СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
9
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
10
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
25
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
29
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ МОДУЛЯ
ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.13.Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства в части освоения
основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин
и оборудования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.
ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и
пунктах технического обслуживания.
Рабочая учебная программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании
(переподготовке, повышение квалификации) и профессиональной подготовке работников в области сельскохозяйственного производства, в
специальностях СПО 110809 Механизация сельского хозяйства, 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной
продукции. Опыт работы не требуется.
1.2. Место модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы:
модуль входит в профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями
обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;
- выполнения механизированных работ в сельском хозяйстве;
- технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;
-
возделывания сельскохозяйственных культур по энергосберегающим технологиям (нулевая технология, технология «НОУ-ТИЛ»).
уметь:
- комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;
- выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок,
зерновыми и специальными комбайнами;
- выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;
- перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;
- выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними
сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания;
- выполнять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и оборудования и самостоятельно выполнять слесарные работы по
их устранению;
- под руководством специалиста более высокой квалификации выполнять работы по подготовке, установке на хранение и снятию с
хранения сельскохозяйственной техники;
- оформлять первичную документацию.
- проводить диагностику колесных и гусеничных тракторов;
- проводить диагностику узлов и агрегатов тракторов сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих комплексов;
-
выполнять операции технологического процесс по энергосберегающим технологиям.
знать:
- устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин;
- мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;
- правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве;
- правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами;
- методы и приемы выполнения агротехнических и агрохимических работ;
- пути и средства повышения плодородия почв;
- средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
- способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
- правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;
- содержание и правила оформления первичной документации.
параметры диагностируемых узлов;
-
предельные отклонения параметров;
-
правила техники безопасности при выполнении работ.
-
агротехнические требования к выполнению операций;
-
устройство и эксплуатацию машин для энергосберегающих технологий (посевной комплекс «Кузбасс», КСКП АПК-7,2);
-
технику безопасности при работе на современных сельскохозяйственных машинах.
1.4. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 665 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 377 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 258 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 119
часов;
учебной и производственной практики –468 часа.
1.5. Распределение часов вариативной части
1.4.1. Вариативная часть составляет -68 часов
1.4.2.Использование часов вариативной части ПМ
№\№
1
2
Наименование
ВПД
(п.4.3.ФГОС)
Дополнительные
профессиональн
ые компетенции
Дополнительные
знания, Обоснование
умения, практический опыт
включения
программу
. Обработка почвы
ПК 1.1,ПК. 1.2.
ЗнатьПриемы основной
ипредпосевной обработки почвы.
Агротехнические требования к
вспашке, лущению,дискованию и
безотвальной обработке почвы
Правила комплектования МТА для
выполнениявспашке,
лущению,дискованию и безотвальной
обработке почвыУметь:Настраивать
ирегулировать плуг лущильщик и
плоскорез на заданный режим
работы.Выбирать различные виды
движения МТА в зависимости от
конфигурации поля и состав агрегата.
ФГОС СПО по
профессии 35.01.13.
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного
производства
Знать:Технологические схемы
внесения удобрений
Агротехнические требования на
ФГОС СПО по
профессии 35.01.13.
Тракторист-машинист
Внесение
удобрений
ПК.1.2;ПК.1.1.
ПС
Темы занятий
в
РФ от 04. 06.
2014г №362.
Раздел ПМ 1.
Комплектование агрегата
для безоотвальной
обработки почвы
Вспашка с соблюдением
агротехнических требований
Лущение и дискование
почвы с соблюдением
агротехнических
требований.
Безотвальная обработка
почвы с соблюдением
агротехнических
требований.
Подготовка поля к вспашке
Раздел
ПМ.1.Комплектование
агрегата для внесения
№
занятия
7–8
11-12
15-16
18-20
27-28
3
4
Посевные
посадочные
машины.
Организация
посева
и ПК.1.1;ПК. 1.2;
Уход за
культурами.
Севообороты и их
значение
ПК1.1; ПК.1.2;
внесения минеральных и органических
удобренийТехнология внесения
удобренияУметь: Настраивать и
регулировать агрегат для внесения
удобрения
Выбирать скоростной режим МТА
исходя из лучшей загрузки двигателя с
учетом допустимых по
агротехническим требованиям
скорости движения.
Устранять простейшие неисправности
в процесеработыМТА
Знать: Агротехнические требования к
посеву и посадке
сельскохозяйственных культур
Технология посева
зерновых,зернобобовыхкультур и
трав,овощныхкультурУметь:
Настраивать ирегулировать МТА для
посева и посадки овощных,пропашных
зерновых и зернобобовых культур.
Устранять простейшие неисправности
в процесе работы МТА
сельскохозяйственного
производства
Знать: Способы ухода за посевами и
посадками сельскохозяйственных
культур.
Агротехнические требования к
междурядной обработке почвы
Правила комплектования МТА для
выполнения междурядной обработке
почвы
Контроль и оценка качества
Уметь: Настраивать и регулировать
МТА для междурядной обработке
почвы.
Выбиратьскоростной режим МТА
исходя из лучшей загрузки двигателя с
учетом допустимых по
агротехническим требованиям
скорости движения.
ФГОС СПО по
профессии. 35.01.13.
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного
производства
.
ПС
РФ от 04. 06.
2014г №362.
ФГОС СПО по
профессии. 35.01.13.
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного
производства
ПС
РФ от 04. 06.
2014г №362.
ПС
РФ от 04. 06.
2014г №362.
удобрения.
Внесение удобрений с
соблюдением
агротнхнических требований
Текущий контроль качества
внесений удобрений
31-32
Раздел
ПМ.1Комплектование
агрегатов для посева и
посадки
сельскохозяйственных
культур
Посев зерновых,
зернобобовых культур и
трав с соблюдением
агротехнических
требований.
Посев ипосадка овощных
культур с соблюдением
агротехнических требований
49-50
Раздел
ПМ.1
Комплектование МТА для
междурядной обработки.
Текущий контроль качества
работ
по
уходу
за
сельскохозяйственными
культурами
53-54
37-38
5
6
ПК 1.1, ПК 1.2
. Уборка
низкорослых,
высокостебельных
полеглых,
засоренных и
влажных
зерновых культур
Эксплуатация и
техническое
обслуживание
оборудования
животноводческих
ферм и
комплексов
ПК.1.1;
ПК.1.2;ПК.1.3,
ПК.1.5.
Пользоваться надлежащими
средствами защиты
Знать: Агротехнические требования к
уборке сельскохозяйственных культур
Принцип действия устройство,
техническая и технологическая
регулировка сельскохозяйственных
машин, зерноуборочных и
кормоуборочных комбайнов
Способы уборки овощных,зерновых,
зернобобовых,масляничных культур
Контроль и оценка качества уборочных
работУметь:Настраивать и
регулировать МТА для уборки
овощных,технических культур на
заданный режим работы.
Выполнять монтаж и демонтаж
навесного оборудования комбайнов.
Выбиратьскоростной режим МТА
исходя из лучшей загрузки двигателя с
учетом допустимых по
агротехническим требованиям
скорости движения.
Устранять простейшие неисправности
в процесе работы МТА
Знать:Принцип действия,
устройство,техническая и
технологическая регулировка машин
для раздачи, разгрузки кормов, уборке
навоза и отходов животноводства
Технология выполнения работ по
разгрузке и раздаче кормов на
выгульных площадках.
Правила охраны труда.
Уметь: Комплектовать МТА для
разгрузки и раздачи кормов, уборке
навоза и отходов животноводства
Устранять простейшие неиспрвности в
процесе работы МТА
ФГОС СПО по
профессии. 35.01.13.
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного
производства
ПС
РФ от 04. 06.
2014г №362.
ФГОС СПО по
профессии. 35.01.13.
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного
производства
ПС
РФ от 04. 06.
