РП Основы тех. черченияТракт. 2г.10.м 22

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

-3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

-5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ -12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- 15

. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Основы технического черчения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины– является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, и служащих (ППКРС) в
соответствии с ФГОС и с учетом требований ПС , по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №740 от 02 августа 2013 года.
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
4.3.1. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.
4.3.2. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.
4.3.3. Транспортировка грузов.
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК: ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского
хозяйства.
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных
ферм.
ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и
пунктах технического обслуживания.
5.2.2. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и
передвижных средств технического обслуживания и ремонта.
ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных
машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.
ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных
устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.
ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сель скохозяйственных машин, прицепных и
навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.
ПК 2.5. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование.
ПК 2.6. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования.
5.2.3. Транспортировка грузов.
ПК 3.1. Управлять автомобилями категории "С".
ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.

ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

ОК:ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительномпрофессиональном образовании повышения квалификации и
переподготовки автомехаников.
1.2. Цели и задачи дисциплины– требования к результатам освоения дисциплины.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенц иями
обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:
уметь:
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;
выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;
знать:
виды нормативно-технической и производственной документации;
правила чтения технической документации;
способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;
правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;
- технику и принципы нанесения размеровции.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: всего – 48 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –48 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов

1.4. Распределение часов вариативной части
1.4.1. Вариативная часть –отсутствует
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Видучебнойработы

Объемчасов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:
лабораторные работы не предусмотрены
практические работы

20

контрольные работы
курсовая работа (проект) не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрена
СРС №1 Вычерчивание линий (чертежа).
-Чтение чертежа детали.
-Анализ правильности оформления чертежа.
-Деление окружности, построение многоугольников, выполнение
сопряжения.- Построение овала.
СРС №2 Анализ графического состава изображения.

2

-Выполнение чертежей плоских деталей с применением геометрических построений.
-Вычерчивание аксонометрических проекций несложных деталей. -Анализ чертежа.
-Определение названий видов и правильности их расположения на чертеже. -Вычерчивание трех
прямоугольных проекций геометрических тел с нанесением размеров.
СРС №3 Определение и построение недостающих проекций точек по заданным проекциям.
-Дочерчивание недостающих на чертеже линий. -Построение третьей проекции по двум заданным.
Вычерчивание комплексных чертежей предметов с нанесением размеров. -Чтение чертежей деталей.
СРС №4 Выбор необходимого сечения и его изображения. -Чтение чертежей деталей, содержащих сечения. Определение названия материала по типу штриховки в сечениях. -Выбор необходимости разреза и его
изображения. -Определение необходимости разреза.
СРС №5 -Выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих резьбы (в т.ч. с разрезами).
-Чтение чертежей, содержащих условности, допуски размеров, обозначения
покрытий, допуски формы и расположения поверхностей.
-Выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений болтом, шпилькой,
Винтом
СРС №6 Выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих резьбы (в т.ч. с разрезами).
-Чтение чертежей, содержащих условности, допуски размеров, обозначения покрытий, допуски формы и
расположения поверхностей.
-Выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений болтом, шпилькой, винтом
СРС №7 Составить спецификацию изображенных на схеме деталей; дополнить схему недостающими
обозначениями; прочитать кинематическую схему по заранее составленным вопросам; прочитать схему,
связанную с профилем подготовки
Промежуточный контроль в форме зачета

2

2

2

2

3

2.2..Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы технического черчения
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены)

№
заня
тия

Календ
арные
сроки
выпол
нения

Объем
часов

Уровень
освоения

1
Раздел 1.

2

3

4

5

6

1

5
1
1

1

2-5

4
4

Тема1.1.
Введение в
курс.
Техника
выполнения
чертежей и
правила их
оформления.

Содержание учебного материала
1 Чертеж: понятие, история, значение. Система стандартов. Единая

система конструкторской документации (ЕСКД).
Лабораторные работыНе предусмотрены
Практические занятия
1 Выполнение на листе формата А4 или А3 рамки и заполнение

основной надписи для учебных чертежей; вычерчивание с
помощью чертежного инструмента задания на линии чертежа;
выполнение по чертежу модели из проволоки; нанесение
линейных и угловых размеров на заданных изображениях;
перенесение размеров с наглядного изображения на комплексный
чертеж и наоборот; нанесение обозначения шероховатости
поверхностей на заданные изображения
Контрольные работыНе предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся

СРС №1 Вычерчивание линий (чертежа).
-Чтение чертежа детали.
-Анализ правильности оформления чертежа.
-Деление окружности, построение многоугольников,
выполнение

2

Коды
результато
в,
формирова
нию
которых
способствуе
т элемент
программы

ПК.2.5,
ПК.3,5,
ОК1, ОК 2,
ОК 3, ОК
4, ОК 7

сопряжения.
-Построение овала.
Раздел 2.
Тема 2.1.

