Рабочая программа ОУП.07 Основы безопасности жизнедеятельности БД

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

24

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

27

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.07 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.
Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования
Предмет входит в цикл обязательных учебных предметов, реализуется в течение 1 года обучения с максимальным количеством часов
60. Результаты освоения дисциплины необходимы при изучении всех учебных общеобразовательных предметов и дисциплин
профессионального циклов.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения предмета
1.2.1. Цели и планируемые личностные результаты:
Код
группы ЛР
ЛР.1

ЛР.2

Группы личностных
результатов
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся к себе,
к своему здоровью, к
познанию себя

Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
ЛР.1.1 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
ЛР.1.2 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛР.1.3 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
ЛР.1.4 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
ЛР.1. 5 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
ЛР.1.6 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные
ЛР.2.1 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
результаты в сфере поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
отношений
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
обучающихся
к ЛР.2.2 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
России как к Родине свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
2

(Отечеству)

ЛР.3

ЛР.4

государственным символам (герб, флаг, гимн);
ЛР.2.3 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
ЛР.2.3 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные
ЛР.3.1 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
результаты в сфере
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
отношений
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
обучающихся к
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
закону, государству
ЛР.3.2 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
и к гражданскому
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав
обществу
и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
ЛР.3.3 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
ЛР.3.4 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
ЛР.3.5 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные
ЛР.4.1 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
результаты в сфере толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
отношений
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
обучающихся
с достижения;
окружающими
ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
людьми
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
3

ЛР.4.3 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
ЛР.4.5 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
ЛР.4.6 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
ЛР.5.1 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
ЛР.5.3 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира;
ЛР.5.4 понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ЛР.5.5 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
ЛР.6.2 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.

ЛР.5

Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру,
живой
природе,
художественной
культуре

ЛР.6

Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
семье и родителям, в
том
числе
подготовка
к
семейной жизни
Личностные
ЛР.7.1 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

ЛР.7

4

ЛР.8

ЛР.9

результаты в сфере
отношения
обучающихся
к
труду,
в
сфере
социальноэкономических
отношений
Личностные
результаты в сфере
физического,
психологического,
социального и
академического
благополучия
обучающихся
Личностные
результаты в сфере
освоения
содержания учебной
дисциплины

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
ЛР.7.2 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ЛР.7.3 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
ЛР.7.4 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
ЛР.8.1 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.

ЛР.9. 1 чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с
химическими веществами, материалами и процессами;
ЛР.9.2 готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
ЛР.9.3 умение использовать достижения современной химической науки и химических
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;

5

1.2.2. Цели и планируемые метапредметные результаты:
Код группы
МПР
МПР.1

МПР.2

Групповые
метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные
учебные действия

Познавательные
универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты
Выпускник научится:
МПР.1.1 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
МПР.1.2 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
МПР.1. 3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
МПР.1.4 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
МПР.1.5 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
МПР.1.6 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
МПР.1.7 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
МПР.1.8 использовать различные виды познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи;
МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
МПР.2.2 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
МПР.2.3 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
МПР.2.5 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
6

МПР.3

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

МПР.2.6 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
МПР.2.7 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
МПР.3.1 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МПР.3.2 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
МПР.3.3 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
МПР.3.4 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

1.2.3. Цели и планируемые предметные результаты:
Код ПР
ПР.1

Выпускник на базовом уровне научится
Основы комплексной безопасности
1.1 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность
дорожного движения;
1.2 использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и
реализации своих прав и определения ответственности;
1.3 оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
1.4 объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным
транспортным средством;
1.5 действовать согласно указанию на дорожных знаках;
1.6 пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
1.7 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя
транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих
людей);
1.8 составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных
7

ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
1.9 комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
1.10 использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и
реализации своих прав и определения ответственности;
1.11 оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
1.12 распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
1.13 описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
1.14 определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего
фактора при ухудшении экологической обстановки;
1.15 опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование
и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
1.16 опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
1.17 пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране
окружающей среды;
1.18 прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
1.19 составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении
экологической обстановки;
1.20 распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
1.21 соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
1.22 использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и
асоциальное поведение во время занятий хобби;
1.23 пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению
безопасности во время современных молодежными хобби;
1.24 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
1.25 применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий
современными молодежными хобби;
1.26 распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению
на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
1.27 использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на
транспорте;
1.28 пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по
обеспечению безопасности на транспорте;
1.29 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
1.30 составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте.
8

