АОП_13450_Маляр_2023-2025

Адаптированная образовательная программа профессионального обучения (далее АОП ПО) представляет собой комплекс нормативно-методической
документации, разработанной на основе профессиональной характеристики
по профессии 13450 «Маляр», регламентирующий содержание, организацию
и оценку качества подготовки слушателей с особыми образовательными потребностями.
Адаптированная программа профессионального обучения обеспечивает
достижение обучающимися результатов обучения, установленных указанным
профессиональным стандартом «Маляр строительный».
Основными пользователями являются:
• преподаватели и мастера производственного обучения Техникума;
• слушатели с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, осваивающие профессию «Маляр»;
• администрация и коллективные органы управления Техникума;
• абитуриенты и их родители (лица, заменяющие их);
• работодатели.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» (далее Техникум).
Разработчики:
Базарова С.В.- руководитель Цента инклюзивного образования
Русина М.В.- председатель цикловой комиссии рабочих профессий
Козлова Е.Н.- мастер производственного обучения
Конева Н.Я. – преподаватель специальных дисциплин

Рассмотрено на заседании методического совета
Протокол № 5 от «15» июня 2023 г.
2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
1.1 Нормативно-правовые основы разработки адаптированной
образовательной программы профессионального обучения
1.2 Требования к поступающим
2.
Характеристика
профессиональной
деятельности
выпускников и требования к результатам освоения
адаптированной
образовательной
программы
профессионального обучения
2.1 Область и объекты профессиональной деятельности
2.2 Виды профессиональной деятельности
2.3 Трудовые функции выпускника, формируемые в
результате освоения АОППО
2.4 Результаты реализации АОППО
2.5 Структура АОППО
2.6 Трудоёмкость АОППО
2.7 Срок освоения АОППО
3. Документы, определяющие содержание и организацию
образовательного процесса
3.1 Учебный план
3.2 Календарный учебный график
3.3 Рабочие программы учебных дисциплин
3.4 Программа учебной и производственной практик
4. Контроль и оценка результатов освоения адаптированной
образовательной программы
4.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация
4.2 Организация итоговой аттестации выпускников с
инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья
5. Обеспечение специальных условий для слушателей с
инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
5.1 Кадровое обеспечение
5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение
5.3 Материально-техническое обеспечение
6. Требования к организации практик слушателей с
инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
7. Характеристика социокультурной среды техникума,
обеспечивающей социальную адаптацию слушателей с
инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

4
7
9

10
10
10
10
11
16
16
16
18
18
18
18
19
20
20
21
23
23
23
23
27

29

3

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная программа профессионального обучения по
профессии 13450 «Маляр» разработана с целью получения профессионального
обучения лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с
различными формами умственной отсталости.
Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики,
всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических
повреждений центральной нервной системы. Это атипичное развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера.
При умственной отсталости страдают не только высшие психические
функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Развитие всех психических процессов у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной оказывается чувственная ступень
познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах
сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых
ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей
среде.
Обучение слушателей с различными формами умственной отсталости
Особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и
оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в
частности овладение отдельными мыслительными операциями. Меньший потенциал обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
4

нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Проявляются в трудностях установления отношений
между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не
имея внутреннего плана действия.
Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на
развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического. Особенности восприятия и осмысления учебного материала неразрывно
связаны с особенностями памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; произвольное запоминание требует многократных повторений. Менее развито логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком
уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения
и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может
5

воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом
наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать
значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного
материала.
Для лиц с нарушениями интеллектуального развития характерны следующие особые образовательные потребности:
— получение специальной помощи средствами образования;
— обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
— научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания
образования;
— доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе
образования;
— увеличение сроков получения образования;
— систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и
умений;
— специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий
учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
— обеспечение особой пространственной и временной организации; общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов;
— использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
— развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;
— стимуляция познавательной активности, формирование позитивного
6

отношения к окружающему миру.
— овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации,
обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных
связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
— возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
— психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;
— психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
— постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы организации.
1.1 Нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной программы профессионального обучения
Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.07.2020 № 443н «Об утверждении профессионального стандарта
«Маляр строительный»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
26.08.2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным программам профессионального
обучения»;
Приказ Министерства науки и образования Российской Федерации
№513 от 02.07.2013 (ред. 25.04.2019) «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное
обучение (Зарегистрировано в Минюсте России №29322 от 08.08.2013);
7