Геометрические
построения.

Содержание учебного материала
1 Геометрические построения: понятие, классификация , правила

6-7

6
2
2

8-11

4
4

ПК.2.5,
ПК.3,5,
ОК1, ОК 2,
ОК 3, ОК
4, ОК 7

выполнения
Лабораторные работыНе предусмотрены
Практические занятия
1 Деление отрезков прямой, углов и окружности на равные части. с

помощью циркуля и линейки. Построение углов в 30, 45, 75, 90 и
120° и плоских геометрических фигур заданных размеров.
Вычерчивание контуров технических деталей в заданных
масштабах и нанесение размеров. Построение овала. Выполнение
чертежа плоских деталей.
Контрольные работыНе предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся

2

СРС №2 Анализ графического состава изображения.
-Выполнение чертежей плоских деталей с применением
геометрических построений.
-Вычерчивание аксонометрических проекций несложных
деталей. -Анализ чертежа.
-Определение названий видов и правильности их расположения на
чертеже. -Вычерчивание трех прямоугольных проекций
геометрических тел с нанесением размеров.
Раздел 3.

2
2

Тема 3.1.

Прямоугольное
и
аксонометричес
кое

Содержание учебного материала
1 Прямоугольное и аксонометрическое проецирование: понятие.

.Прямоугольные и аксонометрические проекции: понятие,
назначение, классификация, правила выполнения, проецирование
точек, плоских фигур и геометрических тел на 3 плоскости

12-13

2
2

ПК.2.5,
ПК.3,5,
ОК1, ОК 2,
ОК 3, ОК

проецирование

проекций, выполнение эскизов . Линии межпроекционной связи.
Диметрическая прямоугольная проекция. Изометрическая
прямоугольная проекция. Техническое рисование. Проекции
точек, принадлежащих поверхности предмета . Построение
третьей проекции по двум заданным. Проецирование на
дополнительную плоскость, дополнительные виды
Лабораторные работыНе предусмотрены
Практические занятия
1 Вычерчивание в изометрии прямоугольника, шестиугольника,

4, ОК 7

14-17

4
4

неправильного многоугольника. Выполнение в заданных
проекциях технических рисунков плоских фигур
(прямоугольника, треугольника, шестиугольника, неправильного
многоугольника, круга). Построение в различных проекциях
геометрических фигур
Контрольные работыНе предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся

2

СРС №3 Определение и построение недостающих проекций
точек по заданным проекциям.
-Дочерчивание недостающих на чертеже линий. -Построение третьей
проекции по двум заданным.
Вычерчивание комплексных чертежей предметов с нанесением
размеров. -Чтение чертежей деталей.
Раздел 4.
Тема 4.1.

Сечения и
разрезы

Содержание учебного материала
1 Сечения: понятие. назначение, классификация , правила

выполнения , обозначение графическое обозначение материалов.
Разрезы: понятие, классификация , назначение, правила
выполнения , обозначение . Местные разрезы: понятие,
назначение, правила выполнения, соединение части вида и части
разреза, условности и упрощения. .Сложные разрезы: понятие,
обозначение положения секущих плоскостей , правила
выполнения
Лабораторные работыНе предусмотрены

18-19

4
2
2

ПК.2.5,
ПК.3,5,
ОК1, ОК 2,
ОК 3, ОК
4, ОК 7

Практические занятия
1 Выполнение эскизов и чертежей с различными видами сечений
Контрольные работыНе предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся

20-21

2

СРС №4 Выбор необходимого сечения и его изображения. -Чтение
чертежей деталей, содержащих сечения. -Определение названия
материала по типу штриховки в сечениях. -Выбор необходимости
разреза и его изображения. -Определение необходимости разреза.
Раздел 5.
Тема 5.1.

