РП ОУД.08 Общество-22

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
20

4
6

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08Обществознание
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью
программы подготовки квалификационных рабочих и
служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС и с учетом требований ПС, по профессии 35.01.13. Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013г.. №
740( под ред. от 09.04.2015г)
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС: учебная дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин и
относится к базовым общеобразовательным дисциплинам (ОУД.08).
1.3.Использование часов вариативной части: не предусмотрено.
1.4 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели:
 развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального
поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и
самореализации;
 воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
 овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

 овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимым для участия в жизни гражданского общества и
государства;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных
отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, места и роль человека в
системе общественных отношений;
 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных
институтов;
 необходимость регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмов правового
регулирования;
 особенности социально-гуманитарного познания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
 характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
 устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями;
 объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая
взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и
культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных
наук;

 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах(текст, схема, таблица,
диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (Правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам, систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения
социальных норм, экономической рациональности;
 формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
 подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по
актуальным социальным проблемам;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными
институтами;
 совершенствование собственной познавательной деятельности;
 критическое восприятие информации, получаемой в межличностном общение и массовой коммуникации;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
 решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
 предвидение возможных последствий определенных социальных действий;
 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
 осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и
социальным положением.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 256 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 171 час;
Самостоятельные работы обучающегося – 85 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
256
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
171
В том числе:
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
85
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
85
В том числе:
Самостоятельное выполнение индивидуальных занятий
1
Работа с учебной и справочной литературой
11
Работа с таблицами, схемами
9
Выполнение реферата
32
Выполнение конспекта
25
Подготовка сообщений
7
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины. Обществознание.
Наименован
ие разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельные работы
обучающихся

№
заняти
я

Календарн
ые сроки
выполнени
я

Объем
часов

Уровень
освоения

Коды
результатов,
формирован
ие которых
способствует
элемент
программы

1
Введение

2
Содержание учебного материала
1.Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы
исследования. Значимость социального знания.

3
1

4
сентябрь

5

6

7

2

1

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.5.2..
ЛР.7.2. ЛР.7.3.
ЛР.7.4.
МПР.1.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5.
ПР.1.10.ПР.2.1
. ПР.2.19. ОК

Проверка базовых знаний по разделу школьной программы:
Входной
тест
контроль
Раздел 1.
Начала
философских
и
психологичес
ких знаний о
человеке и
обществе
Тема 1.1.
Содержание учебного материала

2

1

1
25

12

Природа
человека,
врожденные и
приобретенны
е качества

Тема 1.2.
Общество как
сложная
система.

1.Формирование характера, учет особенностей характера в
общении и профессиональной деятельности.
Практические занятия
Пр. №1 Изучение потребностей, способностей и интересов.
Формирование взглядов о социализации личности,
самосознании и социальном поведении.
Пр. №2 Изучение истины, ее критериев. Формирование знаний
о видах человеческих знаний, основных особенностях научного
мышления.
Пр. №3 Свобода как условие самореализации личности.
Пр. №4 Изучение человека в группе. Многообразие мира
общения.
Пр. №5 Выявление проблем межличностного общения в
молодежной среде, особенностей самоидентификации
личности в малой группе на примере молодежной среды.
Изучение межличностных конфликтов. Определение истоков
конфликтов в среде молодежи.
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Выполнение конспекта по теме: «Человек в группе».
2. Выполнение конспекта по теме: «Природа человека,
врожденные и приобретенные качества».
3. Выполнение конспекта по теме: «Человек немыслим вне
общества».
4. Выполнение реферата по теме: «Человек. Индивид.
Личность».
Содержание учебного материала
1.Анализ представлений об обществе как сложной динамичной
системе.
Практические занятия
Пр. №6 Формирование знаний о подсистемах и элементах
общества, специфике общественных отношений.
Пр. №7Характеристика основных институтов общества, их
функций.
Пр. №8 Характеристика общества и природы. Изучение
противоречивости воздействия людей на природную среду.

3-4

сентябрь

2

5-6

10
2

7-8

2

9-10
11-12

2
2

13-14

2

2

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.5.2..
ЛР.7.2. ЛР.7.3.
ЛР.7.4.

2

МПР.1.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5.
ПР.1.10.ПР.2.1
. ПР.2.19. ОК
9.