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
№06-281 от 18.03.2014 г. «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 №06-2412вн);
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации № 05-108
от 11.02.2019 г. «О профессиональном обучении лиц с различными формами
умственной отсталости» (вместе с «Разъяснениями по вопросам организации
профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»);
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 10 апреля 2020 №05-398 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ
среднего профессионального образования и профессионального обучения
лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31 августа 2020 г. NДГ-1342/07 «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 515 от 04.08.2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по
перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности
инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
Распоряжение Минпросвещения России от 20.02.2019г. №Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
Методическую основу разработки адаптированной образовательной
8

программы составляют:
Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с
умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития) / Д.Р.
Макеева, Е.А. Канатникова, Е.В. Николаева, Е.А. Деникаева – М.: ФГБОУ
ДПО ИРПО, 2022.
Локальные нормативные акты:
Устав ГБПОУ «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» действует на основании, утвержденный приказом Министерства образования и науки РБ № 1763 от 10.04.2015 г.;
Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в ГБПОУ «БРИЭТ», утв. приказом от 02.08.2017 г.
№77;
Положение № 018-2019 об адаптированной образовательной программе
среднего профессионального образования и профессионального обучения в
ГБПОУ «БРИЭТ», утв. приказом от 02.09.2019 г. № 9.
1.2 Требования к абитуриенту
К освоению АОП ПО по профессии 13450 «Маляр» допускаются лица
инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (с различными
формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования. Прием на обучение по АОП ПО проводится по личному заявлению абитуриента, при наличии документа об образовании (свидетельства об обучении).
Инвалид при поступлении должен предъявить индивидуальную
программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об
обучении по данной профессии, содержащую информацию о необходимых
специальных

условиях

обучения,

а

также

сведения

относительно

рекомендованных условий и видов труда.
Лицо с ОВЗ при поступлении должно предъявить заключение
психолого–медико–педагогической комиссии с рекомендацией об обучении
9

по данной профессии, содержащее информацию о необходимых специальных
условиях обучения.

10

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника:
Окрашивание наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, оклеивание стен и потолков зданий обоями.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: поверхности зданий, сооружений и участков, прилегающих к ним; материалы
для малярных работ; технологии отделочных строительных работ; ручной и
механизированный инструмент, приспособления и механизмы для малярных
работ; леса и подмости.
2.2 Виды профессиональной деятельности
Наименование вида профессиональной деятельности: Окрашивание
наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, оклеивание стен
и потолков зданий обоями.
Основная цель вида профессиональной деятельности: Покрытие защитными и декоративными материалами наружных и внутренних поверхностей
зданий и сооружений.
2.3 Трудовые функции выпускника, формируемые в результате
освоения АОППО
В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Маляр
строительный» выпускник должен быть готов к выполнению предусмотренных профессиональным стандартом трудовых функций:
- Очистка поверхностей и предохранение от набрызгов краски;
- Обработка поверхностей различными средствами и составами;
11

- Приготовление и нанесение на поверхности клеевых составов;
- Шпатлевание поверхностей вручную;
- Дополнительное шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом;
- Окрашивание поверхностей вручную и механизированным способом;
- Оклеивание поверхностей бумажными, виниловыми и текстильными
обоями.
2.4 Результаты реализации АОППО
Определение результатов освоения программ профессионального обучения на основе профессионального стандарта:
Профессиональный стандарт
Программа профессионального
«Маляр строительный»
обучения 13450 «Маляр»
Вид
Окрашивание наружных и внутренних поверхностей зданий и
профессиональной сооружений, оклеивание стен и потолков зданий обоями
деятельности
Трудовая функция Очистка, протравливание и обработка поверхностей для окрашивания и оклеивания обоями
Трудовое
- Очистка поверхностей
- Очистка поверхностей
действие
- Сглаживание поверхностей
- Сглаживание поверхностей
(практический
вручную
вручную
опыт)
- Удаление старой краски с рас- Удаление старой краски с расшивкой трещин и расчисткой
шивкой трещин и расчисткой
выбоин
выбоин
- Предохранение поверхностей
- Предохранение поверхностей
от набрызгов краски
от набрызгов краски
- Грунтование олифой деревян- Грунтование олифой деревянных поверхностей с помощью
ных поверхностей с помощью
кисти и валик
кисти и валик
- Обработка различных поверх- Обработка различных поверхностей грунтовками и пропитностей грунтовками и пропитками с помощью кисти и валика ками с помощью кисти и валика
- Травление цементной штука- Травление цементной штукатурки нейтрализующим раствотурки нейтрализующим раствором
ром
- Приготовление клеевого со- Приготовление клеевого состава
става
- Нанесение клеевого состава на - Нанесение клеевого состава на
поверхности
поверхности
Умения
- Пользоваться металлическими - Пользоваться металлическими
шпателями, скребками, щетками шпателями, скребками, щетдля очистки поверхностей
ками для очистки поверхностей
- Пользоваться пылесосом, воз- Пользоваться пылесосом, воздушной струей от компрессора
душной струей от компрессора
12

