ОУП 09. Биология ОИСИР

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА

4

УЧЕБНОГО

22

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

32

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

35

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП 09 Биология
1.1. Место общеобразовательного учебного предмета в структуре ОПОП среднего профессионального образования
Общеобразовательный учебный предмет «Биология» входит в состав обязательных учебных (базовых) предметов
общеобразовательного цикла ОПОП СПО в соответствии с ФГОС по специальности 09.01.03 «Оператор информационных систем и
ресурсов». Реализуется в течение первого года обучения с максимальным количеством часов – 70 ч. Трудоемкость предмета «Биология» на
базовом уровне составляет 68 часов, из которых 8 часов включает профессионально-ориентированное содержание, усиливающее
профессиональную составляющую по специальности 09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов».
Профессионально-ориентированное содержание реализуется в прикладном модуле (раздел 5 “Биология в жизни”) для специальности
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов» на материале кейсов, связанных с анализом информации о развитии и применении
биотехнологий по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся. Кроме того, профессионально-ориентированное
содержание учитывается в разделе 4 “Экология” при выполнении лабораторных и практических работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью обучающихся.
Результаты освоения общеобразовательного учебного предмета необходимы при изучении всех общеобразовательных учебных
предметов и дисциплин профессионального цикла.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения общеобразовательного учебного предмета «Биология»
1.2.1.

Цель изучения ОУП «Биология»
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

формирование у студентов представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы
принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей
протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости
естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и
антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений,
4

3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного
обращения с объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека,
развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий.

5

1.2.2.

Планируемые результаты освоения ОУП в соответствии с ФГОС СОО

Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

1

2

Планируемые результаты освоения предмета
Общие1

Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в

сформированность знаний о месте и роли биологии в
системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем;
сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;
сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
сформированность умения раскрывать основополагающие
биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)

6

рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К.
Бэра), границы их применимости к живым системам;
приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов;
сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и
размножения, индивидуального развития организма
(онтогенеза), борьбы за существование, естественного
отбора, видообразования, приспособленности организмов
к среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей местности,
круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;
сформированность умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для
разных типов наследования признаков у организмов,
составлять схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети)

7

ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;

сформированность
умений
критически
оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы);
интерпретировать этические аспекты современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию;
сформированность умений создавать собственные
письменные
и
устные
сообщения
на
основе
биологической информации из нескольких источников,
грамотно использовать понятийный аппарат биологии

8

- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и
работать
в
коллективе
и
команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека

приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов

9

ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению
, применять знания
об изменении
климата, принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

сформированность умения применять полученные знания
для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
здоровья окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной
среде;
понимание
необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального природопользования

10

1.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем общеобразовательного учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы ОУП
Аудиторные
1. Основное содержание
В т.ч.
теоретическое обучение
практические занятия
2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
В т.ч.
Теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа, в т.ч. Индивидуальный проект
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
68

68
40
20
6
2
4
2

11

2.2. Тематический план и содержание общеобразовательного учебного предмета ОУП 09. Биология

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как
Теоретическое обучение:
наука. Общая
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия,
характеристик биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной
а жизни
научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства
живых систем. Химический состав клеток
Тема 1.2.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональн Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной
ая организация теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и
клеток
многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки.
Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Лабораторные занятия:
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных работ:
Лабораторная
1. Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между
изучаемыми объектами, формулирование выводов
Практические занятия:
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ.
Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
18
2
2

4

6
2

ОК 2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4

2

2

12

Тема 1.3.
Структурнофункциональн
ые факторы
наследственнос
ти

Тема 1.4.
Обмен веществ
и превращение
энергии в
клетке
Тема 1.5.
Жизненный
цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и
негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК
нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез
белка, репарация. Генетический код и его свойства
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности нуклеотидов ДНК
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена
веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез.
Хемосинтез
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое
значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический
смысл мейоза
Молекулярный уровень организации живого

Контрольная
работа
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема 2.1.
Основное содержание
Строение
Теоретическое обучение:
организма
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме.
Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Тема 2.2.
Основное содержание
Формы
Теоретическое обучение:
размножения
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения.
организмов
Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых
клеток. Оплодотворение
Тема 2.3.
Основное содержание
Онтогенез
Теоретическое обучение:

4
2

ОК - 1
ОК - 2

2

2
2

ОК - 2

2
2

ОК - 2
ОК - 4

2
20
2
2

ОК - 2
ОК - 4

2
2

ОК - 2

2
2

ОК - 2
ОК - 4
13

растений,
животных и
человека
Тема 2.4.
Закономерност
и наследования

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период.
Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие.
Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя
(моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-,
ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания
Тема 2.5.
Основное содержание
Сцепленное
Теоретическое обучение:
наследование
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование
признаков
признаков, сцепленных с полом
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания
Тема 2.6.
Основное содержание
Закономерност Теоретическое обучение:
и изменчивости Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория
изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные
заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических
заболеваний человека
Практические занятия:
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление
генотипических схем скрещивания
Контрольная
Строение и функции организма
работа
Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1.
Основное содержание
История
Теоретическое обучение:

