СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 20 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 30 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 34 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УПВ. 02 ФИЗИКА 1.1. Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования Предмет входит в состав предметов по выбору и относится к общеобразовательному циклу предметной области «Естественные науки», реализуется в течение 1 года обучения с максимальным количеством часов –137. Результаты освоения предмета необходимы при изучении математики, естествознания, основ электротехники и дисциплин профессионального цикла. 1.2. Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты освоения учебного предмета «Физика» должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма; ценностное отношение к государственным символам, достижениям российских учёных в области физики и технике; 3) духовно-нравственного воспитания: сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности учёного; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке; 5) трудового воспитания: интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на протяжении всей жизни; 6) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; Расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по физике; 4 7) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки; осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. Базовые исследовательские действия: владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач физического содержания, применению различных методов познания; владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том числе при изучении физики; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. Работа с информацией: владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; оценивать достоверность информации; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; создавать тексты физического содержания в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации. Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности; распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; 5 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи; самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, план выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению эрудиции в области физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки. В процессе достижения личностных результатов освоения программы по физике для уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении общения, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений: демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта, абсолютно твёрдое тело, идеальный газ, модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел, точечный электрический заряд при решении физических задач; распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе законов механики, молекулярно-кинетической теории строения вещества и электродинамики: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твёрдых тел, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, электризация тел, взаимодействие зарядов; описывать механическое движение, используя физические величины: координата, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса тела, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, 6 механическая работа, механическая мощность; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; 5 описывать изученные тепловые свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: давление газа, температура, средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул, среднеквадратичная скорость молекул, количество теплоты, внутренняя энергия, работа газа, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинам; описывать изученные электрические свойства вещества и электрические явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, электрическое поле, напряжённость поля, потенциал, разность потенциалов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправия инерциальных систем отсчёта, молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, первый закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, при этом различать словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости; объяснять основные принципы действия машин, приборов и технических устройств; различать условия их безопасного использования в повседневной жизни; выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых, и косвенных измерений, при этом формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента, собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы; осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные методы оценки погрешностей измерений; исследовать зависимости между физическими величинами с использованием прямых измерений, при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента, учебноисследовательской и проектной деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования; решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию; приводить примеры вклада российских и зарубежных учёныхфизиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий; использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять обязанности и планировать деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно 7 оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы.;демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей, целостность и единство физической картины мира; учитывать границы применения изученных физических моделей: точечный электрический заряд, луч света, точечный источник света, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач; распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе законов электродинамики и квантовой физики: электрическая проводимость, тепловое, световое, химическое, магнитное действия тока, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света, фотоэлектрический эффект (фотоэффект), световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность; описывать изученные свойства вещества (электрические, магнитные, оптические, электрическую проводимость различных сред) и электромагнитные явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, разность потенциалов, электродвижущая сила, работа тока, индукция магнитного поля, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность катушки, энергия электрического и магнитного полей, период и частота колебаний в колебательном контуре, заряд и сила тока в процессе гармонических электромагнитных колебаний, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; описывать изученные квантовые явления и процессы, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, энергия и импульс фотона, период