Знания

при очистке поверхностей
- Удалять старую краску с расшивкой трещин и расчисткой
выбоин
- Устанавливать защитные материалы для предохранения поверхностей от набрызгов краски
- Наносить на поверхности
олифу, грунтовки, пропитки и
нейтрализующие растворы кистью или валиком
- Приготавливать нейтрализующие растворы
- Приготавливать клей заданного
состава и консистенции
- Получать ровную кромку при
резке обоев вручную
- Наносить клеевой состав на поверхности кистями, валиками
- Способы и правила подготовки
поверхностей под окрашивание
и оклеивание
- Назначение и правила применения ручного инструмента и
приспособлений
- Правила эксплуатации, принцип работы и условия применения строительных пылесосов и
компрессоров
- Способы и материалы для
предохранения поверхностей от
набрызгов краски
- Требования охраны труда,
электробезопасности и пожарной безопасности при подготовительных работах
- Виды и свойства основных
нейтрализующих растворов,
грунтовок, пропиток
- Правила применения олиф,
грунтовок, пропиток и нейтрализующих растворов
- Способы и правила нанесения
олиф, грунтовок, пропиток и
нейтрализующих растворов
- Виды и правила применения
средств индивидуальной защиты, применяемых при травлении нейтрализующим составом
- Требования охраны труда при
работе с олифами, грунтовками,
пропитками и

при очистке поверхностей
- Удалять старую краску с расшивкой трещин и расчисткой
выбоин
- Устанавливать защитные материалы для предохранения поверхностей от набрызгов краски
- Наносить на поверхности
олифу, грунтовки, пропитки и
нейтрализующие растворы кистью или валиком
- Приготавливать нейтрализующие растворы
- Приготавливать клей заданного состава и консистенции
- Получать ровную кромку при
резке обоев вручную
- Наносить клеевой состав на
поверхности кистями, валиками
- Способы и правила подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание
- Назначение и правила применения ручного инструмента и
приспособлений
- Правила эксплуатации, принцип работы и условия применения строительных пылесосов и
компрессоров
- Способы и материалы для
предохранения поверхностей от
набрызгов краски
- Требования охраны труда,
электробезопасности и пожарной безопасности при подготовительных работах
- Виды и свойства основных
нейтрализующих растворов,
грунтовок, пропиток
- Правила применения олиф,
грунтовок, пропиток и нейтрализующих растворов
- Способы и правила нанесения
олиф, грунтовок, пропиток и
нейтрализующих растворов
- Виды и правила применения
средств индивидуальной защиты, применяемых при травлении нейтрализующим составом
- Требования охраны труда при
работе с олифами, грунтовками,
13

нейтрализующими растворами
- Виды и основные свойства
клеев, применяемых при производстве обойных работ
- Способы и правила приготовления клея
- Способы раскроя обоев вручную
- Категории качества поверхностей в зависимости от типов финишных покрытий
Трудовая функция
Трудовое
действие
(практический
опыт)

Умения

пропитками и нейтрализующими растворами
- Виды и основные свойства
клеев, применяемых при производстве обойных работ
- Способы и правила приготовления клея
- Способы раскроя обоев вручную
- Категории качества поверхностей в зависимости от типов финишных покрытий
Окончательная подготовка поверхностей для окрашивания и
оклеивания обоями
- Приготовление шпатлевочных - Приготовление шпатлевочных
составов
составов
- Нанесение шпатлевочных со- Нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную ставов на поверхности вручную
- Разравнивание шпатлевочного - Разравнивание шпатлевочного
состава в соответствии с требосостава в соответствии с требованием к качеству поверхности
ванием к качеству поверхности
- Приготовление шпатлевочных - Приготовление шпатлевочных
составов для финишного вырав- составов для финишного выравнивания поверхностей
нивания поверхностей
- Нанесение шпатлевочных со- Нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную ставов на поверхности вручную
и механизированным способом
и механизированным способом
- Разравнивание шпатлевочного - Разравнивание шпатлевочного
состава в соответствии с требосостава в соответствии с требованием к категории качества по- ванием к категории качества поверхности
верхности
- Грунтование поверхностей ме- - Грунтование поверхностей механизированным способом
ханизированным способом
- Техническое обслуживание
- Шлифовка поверхностей вручоборудования для нанесения
ную и механизированным спошпатлевочных и грунтовочных
собом
составов
- Шлифовка поверхностей вручную и механизированным способом
- Выбирать шпатлевочные со- Выбирать шпатлевочные составы в соответствии с видом
ставы в соответствии с видом
основания и типом финишного
основания и типом финишного
покрытия
покрытия
- Приготавливать шпатлевочные - Приготавливать шпатлевочные
составы
составы
- Пользоваться инструментом
- Пользоваться инструментом
для нанесения шпатлевочного
для нанесения шпатлевочного
состава на поверхность вручную состава на поверхность вруч- Разравнивать шпатлевочные
ную
составы в соответствии с требо- - Разравнивать шпатлевочные
ваниями к категории качества
составы в соответствии с
14

