ОУП 11. Химия ПК

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА

4

УЧЕБНОГО

22

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

32

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

35

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП 08. Химия
1.1. Место общеобразовательного учебного предмета в структуре ОПОП среднего профессионального образования
Общеобразовательный учебный предмет «Химия» входит в состав обязательных учебных (базовых) предметов общеобразовательного
цикла ОПОП СПО в соответствии с ФГОС по специальности 43.01.09 «Повар, кондитер». Реализуется в течение первого года обучения с
максимальным количеством часов – 148 ч. Трудоемкость предмета «Химия» на углубленном уровне составляет 148 часа, из которых 102
часа – базовый модуль (7 разделов) и 42 часа – прикладной модуль (2 раздела), включающий практико-ориентированное содержание,
усиливающее профильную составляющую по конкретной профессии или специальности.
Прикладной модуль включает два раздела. Раздел 8 «Химия в быту и производственной деятельности человека» реализуется для
специальности 43.01.09 «Повар, кондитер» на материале кейсов, связанных с экологической безопасностью и оценкой последствий бытовой
и производственной деятельности, по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Тематика раздела 9 варьируется по объекту будущей профессиональной деятельности студентов – биосфера (живые организмы) или
техносфера (технологические объекты). Период обучения составляет 1 учебный год с учетом логики формирования предметных
результатов, общих и профессиональных компетенций, межпредметных связей с другими предметами общеобразовательного и
общепрофессионального циклов учебного плана.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения общеобразовательного учебного предмета «Химия»
1.2.1.

Цель изучения ОУП «Химия»
Изучение химии направлено на достижение следующих целей:

Формирование у студентов представления о химической составляющей естественно-научной картины мира как основы принятия
решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде.
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной
картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл,
интерпретировать результаты химических экспериментов,

4

3) сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного
обращения с веществами и лабораторным оборудованием;
4) развить умения использовать информацию химического характера из различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных
процессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной
сфер.

1.2.2.

Планируемые результаты освоения ОУП в соответствии с ФГОС СОО

Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие1

Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,

- владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие
понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, p-, dэлектронные
орбитали
атомов,
ион,
молекула,
валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная
масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал,
изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и
азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы,
жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные
соединения,
кристаллическая
решетка,
типы
химических
реакций
(окислительно-восстановительные, экзо- и эндотермические, реакции ионного
обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация,

1 Указываются личностные и

метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые
общеобразовательной дисциплиной
2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с методикой преподавания дисциплины

5

Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать
проблему,
рассматривать ее всесторонне;
устанавливать
существенный
признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять
закономерности
и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые
исследовательские
действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу,

окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое
равновесие), теории и законы (теория химического строения органических
веществ
А.М.
Бутлерова,
теория
электролитической
диссоциации,
периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы),
закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о
свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших
неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности
человека;
- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий,
применять соответствующие понятия при описании строения и свойств
неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять
взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других
естественнонаучных предметов;
- уметь использовать наименования химических соединений международного
союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших
веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота,
глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная
известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и
органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл;
подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими
экспериментами и записями уравнений химических реакций;
- уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и
органических веществ к определенным классам и группам соединений,
характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических
связей
(ковалентная,
ионная,
металлическая,
водородная),
типы
кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции;
- сформировать
представления:
о материальном единстве мира,
закономерностях и познаваемости явлений природы; о месте и значении химии
в системе естественных наук и ее роли в обеспечении устойчивого развития
человечества: в решении проблем экологической, энергетической и пищевой
6

выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе
решения
задачи
результаты,
критически
оценивать
их
достоверность,
прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную
и
практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике

безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых
источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в
формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также
экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
- владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие
понятия (дополнительно к системе понятий базового уровня) - изотопы,
основное и возбужденное состояние атома, гибридизация атомных орбиталей,
химическая связь ("
" и "", кратные связи), молярная концентрация,
структурная формула, изомерия (структурная, геометрическая (цис-трансизомерия), типы химических реакций (гомо- и гетерогенные, обратимые и
необратимые), растворы (истинные, дисперсные системы), кристаллогидраты,
степень диссоциации, электролиз, крекинг, риформинг); теории и законы,
закономерности, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания
причинности и системности химических явлений, современные представления о
строении вещества на атомном, молекулярном и надмолекулярном уровнях;
представления о механизмах химических реакций, термодинамических и
кинетических закономерностях их протекания, о химическом равновесии,
дисперсных системах, фактологические сведения о свойствах, составе,
получении и безопасном использовании важнейших неорганических и
органических веществ в быту и практической деятельности человека; общих
научных принципах химического производства (на примере производства
серной кислоты, аммиака, метанола, переработки нефти);
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических
реакций с использованием физических величин (массы, объема газов,
количества вещества), характеризующих вещества с количественной стороны:
расчеты по нахождению химической формулы вещества; расчеты массы
(объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных
веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного
вещества или дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной
доли выхода продукта реакции; расчеты теплового эффекта реакций, объемных
7

отношений газов;
- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий,
применять соответствующие понятия при описании строения и свойств
неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять
взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других
предметов для более осознанного понимания и объяснения сущности
материального единства мира; использовать системные химические знания для
объяснения и прогнозирования явлений, имеющих естественнонаучную
природу;
- уметь использовать наименования химических соединений международного
союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия веществ,
относящихся к изученным классам органических и неорганических соединений;
использовать химическую символику для составления формул неорганических
веществ, молекулярных и структурных (развернутых, сокращенных и
скелетных) формул органических веществ; составлять уравнения химических
реакций и раскрывать их сущность: окислительно-восстановительных реакций
посредством составления электронного баланса этих реакций; реакций ионного
обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений;
реакций
гидролиза,
реакций
комплексообразования
(на
примере
гидроксокомплексов цинка и алюминия); подтверждать характерные
химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями
уравнений химических реакций;
- уметь классифицировать неорганические и органические вещества и
химические реакции, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации изучаемых химических объектов; характеризовать состав и
важнейшие свойства веществ, принадлежащих к определенным классам и
группам соединений (простые вещества, оксиды, гидроксиды, соли;
углеводороды, простые эфиры, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые
кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, белки);
применять знания о составе и свойствах веществ для экспериментальной
8

