РП Материаловедение Тракт. 2г.10 м 22

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

-3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

-4
-8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11

-

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 02 «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства входящей всостав укрупненной группы
профессий 35.00.00Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Выполнять механические испытания образцов материалов;
- Использовать физико–химические методы исследования металлов;
- Пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
- Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
- Наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
- Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
- Основные сведения о металлах и сплавах;
- Основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали,
их классификацию.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Курсовая работа (проект) не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не
предусмотрена
- Подготовка к лабораторной работе с использованием
методических рекомендаций, оформление данных
лабораторной работы, отчета по лабораторной работе,
подготовка к защите.
- Подготовка рефератов по темам.
- Подготовка сообщений по темам.
- Подготовка к практической работе с использованием
методических рекомендаций, оформление практической
работы, отчета по практической работе, подготовка к защите.
- Проработка конспектов занятий.
- Подготовка докладов.
Итоговая аттестация в форме зачета.

48
32
14
5
1
14
3

2
2
1

2
4

2.2. Календарно -тематический план и содержание учебной дисциплиныОсновы материаловедения и
технология общеслесарных работ
Наименование
модулей и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены)

№ заня
тия
(1час)

Календа
рные
сроки
выполне
ния

1
Введение в
программу

2
Значение дисциплины для осуществления профессиональной
деятельности, в соответствии с профессией, специальностью. Цели и
задачи изучения модуля. Требования к освоению модуля.
Организация самостоятельной деятельности студента по освоению
модуля.»

3

4

Входной
контроль.

Тестирование. Проверка базовых знания по УД
Материаловедение

1

Раздел 1.
Основные
свойства,
классификация
,характеристик
и применяемых
впрофессионал
ьной
деятельности
материалов
Тема 1.1.
Чугуны

5
1

Уровень
освоения

Коды
результатов,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы

6
1

Содержание учебного материала
1 Технология общеслесарных работ. Разметка, правка, рубка, гибка
и правка.
Лабораторные работы
1 ПР №1 Алгоритм Выполнение слесарных работ
Практические занятияНе предусмотрены

Объем
часов

2

3-4

1
1
2
2
-

2

ПК.2.5,
ПК.3,5, ОК1,
ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 7

Тема 1.2
Стали

Тема 1.3
Цветные
металлы и
сплавы

Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся
СРС №1 Выполнение реферата: «Чугуны и их применение»,
Содержание учебного материала
1 Классификация сталей и чугунов.Стали - углеродистые,
легированные, специальные. Влияние легирующих элементов на
свойства стали. Основы термической обработки стали. Маркировка
сталей.
Лабораторные работы
1 ЛР №2 Определение механических свойств сталей.
2 ЛР №3 Определение марки стали искровым способом.
Практические занятия
1 ПЗ №1 Выполнение операции термической обработки металлов:
закалка.
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся
СРС №2 Проработать конспект по теме «Стали и их применение»
Содержание учебного материала
1 Алюминий и его сплавы. Медь и его сплавы. Титан и его сплавы.
Магний и его сплавы. Механические, химические свойства.
Классификация, маркировка и назначение. Баббиты и припои.
Сплавы на основе олова, свинца, цинка. Классификация баббитов
по химическому составу. Припои легкоплавкие, среднеплавкие,
высокоплавкие. Антифрикционные сплавы. Антифрикционные
сплавы: баббит, бронза, алюминиевые сплавы, чугун,
металлокерамические материалы. Применение. Металлокерамика.
Пористая металлокерамика: антифрикционные и «потеющие»
материалы, фильтры. Компактная металлокерамика: магнитные,
фрикционные и электротехнические материалы.
Лабораторные работы
1 ЛР № 4 Определение механических и химических свойств цветных
металлов.
Практические занятияНе предусмотрены
Контрольная работаНе предусмотрена

