные ресурсы:
а) локального доступа
1. Электронный комплекс «Механизация животноводства» (Изготовитель Корпорация «Диполь»),
2. Интерактивное электронное пособие «Сельскохозяйственная техника» (Изготовитель Корпорация «Форвард»
б) удаленного доступа
http://window.edu.ru/resource/509/64509/files/0170.pdf
http://window.edu.ru/resource/748/78748/files/mami_auto46.pdf
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика проводится в слесарной мастерской, пункте технического обслуживаниярассредоточено, в рамках
профессионального модуля. Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности
которых соответствует профилю подготовки обучающихся и реализовывается концентрированно.
Перечень основных социальных партнеров предоставляющих
места для прохождения производственной
практики:СПК «Нива», ООО «Жемчуг», ИП «Тюменцев В.Л.», КХ «Л.П.Янданов»
Аттестация по итогам производственной практики проводиться с учетом результатов, подтвержденных
документами соответствующих организаций.
Консультации по профессиональному модулю проводятся во внеурочное время, индивидуально с каждым
учащимся.
Обязательным условием изучения профессионального модуля является освоение учебных дисциплин: «Основы
материаловедения и технология общеслесарных работ», « Основы электротехники», «Безопасность жизнедеятельности»,
«Основы технического черчения», «Техническая механика с основами технических измерений».

Обучение носит практико-ориентированный характер: решение задач, решение ситуационных задач. В целях реализации
практико-ориентированного обучения на основе модульно-компетентностного подхода при обучении профессии
Тракторист – машинист с/х производства в образовательном процессе используется электронный комплекс
«Механизация животноводства» (Изготовитель Корпорация «Диполь») и интерактивное электронное пособие
«Сельскохозяйственная техника» (Изготовитель Корпорация «Форвард»для работы в компьютерном классе с
мультимедийным проектором и (или) интерактивной доской. Это готовые электронные комплексы, приобретенные
техникумом для обучения профессииТракторист – машинист с\х производства. Комплексы разработаны корпорацией
«Диполь», «Форвард» деятельность которых направлена на развитие и активное внедрение в образовательную
деятельность современных информационных и коммуникационных технологий.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Педагогические кадры и мастера, обеспечивающие обучение по междисциплинарному курсу и осуществляющие
руководство учебной практикой:
Ф.И.О. преподавателя
(мастера)

Образование

Томилов И.М.
преподаватель
профессионального
цикла.
Черкашин И.В.

Высшее

Квалификация
преподавателя
-

Рабочий разряд (для Дата
и
место
преподавателей ППКРС) прохождения
стажировки
V
СТО ИП Тюменцева В.Л.
2021 – 36 ч.

-Среднее специальное

4

СПК «Нива», 2015г. – 72
часа

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
5.1. Контроль и оценка результатов освоения ПМ 01.
Таблица 5.1.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Результаты обучения

ПК и ОК

МДК. 01.01
ПК 1.1. Управлять
тракторами и
самоходными
сельскохозяйственн
ыми машинами всех
видов в
организациях
сельского
хозяйства.
ПК..
ОК1. Понимать
сущность и
социальную
значимость будущей

усвоенные знания

устройство,
принцип действия и
технические
характеристики
основных
марок
тракторов
и
сельскохозяйственн
ых машин;
мощность
обслуживаемого
двигателя
и
предельную
нагрузку прицепных
приспособлений;
-правила
погрузки,
укладки, строповки и
разгрузки различных

освоенные умения
- комплектовать
машиннотракторные
агрегаты
для
проведения
агротехнических
работ в сельском
хозяйстве;
;
- выполнять
технологические
операции
по
регулировке машин
и механизмов;
- перевозить грузы
на
тракторных
прицепах,
контролировать

Практический опыт
1. Текущий контроль:
управления
тракторами
и
самоходными
сельскохозяйственн
ыми машинами;

1.1.Входной контроль. Оценка
выполнения тестовых заданий.
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных практических
работ
ЛПЗ №1«Машины и орудия для основной обработки
почвы»
ЛПЗ №2 Машина и орудия для поверхностной
обработки почвы

1.3. Рубежный контроль:
Контрольная работа по теме 1.1-1.4
Промежуточная аттестация (Выходной
контроль )
Дифференцированный зачет Оценка
выполнения тестовых
практикоориентированных заданий по
темеЭксплуатация и техническое

профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность, исходя
из цели и способов её
достижения,
определённых
руководителем.
ОК 3. Анализировать
рабочую ситуацию,
осуществлять
текущий и итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности, нести
ответственность за
результаты своей
работы.
ПК 1.2Выполнять
работы по
возделыванию и
уборке
сельскохозяйственны
х культур в
растениеводстве
ОК1. Понимать
сущность и

грузов в тракторном
прицепе;
содержание и
правила
оформления
первичной
документации

погрузку,
размещение
и
закрепление на них
перевозимого груза;
-

обслуживание сельскохозяйственных
машин и оборудования

;
-правила
техники
безопасности
при
выполнении работ

-правила
комплектования
машинно-тракторных
агрегатов
в
растениеводстве
- правила работы с
прицепными
приспособлениями и
устройствами;
- методы и приемы
выполнения

выполнять
агротехнические
и
агрохимические
работы
машиннотракторными
агрегатами на базе
тракторов основных
марок, зерновыми и
специальными
комбайнами;
-выполнять

- выполнение
механизированных
работ в сельском
хозяйстве
-возделывания
сельскохозяйственны
х культур по
энергосберегающим
технологиям (нулевая
технология,
технология «НОУ-

. Текущий контроль:
1.1.Входной контроль. Оценка
выполнения тестовых заданий.
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных практических
работ
ЛПЗ №3. Катки 3ККШ - 6, ККН - 2,8, КБН - 3, ЖВГ 1,4
ЛПЗ №4 Культиватор для сплошной обработки почвы
КПС – 4
ЛПЗ №5 Культиватор для междурядной обработки
почвы УСМК - 5,4 и прореживатели УСМП - 5,4,

социальную
значимость будущей
профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность, исходя
из цели и способов её
достижения,
определённых
руководителем.
ОК 3. Анализировать
рабочую ситуацию,
осуществлять
текущий и итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности, нести
ответственность за
результаты своей
работы.
ОК 4.Осуществлять
поиск информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач.
ОК 5.Использовать
информационнокоммуникационные

агротехнических
и
агрохимических
работ;
- пути и средства
повышения
плодородия почв;
- правила техники
безопасности при
выполнении работ.
- агротехнические
требования к
выполнению
операций;
- устройство и
эксплуатацию машин
для
энергосберегающих
технологий
(посевной комплекс
«Кузбасс», КСКП
АПК-7,2);
-

.

технологические
операции
по
регулировке машин и
механизмов;
- перевозить грузы на
тракторных
прицепах,
контролировать
погрузку,
размещение
и
закрепление на них
перевозимого груза;
- .

ТИЛ»).

ПСА - 2,7
ЛПЗ №6 Культиватор - растениепитатель
широкозахватный КРШ - 8,1Г – 01
ЛПЗ №7 Фреза садовая ФА - 0,76

Текущий контроль:
1.1.Входной контроль. Оценка
выполнения тестовых заданий.
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных практических
работ
ПР №1 Изучение кривошипно-шатунного
механизма двигателей
Изучение газораспределительного механизма
двигателей
ПР№2 Изучение системы смазки. Изучение
системы охлаждения
ПР№3 Система питания тракторных дизельных
двигателей
ПР№4 Пусковой двигатели и редуктор
ПР№5 Аккумуляторная батарея и генератор
ПР№6 Сцепление и коробки переменных
передач тракторов
ПР№7 Ведущие мосты тракторов
ПР№8 Ходовая часть тракторов
ПР№9 Рулевое управление тракторов
ПР№10 Тормозные системы тракторов
ПР№11 Гидравлическая навесная система
тракторов
ПР№12 Магнето и электростартеры
ПР№13 Проведение операции ЕТО и ТО№1 за
тракторами
ПР№14 Проведение операции по ТО №2 за
тракторами
ПР№15Проведение операции по ТО №3 за
тракторами
ПР№16 Ознакомление с особенностями
рабочего места оператора трактора, элементами

технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 8.Исполнять
воинскую
обязанность, в том
числе с применением
полученных
профессиональных
знаний (для
юношей).