8
2
2

15-16

сентябрь

2
2
13
2

17-18

10
2

19-20

2

21-22

2

2

Выходной
контроль
Раздел 2.
Основы
знаний о
духовной
культуре
человека и
общества.
Тема 2.1.
Духовная
культура
личности и
общества

Пр. №9 Формирование знаний об эволюции и революции как
формах социального изменения, общественном процессе,
цивилизации и информации, обществе: традиционном,
индустриальном, постиндустриальном (информационном).
Пр. №10 Обсуждение материалов СМИ раскрывающих
проблему особенностей развития отдельных стран в мировом
сообществе.
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Составление схемы по теме: «Потребности человека»,
с привлечением дополнительной литературы.
2. Составление таблиц: «Социальные институты
общества». «Этапы познания». «Теории происхождения
человека».
3. Составление таблицы: «Сравнительная характеристика
доиндустриального и индустриального общества».
4. Составить конспект по теме: «Общество».
Проверка базовых знаний по 1 разделу: тест

23-24

2

25-26

2

2

6
1
2
1
2
27

1
27

Содержание учебного материала
1.Понятие о культуре. Культура народная, массовая и
элитарная. Экранная культура – продукт информационного
общества.
Практические занятия
Пр. №11 Характеристика особенностей молодежной
субкультуры. Выявление проблем духовного кризиса и
духовного поиска в молодежной среде. Формирование знаний о
ценностных установках, идеалах, нравственных ориентирах,
взаимодействии и взаимосвязи различных культур.

6
28-29

ноябрь

2

1

30-31

ноябрь

4
2

2

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.2.
МПР.1.2.
МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.1. ПР.1.2.
ПР.1.5. ОК 4.
ОК 5. ПР.1.8.

Тема 2.2.
Наука и
образование в
современном
мире

Тема 2.3.
Мораль,
искусство и
религия как
элементы
духовной
культуры

Пр. №12 Характеристика учреждений культуры,
государственных гарантий свободы доступа к культурным
ценностям.
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Изучение справочной, учебной литературы.
2. Выполнение реферата на тему: «Культура народная,
массовая и элитарная.»
Содержание учебного материала

32-33

ноябрь

1.Формирование знаний о науке, естественных и социальногуманитарных науках.
2.Рассмотрение значимости труда ученого, его особенностей,
ответственности ученого перед обществом.
Практические занятия
Пр. №13 Решение проблемных задач, анализ источников
социальной информации.
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Выполнение сообщение по теме: «Образование».
2. Выполнение конспекта по теме: «Характеристика
системы образования в РФ».
Содержание учебного материала
1.Формирование знаний о морали, основных принципах и
нормах морали
2.Характеристика мировых религий.
3.Рассмотрение религии и церкви современном мире, свободы
совести.
4.Изучение искусства и его роли в жизни людей.
5.Свобода совести.
Практические занятия
Пр. №14 Заполнение таблицы : «Мировые религии».
Пр. №15Сравнение различных точек зрения на перспективы
духовного развития современной России.
Лабораторные работы не предусмотрены

34-35

ноябрь

2

2

36-37

ноябрь

2

2

38-39

ноябрь

2
2

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.2.
ЛР.3.3. ЛР.3.6.
ЛР. 3.7.ЛР.3.8.
ЛР. 4.1.
ЛР.4.2. ЛР.
4.4. МПР.1.2.
МПР.2.2.

1

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.2.
ЛР.3.8. ЛР.4.4.
МПР.1.2.

2

2

3
1
2
6

4
2
2

40-41

ноябрь

15
2

42-43
44-45

декабрь
декабрь

2
2

2

46-47
48-49

декабрь
декабрь

2

50-51
52-53

декабрь
декабрь

2
2
4
2
2

Контрольные работы не предусмотрены

Выходной
контроль
Раздел 3.
Экономика
Тема 3.1.
Экономика и
экономическа
я наука.
Экономическ
ие системы.
Экономика
семьи.

Тема 3.2.

Самостоятельные работы обучающихся
1. Работа с учебной и справочной литературой по
теме: «Основы знаний о духовной культуре человека и
общества».
2. Составление таблицы: «Функции науки».
3. Выполнение индивидуальных заданий по теме:
«Мораль, искусство и религия как элементы духовной
культуры».
Проверка базовых знаний по 2 разделу: тест

4
1
1
2

54

1
37

Содержание учебного материала
1Формирование знаний об экономике как науке и хозяйстве.
Изучение главных вопросов экономики, потребностей,
факторов производства.
2.Формирование знаний о разделение труда, специализации и
обмене.
3.Характеристика типов экономических систем: традиционной,
централизованной (командной) и рыночной экономики.
Практические занятия
Пр. №16 Формирование знаний о рациональном потребителе,
защите прав потребителя, основных доходах и расходах семьи,
реальном и номинальном доходе, сбережениях.
Пр. №17 Составление семейного бюджета.
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Выполнение реферата по теме: «Экономические
реформы в РФ»
2. Выполнение реферата по теме: «От экономике
сырьевой к экономике инновационной»
3. Выполнение сообщение по теме: «Защита прав
потребителя»
Содержание учебного материала

55-56

январь

10
2

57-58

январь

2

2

59-60

январь

2

2

61-62

4
2

63-64

2

2

МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5.ПР.