проверки гипотез относительно закономерностей протекания химических
реакций и прогнозирования возможностей их осуществления;
- уметь подтверждать на конкретных примерах характер зависимости
реакционной способности органических соединений от кратности и типа
ковалентной связи (" " и ""), взаимного влияния атомов и групп атомов в
молекулах; а также от особенностей реализации различных механизмов
протекания реакций;
- уметь характеризовать электронное строение атомов (в основном и
возбужденном состоянии) и ионов химических элементов 1 - 4 периодов
Периодической системы Д.И. Менделеева и их валентные возможности,
используя понятия "s", "p", "d-электронные" орбитали, энергетические уровни;
объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и
образуемых ими соединений по периодам и группам;
ОК 02. Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного
познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной практики, основанного
на диалоге культур, способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения
органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту;
денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить
реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные
реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии
с правилами техники безопасности при обращении с веществами и
лабораторным оборудованием; представлять результаты химического
эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и
формулировать выводы на основе этих результатов;
- уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных
источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);
- владеть основными методами научного познания веществ и химических
явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических
9

исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения
информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию
информации
различных
видов
и
форм
представления;
- создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
представления и визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации,
ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,

реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с
количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов,
количества вещества; использовать системные химические знания для принятия
решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением;
- уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент
(получение и изучение свойств неорганических и органических веществ,
качественные
реакции
углеводородов
различных
классов
и
кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач
по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением
правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием,
формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме
результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность;
- уметь осуществлять целенаправленный поиск химической информации в
различных источниках (научная и учебно-научная литература, средства
массовой информации, сеть Интернет и другие), критически анализировать
химическую информацию, перерабатывать ее и использовать в соответствии с
поставленной учебной задачей;
- владеть системой знаний о методах научного познания явлений природы,
используемых в естественных науках и умениями применять эти знания при
экспериментальном исследовании веществ и для объяснения химических
явлений, имеющих место в природе практической деятельности человека и в
повседневной жизни;

10

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и
команде

правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации,
информационной безопасности
личности;
готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий, распределять роли с учетом
мнений
участников
обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу
в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое поведение в различных

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения
органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту;
денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить
реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные
реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии
с правилами техники безопасности при обращении с веществами и
лабораторным оборудованием; представлять результаты химического
эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и
формулировать выводы на основе этих результатов;
-уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент
(получение и изучение свойств неорганических и органических веществ,
качественные
реакции
углеводородов
различных
классов
и
кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач
по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением
правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием,
формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме
результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность;

11

ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе результатов
деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир
с позиции другого человека;
ОК 07.
В области экологического
Содействовать
воспитания:
сохранению
- сформированность экологической
окружающей среды, культуры,
понимание
влияния
ресурсосбережению, социально-экономических процессов
применять знания об на состояние природной и социальной
изменении климата, среды,
осознание
глобального
принципы
характера экологических проблем;
бережливого
- планирование и осуществление
производства,
действий в окружающей среде на
эффективно
основе знания целей устойчивого
действовать в
развития человечества;
чрезвычайных
активное
неприятие
действий,
ситуациях
приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий, предотвращать их;

сформировать
представления:
о
химической
составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в
формировании мышления и культуры личности, ее функциональной
грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически
обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
- уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и
трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей
природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы
определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой
концентрации;
- уметь прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической
безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека,
связанной с переработкой веществ; использовать полученные знания для
принятия грамотных решений проблем в ситуациях, связанных с химией;
- уметь осознавать опасность воздействия на живые организмы определенных
веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации, и
пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного
воздействия на организм человека.
12

- расширение опыта деятельности
экологической направленности;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
ПК3…

3

ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии / специальности

13

1.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем общеобразовательного учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы ОУП

148

Аудиторные
1. Основное содержание
В т.ч.
теоретическое обучение
практические занятия

42
42

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
В т.ч.
Теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа, в т.ч. Индивидуальный проект
Промежуточная аттестация в форме экзамена

8
22
12
6

14

2.2. Тематический план и содержание общеобразовательного учебного предмета ОУП 08. Химия
2.2. Тематический план и содержание предмета
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Основы строения вещества
Тема 1.1.
Основное содержание
Строение атомов Теоретическое обучение
химических
Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Классификация химических
элементов и
элементов (s-, p-, d-элементы). Валентные электроны. Валентность. Электронная природа химической
природа
связи. Электроотрицательность. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования
химической
(обменный и донорно-акцепторный). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
связи
Межмолекулярные взаимодействия.
Изотопы, основное и возбужденное состояние атома, гибридизация атомных орбиталей.
Практические занятия
Решение практических заданий на составление электронно-графических формул элементов 1–4
периодов.
Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре
международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления
химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других
неорганических соединений отдельных классов.
Тема 1.2.
Основное содержание
Периодический
Теоретическое обучение
закон и таблица Практические занятия
Д.И. Менделеева Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического
закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими
простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической
системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы

Объем
часов
3
102
8
6
4

Формируемые
компетенции
4

ОК 01

4

2

2

2

ОК 01
ОК 02

2
2

15

Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических
элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к
электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева».
Раздел 2. Химические реакции
Тема 2.1. Типы
Основное содержание
химических
Теоретическое обучение
реакций
Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Количественные
отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических
реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и
энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов.
Реакции комплексообразования с участием неорганических веществ (на примере гидроксокомплексов
цинка и алюминия).
Практические занятия
Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена. Уравнения реакций
горения, ионного обмена, окисления-восстановления.
Расчет количественных характеристик исходных веществ и продуктов реакции. Расчет
количественных характеристик продукта реакции соединения, если одно из веществ дано в избытке
и/или содержит примеси. Расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции соединения
от теоретически возможного. Расчет объемных отношений газов. Расчет массы (объем, количество
вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой
долей растворенного вещества.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель.
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительный потенциал среды. Составление и
уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Типичные
неорганические окислители и восстановители. Электролиз растворов и расплавов солей.
Тема 2.2.
Основное содержание
Электролитическа Теоретическое обучение

12
6
2

ОК 01

2

4

2

2

4
2

ОК 01

16

я диссоциация и
ионный обмен

Контрольная
работа 1
Раздел 3.
Тема 3.1.
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного
обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений.
Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Применение гидролиза в
промышленности.
Лабораторные занятия
Лабораторная работа «Реакции гидролиза».
Исследование среды растворов солей, образованных сильными и слабыми протолитами, и их реакций
с растворами щелочи и карбоната натрия. Составление реакций гидролиза солей.