управления, системами трактора, щитком
приборов
ПР№17 Подготовка трактора к работе.
Ознакомление с особенностями регулировок и
настроек

ПР№18
Подготовка трактора к работе. Ознакомление с
особенностями регулировок и настроек

ПР№19 Погрузка, размещение, крепление
перевозимого груза
ПР№20 Перевозка грузов в тракторных
прицепах
ПР№21 Заполнение ведомости дефектов
ПР№22 Устройство и обслуживание машин для
водоснабжения
ПР№23 Устройство и обслуживание машин для
навозаудаления
ПР№24 Устройство, эксплуатация и техническое
обслуживание доильной установки

1.2.2. Оценка выполненных
самостоятельных работ:
1.Составить техническую характеристику
колесного трактора (марка по заданию
преподавателя)
2.Составить техническую характеристику
гусеничного трактора (марка по заданию
преподавателя)
3.Схематично изобразить расположение органов
управления колесного и гусеничного тракторов
(марка по заданию преподавателя);
4.Составить таблицу возможных неисправностей
кривошипно-шатунного и
газораспределительного механизмов, их
признаки, причины и способы устранения.
5Составить таблицу возможных неисправностей
систем охлаждения и смазки, их признаки,
причины и способы устранения.

6.Выполнить реферат на тему: работа
двигателя двигатель внутреннего сгорания
Д-240. МТЗ80-82.
7.Создать сообщение о ремонте ходовой части
трактора ДТ-75.
8.Написать таблицу работы Двигателя
внутреннего сгорания АМ-041,о положительной
динамики раборыгазораспредилительного
механизма.
9.Составить таблицу возможных неисправностей
рулевого механизма, тормозной системы
колесных тракторов их признаки, причины и
способы устранения.
10.Составить таблицу возможных
неисправностей механизма управления
гусеничного трактора, их признаки, причины и
способы устранения.
11.Составить схему технологического процесса
по удалению и утилизации навоза на
животноводческих фермах и комплексах.
12.Составить графическую схему
технологического процесса работы доильной
установки.
Составить графическую схему технологического
процесса работы системы водоснабжения
животноводческой фермы1.3. Рубежный

контроль:
Контрольная работа по теме 2.4-2.61.4.
1.3. Рубежный контроль:
Контрольная работа по теме 1.5-1.8
Промежуточная аттестация (Выходной
контроль )
Дифференцированный зачет Оценка
выполнения тестовых
практикоориентированных заданий по
темеЭксплуатация и техническое

обслуживание сельскохозяйственных
машин и оборудования
ПК 1.3. Выполнять
работы по
обслуживанию
технологического
оборудования
животноводческих
комплексов и
механизированных
ферм.

ОК1. Понимать
сущность и
социальную
значимость будущей
профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность, исходя
из цели и способов её
достижения,
определённых
руководителем.
ОК 3. Анализировать
рабочую ситуацию,
осуществлять

правила
комплектования
машинно-тракторных
агрегатов
в
животноводстве;
- правила работы с
прицепными
приспособлениями и
устройствами;
- правила погрузки,
укладки, строповки и
разгрузки различных
грузов в тракторном
прицепе;
содержание
и
правила оформления
первичной
документации.
- правила техники
безопасности при
выполнении работ.
-

;

-

.

-

.

-выполнения
механизированных
работ в сельском
хозяйстве;

Текущий контроль:
1.1.Входной контроль. Оценка
выполнения тестовых заданий.
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных практических
работ
ПР №1 Изучение кривошипно-шатунного
механизма двигателей
Изучение газораспределительного механизма
двигателей
ПР№2 Изучение системы смазки. Изучение
системы охлаждения
ПР№3 Система питания тракторных дизельных
двигателей
ПР№4 Пусковой двигатели и редуктор
ПР№5 Аккумуляторная батарея и генератор
ПР№6 Сцепление и коробки переменных
передач тракторов
ПР№7 Ведущие мосты тракторов
ПР№8 Ходовая часть тракторов
ПР№9 Рулевое управление тракторов
ПР№10 Тормозные системы тракторов
ПР№11 Гидравлическая навесная система
тракторов
ПР№12 Магнето и электростартеры
ПР№17 Подготовка трактора к работе.
Ознакомление с особенностями регулировок и
настроек

ПР№18
Подготовка трактора к работе. Ознакомление с
особенностями регулировок и настроек

ПР№19 Погрузка, размещение, крепление

текущий и итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности, нести
ответственность за
результаты своей
работы.
ОК 4.Осуществлять
поиск информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач.
ОК 5.Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 8.Исполнять
воинскую
обязанность, в том
числе с применением
полученных
профессиональных
знаний (для
юношей).