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
1.31 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от
опасных и чрезвычайных ситуаций;
1.32 использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и
чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать
основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
1.33 раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций;
1.34 приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийноспасательные работы, обучение населения;
1.35 приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных
для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
1.36 объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
1.37 использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического
контроля;
1.38 действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
1.39 вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
1.40 прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени;
1.41 пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
1.42 составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
1.43 Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
1.44 объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
1.45 оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в
Российской Федерации;
1.46 раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму;
1.47 объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и
наркотизму;
1.48 комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу
9

противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
1.49 описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации;
1.50 пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих
противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной
безопасности;
1.51 использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
1.52 распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
1.53 распознавать симптомы употребления наркотических средств;
1.54 описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность,
распространению и употреблению наркотических средств;
1.55 использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с
перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической
деятельностью;
1.56 описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
1.57 описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
1.58 составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и
угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
1.59 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
1.60 использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации
своих прав;
1.61 оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
1.62 описывать факторы здорового образа жизни;
1.63 объяснять преимущества здорового образа жизни;
1.64 объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
1.65 описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
1.66 раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
1.67 распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
1.68 пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни,
сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
1.69 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;
1.70 использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации
10

своих прав, определения ответственности;
1.71 оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
1.72 отличать первую помощь от медицинской помощи;
1.73 распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
1.74 оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
1.75 вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
1.76 выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных
средств и средств промышленного изготовления;
1.77 действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
1.78 составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
1.79 комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом
благополучия населения;
1.80 использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия
населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
1.81 оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от
неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
1.82 классифицировать основные инфекционные болезни;
1.83 определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных
заболеваний;
1.84 действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или
бактериологического очага.
Код ПР
ПР.2

Выпускник получит возможность научиться

Основы комплексной безопасности
2.1 объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
2.2 устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
Основы обороны государства
2.3 объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
2.4 приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных
исторических периодов, прослеживать их эволюцию.

11

1.2.4 Общие компетенции (из ФГОС СПО)
OK 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения профессиональной
деятельности.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

12

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
в том числе:
теоретическое обучение (урок, лекция)
лабораторные занятия
практические занятия
семинары
индивидуальный проект
Самостоятельная работа (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над индивидуальным проектом
Консультации
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Объем часов
60
54
6

13

2.2. Календарно - тематический план и содержание учебного предмета
Основы безопасности и жизнедеятельности
Наименова
ние
разделов и
тем

1
Входной
контроль

Раздел 1
Основы
комплекс
ной безопас
ности

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

№
заняти
я

2

3
1

Входная диагностика.
Проверка усвоенных знаний школьной программы по предмету ОБЖ

Содержание учебного материала
1 Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние
экологической безопасности на национальную безопасность РФ.

Календ
арные
сроки
выполн
ения

Объем
часов

Урове
нь
освоен
ия

5
2

6
2

2

2

1

4

2

Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны
окружающей среды.

3

2

1

3

Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие
человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок

4

2

1

Коды
результато
в,
формиров
анию
которых
способству
ет элемент
программ
ы
7
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ОК.1
ПР.2.2.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
14

обращения в них.

3

Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска.
Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование
экологических знаков.

5

2

1

4

Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в
общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на
железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте.

6

2

1

5

Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков
безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за
асоциальное поведение на транспорте.

7

2

1

8

2

9

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №1 (семинар)
Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся
пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов,
мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование
дорожных знаков.

2

Практическая работа №2 (семинар)
Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби.
Последствия и ответственность.

ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ПР1.1.3
ПР1.1.6
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
15

МПР.3.3
ПР1.1.3
ПР1.1.6
Раздел 2
Защита
населения
Российской
Федерации
от опасных
и чрезвы
чайных
ситуаций

Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
1 Основы законодательства Российской Федерации по организации
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права,
обязанности и ответственность гражданина в области организации
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

10

2

1

2

Составляющие государственной системы по защите населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций.

11

2

1

3

Основные направления деятельности государства по защите населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций.

12

2

1

4

Потенциальные опасности природного, техногенного и социального
характера, характерные для региона проживания, и опасности и
чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий
или вследствие этих действий.

13

2

1

4

Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и

14

2

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ОК.1
ПР.2.2.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ОК.1
ПР.2.2.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ОК.1
ПР.2.2.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ОК.1
ПР.2.2.3
ЛР.1.4
16

чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий, для обеспечения личной безопасности.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №3
Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков
безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации.

2

Раздел 3
Основы
противодей
ствия экс
тремизму,
терроризму
и
наркотизму
в
Российской
Федерации

Практическая работа №4
Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы
индивидуального дозиметрического контроля.

Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
1 Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма.
Общегосударственная система противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской
Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму

2

Органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; права и
ответственность гражданина в области противодействия экстремизму,

ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ОК.1
ПР.2.2.3

15

2

16

2

17

2

18

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ОК.1
ПР.2.2.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ОК.1
ПР.2.2.3

1

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
17

терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №5
Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность, распространению и употреблению
наркотических средств.

Практическая работа №6
Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении
уровней террористической опасности и угрозе совершения
террористической акции.

Раздел 4
Основы
здорового
образа
жизни

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
1 Основы законодательства Российской Федерации в области
формирования здорового образа жизни.

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №7
Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье.

22

19

2

20

2

21

2

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
18

2

Практическая работа №8
Индивидуальная модель здорового образа жизни.

Контрольные работы
1 Контрольная работа №1
Проверка усвоенных знаний по изученным разделам

Раздел 5
Основы
медицинс
ких знаний
и оказание
первой
помощи

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
1 Основы законодательства Российской Федерации в области оказания
первой помощи. Права, обязанности и ответственность гражданина при
оказании первой помощи.

3

Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения. Права, обязанности и
ответственность гражданина в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.

23

2

24

2

ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3

25

2
2

26

2

1

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3

Лабораторные работы не предусмотрены
19

Практические занятия
1 Практическая работа №9
Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и
способы оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.

Раздел 6
Основы
обороны
государства

2

Практическая работа №10
Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Правила
поведения в случае возникновения эпидемии.

3

Практическая работа №11 (семинар)
Предназначение и использование знаков безопасности медицинского и
санитарного назначения.

Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
1 Состояние и тенденции развития современного мира и России.

2

Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты.

27

2

28

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3

2

2

1

2

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
20

ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №12
Факторы и источники угроз национальной и военной безопасности,
оказывающие негативное влияние на национальные интересы России.

Практическая работа №13
Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная
политика Российской Федерации в современных условиях.

Практическая работа №14
Основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в
рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности.

Практическая работа №15
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские
формирования и органы, их предназначение и задачи. История создания
ВС РФ.

Практическая работа №16

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
21

Структура ВС РФ. Виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и
задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ.

Выходной
контроль

Итого:

Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Итоговый зачет

ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3

60

2

ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3

60

22

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
Программа реализуется в учебном кабинете общеобразовательных дисциплин.
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место обучающегося -30.
- рабочее место преподавателя-1
- доска мультимедиа - 1
- демонстрационный экран-1
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Основы безопасности и жизнедеятельности»
(в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по географии для
общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской
Федерации).
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Косолапова, Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник / Н.В. Косолапова, Н.А.
Прокопенко. — М.: ИЦ Академия, 2017. — 368 c.
Дополнительные источники:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. –
М., 2004.
2. Тверская, С.С. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник / С.С. Тверская. — М.: МПСУ, МОДЭК,
2010. — 456 c.
3. Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван… — Рн/Д: Феникс, 2012.
— 443 c.
23

4. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений средних
профессиональных образования / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. — М.: ИЦ
Академия, 2010. — 176 c.
5. Семехин, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Ю.Г. Семехин; Под ред. проф. Б.Ч. Месхи. — М.:
НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2012. — 288 c
Интернет-ресурсы:
1.

HTTPS://ZINREF.RU/000_UCHEBNIKI/05300_TEHNIKA_BEZOPASNOSTI/006_00_00_LEKCII_PO_BJD/0
00.HTM

2.

HTTP://WINDOW.EDU.RU/RESOURCE/215/67215/FILES/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8
%D0%B8%20%D0%91%D0%96%D0%94.PDF

3.

HTTPS://EDUCONTEST.NET/RU/64696/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%83%D0%B1%D0%B6%D0%B4-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%BF%D0%BE/

4.

HTTP://ZABIZHT.RU/UMKD/E6NOO7UOU0AULC8VPZPUJIRFGQXBROW0MC0E.PDF

24

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Система контроля и оценки результатов по предмету разработана в соответствии с локальными нормативными документами:
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся;
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, которые
конкретизированы в Планируемых результатах освоения обучающимися Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования. В рабочей программе учебного предмета планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) распределены
по разделам и темам.
Уровневый подход к оценке предметных результатов обеспечивается двумя группами их представления:
«Выпускник научится» – базовый уровень;
«Выпускник получит возможность научиться» – углубленный уровень.
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается в отношении всех
обучающихся.
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается в отношении наиболее мотивированных и
способных обучающихся.
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.
Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил
поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная
деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностносмысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде агрегированных
(усредненных, анонимных) данных.
Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется куратором преимущественно на основе
ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года

