Рабочая программа ОП.01 Операционные системы и среды

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
ГБ ОУ «БРИЭТ»
Д
П Е. . Цы енов
---"�
'-1-ир�
Д
р№ 57
П
аз
т «25» Июня
рик 2021 г.
:..,,,L-l.J

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.О 1 Операционные системы и среды

09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Срок освоения ППССЗ - 3 года 1 О месяцев
Форма обучения - очная
Уровень образования при приеме на обучение - среднее основное образование
Квалификация - Программист
Базовый уровень

г. Улан-Удэ
2021

\

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 года № 413 и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования ( ФГОС
СПО) с учетом получаемой специальности 09.02.07. «Информационные системы и программирование», утвержденного приказом
Минобрнауки РФ от 09.12. 2016 г, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский республиканский
информационно-экономический техникум»
Разработчики: Зимина Д.А., преподаватель ГБПОУ «БРИЭТ»

Программа рассмотрена ЦК
Информационных технологий
Протокол № 11 от «24» июня 2021 г.
Пр едатель ЦК
;,
/С.С. Бальчугова
ФИО
Подпись

F��

Рецензент:

Программа одобрена на заседании МС
Протокол № 5 от «25» июня 2021 г.
Председатель МС
/Е.Д. Цыренов
'/t "I
сь
ФИО

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование 00
2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование
Рабочая программы учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах
повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочего: Программист.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательных дисциплин.
1.3. Использование часов вариативной части ОПОП: вариативная часть не предусмотрена.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика», обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных
технологий;
− осознание своего места в информационном обществе;
− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий;
− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого
доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием
современных средств сетевых коммуникаций;
2

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том
числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в
профессиональной деятельности, так и в быту;
− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития
личных информационно коммуникационных компетенций;
метапредметных:
− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов
познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с
использованием информационно-коммуникационных технологий;
− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в
изучении явлений и процессов;
− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и
формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:

3

− сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных
алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
− сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и
моделируемого объекта (процесса);
− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием
основных конструкций языка программирования;
− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при
работе со средствами информатизации;
− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с
информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
Дисциплина способствует формированию
ОК
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
4

ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержание необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 4.1 Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.
ПК 4.2 Осуществлять измерения эксплуатационных характеристик программного обеспечения компьютерных систем на соответствие.
ПК 4.3 Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного обеспечения в соответствии с потребностями заказчика.
ПК 4.4 Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем программными средствами
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часа;
самостоятельной работы обучающегося не предусмотрено.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66
66

в том числе:
практические занятия

28

Итоговая аттестация в виде: Экзамена

6

2.2. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика
Наименование
модулей и тем
1
Введение
Тема 1. Принципы
построения ОС

Тема 2. Особенности
функционирования
операционных систем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
1
Общие сведения об операционных системах
Содержание учебного материала
1
Архитектура операционных систем

№ занятия
(1 час)

Объем
часов

Уровень
освоения

5
2

6
1

3, 4

2

2

3
1, 2

Календарные
сроки
выполнения
4

2
3

Микроядерная архитектура (модель «клиент-сервер»)
Интерфейс пользователя

5, 6
7, 8

2
2

2
2

4

Обработка прерываний

9,10

2

2

5

Планирование и диспетчеризация процессов

11,12

2

2

6

Типы загрузки процессов

13,14

2

2

15,16

2

2

17,18
19,20

2
2

2
2

30,31

2

2

32,33
34,35
36,37
38,39
40,41
42,43

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2

Лабораторные работы «Не предусмотрено»
Практические занятия «Не предусмотрено»
Контрольная работа «Не предусмотрено»
Самостоятельная работа обучающихся «Не предусмотрено»
Содержание учебного материала
1
Мультипрограммирование в системе пакетной
2
3
4
5
6
7
8
9
10

обработки, разделения времени, реального времени
Мультипроцессорная обработка
Методы синхронизации: взаимное исключение,
блокирующие переменные
Моделирование взаимоблокировок. Методы борьбы с
взаимоблокировками
Организация памяти
Алгоритмы посещения страниц
Сегментация памяти
Основные концепции организации ввода-вывода
Работа ОС с устройствами ввода-вывода
Логическая и физическая организация файловой
системы

7

11

Преимущество программируемого таймера.
Программное обеспечение таймеров. Способы
реализации текущего времени.
Основные понятия безопасности

12
Лабораторные работы «Не предусмотрено»
Практические занятия «Не предусмотрено»
Контрольная работа «Не предусмотрено»
Самостоятельная работа обучающихся «Не предусмотрено»
Тема 3.

Содержание учебного материала
Лабораторные работы «Не предусмотрено»
Практические занятия
1
ПР №1 Использование сервисных программ поддержки
интерфейсов. Настройка рабочего стола. Настройка системы с
помощью Панели управления. Работа со встроенными
приложениями.
2
ПР №2 Управление памятью
3
ПР №3 Управление процессами с помощью команд операционной
системы для работы с процессами.
4
ПР №4 Конфигурирование файлов. Управление процессами в
операционной системе. Резервное хранение, командные файлы.
5
ПР №5 Определение и изменение приоритета процесса.
6
ПР №6 Исследование соотношения между представляемым и
истинным объёмом занятой дисковой памяти. Изучение влияния
количества файлов на время, необходимое для их копирования
7
ПР №7 Работа с командами в операционной системе. Использование
команд работы с файлами и каталогами. Работа с дисками.
8
ПР №8 Изучение эмуляторов операционных систем. Установка
операционной системы
9
ПР №9 Установка и настройка системы. Установка параметров
автоматического обновления системы. Установка новых устройств.
Управление дисковыми ресурсами.
Контрольная работа «Не предусмотрено»
Самостоятельная работа обучающихся «Не предусмотрено»
Всего:

44,45

2

2

46,47

2

2

48,49
50.51

4

52,53
54,55
56,57
58,59

2
4

60,61
62,63
64,65

2
4

66,67
68,69
70,71

4

72,73
74,75

4

2

2

66

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

8

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение.
Аудитория информатики, эксплуатации объектов сетевой инфраструктуры, программного обеспечения, компьютерных сетей,
программирования и баз данных.
Технические средства обучения: ПК, интерактивная доска
Оборудование аудитории и рабочих мест аудитории: компьютеры, принтер, комплект учебно-методической документации.
3.2 Информационное обеспечение обучения
1.Электронный учебник по Турбо Паскаль
2.Электронный учебник «Информатика»
Интернет-ресурсы:
1.www. school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
2.www. lms. iite. unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
3.http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
4.www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
5.www.ict. edu. ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
6.www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
7.www. intuit. ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятия и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
ПК и ОК
формированию
которых способствует
УД
ОК 01 Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно
к
различным контекстам
ОК 02 Осуществлять
поиск,
анализ
и
интерпретацию
информации,
необходимой
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03 Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие
ОК
04
Работать
в
коллективе и команде,

личностных:

метапредметных:

предметных:

− чувство гордости и
уважения к истории
развития и
достижениям

− умение определять
цели, составлять планы
деятельности и
определять

− сформированность
представлений о роли
информации и
информационных

отечественной
информатики в
мировой индустрии
информационных
технологий;

средства, необходимые
для их реализации;

процессов в окружающем
мире;

− использование
различных видов
познавательной
деятельности для
решения

− владение навыками
алгоритмического
мышления и понимание
методов

измерения,

анализировать алгоритмы;

− осознание своего
места в
информационном
обществе;
− готовность и
способность к
самостоятельной и
ответственной

формального описания
информационных задач, алгоритмов, владение
знанием основных
применение основных
алгоритмических
методов познания
(наблюдения, описания, конструкций, умение

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Оперативный контроль:
Практические работы № 1-39
Самостоятельные работы не
предусмотрены
Контрольная работа
Рубежный контроль:
Экзамен

11

эффективно
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами
ОК 05 Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
с
учетом
особенностей
социального
и
культурного контекста
ОК 09 Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности
ОК 10 Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и
иностранном языках
ОК
11
Планировать
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере

творческой
деятельности с
использованием
информационнокоммуникационных
технологий;
− умение использовать
достижения
современной
информатики для
повышения
собственного
интеллектуального
развития в выбранной
профессиональной
деятельности,
самостоятельно
формировать новые
для себя знания в
профессиональной
области,
используя для этого
доступные источники
информации;
− умение выстраивать
конструктивные
взаимоотношения в

эксперимента) для
организации учебноисследовательской и
проектной

− использование готовых
прикладных компьютерных
программ по профилю
подготовки;

деятельности с
использованием
информационнокоммуникационных
технологий;

− владение способами
представления, хранения и
обработки данных на

− использование
различных
информационных
объектов, с которыми
возникает

− владение
компьютерными
средствами представления
и анализа данных в

необходимость
сталкиваться в
профессиональной
сфере в изучении
явлений и процессов;
− использование
различных источников
информации, в том
числе
электронных
библиотек, умение
критически оценивать и
интерпретировать

компьютере;

электронных таблицах;
− сформированность
представлений о базах
данных и простейших
средствах
управления ими;
− сформированность
представлений о
компьютерноматематических моделях
и необходимости анализа
соответствия модели и
моделируемого объекта
12

командной работе

информацию,

(процесса);

по решению общих
задач, в том числе с
использованием
современных средств
сетевых

получаемую из
различных источников,
в том числе из сети
Интернет;

− владение типовыми
приемами написания
программы на
алгоритмическом

− умение анализировать
и представлять
информацию, данную в
электронных

языке для решения
стандартной задачи с
использованием основных
конструкций языка

форматах на
компьютере в
различных видах;

программирования;

коммуникаций;
− умение управлять
своей познавательной
деятельностью,
проводить
самооценку уровня
собственного
интеллектуального
развития, в том числе
с

− умение использовать
средства
информационнокоммуникационных

использованием
современных
электронных
образовательных
ресурсов;

технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач
с

− умение выбирать
грамотное поведение
при использовании
разнообразных

соблюдением
требований
эргономики, техники
безопасности, гигиены,

средств

ресурсосбережения,

− сформированность
базовых навыков и умений
по соблюдению требований
техники безопасности,
гигиены и
ресурсосбережения при
работе со средствами
информатизации;
− понимание основ
правовых аспектов
использования
компьютерных
программ и прав доступа к
глобальным
информационным
13

информационнокоммуникационных
технологий как в
профессиональной

правовых и этических
норм, норм
информационной
безопасности;

деятельности, так и в
быту;

− умение публично
представлять
результаты
собственного
исследования,

− готовность к
продолжению
образования и
повышению
квалификации в
избранной
профессиональной
деятельности на
основе развития
личных
информационно
коммуникационных
компетенций;

вести дискуссии,
доступно и гармонично
сочетая содержание и
формы представляемой

сервисам;
− применение на практике
средств защиты
информации от
вредоносных
программ, правил личной
безопасности и этики
работы с информацией и
средствами
коммуникаций в
Интернете.

информации
средствами
информационных и
коммуникационных
технологий;

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».