поверхности
- Выбирать шпатлевочные составы в соответствии с видом
основания и типом финишного
покрытия
- Приготавливать шпатлевочные
составы для финишного выравнивания поверхностей
- Пользоваться инструментом и
оборудованием для нанесения
шпатлевочного состава на поверхность механизированным
способом
- Разравнивать шпатлевочные
составы в соответствии с требованиями к категории качества
поверхности
- Наносить на поверхность грунтовочные составы механизированным способом
- Производить техническое обслуживание оборудования для
нанесения грунтовочных и
шпатлевочных составов
- Шлифовать поверхности вручную и механизированным способом
Знания

требованиями к категории качества поверхности
- Выбирать шпатлевочные составы в соответствии с видом
основания и типом финишного
покрытия
- Приготавливать шпатлевочные
составы для финишного выравнивания поверхностей
- Пользоваться инструментом и
оборудованием для нанесения
шпатлевочного состава на поверхность механизированным
способом
- Разравнивать шпатлевочные
составы в соответствии с требованиями к категории качества
поверхности
- Наносить на поверхность
грунтовочные составы механизированным способом
- Производить техническое обслуживание оборудования для
нанесения грунтовочных и
шпатлевочных составов
- Шлифовать поверхности вручную и механизированным способом
- Типы и основные свойства
- Типы и основные свойства
шпатлевочных составов
шпатлевочных составов
- Правила приготовления и тех- Правила приготовления и технология применения шпатлевоч- нология применения шпатленых составов
вочных составов
- Правила эксплуатации инстру- - Правила эксплуатации инструмента для приготовления шпатмента для приготовления шпатлевочных составов
левочных составов
- Способы и правила нанесения
- Способы и правила нанесения
шпатлевочных составов на пошпатлевочных составов на поверхность вручную
верхность вручную
- Устройство, назначение и пра- - Устройство, назначение и правила применения инструмента
вила применения инструмента
для нанесения шпатлевочных со- для нанесения шпатлевочных
ставов
составов
- Типы и основные свойства
- Типы и основные свойства
шпатлевочных составов для фи- шпатлевочных составов для финишного выравнивания
нишного выравнивания
- Правила приготовления и тех- Правила приготовления и технология применения шпатлевоч- нология применения шпатленых составов для финишного
вочных составов для финишвыравнивания
ного выравнивания
- Устройство, правила эксплуа- Устройство, правила эксплуатации и принцип работы
тации и принцип работы
15

оборудования для приготовления и нанесения шпатлевочных
составов
- Способы и правила нанесения
шпатлевочных составов на поверхность механизированным
способом
- Категории качества поверхностей в зависимости от типов финишных покрытий
- Виды и основные свойства
грунтовочных составов
- Правила нанесения грунтовочных составов механизированным способом
- Способы и правила выполнения шлифовальных работ
- Основные требования, предъявляемые к качеству грунтования и шлифования поверхностей
- Требования охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности при шпатлевании,
грунтовании и шлифовании поверхностей

оборудования для приготовления и нанесения шпатлевочных
составов
- Способы и правила нанесения
шпатлевочных составов на поверхность механизированным
способом
- Категории качества поверхностей в зависимости от типов финишных покрытий
- Виды и основные свойства
грунтовочных составов
- Правила нанесения грунтовочных составов механизированным способом
- Способы и правила выполнения шлифовальных работ
- Основные требования, предъявляемые к качеству грунтования и шлифования поверхностей
- Требования охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности при шпатлевании,
грунтовании и шлифовании поверхностей

2.5 Структура АОППО
Код, ОП
О.01
О.02
ОП.01
ОП.02
ОП.03
А.01
А.02
А.03
А.04
ПМ.01
МДК.01.01
УП.01
ПМ.02
МДК.02.01
УП.02
ПМ.03
МДК.03.01
УП.03

