Рабочая программа ЭК.02 Основы общественных наук для технологического профиля СИСА

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9

3. УСЛОВИЯ
ПРЕДМЕТА

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОГО

26

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

31

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЭК.02 ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
название учебного предмета

1.1. Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования
Место учебного предмета в структуре ППССЗ: дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин и относится к элективным
учебным предметам (ЭК.02).
1.2. Цели и планируемые результаты освоения предмета

1.2.1. Цели и планируемые личностные результаты:
Код
группы ЛР
ЛР.1

ЛР.2

ЛР.3

Группы
личностных
результатов
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
себе, к своему
здоровью,
к
познанию себя
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
России
как
к
Родине (Отечеству)
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к

Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
ЛР.1.4. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
ЛР.1.5. принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью.
ЛР.2.1 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа
и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
ЛР.2.2 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн).
ЛР.3.2 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
2

ЛР.4

ЛР.5

ЛР.6

ЛР.7

закону, государству общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
и к гражданскому Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
обществу
ЛР.3.8 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные
ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
результаты в сфере отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
отношений
ЛР.4.5. развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
обучающихся
с в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
окружающими
деятельности.
людьми
Личностные
ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
результаты в сфере жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
отношений
профессиональной и общественной деятельности;
обучающихся
к Л.Р.5.3 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
окружающему
мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
миру,
живой среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природе,
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение
художественной
опыта эколого-направленной деятельности.
культуре
Личностные
ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
результаты в сфере семейной жизни;
отношений
обучающихся
к
семье и родителям,
в
том
числе
подготовка
к
семейной жизни
Личностные
ЛР.7.2 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
результаты в сфере планов;
отношения
Л.Р.7.5 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
обучающихся
к
труду, в сфере
3

социальноэкономических
отношений
1.2.2. Цели и планируемые метапредметные результаты
Код группы
МПР
МПР.1

Групповые
метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные
учебные действия

МПР.2

Познавательные
универсальные
учебные действия

МПР.3

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты
Выпускник научится:
МПР 1.3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
МПР.1.5 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты.
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
МПР.2.5 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
МПР.3.2 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МПР.3.4 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств.

1.2.3. Цели и планируемые предметные результаты
Код ПР
Выпускник на базовом уровне научится
ПР.1

ПР.1.1 выделять черты социальной сущности человека;
ПР.1.2 определять роль духовных ценностей в обществе;
ПР.1.3 соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
ПР.1.4. выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
ПР.1.5. характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии
его основных сфер и институтов;
4

Код ПР
ПР.2

ПР.1.6. выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и
противоречивость социального развития;
ПР.1.7. приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения,
выводы;
ПР.1.8. выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли
юношества;
ПР.1.9. высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в
условиях современного рынка труда;
ПР.1.10. определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения
социальных норм;
ПР.1.11. характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
ПР.1.12. характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
ПР.1.13. формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность
свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
ПР.1.14. конкретизировать примерами виды социальных норм;
ПР.1.15. осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам
социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи
ПР.1.16. различать политическую власть и другие виды власти;
ПР.1.17. раскрывать роль и функции политической системы;
ПР.1.18. характеризовать государство как центральный институт политической системы;
ПР.1.19. характеризовать демократическую избирательную систему;
ПР.1.20. различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
ПР.1.21. оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе
ПР.1.22. различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать
обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
ПР.2.1. оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
ПР.2.2. выявлять особенности социального познания;
ПР.2.3. объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его
мировоззрения;
ПР.2.4. выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее;
5

ПР.2.5 систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных
элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица)
ПР.2.6. устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным
развитием в целом;
ПР.2.7. высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в
современных условиях;
ПР.2.8. анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
ПР.2.9 толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным
конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
ПР.2.10. находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
ПР.2.11. выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи
населения в Российской Федерации, давать им оценку;
ПР.2.12. выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы
преодоления отклоняющегося поведения;
ПР.2.13. находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в
Российской Федерации, выделять проблемы;
ПР.2.14. выделять основные этапы избирательной кампании;
ПР.2.15. в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
ПР.2.16. отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
ПР.2.17. самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
ПР.2.18. характеризовать особенности политического процесса в России;
ПР.2.19. анализировать основные тенденции современного политического процесса;
ПР.2.20. выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
ПР.2.21. выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
1.2.4. Общие компетенции (из ФГОС СПО)
ОК-03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 09

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем учебного предмета
в том числе:
теоретическое обучение (урок, лекция)
лабораторные занятия
практические занятия
семинары
индивидуальный проект
консультации
Самостоятельная работа (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над индивидуальным проектом
Промежуточная аттестация в форме
зачета