полураспада, энергия связи атомных ядер, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон Ома, законы последовательного и параллельного соединения проводников, закон Джоуля–Ленца, закон электромагнитной индукции, закон прямолинейного распространения света, законы отражения света, законы преломления света, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, при этом различать словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости; определять направление вектора индукции магнитного поля проводника с током, силы Ампера и силы Лоренца; строить и описывать изображение, создаваемое плоским зеркалом, тонкой линзой; выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых, и косвенных измерений: при этом формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента, собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы; осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные методы оценки погрешностей измерений; исследовать зависимости физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; 8 соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента, учебноисследовательской и проектной деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования; решать расчётные 8 задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию; объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств, различать условия их безопасного использования в повседневной жизни; приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, в объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий; использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять обязанности и планировать деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК. 9 Код и наименование формируемых компетенций Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные (предметные) В части трудового воспитания: - готовность к труду, - владеть основополагающими физическими понятиями и осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность величинами, характеризующими физические процессы (связанными к активной деятельности технологической и социальной с механическим движением, взаимодействием тел, механическими направленности, способность инициировать, планировать и колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, различным сферам профессиональной деятельности, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; Овладение универсальными учебными познавательными оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и действиями: а) базовые логические действия: атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими самостоятельно формулировать и актуализировать астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в существенный признак или основания для сравнения, межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и классификации и обобщения; - определять цели Вселенной; - владеть закономерностями, законами и теориями (закон ОК 01. Выбирать способы деятельности, задавать параметры и критерии их всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения решения задач достижения; - выявлять закономерности и противоречия в механической энергии, закон сохранения импульса, принцип профессиональной рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем деятельности деятельность, оценивать соответствие результатов целям, отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, применительно к оценивать риски последствий деятельности; - развивать газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения различным контекстам креативное мышление при решении жизненных проблем б) электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, базовые исследовательские действия: - владеть навыками закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, учебно-исследовательской и проектной деятельности, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон навыками разрешения проблем; - выявлять причиннопрямолинейного распространения света, закон отражения света, следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать закон преломления света; закон сохранения энергии, закон гипотезу ее решения, находить аргументы для сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон доказательства своих утверждений, задавать параметры и сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного критерии решения; - анализировать полученные в ходе распада); уверенное использование законов и закономерностей при решения задачи результаты, критически оценивать их анализе физических явлений и процессов; - сформировать умения достоверность, прогнозировать изменение в новых решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, условиях; - уметь переносить знания в познавательную и используя физические законы и принципы; на основе анализа практическую области жизнедеятельности; - уметь условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические интегрировать знания из разных предметных областей; величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные расчеты и оценивать реальность полученного 10 подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, 11 значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; - сформировать понимания роли физики в экономической, технологической, социальной и этической сферах деятельности человека; роли и места физики в современной научной картине мира; роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научнотехническом развитии - сформировать умения различать условия применимости моделей физических тел и процессов (явлений): инерциальная система отсчета, материальная точка, равноускоренное движение, свободное падение, абсолютно упругая деформация, абсолютно упругое и абсолютно неупругое столкновения, моделей газа, жидкости и твердого (кристаллического) тела, идеального газа, точечный заряд, однородное электрическое поле, однородное магнитное поле, гармонические колебания, математический маятник, идеальный пружинный маятник, гармонические волны, идеальный колебательный контур, тонкая линза; моделей атома, атомного ядра и квантовой модели света; сформировать умения объяснять особенности протекания физических явлений: механическое движение, тепловое движение частиц вещества, тепловое равновесие, броуновское движение, диффузия, испарение, кипение и конденсация, плавление и кристаллизация, направленность теплопередачи, электризации тел, эквипотенциальности поверхности заряженного проводника, электромагнитной индукции, самоиндукции, зависимости сопротивления полупроводников "p-" и "п'типов" от температуры, резонанса, интерференции волн, дифракции, дисперсии, полного внутреннего отражения, фотоэффект, физические принципы спектрального анализа и работы лазера, "альфа-" и "бета-" распады ядер, гамма- излучение