Наименование ОП, МДК
Общеобразовательный цикл
Основы безопасности жезнедеятельности – 38 ч.
Основы экологии – 56 ч.
Общепрофессиональный цикл
Экономика отрасли и предприятия – 22 ч.
Материаловедение – 56 ч.
Охрана труда – 30 ч.
Адаптационный цикл
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний – 22 ч.
Психология личности и профессиональное самоопределение – 34 ч.
Адаптивные информационные и коммуникационные технологии – 30 ч.
Коммуникативный практикум – 20 ч.
Профессиональный цикл
Выполнение шуткатурных работ
Технология штукатурных работ - 80 ч.
Практика (производственное обучение в учебной мастерской)
Выполнение малярных работ
Технология малярных работ – 2234 ч.
Практика (производственное обучение в учебной мастерской)
Выполнение плиточных работ
Технология плиточных работ – 54 ч.
Практика (производственное обучение в учебной мастерской)
16

ПП.00
К
О.03
ПА
ИА

Производственная практика (в техникуме или на предприятии)
Групповые, индивидуальные консультации
Физическая культура
Адаптивная физическая культура - 134 ч.
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация

2.6 Трудоёмкость АОППО
Начало учебного года 1 сентября 2022 г., окончание обучения по данной
профессии 30 июня 2024 г.
На освоение образовательной программы отводится 2460 учебных часов. Учебная нагрузка составляет 30 часов при 5-тидневной учебной неделе.
Продолжительность занятий по 45 минут, учебные занятия проводятся парами.
2.7 Нормативный срок освоения АОППО
Срок освоения АОП ПО по профессии 13450 «Маляр» - 1 год 10 месяцев
при очной форме подготовки.
Слушатели, успешно сдавшие квалификационный экзамен, получают
квалификацию по профессии рабочего, должности служащего с присвоением
разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения, выдаются свидетельства, установленного Техникумом образца, и присваивается
2-й или 3-й базовый разряд по профессии «Маляр».
Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на
итоговой аттестации неудовлетворительные оценки, а также лицам, освоившим часть основной программ профессионального обучения и (или) отчисленным из Техникума выдаётся справка об обучении или о периоде обучения
установленной формы.

17

3 ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1 Учебный план
Учебный план определяет качественные и количественные характеристики адаптированной образовательной программы по профессии 13450 «Маляр»:
- объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
- перечень дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов
(междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);
- последовательность изучения дисциплин и профессиональных модулей;
виды учебных занятий;
- распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам;
- распределение по семестрам и объемные показатели подготовки и проведения итоговой аттестации.

3.2 Календарный учебный график
В календарном учебном графике указывается последовательность реализации АОП ПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточную и итоговую аттестации, каникулы.
В процессе освоения программ профессионального обучения слушателям предоставляются каникулы – 11 недель в учебном году, а также в учебном графике предусмотрены дополнительные каникулы: 1 неделя в ноябре, 1
неделя в марте.

3.3 Рабочие программы учебных дисциплин
Рабочие программы учебных дисциплин составляют содержательную
18

основу АОППО.
Рабочие программы дисциплин общеобразовательного учебного цикла:
О.01 Основы безопасности жезнедеятельности – 38 ч.
О.02 Основы экологии – 56 ч.
Рабочие программы общепрофессионального учебного цикла:
ОП.01 Экономика отрасли и предприятия – 22 ч.
ОП.02 Материаловедение – 56 ч.
ОП.03 Охрана труда – 30 ч.
Рабочие программы профессионального учебного цикла:
МДК.01.01 Технология штукатурных работ - 80 ч.
МДК.02.01 Технология малярных работ – 2234 ч.
МДК.03.01 Технология плиточных работ – 54 ч.
Рабочие программы адаптационных дисциплин:
А.01 Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний – 22 ч.
А.02 Психология личности и профессиональное самоопределение – 34 ч.
А.03 Адаптивные информационные и коммуникационные технологии – 30 ч.
А.04 Коммуникативный практикум – 20 ч.
Физическая культура
О.03 Адаптивная физическая культура - 134 ч.
3.4 Программа учебной и производственной практик
Адаптированная рабочая программа учебной практики является составной частью профессиональной образовательной программы для подготовки
слушателей по профессии 13450 «Маляр» из числа лиц с нарушениями интеллекта: учебная практика относится к специальному циклу, связана с освоением
основных видов профессиональной деятельности: выполнение работ при
оштукатуривании поверхностей; окрашивание наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, оклеивание стен и потолков зданий обоями;
технология облицовочных работ.
Программы учебной и производственной практик
19

Учебная практика – 1170 ч. (УП.01 – 360 ч., УП.02 – 660 ч., УП.03 – 150 ч.)
Производственная практика – 390 ч.

