СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА 4 УЧЕБНОГО 22 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 32 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 35 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП 08. Химия 1.1. Место общеобразовательного учебного предмета в структуре ОПОП среднего профессионального образования Общеобразовательный учебный предмет «Химия» входит в состав обязательных учебных (базовых) предметов общеобразовательного цикла ОПОП СПО в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07. «Информационные системы и программирование». Реализуется в течение первого года обучения с максимальным количеством часов – 70 ч. Трудоемкость предмета «Химия» на базовом уровне составляет 70 часов, из которых 64 часа – базовый модуль (6 разделов) и 6 часов – прикладной модуль (1 раздел), включающий практикоориентированное содержание специальности 09.02.07. «Информационные системы и программирование». Прикладной модуль включает один раздел. Раздел 7 «Химия в быту и производственной деятельности человека» реализуется на материале кейсов, связанных с экологической безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной деятельности, по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся. Результаты освоения общеобразовательного учебного предмета необходимы при изучении всех общеобразовательных учебных предметов и дисциплин профессионального цикла. 1.2. Цели и планируемые результаты освоения общеобразовательного учебного предмета «Химия» 1.2.1. Цель изучения ОУП «Химия» Изучение химии направлено на достижение следующих целей: Формирование у студентов представления о химической составляющей естественно-научной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде. 1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; 2) развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты химических экспериментов, 3) сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием; 4) развить умения использовать информацию химического характера из различных источников; 5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов; 4 6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер. 1.2.2. Планируемые результаты освоения ОУП в соответствии с ФГОС СОО Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональ ной деятельности применительно к различным контекстам Планируемые результаты освоения дисциплины Общие1 Дисциплинарные2 В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать - владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительновосстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; 1 Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательным предметом 2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с методикой преподавания предмета 5 параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов; - уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; - сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением 6 ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационн ые технологии для выполнения задач профессиональ ной деятельности В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; - уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); - владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением 7 безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; ОК 04. готовность к саморазвитию, Эффективно самостоятельности и самоопределению; взаимодейство -овладение навыками учебновать и работать исследовательской, проектной и социальной в коллективе и деятельности; команде Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов 8 ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбереж ению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; - сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации ПК3… 1. 3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии / специальности 9 2.1. Объем общеобразовательного учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы ОУП 70 Аудиторные 1. Основное содержание В т.ч. теоретическое обучение практические занятия 30 30 2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) В т.ч. Теоретическое обучение практические занятия Самостоятельная работа, в т.ч. Индивидуальный проект Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 6 2 4 2 10 2.2. Тематический план и содержание общеобразовательного учебного предмета ОУП 08. Химия Наименование Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), Формируемые Объем часов разделов и тем лабораторные и практические занятия, прикладной модуль компетенции 1 2 3 4 Основное содержание 64 Раздел 1. Основы строения вещества 6 Тема 1.1. Основное содержание 4 ОК 01 Строение атомов Теоретическое обучение 2 химических Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. элементов и Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). природа Валентные электроны. Валентность. Электронная природа химической связи. 2 химической Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, связи водородная) и способы ее образования Практические занятия 2 Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, 2 гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системы. Тема 1.2. Основное содержание 2 ОК 01 Периодический Практические занятия 2 ОК 02 закон и таблица Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Д.И. Менделеева Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых 2 химических элементов. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе 11 химических элементов Д.И. Менделеева» Раздел 2. Химические реакции Тема 2.1. Типы Основное содержание химических Теоретическое обучение реакций Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окисления-восстановления. Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов Практические занятия Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества Тема 2.2. Основное содержание Электролитическа Теоретическое обучение я диссоциация и Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного ионный обмен обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций Лабораторные занятия Лабораторная работа “Типы химических реакций”. Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов. Задания на составление ионных реакций Контрольная Строение вещества и химические реакции работа 1 Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ Тема 3.1. Основное содержание Классификация, Теоретическое обучение 10 4 2 ОК 01 2 2 2 4 2 ОК 01 ОК 04 2 2 2 2 16 4 2 ОК 01 12 номенклатура и строение неорганических веществ Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ Практические занятия Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре. Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических веществ, определять принадлежность к классу. Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам Тема 3.2. Физико- Основное содержание химические Теоретическое обучение свойства Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение неорганических металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия веществ металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов Практические занятия Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и ОК 02 ПК… 2 2 2 8 6 ОК 01 ОК 02 ПК… 2 2 2 2 2 13 безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека Тема 3.3. Идентификация неорганических веществ Контрольная работа 2 Раздел 4. Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ Основное содержание Лабораторные занятия Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ». Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов. Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств, характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлориданионы, на катион аммония 2 2 Свойства неорганических веществ 2 Строение и свойства органических веществ Основное содержание Теоретическое обучение Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено) Практические занятия Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей 24 4 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 2 ОК 01 ПК… 2 2 2 14 Тема 4.2. Свойства органических соединений формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) Основное содержание Теоретическое обучение Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения): – предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов; – непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов – кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла – азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Генетическая связь между классами органических соединений Практические занятия Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений отдельных классов Лабораторная работа 12 6 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК… 2 2 2 4 2 2 2 15 Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании". Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических превращений на примере этана, этилена, ацетилена и др. Тема 4.3. Основное содержание Идентификация Теоретическое обучение органических Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление веществ, их углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. значение и Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические применение в функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности бытовой и Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии производственной медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники деятельности энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных человека классов (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл показателя предельно допустимой концентрации Лабораторные занятия Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов” Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение аналитического сигнала с точки зрения химических процессов при протекании качественной реакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества Контрольная Структура и свойства органических веществ работа 3 Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций Скорость Основное содержание химических реакций. Химическое равновесие Теоретическое обучение 2 6 4 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК… 2 2 2 2 4 4 ОК 01 ОК 02 ПК… 2 16 Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье Практические занятия Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды. Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия Раздел 6. Растворы Тема 6.1. Основное содержание Понятие о Теоретическое обучение растворах Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности. Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые организмы определенных веществ. Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека Тема 6.2. Основное содержание Исследование Лабораторные занятия свойств растворов Лабораторная работа «Приготовление растворов». Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практико-ориентированными вопросами) и определение среды водных растворов. Решение задач на приготовление растворов Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 7. Химия в быту и Химия в быту и производственной деятельности человека Основное содержание 2 2 ОК 01 ОК 02 ПК… 2 4 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК… 2 2 2 2 6 6 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК… ОК 01 ОК 02 17 производственной Теоретическое обучение деятельности Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении человека экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет) Практические занятия Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия. Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией Промежуточная аттестация по дисциплине (зачет) Всего 2 2 ОК 04 ОК 07 ПК… 2 2 70 18 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Материально-техническое обеспечение Программа реализуется в учебном кабинете общеобразовательных предметов. Оборудование учебного кабинета химии: - рабочее место обучающегося -30. - рабочее место преподавателя-1 - доска мультимедиа - 1 - демонстрационный экран-1 - комплект учебно-наглядных пособий по учебному предмету «Химия» (в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по географии для общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации). Технические средства обучения: -компьютер с лицензионным программным обеспечением; -мультимедиапроектор. Аудиовизуальные средства обучения: - диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.1», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006. - диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.2», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006. - диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.3», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006. - диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.4», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006. - диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.5», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006. -диск «Органическая химия, демонстрационное поурочное планирование», издательство «Учитель»,2007. -диск «Органическая химия, образовательная коллекция», Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ,2003. -диск «химия для гуманитариев, элективный курс», Издательство «Учитель»,2006. -диск «Химия, дидактический и раздаточный материал», Издательство «Учитель»,2007 -диск «Общая химия, демонстрационное поурочное планирование», издательство «Учитель»,2007. -диск «Виртуальная химическая лаборатория», Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ,2005. -диск «Химия для всех XXI, образовательная коллекция»,ООО «1-С-Паблишинг»,2006. -диск «Открытая химия»,ООО «Физикон, 2008. 