ядер; - уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие модель атомного ядра при решении физических задач; сформировать умения исследовать и анализировать разнообразные способствующего осознанию своего места в физические явления и свойства объектов, проводить поликультурном мире; - совершенствование языковой и самостоятельные исследования в реальных и лабораторных условиях, читательской культуры как средства взаимодействия читать и анализировать характеристики приборов и устройств, между людьми и познания мира; - осознание ценности объяснять принципы их работы; - сформировать умения решать научной деятельности, готовность осуществлять расчетные задачи с явно заданной и неявно заданной физической проектную и исследовательскую деятельность моделью: на основании анализа условия выбирать физические индивидуально и в группе; Овладение универсальными модели, отвечающие требованиям задачи, применять формулы, учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации законы, закономерности и постулаты физических теорий при из источников разных типов, самостоятельно осуществлять использовании математических методов решения задач, проводить расчеты на основании имеющихся данных, анализировать результаты поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию и корректировать методы решения с учетом полученных результатов; информации различных видов и форм представления; решать качественные задачи, требующие применения знаний из создавать тексты в различных форматах с учетом разных разделов школьного курса физики, а также интеграции назначения информации и целевой аудитории, выбирая знаний из других предметов естественнонаучного цикла: оптимальную форму представления и визуализации; выстраивать логическую цепочку рассуждений с опорой на оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - изученные законы, закономерности и физические явления; - овладеть различными способами работы с информацией физического использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, содержания с использованием современных информационных технологий, развитие умений критического анализа и оценки коммуникативных и организационных задач с достоверности получаемой информации; соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности В области духовно-нравственного воспитания: -- владеть основными методами научного познания, используемыми в сформированность нравственного сознания, этического физике: проводить прямые и косвенные измерения физических поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя осознанные решения, ориентируясь на известные методы оценки погрешностей измерений, проводить моральнонравственные нормы и ценности; - осознание исследование зависимостей физических величин с использованием личного вклада в построение устойчивого будущего; прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя ответственное отношение к своим родителям и (или) физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать другим членам семьи, созданию семьи на основе правила безопасного труда при проведении исследований в рамках осознанного принятия ценностей семейной жизни в учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности 12 с использованием цифровых измерительных устройств и соответствии с традициями народов России; Овладение лабораторного оборудования; сформированность представлений о универсальными регулятивными действиями: а) методах получения научных астрономических знаний; самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты - готовность к саморазвитию, самостоятельности и - овладеть умениями работать в группе с выполнением различных самоопределению; -овладение навыками учебносоциальных ролей, планировать работу группы, рационально ОК 04. Работать в исследовательской, проектной и социальной деятельности; распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно коллективе и команде, Овладение универсальными коммуникативными оценивать вклад каждого из участников группы в решение эффективно действиями: б) совместная деятельность: - понимать и рассматриваемой проблемы; - овладеь организационными и взаимодействовать с использовать преимущества командной и индивидуальной познавательными умениями самостоятельного приобретения новых коллегами, руководством, работы; - принимать цели совместной деятельности, знаний в процессе выполнения проектных и учебноклиентами организовывать и координировать действия по ее исследовательских работ, умениями работать в группе с достижению: составлять выполнением различных социальных ролей, планировать работу 13 группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы план действий, распределять роли с учетом мнений в решение рассматриваемой проблемы; участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека - сформировать умения распознавать физические явления (процессы) В области эстетического воспитания: - эстетическое и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и отношение к миру, включая эстетику быта, научного и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, технического творчества, спорта, труда и общественных движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, отношений; - способность воспринимать различные виды колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, искусства, традиции и творчество своего и других народов, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, ОК 05. Осуществлять ощущать эмоциональное воздействие искусства; изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое устную и письменную убежденность в значимости для личности и общества равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, коммуникацию на отечественного и мирового искусства, этнических кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии государственном языке культурных традиций и народного творчества; - готовность теплового движения молекул с абсолютной температурой, Российской Федерации с к самовыражению в разных видах искусства, стремление повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, учетом особенностей проявлять качества творческой личности; Овладение связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; социального и универсальными коммуникативными действиями: а) электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с культурного контекста общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, жизни; - распознавать невербальные средства общения, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся понимать значение социальных знаков, распознавать заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать распространение света, отражение, преломление, интерференция, конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический зрения с использованием языковых средств эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность; - 14 сформировать систему знаний о физических закономерностях, законах, теориях, действующих на уровнях микромира, макромира и мегамира, представлений о всеобщем характере физических законов; представлений о структуре построения физической теории, что позволит осознать роль фундаментальных законов и принципов в современных представлениях о природе, понять границы применимости теорий, возможности их применения для описания естественнонаучных явлений и процессов - сформировать умения применять законы классической механики, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики, квантовой физики для анализа и объяснения явлений микромира, макромира и мегамира, различать условия (границы, области) применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения, первый закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения энергии) и ограниченность использования частных законов; анализировать физические процессы, используя основные положения, законы и закономерности: относительность механического движения, формулы кинематики равноускоренного движения, преобразования Галилея для скорости и перемещения, три закона Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, законы сохранения импульса и механической энергии, связь работы силы с изменением механической энергии, условия равновесия твердого тела; связь давления идеального газа со средней кинетической энергией теплового движения и концентрацией его молекул, связь температуры вещества со средней кинетической энергией его частиц, связь давления идеального газа с концентрацией молекул и его температурой, уравнение Менделеева-Клапейрона, первый закон термодинамики, закон сохранения энергии в тепловых процессах; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, потенциальность электростатического поля, принцип суперпозиции электрических полей, закона Кулона; законы Ома для участка цепи и для 15 замкнутой электрической цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, постулаты специальной теории относительности Эйнштейна, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, первый и второй постулаты Бора, принцип неопределенности Гейзенберга, закон сохранения заряда, массового числа и энергии в ядерных реакциях, закон радиоактивного распада; - осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностносмысловых установок, - сформировать умения применять полученные знания для антикоррупционного мировоззрения, правосознания, объяснения условий протекания физических явлений в природе и для экологической культуры, способности ставить цели и принятия практических решений в повседневной жизни для ОК 06 Проявлять строить жизненные планы; В части гражданского обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и граждансковоспитания: - осознание своих конституционных прав и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения патриотическую позицию, обязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие норм экологического поведения в окружающей среде; понимание демонстрировать традиционных национальных, общечеловеческих необходимости применения достижений физики и технологий для осознанное поведение на гуманистических и демократических ценностей; рационального природопользования; - сформировать представления основе традиционных готовность противостоять идеологии экстремизма, о методах получения научных астрономических знаний; владеть общечеловеческих национализма, ксенофобии, дискриминации по умениями самостоятельно формулировать цель исследования ценностей, применять социальным, религиозным, расовым, национальным (проекта), выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих стандарты признакам; - готовность вести совместную деятельность в физических закономерностей и законов, проверять их антикоррупционного интересах гражданского общества, участвовать в экспериментальными средствами; планировать и проводить поведения самоуправлении в общеобразовательной организации и физические эксперименты, описывать и анализировать полученную детско-юношеских организациях; - умение при выполнении эксперимента информацию, определять взаимодействовать с социальными институтами в достоверность полученного результата; соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и 16 культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности - сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для В области экологического воспитания: - сформированность принятия практических решений в повседневной жизни для экологической культуры, понимание влияния социально- обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и экономических процессов на состояние природной и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения социальной среды, осознание глобального характера норм экологического поведения в окружающей среде; понимание ОК 07 Содействовать экологических проблем; - планирование и осуществление необходимости применения достижений физики и технологий для сохранению окружающей действий в окружающей среде на основе знания целей рационального природопользования; - овладеть (сформировать среды, устойчивого развития человечества; активное неприятие представления) правилами записи физических формул рельефноресурсосбережению, действий, приносящих вред окружающей среде; - умение точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и эффективно действовать в прогнозировать неблагоприятные экологические слабовидящих обучающихся); - сформировать умения анализировать чрезвычайных ситуациях последствия предпринимаемых действий, предотвращать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности их; - расширение опыта деятельности экологической человека, связанной с физическими процессами, с позиций направленности; - овладение навыками учебноэкологической безопасности; представлений о рациональном исследовательской, проектной и социальной деятельности природопользовании, а также разумном использовании достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества 17 ПК 2.5 Проводить инспектирование компонентов программного обучения на предмет соответствия стандартам кодирования ПК 3.3 Проводить исследование созданного программного кода с использованием специализированных программных средств с целью выявления ошибок и отклонений от алгоритма в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, 18 - сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью: на основании анализа условия выбирать физические модели, отвечающие требованиям задачи, применять формулы, законы, закономерности и постулаты физических теорий при использовании математических методов решения