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе проведения
учебных занятий, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий в целях получения информации о:
- выполнении слушателем требуемых действий в процессе учебной деятельности;
- правильности выполнения требуемых действий;
- соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала;
- формировании действия с должной мерой обобщения, освоения.
Текущий контроль успеваемости для слушателей с инвалидностью и
ОВЗ имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.
Промежуточная аттестация слушателей осуществляется в форме зачетов, дифференцированных зачётов и экзаменов.
Форма промежуточной аттестации для слушателей с инвалидностью и
ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них
увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление индивидуальных графиков прохождения промежуточной
аттестации лицам различными формами умственной отсталости.
20

4.2 Организация итоговой аттестации выпускников с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья
Итоговая аттестация слушателей из числа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта), осваивающих программы профессионального обучения, проводится в виде сдачи квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний по программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Итоговая аттестация слушателей с инвалидностью и ОВЗ, осваивающих
программы профессиональной подготовки, должна проводиться с учетом их
психофизиологических возможностей на принципах индивидуализации и
дифференциации.
Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее, чем за 3 месяца до начала итоговой аттестации
подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении итоговой аттестации. В специальные условия могут входить:
- предоставление отдельной аудитории;
- увеличение времени для подготовки ответа;
- присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь;
- выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения итоговой
аттестации;
-выбор формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге,
письменно на компьютере, с использованием услуг ассистента);
-использование специальных технических средств;
-предоставление перерыва для приема пищи, лекарств.
21

К итоговой аттестации допускаются слушатели, выполнившие требования, предусмотренные АОП ПО по профессии 13450 «Маляр». Оценка качества выполненных практических работ осуществляется комиссией, в состав
которой входят: заведующий учебной частью, заведующий учебной и производственной практикой, руководитель центра инклюзивного образования,
внешние эксперты (представители от работодателей).
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же
день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационной комиссии.
По особому распоряжению учредителя в период сложной санитарно-эпидемиологической обстановки итоговая аттестация проходит с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Квалификационный экзамен в части практической квалификационной работы оценивается по решению техникума на основе:
а) результатов промежуточной аттестации по профессиональным дисциплинам программы профессионального обучения;
б) наличия статуса победителя, призёра или участника чемпионата по
профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Квалификационный экзамен в части проверки теоретических знаний
проводится с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья слушателей с нарушениями интеллекта. Квалификационный экзамен проводится при личной явке слушателя в Техникум или посредством удалённого взаимодействия с помощью
электронной информационно-образовательной среды.

22

5 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
5.1 Кадровое обеспечение
Реализация АОППО по профессии 13450 «Маляр» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и учебной практики.
Педагоги, работающие по АОП ПО по профессии «Маляр» прошли курсы повышения квалификации по направлениям работы с лицами с ограниченными
возможностями здоровья:
- КПК «Современные подходы к организации и внедрению инклюзивной
среды в образовательных организациях», ФГБОУ ДПО ИРПО, 72 часа – 3 чел.
- КПК «Особенности педагогического сопровождения обучающихся лиц с
ОВЗ (слабослышащие)», ГАУ ДПО РБ «БРИОП», 2022 г. – 30 чел.
- КПК «Введение в тифлокомментирование», ФГБОУ ДПО «ИРПО», 36 часов
– 2 чел.
- КПК «Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников по освоению компетенций, необходимых
для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», РУМЦ СПО Иркутской области, 108 часов, 2023 г. – 3 чел.
Педагогические работники, реализующие адаптированную программу,
ознакомлены с психофизическими особенностями слушателей с инвалидностью и ОВЗ и учитывают их при организации образовательного процесса. К
реализации программы привлекаются руководитель центра инклюзивного образования, педагог-психолог, социальный педагог, методист.
5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение
АОП ПО по профессии 13450 «Маляр» обеспечивается учебно-методической документацией и учебными изданиями по всем предметам программы.
23

Имеется соответствующая нормативная документация, рабочие программы по всем учебным предметам данной профессии. Реализация АОП ПО
обеспечивается доступом каждого слушателя к библиотечным фондам и электронной библиотеке техникума.
Слушатели с инвалидностью и ОВЗ имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. В Техникуме они обеспечиваются печатными и
электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные
пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
- для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; в печатной форме
на языке Брайля;
- для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного
документа;
- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной
форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла;
- для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.
5.3 Материально-техническое обеспечение
ГБПОУ «БРИЭТ» располагает материально-технической базой, обеспечивающей образовательный процесс для инвалидов и лиц с ОВЗ. Учебные занятия проводятся в аудиториях и мастерских, укомплектованных техническими средствами обучения, демонстрационным оборудованием, специальными техническими средствами для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
- лекционные аудитории (оборудованные интерактивной доской с проектором, средствами звуковоспроизведения, экраном);
24