Объем часов
66
66
--

--

2

7

2.2. Календарно-тематический план и содержание ЭК.02 Основы общественных наук для технологического профиля
Наименование

Наименование
разделов и тем

1
Введение
Введение

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

2
Содержание учебного материала
Общественные науки как учебный курс. Знание
особенностей социальных наук, специфики объекта их
изучения. Актуальность изучения общественных наук при
освоении профессий СПО и специальностей СПО. Науки,
изучающие человека и общество.
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольные работы
Контрольная работа (№1. Входная диагностика)
Самостоятельная
предусмотрена

Раздел 1.
Тема. 1.1
Человек как
биологический и
социальный вид

Объем
часов

работа

обучающихся

3
2
1

1

Уровень
усвоения

4

№1.

Содержание учебного материала
Философские представления о социальных качествах человека.
Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции. Человек, индивид, личность. Общественное и

Коды результатов,
формированию
которых
способствует
элемент программы
5

1

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.5.2. ЛР.7.2. ЛР.7.3.
ЛР.7.4. МПР.1.2.
МПР.3.4. ПР.1.5.
ПР.1.10. ПР.2.1.
ПР.2.19. ОК 9.

№1

3

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.5.2. ЛР.7.2. ЛР.7.3.
ЛР.7.4. МПР.1.2.
МПР.3.4. ПР.1.5.
ПР.1.10. ПР.2.1.
ПР.2.19. ОК 9.

№2

1

ЛР.1.3. ЛР.2.2. ЛР.3.2.
МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4. ПР.1.1.

не

Человек. Человек в системе общественных отношений

индивидуальное сознание.

№ занятия
Календ
сроки

16
2
2

8

ПР.1.2. ПР.1.5. ОК 4.
ОК 5. ПР.1.8. ПР.1.9.
ОК.9
Лабораторные занятия не предусмотрены

Тема. 1.2
Деятельность
человека

Практические занятия не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная
работа
обучающихся
не
предусмотрена
Содержание учебного материала
Деятельность человека: формы, содержание, структура.
Основные отличия деятельности человека. Мышление,
формы и методы мышления. Мышление и деятельность.
Мотивация деятельности, потребности и интересы.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия №1
Практическое занятие (№1. Тема: Структура деятельности
человека)

Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная
работа
обучающихся
предусмотрена
Содержание учебного материала

4
2

№3

2

№4

ЛР.1.3. ЛР.2.2. ЛР.3.2.
МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4. ПР.1.1.
ПР.1.2. ПР.1.5. ОК 4.
ОК 5. ПР.1.8. ПР.1.9.
ОК.9

1

2

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.2. МПР.1.2.
МПР.2.2. МПР.3.4.
ПР.1.1. ПР.1.2.
ПР.1.5. ОК 4. ОК 5.
ПР.1.8. ПР.1.9. ОК.9

не
2
9

Тема. 1.3
Познание

Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее
критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды
человеческих знаний. Естественные и социальногуманитарные науки. Особенности научного познания.
Уровни научного познания. Способы и методы научного
познания. Особенности социального познания.

2

№5

1

ЛР.1.3. ЛР.2.2. ЛР.3.2.
МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4. ПР.1.1.
ПР.1.2. ПР.1.5. ОК 4.
ОК 5. ПР.1.8. ПР.1.9.
ОК.9

2
2

№6

1

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.2. ЛР.4.2.
ЛР.4.4. ЛР.5.2. ЛР.5.4.
МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4.ПР.1.4.
ПР.1.5. ОК.3. ОК.6

4
2

№7

1

ЛР.1.1, ЛР.1.2,
ЛР.1.3. ЛР.2.1. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.5.2. ЛР.7.2.
ЛР.7.4.МПР.1.1.

Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная
работа
обучающихся
не
предусмотрена
Тема. 1.4
Содержание учебного материала
Наука и
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.
образование
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль
образования в жизни современного человека и общества.
Правовое регулирование образования. Система
образования в Российской Федерации. Государственные
гарантии в получении образования. Профессиональное
образование
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная
работа
обучающихся
не
предусмотрена
Раздел 2. Экономика
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Экономика.
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство.
Экономическая Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и
наука

10

альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов.
Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы
экономических систем: традиционная, централизованная
(командная) и рыночная экономика.
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия №7
Практическое занятие №7. Тема: Типы экономических
систем
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная
работа
обучающихся
не
предусмотрена
Тема 2.2.
Роль
государства в
экономике

Содержание учебного материала
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса.
Предложение. Факторы предложения. Рыночное
равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная
и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике.
Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.
Основные организационные формы бизнеса в России.
Основные источники финансирования бизнеса. Акции и
облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и
маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль
Центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Инфляция. Виды, причины и последствия
инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной
политики государства.
Частные и общественные блага. Функции государства в
экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический
рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов.
Государственные расходы. Государственный бюджет.