2
2
2

Строение вещества и химические реакции.

2

Строение и свойства неорганических веществ
Основное содержание
Теоретическое обучение
Предмет неорганической химии. Взаимосвязь неорганических веществ. Классификация
неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды,
гидроксиды, кислоты, соли). Номенклатура и название неорганических веществ исходя из их
химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по
международной или тривиальной номенклатуре.
Межмолекулярные взаимодействия. Кристаллогидраты. Агрегатные состояния вещества.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная,
ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической
решетки. Причины многообразия веществ.
Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Жидкие
кристаллы.
Практические занятия
Решение задач на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле
(смеси).
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам
неорганических веществ различных классов (называть и составлять формулы химических веществ,
определять принадлежность к классу).

24
6
2

ОК 01
ОК 02

2

4

4

17

Источники химической информации (научная и учебно-научная литература, средства массовой
информации, сеть Интернет и другие). Поиск информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам.
Тема 3.2. Физико- Основное содержание
химические
Теоретическое обучение
свойства
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение
неорганических металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов:
веществ
виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства металлов IY–
YII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных
элементов в природе.
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот,
солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений,
высших оксидов и гидроксидов.
Практические занятия
Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ:
оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и
амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства и получение неорганических
веществ.
Лабораторные занятия
Лабораторная работа «Свойства металлов и неметаллов».
Исследование физических и химических свойств металлов и неметаллов. Решение
экспериментальных задач по свойствам химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов.
Тема 3.3.
Основное содержание
Производство
Теоретическое обучение
неорганических Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере
веществ.
производства аммиака, серной кислоты).
Значение и
Черная и цветная металлургия. Практическое применение электролиза для получения щелочных,

12
6

ОК 01
ОК 02

2

2

2
4

4

2
2

4
2

ОК 01
ОК 02

2

18

применение в
быту и на
производстве

Контрольная
работа 2
Раздел 4.
Тема 4.1.
Классификация,
строение и
номенклатура
органических
веществ

Тема 4.2.
Свойства
органических
соединений

щелочноземельных металлов и алюминия. Стекло и силикатная промышленность.
Проблема отходов и побочных продуктов.
Практические занятия
Решение практико-ориентированных заданий о роли неорганической химии в развитии медицины,
создании новых материалов (в строительстве и др. отраслях промышленности), новых источников
энергии (альтернативные источники энергии) в решении проблем экологической, энергетической и
пищевой безопасности.

2
2

Свойства неорганических веществ.

2

Строение и свойства органических веществ
Основное содержание
Теоретическое обучение
Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные
положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный
скелет органической молекулы. Молекулярные и структурные (развернутые, сокращенные)
химические формулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и
изомеры (структурная, геометрическая (цис-транс-изомерия). Кратность химической связи.
Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений.
Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений.
Практические занятия
Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и
ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.)
Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов,
используя их названия по систематической номенклатуре. Расчеты простейшей формулы
органической молекулы, исходя из элементного состава (в %).
Основное содержание
Теоретическое обучение
Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности
классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия;

28
4
2

ОК 01

2

2

2

14
10

ОК 01
ОК 02

19

физические свойства; химические свойства; способы получения):

Тема 4.3.
Органические

– предельные углеводороды. Горение метана как один из основных источников тепла в
промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение
алканов;
– непредельные и ароматические углеводороды. Полимеризация этилена как основное направление
его использования. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и
резки металлов;
– кислородсодержащие соединения (спирты и простые эфиры, фенолы, альдегиды и кетоны,
карбоновые кислоты и их производные). Практическое применение этиленгликоля, глицерина,
фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших
карбоновых кислот. Моющие свойства мыла;
– азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки).
Классификация и особенности органических реакций. Реакционные центры. Радикалы.
Первоначальные понятия о типах и механизмах органических реакций.
Практические занятия
Решение цепочек превращений на генетическую связь между классами органических соединений с
составлением названий органических соединений по тривиальной или международной
систематической номенклатуре. Решение расчетных задач по уравнениям реакций с участием
органических веществ.
Лабораторные занятия
Лабораторная работа «Получение этилена и изучение его свойств».
Получение этилена из этанола в лаборатории и изучение его физических и химических свойств.
Составление реакций присоединения и окисления на примере этилена. Решение расчетных задач с
использованием плотности газов по водороду и воздуху.
Основное содержание
Теоретическое обучение

2

2

2
2
2
2

2
2
2
8
6

ОК 01
ОК 02

20

вещества в
жизнедеятельност
и человека.
Производство и
применение
органических
веществ в
промышленности

Контрольная
работа 3
Раздел 5.
Тема 5.1.
Кинетические
закономерности
протекания
химических
реакций

Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов –
источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи
в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической
химии в решении проблем пищевой безопасности.
Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов. Состав нуклеиновых кислот (ДНК,
РНК). Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.
Производство органических веществ: производство метанола, переработка нефти. Полиэтилен как
крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена. Производство и
применение каучука и резины.
Синтетические и искусственные волокна, их строение, свойства. Практическое использование
волокон. Синтетические пленки: изоляция для проводов, мембраны для опреснения воды, защитные
пленки для автомобилей, пластыри, хирургические повязки. Новые технологии дальнейшего
совершенствования полимерных материалов.
Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины,
создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии).
Практические занятия
Решение практико-ориентированных заданий по составлению химических реакций, отражающих
химическую активность органических соединений в различных средах (природных, биологических,
техногенных).

4

2

2
2

Структура и свойства органических веществ.

2

Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций
Основное содержание
Теоретическое обучение
Химические реакции. Классификация химических реакций: по фазовому составу (гомогенные и
гетерогенные), по использованию катализатора (каталитические и некаталитические).
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
концентрации реагирующих веществ, температуры (правило Вант-Гоффа), площади реакционной
поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве.
Энергия активации. Активированный комплекс. Катализаторы и катализ. Роль катализаторов в
природе и промышленном производстве.