4
2

ОК - 2
ОК - 4

2

4
2

ОК - 1
ОК - 2

2

4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4

2

2
6
2
2

ОК - 2
ОК - 4
14

эволюционного
учения.
Микроэволюци
я

Тема 3.2.
Макроэволюци
я.
Возникновение
и развитие
жизни на Земле

Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина.
Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции.
Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
Видообразование как результат микроэволюции

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция.
Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных
царств эукариот
Тема 3.3.
Основное содержание
Происхождение Теоретическое обучение:
человека –
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия
антропогенез
человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.
Приспособленность человека к разным условиям среды
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Основное содержание
Экологические Теоретическое обучение:
факторы и
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физикосреды жизни
химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных
средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило
минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Тема 4.2.
Основное содержание
Популяция,
Теоретическое обучение:
сообщества,
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
экосистемы
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между
организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы,
редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни
Практические занятия:

2
2

ОК - 2
ОК - 4

2
2

ОК - 2
ОК - 4

18
2
2

4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

2
15

Тема 4.3.
Биосфера глобальная
экологическая
система

Тема 4.4.
Влияние
антропогенных
факторов на
биосферу

Тема 4.5.
Влияние
социальноэкологических
факторов на
здоровье
человека

Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические
пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского.
Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы.
Глобальные экологические проблемы современности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.
Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу.
Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные
с определенной профессией/специальностью
Практические занятия:
Практическое занятие «Отходы производства»
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного
каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму
отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной
профессией/специальностью
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм
человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля,
бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам
окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая
активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа на выбор:

2
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК …

2
2

4
2
2

ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК …

2
16

1.

Лабораторная работа «Умственная работоспособность»

Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение
полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных
понятий, теорий и законов
2.
Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие
температуры)»
Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и
объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием
научных понятий, теорий и законов
*В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия
В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления
профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.
Контрольная
Теоретические аспекты экологии
работа
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема 5.1.
Основное содержание
Биотехнологии Теоретическое содержание:
в жизни
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии.
каждого
Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических
экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия:
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения
кейсов (выступление с презентацией)
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Тема 5.1 обязательна для изучения студентами всех профессий/специальностей
Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности
Тема 5.2.1.
Основное содержание
Биотехнологии Практические занятия:
в
Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и анализ

2

2

8
4
2
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК …

2
2

2
4
4
4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК …
17

промышленнос
ти

информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Тема 5.2.2. Биотехнологии и технические системы
Тема 5.2.2.
Основное содержание
Биотехнологии Практические занятия:
и технические
Развитие биотехнологий с применением технических систем (биоинженерия, биоинформатика,
системы
бионика) и их применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий с применением технических систем (по
группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Промежуточна
я аттестация по зачет
предмету
Всего:

2
4
4
4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК …

2
2

68

18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета биологии:
- рабочее место обучающегося - 30
- рабочее место преподавателя - 1
- доска мультимедиа - 1;
- демонстрационный экран-1
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Биология»
(в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по географии для общеобразовательных
учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации).
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедиапроектор.
Аудиовизуальные средства обучения:
- диск «Общая биология. Цитология», ООО «Телекомпания СГУ ТВ,2004
- диск «Общая биология. Основы селекции», ООО «Телекомпания СГУ ТВ,2004
- диск «Общая биология. Экологические факторы: Влажность»,ООО «Телекомпания СГУ ТВ,2004
- диск «Общая биология. Экологические факторы: Свет»,ООО «Телекомпания СГУ ТВ,2004
- диск «Общая биология. Экологические факторы: Температура,ООО «Телекомпания СГУ ТВ,2004
- диск «ВВС: Прогулки с динозаврами», ООО «Мега Видео»,2007
-диск «ВВС: живая природа»,ООО «Вальмонт»,2008
- диск «Бурятия», рекламная служба ТК «Тивиком»,2011
-диск «На память о Байкале», Степанцов М.В.,2004
-диск «Земля без людей»
-диск «Молекула,изменившая мир»
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Беляев, Д.К., Биология: учебник / Д.К. Беляев, Г.М.Дымшиц, Н.Н. Воронцов – М.: Просвещение, 2014. - 306 с.
2. Константинов, В.М., Общая биология: учеб.пособие для СПО / В.М. Константинов, А.П.Рязанова – М., 2009 - 246 с.
Дополнительные источники:
1. Константинов, В.М., Общая биология: учебник / В.М. Константинов, А.Г.Рязанов, Е.О. Фадеева – М., 2013 - 318 с.
2. Захаров, В.Б., Общая биология: Рабочая тетрадь/ В.М. Константинов, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин – М., 2010 - 68 с.
19

3.Пономарева, И.Н., Общая биология: учебник,10 кл. / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина- М.,2011 - 358 с.
4.Пономарева, И.Н., Общая биология: учебник, 11 кл. / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина- М.,2011 - 342 с.
Интернет-ресурсы:
1 Видео ресурсы по биологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://video.yandex.ru/users/era-sel/view/74/, свободный – Загл. с
экрана.
2 Электронные on-line-учебники по биологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Bio.ox.ac.uk/it/lectures.html, свободный – Загл. с
экрана.
3 Справочный материал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bioloqov.net/htab/Page-12.html, свободный – Загл. с экрана.
4 Теоретические основы биологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.biohelp.ru/section23/, свободный. – Загл. с экрана.
5 Общая биология. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bioloqov.net/elektronbuch/menu.html, свободный. – Загл. с экрана.