5
2
2
1

14

ЛР.1.3.

Рынок.
Фирма. Роль
государства в
экономике.

1.Характеристика рынка одного товара, спроса, факторов
спроса, предложения, факторов предложения, рыночного
равновесия.
2.Формирование знаний об основных рыночных структурах:
совершенной и несовершенной конкуренции.
3.Рассмотрение роли фирм в экономике. Формирование знаний
об издержках, выручке, прибыли, производительности труда,
организационных формах бизнеса в России.
4.Выявление основных источников финансирования бизнеса.
Изучение фондового рынка, основ менеджмента и маркетинга.
Практические занятия
Пр. №18 Построение кривой спроса и предложения.
Пр. №19 Решение задач по теме: «Спрос и предложение».
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Составить схему «Налоги и их виды».
2. Выполнить сообщение по теме: «Спрос. Фактор
спроса».
3. Работа с учебной литературой.
Тема 3.3.ВВП, Содержание учебного материала
его структура 1.Формирование знаний о ВВП и его структуре, экономическом
и динамика.
росте и развитии, экономических циклах.
Рынок труда и Практические занятия
безработица.
Пр. №20 Характеристика спроса на труд и его факторов,
Деньги,
предложение труда, факторов предложения труда. Выявления
банки,
роли профсоюзов и государства на рынке труда.
инфляция.
Пр. №21 Формирование знаний о безработице, ее причинах и
экономических последствиях.
Пр. №22 Формирование знаний об инфляции, видах, причинах
и последствии инфляции. Изучение антиинфляционных мер,
основ денежной политики государства.
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Выполнить сообщение по теме: «ВВП, ИПЦ».

65-66

январь

67-68

январь

69-70

январь

71-72

январь

73-74
75-76

февраль
февраль

МПР.1.2.
МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5.

4
2
2

3
1
1
1
8
77-78

февраль

2

79-80

2
6
2

81-82

2

2

83-84

2

2

5
1

2

ЛР.1.3.
МПР.1.2.
МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5.

Тема 3.4.
Основные
проблемы
экономики
России.
Элементы
международн
ой экономики

Выходной
контроль
Раздел 4.
Социальные
отношения.
Тема 4.1.
Социальная
роль и
стратификаци
я

2. Заполнение таблицы: «Виды инфляции».
3. Работа со справочной и учебной литературой.
4. Выполнить конспект по теме: «Роль центрального
банка».
Содержание учебного материала
1.Формирование знаний о становлении современной рыночной
экономики России, особенностях современной экономики
России, ее экономических институтах. Рассмотрение основных
проблем экономики России и ее регионов, экономической
политики Российской Федерации, России в мировой
экономике.
Практические занятия
Пр. №23 Формирование знаний об организации
международной торговли. Характеристика государственной
политики в области международной торговли. Анализ
глобальных экономических проблем.
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Выполнить конспект по теме: «Экономические
проблемы России»
Проверка базовых знаний по3 разделу: тест

1
1
2
5
85-86

февраль

87-88

2

2

2
2

2

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.2.
ЛР.4.4.
МПР.1.2.
МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5. ПР.1.8.
ПР.1.9

2
2
89

1
29

Содержание учебного материала

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
МПР.1.2.
МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5.

10

1.Формирование знаний о социальных отношениях,
социальных общностях и группах, социальной стратификации,
социальной мобильности.
Практические занятия

90-91

март

Пр. №24 Формирование знаний о социальной роли,
многообразии социальных ролей в юношеском возрасте,
социальной роли человека в семье и трудовом коллективе.
Пр. №25 Рассмотрение социального статуса и престижа.
Пр. №26 Определение престижности профессиональной

92-93

2

2

94-95
96-97

2
2

2
2

8

Тема 4.2.
Социальные
нормы и
конфликты.

Тема 4.3.
Важнейшие
социальные
общности и
группы.

