ОУП.05 Обществознание_2024-2025 СИСА

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

4

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины .......................

20

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

32

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

37

3

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной области «Общественные
науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профессиональной направленности
в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего профессионального образования является
освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его развития в современных условиях,
различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной
деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с основной школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма,
гордости за достижения страны в различных областях жизни; приверженности демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию
из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных,
исследовательских и жизненных задач;
4

- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций,
социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с учётом
профессиональной направленности организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, выработка
интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему самоопределению.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные (ЛР) результаты в соответствии
с требованиями ФГОС среднего общего образования:
Коды

Планируемые результаты освоения предмета включают

ЛР 13

Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств
коммуникации

ЛР 14

Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм

ЛР 17

Планирующий и реализующий собственное профессиональное и личностное развитие

ЛР 20

Использующий знания по финансовой грамотности, планирующий предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере

ЛР 21

Использующий информационные технологии в профессиональной деятельности

ЛР 31

Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому, кто в ней
нуждается

5

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и
на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные1

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;

сформировать знания об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики; глобальных проблемах и
вызовах
современности;
перспективах
развития
современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностях социализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях профессиональной
деятельности в области науки, культуры, экономической и
финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержки
конкуренции
и
импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
- системе права и законодательства Российской Федерации;

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в редакции 12.08.2022 №732)

6

- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации

- владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук,
уметь различать существенные и несущественные признаки
понятий, определять различные смыслы многозначных
понятий, классифицировать используемые в социальных
науках понятия и термины; использовать понятийный
аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для
ориентации в социальных науках и при изложении
собственных суждений и построении устных и письменных
высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические положения
социальных наук для объяснения явлений социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические
положения фактами социальной действительности,
модельными ситуациями, примерами из личного
социального
опыта
и
фактами
социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев;

сформировать знания об (о):
особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
7

информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых
системах,
извлекать
информацию
из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск
необходимых
сведений,
для
восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения,
мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам сетевых
коммуникаций, владение умением определять степень
достоверности информации; владение умением соотносить
различные оценки социальных явлений, содержащиеся в
источниках информации, давать на основе полученных
знаний правовую оценку действиям людей в модельных
ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и явлений с
помощью различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений и
процессов, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе
8

социологические
опросы,
социальное прогнозирование
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных
жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать
формированию
и
проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,

биографический

метод,

сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической системы
общества, направлениях государственной политики
Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания
учебно-исследовательскую
и
проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами; использовать финансовую информацию
для достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом рисков и способов их
9

постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению
цели
и
успеху,
оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и
самоопределению;
работать в коллективе -овладение навыками учебно-исследовательской,
и команде
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;

снижения; сформированность гражданской ответственности
в части уплаты налогов для развития общества и
государства

использовать
обществоведческие
знания
для
взаимодействия с представителями других национальностей
и культур в целях успешного выполнения типичных
социальных ролей, реализации прав и осознанного
выполнения
обязанностей
гражданина
Российской
Федерации, в том числе правомерного налогового
поведения; ориентации в актуальных общественных
событиях, определения личной гражданской позиции;
осознание значимости здорового образа жизни; роли
10

- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
ОК 05. Осуществлять В области эстетического воспитания:
устную и письменную - эстетическое отношение к миру, включая эстетику
коммуникацию на
быта, научного и технического творчества, спорта,
государственном
труда и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды
языке Российской
искусства, традиции и творчество своего и других
Федерации с учетом
народов, ощущать эмоциональное воздействие
особенностей
социального и
искусства;

непрерывного
образования;
использовать
средства
информационно-коммуникационных технологий в решении
различных задач

- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания
учебно-исследовательскую
и
проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
11

культурного
контекста

- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
ОК 06. Проявлять
- осознание обучающимися российской гражданской
гражданскоидентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
патриотическую
позицию,
личности на основе духовно-нравственных ценностей
демонстрировать
народов Российской Федерации, исторических и
осознанное поведение национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
на основе
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
традиционных
общечеловеческих
экологической культуры, способности ставить цели и
ценностей, в том
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
числе с учетом
- осознание своих конституционных прав и
гармонизации
межнациональных и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;

развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические положения
социальных наук для объяснения явлений социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические
положения фактами социальной действительности,
модельными ситуациями, примерами из личного
социального
опыта
и
фактами
социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной развивающейся системе в единстве
и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных
проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том числе
тенденций развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
12

межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации
и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;

особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии ее
видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе государственной
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
роли государственного бюджета в реализации полномочий
органов государственной власти, этапах бюджетного
процесса, механизмах принятия бюджетных решений;
социальных отношениях, направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе поддержки
семьи,
государственной
политики
в
сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях
политической
системы
общества,
направлениях
государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом
регулирования
гражданских,
семейных,
трудовых, налоговых, образовательных, административных,
уголовных общественных отношений;
системе права и законодательства Российской Федерации;
2)
уметь
характеризовать
российские
духовнонравственные ценности, в том числе ценности человеческой
жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи,
13

освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию
и
осуществлению
учебной
деятельности, организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

созидательного труда, норм морали и нравственности, прав
и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости,
коллективизма, исторического единства народов России,
преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать используемые в
социальных науках понятия и термины; использовать
понятийный аппарат при анализе и оценке социальных
явлений, для ориентации в социальных науках и при
изложении собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни
общества; выявлять причины и последствия преобразований
в различных сферах жизни российского общества;
характеризовать
функции
социальных
институтов;
обосновывать иерархию нормативных правовых актов в
системе российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных
знаковых
систем;
сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений и
процессов, включая универсальные методы науки, а также
14

специальные методы социального познания, в том числе
социологические
опросы,
биографический
метод,
социальное прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых
системах,
извлекать
информацию
из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск
необходимых
сведений,
для
восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения,
мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания
учебно-исследовательскую
и
проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
15

8)
использовать
обществоведческие
знания
для
взаимодействия с представителями других национальностей
и культур в целях успешного выполнения типичных
социальных ролей, реализации прав и осознанного
выполнения
обязанностей
гражданина
Российской
Федерации, в том числе правомерного налогового
поведения; ориентации в актуальных общественных
событиях, определения личной гражданской позиции;
осознание значимости здорового образа жизни; роли
непрерывного
образования;
использовать
средства
информационно-коммуникационных технологий в решении
различных задач;
9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические положения
социальных наук для объяснения явлений социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические
положения фактами социальной действительности,
модельными ситуациями, примерами из личного
социального
опыта
и
фактами
социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев;
10) готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами; использовать финансовую информацию
16

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,

для достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом рисков и способов их
снижения; сформированность гражданской ответственности
в части уплаты налогов для развития общества и
государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам сетевых
коммуникаций, владение умением определять степень
достоверности информации; владение умением соотносить
различные оценки социальных явлений, содержащиеся в
источниках информации, давать на основе полученных
знаний правовую оценку действиям людей в модельных
ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения социальных и
межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и
собственное поведение с точки зрения социальных норм,
ценностей, экономической рациональности и финансовой
грамотности;
осознавать
неприемлемость
антиобщественного поведения, осознавать опасность
алкоголизма
и
наркомании,
необходимость
мер
юридической ответственности, в том числе для
несовершеннолетних граждан
В области экологического воспитания:
- конкретизировать теоретические положения фактами
- сформированность экологической культуры, социальной действительности, модельными ситуациями,
понимание
влияния
социально-экономических примерами из личного социального опыта и фактами
процессов на состояние природной и социальной социальной действительности, в том числе по соблюдению
17

применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

среды,
осознание
глобального
характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;

правил здорового образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни
общества; выявлять причины и последствия преобразований
в различных сферах жизни российского обществ

- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;

18

Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную
среду
ПК2...