2014г №362.
Раздел
ПМ.1
Уборка
трав,овощных и технических
культур с соблюдением
требований
и
правил
агротехники.
Уборка
зерновых,зернобобовых
и
масленичных культур с
соблюдением требований и
правил агротехники.
Текущий контроль качества
уборочных работ
59-60
Раздел 2.ПМ.1Выполнение
механизированных работ по
разгрузке и раздаче кормов
на выгульных площадках,
уборке навоза и отходов
животноводства
141-142
63-64
155-156
17-178
183-184
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
Код
П К 1.1.
Наименование результата обучения
К
Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.
ПК 1.2.
Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
ПК 1.3.
Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.
ПК 1.4.
Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, выявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности
ОК 8.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуляПМ 01. Эксплуатация и техническое обслуживание
сельскохозяйственных машин и оборудования
Кодыпрофессионал
ьныхкомпетенций
1
ПК 1-2
ОК 1-3
ПК 3-4
ОК 1-8
Наименования разделов
профессионального модуля
2
Всего часов
3
Раздел 1.Выполнение
механизированных работ в
сельском хозяйстве
Раздел 2. Эксплуатация и
техническое обслуживание
сельскохозяйственных машин и
оборудования
747
Производственная практика, часов
0
Всего:
98
845
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса
Обязательная аудиторная Самостоятельная
учебная
нагрузка работа
обучающегося
обучающегося,
Всего,
в
т.ч. часов
часов
лабораторные
работы
и
практические
занятия,
часов
4
5
6
34
64
34
Практика
Учебная,
часов
Производ
ственная,
часов
7
8
-
194
138
85
108
360
258
172
119
108
360
2.2. Календарно -тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.01
Наименование разделов
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
Введение в программу
модуля
Раздел 1. Выполнение
механизированных работ
в сельском хозяйстве
МДК 01.01. Технология
механизированных работ
в сельском хозяйстве
Тема 1.1. Общие
сведения о
сельскохозяйственных
машинах
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект)
№
занятия
Календа
рные
сроки
выполне
ния
Объем
часов
Уровен
ь
освоени
я
2
. Значение ПМ для осуществления профессиональной деятельности Цели и
задачи изучения модуля. Требования к освоению модуля. Организация
самостоятельной деятельности студента по освоению модуля
3
1
4
5
1
6
98
64
Содержание
1 Введение.
Общее устройство сельскохозяйственных машин
Классификация сельскохозяйственных машин
- Современные сельскохозяйственные машины и комплексы,
применяемые в сельском хозяйствеустройство, принцип
действия и технические характеристики основных марок
тракторов и сельскохозяйственных машин;
2
3
Эксплуатационные показатели тракторов и сельскохозяйственных
машин
Технологические,
технические
и
экономические
показатели
эксплуатационных качеств тракторов и сельскохозяйственных машин.
Тяговая мощность и тяговое усилие трактора.
Способы улучшения тяговых свойств трактора. Влияние рельефа на
тяговые показатели трактора
Сопротивление сельскохозяйственных машин
Понятие об удельном сопротивлении сельскохозяйственным машин и
1
сентябрь
3
1
2
сентябрь
1
2
3
сентябрь
1
2
2
машинно-тракторных агрегатов. Факторы, влияющие на удельное
сопротивление сельскохозяйственных машин.
Механический состав почвы.
Пахотный слой. Понятие о липкости, связности, почвенной корки,
плужной подошве. Физическая спелость почвы
Лабораторныеработы
Не предусмотрено
-
-
4-5
сентябрь
2
2
6
сентябрь
2
1
2
2
Способы движения агрегатов
Организация разметочных работ и разбивка поля на загоны.
Элементы движения агрегата. Рабочий и холостой ход.
Виды поворотов, их радиус и длина
Лабораторныеработы
7
сентябрь
1
3
Не предусмотрено
Практические работы
Не предусмотрено
-
-
-
3
Практические занятия
Практическая работа №1 Разработка системы обработки почв для
заданных условий
Тема 1.2.
Комплектование
машинно-тракторных
агрегатов, способы их
движения
Тема 1.3. Обработка
почвы
Содержание
1 Общая характеристика машинно-тракторных агрегатов (МТА)
Классификация машинно-тракторных агрегатов.
Требования к машинно-тракторным агрегатам.
Комплектование машинно-тракторных агрегатов. Выбор тракторов и
сельскохозяйственных машин
Содержание
1 Понятие о системе обработки почвы
Виды обработки почвы с оборотом пласта.
Безотвальная система обработки почвы.
Энергосберегающая технология обработки почвы
2 Машины, применяемые для основной обработки почвы
Назначение и устройство плуга. Устройство рабочих органов плуга.
Подготовка плуга к работе.
Назначение и устройство культиватора-плоскореза.
Комбинированные почвообрабатывающие агрегаты
8
сентябрь
1
9
сентябрь
1
Предпосевная обработка почвы
Поверхностная обработка почвы: культивация, лущение,
боронование, шлейфование, прикатывание и другие приемы.
Практические занятия
Не предусмотрены
3
10
сентябрь
1
-
сентябрь
-
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
2
2
2
2
2
21-22
сентябрь
2
23-24
сентябрь
2
Лабораторные работы
1
2
3
4
5
6
ЛПЗ №1«Машины и орудия для основной обработки почвы»
ЛПЗ №2 Машина и орудия для поверхностной обработки почвы
ЛПЗ №3. Катки 3ККШ - 6, ККН - 2,8, КБН - 3, ЖВГ - 1,4
ЛПЗ №4 Культиватор для сплошной обработки почвы КПС - 4
ЛПЗ №5 Культиватор для междурядной обработки почвы УСМК - 5,4 и
прореживатели УСМП - 5,4, ПСА - 2,7
ЛПЗ №6 Культиватор - растениепитатель широкозахватный КРШ - 8,1Г - 01
7 ЛПЗ №7 Фреза садовая ФА - 0,76
Тема 1.4. Внесение
удобрений
Содержание
1 Общие сведения об удобрениях
Классификация удобрений, сроки и способы их внесений.
Значение минеральных и органических удобрений в системе
мероприятий по
сохранению и повышению плодородия почв сельскохозяйственных
угодий, устранению техногенного загрязнения объектов окружающей
среды.
Практические занятия
ПР №2 Изучение образцов минеральных удобрений
ПР №3 Расчет доз минеральных удобрений на запланированный
урожай
Тема 1.5. Посевные и
посадочные машины.
Организация посева
Контрольная работа по темам 1.1.-1.4
Содержание
1 Машины для посева зерновых
Общее устройство зерновой сеялки. Рабочие органы сеялок, назначение
и устройство. Туковысевающий аппарат
2 Сеялки для пропашных культур
Устройство и принцип работы. Основные регулировки
25
1
2
26-27
28-29
сентябрь
сентябрь
4
2
2
3
30
сентябрь
31
сентябрь
1
7
1
32
сентябрь
1
3
4
5
6
Подготовка сеялок к работе
Расстановка сошников на заданную ширину междурядий и глубину
заделки семян.
Установка сеялок на норму и равномерность высева. Маркеры.
Устройство и расчет вылета
Агрегаты почвообрабатывающие посевные
Устройство почвообрабатывающего посевного агрегата. Выполнение
регулировок узлов и агрегатов со сменными рабочими органами для
выполнения совмещенных операций обработки почвы и посева.
Проверка регулируемых параметров для подготовки к практическому
применению.
Устройство почвообрабатывающего посевного комплекса
Картофелесажалки и рассадопосадочные машины
Устройство и принцип работы картофелепосадочных машин. Глубина
посадки клубней. Основные регулировки. Контроль качества посадки.
Устройство и принцип работы рассадопосадочных машин.