деятельности.
Пр. №27 Решение проблемных задач по теме: «Определение
престижности».
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Выполнить конспект по теме: « Престиж профессий в
российском обществе».
2. Выполнить конспект по теме: «Социальный портрет
представителей высшего, среднего и низшего классов».
3. Работа со справочной и учебной литературой.
Содержание учебного материала
1.Формирование знаний о социальном контроле, видах
социальных норм и санкций, самоконтроле.
Практические занятия
Пр. №28 Анализ девиантного поведения, его форм,
проявлений. Определение социальной и личностной
значимости здорового образа жизни.
Пр. №29 Формирование знаний о социальном конфликте,
причинах и истоках возникновения социальных конфликтов,
разрешении социальных конфликтов.
Пр. №30 Анализ материалов СМИ о наркомании, алкоголизме,
преступности.
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Выполнить конспект по теме: «Девиантное поведение
».
2. Выполнить реферат по теме: «Опасность наркомании,
алкоголизма».
Содержание учебного материала
1.Выявление особенностей социальной стратификации в
современной России. Изучение демографических,
профессиональных, поселенческих и иных групп.
Характеристика молодежи как социальной группы.
Практические занятия

98-99

2

5
2

100101

март

2
1
8
2
6
2

102103
104105

2

106107

2

4
2
2

108109

1

апрель

11
2

8

2

ЛР.1.3 ЛР.2.2..
ЛР.3.2.
ЛР.4.4..
ЛР.5.2.
МПР.1.2.
МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5. ПР.1.8.

2

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2.
МПР.1.2.
МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.

Выходной
контроль
Раздел 5.
Политика
как
общественно
е явление
Тема 5.1.
Политика и
власть.

Пр. №31 Формирование знаний об этнических общностях.
Рассмотрение межнациональных отношений, этносоциальных
конфликтов, путей их разрешения.
Пр. №32 Изучение конституционных принципов национальной
политики в Российской Федерации.
Пр. №33 Характеристика семьи как малой социальной группы.
Формирование знаний о семье и браке.
Пр. №34 Анализ материалов СМИ о наркомании, алкоголизме,
преступности.
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Работа со справочной и учебной литературой.
2. Выполнить конспект по теме: «Социальные нормы и
конфликты»
3. Выполнить реферат по теме: «Особенности
молодежной политики в РФ»
Проверка базовых знаний по 4 разделу: тест

110111

2

112113
114115
116117

2
2
2

2

5
1
2
2
1

118

27

Содержание учебного материала
1.Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая
система, ее внутренняя структура. Политические институты.
2.Характеристика государства как политического института.
Рассмотрение признаков государства. Формирование знаний о
государственном суверенитете.
3.Рассмотрение внутренних и внешних функций государства.
Рассмотрение особенностей функционального назначения
современных государств. Формирование знаний о
межгосударственной интеграции, формировании
надгосударственных институтов – основных особенностей
развития современной политической системы.
4.Формирование знаний о формах государства: формах

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.2.
МПР.1.2.
МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5.

10
2

119120
121122

апрель

123124

апрель

2

125-

апрель

2

2

1

правления, территориальной типологии политических
режимов. Изучение демократии, ее основных ценностей и
признаков. Рассмотрение условий формирования
демократических институтов и традиций.
Практические занятия
Пр. №35 Заполнение таблицы: «Политические режимы».

Тема 5.2.
Участники
политическог
о процесса.

Лабораторные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Конспект: «Понятие власти»
2. Конспект: «Демократия»
Содержание учебного материала
1.Формирование знаний о личности и государстве,
политическом статусе личности, политическом участии и его
типах, причинах и особенностях экстремистских форм
политического участия, политическом лидерстве.
Практические занятия
Пр. №36 Рассмотрение гражданского общества и государства,
гражданских инициатив.
Пр. №37 Рассмотрение избирательной компании в Российской
Федерации.
Пр. №38 Изучение политических партий и движений, их
классификации.
Пр. №39 Формирование знаний о современных идейнополитических системах: консерватизме, либерализме, социалдемократии, коммунизме.
Пр. №40 Роль средств массовой информации в политической
жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во
время предвыборных компаний.
Лабораторные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Заполнение таблицы: «Политические партии, их
программы»
2. Конспект: «Выборы в демократическом обществе»
3. Конспект: «Участники политического процесса»
4. Выполнить реферат по теме: «Государственный
суверенитет»

126

2
2

127128

129130

апрель

6
3
3
17
2

2

14
131132
133134
135136
137138

2

139140

2

2

2
2
2

12
2
2
2
2
2
2

2

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.2.
ЛР.4.2. ЛР.4.4.
ЛР.5.2. ЛР.5.4.
МПР.1.2.
МПР.2.2.
МПР.3.4.ПР.1.
4. ПР.1.5.

Выходной
контроль
Раздел 6.
Право
Тема 6.1.
Правовое
регулировани
е
общественны
х отношений.