задач, проводить расчеты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и корректировать методы решения с учетом полученных результатов; решать качественные задачи, требующие применения знаний из разных разделов школьного курса физики, а также интеграции знаний из других предметов естественнонаучного цикла: выстраивать логическую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; - овладеть различными способами работы с информацией физического содержания с использованием современных информационных технологий, развитие умений критического анализа и оценки достоверности получаемой информации; - сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью: на основании анализа условия выбирать физические модели, отвечающие требованиям задачи, применять формулы, законы, закономерности и постулаты физических теорий при использовании математических методов решения задач, проводить расчеты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и корректировать методы решения с учетом полученных результатов; решать качественные задачи, требующие применения знаний из разных разделов школьного курса физики, а также интеграции знаний из других предметов естественнонаучного цикла: выстраивать логическую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; - овладеть различными способами работы с информацией физического содержания с использованием современных информационных технологий, развитие умений критического анализа и оценки достоверности информационной безопасности личности получаемой информации; 19 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретическое обучение (урок, лекция) лабораторные, практические занятия семинары индивидуальный проект Самостоятельная работа (всего): Профессионально-ориентированное содержание в том числе теоретическое обучение практические занятия Консультации Промежуточная аттестация в форме ЭКЗАМЕНА 144 126 50 46 30 18 12 12 6 2.2. Календарно-тематический план и содержание учебного предмета УПВ.02 Физика Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 20 Объем часов Формируем ые компетенци и Введение. Физика и методы научного познания Раздел 1. Механика Тема 1.1 Основы кинематики Тема 1.2 Основы динамики Тема 1.3 Основное содержание 2 Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод 2/1-2 познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. 20/6 Основное содержание 2 Комбинированное занятие: 2/3-4 Механическое движение и его виды. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела. Практические занятия 4 5-6,7-8 Решение задач Основное содержание 4 Комбинированное занятие: 9-10,11-12 Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес. Практические занятия 4 Решение задач 13-14,15-16 Основное содержание 4 21 ОК 03, 05 ОК 01, 02, 04 07 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Законы сохранения в механике Объем часов 17-18,19- Комбинированное занятие: 20 Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики. Практические занятия 2 Решение задач 21-22 Практико-ориентированное содержание 6 Основное содержание Раздел 1. Механика Формируемые компетенции ОК 01, 02, 04 07, ПК 2.5, 3.3 4 Скалярные и векторные физические величины. Силы трения. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств. Практические занятия Решение задач по разделу Контрольная работа № 1 Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика Основное содержание Комбинированное занятие: Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Тема 2.1 Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основы молекулярно- кинетической Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее теории измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Скорости движения молекул и их измерение. Практические занятия Лабораторные работы №1: Изучение одного из изопроцессов. 22 23-24,2526 2 27 28 16/6 4 29-30,3132 2 33-34 ОК 01-07 Наименование разделов и тем Тема 2.2 Основы термодинамики Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Основное содержание Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Количество теплоты. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Охрана природы. Практические занятия Решение задач Основное содержание Комбинированное занятие: Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Практические занятия Решение задач по теме Лабораторные работы №2: « Определение влажности воздуха.» Объем часов 2 35-36 2 37-38 4 39-40,4142 2 43 44 6 Практико-ориентированное содержание Основное содержание 4 Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. 45-46,47Молярная газовая постоянная. Работа и теплота как формы передачи энергии. 48 Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса Раздел 2. Молекулярная физика и Принцип действия тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. термодинамика Холодильные машины Абсолютная и относительная влажность воздуха. Перегретый пар и его использование в технике. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного 23 Формируемые компетенции ОК 01-07, ПК 2.5, 3.3 Наименование разделов и тем Раздел 3. Электродинамика Тема 3.1 Электрическое поле Тема 3.2 Законы постоянного тока Объем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), часов лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел. Практические занятия 2 Решение задач «Молекулярная физика и термодинамика» 49 Контрольная работа № 2 50 16/10 Основное содержание 2 Элементарный электрический заряд. 51-52 Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Энергия электрического поля. Практические занятия Основное содержание 2 Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила 53-54 тока и плотность тока. Практические занятия 2 Электрическое поле. Законы постоянного тока 55 Лабораторные работы №3: «Изучение законов последовательного и параллельного ссоединения проводников.» Тема 3.3 Электрический ток в различных средах Тема 3.4.Магнитное поле Основное содержание Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход Практические занятия Основное содержание Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Определение удельного заряда. Практические занятия 24 56 2 57-58 2 59-60 Формируемые компетенции ОК 01-07 Основное содержание Тема 3.5 Электромагнитная индукция Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. 25 2 61-62 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) ЭДС индукции в движущихся проводниках. Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле Практические занятия Объем часов Формируемые компетенции 4 63-64 Магнитное поле. Электромагнитная индукция Лабораторные работы №4: «Изучение явления электромагнитной индукции.» Практико-ориентированное содержание Основное содержание Раздел 3. Электродинамика 65-66 4 Электрические заряды. 