25

Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов по предмету «ОБЖ» осуществляется в ходе проверочной работы по основам безопасности
жизнедеятельности в начале и конце учебного года.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС).
Измерению и оценке подлежат предметные результаты обучения «Выпускник на базовом уровне научится».
Предметные результаты «Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную
аттестацию.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические
работы)
Промежуточная аттестация по предмету представляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее
освоения. Промежуточная аттестация по ОБЖ проводится в форме дифференцированного экзамена.
Предметные результаты обучения
Выпускник на базовом уровне научится
Основы комплексной безопасности
1.1 Комментировать назначение основных
нормативных правовых актов, определяющих
правила и безопасность дорожного движения;
1.2 использовать основные нормативные
правовые акты в области безопасности
дорожного движения для изучения и
реализации своих прав и определения
ответственности;
1.3 оперировать основными понятиями в
области
безопасности
дорожного
движения;
1.4 объяснять
назначение
предметов
экипировки
для
обеспечения
безопасности
при
управлении
двухколесным
транспортным

Показатели

Формы и методы оценки

Демонстрирует умение комментировать назначение Устный опрос
основных
нормативных
правовых
актов,
определяющих правила и безопасность дорожного
движения;
Демонстрирует умение использовать основные
нормативные правовые акты в области безопасности
дорожного движения для изучения и реализации Устный опрос
своих прав и определения ответственности;
Демонстрирует умение оперировать основными
Самостоятельная работа с
понятиями в области безопасности дорожного
учебником
движения;
Демонстрирует умение объяснять назначение
предметов
экипировки
для
обеспечения
Устный опрос
безопасности при управлении двухколесным
транспортным средством;
26

средством;
1.5 действовать согласно указанию на
дорожных знаках;
1.6 пользоваться
официальными
источниками
для
получения
информации в области безопасности
дорожного движения;
1.7 прогнозировать
и
оценивать
последствия своего поведения в
качестве пешехода, пассажира или
водителя транспортного средства в
различных дорожных ситуациях для
сохранения жизни и здоровья (своих и
окружающих людей);
1.8 составлять модели личного безопасного
поведения
в
повседневной
жизнедеятельности и в опасных и
чрезвычайных ситуациях на дороге (в
части,
касающейся
пешеходов,
пассажиров и водителей транспортных
средств);
1.9 комментировать
назначение
нормативных правовых актов в области
охраны окружающей среды;
1.10использовать основные нормативные
правовые акты в области охраны
окружающей среды для изучения и
реализации своих прав и определения
ответственности;
1.11оперировать основными понятиями в
области охраны окружающей среды;
1.12распознавать
наиболее
неблагоприятные территории в районе
проживания;
1.13описывать
факторы
экориска,

Демонстрирует умение действовать согласно
Тестирование
указанию на дорожных знаках;
Демонстрирует умение пользоваться официальными
источниками для получения информации в области Самостоятельная работа с
безопасности дорожного движения;
учебником
Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать
последствия своего поведения в качестве пешехода,
пассажира или водителя транспортного средства в
различных дорожных ситуациях для сохранения Устный опрос
жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
Демонстрирует умение составлять модели личного
безопасного
поведения
в
повседневной
жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных
Самостоятельная работа с
ситуациях на дороге (в части, касающейся
учебником
пешеходов, пассажиров и водителей транспортных
средств);
Демонстрирует умение комментировать назначение
нормативных правовых актов в области охраны Домашнее задание
окружающей среды;
Демонстрирует умение использовать основные
нормативные правовые акты в области охраны
окружающей среды для изучения и реализации Устный опрос
своих прав и определения ответственности;
Демонстрирует умение оперировать основными
Публичное выступление с докладом
понятиями в области охраны окружающей среды;
Демонстрирует умение распознавать наиболее
неблагоприятные территории в районе проживания; Устный опрос
Демонстрирует

умение

описывать

факторы Домашнее задание
27

объяснять, как снизить последствия их
воздействия;
1.14определять,
какие
средства
индивидуальной защиты необходимо
использовать
в
зависимости
от
поражающего фактора при ухудшении
экологической обстановки;
1.15опознавать организации, отвечающие
за защиту прав потребителей и
благополучие
человека,
природопользование
и
охрану
окружающей среды, для обращения в
случае необходимости;
1.16опознавать, для чего применяются и
используются экологические знаки;
1.17пользоваться
официальными
источниками
для
получения
информации
об
экологической
безопасности и охране окружающей
среды;
1.18прогнозировать и оценивать свои
действия
в
области
охраны
окружающей среды;
1.19составлять
модель
личного
безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и при ухудшении
экологической обстановки;
1.20распознавать
явные
и
скрытые
опасности в современных молодежных
хобби;
1.21соблюдать правила безопасности в
увлечениях,
не
противоречащих
законодательству РФ;
1.22использовать нормативные правовые
акты для определения ответственности