3.2. Информационное обеспечение обучения: Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Габриелян, О.С. Химия: учеб для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия, 2014. – 336с. 19 2. Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Издательский центр «Академия, 2014. – 256с. Дополнительные источники: 1. Габриелян, О.С. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян, Г.Г. Лысова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006 - 371 с.: ил. 2. Габриелян, О.С. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян, Г.Г. Лысова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006 - 362 с.: ил. 3. Габриелян, О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007-124 с. 4. Габриелян, О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-11 кл./ О. С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. - М.: Дрофа, 2004. 160 с. 5. Кузьменко, Н.Е. Химия. Ответы на вопросы. Теория и примеры решения задач: Учебное пособие/ Н.Е Кузьменко, В.В. Еремин - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 256 с. 6. Медведева, О.Е., Органическая химия. 10-11 классы. Занимательно о полимерах/ авт.-сост. О.Е. Медведева. - Волгоград: Учитель, 2008.-151с. 7. Савин, Г.А.Химия. Изомерия органических соединений. 10 – 11 классы/ Авт. Г.А. Савин. – Волгоград: Учитель, 2005. – 57 с. 8. Химия. Полный школьный курс. 8-11 классы. Авт. Е.В.Савинкина, Г.П.Логинова. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2000. - 496 с. 9. Химия. Ответы на вопросы. Теория и решение задач. Для абитуриентов и учащихся 11 классов. Авт. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. - М.: "Экзамен", 2001 - 256 с. 10. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. Учебное пособие / авт. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. / под ред. проф. Р.А.Лидина - М.: Дрофа, 2001 - 576 с. 11. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. Авт. Р.А.Лидин, Л.Ю.Аликберова.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. - 512 с. 12. Химия: Энциклопедия химических элементов /под ред. А.М.Смолеговского - М.: Дрофа, 2000. - 432 с.: ил. 13. Хомченко, И.Г., Решение задач по химии. – М.: «Новая волна» 2003. – 253 с. Интернет-ресурсы: 1 Решение задач по химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alhimik.ru/abitur/abit41.html, свободный – Загл. с экрана. 2 Общая химии: основные понятия химии, строение атома, химическая связь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.inorg.chem.msu.ru/tutorials, свободный – Загл. с экрана. 3 Основы химии. Электронный учебник. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru, свободный – Загл. с экрана. 4 Органическая химия. Электронный учебник для средней школы. – Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm, свободный – Загл. с экрана. 5 Опорные конспекты по химии для школьников 8 - 11 классов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chemistry.ru, свободный – Загл. с экрана. 20 Видео ресурсы по химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://video.yandex.ru/users/era-sel/view/74/, свободный – Загл. с экрана. 7 Электронные on-line-учебники по химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Chem.ox.ac.uk/it/lectures.html, свободный – Загл. с экрана. 8 Справочный материал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alhimikov.net/htab/Page-12.html, свободный – Загл. с экрана. 9 Теоретические основы химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.himhelp.ru/section23/, свободный. – Загл. с экрана. 10 Неорганическая химия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alhimikov.net/elektronbuch/menu.html, свободный. – Загл. с экрана. 11 Органическая химия. Электронный учебник для средней школы. – Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/organics/index 6 21 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Система контроля и оценки результатов по предмету разработана в соответствии с локальными нормативными документами: - Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся; - Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, включающие личностные, метапредметные и предметные результаты, Особенности оценки личностных результатов Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума. Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностносмысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется куратором преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года. Особенности оценки метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов по ОУП «Химия» осуществляется при выполнении Всероссийской проверочной работы (ВПР). Особенности оценки предметных результатов Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений. Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС). В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические работы, творческие работы) Промежуточная аттестация по предмету представляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее освоения. Промежуточная аттестация по предмету предусмотрена в форме дифференцированного зачета. 22 Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения предмета. Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебного предмета используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по предмету) и ФГОС СПО. № I ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий Основное содержание 1 Раздел 1. Основы строения вещества Формулировать базовые понятия и законы химии 1.1 ОК 01 Строение атомов химических элементов и природа химической связи Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности 1.2 ОК 01 ОК 02 Периодический закон и Характеризовать таблица Д.