12
4
2

ОК 01
ОК 02

2

21

Лабораторные занятия
Изучение зависимости скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ и
температуры.
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Определение зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих
веществ». Исследование зависимости скорости реакции от концентрации. Определение константы
скорости реакции графическим методом.
2. Лабораторная работа «Определение зависимости скорости реакции от температуры». Исследование
зависимости скорости реакции от температуры. Расчет энергии активации реакции.
Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости
химической реакции.
Тема 5.2.
Основное содержание
Термодинамическ Теоретическое обучение
ие
Классификация химических реакций: по тепловому эффекту (экзотермические, эндотермические), по
закономерности обратимости (обратимые и необратимые). Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические
протекания
уравнения. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных
химических
факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания
реакций.
оптимальных условий протекания химических процессов.
Равновесие
Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него. Роль смещения
химических
равновесия в технологических процессах.
реакций
Практические занятия
Принцип Ле Шателье. Влияние различных факторов на изменение равновесия химических реакций.
Закон действующих масс и константа химического равновесия. Расчеты равновесных концентраций
реагирующих веществ и продуктов реакций. Расчеты теплового эффекта реакции.
Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения
направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение
химического равновесия.
Лабораторные занятия
Лабораторная работа «Изучение влияния различных факторов на смещение химического равновесия».
Исследование влияния изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение
химического равновесия. Сравнение полученных результатов с теоретически прогнозируемыми на

2

2

6
2

ОК 01
ОК 02

2

2

2

2
2
22

основе принципа Ле Шателье.
Контрольная
работа 4
Раздел 6.
Тема 6.1.
Дисперсные
системы и
факторы их
устойчивости

Тема 6.2.
Исследование
свойств
дисперсных
систем для их
идентификации

Контрольная
работа 5

Скорость химической реакции и химическое равновесие.

2

Дисперсные системы
Основное содержание
Теоретическое обучение
Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы.
Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов.
Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Предельно допустимые концентрации и их
использование в оценке экологической безопасности.
Классификация дисперсных систем по составу. Строение и факторы устойчивости дисперсных
систем. Распознавание истинных растворов, коллоидных растворов и грубодисперсных систем.
Строение мицеллы. Рассеивание света при прохождении светового пучка через оптически
неоднородную среду (эффекта Тиндаля).
Практические занятия
Решение задач на приготовление растворов.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий на дисперсные системы, используемые в
бытовой и производственной деятельности человека, с позиций экологической безопасности
последствий и грамотных решений проблем, связанных с химией.
Основное содержание
Лабораторные занятия
Лабораторная работа «Приготовление растворов».
Приготовление растворов заданной (молярной) концентрации (с практико-ориентированными
вопросами), определение среды водных растворов.
Лабораторная работа «Исследование дисперсных систем».
Приготовление и изучение свойств дисперсных систем разных видов: суспензии, эмульсии,
коллоидного раствора. Сравнение свойств истинных и коллоидных растворов, выявление основных
различий между ними.

10
4
2

Дисперсные системы.

2

ОК 01
ОК 02
ОК 07

2

2
2
4
4

ОК 01
ОК 02

2

2

23

Раздел 7.
Тема 7.1.
Обнаружение
неорганических
катионов и
анионов

Тема 7.2.
Обнаружение
органических
веществ
отдельных
классов с
использованием
качественных
реакций

Качественные реакции обнаружения неорганических и органических веществ
Основное содержание
Практические занятия
Качественные химические реакции, характерные для обнаружения неорганических веществ (катионов
и анионов). Составление уравнений реакций обнаружения катионов I–VI групп и анионов, в т.ч. в
молекулярной и ионной формах.
Реакции обнаружения неорганических веществ в реальных объектах окружающей среды.
Лабораторные занятия
Обнаружение неорганических веществ (катионов I–VI групп или анионов) с использованием
качественных аналитических реакций.
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Аналитические реакции катионов I–VI групп».
Проведение качественных реакций, используемых для обнаружения катионов I группы (калия,
натрия, магния, аммония), II группы на примере бария, III группы – свинца, IV группы – алюминия,
V группы – железа (II и III), VI группы – никеля. Описание наблюдаемых явлений и составление
химических реакций.
2. Лабораторная работа «Аналитические реакции анионов».
Проведение качественных реакций, используемых для обнаружения анионов: карбоната, фосфата,
сульфата, сульфида, нитрата, хлорида и др. Описание наблюдаемых явлений и составление
химических реакций.
Основное содержание
Практические занятия
Качественные химические реакции, характерные для обнаружения отдельных классов органических
соединений: фенолов, альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, аминокислот и др.
Денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков.
Составление качественных реакций обнаружения органических соединений отдельных классов.
Лабораторные занятия
Обнаружение органических соединений отдельных классов.
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Качественные реакции на отдельные классы органических веществ».

8
4
2

ОК 01
ОК 02

2
2

2

4
2

ОК 01
ОК 02

2

2
2

24

Проведение качественных реакций, используемых для обнаружения органических веществ различных
классов: фенолов, альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, аминокислот, белков и др. Описание
наблюдаемых явлений и составление химических реакций и/или схем.
2. Лабораторная работа «Качественный анализ органических соединений по функциональным
группам».
Проведение качественных реакций, используемых для распознавания органических веществ
отдельных классов по функциональным группам: на примере аминокислот и карбоновых кислот,
спиртов и фенолов, альдегидов и кетонов. Описание наблюдаемых явлений и составление химических
реакций и/или схем.
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 8.
Химия в быту и производственной деятельности человека
Тема 8.1.
Основное содержание
Химия в быту и Практические занятия
производственной Экологическая безопасность последствий бытовой и производственной деятельности человека,
деятельности
связанная с переработкой веществ; поиск и анализ химической информации из различных источников
человека
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие).
Кейсы (с учетом будущей профессиональной деятельности) на анализ информации о
производственной деятельности человека, связанной с переработкой и получением веществ, а также с
экологической безопасностью.
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
*Раздел 9.1. Исследование и химический анализ объектов биосферы
Тема 9.1.1.
Основное содержание
Основы
Лабораторные занятия
лабораторной
Лабораторная работа «Основы лабораторной практики».
практики в
Лабораторная посуда и химические реактивы. Основные лабораторные операции. Лабораторное
профессиональны оборудование. Техника безопасности и правила работы (поведения) в лаборатории.
х лабораториях
Практические занятия
Выполнение типовых расчетов по тематике эксперимента (выход продукта реакции, масса навески,