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Система контроля и оценки результатов по предмету разработана в соответствии с локальными нормативными документами:
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся;
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, включающие
личностные, метапредметные и предметные результаты,
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.
Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил
поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная
деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностносмысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде агрегированных
(усредненных, анонимных) данных.
Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется куратором преимущественно на основе
ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов по ОУП «Биология» осуществляется при выполнении Всероссийской проверочной работы (ВПР).
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС).
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические
работы, творческие работы)
Промежуточная аттестация по предмету представляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее
освоения. Промежуточная аттестация по предмету предусмотрена в форме дифференцированного зачета.
21

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты
обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения предмета.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебного предмета используется система оценочных мероприятий,
представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО
(предметные результаты по предмету) и ФГОС СПО.
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательного предмета раскрываются через дисциплинарные результаты,
направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая
компетенция

ОК 02

Раздел/Тема
Раздел 1. Клетка – структурнофункциональная единица живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни

Тип оценочных мероприятий
Контрольная работа «Молекулярный уровень организации живого»
Заполнение таблицы с описанием методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых в развитие биологии»
Заполнение сравнительной таблицы сходства и различий живого и не живого

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Структурно-функциональная
организация клеток

Оцениваемая дискуссия по вопросам лекции
Разработка ментальной карты по классификации клеток и их строению на прои эукариотических и по царствам в мини группах
Выполнение и защита лабораторных работ:
«Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Практическое занятие. Представление устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем

ОК 01
ОК 02

Структурно-функциональные факторы Фронтальный опрос
Разработка глоссария
наследственности
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот
в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК
22

ОК 02

Обмен веществ и превращение
энергии в клетке

Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной таблицы характеристик типов обмена веществ

ОК 02
ОК 04

Жизненный цикл клетки. Митоз.
Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени жизненного цикла

Раздел 2. Строение и функции
организма

Контрольная работа “Строение и функции организма”

ОК 02
ОК 04

Строение организма

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты тканей, органов и систем органов организмов
(растения, животные, человек) с краткой характеристикой их функций

ОК 02

Формы размножения организмов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой характеристикой и примерами форм
размножения организмов

ОК 02
ОК 04

Онтогенез растений, животных и
человека

Разработка ленты времени с характеристикой этапов онтогенеза отдельной
группой животных и человека по микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов растений по отделам (моховидные,
хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные)

ОК 02
ОК 04

Закономерности наследования

Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем скрещивания

ОК 01
ОК 02

Сцепленное наследование признаков

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Закономерности изменчивости

Тест.
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных
признаков, составление генотипических схем скрещивания
Контрольная работа “Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле”

Раздел 3. Теория эволюции

23

ОК 02
ОК 04

История эволюционного учения.
Микроэволюция

Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
Разработка ленты времени развития эволюционного учения

ОК 02
ОК 04

Макроэволюция. Возникновение и
развитие жизни на Земле

Оцениваемая дискуссия: использование аргументов, биологической
терминологии и символики для доказательства родства организмов разных
систематических групп
Разработка ленты времени возникновения и развития жизни на Земле

ОК 02
ОК 04

Происхождение человека –
антропогенез
Раздел 4. Экология

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени происхождения человека

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Экологические факторы и среды
жизни

Тест по экологическим факторам и средам жизни организмов

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Популяция, сообщества, экосистемы

Составление схем круговорота веществ, используя материалы лекции
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества
и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид
биомассы и энергии

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Биосфера - глобальная экологическая
система

Оцениваемая дискуссия
Тест

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Влияние антропогенных факторов на
биосферу

Тест
Практическая работа “Отходы производства”

ОК 02
ОК 04
ОК 07

Влияние социально-экологических
факторов на здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы на выбор:
"Умственная работоспособность",
"Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие
температуры)"

Раздел 5. Биология в жизни

Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
24

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Биотехнологии в жизни каждого

Выполнение кейса на анализ информации о научных достижениях в области
генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий (по
группам), представление результатов решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Промышленная биотехнология

Выполнение кейса на анализ информации о развитии промышленной
биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Социально-этические аспекты
биотехнологий

Выполнение кейса на анализ информации об этических аспектах развития
биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Биотехнологии и технические системы Выполнение кейса на анализ информации о развития биотехнологий с
применением технических систем (по группам), представление результатов
решения кейсов

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».