5. Выполнить реферат по теме: «Правовое государство,
понятие и признаки»
Проверка базовых знаний по 5 разделу: тест

141

1
30

Содержание учебного материала
1.Юристпруденция как общественная наука.
2.Рассмотрение права в системе социальных норм.
Формирование знаний о правовых и моральных нормах,
системе права: основных институтах, отраслях права.
3.Изучение основных форм права. Характеристика нормативноправовых актов. Определение действия нормативно-правовых
актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
4.Характеристика правовых отношений и их структуры.
Формирование знаний о правомерных и противоправном
поведении, видах противоправных поступков, юридической
ответственности и ее задач.
5. Характеристика конституционного права как отрасли
российского права.
6.Формирование знаний об основах конституционного строя
Российской Федерации, системе государственных органов
Российской Федерации, законодательной власти,
исполнительной власти, институте президентства, местном
самоуправлении.
Практические занятия
Пр. №41 Характеристика правоохранительных органов
Российской Федерации, судебной системы Российской
Федерации, адвокатура, нотариата.
Пр. №42 Понятие гражданства. Порядок приобретения и
прекращения гражданства в РФ.
Пр. №43 Характеристика основных конституционных прав и
обязанностей граждан в России.
Лабораторные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Выполнить реферат по теме: «СМИ о реальном

142
143

май
май

17
1
1

144145

май

2

146147

май

2

148149
150151

май

2

152153
154155
156157

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2.
МПР.1.2.
МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5.

2

6
2

2

2

2

2

2

8

Выходной
контроль
Тема 6.2.
Отрасли
российского
права.

Тема 6.3.
Международн
ое право.

закреплении и реализации прав человека»
2. Выполнить реферат по теме: «Демократия ее
основные ценности и признаки»
3. Выполнить реферат по теме: «Юридическая
ответственность»
4. Конспект: «Отрасли права»
Проверка базовых знаний по 6.1. разделу: тест
Содержание учебного материала
1.Формирование знаний о гражданском праве и гражданских
правоотношениях.
2.Характеристика физических лиц, юридических лиц.
3.Рассмотрение гражданско-правовых договоров, правового
регулирования предпринимательской деятельности,
имущественных прав.
4.Формирование знаний о личных неимущественных правах
граждан: чести, достоинстве, имени и способах защиты
имущественных и неимущественных прав.
Практические занятия не предусмотрены
Лабораторные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
1. Сообщение по теме: «Физические лица»
2. Сообщение по теме: «Юридические лица»
Содержание учебного материала
1.Формированиезнаний о международной защите прав
человека в условиях мирного и военного времени
Практические занятия не предусмотрены
Лабораторные работы не предусмотрены
Самостоятельные работы обучающихся
Сообщение: «Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени»
Содержание учебного материала
1.Конституционные права как отрасль российского права.

2
2
2
2
158

1

159160
161162
163164

май

7
2

май

2

май

2

165

июнь

1

июнь

4
2
2
2
2

166167

1

1.

Тема 6.4.
Основы
конституцион

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2.
МПР.1.2.
МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5.

ЛР.1.1. ЛР.1.3.
ЛР.2.1. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2.
ЛР.3.8. ЛР.5.2.
МПР.1.2.
МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5.

1

168169

июнь

4
2

ЛР.1.3. ЛР.5.2.
ЛР.5.4.
МПР.1.2.

ного права
РФ.

Практические занятия не предусмотрены
Лабораторные работы не предусмотрены

Выходной
контроль

Дифференцированный зачет
Всего:

МПР.2.2.
МПР.3.4 .
ПР.1.5.

170171
171

июнь

2
256

3.УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебой дисциплины требуется наличия учебного кабинета «Обществознание»
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 комплект учебных схем;
 комплект заданий для тестирования и контрольных работ;
Технические средства обучения:
 компьютер с лицензированным программным обеспечением;
 мультимедиа проектор;
2.2.

Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 года ). – Москва: Айрис-пресс. Издво, 2010г. – 61с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (по состоянию на 21 октября 1994 года) – Москва: Филин.
Изд-во, 2011г. – 300с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (по состоянию на 26 января 1996 года) – Москва: Филин.
Изд-во, 2012г. – 310с.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 11 марта 2008 года) – Москва: Омела-Л. Изд-во, 2011г. –
180с.

Основные источники:
1. Л.Н. Боголюбова, Человек и общество. Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных
учреждений \Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – Ч.2. – 11 кл. – М.: Издательский дом «Академия»2018г. – 398с.
2. Л.Н. Боголюбова, Человек и общество. Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных
учреждений \Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – Ч.2. – 10 кл. – М.: Издательский дом «Академия»2018г. – 306с.
3. А.И. КравченкоОбществознание: учебник для учащихся 10кл. общеобразовательных учреждений \А.И. Кравченко–
Ч.2. – М.: Издательский дом «Русское слово»2017г. – 190с.
4. О.А. Котова Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену.
Обществознание.- М.: Федеральный институт педагогических измерений «Астрель», 2019 – 255с.
Дополнительные источники:
1. В. М. Хачатурян История мировых цивилизаций. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений \ В. М.
Хачатурян – М.: Издательский дом «Дрофа», 2017г. – 94с.
2. Н. В. Шабуров Религии мира. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений \ Н. В. Шабуров – М.:
Издательский дом «Дрофа», 2016г. – 270с.