экориска, объяснять, как снизить последствия их
воздействия;
Демонстрирует умение определять, какие средства
индивидуальной защиты необходимо использовать
в зависимости от поражающего фактора при Публичное выступление с докладом
ухудшении экологической обстановки;
Демонстрирует умение опознавать организации,
отвечающие за защиту прав потребителей и
благополучие человека, природопользование и
Домашнее задание
охрану окружающей среды, для обращения в случае
необходимости;
Демонстрирует умение опознавать, для чего
Тестирование
применяются и используются экологические знаки;
Демонстрирует умение пользоваться официальными
источниками для получения информации об
экологической безопасности и охране окружающей Домашнее задание
среды;
Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать
свои действия в области охраны окружающей
среды;
Демонстрирует умение составлять модель личного
безопасного
поведения
в
повседневной
жизнедеятельности и при ухудшении экологической
обстановки;
Демонстрирует умение распознавать явные и
скрытые опасности в современных молодежных
хобби;
Демонстрирует
умение
соблюдать
правила
безопасности в увлечениях, не противоречащих
законодательству РФ;
Демонстрирует умение использовать нормативные
правовые акты для определения ответственности за

Публичное выступление с докладом

Устный опрос

Публичное выступление с докладом
Домашнее задание
Устный опрос
28

за
противоправные
действия
и
асоциальное поведение во время
занятий хобби;
1.23пользоваться
официальными
источниками
для
получения
информации о рекомендациях по
обеспечению безопасности во время
современных молодежными хобби;
1.24прогнозировать
и
оценивать
последствия своего поведения во время
занятий современными молодежными
хобби;
1.25применять правила и рекомендации
для составления модели личного
безопасного поведения во время
занятий современными молодежными
хобби;
1.26распознавать опасности, возникающие
в различных ситуациях на транспорте, и
действовать согласно обозначению на
знаках безопасности и в соответствии с
сигнальной разметкой;
1.27использовать нормативные правовые
акты для определения ответственности
за
асоциальное
поведение
на
транспорте;
1.28пользоваться
официальными
источниками
для
получения
информации
о
правилах
и
рекомендациях
по
обеспечению
безопасности на транспорте;
1.29прогнозировать
и
оценивать
последствия своего поведения на
транспорте;
1.30составлять
модель
личного

противоправные действия и асоциальное поведение
во время занятий хобби;
Демонстрирует умение пользоваться официальными
источниками для получения информации о
Публичное выступление с докладом
рекомендациях по обеспечению безопасности во
время современных молодежными хобби;
Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать
последствия своего поведения во время занятий Домашнее задание
современными молодежными хобби;
Демонстрирует умение применять правила и
рекомендации для составления модели личного
Домашнее задание
безопасного
поведения
во
время
занятий
современными молодежными хобби;
Демонстрирует умение распознавать опасности,
возникающие в различных ситуациях на транспорте,
Устный опрос
и действовать согласно обозначению на знаках
безопасности и в соответствии с сигнальной
разметкой;
Демонстрирует умение использовать нормативные
Самостоятельная работа с
правовые акты для определения ответственности за
учебником
асоциальное поведение на транспорте;
Демонстрирует умение пользоваться официальными
источниками для получения информации о
Домашнее задание
правилах и рекомендациях по обеспечению
безопасности на транспорте;
Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать
Тестирование
последствия своего поведения на транспорте;
Демонстрирует умение составлять модель личного Публичное выступление с докладом
29

безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и в опасных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации
от опасных и чрезвычайных ситуаций
1. 31 Комментировать назначение основных
нормативных правовых актов в области
защиты населения и территорий от опасных и
чрезвычайных ситуаций;
1.32 использовать основные нормативные
правовые акты в области защиты населения и
территорий от опасных и чрезвычайных
ситуаций для изучения и реализации своих
прав
и
определения
ответственности;
оперировать основными понятиями в области
защиты населения и территорий от опасных и
чрезвычайных ситуаций;
1.33 раскрывать
составляющие
государственной системы, направленной
на защиту населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций;
1.34
приводить
примеры
основных
направлений деятельности государственных
служб по защите населения и территорий от
опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз,
мониторинг, оповещение, защита, эвакуация,
аварийно-спасательные работы, обучение
населения;
1.35 приводить примеры потенциальных
опасностей природного, техногенного и
социального характера, характерных для
региона проживания, и опасностей и
чрезвычайных ситуаций, возникающих
при ведении военных действий или
вследствие этих действий;