перевозимого груза
ПР№20 Перевозка грузов в тракторных
прицепах

1.2.2. Оценка выполненных
самостоятельных работ:
СРС №1.Составить техническую характеристику
колесного трактора (марка по заданию
преподавателя)
СРС №2.Составить техническую характеристику
гусеничного трактора (марка по заданию
преподавателя)
СРС №3.Схематично изобразить расположение
органов управления колесного и гусеничного
тракторов (марка по заданию преподавателя);
С6.Выполнить реферат на тему: работа
двигателя двигатель внутреннего сгорания
Д-240. МТЗ80-82.
СРС №7.Создать сообщение о ремонте ходовой
части трактора ДТ-75.
СРС №8.Написать таблицу работы Двигателя
внутреннего сгорания АМ-041,оположительной
динамики работы зазора распределительного
механизма.
СРС №11.Составить схему технологического
процесса по удалению и утилизации навоза на
животноводческих фермах и комплексах.
СРС №12.Составить графическую схему
технологического процесса работы доильной
установки.
Составить графическую схему технологического
процесса работы системы водоснабжения
животноводческой фермы1.3. Рубежный

контроль:
Контрольная работа по теме 2.4-2.61.4.
Промежуточная аттестация (Выходной
контроль )
Дифференцированный зачет Оценка

выполнения тестовых
практикоориентированных заданий по
темеЭксплуатация и техническое
обслуживание сельскохозяйственных
машин и оборудования
ПК 1.4. Выполнять
работы по
техническому
обслуживанию
тракторов,
сельскохозяйственн
ых машин и
оборудования в
мастерских и
пунктах
технического
обслуживания
ОК1. Понимать
сущность и
социальную
значимость будущей
профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность, исходя
из цели и способов её
достижения,
определённых
руководителем.
ОК 3. Анализировать

-средства и виды
технического
обслуживания
тракторов,
сельскохозяйственны
х
машин
и
оборудования;
- способы выявления
и
устранения
дефектов в работе
тракторов,
сельскохозяйственны
х
машин
и
оборудования;
содержание
и
правила оформления
первичной
документации.
параметры
диагностируе
мых узлов;
-

предельные
отклонения
параметров;

-

правила
техники

- выполнять работы
средней сложности
по периодическому
техническому
обслуживанию
тракторов
и
агрегатируемых
с
ними
сельскохозяйственны
х
машин
с
применением
современных средств
технического
обслуживания;
- под руководством
специалиста
более
высокой
квалификации
выполнять работы по
подготовке,
установке
на
хранение и снятию с
хранения
сельскохозяйственно
й техники;
оформлять
первичную

-технического
обслуживания
сельскохозяйственны
х
машин
и
оборудования;
-

Текущий контроль:
1.1.Входной контроль. Оценка
выполнения тестовых заданий.
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных практических
работ
ПР№13 Проведение операции ЕТО и ТО№1 за
тракторами
ПР№14 Проведение операции по ТО №2 за
тракторами
ПР№15Проведение операции по ТО №3 за
тракторами
ПР№16 Ознакомление с особенностями
рабочего места оператора трактора, элементами
управления, системами трактора, щитком
приборов
ПР№21 Заполнение ведомости дефектов
ПР№22 Устройство и обслуживание машин для
водоснабжения
ПР№23 Устройство и обслуживание машин для
навозаудаления
ПР№24 Устройство, эксплуатация и техническое
обслуживание доильной установки

1.2.2. Оценка выполненных
самостоятельных работ:
СРС №4.Составить таблицу возможных
неисправностей кривошипно-шатунного и
газораспределительного механизмов, их
признаки, причины и способы устранения.

рабочую ситуацию,
осуществлять
текущий и итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности, нести
ответственность за
результаты своей
работы.
ОК 4.Осуществлять
поиск информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач.
ОК 5.Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 8.Исполнять
воинскую
обязанность, в том
числе с
применением
полученных
профессиональных
знаний (для
юношей).

безопасности
при
выполнении
работ.

документацию.
- проводить
диагностику
колесных и
гусеничных
тракторов;
- проводить
диагностику узлов и
агрегатов тракторов
сельскохозяйственны
х машин и
оборудования
животноводческих
комплексов;

СРС №5Составить таблицу возможных
неисправностей систем охлаждения и смазки, их
признаки, причины и способы устранения
СРС №9.Составить таблицу возможных
неисправностей рулевого механизма, тормозной
системы колесных тракторов их признаки,
причины и способы устранения.
СРС №10.Составить таблицу возможных
неисправностей механизма управления
гусеничного трактора, их признаки, причины и
способы устранения.