Практические занятия
ПР № 4 Технология посева зерновых изернобобовых культур
ПР № 5 Технология проведения основных операций при возделывании
33
сентябрь
1
2
34
сентябрь
1
2
35
36
сентябрь
сентябрь
1
1
2
2
37-38
сентябрь
2
39-41
сентябрь
3
42-43
44-46
сентябрь
сентябрь
картофеля
с
Лабораторные работы
ЛПЗ №8 Комплектование и подготовка агрегатов для посева зерновыхкультур
ЛПЗ № 9 Комплектование и подготовка агрегата для посадки картофеля
Тема 1.6. Уход за
культурами.
Севообороты и их
значение
Содержание
Система послепосевной обработки почвы
Технология ухода за культурами сплошного сева.
Технология ухода за пропашными культурами.
2 Машины для послепосевной обработки почвы
Назначение и устройство катков, зубовых борон.
Назначение и устройство культиваторов для междурядной обработки
почвы
Практические занятия
1 ПР № 6 Изучение устройства культиваторов для междурядной
обработки почвы.
1
2
3
2
47
октябрь
1
48
октябрь
1
49-50
октябрь
2
2
2
Лабораторные работы
1
Тема 1.7. Химическая
защита растений,
машины для химической
защиты
Тема 1.8. Организация
выполнения
механизированных работ
ЛПЗ № 10 Комплектование агрегатов для междурядной обработки
почвы
Содержание
1 Химическая защита растений от болезней и вредителей
Вредители и болезни сельскохозяйственных культур и методы борьбы
с ними. Сроки и способы их применения.
Техника безопасности при работе с ядохимикатами
Устройство протравителей, опыливателей
Назначение, устройство и работа опыливателей, протравителей.
Техническое обслуживание машин для химической защиты растений
2 Устройство протравителей, опыливателей
Назначение, устройство и работа опыливателей, протравителей.
Техническое обслуживание машин для химической защиты растений
октябрь
2
53
октябрь
октябрь
1
2
54
октябрь
1
3
51-52
Содержание
1 Организация выполнения механизированных работ
Организационно-технологические
карты
для
выполнения
сельскохозяйственных работ на основе операционной технологии.
Значение соблюдения технологической дисциплины при возделывании
сельскохозяйственных культур
Правила оформления первичной документации при эксплуатации
тракторов и сельскохозяйственных машин
Практические занятия
1
октябрь
55
1
Содержание
Технология заготовки грубых кормов
Виды грубых кормов .Технологические схемы заготовки кормов.
Показатели качества и контроль
2 Машины для уборки трав на сено
Косилки, назначение и устройство. Устройство режущего аппарата
косилок. Регулировки косилок.
Грабли колесно-пальцевые и поперечные, назначение и устройство
2
-
-
56
2
1
2
1
3
Не предусмотрено
Тема 1.9. Технология и
машины для заготовки
кормов
1
57
октябрь
Тема 1.10. Технология и
машины для уборки
пропашных зерновых
культур
Тема 1.11. Технология и
машины для уборки
зерновых культур
сплошного сева и
зернобобовых культур
Содержание
1 Технология уборки пропашных зерновыхкультур.
Показатели качества работ и их контроль.
Требования безопасности труда
Контрольная работа по темам 1.8-1.10
Содержание
1 Технология уборки зерновых и зернобобовых культур
Способы и технологические схемы уборки. Технологический процесс
прямого и раздельного комбайнирования. Подготовка поля для уборки.
Послеуборочная обработка зерна. Устройство подборщика
Подборщики, назначение, устройство и принцип работы. Установка
подборщика на жатку. Неисправности подборщиков
Практические занятия
2
1
2
2
58
октябрь
59
октябрь
60
октябрь
1
1
1
октябрь
1
1
2
октябрь
2
1
3
Не предусмотрено
Тема 1.12. Уборка
низкорослых,
высокостебельных
полеглых, засоренных и
влажных зерновых
культур
Содержание
1 Особенности уборки низкорослых, высокостебельных полеглых,
засоренных и влажных зерновых.
Особенности уборки крупяных
культур.
Приспособления для уборки зернобобовых культур.
Контроль качества работ.
Тема 1.13. Машины для
послеуборочной
обработки зерна,
технологический процесс
работы
Содержание
1 Зерноочистительные и семяочистительные машины
Устройство зерноочистительных машин. Технологический процесс
работы.
Подготовка к работе.
Устройство семяочистительной машины. Технологический процесс
работы.
Подготовка к работе
61
62
Сушка зерна, машины для сушки зерна.
Общие сведения о сушке зерна. Режим сушки зерна.
Классификация зерносушилок.
Барабанные и шахтные зерносушилки. Технологический процесс
работы.
Подготовка зерносушилок к работе.
Поточные агрегаты и установки для охлаждения зерна.
Техническое обслуживание машин для послеуборочной обработки
зерна.
Содержание
Технологии и машины для уборки картофеля
Способы уборки картофеля. Машины для уборки картофеля.
Устройство, принцип действия. Основные регулировки. Контроль
качества работы.
Машины для послеуборочной обработки картофеля
2
Тема 1.14. Технологии и
машины для уборки
корнеклубнеплодов
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
(по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка
к их защите.
Самостоятельной работы
СРС№1Составить схемы способов движения почвообрабатывающих машин. Рассчитать
удельное сопротивление при обработке почвы различными сельскохозяйственными машинами.
СРС №2Рассчитать норму внесения минеральных удобрений. Составить схему севооборотов с
учетом их классификаций.
СРС №3Составить на выбор технологическую карту на:
- возделывание и уборку грубых и сочных кормов;
- на возделывание и уборку подсолнечника и рапса на зерно;
- на возделывание и уборку яровых и озимых зерновых культур.
СРС №4Составить комплекс машин для обработки почвы, подверженной ветровой эрозией.
СРС №5Написать рефераты на выбор обучающихся по темам:
- Региональные приемы обработки почвы
-Система машин для возделывания и уборки сахарной свеклы .
СРС №6Составить таблицу на выбор:
63
64
октябрь
1
2
октябрь
1
1
2
32
4
4
4
4
8
2
- возможных неисправностей их признаков, причин и методов устранения молотильного
аппарата;
- возможных неисправностей очистки зерноуборочного комбайна, их признаков, причин и
методов устранения;
- составить таблицу возможных неисправностей транспортирующих устройств
зерноуборочного комбайна, их признаков, причин и методов устранения.
СРС№7 Составить таблицу возможных неисправностей соломонабивателя, половонабивателя и
копнителя зерноуборочного комбайна, их признаков, причин и методов устранения .
4
2
2
Раздел 2. Эксплуатация
и техническое
обслуживание
сельскохозяйственных
машин и оборудования
МДК.01.02.
Эксплуатация и
техническое
обслуживание
сельскохозяйственных
машин и оборудования
279
194
Содержание
1 Введение
Тема 2.1. Общие
сведения об устройстве
тракторов
Тема 2.2. Конструкция
двигателей
тракторов,
автомобилей
и
Использование энергонасыщенных самоходных сельскохозяйственных
машин в современных условиях
2 Общие сведения об устройстве тракторов
Классификация и общее устройство тракторов.
Мощностные и тяговые показатели трактора. Предельная нагрузка
прицепных приспособлений
3 Общее устройство двигателей, их работа и показатели работы
Классификация и общее устройство двигателей тракторов.
Мощность двигателей. Рабочий цикл. Параметры работы двигателя
Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятия: Не предусмотрены
1-2
октябрь
7
2
3-4
октябрь
2
2
5-7
октябрь
3
2
октябрь
2
2
2
-
Содержание
1 Принцип работы и общее устройство двигателя внутреннего
сгорания. Рабочий цикл двигателя. Двухтактные и
четырёхтактные двигатели.
8-9
2
комбайнов
Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятия: Не предусмотрены
Содержание
1 Устройство кривошипно-шатунного и газораспределительного
механизма двигателя
Цилиндры и блок-картер. Поршневая группа. Кривошипная группа.