безопасного
поведения
в
повседневной
жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных
ситуациях на транспорте.
Демонстрирует умение комментировать назначение
основных нормативных правовых актов в области
защиты населения и территорий от опасных и Домашнее задание
чрезвычайных ситуаций;
Демонстрирует умение использовать основные
нормативные правовые акты в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных
ситуаций для изучения и реализации своих прав и Публичное выступление с докладом
определения
ответственности;
оперировать
основными понятиями в области защиты населения
и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
Демонстрирует умение раскрывать составляющие
Самостоятельная работа с
государственной системы, направленной на защиту
учебником
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
Демонстрирует
умение
приводить
примеры
основных
направлений
деятельности
государственных служб по защите населения и
Устный опрос
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций:
прогноз,
мониторинг,
оповещение,
защита,
эвакуация,
аварийно-спасательные
работы,
обучение населения;
Демонстрирует
умение
приводить
примеры
потенциальных
опасностей
природного,
техногенного и социального характера, характерных Проверка результатов и хода
для региона проживания, и опасностей и выполнения практических работ
чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
30

объяснять причины их возникновения,
характеристики, поражающие факторы,
особенности и последствия;
1.37 использовать
средства
индивидуальной, коллективной защиты и
приборы
индивидуального
дозиметрического контроля;
1.38 действовать согласно обозначению на
знаках безопасности и плане эвакуации;
1.36

вызывать в случае необходимости
службы экстренной помощи;
1.40 прогнозировать и оценивать свои
действия в области обеспечения личной
безопасности в опасных и чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени;
1.41 пользоваться
официальными
источниками для получения информации
о защите населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций в мирное и
военное время;
1.42 составлять
модель
личного
безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской
Федерации
1.43 Характеризовать
особенности
экстремизма, терроризма и наркотизма в
Российской Федерации;
1.44 объяснять взаимосвязь экстремизма,
терроризма и наркотизма;
1.45 оперировать основными понятиями в
области противодействия экстремизму,
1.39

Демонстрирует умение объяснять причины их Проверка результатов и хода
возникновения,
характеристики,
поражающие выполнения практических работ
факторы, особенности и последствия;
Демонстрирует умение использовать средства
индивидуальной, коллективной защиты и приборы
индивидуального дозиметрического контроля;
Демонстрирует умение действовать согласно
обозначению на знаках безопасности и плане
эвакуации;
Демонстрирует умение вызывать в случае
необходимости службы экстренной помощи;
Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать
свои действия в области обеспечения личной
безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях
мирного и военного времени;
Демонстрирует умение пользоваться официальными
источниками для получения информации о защите
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в
мирное и военное время;

Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Демонстрирует умение составлять модель личного
безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени.
Демонстрирует
умение
характеризовать
особенности экстремизма, терроризма и наркотизма
в Российской Федерации;

Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Демонстрирует умение объяснять взаимосвязь
экстремизма, терроризма и наркотизма;
Демонстрирует умение оперировать основными
понятиями в области противодействия экстремизму,

Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Устный опрос
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

31

терроризму и наркотизму в Российской
Федерации;
1.46 раскрывать
предназначение
общегосударственной
системы
противодействия
экстремизму,
терроризму и наркотизму;
1.47 объяснять основные принципы и
направления
противодействия
экстремистской,
террористической
деятельности и наркотизму;
1.48 комментировать назначение основных
нормативных
правовых
актов,
составляющих
правовую
основу
противодействия
экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской
Федерации;
1.49 описывать органы исполнительной
власти,
осуществляющие
противодействие
экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской
Федерации;
1.50 пользоваться официальными сайтами и
изданиями
органов
исполнительной
власти,
осуществляющих
противодействие
экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской
Федерации, для обеспечения личной
безопасности;
1.51 использовать основные нормативные
правовые акты в области противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму в
Российской Федерации для изучения и
реализации своих прав, определения
ответственности;
1.52 распознавать признаки вовлечения в

терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
Демонстрирует умение раскрывать предназначение Проверка результатов и хода
общегосударственной системы противодействия выполнения практических работ
экстремизму, терроризму и наркотизму;
Демонстрирует
умение объяснять
основные
принципы
и
направления
противодействия
экстремистской, террористической деятельности и
наркотизму;
Демонстрирует умение комментировать назначение
основных
нормативных
правовых
актов,
составляющих правовую основу противодействия
экстремизму,
терроризму
и наркотизму
в
Российской Федерации;

Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Демонстрирует
умение
описывать
органы Проверка результатов и хода
исполнительной
власти,
осуществляющие выполнения практических работ
противодействие экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации;
Демонстрирует умение пользоваться официальными Проверка результатов и хода
сайтами и изданиями органов исполнительной выполнения практических работ
власти,
осуществляющих
противодействие
экстремизму,
терроризму
и наркотизму
в
Российской Федерации, для обеспечения личной
безопасности;
Демонстрирует умение использовать основные Проверка результатов и хода
нормативные
правовые
акты
в
области выполнения практических работ
противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации для изучения и
реализации
своих
прав,
определения
ответственности;
Демонстрирует умение распознавать признаки Проверка результатов и хода
32

экстремистскую и террористическую
деятельность;
1.53 распознавать симптомы употребления
наркотических средств;
1.54 описывать способы противодействия
вовлечению
в
экстремистскую
и
террористическую
деятельность,
распространению
и
употреблению
наркотических средств;
1.55 использовать официальные сайты ФСБ
России,
Министерства
юстиции
Российской Федерации для ознакомления
с перечнем организаций, запрещенных в
Российской Федерации в связи с
экстремистской
и
террористической
деятельностью;
1.56 описывать действия граждан при
установлении уровней террористической
опасности;
1.57 описывать правила и рекомендации в
случае проведения террористической
акции;
1.58 составлять
модель
личного
безопасного поведения при установлении
уровней террористической опасности и
угрозе совершения террористической
акции.
Основы здорового образа жизни
1.59 Комментировать назначение основных
нормативных правовых актов в области
здорового образа жизни;
1.60 использовать основные нормативные
правовые акты в области здорового образа
жизни для изучения и реализации своих
прав;

вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность;
Демонстрирует умение распознавать симптомы
употребления наркотических средств;
Демонстрирует
умение
описывать
способы
противодействия вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность, распространению
и употреблению наркотических средств;

выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Демонстрирует умение использовать официальные Проверка результатов и хода
сайты ФСБ России, Министерства юстиции выполнения практических работ
Российской Федерации для ознакомления с
перечнем организаций, запрещенных в Российской
Федерации в связи с экстремистской и
террористической деятельностью;
Демонстрирует умение описывать действия граждан
при установлении уровней террористической
опасности;
Демонстрирует умение описывать правила и
рекомендации
в
случае
проведения
террористической акции;
Демонстрирует умение составлять модель личного
безопасного поведения при установлении уровней
террористической опасности и угрозе совершения
террористической акции.

Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Демонстрирует умение комментировать назначение Проверка результатов и хода
основных нормативных правовых актов в области выполнения практических работ
здорового образа жизни;
Демонстрирует умение использовать основные Проверка результатов и хода
нормативные правовые акты в области здорового выполнения практических работ
образа жизни для изучения и реализации своих
прав;
33

оперировать основными понятиями в
области здорового образа жизни;
1.62 описывать факторы здорового образа
жизни;
1.63 объяснять преимущества здорового
образа жизни;
1.64 объяснять значение здорового образа
жизни для благополучия общества и
государства;
1.65 описывать основные факторы и
привычки, пагубно влияющие на здоровье
человека;
1.66 раскрывать сущность репродуктивного
здоровья;
1.67 распознавать факторы, положительно и
отрицательно
влияющие
на
репродуктивное здоровье;
1.68 пользоваться
официальными
источниками для получения информации
о здоровье, здоровом образе жизни,
сохранении
и
укреплении
репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи
1. 69
Комментировать
назначение
основных нормативных
правовых
актов в области оказания первой
помощи;
1.70 использовать основные нормативные
правовые акты в области оказания первой
помощи для изучения и реализации своих
прав, определения ответственности;
1.71 оперировать основными понятиями в
области оказания первой помощи;
1.61

Демонстрирует умение оперировать основными
понятиями в области здорового образа жизни;
Демонстрирует
умение
описывать
факторы
здорового образа жизни;
Демонстрирует умение

Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Демонстрирует
умение
объяснять
значение Проверка результатов и хода
здорового образа жизни для благополучия общества выполнения практических работ
и государства;
Демонстрирует умение описывать основные Самостоятельная работа с
факторы и привычки, пагубно влияющие на учебником
здоровье человека;
Демонстрирует умение раскрывать сущность
Публичное выступление с докладом
репродуктивного здоровья;
Демонстрирует умение распознавать факторы,
Домашнее задание
положительно и отрицательно влияющие на
репродуктивное здоровье;
Демонстрирует умение пользоваться официальными
источниками для получения информации
о
Домашнее задание
здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и
укреплении репродуктивного здоровья.
Демонстрирует умение комментировать назначение
основных нормативных правовых актов в области
Самостоятельная работа с
оказания первой помощи;
учебником