Рабочие
чертежи
деталей

Содержание учебного материала
1 Рабочие чертежи деталей: понятие, требования, классификация,

2
2

22-23

6
2
2

24-27

4
4

расположение видов, условности , упрощения ,правила
выполнения ; нанесение размеров , допусков , посадок
,шероховатости поверхности , надписей, технических требований
,таблиц; нанесение покрытий и термообработки. Изделия:
понятие, классификация, техническая документация. Выносные
элементы. Изображения: компоновка, условности , упрощения,
сведение до минимального числа. Резьба: изображение. Зубчатые
колеса, зубчатые и червячные передачи: изображение. Пружины:
изображение. Групповые базовые конструкторские документы:
понятие, применение.
Лабораторные работыНе предусмотрены
Практические занятия
1 Выполнение рабочих чертежей различных деталей
Контрольные работыНе предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся

СРС №5 -Выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих
резьбы (в т.ч. с разрезами).
-Чтение чертежей, содержащих условности, допуски размеров,
обозначения
покрытий, допуски формы и расположения поверхностей.
-Выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений болтом,

2

ПК.2.5,
ПК.3,5,
ОК1, ОК 2,
ОК 3, ОК
4, ОК 7

шпилькой,
винтом
Раздел 6.
Тема 6.1.

Сборочные
чертежи

Содержание учебного материала
1 Сборочные чертежи: понятие, требования, условности

28-29

4
2
2

30-31

2
2

,упрощения, правила выполнения, правила штриховки, нанесение
надписей, таблиц. Спецификация: понятие, порядок чтения.
Размеры, допуски, посадки, шероховатость поверхности: условное
обозначение , нанесение. Уклоны и конусности: понятие,
обозначение
Лабораторные работыНе предусмотрены
Практические занятия
1 Выполнение сборочных чертежей
Контрольные работыНе предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся

ПК.2.5,
ПК.3,5,
ОК1, ОК 2,
ОК 3, ОК
4, ОК 7

3

СРС №6 Выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих
резьбы (в т.ч. с разрезами).
-Чтение чертежей, содержащих условности, допуски размеров,
обозначения покрытий, допуски формы и расположения
поверхностей.
-Выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений болтом,
шпилькой,винтом
Раздел 7.
Тема 7.1.

Содержание учебного материала
1 Схемы: понятие, классификация, условные обозначения, правила

32

3
1
1

выполнения , порядок чтения. Зачет
Лабораторные работыНе предусмотрены
Практические занятияНе предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся

СРС №7Составить спецификацию изображенных на схеме деталей;
дополнить схему недостающими обозначениями; прочитать
кинематическую схему по заранее составленным вопросам;

2
3

ПК.2.5,
ПК.3,5,
ОК1, ОК 2,
ОК 3, ОК
4, ОК 7

прочитать схему, связанную с профилем подготовки
ВСЕГО

32

48

РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
.3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет Черчение.
Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочееместопреподавателя;
-инструмент для работы преподавателя на классной доске;
-набор шаблонов, предназначенных для использования в качестве
раздаточного материала в теме «Геометрические построения».
-набор моделей геометрических тел.
-изделия для изучения темы «Сборочные чертежи»;
-модели зубчатых передач.
-щиты по темам: «Резьбы», «Резьбовые соединения», «Пружины», «Зубчатые
колеса», «Шпоночные и шлицевые соединения», «Сварные соединения». К щитам прикреплены детали и их чертежи;
- ручные средства, используемые обучающимися на уроках обучения:
• готовальня, чертежные принадлежности ;
• трафареты для вычерчивания эллипсов;

• карандаши марок «ТМ», «М», «Т»;
• мягкийластикдлякарандаша;
• инструмент для заточки карандаша.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
Аи!оСАО , Соге1 Бга^ и др., мультимедиапроектор.

,

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основныеисточники:
1.
ВышнепольскийИ.С.Техническое черчение. Учебник для профессиональных заведений.8-е издание,
стереотипное. И.С,Вышнепольский - М,
«Академия»,2018 – 265с.
2.
Чумаченко Г.В.Техническое черчение. Учебное пособие для профессиональных заведений. Г.В.Чумаченко - М,
«Феникс»,2018 – 354с.
Интернет-ресурсы

- Мр://пасЬегЬ. ги
(Сайт содержит электронный учебник по техническому черчению )
- Ьйр://сЬегсЬ. ги
(Сайт содержит электронный учебник по черчению)
- 1Шр://суегс11еше.пт.щ/пе\ураёе 8.Ыш
(Сайт содержит электронный сборник тестов по курсу черчения).
- Шр://уш.ш8ип.ги>Техп.Ь/Аи1о 1Ь:Ыш/ёешоуег81а