Уравновешивающий механизм.
Газораспределительный, клапанный и декомпрессионный механизмы,
их назначение, устройство и принцип действия. Проверка и регулировка
механизма газораспределения.
Неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного
механизма
2 Устройство приборов системы смазкидвигателя
Масла для смазывания двигателей.
Устройство приборов смазочной системы. Принцип подачи масла к
деталям и узлам двигателя. Регулирование параметров давления
смазочной системы.
Тема 2.3. Устройство
Вентиляция картера двигателя.
узлов и техническое
Охрана окружающей среды от загрязнения смазочными материалами
обслуживание тракторов
Неисправности системы смазки. Техническое обслуживание системы
смазки
3 Система питания двигателя
Назначение, устройство и принцип действия. Схема подачи топлива в
цилиндры двигателя.
Предпусковая подача топлива в цилиндры неработающего двигателя.
Очистка топлива. Очистка воздуха. Топливный насос высокого
давления.
Регулирование частоты вращения коленчатого вала.
Опережение впрыска топлива. Контроль впрыска топлива.
Топливо для двигателей.
Нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах.
Техническое обслуживание приборов системы питания
Система
пуска двигателя
4
Назначение и устройство пускового двигателя.
Редуктор пускового двигателя.
Неисправности и техническое обслуживание пусковых двигателей
5 Аккумуляторная батарея и генератор
-
-
10-11
октябрь
23
2
3
18-19
октябрь
2
3
26-27
октябрь
2
3
34-35
октябрь
2
3
42-43
октябрь
2
3
6
7
8
9
1
0
1
1
Источники получения и потребления электроэнергии тракторов.
Контрольно-измерительные приборы.
Назначение, устройство и работа магнето
Установка зажигания на пусковом двигателей
Неисправности
и
техническое
обслуживание
приборов
электрооборудования
Сцепление и коробка перемены передач, уход
Механизм управления сцеплением.
Коробки передач. Назначение, устройство и принцип работы.
Смазочные материалы. Уход за коробкой передач.
Ведущие мосты тракторов
Назначение, устройство и принцип работы.
Масла, применяемые для смазывания ведущих мостов.
Неисправности ведущих мостов. Техническое обслуживание ведущих
мостов
Ходовая часть тракторов
Колесные и гусеничные движители. Назначение, устройство и принцип
работы. Масла и смазки, применяемые для смазывания ходовой части
тракторов.
Неисправности ходовой части.
Техническое обслуживание ходовой части трактора
Рулевое управление тракторов и самоходных машин
Рулевое управление, назначение, устройство и принцип работы.
Неисправности рулевого управления. Техническое обслуживание
рулевого управления
Тормозные системы тракторов и самоходных машин.
Тормозные системы колесных тракторов.
Назначение, устройство и принцип работы.
Неисправности тормозных систем. Проверка и регулировка механизмов
управления поворотом и тормозов. Техническое
обслуживание
тормозных систем тракторов.
Гидравлические навесные системы
Назначение, устройство и принцип действия гидравлических навесных
систем тракторов.
Механические и гидравлические догружатели ведущих колес.
Правила навешивания сельскохозяйственных машин и орудий.
Рабочие жидкости, применяемые в гидравлической системе.
Техническое обслуживание
50-51
октябрь
2
3
58-59
октябрь
2
3
66-67
октябрь
2
3
74-75
октябрь
2
3
82-83
октябрь
2
3
90-91
октябрь
2
3
Лабораторные работы: Не предусмотрены
Практические занятия
ПР № 1 Изучение кривошипно-шатунного механизма двигателей
1
Изучение газораспределительного механизма двигателей
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема 2.4. Конструктивные
и эксплуатационные
особенности тракторов,
перспективных и наиболее
распространенных в
регионе
Изучение системы смазки. Изучение системы охлаждения
Система питания тракторных дизельных двигателей
Пусковой двигатели и редуктор
Аккумуляторная батарея и генератор
Сцепление и коробки переменных передач тракторов
Ведущие мосты тракторов
Ходовая часть тракторов
Рулевое управление тракторов
Тормозные системы тракторов
Гидравлическая навесная система тракторов
Магнето и электростартеры
Проведение операции ЕТО и ТО№1 за тракторами
Проведение операции по ТО №2 за тракторами
Проведение операций по ТО№3 за тракторами
Магнето и электростартеры
12
Проведение операции ЕТО и ТО№1 за тракторами
13
Проведение операции по ТО №2 за тракторами
14
Проведение операций по ТО№3 за тракторами
15
Содержание
1 Особенности гусеничных тракторов
Устройство трансмиссии, ходовой части, кабины управления.
Устройство тормозной системы.
Устройство рабочего и вспомогательного оборудования.
2 Особенности колесных тракторов
Устройство трансмиссии, ходовой части, кабины управления.
Устройство тормозной системы.
Устройство рабочего и вспомогательного оборудования.
12-17
20-25
28-33
36-41
44-49
52-57
60-65
68-73
76-81
84-89
92-97
99-104
106-111
113-118
120-125
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
98
105
112
119
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
1
1
1
1
126
ноябрь
1
2
127
ноябрь
1
2
Особенности их эксплуатации и технического обслуживания
Лабораторныеработы не предусмотрены
Практические занятия
1 Ознакомление с особенностями рабочего места оператора трактора,
элементами управления, системами трактора, щитком приборов
к работе. Ознакомление с особенностями
2 Подготовка трактора
регулировок и настроек
3 Подготовка трактора к работе. Ознакомление с особенностями
регулировок и настроек
128
ноябрь
129-130
ноябрь
2
131-132
ноябрь
2
Содержание
Тема 2.5.Тракторные
прицепы, поезда. Рабочее
и вспомогательное
обоудование
Тракторные прицепы и поезда. Рабочее и вспомогательное
оборудование.
Правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки грузов на тракторных
прицепах.и перевозка габаритных грузов.
Вал отбора мощности. Сцепные устройства.
Перевозка грузов. Техника безопасности
ноябрь
ноябрь
1
135-136
Лабораторныеработы не предусмотрены
-
Практические занятия: Не предусмотрены
-
ноябрь
2
2
2
-
Содержание
Тема 2.6. Эксплуатация
и техническое
обслуживание
оборудования
животноводческих ферм
и комплексов
1 Устройство, эксплуатация и техническое обслуживание системы
водоснабжения животноводческих ферм и комплексов
Насосы. Назначение и устройство.
Водоподъемники и водонапорные сооружения. Назначение и
устройство. Оборудование для поения животных. Назначение и
устройство.
Техническое обслуживание системы водоснабжения животноводческого
помещения
161-162
ноябрь
2
2
2 Устройство, эксплуатация, техническое обслуживание системы
удаления и утилизация навоза
Мобильные и стационарные средства. Гидравлические системы
удаления навоза.
Машины для погрузки и транспортирования навоза.
Техническое обслуживание оборудования для удаления и утилизации
навоза
171-174
ноябрь
4
2
3 Устройство, эксплуатация и техническое обслуживание доильной
установки
Общее устройство и принцип действия доильной установки.
Устройство и работа вакуумной системы доильной установки.
Моечное оборудование.
Оборудование для очистки молока. Оборудование для охлаждения
молока.
Техническое обслуживание доильных установок
Контрольная работа2,4;2,5;2,6.
Практические занятия
16 Погрузка, размещение, крепление перевозимого груза
17 Перевозка грузов в тракторных прицепах
18 Заполнение ведомости дефектов
19 Устройство и обслуживание машин для водоснабжения
20 Устройство и обслуживание машин для навозаудаления
21 Устройство, эксплуатация и техническое обслуживание доильной
установки
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по
вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Самостоятельной работы
СРС №1Составить техническую характеристику колесного трактора (марка по заданию преподавателя)
СРС №2Составить техническую характеристику гусеничного трактора (марка по заданию преподавателя)
СРС №3 Схематично изобразить расположение органов управления колесного и гусеничного тракторов
(марка по заданию преподавателя);
СРС №4Составить таблицу возможных неисправностей кривошипно-шатунного и
газораспределительного механизмов, их признаки, причины и способы устранения.