Указываются ПК, элементы которых формирует прикладной модуль (профессионально-ориентированное содержание) в соответствии с ФГОС реализуемой
профессии/специальности СПО

2

19

2.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Общий объем

Объем в часах
66

в т.ч.
Основное содержание

48

в т.ч.
теоретическое обучение

28

практические занятия

20

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

18

в т.ч.
теоретическое обучение

6

практические занятия

12

Индивидуальный проект (да/нет)**

нет

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

20

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Основное содержание учебного материала
Общество и
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
общественные
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и
отношения. Развитие функции социальных институтов.
общества3
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль
массовой коммуникации в современном обществе
В том числе практических занятий
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция.
Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Технический и естественно-научный профили - Перспективы развития (название
специальности) в информационном обществе. Направления цифровизации в
профессиональной деятельности (название специальности). Роль науки в решении
глобальных проблем
Социально-экономический и гуманитарный профили - Социальные и гуманитарные
аспекты глобальных проблем. Воздействие глобальных проблем на профессиональную
деятельность (название специальности). Направления цифровизации в профессиональной
деятельности (название специальности)

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
10
4

4

2
1

ОК 01
ОК 05
ЛР 13
ЛР 17
ЛР 20
ЛР 21

1

3 В рамках темы возможно проведение входной диагностики (входного контроля) - на усмотрение преподавателя.

21

Тема 1.2.
Биосоциальная
природа человека и его
деятельность

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание

Основное содержание учебного материала
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты)
социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное
поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
В том числе практических занятий
Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей – Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности (название
специальности). Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном
сообществе, его особенности в сфере (название специальности)
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы.
Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее
критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и
социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и

4

2

2
1

1

2
2

1

человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей – Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные
науки в профессиональной деятельности (название специальности)
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Основное содержание учебного материала

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 31

1

8
2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 31
ОК 03
ОК 05
22

Духовная культура
личности и общества

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Тема 2.3.
Религия

Тема 2.4.
Искусство

Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная
культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное
многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в
формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность
и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей – Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в
профессиональной деятельности (название специальности)
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления
научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования.
Цифровые образовательные ресурсы
Профессионально ориентированное содержание
Для отдельных специальностей гуманитарного профиля – Особенности
профессиональной деятельности в сфере науки, образования
Для других профилей – Профессиональное образование в сфере (название специальности).
Роль и значение непрерывности образования
Основное содержание учебного материала
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода
совести.
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий

ОК 06
ЛР 13
ЛР 17
ЛР 20
ЛР 31
1

2
2

1

ОК 02
ОК 03
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 31

2

ОК 05
ОК 06
ЛР 14
ЛР 17

2
2

ОК 01
ОК 05

23

Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.
Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание
Для отдельных специальностей гуманитарного профиля – Особенности
профессиональной деятельности в сфере искусства
Для других профилей – Образ профессии/ специальности (название специальности) в
искусстве
Раздел 3. Экономическая жизнь общества4
Тема 3.1.
Основное содержание учебного материала
Экономика- основа
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
жизнедеятельности
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
общества
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и
пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие
экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей – Особенности разделения труда и специализации в сфере (название
специальности)
Тема 3.2.
Основное содержание учебного материала
Рыночные отношения Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
в экономике.
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию
Финансовые
конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации
институты
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный
банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России.
Инфляция: причины, виды, последствия
В том числе практических занятий

1
1

ЛР 14
ЛР 21
ЛР 31

16
2

1

1

4

ОК 02
ОК 07
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20
ЛР 31

ОК 01
ОК 03
ОК 09
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20

2

4

При наличии в общем учебном плане общеобразовательной дисциплины «Экономика» содержание дисциплины «Обществознание» целесообразно изучать на основе
пяти содержательных разделов с углублением в отдельные аспекты и вопросы содержания и с расширением числа вводимых в учебный процесс практических работ
и практико-ориентированных заданий, благодаря времени, освобождающемуся в виду изучения материала раздела «Экономическая жизнь общества» в качестве
самостоятельной дисциплины.

24

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Тема 3.5.

Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты
Основное содержание учебного материала
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в
области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития
общества
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Для социально- экономического профиля - Особенности профессиональной деятельности
в экономической и финансовой сферах
Для других профилей - Спрос на труд и его факторы в сфере (название специальности).
Стратегия поведения при поиске работы. Возможности (название специальности)
профессиональной переподготовки
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная
стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды.
Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Предпринимательская деятельность в сфере (название
специальности). Основы менеджмента и маркетинга в сфере (название специальности)
Основное содержание учебного материала

4

2

2
2

2
2
1

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 31

ОК 01
ОК 03
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20

1
2

ОК 01

25

Экономика и
государство

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика

Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный
долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и
сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации
Основное содержание учебного материала

ОК 09
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20

2

Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда.

Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной
торговле. Государственное регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное содержание

Технический и естественно-научный профили – Направления импортозамещения в
условиях современной экономической ситуации в сфере (название специальности).
Собственное производство как средство устойчивого развития государства
Социально-экономический и гуманитарный профили – Региональная экономика и её
особенности в сфере (название специальности). Основные направления развития
региональной экономики (название региона)
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Основное содержание учебного материала
Социальная
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
структура общества. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
Положение личности поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
в обществе
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность,
ее формы и каналы в современном российском обществе
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей – Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли
человека в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста
Тема 4.2.
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий

1
1

ОК 06
ОК 09
ЛР 14
ЛР 17

8
2
ОК 01
ОК 05
ЛР 13
ЛР 17
1

2
2

ОК 05
ОК 06
26

Семья в современном
мире

Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Тема 4.3.
Основное содержание учебного материала
Этнические
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
общности и нации
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения
и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации
Тема 4.4.
Основное содержание учебного материала
Социальные нормы и
В том числе практических занятий
социальный контроль. Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
Социальный
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
конфликт и способы
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
его разрешения
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога,
социального психолога.
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей – Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Основное содержание учебного материала
Политика и власть. Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
Политическая
институты. Политическая деятельность.
система
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система
Российской Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный
суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма
государственного (территориального) устройства, политический режим Типология форм
государства
В том числе практических занятий

ЛР 14
ЛР 17
2

ОК 05
ОК 06
ЛР 13
ЛР 17

2
2
ОК 04
ОК 05
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20
1

6
2
ОК 05
ОК 06
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20

2
27

Тема 5.2.
Политическая
культура общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму
Основное содержание учебного материала
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое
участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные
идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в
политике.
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
В том числе практических занятий
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей – Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества.
Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника

4

2
1
1

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации5

20

Тема 6.1.

4

Основное содержание учебного материала

ОК 03
ОК 04
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 31

ОК 01

При наличии в общем учебном плане общеобразовательной дисциплины «Право» содержание дисциплины «Обществознание» целесообразно изучать на основе пяти
содержательных разделов с углублением в отдельные аспекты и вопросы содержания и с расширением числа вводимых в учебный процесс практических работ и
практико-ориентированных заданий, благодаря времени, освобождающемуся в виду изучения материала раздела «Правовое регулирование общественных отношений в
Российской Федерации» в качестве самостоятельной дисциплины.

5

28

Право в системе
социальных норм

Тема 6.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Тема 6.3.
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений

Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.

Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их
виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского
права.
Правоотношения,
их
субъекты.
Особенности
правового
статуса
несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции
правоохранительных органов Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей – Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические,
социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей – Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации
в организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени
Основное содержание учебного материала
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений несовершеннолетних работников

1

ОК 05
ОК 09
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 31

2

1

ОК 02
ОК 06
ОК 07
ЛР 13
ЛР 17
ЛР 20

6
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 14
ЛР 17
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 31

29

Тема 6.4.
Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Тема 6.5.
Основы
процессуального права

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на
обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Для отдельных специальностей социально – экономического профиля – Юридическое
образование, юристы как социально-профессиональная группа
Для других профилей – Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их
разрешения. Особенность регулирования трудовых отношений в сфере (название
специальности)
Основное содержание учебного материала
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права
на благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
В том числе практических занятий
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения
Основное содержание учебного материала
Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных
правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса
В том числе практических занятий

2
2

4
ОК 02
ОК 06
ОК 09
ЛР 21
ЛР 31
2

4
2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 09
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 31

30

Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского
процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего

66

31

3.

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

3.1. Оснащение учебного кабинета
Для реализации программы учебного предмета имеется
учебный кабинет обществознания
Оборудование кабинета и рабочих мест:
- столы - 15
- стулья- 30
- рабочее место преподавателя (столы) - 2
- учебники, учебные пособия;
- словари;
- таблицы;
- сменный стенд «Информация»
- шкафы для книг - 2
- методические папки
Технические средства:
- компьютер - 1
- телевизор – 1
- учебная интерактивная доска - 1
- диски
- тесты по всем разделам
- презентации к урокам

32

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1.
2.
3.
4.