- выполнять операции
технологического
процесс по
энергосберегающимт
ехнологиям.

Промежуточная аттестация (Выходной
контроль )
Дифференцированный зачет Оценка
выполнения тестовых
практикоориентированных заданий по
темеЭксплуатация и техническое
обслуживание сельскохозяйственных
машин и оборудования

-

5..2. Контроль и оценка результатов учебной практики.

.3. Рубежный контроль:
Контрольная работа по теме 2.4-2.61.4.

Контроль и оценка учебной практики проходит в форме дифференцированного зачета, который предусматривает
самостоятельную работу повыполнению вождения колесных, гусеничных тракторов и самоходных
сельскохозяйственных машин , подготовке агрегатов комбайна к работе и выполнению технического
обслуживаения с/х машин и оборудования
5.3. Контроль и оценка результатов производственной практики.
Контроль и оценка производственной практики проходит в форме дифференцированного зачета, который
предусматривает защиту результатов ПП: наличие аттестационного листа, характеристики от работодателей, дневника,
договора, отчета по практике.
5.4. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке на экзамене.
1.В результате аттестации по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих
профессиональных и общих компетенций
Таблица 5.4.1. Профессиональные и общие компетенции, сформированность которых можно определить в ходе
выполнения экзаменационного задания
Профессиональные
компетенции
проверке

и
общие Показатели оценки результата
подлежащие

ПК 1.1. Управлять тракторами и
самоходными
сельскохозяйственными

- Вождение колесных тракторов до 77,2квт
- . Вождение гусеничных тракторов
- . Вождение колесных тракторов свыше 77,2 квт
- .Вождение самоходных сельскохозяйственных машин.

Формы и методы контроля и
оценки
Наблюдение и оценка
выполнения экзаменационного
практического задания и
оценка качества выполненного

машинами всех видов в
организациях сельского
хозяйства.
ПК 1.2. Выполнять работы по
возделыванию и уборке
сельскохозяйственных
культур в растениеводстве.
.

ПК 1.3. Выполнять работы по
обслуживанию
технологического
оборудования
животноводческих
комплексов и
механизированных ферм.
ПК 1.4. Выполнять работы по
техническому обслуживанию
тракторов,
сельскохозяйственных машин и
оборудования в мастерских и
пунктах технического
обслуживания.
ОК 02 Организовывать
собственную деятельность, исходя
из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.

задания в соответствии с
технологическими
требованиями
- Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для основной Наблюдение и оценка
обработки почвы;
выполнения экзаменационного
- Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах практического задания и
предпосевной обработки почвы
оценка качества выполненного
- Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для посева задания в соответствии с
зерновых культур
технологическими
- Выполнение работ на МТА для заготовки кормов
требованиями
- Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для уборки
зерновых, зернобобовых культур;
- Выполнение работ по обслуживанию оборудования
животноводческих ферм и комплексов.

Наблюдение и оценка
выполнения экзаменационного
практического задания и
оценка качества выполненного
задания в соответствии с
технологическими
требованиями

- Подготовка агрегатов комбайна к работе
- .Выполнение технического обслуживания с/х машин и
оборудования

Наблюдение и оценка
выполнения экзаменационного
практического задания и
оценка качества выполненного
задания в соответствии с
технологическими
требованиями

Подготовка рабочего места, соблюдение последовательности Оценка
подготовленного
технологического процесса в соответствии с экзаменационным рабочего места
заданием

ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести
ответственность за результаты
своей работы
ОК 04 Осуществлять поиск
информации, необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач.

Принятие
правильных
решений
при возникновении
нестандартных производственных ситуаций, приводящих к браку,
предупреждение и устранение причины брака в соответствии с
технологическими требованиями при выполнении практического
экзаменационного задания

Наблюдение
и
оценка
выполнения
практического
экзаменационного задания

Эффективное использование стандартов ГОСТ и технологических
карт и других информационных источников, разрешенных
использовать в ходе выполнения задания

Наблюдение
и
оценка
выполнения
практического
экзаменационного задания

Таблица 5.4.2. Профессиональные и общие компетенции сформированность которых определяется по
материалам портфолио.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК 01 Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Участии в проф.конкурсах, научно-практических Оценка материалов портфолио
конференциях, творческих проектах, выполнение свидетельствующих о проявлении интереса
к будущей профессии: сертификаты,
практических и самостоятельных работ и т.д.