- помещения для проведения практических занятий (оборудованные
учебной мебелью);
- библиотеку (имеющую компьютерные рабочие места для слушателей);
- компьютерный класс, оснащенный персональными компьютерами с
доступом к сети Интернет.
Имеются все необходимые учебные кабинеты и лаборатории, цеха, мастерские, которые оснащены современной компьютерной техникой, специальным оборудованием, учебными и наглядными пособиями по профессии.
№
1
2
3

Наименование
Кабинеты:
учебные кабинеты:
- Технология отделочных строительных работ.
Цеха:
- «Малярный», «Штукатурный»
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет, тренажерный зал,
спортивный зал, тир, хореографический зал, актовый зал.
Для образовательного процесса слушатели обеспечены требования к доступной среде. Согласно мониторингу по обеспечению ПОО условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования,
организованный Департаментом государственной политики в сфере среднего
профессионального образования и профессионального обучения (данные на
сентябрь 2021 г.) общий показатель доступности ГБПОУ «БРИЭТ» – 88,21%
- для инвалидов с нарушениями зрениями – 89,00%
- для инвалидов с нарушениями слуха – 84,25%
- для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 89,80%
- для инвалидов с нарушениями интеллектуального развития – 89,02%
I Организация безбарьерной среды:
- выделенная стоянка автотранспортных средств для инвалидов;
- наружные пандусы и входная группа с противоскользящим покрытием;
- универсальная (специальная) туалетная кабина с автономным входом с
25

системой вызова помощника;
- доступные туалетные кабины, расположенные в блоке уборных, оборудованные поручнями, доступные для маломобильных групп населения;
- таблички с обозначением помещений и аудиторий, планы эвакуации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- контрастная маркировка стеклянных дверей;
- горизонтальные поручни на путях движения, поручни на лестницах;
- тактильная предупреждающая и направляющая разметка на путях движения;
- информационный терминал;
- система информационного оповещения для лиц с нарушением слуха и зрения (бегущая строка, визуально-акустическое табло, звуковой информатор);
- сменное кресло-коляска.
II Специальное учебное, реабилитационное компьютерное оборудование, в соответсвии с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов:
Нарушение слуха
- Настенная информационная индукционная система
для слабослышащих со
встроенным плеером – 1 шт.
- Стационарная система для
слабослышащих - 2 шт.

Нарушение зрения
- Дисплей, использующий
систему Брайля - 3шт.
- Принтер с использованием
системы Брайля - 1шт.
- Читающая машина - 3шт.
- Стационарный электронный увеличитель - 3шт.
- Устройство вывода увеличенного изображения на
дисплей - 3шт.
- Портативный дисплей, использующий
систему
Брайля - 1шт.

Нарушения ОДА
- Клавиатура (тип 2) - 1 шт.
- Джойстик (роллер) - 1 шт.
- Выносные компьютерной
кнопки - 1 шт.
- Стол регулируемый для
инвалидов - 2 шт.

III В Техникуме имеется специальное оборудование для осуществления
образовательной деятельности для лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
На базе Техникума работает медицинский кабинет, кабинет педагогапсихолога,

тренажерный

и

гимнастический

зал,

которые

помогают
26

поддерживать психологическое и физическое здоровье слушателей.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИК СЛУШАТЕЛЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Учебная и производственная практики являются обязательным разделом
АОП ПО по профессии «Маляр». Они представляют собой вид учебных
занятий,

непосредственно

ориентированных

на

профессионально

-

практическую подготовку слушателей. В АОП ПО реализуются учебная и
производственная практики. Для слушателей с инвалидностью и ОВЗ форма
проведения

практик

устанавливается

с

учетом

особенностей

психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья. При проведении занятий учебной практики также предусмотрена
частая смена видов деятельности. В минуты отдыха со слушателями работает
педагог-психолог,

классный

руководитель.

Возможно

выполнение

упражнений на релаксацию, проведение тренингов, просмотр видеороликов,
дискуссии.
Производственная практика по профессии «Маляр» предусматривает
закрепление у слушателей практических профессиональных умений по
основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей
профессии, закрепление трудовых приемов, операций и способы выполнения
трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и
необходимых для последующего освоения ими знаний и умений по избранной
профессии.
Для слушателей с инвалидностью и ОВЗ форма проведения практики
устанавливается техникумом с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
При определении мест прохождения учебной и производственных практик инвалидом техникум учитывает рекомендации, данные по результатам
27

медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе
реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов
труда.

