2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
3
1.
1.1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12 «Основы предпринимательской деятельности» является
частью программы подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07. Банковское дело, входящей в
укрупненную группу специальности 380000 Экономика и управления.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании
и профессиональной подготовке по направлению 380000 Экономика, по специальностям 38.02.01. Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.02. Страховое дело (по отраслям), по направлению 38.02. 03.Менеджмент, (по
отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.06. Финансы при наличии основного общего образования
и
среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3.Использование часов вариативной части (ППКРС)____3 часа
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1. Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;
У2. Находить и использовать необходимую экономическую информацию.
У3. определять этапы решения задачи;
У4. выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
У5. составить план действия; определить необходимые ресурсы;
4
У6. владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1. актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
З2. основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном
контексте;
З11. Возможные траектории профессионального развития и самообразования
психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
Дисциплина способствует формированию:
ПК:
1.1. уметь мыслить логически последовательно и доходчиво, в соответствии с уровнем подготовки, состоянием
аудитории, доносить необходимую информацию;
1.2. развивать способность эффективно выстраивать деловое общение, полезные внешние и необходимые внутренние
связи предприятия;
1.3. Способность видеть бизнес-возможности и формулировать бизнес-идею
1.4. Генерировать идеи, разрабатывать бизнес-проекты и актуализировать концепцию бизнеса
1.5. Уметь находить и привлекать ресурсы к реализации бизнес-проектов
1.6. Уметь оценивать социальные, экономические и технологические условия осуществления предпринимательской
деятельности и прогнозировать сценарии развития бизнеса
ОК 1. обладать лидерскими качествами;
ОК 2. иметь высокую личную мотивацию к ведению выбранного направления профессиональной деятельности;
ОК 3. уметь нести личную ответственность за принятые решения;
ОК 4. эффективно работать с внешней информацией, стремиться к обучению и саморазвитию;
ОК 5. структурировать и анализировать получаемую информацию, видеть движущие силы и закономерности
происходящих вокруг процессов;
ОК 6. управлять собственным ресурсным состоянием;
ОК 7. обладать способностью к вариативному мышлению;
ОК 8. чувствовать и оценивать риски.
5
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося____43 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __39____ часов;
самостоятельной работы обучающегося __4____ час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
Расчетно-графические работы , сообщения, доклады, рефераты, презентации
Итоговая аттестация в форме зачета.
Объем часов
43
39
18
4
4
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование
модулей и тем
1
Входной контроль
Тема 1
Содержание и
типология
предпринимательской
деятельности
Тема 2.
История российского
предпринимательства
Тема 3.
Концепция и родовые
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены)
2
№ заня
тия
(1час)
3
Объем
часов
Уровень
освоения
Осваиваемые ПК,
ОК.
4
5
2
2
ОК 2, ОК 4, ПК 1.1,
ПК 1.2.
2
ОК 4, ОК 6-7
2
ПК 1.3 – 1.4
Тестирование. Проверка базовых знаний по дисциплине
Содержание учебного материала
Понятие и содержание предпринимательства. Деловые интересы в
1-2
предпринимательстве. Субъекты бизнеса. Предприятие в системе
бизнеса. Конкуренция в бизнесе.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №1
3-4
Составление схемы «Принципы предпринимательской деятельности».
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрено
Содержание учебного материала
Предпринимательство на Руси до XV века. Российское 5-6
предпринимательство периода XV – XIX веков.
Бизнес в России
дореволюционного периода.
Бизнес в период руководства
коммунистической партии.
Предпринимательство постсоветского
периода.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия№2
7-8
Составление таблиц «Характеристика основных этапов развития
предпринимательства в России» .«Характерные особенности видов
предпринимательства»
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся №1:
Сообщение на тему « Становление предпринимательства в России».
Содержание учебного материала
Концепции бизнеса: позитивная концепция бизнеса, критическая
9-10
2
2
2
1
2
7
признаки бизнеса
Тема 4
Виды
предпринимательской
деятельности
концепция бизнеса, прагматическая концепция бизнеса. Родовые
признаки бизнеса.
Лабораторные работы не предусмотрены.
Практические занятия №3
11-12
Формирование основных концепций бизнеса
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрено
Содержание учебного материала
Виды
предпринимательской
деятельности:
производственная, 13-14
коммерческая, финансовая.
Характеристика производственной
деятельности. Характеристика и сущность коммерческой деятельности.
Сущность и задачи финансовой деятельности.
Лабораторные работы не предусмотрены.
Практические занятия не предусмотрено
Контрольная работа не предусмотрена
2
2
2
ОК 7, ПК 1.4.
Самостоятельная работа не предусмотрено
Тема 5
Правовое обеспечение
предпринимательской
деятельности
Тема 1.6.
Финансовое
обеспечение
предпринимательской
деятельности
Содержание учебного материала
Организационно-правовые
формы
бизнеса.
Процедура 15-16
государственной
регистрации
предпринимательской
деятельности. Предпринимательский договор, понятие, виды,
этапы составления.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
Составление сравнительной таблицы «Организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности в России».
Контрольная работа не предусмотрена.
Самостоятельная работа обучающихся №2:
Разработка собственных бизнес – проектов.
Содержание учебного материала
Финансовая деятельность в организации. Инвестиционная деятельность 17-18
в организации.
Формирование имущества и источники
финансирования
предпринимательской деятельности. Основные
показатели эффективности предпринимательской деятельности.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические работы не предусмотрены
2
1
ПК 1.1., ПК 1.4., ОК 7
1
2
2
ОК 6, ПК 1.6.