3. А. В. Махоткин Современный справочник школьника Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений \А.
В. Махоткин – М.: Издательский дом «Эксмо», 2019г. – 477с.
Электронные ресурсы:
1. Обществознание 8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. Новый диск, 2016.
2. Электронные курсы. История, обществознание, право. Волгоград, 2016.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
1
ПК и ОК,
Усвоенные знания
Освоенные умения
формирование
которых способствует
УД
Биосоциальная сущность
Характеризовать
OK1. Понимать
человека,
основные
этапы
и
основные социальные
сущность и социальную
факторы социализации
объекты, выделяя их
значимость своей
личности, место и роль
существенные признаки,
будущей профессии,
человека в системе
закономерности развития.
проявлять к ней
общественных отношений.
устойчивый интерес.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Устный индивидуальный и фронтальный опрос
Практические занятия:
Пр. №1 Изучение потребностей, способностей и интересов.
Формирование взглядов о социализации личности,
самосознании и социальном поведении.
Пр. №2 Изучение истины, ее критериев. Формирование знаний
о видах человеческих знаний, основных особенностях
научного мышления.
Пр. №3 Свобода как условие самореализации личности.
Пр. №4 Изучение человека в группе. Многообразие мира
общения.
Пр. №5 Выявление проблем межличностного общения в
молодежной среде, особенностей самоидентификации
личности в малой группе на примере молодежной среды.
Изучение межличностных конфликтов. Определение истоков
конфликтов в среде молодежи.
Пр. №6Изучение человека в учебной и трудовой деятельности.

Самостоятельные работы:
1. Выполнение конспекта по теме: «Человек в группе».
2. Выполнение конспекта по теме: «Природа человека,
врожденные и приобретенные качества».
3. Выполнение конспекта по теме: «Человек немыслим вне
общества».
4. Выполнение реферата по теме: «Человек. Индивид.
Личность».
Практические занятия:
Пр. №7 Формирование знаний о подсистемах и элементах
общества, специфике общественных отношений.
Пр. №8 Характеристика основных институтов общества, их
функций.
Пр. №9 Характеристика общества и природы. Изучение
противоречивости воздействия людей на природную среду.
Пр. №10 Формирование знаний об эволюции и революции как
формах социального изменения, общественном процессе,
цивилизации и информации, обществе: традиционном,
индустриальном, постиндустриальном (информационном).
Пр. №11 Обсуждение материалов СМИ раскрывающих
проблему особенностей развития отдельных стран в мировом
сообществе.
Пр. №12Рассмотрение и обсуждение основных концепций и
теорий развития общества.
Самостоятельные работы:
1. Составление схемы по теме: «Потребности человека», с
привлечением дополнительной литературы.
2. Составление таблиц: «Социальные институты общества».
«Этапы познания». «Теории происхождения человека».
3. Составление таблицы: «Сравнительная характеристика
доиндустриального и индустриального общества».
4.Составить конспект по теме: «Общество».
5. Изучение справочной, учебной литературы.
Практические занятия:
Пр. №13 Характеристика особенностей молодежной
субкультуры. Выявление проблем духовного кризиса и
духовного поиска в молодежной среде. Формирование знаний
о ценностных установках, идеалах, нравственных ориентирах,

ОК 10. Развивать
культуру
межличностного
общения,
взаимодействия между
людьми, устанавливать
психологические
контакты с учетом
межкультурных и
этнических различий.

Тенденции развития
общества в целом как
сложной динамической
системы, а также важнейших
социальных институтов.

Анализировать
актуальную информацию
о социальных объектах,
выявляя их общие черты и
различия;
Устанавливать
соответствия между
существенными чертами и
признаками изученных
социальных явлений и
обществоведческими
терминами и понятиями.

