РП УП.03 Родная литература 22

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

24

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА».
1.1. Область применения программы
1.1.

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее –
ППКРС) по специальности среднего профессионального образования: 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей»,
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС: дисциплина входит в цикл дополнительных дисциплин и
относится к базовым общеобразовательным дисциплинам (УД.03).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ориентирована на достижение
следующих целей:
1.3.1 Цели и планируемые личностные результаты.
Код
группы
ЛР

Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
ЛК 1 −формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
ЛК 2 −формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих
профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной
траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
ЛК 3 −нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и
поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
ЛК 4 −формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы
с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
ЛК 5 –знание культуры и искусства Бурятии;

1.3.2 Цели и планируемые метапредметныерезультаты
Код
группы
МПР

Метапредметные результаты
Выпускник научится:
МПР 1 − ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
МПР 2 −искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный
поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач;
МПР 3 −находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
МПР 4 −4 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных)
языковых средств;

1.3.3 Цели и планируемые предметные результаты
Код
группы

Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится

ПР

ПР 1 − демонстрировать знание произведений, родной и литератур и искусства, приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;;
ПР 2 - обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);;
ПР 3 − давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи
произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;;
ПР 4 −давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на
самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения,
понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду;
ПР 5 − анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания
(философией, историей, психологией и др.);;
ПР 6 − о месте и значении бурятской литературы в мировой литературе;
ПР 7 −. имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена
героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в бурятской литературе и культуре;

1.2.1. Общие компетенции (из ФГОС СПО)

ОК 4.
ОК 6.
ОК 10.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать
психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося:90часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60часов;
самостоятельной работы обучающегося:0часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрена
Итоговая аттестация : зачет.

Объем часов
90
60
2
0

2.2. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины « Литература и искусство Бурятии»
Наименование
разделов и тем

1
Введение.

Содержание учебного материала,
самостоятельная работа обучающегося,

2
Содержание учебного материала
Тема 1. Введение.
Истоки художественной литературы..

№
Календарн Объем
заняти ые
часов
я
Сроки
выплнени
я
3
3
3
№1-2
сентябрь
2

Уровень
усвоения

Коды результатов

4
2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.

1

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

Лабораторная работа не предусмотрена
Контрольная работа: не предусмотрена.
Практическая работа: не предусмотрена.

Фольклор. Устное
народное творчество

«Гэсэр» - героический
эпос.

СРС: не предусмотрена.
Содержание
Мифы о происхождении мира.
Легенды и предания родного края.

№3-4

11
2

СРС №1: доклад: «Предания Тункинской
долины»
Контрольная работа: не предусмотрена

2

Содержание
Гэсэр»-вершина бурятского фольклора

№5-8

7
4

№9-10

2

Практическая работа: не предусмотрена.
СРС: не предусмотрена.
Контрольная работа №1:Викторина по
устному народному творчеству

Содержание
Бурятская литература
XIX века

5

Обзор литературы данного периода, общая
характеристика, ее жанрово-стилевое
многообразие

№1112

2

Сокровенное сказание монголов - памятник
литературы

№1314

2

Бурятские ученые-просветители.

№1516

2

Практическая работа: не предусмотрена
Лабораторная работа не предусмотрена
Контрольная работа не предусмотрена
Содержание
Х.Намсараев.

Очерк жизни и творчества Х.Намсараева

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

2

3
№1718

2

№1920

2

.

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

2

Лабораторная работа: не предусмотрена
Практическая работа: не предусмотрена

1

Контрольная работа: не предусмотрена
1

СРС: не предусмотрена.
Содержание
Очерк жизни и творчества писателя.
«Затмение луны».
Ц. Дон

5
№2122

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

2

Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа: не предусмотрена
Контрольная работа не предусмотрена
СРС: не предусмотрена

Содержание

№2324

2

3

2

А.Бальбуров

Р.Номтоев

А.Бальбуров – писатель, публицист.
Исторический роман «Поющие стрелы».
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа: не предусмотрена
Контрольная работа не предусмотрена
СРС: не предусмотрена
Жизнь и творчество Р.Номтоева.
Особенности художественного метода.
Поэтический сборник.
Лабораторная работа: не предусмотрена.