28

7. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНУЮ
АДАПТАЦИЮ СЛУШАТЕЛЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Социокультурная среда техникума направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и
национальными ценностями. Она представляет собой пространство, которое
способно изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих при этом определенные ценности, отношения, традиции, правила,
нормы в различных сферах и формах жизнедеятельности студенческого коллектива.
Целью функционирования социокультурной среды является создание
условий для дальнейшего развития духовно–нравственной, культурной, образованной, гармонично-развитой и деятельной личности, способной к саморазвитию, самореализации и эффективной реализации полученных профессиональных и социальных качеств для достижения успеха в жизни. Реализация
намеченных целей обеспечивается в процессе решения следующих основных
задач:
- систематических обсуждений актуальных проблем воспитания, обучающихся на педагогическом совете техникума, заседаниях с классными руководителями и мастерами производственного обучения с выработкой конкретных
мер по совершенствованию воспитательной работы;
- обучения педагогов через систему регулярно проводимых методических семинаров с целью повышения активности участия в воспитательном процессе
всего педагогического состава;
- создания во всех помещениях техникума воспитательной эстетической
среды, которая способствует формированию положительных качеств обучающихся и всех сотрудников;
- систематической воспитательной работы по всем направлениям воспитания;
- активизации работы классных руководителей, мастеров производственного
29

обучения и студенческого самоуправления;
- реализации воспитательного потенциала учебной работы;
- обеспечения органической взаимосвязи учебного процесса с внеучебной воспитательной деятельностью, сферами досуга и отдыха обучающихся;
- обеспечения мониторинга интересов, запросов, ценностных ориентаций, обучающихся как основы планирования воспитательной работы;
- развития проектной деятельности в области создания социокультурной
среды и вовлечение в нее обучающихся.
Важнейшими направлениями внеурочной деятельности являются:
- Информационная и пропагандистская деятельность;
- Исследовательская деятельность обучающихся;
- Профессиональное становление личности специалиста;
- Формирование органов студенческого самоуправления;
- Деятельность классных руководителей;
- Социальная поддержка обучающихся;
- Спортивно-оздоровительная работа и профилактика наркомании;
- Работа с первокурсниками;
- Предупреждение правонарушений;
- Организация воспитательного процесса в общежитии;
- Волонтерское движение.
Данные виды деятельности направлены на формирование мировоззрения, толерантного сознания, системы ценностей, личностного, творческого и
профессионального развития обучающихся, самовыражения в различных сферах жизни, способствующих обеспечению адаптации в социокультурной
среде, повышению гражданского самосознания и социальной ответственности.
Информационно-пропагандистская работа является составной частью
всей осуществляемой работы и направлена своей деятельностью на обучающихся, педагогический состав и родителей. Через приобщение к общечеловеческим ценностям формируется отношение к гражданским и государственным
30

ценностям, воспитывается уважительное и бережное отношение к своей родине. В результате члены общества овладевают элементами демократической,
политической, правовой, национальной культуры, влияют на положительные
изменения в нашем государстве.
В техникуме организовано психолого-педагогическое и медицинскооздоровительное сопровождение слушателей с ограниченными возможностями здоровья, работает медицинский кабинет. Руководитель Центра инклюзивного образования, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель/мастер производственного обучения оказывают необходимую техническую помощь, поддерживают связь с родителями, сопровождают процесс
адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной деятельности.
Воспитательная работа в техникуме организована в соответствии с Программой воспитания и социализации, годовым планом, который конкретизируется планом на месяц. В реализации плана мероприятий активное участие
принимают преподаватели, классные руководители/мастера производственного обучения, сотрудники отдела воспитательной работы и сами слушатели.
Для осуществления внеучебной деятельности в техникуме созданы социально-бытовые условия. Функционируют актовый, спортивный, борцовский, тренажерный залы, спортивная площадка, стрелковый тир, библиотека,
музей техникума, досуговый центр, зал хореографический, комната психологической разгрузки.
Техникум сотрудничает с общественными организациями инвалидов
Республики Бурятия, проводит совместные мероприятия, направленные на
дальнейшую успешную социализацию выпускников с инвалидностью и ОВЗ.
ГБПОУ «БРИЭТ» заключено соглашение о сотрудничестве с Республиканским агентством занятости населения Республики Бурятия для содействия трудоустройству и адаптация к рынку труда выпускников техникума, в том числе
выпускников с инвалидностью и ОВЗ, а также участников чемпионата «Абилимпикс» (от 08.12.2021 г.).
31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».