-

5-6

2
2
2
2
3

11-12

4
2
2
2
2

13-14

2
2
2
2

7-8
9-10

ПК.2.5,
ПК.3,5, ОК1,
ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 7
3

15-16

2
2
-

ПК.2.5,
ПК.3,5, ОК1,
ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 7

Тема 1.4
Неметаллы

Раздел 2
Физические и
химические
свойства
горючих и
смазочных

Самостоятельная работа обучающихся
СРС №3 Сообщение на тему «Применение цветных металлов в
автомобилях»
Содержание учебного материала
1 Древесные материалы.
Структура и физико-механические свойства древесины.
Полимеры и пластические материалы Классификация и структура
полимеров.
Электроизоляционные, прокладочные, уплотнительные,
обивочные и клеящие материалы.
Каучуки и резиновые материалы.
Применение резиновых материалов. Натуральные каучуки,
синтетические каучуки. Свойства и классификация резины.
Лакокрасочные материалы.
Классификация лакокрасочных материалов по составу, по
назначению.
Лабораторные работыНе предусмотрены
Практические занятия
1 ПЗ №2 Ремонт пластмассовых деталей автомобиля. Изготовление
уплотнительных прокладок для ремонта автомобиля.
Склеивание образцов разными видами клея. Ремонт
резинотехнических изделий автомобиля.
Подбор лакокрасочных материалов для ремонта кузовных деталей
автомобиля.
Контрольная работа по теме «Основные свойства, классификация,
характеристики применяемых в профессиональной деятельности
материалов».
Самостоятельная работа обучающихся
СРС №4 Поиск информации в Интернет по теме» «Лакокрасочные
материалы для ремонта кузовных деталей»

2
2

17-18

2
2

ПК.2.5,
ПК.3,5, ОК1,
ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 7
3

19-20

2
2

21

1

2
2

материалов

Тема 2.1
Бензины

Тема 2.2
Дизельное
топливо

Тема 2.3
Топливо для
автомобилей с
газобаллонным
и установками

Содержание учебного материала
Физико-химические свойства бензина.Фракционный состав,
давление насыщенных паров, детонационная стойкость, содержание
механических примесей и воды. Органические кислоты, активные
сернистые соединения, смолы. Марки бензинов и их применение
Обозначение бензинов по ГОСТ 2084-77, ГОСТ51105-97, ТУ
38.001165-97.
Лабораторные работы
1 ЛР №5 Определение качества и марки бензина
Практические занятияНе предусмотрены
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся
СРС №5 Сообщение «Физико-химические свойства бензина»
Содержание учебного материала
1 Физико-химические свойства дизельного топлива.
Кинематическая вязкость, температура застывания, фракционный
состав, самовоспламеняемость, цетановое число. Коррозионные
свойства дизельных топлив, кислотность, коксуемость, содержание
золы, температура вспышки. Марки дизельного топлива и их
применение. Маркировка дизельного топлива в соответствии с
техническими условиями.
Лабораторные работы
1 ЛР №6 Определение качества и марки дизельного топлива
Практические занятияНе предусмотрены
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся
СРС № 6 Сообщение «Физико-химические свойства дизельного
топлива»
Содержание учебного материала
1 Сжиженные газы. Требования к сжиженным газам. Сжиженные
газы ПА и ПБА Сжатые газы. Основные требования к сжатым газам
по ГОСТ 27577-87.
Лабораторные работы Не предусмотрена
Практические занятия Не предусмотрена