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразов. учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова и др. - М.:
Просвещение, 2021. - 350 с.
Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразов. учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова и др. - М.:
Просвещение, 2021. - 335 с.
. Обществознание: учебник для студентов среднего профессиональных учебных заведений. / Важенин А.Г. - М.: Просвещение, 2017 –
432 с.

Дополнительные источники:
1. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей / Важенин А.Г. -М.:
Издательский центр «Академия». 2017. – 530 с.
2. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные
задания / Важенин А.Г. -М.: Издательский центр «Академия». 2017.
3. Губин, В. Д., Обществознание: учебник / В. Д. Губин, М. Б. Буланова, В. П. Филатов. — Москва : КноРус, 2024. — 208 с. — ISBN 9785-406-11927-3. — URL: https://book.ru/book/950126 (дата обращения: 06.09.2024). — Текст : электронный.
4. Шиповская, Л. П., Обществознание: учебное пособие / Л. П. Шиповская. — Москва : КноРус, 2023. — 196 с. — ISBN 978-5-406-102640. — URL: https://book.ru/book/944930 (дата обращения: 06.09.2024). — Текст : электронный.
5. Обществознание. +Приложение: Дополнительные материалы : учебник / Н. Н. Косаренко, Р. В. Шагиева, Л. В. Важенин [и др.] ; под
ред. Н. Н. Косаренко, Р. В. Шагиевой. — Москва : КноРус, 2025. — 375 с. — ISBN 978-5-406-13751-2. — URL:
https://book.ru/book/955466 (дата обращения: 06.09.2024). — Текст : электронный.
6. Алешина, А. В., Обществознание. 10-11 класс. Методическое пособие : методическое пособие / А. В. Алешина, А. Л. Булгаков, М. А.
Кузнецова, ; под ред. А. В. Алешиной. — Москва : КноРус, 2023. — 192 с. — ISBN 978-5-406-11444-5. — URL:
https://book.ru/book/950143 (дата обращения: 06.09.2024). — Текст : электронный.
7. Алешина, А. В., Обществознание. 10 класс. Рабочая тетрадь к учебнику : практическое пособие / А. В. Алешина, А. Л. Булгаков, М. А.
Кузнецова, ; под ред. А. В. Алешиной. — Москва : КноРус, 2023. — 172 с. — ISBN 978-5-406-11442-1. — URL:
https://book.ru/book/950142 (дата обращения: 06.09.2024). — Текст : электронный.
8. Обществознание. Контрольные работы Интерактивные задания. 10-11 классы. ООО "Скаенг".
33

Цифровое издание для обучающихся с нарушением зрения. Среднее общее образование Обществознание. 10-11 класс. АО "Издательство
"Просвещение
Дополнительные источники:
Журналы «Наука и жизнь», «Квант», «Чудеса и приключения», «Очевидное - невероятное».
Для преподавателей
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными
конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, с изменениями, одобренными
в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013
2. № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ,
3. от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014
4. № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об
образовании в Российской Федерации».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
6. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования».
7. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. —
2002. — № 2. — Ст. 133.
9. Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
10. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
11. № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
12. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
13. № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
34

14. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
15. № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
16. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
17. № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
18. Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
19. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за- коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. —
2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
20. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
21. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
22. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
23. № 15. — Ст. 766.
24. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС
РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
25. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —
26. 2002.
27. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
28. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. —
Ст. 1650.
29. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.
30. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —
31. 1995. — 4 мая.
32. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —
33. 1999. — № 18. — Ст. 2222.
34. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет
Европы» // Российские вести. — 1996. —
35. 18 мая.
36. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012.
— 9 мая.
37. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
35

38. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования”».
39. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от
17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
40. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2020.
41. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2020.
42. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2020.
Электронные образовательные ресурсы
1. www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
2. wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
3. www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
4. www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
5. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
6. www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).
7. www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
8. www. ru/book (Электронная библиотечная система).
9. www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
10. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm
11. http://humanitar.ru/
12. http://danur-w.narod.ru/
13. http://www1.ege.edu.ru/online-testing/obsh
14. http://ege.yandex.ru/social/