грамоты и дипломы об участии в
проф.конкурсах, научно-практических
конференциях, творческих проектах,
выполнение практических и самостоятельных
работ

ОК 05 Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.

Использование средств Интернет и ПК при Оценка материалов портфолио: Диск с
освоении ПМ. Применение прикладных работами обучающегося, выполненных с
компьютерных программ .
использованием ИКТ.

ОК 06 Работать в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
клиентами.

Наличие
материалов
портфолио,
свидетельствующих об эффективном общении
с
обучающимися,
преподавателями
и
мастерами с коллегами и руководством, в ходе
обучения.
Выполнение установленных требований по
исполнению воинской обязанностей..

ОК 08 Исполнять воинскую обязанность, в том
числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)

Оценка
материалов
портфолио:
характеристика классного руководителя,
характеристика
с
производственной
практики.
Оценка
материалов
портфолио,
свидетельствующих
о
выполнении
установленных требований по исполнению
воинской
обязанности:
характеристика
классного
руководителя,
куратора,
СРС(практическая работа)

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности)
Результаты
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и
(освоенные профессиональные компетенции)
оценки
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными
Проверить на наличие топлива, масло в
с/х машинами всех видов в организациях
двигателе затем произвести запуск двигателя
Наблюдение и оценка выполнения
сельского хозяйства соблюдением правил
трактора и самоходной с/х машины,
экзаменационного практического
техники безопасности
- перед вождением, проверить систему
задания
тормозов и работу сигнализации, трогание с
.
места и движение в прямом направлении,
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и
- составление технологической карты
Наблюдение и оценка выполненного
уборке с/х культур в растениеводстве
севооборота и работу машинно-тракторного
задания
агрегата по видам выполняемых работ;

ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию
технологического оборудования
животноводческих комплексов и
механизированных ферм
ПК 1.4. Выполнять работы по техническому
обслуживанию тракторов, с/х машин и
оборудования в мастерских и пунктах
техническогообслуживания.

-Производитьобслуживание при наличие
карты технологического оборудования для
животноводческих комплексов.

Оценка заполненной документации
ы

-При плановом техническом обслуживание
согласно выробатонныхмоточасов

Оценка заполненной документации

ПК.1.5. Выполнять работы по возделыванию
сельскохозяйственных культур по
энергосберегающим технологиям (нулевая
технология, технология «НОУ-ТИЛ»)

- проведение операций с применением
технологического процесса при обработки с/х
культур с применением энергосберегающих
технологий «НОУ-ТИЛ»)

Наблюдение и оценка работ на
учебной и производственной
практике.

ПК1.6. Выполнять работы с применением
технических средств для диагностики
тракторов, сельскохозяйственных машин и
оборудования животноводческих комплексов

- проведение диагностики колесных и
гусеничных тракторов;
- проведение диагностики узлов и агрегатов
тракторов сельскохозяйственных машин и
оборудования животноводческих комплексов

Устный опрос
Письменный контроль
Текущий контроль в форме:
составление отчетов, защиты
практических занятий;
- тестирования;
- защиты лабораторных и
практических работ.
Итоговый контроль:
- выполнение практической работы по
диагностике узлов и механизмов
тракторов и сельскохозяйственных
машин

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений
Результаты
(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать
сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, выявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.

- демонстрация интереса к будущей профессии
- выбор и применение методов и способов
решения профессиональных задач в области
организации собственной деятельности;
- организация самостоятельных занятий при
изучении профессионального модуля

Мониторинг
и оценка выполнения работ на учебной и
производственной практике.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.

- умение осуществлять контроль качества
выполняемой работы;

Мониторинг и оценка выполнения работ
на учебной и производственной практике.

- эффективный поиск необходимой
информации;
- использование различных источников,
включая электронные;

Подготовка рефератов, докладов,
проектов, письменных экзаменационных
работ

ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, клиентами.

- умение работать на современной с/х технике

Мониторинг

- взаимодействие обучающихся с
преподавателями и мастерами в ходе обучения

Наблюдение за ролью обучающихся в
группе

Мониторинг

ОК 7. Организовывать собственную деятельность
с соблюдением требований охраны труда и
экологической безопасности
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с
применением полученных профессиональных
знаний.

- соблюдение правил техники безопасности

Наблюдение за навыками работы на
учебной и производственной практике.
Тестирование по правилам ТБ.

Использование полученных знаний при
исполнении обязанностей военной службы

Своевременная постановка на воинский
учет. Проведение воинских сборов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».