СРС №5Составить таблицу возможных неисправностей систем охлаждения и смазки, их признаки,
причины и способы устранения.
СРС №6Выполнить реферат на тему: работа двигателя двигатель внутреннего сгорания
Д-240. МТЗ80-82.
СРС №7Создать сообщение о ремонте ходовой части трактора ДТ-75.
СРС №8Написать таблицу работы Двигателя внутреннего сгорания АМ-041,о положительной
динамики раборыгазораспредилительного механизма.
183-184
133-134
137-144
145-152
153-160
163-170
175-182
185-192
193-194
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
2
2
8
8
8
8
8
8
декабрь
97
8
8
8
6
6
12
4
7
2
СРС №9Составить таблицу возможных неисправностей рулевого механизма, тормозной системы
колесных тракторов их признаки, причины и способы устранения.
СРС № 10Составить таблицу возможных неисправностей механизма управления гусеничного трактора,
их признаки, причины и способы устранения.
СРС №11Составить схему технологического процесса по удалению и утилизации навоза на
животноводческих фермах и комплексах.
СРС №12Составить графическую схему технологического процесса работы доильной установки.
Составить графическую схему технологического процесса
работы системы водоснабжения
животноводческой фермы
6
6
7
7
Учебная практика
Виды работ
108
1.Вождение колесных тракторов до 77,2квт
2. Вождение гусеничных тракторов
3. Вождение колесных тракторов свыше 77,2 квт
4.Вождение самоходных сельскохозяйственных машин.
5.Комплектование МТА
6.Подготовка агрегатов комбайна к работе
7.Выполнение технического обслуживания с/х машин и оборудования
18
18
18
18
12
12
12
Производственная практика
Виды работ
1. Ознакомление с производством.
2. Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для основной обработки почвы;
3. Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах предпосевной обработки почвы
4. Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для посева зерновых культур
5. Выполнение работ на МТА для заготовки кормов
6. Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах
для уборки
зерновых,
зернобобовых культур;
7. Выполнение работ по обслуживанию оборудования животноводческих ферм и комплексов.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
360
4.1. Материально-техническое обеспечение
учебные кабинеты:
управления транспортным средством и безопасности движения;
лаборатории:
тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин;
оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм;
автомобилей;
технологии производства продукции растениеводства;
технологии производства продукции животноводства
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «»:
- посадочные места по количеству обучающихся – 25
- рабочее место преподавателя (компьютеризованное) -1
классная доска;
наглядные пособия (комплект плакатов;
комплект технологических карт
Мастерские:
Слесарная
Пункт технического обслуживания
Мебель и инвентарь:
- классная доска; рабочий стол преподавателя; стулья; аптечка; компьютер с мультимедийным проектором; учебнонаглядные пособия инструкционные карты; технологическая документация, учебная и справочная литература; шкаф для
материала и инструмента, шкаф для хранения одежды; ящик для обтирочного материала; стеллаж для деталей; стеллаж
для сборочных единиц и агрегатов; щетка-сметка; щетка волосяная для мойки деталей; кисти волосяные для мойки
деталей;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиопроектор
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику,
концентрированно
4.2. Информационное обеспечение обучения
проводимую
Нормативная документация:
1. Инструкция - Техника безопасности при работе на сельскохозяйственных машинах и оборудовании .
Техника безопасности при ремонте сельскохозяйственных машин, агрегатов, тракторов, самоходных машин
и оборудования
Основные источники:
1. Курчаткин, В.В. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельскомхозяйстве [Текст]: учебник для НПО / В.В.
Курчаткин, И.Г, Голубев, А.Н. Батищев, В.М. Тараторкин, К.А. Ачкасов. - М.: Академия, 2019. -464 с.
2. Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины :учеб. Пособие для нач. проф. образования / А.Н.Устинов.—12-е
изд.,стер.-- М Издательский центр «Академия»,2018.—264 с.
3. Набоких В.А.Электрооборудование автомобилей и тракторов : учебник для студ. Учреждений сред. проф.
образования/ В.А. Набоких.—4-е изд., стер.--М Издательский центр «Академия»,2018.—400 с.
4.Тататоркин В.М.Система технического обслуживание и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов:
учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / В.М. Тататоркин, И.Г. Голубев. –М. : Издательский центр
«Академия»,2018.—384 с.
5.Родичев В.А. Тракторы:учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/ В.А. Родичев.—12-е изд., стер.- М.:
Издательский центр «Академия»,2018.—288с.
Дополнительные источники:
1. Родичев.В.А. Тракторы: учебник /В. А. Родичев – М.: Академия , 2018г,. – 288 с.
Электронные ресурсы:
а) локального доступа
1. Электронный комплекс «Механизация животноводства» (Изготовитель Корпорация «Диполь»),
2. Интерактивное электронное пособие «Сельскохозяйственная техника» (Изготовитель Корпорация «Форвард»
б) удаленного доступа
http://window.edu.ru/resource/509/64509/files/0170.pdf
http://window.edu.ru/resource/748/78748/files/mami_auto46.pdf
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика проводится в слесарной мастерской, пункте технического обслуживаниярассредоточено, в рамках
профессионального модуля. Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности
которых соответствует профилю подготовки обучающихся и реализовывается концентрированно.
Перечень основных социальных партнеров предоставляющих
места для прохождения производственной
практики:СПК «Нива», ООО «Жемчуг», ИП «Тюменцев В.Л.», КХ «Л.П.Янданов»
Аттестация по итогам производственной практики проводиться с учетом результатов, подтвержденных
документами соответствующих организаций.
Консультации по профессиональному модулю проводятся во внеурочное время, индивидуально с каждым
учащимся.
Обязательным условием изучения профессионального модуля является освоение учебных дисциплин: «Основы
материаловедения и технология общеслесарных работ», « Основы электротехники», «Безопасность жизнедеятельности»,
«Основы технического черчения», «Техническая механика с основами технических измерений».
Обучение носит практико-ориентированный характер: решение задач, решение ситуационных задач. В целях реализации
практико-ориентированного обучения на основе модульно-компетентностного подхода при обучении профессии
Тракторист – машинист с/х производства в образовательном процессе используется электронный комплекс
«Механизация животноводства» (Изготовитель Корпорация «Диполь») и интерактивное электронное пособие
«Сельскохозяйственная техника» (Изготовитель Корпорация «Форвард»для работы в компьютерном классе с
мультимедийным проектором и (или) интерактивной доской. Это готовые электронные комплексы, приобретенные
техникумом для обучения профессииТракторист – машинист с\х производства. Комплексы разработаны корпорацией
«Диполь», «Форвард» деятельность которых направлена на развитие и активное внедрение в образовательную
деятельность современных информационных и коммуникационных технологий.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Педагогические кадры и мастера, обеспечивающие обучение по междисциплинарному курсу и осуществляющие
руководство учебной практикой:
Ф.И.О. преподавателя
(мастера)
Образование
Томилов И.М.
преподаватель
профессионального
цикла.
Черкашин И.В.
Высшее
Квалификация
преподавателя
-
Рабочий разряд (для Дата
и
место
преподавателей ППКРС) прохождения
стажировки
V
СТО ИП Тюменцева В.Л.
2021 – 36 ч.
-Среднее специальное
4
СПК «Нива», 2015г. – 72
часа
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
5.1. Контроль и оценка результатов освоения ПМ 01.