Демонстрирует умение использовать основные
нормативные правовые акты в области оказания Публичное выступление с докладом
первой помощи для изучения и реализации своих
прав, определения ответственности;
Демонстрирует умение оперировать основными Самостоятельная работа с
понятиями в области оказания первой помощи;
учебником
34

отличать
первую
помощь
от
медицинской помощи;
1.73 распознавать состояния, при которых
оказывается первая помощь, и определять
мероприятия по ее оказанию;
1.74 оказывать
первую
помощь
при
неотложных состояниях;
1.75 вызывать в случае необходимости
службы экстренной помощи;
1.76 выполнять
переноску
(транспортировку)
пострадавших
различными способами с использованием
подручных
средств
и
средств
промышленного изготовления;
1.77 действовать согласно указанию на
знаках безопасности медицинского и
санитарного назначения;
1.78 составлять
модель
личного
безопасного поведения при оказании
первой помощи пострадавшему;
1.79 комментировать назначение основных
нормативных правовых актов в сфере
санитарно-эпидемиологическом
благополучия населения;
1.80 использовать основные нормативные
правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического
благополучия
населения для изучения и реализации
своих
прав
и
определения
ответственности;
1.81 оперировать понятием «инфекционные
болезни» для определения отличия
инфекционных
заболеваний
от
неинфекционных заболеваний и особо
опасных инфекционных заболеваний;
1.72

Демонстрирует умение отличать первую помощь от
медицинской помощи;
Демонстрирует умение распознавать состояния, при
которых оказывается первая помощь, и определять
мероприятия по ее оказанию;
Демонстрирует умение оказывать первую помощь
при неотложных состояниях;
Демонстрирует умение вызывать в случае
необходимости службы экстренной помощи;
Демонстрирует умение выполнять переноску
(транспортировку)
пострадавших
различными
способами с использованием подручных средств и
средств промышленного изготовления;

Публичное выступление с докладом

Демонстрирует умение действовать согласно
указанию на знаках безопасности медицинского и
санитарного назначения;
Демонстрирует умение составлять модель личного
безопасного поведения при оказании первой
помощи пострадавшему;
Демонстрирует умение комментировать назначение
основных нормативных правовых актов в сфере
санитарно-эпидемиологическом
благополучия
населения;
Демонстрирует умение использовать основные
нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для
изучения и реализации своих прав и определения
ответственности;

Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Демонстрирует умение оперировать понятием Проверка результатов и хода
«инфекционные болезни» для определения отличия выполнения практических работ
инфекционных заболеваний от неинфекционных
заболеваний и особо опасных инфекционных
заболеваний;
35

классифицировать
основные Демонстрирует умение классифицировать основные
инфекционные болезни;
инфекционные болезни;
1.83 определять меры, направленные на Демонстрирует
умение
определять
меры,
предупреждение
возникновения
и направленные на предупреждение возникновения и
распространения
инфекционных распространения инфекционных заболеваний;
заболеваний;
1.84 действовать в порядке и по правилам
Демонстрирует умение действовать в порядке и по
поведения в случае возникновения
правилам поведения в случае возникновения
эпидемиологического или
эпидемиологического или бактериологического
бактериологического очага.
очага.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
Основы комплексной безопасности
Умеет объяснять, как экологическая безопасность
2.1 объяснять, как экологическая
связана с национальной безопасностью и влияет на
безопасность связана с национальной
нее .
безопасностью и влияет на нее .
Защита населения Российской Федерации
Умеет устанавливать и использовать мобильные
от опасных и чрезвычайных ситуаций
приложения служб, обеспечивающих защиту
2.2 устанавливать и использовать мобильные
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций,
приложения служб, обеспечивающих защиту
для обеспечения личной безопасности.
населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций, для обеспечения личной
безопасности.
Основы обороны государства
Умеет объяснять основные задачи и направления
2.3 объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и
развития, строительства, оснащения и
модернизации ВС РФ;
модернизации ВС РФ;
2.4 приводить примеры применения
Умеет приводить примеры применения различных
различных типов вооружения и военной
типов вооружения и военной техники в войнах и
техники в войнах и конфликтах различных
конфликтах различных исторических периодов,
исторических периодов, прослеживать их
прослеживать их эволюцию.
эволюцию.
Промежуточная аттестация
1.82

Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

Домашнее задание

Тестирование

Домашнее задание

Домашнее задание

Экзамен

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».