№2526

2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

№2728

2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

4
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

Практическая работа: не предусмотрена
Контрольная работа: не предусмотрена

Литература Бурятии
20-30хгг.

СРС не предусмотрена
Содержание
Основные этапы, направления, представители.
Развитие стилей.
Поэзия и ее особенности.

№2930
№3132

2

Лабораторная работа не предусмотрена.
Практическая не предусмотрена

Творчество
ЦоктоНомтоева

Контрольная работа: не предусмотрена
СРС не предусмотрена
Содержание
Появление жанра поэмы.

Творчество Ц.Номтоева. «Песня табунщика»

Лабораторная работа не предусмотрена

№3334
№3536

3
2

2

Практическая работа:не предусмотрена
Контрольная работа: не предусмотрена

Э.-Х. Галшиев.

Проза 1930-х г.

Содержание
Очерк жизни и творчества поэта Сборник
«Зерцало мудрости»..
Лабораторная работа не предусмотрена
Контрольная работа не предусмотрена
Практическая работа не предусмотрена
Содержание
Основные исторические процессы, события,
представители «культурных масс».
Бурятские ученые – просветители
Ц.Дон Очерк жизни и творчества

№3738

№ 3940
№4142
№4344

5
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

3
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

3
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

4
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

3
7
2

2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

2
2

Практическая работа не предусмотрена.
Самостоятельная работане предусмотрена.
Литература Бурятии
40-50-хгг

Ж.Тумунов

Содержание
Обзор литературы данного периода, общая
характеристика, ее жанрово-стилевое
многообразие.
Практическая работа не предусмотрена.
Содержание
ЖамсоТумунов. Очерк жизни и творчества.
Первый бурятский роман «Степь проснулась».
Практическая работане предусмотрена
СРС: не предусмотрена
Содержание
Тема ВОВ в произведениях бурятских
писателей. Отражение темы дружбы и
интернационализма.

№4546

№4748

№4950

Писатели-участники ВОВ, их произведения.

№5152

2

2

Тема матери, воспевание подвига, героизма

53-54

2

2

Развитие бурятской прозы, драматургии в
военные годы.

55-56

2

Публицистика военного времени

57-58

2

Писатели ВОВ

Лабораторная работа не предусмотрена.
Практическая работа:не предусмотрена

Современный
литературный процесс

Контрольная работане предусмотрена
Содержание
Обзор литературы данного периода, общая
характеристика, ее жанрово-стилевое
многообразие

1
2
№59
1

Лабораторная работа не предусмотрена
Практическая работа: не предусмотрена
Контрольная работа: не предусмотрена
СРС не предусмотрена
Зачет

№60

2
1
2

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7
ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

ЛР 3.3; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2;
4.4;
МПР 1.3; 2.4; 3.4; ОК 4.ОК
10
ПР 2.3; 2.4; 2.6; 4; 5;7;8.7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации рабочей программы имеется учебный кабинет русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- столы - 12
- стулья- 24
- рабочее место преподавателя - 1
- учебники, учебные пособия;
- справочники, словари;
- таблицы;
- шкафы для книг - 3
- методические папки
Технические средства обучения:
- компьютер - 1
- тесты по всем разделам
- материал для подготовки к зачету(тесты).
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1. Абай Гэсэр.- Улан-Удэ.1960
2. АбидуевБ.Шалай и Шанай.. Храбрый козленок Бабана.в кн. Забавный мир – Улан-Удэ.1976.
1. Ангабаев С. Зовы- М.1976. Водопад.- 1979.
2. Ангархаев А. Сила притяжения.- М. 1976.
3. антология бурятской поэзии.-М. 1969.
4. Бадаев А. Ветер с Байкала.-М. 1980.
5. Балков К. Поезда идут из детства.- Улан-УДЭ.1984.
6. Батожабай Д.-Р. Похищенное счастье. – М. 1969.
7. Гэсэр. Бурятский героический эпос. \ Пер. С.Липкина.- М. 1968.
8. Гэсэр. Бурятский героический эпос\ Пер. В.Солоухина в 2-х т. – М. 1988.
12

