ОУП.08 Астрономия ИСИП

АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
09.02.07 Информационные системы и программирование
АННОТАЦИИ ПРОГРАММ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
1. Аннотация рабочей программы учебного предмета ОУП.08 Астрономия
1.1 Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего
профессионального образования: Обязательные предметы ОУП.08 Астрономия.
1.2. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения
предмета:
Освоение содержания учебного предмета «Астрономия» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
- личностных:
Код
группы
ЛР

Группы личностных
результатов

Личностные результаты
(промежуточные планируемые
результаты)

ЛР.5

Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к
окружающему миру, живой
природе,
художественной
культуре

ЛР. 5.1 сформированность научного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития астрономической
науки;
ЛР. 5.2 устойчивый интерес к истории
и достижениям в области астрономии;

ЛР.7

Личностные результаты в сфере
отношения обучающихся к
труду, в сфере социальноэкономических отношений

ЛР.7.1
умение
анализировать
последствия освоения космического
пространства для
жизни и деятельности человека.

- метапредметных:
Код
Групповые
группы
метапредметные
МПР
результаты
МПР.1
Регулятивные
универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты
Выпускник научится:
МПР. 1.1 умение использовать при выполнении
практических
заданий
по
астрономии
такие мыслительные операции, как постановка
задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление
причинно-следственных связей, поиск аналогов,
формулирование
выводов
для изучения различных сторон астрономических
явлений, процессов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной

МПР.2

Познавательные
универсальные
учебные действия

МПР.3

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

-предметных:
Код ПР
ПР. 1

сфере
МПР. 2.1 владение навыками познавательной
деятельности, навыками разрешения проблем,
возникающих при выполнении практических
заданий по астрономии;
МПР. 2.2 умение использовать различные
источники по астрономии для получения
достоверной научной информации, умение оценить
ее достоверность
МПР. 3.1 владение языковыми средствами: умение
ясно,
логично
и
точно
излагать
свою
точку зрения по различным вопросам астрономии,
использовать
языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме
астрономического
характера,
включая составление текста и презентации
материалов
с
использованием
информационных и коммуникационных технологий

Выпускник на базовом уровне научится
—воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее
связях с физикой и математикой;
—использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и
принципа работы телескопа.
– воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы
координат;
—воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота
и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и
зимнее время);
—объяснять необходимость введения високосных лет и нового
календарного стиля;
—объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и
Солнца на различных географических широтах, движение и фазы
Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных
созвездий и звезд.
—воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии
гелиоцентрической системы мира;
—воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация
планет, синодический и сидерический периоды обращения планет,
горизонтальный
параллакс,
угловые
размеры
объекта,
астрономическая единица);
—вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а
их размеры по угловым размерам и расстоянию;
—формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе
третьего (уточненного) закона Кеплера;
—описывать особенности движения тел Солнечной системы под
действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
—объяснять причины возникновения приливов на Земле и
возмущений в движении тел Солнечной системы;
—характеризовать особенности движения и маневров космических

аппаратов для исследования тел Солнечной
системы.
—формулировать и обосновывать основные положения современной
гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого
газопылевого облака;
—определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее
спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет,
малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды,
метеоры, болиды, метеориты);
—описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от
Земли;
—перечислять существенные различия природы двух групп планет и
объяснять причины их возникновения;
—проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по
рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы
эволюционных изменений природы этих планет;
—объяснять механизм парникового эффекта и его значение для
формирования и сохранения уникальной природы
Земли;
—описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их
спутников и колец;
—характеризовать природу малых тел Солнечной системы и
объяснять причины их значительных различий;
—описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые
происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с
космической скоростью;
—описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
—объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности
и способы ее предотвращения.
—определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость,
парсек, световой год);
—характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и
источники их энергии;
—описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи
энергии из центра к поверхности;
—объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
—описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их
влияние на Землю;
—вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
—называть основные отличительные особенности звезд различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
—сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
—объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
—описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
—оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
—описывать этапы формирования и эволюции звезды;
—характеризовать физические особенности объектов, возникающих
на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных
звезд и черных дыр.
—объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель
Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
—характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав,

структура и кинематика);
—определять расстояние до звездных скоплений и галактик по
цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
—распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические,
неправильные);
—сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно
модели Вселенной;
—обосновывать справедливость модели Фридмана результатами
наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
—формулировать закон Хаббла;
—определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по
светимости Сверхновых;
—оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
—интерпретировать обнаружение реликтового излучения как
свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
—классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с
момента начала ее расширения — Большого взрыва;
—интерпретировать современные данные об ускорении расширения
Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии»
— вида материи, природа которой еще неизвестна.
–систематизировать знания о методах исследования и современном
состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Код ПР
ПР.2

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации,
использования методов исследований в астрономии, различных
диапазонов электромагнитных излучений для получения информации
об объектах Вселенной, получения астрономической информации с
помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния
солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления
солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения
светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип
действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических
характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость",
физические причины, определяющие равновесие звезд, источник
энергии звезд и происхождение химических элементов, красное
смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии,
основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы
определения расстояний и линейных размеров небесных тел,
возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том
числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь,
Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда,
Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения
положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для
данного населенного пункта;
-использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи
астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по

астрономии, отделение ее от лженаук;
-оценивания информации, содержащейся
Интернете, научно-популярных статьях.

в

сообщениях

СМИ,

В результате освоения содержания учебного предмета обучающийся должен обладать
общими компетенциями, включающимися в себя способность:
ОК 1
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам;
ОК 2
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности.
1.3 Количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета:
максимальной учебной нагрузки – 40 часа,
обязательной аудиторной нагрузки – 38 час.
1.4 Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

40

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:
теоретическое обучение (урок, лекция)

20

практические занятия

18

индивидуальный проект

2

Промежуточная
6

аттестация

в

форме

ЭКЗАМЕНА


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».