67_68,69Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Проводники в электрическом поле. 70 Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля— Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов. Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость Практические занятия 6 71-72,7374,75 Решение задач по разделу 26 ОК 01-07 ПК 2.5, 3.3 76 Контрольная работа № 3 Раздел 4. Колебания и волны Тема 4.1 Механические колебания и волны 12/4 2 Основное содержание Комбинированное занятие: 77-78 27 ОК 01-07 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение Практические занятия Объем часов Формируемые компетенции 4 79-80,8182 Решение задач Основное содержание 2 83-84 Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны Комбинированное занятие: Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн Практические занятия 4 Колебания и волны 85-86,87- 88 4 Практико-ориентированное содержание Основное содержание 2 Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное 89-90 сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс Раздел 4. Колебания и волны в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Практические занятия 2 Изучение работы трансформатора 91 Контрольная работа № 4 92 28 ОК 01-07 ПК 2.5, 3.3 Раздел 5. Оптика 12/4 29 Наименование разделов и тем Тема 5.1 Природа света Тема 5.2. Волновые свойства света Объем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), часов лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Основное содержание 2 Комбинированное занятие: 93-94 Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Принцип Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Практические занятия 2 Определение показателя преломления стекла 95-96 Основное содержание 2 Комбинированное занятие: 97-98 Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений Практические занятия 6 Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки. Наблюдение 99сплошного и линейчатого спектров 100,101Оптика 102 Лабораторные работы №5: «Определение показателя преломления стекла». Тема 5.3. Специальная теория Основное содержание 103-104 2 30 Формируемые компетенции относительности Комбинированное занятие: 105-106 Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики Практические занятия Практико-ориентированное содержание 4 Основное содержание 2 Раздел 5. Оптика Сила света. Освещённость. Законы освещенности. 107-108 31 Наименование разделов и тем Раздел 6. Квантовая физика Тема 6.1 Квантовая оптика Тема 6.2 Физика атома и атомного ядра Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), Объем часов лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Практические занятия 2 Решение задач 109 Контрольная работа № 5 110 14/6 Основное содержание 2 Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. 111-112 Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н.Лебедева и Н.И.Вавилова. Практические занятия Основное содержание 6 Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. 113Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты 114,115Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые постулаты Бора. 116,117Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. 118 Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы Практические занятия 6 119120,121122,123124 Квантовая физика Практико-ориентированное содержание Раздел 6. Квантовая физика 2/4 Основное содержание Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Применение фотоэффекта Ядерная энергетика. 32 2 125-126 Формируемые компетенции ОК 01, 02, 04, 05, 07 ПК 2.5, 3.3 Практические занятия 33 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Решение задач Консультации Промежуточная аттестация (экзамен) ВСЕГО: 34 Объем часов 12 6 144 Формируемые компетенции 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Материально-техническое обеспечение обучения: Программа предмета реализуется в учебном кабинете физики. Оборудование учебного кабинета: • рабочее место обучающегося (двухместные лабораторные столы); • рабочее место преподавателя (специализированный демонстрационный стол (основное рабочее место), стол и стул для преподавателя, классная доска, экран); • комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Физика» (в соответствии с перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по естествознанию для общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации). Технические средства обучения: • компьютер с лицензионным программным обеспечением; • мультимедиапроектор. Оборудование лаборантского помещения: • реактивы, приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для проведения лабораторных работ (в соответствии с перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по дисциплине «Естествознание» для общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации); • мебель для: - организации работы лаборанта (подготовки демонстрационного и ученического эксперимента); - хранения средств обучения (специализированной посуды, приборов, натуральных объектов, моделей); - пособий на печатной основе (таблицы, карты, портреты ученых, дидактические материалы, альбомы и т.д.); - хранения аппаратуры. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники для студентов: 1. Мякишев, Г.Я. Физика 10 класс /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2017 – 416 с. 2. Мякишев, Г.Я. Физика 11 класс /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2017 – 398 с. 35 3. Рымкевич, А.П. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы / А.П.Рымкевич - М.: Просвещение, 2017 – 188 с. Для преподавателя: 1.ФГОС среднего (полного) общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480 2. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 3. ФГОС СПО с учетом получаемой специальности 09.02.06. «Сетевое и системное администрирование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)) 5. Рабочая программа по УП «Физика» Дополнительные источники: 1. Кабардин, О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов - М.: Вербум - М, 2001 – 208 с. 2. Касьянов, В.А. Методические рекомендации по использованию учебников /В.А. Касьянов – М.: Дрофа, 2005 – 64 с. 3. Касьянов, В.А. Физика. 10 кл., Физика. 11 кл. при изучении физики на базовом и профильном уровне /В.А. Касьянов – М.: Просвещение, 2006 – 287 с. 4. Касьянов, В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование /В.А. Касьянов – М.: Дрофа, 2002 – 96 с. 5. Лабковский, В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений /В.Б. Лабковский – М.: Просвещение, 2006 – 256 с. Интернет-ресурсы: 36 1. Fizika.ayp.ru 2. Alleng.ru/d/phys/phys251.htm 3. Fcenter.ru/cgi-bin/sitemanager 4. 