42
6
6
6
4

2
36
8
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК4…

ОК 01
ПК…

2
6
6

4

Отражается ПК, элемент которой формируется прикладным модулем (профессионально-ориентированным содержанием) в соответствии с ФГОС реализуемой
профессии/специальности СПО

25

объем растворителя).
Обработка данных, анализ и оценка их достоверности (вычисление среднего значения
экспериментальных данных, погрешности).
Представление результатов эксперимента в различной форме (таблица, график, отчет, доклад,
презентация).
Тема 9.1.2.
Основное содержание
Химический
Теоретическое обучение
анализ проб воды Классификация проб воды по виду и назначению, исходя из ее химического состава.
Органолептические свойства (запах, прозрачность, цветность, мутность) воды. Кислотность и
щелочность воды. рН среды и методы ее определения. Жесткость воды и методы ее определения.
Сущность метода титрования.
Виды жесткости воды (временная и постоянная). Жесткость воды как причина выпадения осадков или
образования солеотложений, имеющих место в быту и на производстве.
Состав солей, вызывающих жесткость воды. Химические процессы, устраняющие жесткость воды.
Уравнения химических реакций, иллюстрирующих процессы, происходящие при устранении
жесткости. Устранение временной жесткости бытовыми и химическими способами. Способы
устранения постоянной жесткости.
Практические занятия
Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и
моляльная концентрации. Титр раствора. Решение практико-ориентированных теоретических заданий
на расчет концентраций загрязняющих веществ и их сравнение с предельно допустимыми
концентрациями (ПДК).
Лабораторные занятия
Исследование химического состава проб воды.
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Очистка воды от загрязнений».
Использование методов фильтрования и адсорбции для отделения загрязнений в исследуемой пробе
воды. Выбор метода очистки в зависимости от вида загрязнения. Сравнение эффективности
различных методов очистки воды в разных условиях (в лаборатории, в домашних и полевых
условиях).
2. Лабораторная работа «Определение рН воды и ее кислотности».

6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК…

2

2
2
2

2

26

Определение рН среды с помощью универсального индикатора. Использование титрования для
определения кислотности. Определение общей кислотности воды, расчет свободной кислотности.
Определение общей и свободной щелочности. Составление уравнений реакций, протекающих при
определении кислотности/ щелочности проб воды. Установление способов использования
исследованных проб воды в жизнедеятельности человека, на основе полученных данных о составе.
3. Лабораторная работа «Определение жесткости воды и способы ее устранения».
Способы устранения всех видов жесткости в зависимости от состава солей жесткости. Решение
экспериментальной задачи на выявление временной и постоянной жесткости воды. Оценка
вероятности устранения всех видов жесткости в домашних условиях.
Тема 9.1.3.
Основное содержание
Химический
Теоретическое обучение
контроль качества Качественный химический состав продуктов питания. Вещества, фальсифицирующие продукты
продуктов
питания, и вещества, загрязняющие продукты питания. Определение загрязняющих химических
питания
веществ в продуктах питания, определение веществ, не заявленных в составе продуктов питания.
Практические занятия
Органические и неорганические вещества, входящие в состав продуктов питания. Определение
состава блюд на содержание макро и микроэлементов. Изучение предложенных преподавателем блюд
на предмет химического состава, определение долей от суточной нормы макро и микроэлементов в
указанном блюде.
Решение практико-ориентированных задач по кулинарной тематике различных типов.
Лабораторные занятия
Исследование химического состава продуктов питания.
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Обнаружение нитратов в продуктах питания».
Исследование материалов полуколичественным методом определения нитратов с использованием
дифениламина (корнеплоды овощей, листья и кочерыжка капусты, плоды фруктов). Анализ уровня
загрязнения нитратами по интенсивности окрашивания продуктов реакции.
2. Лабораторная работа «Исследование продуктов питания на наличие углеводов».
Исследование молочных продуктов на наличие крахмала. Исследование продуктов на наличие
глюкозы.
Тема 9.1.4.
Основное содержание

6
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК…

2

2

2

2

6

ОК 01
27

Химический
анализ проб
почвы

Тема 9.1.5.
Исследование
объектов
биосферы

Теоретическое обучение
Классификация почв по виду и назначению, исходя из химического состава. Идентификация пробы
почвы по ее химическому составу, описание возможностей ее применения.
Требования к качеству почвы различного назначения. Описание особенностей использования почв в
зависимости от типов, способы улучшения качества почв в зависимости от назначения.
Области использования органических удобрений в зависимости от качественного состава. Описание
органических удобрений и их применение в зависимости от состава почвы и ее разновидности.
Практические занятия
Области назначения (применения) почвы, исходя из качественного и количественного состава.
Анализ нормативной документации.
Роль неорганических веществ в качестве минеральных удобрений, улучшителей почвы.
Состав минеральных удобрений и их применение в зависимости от состава почвы и ее разновидности.
Взаимосвязь состава удобрений и их влияния на вегетативные свойства и плодоношение растений.
Лабораторные занятия
Исследование химического состава проб почвы.
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Обнаружение неорганических примесей в пробах».
Приготовление пробы почвы для исследования кислотности/щелочности, неорганических
загрязнений. Обнаружение хлорид- и сульфат-ионов в пробе почвы. Составление уравнений реакций
обнаружения. Сравнение полученных показателей с нормативными (справочными) значениями.
2. Лабораторная работа «Определение рН водной вытяжки почвы, ее кислотности и щелочности».
Исследование водных вытяжек образцов готовых почвенных смесей (для разных типов растений).
Определение рН почвы с использованием индикаторов. Оценка типов почв в представленных
образцах (сильнокислая, кислая, слабокислая, нейтральная, щелочная).
Основное содержание
Теоретическое обучение
Учебно-исследовательский проект в области исследования объектов биосферы. Обзор тем учебноисследовательских проектов. Алгоритм выполнения проекта. Определение проблемы исследования.
Методы поиска, анализа и обработки информации о проекте в различных источниках.
Практические занятия