И. химические элементы в Менделеева соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева 1. Тест «Строение атомов химических элементов и природа химической связи». 2. Задачи на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.). 3. Задания на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов 1. Тест «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева». 2. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системе. 23 № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий 3. Практико-ориентированные теоретические задания на характеризацию химических элементов: «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» Характеризовать типы Раздел 2. Химические Контрольная работа химических реакций реакции «Строение вещества и химические реакции» 2 2.1 2.2 3 ОК 01 ОК 04 Типы химических реакций Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительновосстановительные реакции 1. Задачи на составление уравнений реакций: – соединения, замещения, разложения, обмена; – окислительновосстановительных реакций с использованием метода электронного баланса. 2. Задачи на расчет массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси Электролитическая Составлять уравнения 1. Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот, диссоциация и ионный химических реакции оснований и солей, установление изменения кислотности среды обмен ионного обмена с 2. Лабораторная работа "Типы химических реакций" участием неорганических веществ Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ Исследовать строение и Контрольная работа свойства «Свойства неорганических веществ» неорганических веществ 24 № ОК/ПК 3.1 ОК 01 ПК.. 3.2 ОК 01 ОК 02 ПК... Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Классифицировать неорганические вещества в соответствии с их строением 1. Тест «Номенклатура и название неорганических веществ исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре». 2. Задачи на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле (смеси). 3. Практические задания по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов. 4. Практические задания на определение химической активности веществ в зависимости вида химической связи и типа кристаллической решетки Физико-химические свойства неорганических веществ Устанавливать зависимость физикохимических свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки 1. Тест «Особенности химических свойств оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей». 2. Задания на составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства и способы получения. 3. Практико-ориентированные теоретические задания на свойства и получение неорганических веществ 25 № ОК/ПК 3.3 ОК 01 ОК 02 ОК 04 4 Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий Идентификация неорганических веществ Исследовать 1. Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с качественные реакции участием неорганических веществ, используемых для их идентификации. неорганических веществ 2.Лабораторная работа: “Идентификация неорганических веществ” Раздел 4. Строение и свойства органических веществ Исследовать строение и Контрольная работа свойства органических «Строение и свойства органических веществ» веществ 4.1 ОК 01 ПК... Классификация, строение и номенклатура органических веществ Классифицировать органические вещества в соответствии с их строением 1. Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. 2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов. 3. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) 4.2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК… Свойства органических Устанавливать соединений зависимость физикохимических свойств органических веществ от строения молекул 1. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения. 2. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующих химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и генетической связи органических веществ разных классов. 3. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ. 4. Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании" 26 № ОК/ПК 4.3 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК... 5 5 ОК 01 ОК 02 ПК… Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека Исследовать качественные реакции органических соединений отдельных классов Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций Характеризовать влияние различных факторов на равновесие и скорость химических реакций Скорость химических реакций. Химическое равновесие Характеризовать влияние концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций Характеризовать влияние изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия 6 Раздел 6. Растворы Типы оценочных мероприятий 1.Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием органических веществ, в т.ч. используемых для их идентификации в быту и промышленности. 2.Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов” Практико-ориентированные теоретические задания на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции. Практикоориентированные задания на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия Исследовать истинные растворы с заданными характеристиками 27 № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема 6.1 ОК 01 ОК 02 ПК … Понятие о растворах 6.2 ОК 01 ОК 04 ПК … Исследование свойств Исследовать физикорастворов химические свойства истинных растворов II Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека 7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК … Результат обучения Различать истинные растворы Типы оценочных мероприятий 1. Задачи на приготовление растворов. 2. Практико-ориентированные расчетные задания на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека Лабораторная работа “Приготовление растворов” Оценивать последствия Защита кейса (с учетом будущей профессиональной деятельности) бытовой и производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности Химия в быту и Оценивать последствия производственной бытовой и деятельности человека производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности Кейс (с учетом будущей профессиональной деятельности) Возможные темы кейсов: 1. Потепление климата и высвобождение газовых гидратов со дна океана. 2. Будущие материалы для авиа-, машино- и приборостроения. 3. Новые материалы для солнечных батарей. 4. Лекарства на основе растительных препаратов 28 29 30