9. Жалсараев Д. Бурятские напевы.-М. 1980Жигжитов М. Подлеморье. 1 кн. – М. 1980.Калашников И. Жестокий век. –
М. 1980.Мунгонов Б. Хилок наш бурливый. – М. 1980.Нимбуев Н. Стреноженные молнии. – М. 1979.Номтоев Ц.
Стихи. – Улан-Удэ.1968.
10. Сокровенное сказание монголов\ Пер. С.А.Козина.- Улан-Удэ.1980.
11. Тумунов Ж. Степь проснулась.- М.1974.
12. Цыдендамбаев Ч. Вдали от родных степей.- М.1964.
13. А.А.Бальбуров. «Поющие стрелы». «Двенадцать моих драгоценностей». –У-У. 1984 год
ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
1.Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки.- Новосибирск.1978.
2.Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа.- Верхнеудинск. 1926
3.Вяткина В. Очерки культуры и быта бурят. – Л. 1969.
4.Дугар-Нимаев Ц.А. «Зерцало мудрости» - памятник дореволюционной бурятской литературы.- Улан-Удэ. 1966.
5. Декабристы и Сибирь. – Новосибирск. 1977.
6.Ким И. Бурятская поэзия 20-х годов. – Улан-Удэ.1968.
7.Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. – М. 1984.
8.Найдаков В.Ц, Заметки о современной бурятской литературе. – Улан-Удэ.1962..
9.Соктоев А.Б. ХоцаНамсараев. – Улан-Удэ.1971.
10.Уланов А. Бурятский героический эпос. – Улан-Удэ.1963.
11.Хамаганов М.П. Художественный мир М.Жигжитова. – Улан-Удэ.1994.
12.Хомонов М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр». Улан-Удэ.1976.
13. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады.- Новосибирск.1980.
14.Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят. – Улан-Удэ.1969.
15. Писатели Бурятии 20-21 века. Изд-во Бэлиг, 2008 год. Редкол-я: Намсараев С.Д., Уланов Э.А.,Забадаев С.Г., Паликова
А.К.
16. Л.Л.Абаев. Буряты Серия «Народы и культуры». Гл.9 - «Мифы, легенды и предания бурят» (В.Ш.Гунгаров,
Н.Л.Жуковская). М. Наука, 2004 г.
17. Антология бурятского романа в 10 томах. Проект издания ООО «Имени ГомбожапаЦыбикова и ЖамсоТумунова».
Изд-во ОАО «Республиканская типография. У-Удэ, 2006 г.
13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметные результаты обучения
Выпускник на базовом
уровне научится
ПР 1. демонстрировать знание произведений
русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;

Показатели

Формы и методы оценки

90-100% правильных ответов/решений оценка 5
(отлично);
70-89% правильных ответов/решений оценка 4
(хорошо);
50-69% правильных ответов/решений оценка 3
(удовлетворительно);
Менее 50%1 правильных ответов/решений оценка 2
(неудовлетворительно)
Демонстрирует знание произведений русской,
родной и мировой литературы, приводя примеры
двух или более текстов, затрагивающих общие
темы или проблемы;
ПР2. в устной и письменной форме обобщать Демонстрирует умения в устной и письменной
форме
обобщать
и
анализировать
свой
и анализировать свой читательский опыт, а
читательский опыт, а именно:
именно:

ПР 2.1 обосновывать выбор
художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
ПР 2.2. использовать для раскрытия тезисов
своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер
и требующие анализа;

Текущий контроль:
Устный опрос
Письменные и устные развернутые
ответы
Тестирование
Сочинение
Эссе
Выразительное чтение
Чтение наизусть
Самостоятельная работа с
учебником
Публичное выступление с докладом
Анализ и интерпретация
художественного текста
Наблюдение и проверка
результатов и хода выполнения
практических работ
выбор
художественного
Промежуточная аттестация:
для анализа, приводя в качестве Дифференцированный зачет
тему (темы) произведения, так и его
(содержащиеся в нем смыслы и

обосновывать
произведения
аргумента как
проблематику
подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего
высказывания
указание
на
фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа

В период введения ФГОС СОО допускается установление критерия освоения учебного материала на уровне 50% от максимального балла за выполнение заданий базового
уровня
1

14

ПР 2.3.давать объективное изложение текста: давать объективное изложение
характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи
произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние,
в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
ПР 2.4. анализировать жанрово-родовой
выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного
мира произведения: места и времени
действия, способы изображения действия и
его развития, способы введения персонажей и
средства раскрытия и/или развития их
характеров;
ПР 2.5.определять контекстуальное значение
слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки
зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
ПР 2.6.анализировать авторский выбор
определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как
взаиморасположение и взаимосвязь
определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и
обусловливает эстетическое воздействие на
читателя (например, выбор определенного
зачина и концовки произведения, выбор
между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
ПР 2.7. анализировать случаи, когда для
осмысления точки зрения автора и/или героев

текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая
сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора,
раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения:
места и времени действия, способы изображения
действия и его развития, способы введения
персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз,
используемых в художественном произведении
(включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с
точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определенных
композиционных
решений
в
произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
определенных
частей
текста
способствует
формированию
его
общей
структуры
и
обусловливает
эстетическое
воздействие
на
читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой
или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки
зрения автора и/или героев требуется отличать то,
15

требуется отличать то, что прямо заявлено в
тексте, от того, что в нем подразумевается
(например,
ирония,
сатира,
сарказм,
аллегория, гипербола и т.п.);
ПР 3. осуществлять следующую
продуктивную деятельность:
ПР 3.1.давать развернутые ответы на
вопросы об изучаемом на уроке произведении
или создавать небольшие рецензии на
самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения,
понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);
ПР 3.2. выполнять проектные работы в сфере
литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации
литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться
ПР 4. давать историко-культурный
комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
ПР 5. анализировать художественное
произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития
и субъективных черт авторской
индивидуальности;
ПР 6. анализировать художественное
произведение во взаимосвязи бурятской
литературы с другими областями
гуманитарного знания (философией,

что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира,
сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
Демонстрирует умения осуществлять следующую
продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об
изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие
рецензии
на
самостоятельно
прочитанные
произведения,
демонстрируя
целостное восприятие художественного мира
произведения,
понимание
принадлежности
произведения к литературному направлению
(течению)
и
культурно-исторической
эпохе
(периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и
искусства,
предлагать
свои
собственные
обоснованные
интерпретации
литературных
произведений
Демонстрирует умения
давать историко-культурный комментарий к тексту
произведения (в том числе и с использованием
ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
анализировать
художественное
произведение
в
сочетании воплощения в нем объективных законов
литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
анализировать
художественное
произведение
во
взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного
знания
(философией,
историей,
психологией и др.);

16

историей, психологией и др.);
ПР 7. анализировать одну из интерпретаций
эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или
театральную
постановку;
запись
художественного чтения; серию иллюстраций
к
произведению),
оценивая,
как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность узнать
8.1. о месте и значении бурятской литературы в
мировой литературе;
8.2. о произведениях новейшей отечественной
бурятской литературы;
8.3. о важнейших литературных ресурсах, в том
числе в сети Интернет

анализировать одну из интерпретаций эпического,
драматического
или
лирического
произведения
(например, кинофильм или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к
произведению),
оценивая,
как
интерпретируется
исходный текст.
Демонстрирует знания
о месте и значении бурятской литературы в мировой
литературе;
о произведениях новейшей отечественной бурятской
литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети
Интернет

8.4об историко-культурном подходе в
литературоведении;
8.5 об историко-литературном процессе XIX и XX
веков;
8.6. о наиболее ярких или характерных чертах
литературных направлений или течений;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

8.7. имена ведущих писателей, значимые

имена ведущих писателей, значимые факты их
творческой
биографии,
названия
ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными
образами» или именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных
направлений или течений;

факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев,
ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и
отечественной культуре;
8.8 о соотношении и взаимосвязях о соотношении и взаимосвязях литературы с
литературы с историческим периодом, историческим периодом, эпохой.
эпохой.

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».