Таблица 5.1.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Результаты обучения
ПК и ОК
МДК. 01.01
ПК 1.1. Управлять
тракторами и
самоходными
сельскохозяйственн
ыми машинами всех
видов в
организациях
сельского
хозяйства.
ПК..
ОК1. Понимать
сущность и
социальную
значимость будущей
усвоенные знания
устройство,
принцип действия и
технические
характеристики
основных
марок
тракторов
и
сельскохозяйственн
ых машин;
мощность
обслуживаемого
двигателя
и
предельную
нагрузку прицепных
приспособлений;
-правила
погрузки,
укладки, строповки и
разгрузки различных
освоенные умения
- комплектовать
машиннотракторные
агрегаты
для
проведения
агротехнических
работ в сельском
хозяйстве;
;
- выполнять
технологические
операции
по
регулировке машин
и механизмов;
- перевозить грузы
на
тракторных
прицепах,
контролировать
Практический опыт
1. Текущий контроль:
управления
тракторами
и
самоходными
сельскохозяйственн
ыми машинами;
1.1.Входной контроль. Оценка
выполнения тестовых заданий.
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных практических
работ
ЛПЗ №1«Машины и орудия для основной обработки
почвы»
ЛПЗ №2 Машина и орудия для поверхностной
обработки почвы
1.3. Рубежный контроль:
Контрольная работа по теме 1.1-1.4
Промежуточная аттестация (Выходной
контроль )
Дифференцированный зачет Оценка
выполнения тестовых
практикоориентированных заданий по
темеЭксплуатация и техническое
профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность, исходя
из цели и способов её
достижения,
определённых
руководителем.
ОК 3. Анализировать
рабочую ситуацию,
осуществлять
текущий и итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности, нести
ответственность за
результаты своей
работы.
ПК 1.2Выполнять
работы по
возделыванию и
уборке
сельскохозяйственны
х культур в
растениеводстве
ОК1. Понимать
сущность и
грузов в тракторном
прицепе;
содержание и
правила
оформления
первичной
документации
погрузку,
размещение
и
закрепление на них
перевозимого груза;
-
обслуживание сельскохозяйственных
машин и оборудования
;
-правила
техники
безопасности
при
выполнении работ
-правила
комплектования
машинно-тракторных
агрегатов
в
растениеводстве
- правила работы с
прицепными
приспособлениями и
устройствами;
- методы и приемы
выполнения
выполнять
агротехнические
и
агрохимические
работы
машиннотракторными
агрегатами на базе
тракторов основных
марок, зерновыми и
специальными
комбайнами;
-выполнять
- выполнение
механизированных
работ в сельском
хозяйстве
-возделывания
сельскохозяйственны
х культур по
энергосберегающим
технологиям (нулевая
технология,
технология «НОУ-
. Текущий контроль:
1.1.Входной контроль. Оценка
выполнения тестовых заданий.
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных практических
работ
ЛПЗ №3. Катки 3ККШ - 6, ККН - 2,8, КБН - 3, ЖВГ 1,4
ЛПЗ №4 Культиватор для сплошной обработки почвы
КПС – 4
ЛПЗ №5 Культиватор для междурядной обработки
почвы УСМК - 5,4 и прореживатели УСМП - 5,4,
социальную
значимость будущей
профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность, исходя
из цели и способов её
достижения,
определённых
руководителем.
ОК 3. Анализировать
рабочую ситуацию,
осуществлять
текущий и итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности, нести
ответственность за
результаты своей
работы.
ОК 4.Осуществлять
поиск информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач.
ОК 5.Использовать
информационнокоммуникационные
агротехнических
и
агрохимических
работ;
- пути и средства
повышения
плодородия почв;
- правила техники
безопасности при
выполнении работ.
- агротехнические
требования к
выполнению
операций;
- устройство и
эксплуатацию машин
для
энергосберегающих
технологий
(посевной комплекс
«Кузбасс», КСКП
АПК-7,2);
-
.
технологические
операции
по
регулировке машин и
механизмов;
- перевозить грузы на
тракторных
прицепах,
контролировать
погрузку,
размещение
и
закрепление на них
перевозимого груза;
- .
ТИЛ»).
ПСА - 2,7
ЛПЗ №6 Культиватор - растениепитатель
широкозахватный КРШ - 8,1Г – 01
ЛПЗ №7 Фреза садовая ФА - 0,76
Текущий контроль:
1.1.Входной контроль. Оценка
выполнения тестовых заданий.
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных практических
работ
ПР №1 Изучение кривошипно-шатунного
механизма двигателей
Изучение газораспределительного механизма
двигателей
ПР№2 Изучение системы смазки. Изучение
системы охлаждения
ПР№3 Система питания тракторных дизельных
двигателей
ПР№4 Пусковой двигатели и редуктор
ПР№5 Аккумуляторная батарея и генератор
ПР№6 Сцепление и коробки переменных
передач тракторов
ПР№7 Ведущие мосты тракторов
ПР№8 Ходовая часть тракторов
ПР№9 Рулевое управление тракторов
ПР№10 Тормозные системы тракторов
ПР№11 Гидравлическая навесная система
тракторов
ПР№12 Магнето и электростартеры
ПР№13 Проведение операции ЕТО и ТО№1 за
тракторами
ПР№14 Проведение операции по ТО №2 за
тракторами
ПР№15Проведение операции по ТО №3 за
тракторами
ПР№16 Ознакомление с особенностями
рабочего места оператора трактора, элементами
технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 8.Исполнять
воинскую
обязанность, в том
числе с применением
полученных
профессиональных
знаний (для
юношей).
управления, системами трактора, щитком
приборов
ПР№17 Подготовка трактора к работе.
Ознакомление с особенностями регулировок и
настроек
ПР№18
Подготовка трактора к работе. Ознакомление с
особенностями регулировок и настроек
ПР№19 Погрузка, размещение, крепление
перевозимого груза
ПР№20 Перевозка грузов в тракторных
прицепах
ПР№21 Заполнение ведомости дефектов
ПР№22 Устройство и обслуживание машин для
водоснабжения
ПР№23 Устройство и обслуживание машин для
навозаудаления
ПР№24 Устройство, эксплуатация и техническое
обслуживание доильной установки
1.2.2. Оценка выполненных
самостоятельных работ:
1.Составить техническую характеристику
колесного трактора (марка по заданию
преподавателя)
2.Составить техническую характеристику
гусеничного трактора (марка по заданию
преподавателя)
3.Схематично изобразить расположение органов
управления колесного и гусеничного тракторов
(марка по заданию преподавателя);
4.Составить таблицу возможных неисправностей
кривошипно-шатунного и
газораспределительного механизмов, их
признаки, причины и способы устранения.
5Составить таблицу возможных неисправностей
систем охлаждения и смазки, их признаки,
причины и способы устранения.
6.Выполнить реферат на тему: работа
двигателя двигатель внутреннего сгорания
Д-240. МТЗ80-82.
7.Создать сообщение о ремонте ходовой части
трактора ДТ-75.
8.Написать таблицу работы Двигателя
внутреннего сгорания АМ-041,о положительной
динамики раборыгазораспредилительного
механизма.
9.Составить таблицу возможных неисправностей
рулевого механизма, тормозной системы
колесных тракторов их признаки, причины и
способы устранения.
10.Составить таблицу возможных
неисправностей механизма управления
гусеничного трактора, их признаки, причины и
способы устранения.
11.Составить схему технологического процесса
по удалению и утилизации навоза на
животноводческих фермах и комплексах.
12.Составить графическую схему
технологического процесса работы доильной
установки.
Составить графическую схему технологического
процесса работы системы водоснабжения
животноводческой фермы1.3. Рубежный
контроль:
Контрольная работа по теме 2.4-2.61.4.