2

ОК 02
ОК 07
ПК…

2

2

2

2

2

10
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК…

4
28

Обоснование актуальности выбранной темы. Выявление проблемы исследования. Выбор объектов и
методов исследования. Постановка целей и задач исследования. Определение продукта исследования.
Определение этапов и составление плана исследования.
Защита проекта: Представление результатов выполнения учебно-исследовательских проектов
(выступление с презентацией).
Лабораторные занятия
Исследование предложенного объекта на кислотность, щелочность, химический состав (загрязнители,
макро- и микроэлементы). Обработка результатов исследования. Оценка качества исследуемого
объекта, исходя из результатов химического анализа.
*Раздел 9.2. Исследование и химический анализ объектов техносферы (для укрупненных групп специальностей/
профессий 18.00.00, 20.00.00, 21.00.00, 22.00.00, 29.00.00, 54.00.00)
Тема 9.2.1.
Основное содержание
Основы
Лабораторные занятия
лабораторной
Лабораторная работа «Основы лабораторной практики».
практики в
Лабораторная посуда и химические реактивы. Основные лабораторные операции. Лабораторное
профессиональны оборудование. Техника безопасности и правила работы (поведения) в лаборатории.
х лабораториях
Практические занятия
Выполнение типовых расчетов по тематике эксперимента (выход продукта реакции, масса навески,
объем растворителя). Обработка данных, анализ и оценка их достоверности (вычисление среднего
значения экспериментальных данных, погрешности). Представление в различной форме результатов
эксперимента (таблица, график, отчет, доклад, презентация)
Тема 9.2.2.
Основное содержание
Химический
Теоретическое обучение
анализ
Назначение технической воды. Требования к технической воде по группам потребления.
технический воды Качество технической воды разных видов. Химический анализ и производственный контроль состава
технической воды. Сущность метода титрования.
Анализ технической воды на жесткость и другие показатели. Кислотность и щелочность воды.
Определение общей и свободной щелочности (кислотности) методом титрования. рН среды и методы
ее определения. Жесткость воды и методы ее определения.
Практические занятия

2

2
4
4
36
8
2

ОК 01
ПК…

2
6
6
6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК…

2

2
29

Тема 9.2.3.
Химический
анализ воздуха

Тема 9.2.4.

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и
моляльная концентрации. Титр раствора. Решение практико-ориентированных теоретических заданий
на расчет концентраций загрязняющих веществ и их сравнение с предельно допустимыми
концентрациями (ПДК).
Лабораторные занятия
Исследование химического состава проб технической воды.
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Определение хлоридов методом титрования в технической воде».
Определение хлорид-ионов методом аргентометрии с фиксированием конца титрования по методу
Мора (осадительное титрование).
2. Лабораторная работа «Определение жесткости технической воды методом титрованиям.
Комплексонометрическое определение жесткости (суммы ионов кальция и магния) в среде
аммонийно-аммиачного буферного раствора (рН 9–10) по образованию с трилоном Б
малодиссоциированных комплексных соединений.
Основное содержание
Теоретическое обучение
Химический состав атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны. Вредные вещества и примеси в
воздухе жилых помещений, в воздухе рабочей зоны. Нормативные документы. Последствия
воздействия высокой концентрации углекислого газа на организм человека. Мероприятия по
снижению уровня загрязненности воздуха исследуемой комнаты.
Практические занятия
Гигиеническая оценка степени загрязнения воздуха помещения на основе сопоставления
концентрации диоксида углерода с соответствующим гигиеническим нормативом.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на расчет количества вещества,
концентраций вредных примесей в атмосферном воздухе и воздухе помещений.
Лабораторные занятия
Лабораторная работа «Определение содержания углекислого газа в воздухе помещения экспрессметодом». Исследование проб воздуха рабочей зоны. Определение содержания углекислого газа в
воздухе помещения экспресс-методом.
Основное содержание

2
2

2

6
2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК…

2
2
2
2
6

ОК 01
30

Химический
анализ проб
материалов
строительнореставрационной
деятельности и
дизайна

Тема 9.2.5.
Исследование
объектов
техносферы

Теоретическое обучение
Классификация материалов, используемых в строительно-реставрационной деятельности по составу,
их назначение и применение. Химический анализ материалов строительно-реставрационной
деятельности и дизайна. Химический состав пигментов, красителей, вяжущих смесей, особенности их
свойств и применения в профессиональной деятельности. Вещества, используемые в качестве
пигментов и связующих материалов. Историческая справка. Современные материалы.
Практические занятия
Качественный и количественный состав проб материалов строительно-реставрационной деятельности
и дизайна. Классификация красок по укрывистости, прозрачности в зависимости от используемых
пигментов и связующих веществ. Определение состава красок на содержание микро и
макроэлементов. Решение практико-ориентированных заданий по химическому анализу проб
материалов строительно-реставрационной деятельности и дизайна.
Лабораторные занятия
Исследование материалов строительно-реставрационной деятельности и дизайна.
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Изготовление красок (подбор пигментов и связывающих веществ)».
Исследование природных минералов, получение пигментов путем химических реакций, определение
связующих материалов. Сравнение укрывистости и прозрачности полученных красок путем
нанесения их на лист бумаги.
2. Лабораторная работа «Исследование свойств вяжущих веществ на примере гипса».
Определение скорости схватывания природного и строительного гипса. Факторы, ускоряющие и
замедляющие схватывание природного гипса. Гипсовое тесто, температура его застывания. Сравнение
скорости схватывания природного и строительного гипса, определение факторов, влияющих на
скорость схватывания строительного гипса, определение температуры застывания гипсового теста.
Основное содержание
Теоретическое обучение
Учебно-исследовательский проект в области исследования объектов техносферы. Обзор тем учебноисследовательских проектов. Алгоритм выполнения проекта. Определение проблемы исследования.
Методы поиска, анализа и обработки информации о проекте в различных источниках.
Практические занятия

2

ОК 02
ОК 07
ПК…

2

2

2

2

2

10
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК…

4
31

Обоснование актуальности выбранной темы. Выявление проблемы исследования. Выбор объектов и
методов исследования. Постановка целей и задач исследования. Определение продукта исследования.
Определение этапов и составление плана исследования.
Защита проекта: Представление результатов выполнения учебно-исследовательских проектов
(выступление с презентацией).
Лабораторные занятия
Исследование предложенного объекта на кислотность, щелочность, химический состав (загрязнители,
макро- и микроэлементы). Обработка результатов исследования. Оценка качества исследуемого
объекта исходя из результатов химического анализа
Промежуточная аттестация по дисциплине (экзамен)
Всего