36

4.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные
результаты, направленные на формирование общих компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено на формирование общих
компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с достижением образовательных результатов,
регламентированных ФГОС СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими содержания общеобразовательной
учебной дисциплины «Обществознание» на уровне среднего профессионального образования является существенным
звеном учебного процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого
раздела образовательной программы. Для организации и проведения оценочных процедур преподаватель может
воспользоваться как готовыми средствами оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической
литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные задания, проверяющие способность к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные
задания, ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентностно-ориентированные задания,
позволяющие оценивать сформированность группы различных умений и базирующиеся на контексте социальных
ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись каждым преподавателем в ходе
стартовой, текущей, промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки учебных программ и
индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
37

-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам, содержащими социальную информацию;
задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи; проектные
задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных результатов обучающихся целесообразно
предусмотреть возможность самооценки и взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом оценивания являются
не только итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего изучения и
освоения содержания учебной дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как развитие устной, так и развитие
письменной речи; поэтому целесообразно выдерживать соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и
форматах ожидаемых ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны обучающимся заранее, до
непосредственного проведения процедуры оценивания, включая самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры
и критерии оценки должны разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Каждому
параметру оценки должны соответствовать критерии оценки: за что выставляется та или иная оценка; в случае балльной
оценки - то или иное количество баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице, преподаватель выбирает формы и методы с
учетом профессионализации обучения по программе дисциплины.

38

Общая/профессиональная
компетенции

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе
ОК 01
ОК 05

Тема 1.1.
Общество и общественные отношения.
Развитие общества

Познавательные задания
Вопросы проблемного характера
Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 1.2.
Биосоциальная природа человека и его
деятельность

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 1.3.
Познавательная деятельность человека.
Научное познание

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 03
ОК 05
ОК 06

Тема 2.1.
Духовная культура личности и общества

Познавательные задания
Вопросы проблемного характера
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 03

Тема 2.2.
Наука и образование в современном мире

Устный опрос
Познавательные задания

Раздел 2. Духовная культура

39

Задания к документам, содержащим социальную информацию
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 05
ОК 06

Тема 2.3.
Религия

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 05

Тема 2.4.
Искусство

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 02
ОК 07

Тема 3.1.
Экономика - основа жизнедеятельности
общества

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 03
ОК 09

Тема 3.2.
Рыночные отношения в экономике.
Финансовые институты

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 02
ОК 03

Тема 3.3.
Рынок труда и безработица. Рациональное
поведение потребителя

Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике
Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 01

Тема 3.4.

Устный опрос
40

ОК 03

Предприятие в экономике

Познавательные задания
Задания - задачи
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 09

Тема 3.5.
Экономика и государство

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 06
ОК 09

Тема 3.6.
Основные тенденции развития экономики
России и международная экономика

Познавательные задания
Вопросы проблемного характера
Работа с документами, содержащими социальную информацию
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 05

Тема 4.1.
Социальная структура общества.
Положение личности в обществе

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 4.2.
Семья в современном мире

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 4.3.
Этнические общности и нации

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Тестирование

Раздел 4. Социальная сфера

41

Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 04
ОК 05

Тема 4.4.
Социальные нормы и социальный
контроль. Социальный конфликт и
способы его разрешения

Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 5.1.
Политика и власть. Политическая система

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 03
ОК 04

Тема 5.2.
Политическая культура общества и
личности. Политический процесс и его
участники

Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

Раздел 5. Политическая сфера

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
ОК 01
ОК 05
ОК 09

Тема 6.1.
Право в системе социальных норм

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 06
ОК 07

Тема 6.2.
Основы конституционного права
Российской Федерации

Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
42

Тема 6.3.
Правовое регулирование гражданских,
семейных, трудовых, образовательных
правоотношений

Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 06
ОК 09

Тема 6.4.
Правовое регулирование налоговых,
административных, уголовных
правоотношений. Экологическое
законодательство

Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 05
ОК 09

Тема 6.5.
Отрасли процессуального права

Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09

Выполнение заданий промежуточной аттестации

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».