МПР.1.2. МПР.1.5.
МПР.2.5. МПР.3.4.
ОК.6. ОК.9

2

№8

2

4
2

№9

1

ЛР.1.1, ЛР.1.2,
ЛР.1.3. ЛР.2.1. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.5.2. ЛР.7.2.
ЛР.7.4.МПР.1.1.
МПР.1.2. МПР.1.5.
МПР.2.5. МПР.3.4.
ОК.6. ОК.9
ЛР.1.1, ЛР.1.2,
ЛР.1.3. ЛР.2.1. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.5.2. ЛР.7.2.
ЛР.7.4.МПР.1.1.
МПР.1.2. МПР.1.5.
МПР.2.5. МПР.3.4.
ОК.6. ОК.9

11

Государственный долг. Основы налоговой политики
государства.
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия №8
Практическое занятие №8. Тема: Рыночное равновесие

Тема 2.3.
Основные
проблемы
экономики
России. Рынок
труда.

Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная
работа
обучающихся
не
предусмотрена
Содержание учебного материала
Понятие безработицы, ее причины и экономические
последствия. Рациональный потребитель. Защита прав
потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный
и номинальный доход. Сбережения. Становление
современной рыночной экономики России. Особенности
современной экономики России, ее экономические
институты. Основные проблемы экономики России и ее
регионов. Экономическая политика Российской
Федерации. Россия в мировой экономике.
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия №9
Практическое занятие №9. Тема: Особенности
современной экономики России
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная
работа
обучающихся
не
предусмотрена

2

№10

4
2

№11

2

№12

3

ЛР.1.1, ЛР.1.2,
ЛР.1.3. ЛР.2.1. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.5.2. ЛР.7.2.
ЛР.7.4.МПР.1.1.
МПР.1.2. МПР.1.5.
МПР.2.5. МПР.3.4.
ОК.6. ОК.9

ЛР.1.1, ЛР.1.2,
ЛР.1.3. ЛР.2.1. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.5.2. ЛР.7.2.
ЛР.7.4.МПР.1.1.
МПР.1.2. МПР.1.5.
МПР.2.5. МПР.3.4.
ОК.6. ОК.9

3

ЛР.1.1, ЛР.1.2,
ЛР.1.3. ЛР.2.1. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.5.2. ЛР.7.2.
ЛР.7.4.МПР.1.1.
МПР.1.2. МПР.1.5.
МПР.2.5. МПР.3.4.
ОК.6. ОК.9
12

Тема 2.4.
Элементы
международной
экономики

Раздел 3.
Тема 3.1.
Этнические
общности

Содержание учебного материала
Основные проблемы экономики России и ее регионов.
Экономическая политика Российской Федерации. Россия в
мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная
политика в области международной торговли. Глобальные
экономические проблемы.
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная
работа
обучающихся
не
предусмотрена
Социальные отношения
Содержание учебного материала
Этнос, как большая социальная группа, выделяющаяся по
национальному признаку и объединенная общим
историческим путем, традициями и культурными
особенностями, этнические отношения, этнология,
этнография, антропология. Основные признаки, стадии,
предпосылки. Стадии развития этнической группы: род,
народ,
нация.
Межнациональные
отношения,
межнациональные конфликты и виды
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия №11
Практическое занятие №11. Тема: Межнациональный
конфликт)
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная
работа
обучающихся
предусмотрена
Содержание учебного материала

4
4

№13

1

№14

1

14
4
2

2

№ 15

2

ЛР.1.3. ЛР.2.3.
ЛР.3.8. ЛР.7.4.
МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4. ПР.1.5.
ПР.1.8. ПР.1.9. ОК.9.

ЛР.1.3. ЛР.2.3.
ЛР.3.8. ЛР.7.4.
МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4. ПР.1.5.
ПР.1.8. ПР.1.9. ОК.9.