2
2
4
4

144

32

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется в учебном кабинете общеобразовательных предметов.
Оборудование учебного кабинета химии:
- рабочее место обучающегося -30.
- рабочее место преподавателя-1
- доска мультимедиа - 1
- демонстрационный экран-1
- комплект учебно-наглядных пособий по учебному предмету «Химия»
(в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по географии для общеобразовательных
учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации).
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедиапроектор.
Аудиовизуальные средства обучения:
- диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.1», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006.
- диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.2», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006.
- диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.3», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006.
- диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.4», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006.
- диск «Школьный химический эксперимент, Органическая химия, ч.5», ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006.
-диск «Органическая химия, демонстрационное поурочное планирование»,
издательство «Учитель»,2007.
-диск «Органическая химия, образовательная коллекция», Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ,2003.
-диск «химия для гуманитариев, элективный курс», Издательство «Учитель»,2006.
-диск «Химия, дидактический и раздаточный материал», Издательство «Учитель»,2007
-диск «Общая химия, демонстрационное поурочное планирование»,
издательство «Учитель»,2007.
-диск «Виртуальная химическая лаборатория», Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ,2005.
-диск «Химия для всех XXI, образовательная коллекция»,ООО «1-С-Паблишинг»,2006.
-диск «Открытая химия»,ООО «Физикон, 2008.
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Габриелян, О.С. Химия: учеб для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 6-е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия, 2014. – 336с.
33

2. Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.:
Издательский центр «Академия, 2014. – 256с.
Дополнительные источники:
1. Габриелян, О.С. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян, Г.Г. Лысова. - 6-е изд., стереотип. - М.:
Дрофа, 2006 - 371 с.: ил.
2. Габриелян, О.С. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян, Г.Г. Лысова. - 6-е изд., стереотип. - М.:
Дрофа, 2006 - 362 с.: ил.
3. Габриелян, О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007-124 с.
4. Габриелян, О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-11 кл./ О. С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. - М.: Дрофа, 2004.
160 с.
5. Кузьменко, Н.Е. Химия. Ответы на вопросы. Теория и примеры решения задач: Учебное пособие/ Н.Е Кузьменко, В.В. Еремин - М.:
Издательство «Экзамен», 2005. - 256 с.
6. Медведева, О.Е., Органическая химия. 10-11 классы. Занимательно о полимерах/ авт.-сост. О.Е. Медведева. - Волгоград: Учитель,
2008.-151с.
7. Савин, Г.А.Химия. Изомерия органических соединений. 10 – 11 классы/ Авт. Г.А. Савин. – Волгоград: Учитель, 2005. – 57 с.
8. Химия. Полный школьный курс. 8-11 классы. Авт. Е.В.Савинкина, Г.П.Логинова. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2000. - 496 с.
9. Химия. Ответы на вопросы. Теория и решение задач. Для абитуриентов и учащихся 11 классов. Авт. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. - М.:
"Экзамен", 2001 - 256 с.
10. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. Учебное пособие /
авт. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. / под ред. проф. Р.А.Лидина - М.: Дрофа, 2001 - 576 с.
11. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным и вступительным экзаменам.
Авт. Р.А.Лидин, Л.Ю.Аликберова.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. - 512 с.
12. Химия: Энциклопедия химических элементов /под ред. А.М.Смолеговского - М.: Дрофа, 2000. - 432 с.: ил.
13. Хомченко, И.Г., Решение задач по химии. – М.: «Новая волна» 2003. – 253 с.
Интернет-ресурсы:
1 Решение задач по химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alhimik.ru/abitur/abit41.html, свободный – Загл. с экрана.
2 Общая химии: основные понятия химии, строение атома, химическая связь. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://lib.inorg.chem.msu.ru/tutorials, свободный – Загл. с экрана.
3 Основы химии. Электронный учебник. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru, свободный – Загл. с экрана.
4 Органическая химия. Электронный учебник для средней школы. – Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm, свободный – Загл. с экрана.
5 Опорные конспекты по химии для школьников 8 - 11 классов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chemistry.ru, свободный –
Загл. с экрана.
34

Видео ресурсы по химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://video.yandex.ru/users/era-sel/view/74/, свободный – Загл. с
экрана.
7 Электронные on-line-учебники по химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Chem.ox.ac.uk/it/lectures.html, свободный – Загл. с
экрана.
8 Справочный материал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alhimikov.net/htab/Page-12.html, свободный – Загл. с экрана.
9 Теоретические основы химии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.himhelp.ru/section23/, свободный. – Загл. с экрана.
10 Неорганическая химия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alhimikov.net/elektronbuch/menu.html, свободный. – Загл. с
экрана.
11 Органическая химия. Электронный учебник для средней школы. – Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/organics/index
6

35

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Система контроля и оценки результатов по предмету разработана в соответствии с локальными нормативными документами:
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся;
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, включающие
личностные, метапредметные и предметные результаты,
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.
Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил
поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная
деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностносмысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде агрегированных
(усредненных, анонимных) данных.
Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется куратором преимущественно на основе
ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов по ОУП «Химия» осуществляется при выполнении Всероссийской проверочной работы (ВПР).
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС).
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические
работы, творческие работы)
Промежуточная аттестация по предмету представляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее
освоения. Промежуточная аттестация по предмету предусмотрена в форме дифференцированного зачета.