взаимодействии и взаимосвязи различных культур.
Пр. №14 Характеристика учреждений культуры,
государственных гарантий свободы доступа к культурным
ценностям.
Самостоятельные работы:
1.Изучение справочной, учебной литературы.
2.Выполнение реферата на тему: «Культура народная, массовая
и элитарная».
Письменная работа в форме тестирования, индивидуальных
заданий; устный индивидуальный опрос.
Практические занятия:
Пр. №15 Решение проблемных задач, анализ источников
социальной информации.
Самостоятельные работы:
1.Выполнение сообщение по теме: «Образование».
2.Выполнение конспекта по теме: «Характеристика системы
образования в РФ».
Практические занятия:
Пр. №16 Заполнение таблицы : «Мировые религии».
Пр. №17 Сравнение различных точек зрения на перспективы
духовного развития современной России.
Самостоятельные работы:
1.Работа с учебной и справочной литературой по теме:
«Основы знаний о духовной культуре человека и общества».
2.Составление таблицы: «Функции науки».
3.Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Мораль,
искусство и религия как элементы духовной культуры».
4.Выполнение реферата по теме: «Религиозные объединения
РФ»
Практические занятия:
Пр. №18 Формирование знаний о рациональном потребителе,
защите прав потребителя, основных доходах и расходах семьи,
реальном и номинальном доходе, сбережениях.
Пр. №19 Составление семейного бюджета.
Самостоятельные работы:
1.Выполнение реферата по теме: «Экономические реформы в
РФ»
2.Выполнение реферата по теме: «От экономике сырьевой к

ПК 1.1. Осуществлять
Необходимость
расчетно-кассовое
регулирования
обслуживание клиентов общественных отношений,
сущность социальных норм,
механизмы правового
регулирования.

Объяснить причинноследственные и
функциональные связи
изученных социальных
объектов (включая
взаимодействия человека
и общества, важнейших
социальных институтов,
общества и природной
среды, общества и
культуры, взаимосвязи
подсистем и элементов
общества).

экономике инновационной»
3.Выполнение сообщение по теме: «Защита прав потребителя»
Практические занятия:
Пр. №20 Построение кривой спроса и предложения.
Пр. №21 Решение задач по теме: «Спрос и предложение».
Самостоятельные работы:
1.Составить схему «Налоги и их виды».
2.Выполнить сообщение по теме: «Спрос. Фактор спроса».
3.Работа с учебной литературой.
4.Выполнить реферат по теме: «Конкуренция и ее роль в
рыночной экономике».
Письменная работа в форме тестирования, эссе,
индивидуальных заданий.
Практические занятия:
Пр. №22 Характеристика спроса на труд и его факторов,
предложение труда, факторов предложения труда. Выявления
роли профсоюзов и государства на рынке труда.
Пр. №23 Формирование знаний о безработице, ее причинах и
экономических последствиях.
Пр. №24 Формирование знаний об инфляции, видах, причинах
и последствии инфляции. Изучение антиинфляционных мер,
основ денежной политики государства.
Пр. №25 Рассмотрение денег, процента, банковской системы.
Выявление роли центрального банка. Характеристика
основных операций коммерческих банков.
Самостоятельные работы:
1.Выполнить сообщение по теме: «ВВП, ИПЦ».
2.Заполнение таблицы: «Виды инфляции».
3.Работа со справочной и учебной литературой.
4.Выполнить конспект по теме: «Роль центрального банка».
Практические занятия:
Пр. №26 Формирование знаний об организации
международной торговли. Характеристика государственной
политики в области международной торговли. Анализ
глобальных экономических проблем.
Пр. №27 Формирование знаний о социальной роли,
многообразии социальных ролей в юношеском возрасте,
социальной роли человека в семье и трудовом коллективе.

Пр. №28 Рассмотрение социального статуса и престижа.
Пр. №29 Определение престижности профессиональной
деятельности.
Пр. №30 Решение проблемных задач по теме: «Определение
престижности».
Самостоятельные работы:
1.Выполнить конспект по теме: «Экономические проблемы
России»
2 .Выполнить конспект по теме: « Престиж профессий в
российском обществе».
3. Выполнить конспект по теме: «Социальный портрет
представителей высшего, среднего и низшего классов».
4.Работа со справочной и учебной литературой.
Практические занятия:
Пр. №31 Анализ девиантного поведения, его форм,
проявлений. Определение социальной и личностной
значимости здорового образа жизни.
Пр. №32 Формирование знаний о социальном конфликте,
причинах и истоках возникновения социальных конфликтов,
разрешении социальных конфликтов.
Пр. №33 Анализ материалов СМИ о наркомании, алкоголизме,
преступности.
Самостоятельные работы:
1.Выполнить конспект по теме: «Девиантное поведение ».
2.Выполнить реферат по теме: «Опасность наркомании,
алкоголизма».
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

Особенности социальногуманитарного познания

Раскрывать на примерах
изученные теоретические
положения и понятия
социально-экономических
и гуманитарных наук.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос.
Практические занятия:
Пр. №34 Формирование знаний об этнических общностях.
Рассмотрение межнациональных отношений, этносоциальных
конфликтов, путей их разрешения.
Пр. №35 Изучение конституционных принципов национальной
политики в Российской Федерации.
Пр. №36 Характеристика семьи как малой социальной группы.
Формирование знаний о семье и браке.
Пр. №37 Анализ материалов СМИ о наркомании, алкоголизме,
преступности.