не
2
13

Тема 3.2
Семья и брак

Тема 3.3
Социальный
конфликт

Раздел 4.
Тема 4.1
Понятие власти.
Государство и
его функции

Семья как малая социальная группа. Семья и брак.
Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации. Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия
заключения и расторжения брака. Права и обязанности
супругов. Брачный договор. Правовые отношения
родителей и детей. Опека и попечительство. Семья в
современной России
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная
работа
обучающихся
не
предусмотрена
Содержание учебного материала
Социальные
отношения,
социальный
конфликт,
неравенство, стремление к получению социальных благ.
Социальный конфликт, стадия развития противоречий в
отношениях общества, столкновения противоположно
направленных интересов, целей, позиций субъектов
взаимодействия. Причины, виды, типы конфликтов.
Общественно-социальная наука – конфликтология
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная
работа
обучающихся
не
предусмотрена
Политика

16

Содержание учебного материала

4

Характеристика основных институтов политической
подсистемы - власть и государство. Определение термина
«политика», как объекта изучения общественной науки -

2

2

2
2

№16

№17

№18

ЛР.1.3. ЛР. 2.4.
ЛР.3.1. ЛР.3.2. ЛР.3.7.
ЛР.3.8. ЛР.4.1. ЛР.4.2.
ЛР.4.4.ЛР.5.2.ЛР.6.1.
ЛР.6.2.ЛР.7.3.МПР.1.
2. МПР.2.2.МПР.3.4.
ПР.1.5.ПР.1.8.ОК.3.
ОК.9.

1

ЛР.1.3. ЛР. 2.4.
ЛР.3.1. ЛР.3.2. ЛР.3.7.
ЛР.3.8. ЛР.4.1. ЛР.4.2.
ЛР.4.4. ЛР.5.2. ЛР.6.1.
ЛР.6.2. ЛР.7.3.
МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4.
ПР.1.5.ПР.1.8.ОК.3.
ОК.9.

1

1

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2. ЛР.3.8.
14

Тема 4.2
Политическая
система.
Политический
режим

политологии. Изучение политических процессов и
отношений в обществе, связанных с деятельностью
государства и иных субъектов политической деятельности.
Субъекты политики. Политика, борьба больших групп
людей за государственную власть и возможность влиять на
нее
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия №12
Практическое занятие №12. Тема: Функции государства

2

Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная
работа
обучающихся
предусмотрена
Содержание учебного материала

4

№19

2

№20

1

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2. ЛР.3.8.
МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4 . ПР.1.5.ОК.9

не

Политическая система, ее внутренняя структура.
Политические институты. Государство как политический
институт. Признаки государства. Государственный
суверенитет. Формы государства: формы правления,
территориально-государственное устройство,
политический режим. Типология политических режимов
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия №13
Практическое занятие №13. Тема: Понятие и виды форм
государственного устройства
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная
работа
обучающихся
предусмотрена
Содержание учебного материала

МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4 . ПР.1.5.ОК.9

2

2

№21

2

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2. ЛР.3.8.
МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4 . ПР.1.5.ОК.9

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2. ЛР.3.8.
МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4 . ПР.1.5.ОК.9

не
4

15

Тема 4.3
Политический
процесс.
Гражданское
общество

Тема 4.4
Органы
государственной
власти.
Федерация РФ

Политический процесс. Участники политической жизни.
Субъекты политики - лидеры, элиты, народные массы,
социальные группы, государство.
Гражданское общество, совокупность негосударственных
институтов и организаций. Функции гражданского
общества
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия №14.
Практическое занятие №14. Тема: Гражданское общество и
государство.

Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная
работа
обучающихся
предусмотрена
Содержание учебного материала

2

2

№22

1

№23

2

№24

1

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2. ЛР.3.8.
МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4 . ПР.1.5.ОК.9

ЛР.1.1. ЛР.1.3.
ЛР.2.1. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2. ЛР.3.8.
ЛР.5.2. МПР.1.2.
МПР.2.2. МПР.3.4.
ПР.1.5.ОК.9

не

Три уровня организации власти – федеральный,
региональный, местный. Основные виды, функции и их
роль в государстве.
Форма правления. Форма государственного устройства.
Политический режим. Соотношение полномочий
центральных и местных органов государственной власти.
Унитарные, федеративные государства и конфедерации.
Рассмотрим принципы устройства Российской Федерации,
а также юридические источники, регулирующие правовые
федеративные отношения
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия №15
Практическое занятие №15. Тема: Политический режим

4
2

2

№25

2

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2. ЛР.3.8.
МПР.1.2. МПР.2.2.
МПР.3.4 . ПР.1.5.ОК.9

ЛР.1.1. ЛР.1.3.
ЛР.2.1. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2. ЛР.3.8.
16

Раздел 5.
Тема 5.1.
Система
российского
права.
Конституция РФ.

Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная
работа
обучающихся
предусмотрена
Право
Содержание учебного материала

ЛР.5.2. МПР.1.2.
МПР.2.2. МПР.3.4.
ПР.1.5.ОК.9

не
14
6

Соотношение
правовых
норм
между
собой
регламентируется
понятием
юридическая
сила.
Первоочередность и соподчинение юридических норм.
Разделение норм в РФ по юридической силе. Закон высшей
юридической силы -Конституция РФ. Указы Президента
РФ. Постановления Правительства РФ. Приказы и
инструкции министерств и ведомств РФ. Нормативные акты
региональных и местных органов власти.
Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя РФ. Конституция – основной
закон государства высшей юридической силы.
Республиканская или конституционная монархию. Основы
государственного строя, цели развития страны, права и
свободы человека.
Конституция США 1787 год старейшая конституция в
мире.
Конституция РФ – единственный закон в РФ, принятый все
народом. Разделы Конституции РФ
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия №16. №17
Практическое занятие №16. Тема: Социальные нормы.
№17. Конституционное устройство в России: история
Контрольная работа не предусмотрена

2

№26

1

4

№27. №28

2

Содержание учебного материала

4

ЛР.1.3. ЛР.2.2 .
ЛР.3.1. ЛР.3.2.
ЛР.4.1. ЛР.7.1.
ЛР.7.2. МПР.1.2.
МПР.2.2. МПР.3.4.
ПР.1.5.ОК.9.

ЛР.1.3. ЛР.2.2 .
ЛР.3.1. ЛР.3.2.
ЛР.4.1. ЛР.7.1.
ЛР.7.2. МПР.1.2.
МПР.2.2. МПР.3.4.
ПР.1.5.ОК.9.

17

Тема 5.2
Понятие и виды
юридической
ответственности

Юридическая ответственность. Нормы права, обязанность,
противоправное
поведение
граждан.
Вина
правонарушителя, противоправность его поведения,
причиненный вред, причинная связь между его поведением
и
наступившим
противоправным
результатом.
Государственное принуждение, общественное осуждение,
отрицательных последствиях для правонарушителя,
лишение личного, организационного либо имущественного
характера, процессуальная форма. Вина. Вред. Виды
ответственности
и
меры
наказания.
Уголовная
ответственность. Особенности уголовного процесса
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия №18
Практическое занятие №18. Тема: Состав преступления

2

№29

1

№30

2

№31, №32

1

2

Контрольная работа не предусмотрена

Тема 5.3
Правоохранитель
ные органы РФ

Контрольная работа не предусмотрена
Содержание учебного материала
Правоохранительные органы. Судебная система. Виды
правоохранительных
органов
и
особенности
их
деятельности. Правоохранительные органы в РФ:
Структуры МВД, Прокуратура, ФСБ, Суды РФ, Адвокатура,
Нотариат. Функции правоохранительных органов РФ. Виды
судов РФ. Судья. Особый статус судей. Судебная система
РФ. Полномочия Верховного и Высшего арбитражного
суда. Мировой судья. Арбитражные суды. Особенность
судебной системы. Особый статус военного суда РФ
Лабораторные занятия не предусмотрены
Практические занятия №19

ЛР.1.3. ЛР.2.2 .
ЛР.3.1. ЛР.3.2.
ЛР.4.1. ЛР.7.1.
ЛР.7.2. МПР.1.2.
МПР.2.2. МПР.3.4.
ПР.1.5.ОК.9.

ЛР.1.3. ЛР.2.2 .
ЛР.3.1. ЛР.3.2.
ЛР.4.1. ЛР.7.1.
ЛР.7.2. МПР.1.2.
МПР.2.2. МПР.3.4.
ПР.1.5.ОК.9.

4
2

ЛР.1.3. ЛР.2.2 .
ЛР.3.1. ЛР.3.2.
ЛР.4.1. ЛР.7.1.
ЛР.7.2. МПР.1.2.
МПР.2.2. МПР.3.4.
ПР.1.5.ОК.9.

18

Практическое занятие №19. Тема: Структура и функции
правоохранительных органов
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная
работа
обучающихся
не
предусмотрена

2

№33

2

ЛР.1.3. ЛР.2.2.
ЛР.3.1. ЛР.3.2.
ЛР.4.1. ЛР.7.1.
ЛР.7.2. МПР.1.2.
МПР.2.2. МПР.3.4.
ПР.1.5.ОК.9..

Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа не предусмотрена
Всего:

66

19

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебного предмета имеется
учебный кабинет обществознания
Оборудование кабинета и рабочих мест:
- столы - 15
- стулья- 30
- рабочее место преподавателя (столы) - 2
- учебники, учебные пособия;
- словари;
- таблицы;
- сменный стенд «Информация»
- шкафы для книг - 2
- методические папки
Технические средства:
- компьютер - 1
- телевизор – 1
- учебная доска - 1
- диски
- тесты по всем разделам
- презентации к урокам
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники для студентов:
1.
2.
3.