36

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты
обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения предмета.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебного предмета используется система оценочных мероприятий,
представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО
(предметные результаты по предмету) и ФГОС СПО.
№
I

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Основное содержание

1

Раздел 1. Основы
строения вещества

Формулировать
базовые понятия и
законы химии

1.1

ОК 01

Строение атомов
химических элементов
и природа химической
связи

Составлять химические
формулы соединений в
соответствии со
степенью окисления
химических элементов,
исходя из валентности и
электроотрицательности

1.2

ОК 01
ОК 02

Периодический закон и Характеризовать
таблица Д.И.
химические элементы в
Менделеева
соответствии с их
положением в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева

1. Тест «Строение атомов химических элементов и природа химической
связи».
2. Задачи на составление химических формул двухатомных соединений
(оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.).
3. Задания на использование химической символики и названий соединений по
номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и
тривиальных названий для составления химических формул двухатомных
соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических
соединений отдельных классов
1. Тест «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность
и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их
электронным строением и положением в периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева».
2. Практические задания на установление связи между строением атомов
химических элементов и периодическим изменением свойств химических
элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической
системе.
37

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий
3. Практико-ориентированные теоретические задания на характеризацию
химических элементов: «Металлические / неметаллические свойства,
электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в
соответствие с их электронным строением и положением в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева»

Характеризовать типы
Раздел 2. Химические
Контрольная работа
химических реакций
реакции
«Строение вещества и химические реакции»

2

2.1

2.2

3

ОК 01
ОК 04

Типы химических
реакций

Составлять реакции
соединения, разложения,
обмена, замещения,
окислительновосстановительные
реакции

1. Задачи на составление уравнений реакций:
– соединения, замещения, разложения, обмена;
– окислительновосстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.
2. Задачи на расчет массы вещества или объёма
газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из
участвующих в реакции веществ; расчёты
массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ
имеет примеси

Электролитическая
Составлять уравнения
1. Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот,
диссоциация и ионный химических реакции
оснований и солей, установление изменения кислотности среды
обмен
ионного обмена с
2. Лабораторная работа "Типы химических реакций"
участием
неорганических веществ
Раздел 3. Строение и
свойства
неорганических
веществ

Исследовать строение и Контрольная работа
свойства
«Свойства неорганических веществ»
неорганических
веществ

38

№

ОК/ПК

3.1

ОК 01
ПК..

3.2

ОК 01
ОК 02
ПК...

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Классифицировать
неорганические
вещества в соответствии
с их строением

1. Тест «Номенклатура и название неорганических веществ исходя из их
химической формулы или составление химической формулы исходя из
названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре».
2. Задачи на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения)
в молекуле (смеси).
3. Практические задания по классификации, номенклатуре и химическим
формулам неорганических веществ различных классов.
4. Практические задания на определение химической активности веществ в
зависимости вида химической связи и типа кристаллической решетки

Физико-химические
свойства
неорганических
веществ

Устанавливать
зависимость физикохимических свойств
неорганических веществ
от строения атомов и
молекул, а также типа
кристаллической
решетки

1. Тест «Особенности химических свойств оксидов, кислот, оснований,
амфотерных гидроксидов и солей».
2. Задания на составление уравнений химических реакций с участием простых
и сложных неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и
амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных
гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства и способы
получения.
3. Практико-ориентированные теоретические задания на свойства и получение
неорганических веществ
39

№

ОК/ПК

3.3

ОК 01
ОК 02
ОК 04

4

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Идентификация
неорганических
веществ

Исследовать
1. Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с
качественные реакции
участием неорганических веществ, используемых для их идентификации.
неорганических веществ 2.Лабораторная работа: “Идентификация неорганических веществ”

Раздел 4. Строение и
свойства
органических
веществ

Исследовать строение и Контрольная работа
свойства органических «Строение и свойства органических веществ»
веществ

4.1

ОК 01
ПК...

Классификация,
строение и
номенклатура
органических веществ

Классифицировать
органические вещества в
соответствии с их
строением

1. Задания на составление названий органических соединений по тривиальной
или международной систематической номенклатуре.
2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул
органических веществ отдельных классов.
3. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы,
исходя из элементного состава (в %)

4.2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК…

Свойства органических Устанавливать
соединений
зависимость физикохимических свойств
органических веществ от
строения молекул

1. Задания на составление уравнений химических реакций с участием
органических веществ на основании их состава и строения.
2. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующих
химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и
генетической связи органических веществ разных классов.
3. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ.
4. Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании"

40

№

ОК/ПК

4.3

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК...

5

5

ОК 01
ОК 02
ПК…

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Идентификация
органических веществ,
их значение и
применение в бытовой
и производственной
деятельности человека

Исследовать
качественные реакции
органических
соединений отдельных
классов

Раздел 5.
Кинетические и
термодинамические
закономерности
протекания
химических реакций

Характеризовать
влияние различных
факторов на
равновесие и скорость
химических реакций

Скорость химических
реакций. Химическое
равновесие

Характеризовать
влияние концентрации
реагирующих веществ и
температуры на скорость
химических реакций
Характеризовать
влияние изменения
концентрации веществ,
реакции среды и
температуры на
смещение химического
равновесия

6
Раздел 6. Растворы

Типы оценочных мероприятий
1.Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с
участием органических веществ, в т.ч. используемых для их идентификации в
быту и промышленности.
2.Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных
классов”

Практико-ориентированные теоретические задания на анализ факторов,
влияющих на изменение скорости химической реакции. Практикоориентированные задания на применение принципа Ле-Шателье для
нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ
факторов, влияющих на смещение химического равновесия

Исследовать истинные
растворы с заданными
характеристиками
41

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

6.1

ОК 01
ОК 02
ПК …

Понятие о растворах

6.2

ОК 01
ОК 04
ПК …

Исследование свойств Исследовать физикорастворов
химические свойства
истинных растворов

II

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 7.
Химия в быту и
производственной
деятельности
человека

7

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК …

Результат обучения
Различать истинные
растворы

Типы оценочных мероприятий
1. Задачи на приготовление растворов.
2. Практико-ориентированные расчетные задания на дисперсные системы,
используемые в бытовой и производственной деятельности человека
Лабораторная работа
“Приготовление растворов”

Оценивать последствия Защита кейса (с учетом будущей профессиональной деятельности)
бытовой и
производственной
деятельности человека
с позиций
экологической
безопасности

Химия в быту и
Оценивать последствия
производственной
бытовой и
деятельности человека производственной
деятельности человека с
позиций экологической
безопасности

Кейс (с учетом будущей профессиональной деятельности)
Возможные темы кейсов:
1. Потепление климата и высвобождение газовых гидратов со дна океана.
2. Будущие материалы для авиа-, машино- и приборостроения.
3. Новые материалы для солнечных батарей.
4. Лекарства на основе растительных препаратов

42

43

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».