ОК 4.Осуществлять
поиск и использование
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития.

ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

Самостоятельные работы:
1.Работа со справочной и учебной литературой.
2.Выполнить конспект по теме: «Социальные нормы и
конфликты»
3.Выполнить реферат по теме: «Особенности молодежной
политики в РФ»
Использовать
Осуществлять поиск
Устный индивидуальный опрос; письменная контрольная
приобретенные знания и
социальной информации,
работа.
умения в практической
представленной в
Практические занятия:
деятельности и повседневной различных знаковых
Пр. №38 Заполнение таблицы: «Политические режимы».
жизни для: успешного
системах(текст, схема,
Самостоятельные работы:
выполнения типичных
таблица, диаграмма,
1.Конспект: «Понятие власти»
социальных ролей;
аудиовизуальный ряд);
2.Конспект: «Демократия»
сознательного
извлекать из
Практические занятия:
взаимодействия с
неадаптированных
Пр. №39 Рассмотрение гражданского общества и государства,
различными социальными
оригинальных текстов
гражданских инициатив.
институтами.
(правовых, научноПр. №40 Изучение отличительных черт выборов в
популярных,
демократическом обществе.
публицистических и др.)
Самостоятельные работы:
знания по заданным
1.Выполнить реферат по теме: «СМИ о реальном закреплении
темам, систематизировать, и реализации прав человека»
анализировать и обобщать 2.Выполнить реферат по теме: «Демократия ее основные
неупорядоченную
ценности и признаки»
социальную информацию; 3.Выполнить реферат по теме: «Юридическая
различать в ней факты и
ответственность»
мнения, аргументы и
4.Конспект: «Отрасли права»
выводы.
Совершенствование
Оценивать действия
Устный индивидуальный и фронтальный опрос.
собственной познавательной субъектов социальной
Практические занятия:
деятельности;
жизни, включая личность, Пр. №41 Рассмотрение избирательной компании в Российской
критическое восприятие
группы, организации, с
Федерации.
информации, получаемой в
точки зрения социальных Пр. №42 Изучение политических партий и движений, их
межличностном общение и
норм, экономической
классификации.
массовой коммуникации.
рациональности.
Пр. №43 Формирование знаний о современных идейнополитических системах: консерватизме, либерализме, социалдемократии, коммунизме.
Пр. №44 Роль средств массовой информации в политической
жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во

ОК 6. Работать в
коллективе и команде,
эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями

ОК 7. Брать на себя
ответственность за
работу членов команды
(подчиненных),
результат выполнения
заданий.

Осуществления
самостоятельного поиска,
анализа и использования
собранной социальной
информации;
решения практических
жизненных проблем,
возникающих в социальной
деятельности;
ориентировки в актуальных
общественных событиях,
определения личной
гражданской позиции;
предвидение возможных
последствий определенных
социальных действий.
Оценки происходящих
событий и поведения людей
с точки зрения морали и
права;
реализации и защиты прав
человека и гражданина,
осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
осуществление
конструктивного
взаимодействия людей с
разными убеждениями,

время предвыборных компаний».
Пр. №45 Проведение семинара по теме: «Роль СМИ в
политической жизни общества.
Самостоятельные работы:
1.Заполнение таблицы: «Политические партии, их программы»
2.Конспект: «Выборы в демократическом обществе»
3.Конспект: «Участники политического процесса»
4.Выполнить реферат по теме: «Государственный суверенитет»
5.Выполнить реферат по теме: «Правовое государство, понятие
и признаки»
Формулировать на основе Устный контроль в форме дискуссии, индивидуальный опрос,
приобретённых
письменная контрольная работа.
обществоведческих
Практические занятия:
знаний собственные
Пр. №46 Формирование знаний об основах конституционного
суждения и аргументы по строя Российской Федерации, системе государственных
определенным проблемам. органов Российской Федерации, законодательной власти,
исполнительной власти, институте президентства, местном
самоуправлении.
Пр. №47 Характеристика правоохранительных органов
Российской Федерации, судебной системы Российской
Федерации, адвокатура, нотариата.
Пр. №48 Понятие гражданства. Порядок приобретения и
прекращения гражданства в РФ.
Пр. №49 Характеристика основных конституционных прав и
обязанностей граждан в России.
Применять социальноэкономические и
гуманитарные знания в
процессе решения
познавательных задач по
актуальным социальным
проблемам.

Устный контроль в форме реферата, проектной
деятельностииндивидуальный и фронтальный опрос в форме
зачета.
Самостоятельные работы:
1.Сообщение по теме: «Физические лица»
2.Сообщение по теме: «Юридические лица»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».