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразов. учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2021. - 350 с.
Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразов. учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова и др. 20

М.: Просвещение, 2021. - 335 с.
. Обществознание: учебник для студентов среднего профессиональных учебных заведений. / Важенин А.Г. - М.: Просвещение, 2017 –
432 с.

4.

Дополнительные источники:
Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2020.
Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2020.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2021.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2021.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей:
учебник. — М., 2020.
6. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей.
Практикум. — М., 2020.
7. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей.
Контрольные задания. — М., 2020.
8. Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2020.
9. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2020.
10. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум. —
М., 2020
11. Котова О. А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.
12. Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
13. Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
14. Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
1.
2.
3.
4.
5.

Дополнительные источники:
Журналы «Наука и жизнь», «Квант», «Чудеса и приключения», «Очевидное - невероятное».
Для преподавателей
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными
конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, с изменениями, одобренными
в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013
21

2. № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ,
3. от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014
4. № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об
образовании в Российской Федерации».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
6. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования».
7. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. —
2002. — № 2. — Ст. 133.
9. Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
10. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
11. № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
12. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
13. № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
14. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
15. № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
16. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
17. № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
18. Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
19. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за- коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. —
2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
20. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
21. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
22. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
23. № 15. — Ст. 766.
22

24. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и
ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
25. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —
26. 2002.
27. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
28. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об
адвокатской деятельности и адвокатуре
29. в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
30. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
31. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14.
— Ст. 1650.
32. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —
33. 2002. — № 2. — Ст. 133.
34. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —
35. 1995. — 4 мая.
36. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —
37. 1999. — № 18. — Ст. 2222.
38. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в
Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —
39. 18 мая.
40. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012.
— 9 мая.
41. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
42. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования”».
43. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ
от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
23

федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
44. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
45. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014.
46. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Электронные образовательные ресурсы
1. www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
2. wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
3. www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
4. www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
5. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
6. www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).
7. www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
8. www. ru/book (Электронная библиотечная система).
9. www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
10. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm
11. http://humanitar.ru/
12. http://danur-w.narod.ru/
13. http://www1.ege.edu.ru/online-testing/obsh
14. http://ege.yandex.ru/social/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Система контроля по дисциплине разработана в соответствии со следующими локальными нормативными документами:
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, которые
конкретизированы в итоговых планируемых результатах освоения обучающимися примерной основной образовательной программы среднего
24

общего образования. Итоговые планируемые результаты детализированы в рабочей программе учебного предмета в виде промежуточных
планируемых результатов.
Уровневый подход реализуется по отношению как к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов.
Уровневый подход к оценке предметных результатов обеспечивается двумя группами их представления:
«Выпускник научится» – базовый уровень;
«Выпускник получит возможность научиться» – базовый уровень.
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается в отношении всех
обучающихся.
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается в отношении наиболее мотивированных и
способных обучающихся.
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.
Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил
поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная
деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностносмысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде анонимных
данных.
Внутренний мониторинг личностных результатов организуется администрацией техникума и осуществляется классным руководителем
преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебной и внеурочной деятельности обучающихся группы и на основе данных
психолого-педагогической диагностики, осуществляемой психологом техникума в начале и конце учебного года. Данные формируются и
представляются в форме портфолио учащегося и группы (папки классного руководителя), установленной образовательной организацией.
Особенности оценки метапредметных результатов
Метапредметные результаты подлежат оцениванию. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов «Выпускник научится», которые представлены в примерной программе формирования универсальных учебных
действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия»,
«Познавательные универсальные учебные действия»).
25

Оценка метапредметных результатов по дисциплине «Обществознание» общеобразовательного цикла осуществляется в ходе
проведения комплексной проверочной работы в начале и конце учебного года. Продолжительность её - 2 академических часа.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по дисциплине:
промежуточных планируемых результатов.
Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС). КОС включают в
себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия)
индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов освоения дисциплины.
Измерению и оценке подлежат предметные результаты обучения:
«Выпускник на базовом уровне научится».
Предметные результаты «Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную аттестацию.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические
работы, творческие работы, учебные исследования и учебные проекты, задания с закрытым ответом и со свободно конструируемым ответом
– полным и частичным, индивидуальные и групповые формы оценки, само- и взаимооценка и др.).
Промежуточная аттестация по дисциплине представляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее
освоения во 2 семестре. Промежуточная аттестация по дисциплине «Обществознание» предусмотрена в форме дифференцированного зачета.
В случае использования стандартизированных измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала задается
на уровне выполнения не менее 65% заданий базового уровня или получения 65% от максимального балла за выполнение заданий базового
уровня. В период введения ФГОС СОО допускается установление критерия освоения учебного материала на уровне 50% от максимального
балла за выполнение заданий базового уровня.
Предметные результаты обучения
Выпускник на базовом уровне научится
ПР.1.1 выделять черты социальной сущности
человека