1.3. Рубежный контроль:
Контрольная работа по теме 1.5-1.8
Промежуточная аттестация (Выходной
контроль )
Дифференцированный зачет Оценка
выполнения тестовых
практикоориентированных заданий по
темеЭксплуатация и техническое
обслуживание сельскохозяйственных
машин и оборудования
ПК 1.3. Выполнять
работы по
обслуживанию
технологического
оборудования
животноводческих
комплексов и
механизированных
ферм.
ОК1. Понимать
сущность и
социальную
значимость будущей
профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность, исходя
из цели и способов её
достижения,
определённых
руководителем.
ОК 3. Анализировать
рабочую ситуацию,
осуществлять
правила
комплектования
машинно-тракторных
агрегатов
в
животноводстве;
- правила работы с
прицепными
приспособлениями и
устройствами;
- правила погрузки,
укладки, строповки и
разгрузки различных
грузов в тракторном
прицепе;
содержание
и
правила оформления
первичной
документации.
- правила техники
безопасности при
выполнении работ.
-
;
-
.
-
.
-выполнения
механизированных
работ в сельском
хозяйстве;
Текущий контроль:
1.1.Входной контроль. Оценка
выполнения тестовых заданий.
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных практических
работ
ПР №1 Изучение кривошипно-шатунного
механизма двигателей
Изучение газораспределительного механизма
двигателей
ПР№2 Изучение системы смазки. Изучение
системы охлаждения
ПР№3 Система питания тракторных дизельных
двигателей
ПР№4 Пусковой двигатели и редуктор
ПР№5 Аккумуляторная батарея и генератор
ПР№6 Сцепление и коробки переменных
передач тракторов
ПР№7 Ведущие мосты тракторов
ПР№8 Ходовая часть тракторов
ПР№9 Рулевое управление тракторов
ПР№10 Тормозные системы тракторов
ПР№11 Гидравлическая навесная система
тракторов
ПР№12 Магнето и электростартеры
ПР№17 Подготовка трактора к работе.
Ознакомление с особенностями регулировок и
настроек
ПР№18
Подготовка трактора к работе. Ознакомление с
особенностями регулировок и настроек
ПР№19 Погрузка, размещение, крепление
текущий и итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности, нести
ответственность за
результаты своей
работы.
ОК 4.Осуществлять
поиск информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач.
ОК 5.Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 8.Исполнять
воинскую
обязанность, в том
числе с применением
полученных
профессиональных
знаний (для
юношей).
перевозимого груза
ПР№20 Перевозка грузов в тракторных
прицепах
1.2.2. Оценка выполненных
самостоятельных работ:
СРС №1.Составить техническую характеристику
колесного трактора (марка по заданию
преподавателя)
СРС №2.Составить техническую характеристику
гусеничного трактора (марка по заданию
преподавателя)
СРС №3.Схематично изобразить расположение
органов управления колесного и гусеничного
тракторов (марка по заданию преподавателя);
С6.Выполнить реферат на тему: работа
двигателя двигатель внутреннего сгорания
Д-240. МТЗ80-82.
СРС №7.Создать сообщение о ремонте ходовой
части трактора ДТ-75.
СРС №8.Написать таблицу работы Двигателя
внутреннего сгорания АМ-041,оположительной
динамики работы зазора распределительного
механизма.
СРС №11.Составить схему технологического
процесса по удалению и утилизации навоза на
животноводческих фермах и комплексах.
СРС №12.Составить графическую схему
технологического процесса работы доильной
установки.
Составить графическую схему технологического
процесса работы системы водоснабжения
животноводческой фермы1.3. Рубежный
контроль:
Контрольная работа по теме 2.4-2.61.4.
Промежуточная аттестация (Выходной
контроль )
Дифференцированный зачет Оценка
выполнения тестовых
практикоориентированных заданий по
темеЭксплуатация и техническое
обслуживание сельскохозяйственных
машин и оборудования
ПК 1.4. Выполнять
работы по
техническому
обслуживанию
тракторов,
сельскохозяйственн
ых машин и
оборудования в
мастерских и
пунктах
технического
обслуживания
ОК1. Понимать
сущность и
социальную
значимость будущей
профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность, исходя
из цели и способов её
достижения,
определённых
руководителем.
ОК 3. Анализировать
-средства и виды
технического
обслуживания
тракторов,
сельскохозяйственны
х
машин
и
оборудования;
- способы выявления
и
устранения
дефектов в работе
тракторов,
сельскохозяйственны
х
машин
и
оборудования;
содержание
и
правила оформления
первичной
документации.
параметры
диагностируе
мых узлов;
-
предельные
отклонения
параметров;
-
правила
техники
- выполнять работы
средней сложности
по периодическому
техническому
обслуживанию
тракторов
и
агрегатируемых
с
ними
сельскохозяйственны
х
машин
с
применением
современных средств
технического
обслуживания;
- под руководством
специалиста
более
высокой
квалификации
выполнять работы по
подготовке,
установке
на
хранение и снятию с
хранения
сельскохозяйственно
й техники;
оформлять
первичную
-технического
обслуживания
сельскохозяйственны
х
машин
и
оборудования;
-
Текущий контроль:
1.1.Входной контроль. Оценка
выполнения тестовых заданий.
1.2. Оперативный контроль:
1.2.1. Оценка выполненных практических
работ
ПР№13 Проведение операции ЕТО и ТО№1 за
тракторами
ПР№14 Проведение операции по ТО №2 за
тракторами
ПР№15Проведение операции по ТО №3 за
тракторами
ПР№16 Ознакомление с особенностями
рабочего места оператора трактора, элементами
управления, системами трактора, щитком
приборов
ПР№21 Заполнение ведомости дефектов
ПР№22 Устройство и обслуживание машин для
водоснабжения
ПР№23 Устройство и обслуживание машин для
навозаудаления
ПР№24 Устройство, эксплуатация и техническое
обслуживание доильной установки
1.2.2. Оценка выполненных
самостоятельных работ:
СРС №4.Составить таблицу возможных
неисправностей кривошипно-шатунного и
газораспределительного механизмов, их
признаки, причины и способы устранения.
рабочую ситуацию,
осуществлять
текущий и итоговый
контроль, оценку и
коррекцию
собственной
деятельности, нести
ответственность за
результаты своей
работы.
ОК 4.Осуществлять
поиск информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач.
ОК 5.Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 8.Исполнять
воинскую
обязанность, в том
числе с
применением
полученных
профессиональных
знаний (для
юношей).
безопасности
при
выполнении
работ.
документацию.
- проводить
диагностику
колесных и
гусеничных
тракторов;
- проводить
диагностику узлов и
агрегатов тракторов
сельскохозяйственны
х машин и
оборудования
животноводческих
комплексов;
СРС №5Составить таблицу возможных
неисправностей систем охлаждения и смазки, их
признаки, причины и способы устранения
СРС №9.Составить таблицу возможных
неисправностей рулевого механизма, тормозной
системы колесных тракторов их признаки,
причины и способы устранения.
СРС №10.Составить таблицу возможных
неисправностей механизма управления
гусеничного трактора, их признаки, причины и
способы устранения.
- выполнять операции
технологического
процесс по
энергосберегающимт
ехнологиям.
Промежуточная аттестация (Выходной
контроль )
Дифференцированный зачет Оценка
выполнения тестовых
практикоориентированных заданий по
темеЭксплуатация и техническое
обслуживание сельскохозяйственных
машин и оборудования
-
5..2. Контроль и оценка результатов учебной практики.
.3. Рубежный контроль:
Контрольная работа по теме 2.4-2.61.4.
Контроль и оценка учебной практики проходит в форме дифференцированного зачета, который предусматривает
самостоятельную работу повыполнению вождения колесных, гусеничных тракторов и самоходных
сельскохозяйственных машин , подготовке агрегатов комбайна к работе и выполнению технического
обслуживаения с/х машин и оборудования
5.3. Контроль и оценка результатов производственной практики.
