СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
27
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
29
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.08 АСТРОНОМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалификационных рабочих и служащих (ППКРС) в
соответствии с ФГОС и с учетом требований ПС, по профессии 21.03.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «09» декабря 2016 г №1581
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС: учебная дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин и относится к
базовым общеобразовательным дисциплинам (ОУП.08).
1.3.Использование часов вариативной части: не предусмотрено.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими
средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой
цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной
деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
метапредметных:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и
выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента,
прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее
оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
предметных:
сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах
Вселенной;
понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
владение основополагающими астрономическими понятиями ,теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование
астрономической терминологией и символикой;
сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-практическом
развитии;
осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного
сотрудничества в этой области.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Дисциплина способствует формированию:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности..
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося32 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 0 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
32
32
16
0
2.2. Календарно -тематический план и содержание учебной дисциплиныАстрономия
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
№ заня
Календарн
Объем
Уровень
Коды
модулей и тем
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены)
1
Входной
контроль.
Введение
2
Тестирование. Проверка базовых знаний по УД
тия
(1час)
3
Лабораторные работыНе предусмотрены
Практические занятияПР №1 Особенности астрономических
4
часов
освоения
5
6
2-3
4
2
1
4-5
2
2
6
4
1
2
7
1
2
8-9
2
-
-
10
5
1
2
11
1
2
результав,
формирован
ию,
которых,
способствует
элемент
программы
1
Содержание учебного материала
1 Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы
Вселенной.
Особенности
астрономических
методов
исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.
ые сроки
выполнени
я
Л1 3
М1,2
П12
ОК02,04.05,09
методов исследования
Контрольная работаНе предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся.
Тема 1.
Практические
основы
астрономии
Содержание учебного материала
1 Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое
движение звезд на различных географических широтах..
2 Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца.
Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь.
Лабораторные работы Не предусмотрены
Практические занятияПР №12 Движение и фазы Луны. Затмения
Л1 3,5
М1,2,4
П12,3
ОК02,04.05,09
Солнца и Луны. Время и календарь
Тема 2.
Строение
Солнечной
системы
Контрольная работа : Не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся..
Содержание учебного материала
1 Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая
система мира. Становление гелиоцентрической системы мира..
2 Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет. Движение
Л1 3,6
М1,,4
П12,5
ОК02,04.05,09
искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе
3 Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение
небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел.
Лабораторные работы: Не предусмотрена
Практические занятия: ПР №3 Законы Кеплера. Определение
12
1
2
13-14
2
15
5
1
2
16
1
2
17
1
2
18-19
2
20
5
1
2
21
1
2
22
1
2
23-24
2
расстояний и размеров тел в Солнечной системе
Тема 3.
Природа тел
Солнечной
системы
Контрольная работа : Не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала
1 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
происхождение. Земля и Луна — двойная планета.
Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые
полеты на Луну.
2 Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
3 Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Лабораторные работы: Не предусмотрена
Практические занятия: ПР №4 Законы Кеплера. Определение
Л1 3,2
М1,2,5
П1,2,4
ОК02,04.05,09
расстояний и размеров тел в Солнечной системе
Тема 4.
Солнце и
звезды
Контрольная работа : Не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала
1 Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца.
Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная
активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.
2 Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр,
цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма
«спектр—светимость». Массы и размеры звезд.
3 Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды
— маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Лабораторные работы: Не предусмотрена
Практические занятия:ПР №5 Расчет массы звезд и расстояния до
них
Контрольная работа : Не предусмотрена
Л1 3
М1,2,
П12
ОК02,04.05,09
Тема 5.
Строение и
эволюция
Вселенной
Тема 6.
Жизнь и
разум во
Вселенной
Самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала
1 Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения
Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава.
Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение
Галактики. Проблема «скрытой» массы..
2 Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и
сверхскопления галактик. Основы современной космологии.
«Красное смещение» и закон Хаббла
3 Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение.
Лабораторные работы: Не предусмотрена
Практические занятия ПР №6 Разнообразие мира галактик
Контрольная работа : Не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала
1 Проблема существования жизни вне Земли. Условия,
необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах
Солнечной системы.
2 Сложные органические соединения в космосе. Современные
возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании
Лабораторные работы: Не предусмотрена
Практические занятия: Не предусмотрены
Контрольная работа:Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа обучающихся.
Всего
25
5
1
2
26
1
2
27
1
2
28-29
2
30
3
1
2
31
1
2
32
1
32
48
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному учебно-методическому и материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает наличие в ГБПОУ «БРИЭТ», учебного кабинета.
В кабинете имеется:
мультимедийное оборудование.
Л1 3
М1,2
П12
ОК02,04.05,09
Л1 3
М1,2,4
П12,5
ОК02,04.05,09
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (подвижная карта звездного неба, плакаты (телескоп, спектроскоп, модель небесной сферы, Вселенная, Солнце,
Планеты земной группы, Луна, Планеты-гиганты, малые тела Солнечной системы, звезды, наша Галактика и другие Галактики),
школьный астрономический календарь);
информационно-коммуникативные средства;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят:
учебные пособия, обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования
в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ППКРС/ СПО на базе основного общего образования;
энциклопедии,
справочник любителя астрономии,
научная и научно-популярная и другая литература.
призмы, штативы, секундомер, плоскопараллельные пластины, весы с разновесами.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Основная литература
Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К., «Астрономия. Базовый уровень». 11 класс, Издательство-ДРОФА.,2018
Мякишев, Г.Я., Физика 11кл.: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/,,Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, - М.
Просвещение, 2018, - 336с.
Дополнительная литература
В.М. Чаругин. Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2018 г.
А.В. Засов, Э.В. Кононович. Астрономия/ Издательство «Физматлит», 2018 г .
Н.Н. Гомулина. Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурдина. – Электронный образовательный ресурс.
В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2018 г.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования»».
Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник /
Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд.,
пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238,[2] с. : ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник).
Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /
Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2016. — 29, [3] с.
Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. —
11 с.
Шевченко М.Ю. «Школьный астрономический календарь». – М.: Дрофа.
Школьная энциклопедия «Естественные науки», – М.: Росмэн, 2015.
Интернет-ресурсы:
http://www.gomulina.orc.ru
pentest.rusff.ru›viewtopic.php?id=29
bookitut.ru›Kurs-obshhej-astronomii.html
http://www.myastronomy.ru
http://www.astronews.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
• личностных:
Текущий контроль:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки; грамотное
Презентация
индивидуальных
и
поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и
групповых
домашних
устройствами;
экспериментальных заданий.
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной Оценивание отчетов по выполнению
профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций
практических работ.
в этом;
Решение
качественных
и
− умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для
количественных задач.
повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной
Индивидуальный опрос.
деятельности;
Сообщение по теме.
− умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные
Промежуточный контроль:
источники информации;
Фронтальный опрос.
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
Тестирование по теме.
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
Презентация учебных проектов.
собственного интеллектуального развития;
Подготовка
рефератов, докладов,
индивидуального
проекта
с
• метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности для решении
использованием
информационных
задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения,
технологий.
эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
Контрольная работа.
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,
Итоговый контроль:
формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления
причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения
различных сторон астрономических объектов,
явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной
сфере;
− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
− умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее
достоверность;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
• предметных :
− сформированность представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине
мира; понимание астрономической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли
астрономии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения
практических задач;
− владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное использование астрономической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между
астрономическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
− сформированность умения решать астрономические задачи;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения
условий протекания астрономических явлений в природе, профессиональной сфере и для
принятия практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации,
получаемой из разных источников.
дифференцированный зачет