(Сайт содержит электронную рабочую тетрадь по выполнению заданий по
техническому черчению в Соге1Бга^).
Дополнительныеисточники:
1. Конышева Г.В. Техническое черчение Учебное пособие для ССУЗов, Г.В.Конышева - М, «Дашков и К.»,2009- 276 с.
2. Новичихина Л.И. Справочник по техническому черчению .Справочник Л.И.-Новичихина Л.И - М., «Интерпрессервис»,
2008 -279 с.
Периодические издания:
1. Журнал "Моделист конструктор"
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
ПК и ОК
формированию
которых
способствует
УД
ПК 1.3 - 1.4
ОК.1
ОК.2
ОК.3
ОК.4
ОК.5
ОК.6
ПК 2.1 – 2.6
ОК.1
ОК.2

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
усвоенные знания

освоенные умения

З 1- виды нормативнотехнической и
производственной
документации
З 2- виды нормативнотехнической и
производственной
документации
З 3- способы
У 1- читать рабочие и
графического
сборочные чертежи и
представления
схемы;

Входной контрольТестирование. Проверка базовых знания по УД
Основы технического черченич

ПЗ1Выполнение на листе формата А4 или А3 рамки и заполнение
основной надписи для учебных чертежей; вычерчивание с помощью
чертежного инструмента задания на линии чертежа; выполнение по

ОК.3
ОК.4
ОК.5

объектов,
пространственных
образов и схем;
З 4- правила
выполнения чертежей,
технических рисунков
и эскизов
- З 5 - технику и
принципы нанесения
размеров и линий

У 2- выполнять
эскизы, технические
рисунки и простые
чертежи деталей, их
элементов, узлов;

чертежу модели из проволоки; нанесение линейных и угловых размеров
на заданных изображениях; перенесение размеров с наглядного
изображения на комплексный чертеж и наоборот; нанесение
обозначения шероховатости поверхностей на заданные изображения
ПЗ 2 Деление отрезков прямой, углов и окружности на равные части.с
помощью циркуля и линейки. Построение углов в 30, 45, 75, 90 и 120° и
плоских геометрических фигур заданных размеров. Вычерчивание
контуров технических деталей в заданных масштабах и нанесение
размеров. Построение овала. Выполнение чертежа плоских деталей.
ПЗ 3 Прямоугольное и аксонометрическое проецирование: понятие.
.Прямоугольные и аксонометрические проекции: понятие, назначение,
классификация, правила выполнения, проецирование точек, плоских
фигур и геометрических тел на 3 плоскости проекций, выполнение
эскизов . Линии межпроекционной связи. Диметрическая прямоугольная
проекция. Изометрическая прямоугольная проекция. Техническое
рисование. Проекции точек, принадлежащих поверхности предмета .
Построение третьей проекции по двум заданным.
ПЗ 4 Выполнение эскизов и чертежей с различными видами сечений
ПЗ 5 Выполнение эскизов и чертежей с различными видами сечений
ПЗ 6 Выполнение сборочных чертежей
СРС №1 Вычерчивание линий (чертежа).
-Чтение чертежа детали.
-Анализ правильности оформления чертежа.
-Деление окружности, построение многоугольников, выполнение
сопряжения.- Построение овала.
СРС №2 Анализ графического состава изображения.
-Выполнение чертежей плоских деталей с применением
геометрических построений.
-Вычерчивание аксонометрических проекций несложных деталей. Анализ чертежа.
-Определение названий видов и правильности их расположения на
чертеже. -Вычерчивание трех прямоугольных проекций геометрических

тел с нанесением размеров.
СРС №3 Определение и построение недостающих проекций точек по
заданным проекциям.
-Дочерчивание недостающих на чертеже линий. -Построение третьей
проекции по двум заданным.
Вычерчивание комплексных чертежей предметов с нанесением
размеров. -Чтение чертежей деталей.
СРС №4 Выбор необходимого сечения и его изображения. -Чтение
чертежей деталей, содержащих сечения. -Определение названия
материала по типу штриховки в сечениях. -Выбор необходимости
разреза и его изображения. -Определение необходимости разреза.
СРС №5 -Выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих резьбы
(в т.ч. с разрезами).
-Чтение чертежей, содержащих условности, допуски размеров,
обозначения
покрытий, допуски формы и расположения поверхностей.
-Выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений болтом,
шпилькой,
Винтом
СРС №6 Выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих резьбы
(в т.ч. с разрезами).
-Чтение чертежей, содержащих условности, допуски размеров,
обозначения покрытий, допуски формы и расположения
поверхностей.
-Выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений болтом,
шпилькой, винтом
СРС №7 Составить спецификацию изображенных на схеме деталей;
дополнить схему недостающими обозначениями; прочитать
кинематическую схему по заранее составленным вопросам; прочитать
схему, связанную с профилем подготовки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».