22

2
1
2

23

24

1
1
2
2
2
1

2

25

26

1
1
2
2
2
1
3
-

ПК.2.5,
ПК.3,5, ОК1,
ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 7

ПК.2.5,
ПК.3,5, ОК1,
ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 7

Тема 2.4
Моторные и
трансмиссионн
ые масла

Тема 2.5
Пластичные
смазки

Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся
СРС №7 Сообщение «Физико-химические свойства топливадля
автомобилей с газобаллонными установками»
Содержание учебного материала
Требование к маслам, физико-химические свойства, изменение
свойств масел в процессе эксплуатации. Виды трений. Вязкость
масла, температура застывания, коррозионное воздействие,
температура вспышки, коксуемость, зональность,
антиокислительная стабильность. Окисление, присадки. Марки
моторных масел и их применение. Подбор масел для двигателей.
Маркировка моторных масел в соответствии с отечественными
стандартами и стандартом SAE. Маркировка трансмиссионных
масел в соответствии с ГОСТ 23652-79. Всесезонные,
универсальные, гипоидные трансмиссионные масла.
Лабораторные работы
1 ЛР № 7 Определение свойств масел в процессе эксплуатации и
операции по продлению качества масла.Определение качества и
марки масел.
Определение воды в масле.
Практические занятияНе предусмотрены
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся
СРС №8 Подготовить сообщение «Физико-химические свойства
автомобильных масел»
Содержание учебного материала
1 Назначение и требования к пластичным смазкам, физикохимические свойства. Марки пластичных смазок и их применение.
Лабораторные работы
1 ЛР №8 Определение марки и качества смазки
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
СРС №9 Сообщение «Физико-химические свойства пластических
смазок»

2
2

27

1
1

ПК.2.5,
ПК.3,5, ОК1,
ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 7
3

28

2
1

2
2

29

30

1
1
1
1
2
2

2

ПК.2.5,
ПК.3,5, ОК1,
ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 7

Тема 2.6
Трансмиссионн
ые жидкости

Содержание учебного материала
1 Жидкости для системы охлаждения. Требования к охлаждающим
жидкостям. Вода. Этиленгликолевые жидкости (антифризы,
тосолы).
Амортизационные жидкости.ребования к амортизационным
жидкостям. Маркировка и состав. Тормозные жидкости.
Требования к тормозным жидкостям. Кастровая гидротормозная
жидкость БСК. Гликолевая тормозная жидкость ГТЖ-22М.
Нефтяная тормозная жидкость ГТН. Жидкости для гидравлических
систем. Электролиты.
Серная кислота. Соляная кислота. Каустическая сода.
Кальцинированная сода
Лабораторные работы
1 ЛР №9 Определение качества жидкости для системы охлаждения
двигателя. Определение качества тормозных жидкостей.
2 ЛР №10 Приготовление электролита. Выполнение мер
безопасности при работе с кислотами
Практические занятияНе предусмотены
Контрольная работа на тему: «Физические и химические свойства
горючих и смазочных материалов»
Самостоятельная работа обучающихся
СРС № 10 Сообщение «Жидкости для системы охлаждения»
Выходной контроль по УД Тестовое задание по теме «Металлы и
сплавы. Неметаллические материалы», Дифференцированный зачет
Всего

31

1
1

ПК.2.5,
ПК.3,5, ОК1,
ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 7
3

32

3
1

33

1

34

1
1

35-36

2
2
2

36

48

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально-техническоеобеспечение
Для реализация программы дисциплины имеется в наличии : учебный кабинета «Теоретические основы сварки и резки металла» и
лаборатория «Материаловедение».
Реализация программы дисциплины обеспечивается: выполнением обучающимися лабораторных работ и практических занятий,
включая как обязательный компонент, практические задания с использованием персональных компьютеров.
Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

3.1.

Оборудование учебного кабинета «Теоретические основы сварки и резки металла»:
- посадочные места по количеству обучающихся - 24;
- рабочее место преподавателя - 1;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»:
• модели кристаллических решеток;
• образцы для темы «Шероховатость поверхностей»;
• стендовые образцы различных материалов: сталей, чугунов, цветных металлов и их сплавов;
• образцы:
металлических изделий с разными видами покрытий от коррозии;
- полупроводниковых материалов;
- полимерных и пластических материалов;
- лакокрасочных и клеящих материалов;
- прокладочных, уплотнительных и изоляционных материалов;
- графитоуглеродных и композиционных материалов;
- пакет дидактических раздаточных материалов «Учебные элементы».
Оборудование лаборатории «Материаловедение»:
- посадочные места по количеству обучающихся - 24;
- рабочее место преподавателя - 1;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»:
• стендовые образцы различных материалов: сталей, чугунов, цветных металлов и их сплавов;
• прибор для определения твердости по Бринеллю, микроскоп, справочные таблицы соответствующей твердости;
• прибор для испытания металлов на растяжение и разрыв;
• образцы:
-металлических изделий с разными видами покрытий от коррозии;
- полупроводниковых материалов;
- полимерных и пластических материалов;
- лакокрасочных и клеящих материалов;
- прокладочных, уплотнительных и изоляционных материалов;
- графитоуглеродных и композиционных материалов;
- пакет дидактических раздаточных материалов «Учебные элементы».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением - мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Адаскин , А.М. Материаловедение (металлообработка). Учебник /Адаскин А.М.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. 288 с.
2. Рогов, В.А. Современные машиностроительные материалы и заготовки; учебник. / Рогов В.А.- М.: Издательский
центр«Академия», 2018. - 336 с.
3. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело, учебник./ Чумаченко Ю.Т. – Ростов н/Д, Феникс, 2018. – 395 с.
Дополнительные источники:

1. Адаскин , А.М. Материаловедение . учебник / Адаскин А.М.- М.: «Академия», 2018. - 240 с.
Журналы:
1. Наука и техника, 2018- 2021г.г.
2. Металлорежущие станки, 2018- 2021г.г.
Интернет ресурсы:
1. Материаловедение. Форма доступа: http: //www.materialscience.ru.
2. Материаловедение. Форма доступа:http://www.oSvarke.Info.
3. Материаловедение. Технология конструкционных материалов. Форма доступа:http://www.window.edu.ru/resources

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
ПК и ОК
формированию
которых
способствует УД
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
усвоенные знания
З1 – основные
свойства,
классификацию,
характеристики

освоенные умения
У1 – выбирать
материалы для
профессиональной
деятельности

Входной контроль
Тестирование. Проверка базовых знания по УД
Материаловедение

ОК 5
ОК 6
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.2

роименяемых в
профессиональной
деятельности

Оперативный контроль
ЛР №1 Определение механических свойств чугунов.
ЛР №2 Определение механических свойств сталей.
ЛР №3 Определение марки стали искровым способом.
ЛР № 4 Определение механических и химических свойств цветных металлов..
ПЗ №1 Выполнение операции термической обработки металлов: закалка.

ПЗ №2 Ремонт пластмассовых деталей автомобиля. Изготовление
уплотнительных прокладок для ремонта автомобиля.
Склеивание образцов разными видами клея. Ремонт
резинотехнических изделий автомобиля.
Подбор лакокрасочных материалов для ремонта кузовных деталей автомобиля.

СРС №1 Выполнение реферата: «Чугуны и их применение»,
СРС №2 Проработать конспект по теме «Стали и их применение»
СРС №3 Сообщение на тему «Применение цветных металлов в
автомобилях»
СРС №4 Поиск информации в Интернет по теме» «Лакокрасочные материалы
для ремонта кузовных деталей»
Текущий контроль
Контрольная работа по теме «Основные свойства, классификация,
характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов».

ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.2

З2 – физические и
химические свойства
горючих и смазочных
материалов

У2 – определять
основные свойства
материалов по маркам

Текущий контроль
Оперативный контроль
ЛР №5 Определение качества и марки бензина
ЛР №6 Определение качества и марки дизельного топлива
ЛР № 7Определение свойств масел в процессе эксплуатации и
операции по продлению качества масла. Определение качества и
марки масел.
ЛР №8 Определение марки и качества смазки
Определение воды в масле.
ЛР №9 Определение качества жидкости для системы охлаждения двигателя.
Определение качества тормозных жидкостей.
ЛР №10 Приготовление электролита. Выполнение мер безопасности при работе
с кислотами

СРС №5 Сообщение «Физико-химические свойства бензина»
СРС № 6 Сообщение «Физико-химические свойства дизельного
топлива»

СРС №7 Сообщение «Физико-химические свойства топлива для
автомобилей с газобаллонными установками»

СРС №8 Подготовить сообщение «Физико-химические свойства
автомобильных масел»
СРС №9 Сообщение «Физико-химические свойства пластических
смазок»
СРС № 10 Сообщение «Жидкости для системы охлаждения»
Текущий контроль
Контрольная работа на тему: «Физические и химические свойства
горючих и смазочных материалов»

Рубежный контроль
Тестовое задание по теме «Металлы и сплавы. Неметаллические
материалы Горюче- смазочные материалы», Зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».