4ege.ru/fizika/127-vse-formuly-shco 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Система контроля и оценки результатов по предмету разработана в соответствии с локальными нормативными документами: - Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся; - Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, которые конкретизированы в Планируемых результатах освоения обучающимися Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. В рабочей программе учебного предмета планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) распределены по разделам и темам. Особенности оценки личностных результатов Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума. Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественнополезная деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется куратором преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года 37 Особенности оценки метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов по предмету «Физика» осуществляется в форме метапредметной проверочной работы по естественным наукам. Особенности оценки предметных результатов Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений. Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС). В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические работы) Промежуточная аттестация по предмету представляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее освоения. Промежуточная аттестация по предмету предусмотрена в форме экзамена. Предметные результаты обучения Выпускник на базовом уровне научится ПР 1.1. Демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; ПР 1.2. Демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; ПР 1.3. Устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения; ПР 1.4. Использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и Показатели Формы и методы оценки Текущий контроль: Демонстрирует умение объяснять научную картину Устный опрос мира, ее основные физические законы природы. Практические занятия Тестирование Физические диктанты Домашнее задание Демонстрирует умение показать взаимосвязь учебной Самостоятельная работа дисциплины «Физика», ее законы с другими Публичное выступление с докладом естественными науками. Проверка результатов и хода Показывает умение описать и объяснять физические выполнения практических работ Проверка результатов и хода явления, законы. выполнения лабораторных работ Домашняя Использует информацию физического содержания при практическая/лабораторная работа решении учебных, практических, проектных и Самопроверка исследовательских задач, интегрируя информацию из Взаимопроверка 38 исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая; ПР 1.5. Различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании; ПР 1.6. Проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам; ПР 1.7. Проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений; ПР 1.8. Использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними; использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их различных источников и критически ее оценивая. Демонстрирует умение описывать демонстрационные и самостоятельно проводить эксперименты, используя для этого естественный ( русский, родной) язык и язык физики, демонстрирует на примерах их роль и место в научном познании. Работа по карточкам Защита электронных презентаций Контрольные работы Проверочные работы Проверка доклада, сообщения Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Показывает умение проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам, делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей. Показывает умение проводить зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений. Использует для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними; использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости; классифицировать изученные объекты и явления, делать выводы и умозаключения из 39 применимости; ПР 1.9. Решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления); ПР 1.10 Решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат; ПР 1.11. Учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; ПР 1.12. Использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач; ПР 1.13. Использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты Показывает умение решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления), пользоваться математическим оформлением физических определений и закономерностей. Показывает умение решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат. Показывает умение учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; Демонстрирует умение использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач; Демонстрирует умение использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни. 40 принятия решений в повседневной жизни. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться ПР. 2.1. Понимать и объяснять целостность Демонстрирует понимание и умение объяснять физической теории, различать границы ее целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других применимости и место в ряду других физических теорий. физических теорий; ПР 2.2. Владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств; Показывает умение владения приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств. ПР 2.3. Характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; ПР 2.4. Выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; Показывает умение характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; давать точные определения понятий и терминов. Демонстрирует умение выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; ПР 2.5. Самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты; Демонстрирует умение самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов. ПР 2.6. Характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем; Показывает умение характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем; ПР 2.7. Решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, Показывает умение решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических 41 используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; пользоваться математическим оформлением физических определений и закономерностей. ПР 2.8. Объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств; Демонстрирует умение объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств; применять физические закономерности для объяснения действия устройств, приборов. Демонстрирует умение объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки, классифицировать изученные объекты и явления, делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты ПР 2.9. Объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки. 42