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Определяет основные черты социальной сущности Текущий контроль:
человека,
объяснить
в
чем
проявляется Устный опрос
социализация человека.
Экспресс-опрос
26

ПР.1.2 определять роль духовных ценностей
в обществе;
ПР.1.3 соотносить поступки и отношения с
принятыми нормами морали;
ПР 1.4 выявлять сущностные характеристики
религии и ее роль в культурной жизни;
ПР.1.5 характеризовать общество как
целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов
ПР.1.6
выявлять,
анализировать,
систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую
многообразие
и
противоречивость социального развития;
ПР.1.7 приводить примеры прогрессивных и
регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
ПР.1.8 выделять особенности молодежи как
социально-демографической
группы,
раскрывать на примерах социальные роли
юношества;

90-100% правильных ответов/решений оценка 5
(отлично);
70-89% правильных ответов/решений оценка 4
(хорошо);
50-69% правильных ответов/решений оценка 3
(удовлетворительно);
Менее 50% правильных ответов/решений оценка 2
(неудовлетворительно).
Дает понятие основных духовных ценностей микро
и
макросоциума,
основных
нравственных
ценностей человечества на разных этапах развития
Имеет четкое представление об общепринятых
нормах морали и их отличии от других социальных
норм в обществе и может
Понимание функции религии, исторической роли в
государстве, четкое ориентирование в учениях
мировых религий
Демонстрирует знание об обществе, характеризует
признаки и
структуру
общества и
их
взаимодействия

Письменные опросы
Тестирование
Контрольная работа
Реферат
Эссе
Домашнее задание
Самостоятельная работа
Защита электронных презентаций
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Промежуточная аттестация:
Дифференцированный зачет

Умение анализировать все процессы социального
развития,
выставлять
правильную
оценку
происходящим событиям с личной позиции
Показывает умение при аргументации своих
суждений опираться на конкретные примеры из
событий общественной жизни общества
Понимание роли молодежи в общественной жизни
государства и общества в целом, позиционируя
свою личную позицию

27

ПР.1.9 высказывать обоснованное суждение о
факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях
современного рынка труда;
ПР.1.10 определять и оценивать возможную
модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;
ПР.1.11
характеризовать
семью
как
социальный институт, раскрывать роль семьи
в современном обществе;
ПР.1.12 характеризовать основные принципы
национальной
политики
России
на
современном этапе;
ПР.1.13 формулировать выводы о роли
религиозных
организаций
в
жизни
современного общества, объяснять сущность
свободы совести, сущность и значение
веротерпимости;
ПР.1.14 конкретизировать примерами виды
социальных норм;
ПР.1.15 осуществлять комплексный поиск,
систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы,
сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и
проблемные задачи
ПР.1.16 различать политическую власть и
другие виды власти;
ПР.1.17 раскрывать роль и функции
политической системы;

Имеет понимание условий современного рынка
труда и пути самореализации для молодых людей,
обосновывая свой выбор
Имеет реальную модель собственного поведения в
конкретной ситуации с точки зрения социальных
норм;
Раскрывает роль семьи в современном обществе,
историческую роль семьи
Демонстрирует понимание основных принципов
национальной политики России на современном
этапе; их историческое развитие
Делать выводы о роли религиозных организаций в
жизни
современного
общества,
объяснять
сущность свободы совести, сущность и значение
веротерпимости;
Умение конкретно описать социальные нормы с
приведением примеров из жизни общества,
человека
Показывает умение делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задачи,
провести самостоятельно анализ по изучаемой
проблеме
Понимание всех видов властей, четкое их
разграничение, определение политической власти
Понимание роли и функции политической системы
в жизни государства;
28

ПР.1.18 характеризовать государство как
центральный
институт
политической
системы;

Умение дать характеристику и определение
государству,
признаки
государства,
роли
государства
как
центрального
института
политической системы;
Показывает умение ориентироваться и знание
демократической избирательной систему;
Дать четкое понимание различий мажоритарной,
пропорциональной, смешанной избирательных
систем;
Понимание
роли
СМИ
в
современной
политической жизни;
Умеет
сформулировать
значение
многопартийности и идеологического плюрализма
в современном обществе
Дает понятие роли граждан в политике
государства, различает и приводит примеры
непосредственного
и
опосредованного
политического участия