Контроль и оценка производственной практики проходит в форме дифференцированного зачета, который
предусматривает защиту результатов ПП: наличие аттестационного листа, характеристики от работодателей, дневника,
договора, отчета по практике.
5.4. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке на экзамене.
1.В результате аттестации по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих
профессиональных и общих компетенций
Таблица 5.4.1. Профессиональные и общие компетенции, сформированность которых можно определить в ходе
выполнения экзаменационного задания
Профессиональные
компетенции
проверке
и
общие Показатели оценки результата
подлежащие
ПК 1.1. Управлять тракторами и
самоходными
сельскохозяйственными
- Вождение колесных тракторов до 77,2квт
- . Вождение гусеничных тракторов
- . Вождение колесных тракторов свыше 77,2 квт
- .Вождение самоходных сельскохозяйственных машин.
Формы и методы контроля и
оценки
Наблюдение и оценка
выполнения экзаменационного
практического задания и
оценка качества выполненного
машинами всех видов в
организациях сельского
хозяйства.
ПК 1.2. Выполнять работы по
возделыванию и уборке
сельскохозяйственных
культур в растениеводстве.
.
ПК 1.3. Выполнять работы по
обслуживанию
технологического
оборудования
животноводческих
комплексов и
механизированных ферм.
ПК 1.4. Выполнять работы по
техническому обслуживанию
тракторов,
сельскохозяйственных машин и
оборудования в мастерских и
пунктах технического
обслуживания.
ОК 02 Организовывать
собственную деятельность, исходя
из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
задания в соответствии с
технологическими
требованиями
- Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для основной Наблюдение и оценка
обработки почвы;
выполнения экзаменационного
- Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах практического задания и
предпосевной обработки почвы
оценка качества выполненного
- Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для посева задания в соответствии с
зерновых культур
технологическими
- Выполнение работ на МТА для заготовки кормов
требованиями
- Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для уборки
зерновых, зернобобовых культур;
- Выполнение работ по обслуживанию оборудования
животноводческих ферм и комплексов.
Наблюдение и оценка
выполнения экзаменационного
практического задания и
оценка качества выполненного
задания в соответствии с
технологическими
требованиями
- Подготовка агрегатов комбайна к работе
- .Выполнение технического обслуживания с/х машин и
оборудования
Наблюдение и оценка
выполнения экзаменационного
практического задания и
оценка качества выполненного
задания в соответствии с
технологическими
требованиями
Подготовка рабочего места, соблюдение последовательности Оценка
подготовленного
технологического процесса в соответствии с экзаменационным рабочего места
заданием
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести
ответственность за результаты
своей работы
ОК 04 Осуществлять поиск
информации, необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач.
Принятие
правильных
решений
при возникновении
нестандартных производственных ситуаций, приводящих к браку,
предупреждение и устранение причины брака в соответствии с
технологическими требованиями при выполнении практического
экзаменационного задания
Наблюдение
и
оценка
выполнения
практического
экзаменационного задания
Эффективное использование стандартов ГОСТ и технологических
карт и других информационных источников, разрешенных
использовать в ходе выполнения задания
Наблюдение
и
оценка
выполнения
практического
экзаменационного задания
Таблица 5.4.2. Профессиональные и общие компетенции сформированность которых определяется по
материалам портфолио.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК 01 Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Участии в проф.конкурсах, научно-практических Оценка материалов портфолио
конференциях, творческих проектах, выполнение свидетельствующих о проявлении интереса
к будущей профессии: сертификаты,
практических и самостоятельных работ и т.д.
грамоты и дипломы об участии в
проф.конкурсах, научно-практических
конференциях, творческих проектах,
выполнение практических и самостоятельных
работ
ОК 05 Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Использование средств Интернет и ПК при Оценка материалов портфолио: Диск с
освоении ПМ. Применение прикладных работами обучающегося, выполненных с
компьютерных программ .
использованием ИКТ.
ОК 06 Работать в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
Наличие
материалов
портфолио,
свидетельствующих об эффективном общении
с
обучающимися,
преподавателями
и
мастерами с коллегами и руководством, в ходе
обучения.
Выполнение установленных требований по
исполнению воинской обязанностей..
ОК 08 Исполнять воинскую обязанность, в том
числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)
Оценка
материалов
портфолио:
характеристика классного руководителя,
характеристика
с
производственной
практики.
Оценка
материалов
портфолио,
свидетельствующих
о
выполнении
установленных требований по исполнению
воинской
обязанности:
характеристика
классного
руководителя,
куратора,
СРС(практическая работа)
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности)
Результаты
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и
(освоенные профессиональные компетенции)
оценки
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными
Проверить на наличие топлива, масло в
с/х машинами всех видов в организациях
двигателе затем произвести запуск двигателя
Наблюдение и оценка выполнения
сельского хозяйства соблюдением правил
трактора и самоходной с/х машины,
экзаменационного практического
техники безопасности
- перед вождением, проверить систему
задания
тормозов и работу сигнализации, трогание с
.
места и движение в прямом направлении,
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и
- составление технологической карты
Наблюдение и оценка выполненного
уборке с/х культур в растениеводстве
севооборота и работу машинно-тракторного
задания
агрегата по видам выполняемых работ;
ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию
технологического оборудования
животноводческих комплексов и
механизированных ферм
ПК 1.4. Выполнять работы по техническому
обслуживанию тракторов, с/х машин и
оборудования в мастерских и пунктах
техническогообслуживания.
-Производитьобслуживание при наличие
карты технологического оборудования для
животноводческих комплексов.
Оценка заполненной документации
ы
-При плановом техническом обслуживание
согласно выробатонныхмоточасов
Оценка заполненной документации
ПК.1.5. Выполнять работы по возделыванию
сельскохозяйственных культур по
энергосберегающим технологиям (нулевая
технология, технология «НОУ-ТИЛ»)
- проведение операций с применением
технологического процесса при обработки с/х
культур с применением энергосберегающих
технологий «НОУ-ТИЛ»)
Наблюдение и оценка работ на
учебной и производственной
практике.
ПК1.6. Выполнять работы с применением
технических средств для диагностики
тракторов, сельскохозяйственных машин и
оборудования животноводческих комплексов
- проведение диагностики колесных и
гусеничных тракторов;
- проведение диагностики узлов и агрегатов
тракторов сельскохозяйственных машин и
оборудования животноводческих комплексов
Устный опрос
Письменный контроль
Текущий контроль в форме:
составление отчетов, защиты
практических занятий;
- тестирования;
- защиты лабораторных и
практических работ.
Итоговый контроль:
- выполнение практической работы по
диагностике узлов и механизмов
тракторов и сельскохозяйственных
машин
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать
сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, выявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
- демонстрация интереса к будущей профессии
- выбор и применение методов и способов
решения профессиональных задач в области
организации собственной деятельности;
- организация самостоятельных занятий при
изучении профессионального модуля
Мониторинг
и оценка выполнения работ на учебной и
производственной практике.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
- умение осуществлять контроль качества
выполняемой работы;
Мониторинг и оценка выполнения работ
на учебной и производственной практике.
- эффективный поиск необходимой
информации;
- использование различных источников,
включая электронные;
Подготовка рефератов, докладов,
проектов, письменных экзаменационных
работ
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, клиентами.
- умение работать на современной с/х технике
Мониторинг
- взаимодействие обучающихся с
преподавателями и мастерами в ходе обучения
Наблюдение за ролью обучающихся в
группе
Мониторинг
ОК 7. Организовывать собственную деятельность
с соблюдением требований охраны труда и
экологической безопасности
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с
применением полученных профессиональных
знаний.
- соблюдение правил техники безопасности
Наблюдение за навыками работы на
учебной и производственной практике.
Тестирование по правилам ТБ.
Использование полученных знаний при
исполнении обязанностей военной службы
Своевременная постановка на воинский
учет. Проведение воинских сборов.