ПР.1.19 характеризовать демократическую
избирательную систему;
ПР.1.20
различать
мажоритарную,
пропорциональную,
смешанную
избирательные системы;
ПР.1.21 оценивать роль СМИ в современной
политической жизни;
ПР.1.22 формулировать суждение о значении
многопартийности
и
идеологического
плюрализма в современном обществе
ПР.1.23 различать и приводить примеры
непосредственного
и
опосредованного
политического
участия,
высказывать
обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
Имеет возможность оценивать разнообразные
ПР.2.1 оценивать разнообразные явления и
явления и процессы общественного развития;
процессы общественного развития;
ПР.2.2 выявлять особенности социального Имеет знания выявлять особенности социального
познания;
познания;
ПР.2.3 объяснять специфику взаимовлияния Объяснять специфику взаимовлияния двух миров
двух миров социального и природного в социального и природного в понимании природы
понимании природы человека и его человека и его мировоззрения;
мировоззрения;
ПР.2.4 выражать собственную позицию по Выражать собственную позицию по вопросу
вопросу
познаваемости
мира
и познаваемости мира и аргументировать ее;
аргументировать ее;

Текущий контроль:
Письменные опросы
Тестирование
Контрольная работа
Реферат
Эссе
Самостоятельная работа
Защита электронных презентаций
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ

29

ПР.2.5
систематизировать
социальную
информацию,
устанавливать
связи
в
целостной
картине
общества
(его
структурных элементов, процессов, понятий)
и представлять ее в разных формах (текст,
схема, таблица)
ПР.2.6
устанавливать
причинноследственные связи между состоянием
различных сфер жизни общества и
общественным развитием в целом;
ПР.2.7 высказывать обоснованное суждение о
факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных
условиях;
ПР.2.8 анализировать ситуации, связанные с
различными
способами
разрешения
социальных конфликтов;
ПР.2.9 толерантно вести себя по отношению
к людям, относящимся к различным
этническим общностям и религиозным
конфессиям; оценивать роль толерантности в
современном мире;
ПР.2.10
находить
и
анализировать
социальную информацию о тенденциях
развития семьи в современном обществе;
ПР.2.11 выявлять существенные параметры
демографической ситуации в России на
основе анализа данных переписи населения в
Российской Федерации, давать им оценку;
ПР.2.12 выявлять причины и последствия
отклоняющегося поведения, объяснять с
опорой на имеющиеся знания способы
преодоления отклоняющегося поведения;

Систематизировать социальную информацию,
устанавливать связи в целостной картине общества
(его структурных элементов, процессов, понятий) и
представлять ее в разных формах (текст, схема,
таблица)
Устанавливать
причинно-следственные связи
между состоянием различных сфер жизни общества
и общественным развитием в целом;
Высказывать обоснованное суждение о факторах,
обеспечивающих успешность самореализации
молодежи в современных условиях;
Анализировать ситуации, связанные с различными
способами разрешения социальных конфликтов;
Толерантно вести себя по отношению к людям,
относящимся к различным этническим общностям
и религиозным конфессиям; оценивать роль
толерантности в современном мире;
Находить
и
анализировать
социальную
информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
Выявлять
существенные
параметры
демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской
Федерации, давать им оценку;
Выявлять причины и последствия отклоняющегося
поведения, объяснять с опорой на имеющиеся
знания способы преодоления отклоняющегося
поведения;
30

ПР.2.13
находить,
анализировать
информацию о формировании правового
государства и гражданского общества в
Российской Федерации, выделять проблемы;
ПР.2.14
выделять
основные
этапы
избирательной кампании;
ПР.2.15 в перспективе осознанно участвовать
в избирательных кампаниях;
ПР.2.16 отбирать и систематизировать
информацию СМИ о функциях и значении
местного самоуправления;
ПР.2.17
самостоятельно
давать
аргументированную оценку личных качеств и
деятельности политических лидеров;
ПР.2.18
характеризовать
особенности
политического процесса в России;
ПР.2.19 анализировать основные тенденции
современного политического процесса;
ПР.2.20 выражать собственное отношение к
различным способам разрешения социальных
конфликтов;
ПР.2.21. выделять причины социального
неравенства в истории и современном
обществе.

Находить,
анализировать
информацию
о
формировании
правового
государства
и
гражданского общества в Российской Федерации,
выделять проблемы;
Выделять
основные
этапы
избирательной
кампании;
В
перспективе
осознанно
участвовать
в
избирательных кампаниях;
Отбирать и систематизировать информацию СМИ о
функциях и значении местного самоуправления;
Самостоятельно давать аргументированную оценку
личных качеств и деятельности политических
лидеров;
Характеризовать
особенности
политического
процесса в России;
Анализировать основные тенденции современного
политического процесса;
Выражать собственное отношение к различным
способам разрешения социальных конфликтов;
Выделять причины социального неравенства в
истории и современном обществе.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».