8
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа не предусмотрено
Тема 1.7.
Взаимоотношения
предпринимателей с
финансовой системой
и
кредитными
организациями
Содержание учебного материала
Финансовая система и финансовый рынок. Структура кредитной
системы, сущность, виды и формы кредита. Взаимоотношения
предпринимателей с финансовой системой.
Лабораторные работы не предусмотрены.
Практические занятия №4,№5,№76
Составление таблицы « Основные формы предпринимательской
деятельности». Описать этапы регистрации, лицензирования и
прекращения предпринимательской деятельности на конкретном
примере.
Решение задач по вычислению основных экономических
показателей деятельности предприятия. (прибыль, рентабельность,
ликвидность и т. д.)
Разработка бизнес – плана малого предприятия.
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся №3, №4
Решение задач на расчет оптимального объема производства и
построение графиков .
Составление опорного конспекта по темам: «Факторы, влияющие на
величину прибыли и пути ее увеличения».
Тема
8.
Риски Содержание учебного материала
предпринимательской 1. Понятие и сущность рисков в предпринимательстве. Классификация
деятельности
рисков.
2. Система управления рисками: процесс управления рисками на
предприятии,
методы
управления
рисками,
управление
информационными рисками, методы финансирования рисков.
В том числе: практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7 Анализ и определение рисков в
предпринимательской деятельности.
Тема
9.
Система Содержание учебного материала
налогообложения
1. Понятие и виды налогов. Функции налогов. Система
предпринимательской налогообложения предпринимательской деятельности.
деятельности
2. Взаимоотношения предпринимателей с налоговой системой.
19-20
2
21-22
2
23-24
2
25-26
2
2
ОК 1- ОК 6.
1
1
ОК 2, ОК 6
27-28
2
29-30
2
ОК 2, ОК 7
31-32
2
9
В том числе: практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8 Решение задач по расчету налогов.
Тема
10
Бизнес- Содержание учебного материала
планирование
1. Методические основы разработки бизнес – плана. Состав бизнеспредпринимательской плана.
деятельности
2. Структура бизнес-плана: титульный лист, оглавление, резюме
бизнес-плана, история бизнеса организации (описание отрасли), план
маркетинга, производственный план, организационный план,
финансовый план.
В том числе: практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9 Разработка бизнес-плана.
Промежуточная аттестация
Всего:
33-34
2
ПК 1.1-ПК 1.6, ОК 6
35-36
2
37-38
2
39
39
1
43
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение.
Учебный кабинет
«Экономика организации», библиотека, читальный зал
с выходом в сеть Интернет
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места - 28;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- принтер;
- телевизор;
- компьютерные презентации;
3.2. Информационное обеспечение обучения
10
Нормативная документация:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 1993. –
25 декабря
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» от 24.06.99//Собрание
законодательстваб-1999.-№26. – Ст.3177
Основные источники:
1. Чечевицына, Л.Н. Экономика предприятия: учебное пособие/Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына. – Изд. 10-е,
дополн. И перер. – Ростов/Д: Феникс, 2010. – 378, [1] с. – (Среднее профессиональное образование).
Дополнительная литература:
1.
Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие для ССУЗов/ В.Д. Грибов, В.П. Грузинов,
В.А. Кузьменко. Изд. 4-е. – М: КноРус, 2011. – 408 с.
2.
Электронный справочник «Экономика предприятия» Издатель ООО «Руссобит-Паблишинг», 2005
3.
Чечевицына, Л.Н. Практикум по экономике предприятия/ Л.Н. Чечевицына, О.Н. Терещенко. -Изд. 2-е –
Ростов/Д: Феникс, 2009. – 250, [1] с. – (Среднее профессиональное образование).
Электронные ресурсы
а) локального доступа
Энергосбережение России [Электронный ресурс]: справ.-информ.обслуживание по аспектам энергоснабжения, М.,2010.-Электрон. дан. и программа.- 1 электрон.опт.диск(CD-ROM).
Финансы
[Электронный
ресурс]:
мультимедийная
энциклопедия.-«Руссобит-Паблишинг»
2004г.1электрон.опт.диск(CD-ROM) www.russobit-m.ru
Экономика предприятия [Электронный ресурс]: электронный справочник.- «Руссобит-Паблишинг» 2005г.1электрон.опт.диск(CD-ROM) www.russobit-m.ru
11
Бизнес-основы(маркетинг) [Электронный ресурс]: электронный справочник. - «Руссобит-Паблишинг» 2005г.1электрон.опт.диск(CD-ROM) www.russobit-m.ru
Финансы предприятия [Электронный ресурс]: электронный справочник. - «Руссобит-Паблишинг» 2005г.1электрон.опт.диск(CD-ROM) www.russobit-m.ru
б) электронный ресурс удаленного доступа
1. http://www.akdi/ru - Агентство консультаций и деловой информации «Экономика»;
2. http://www.eeg/ru - макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства
финансов РФ;
3. http://www.vedi/ru/statbase/htm#1 - макроэкономическая статистика России на сайте аналитической лаборатории
«Веди»;
4. http://www.nns.rn/analytdoc/anal2.html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте
Национальной электронной библиотеки;
5. http://www.exin.ru/test/doc/html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного
института;
6. http://www.online/rn/sp/iet/trends/ - обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного
периода;
7. http://referats-tv.stars.ru/link/ - перечень информационных ресурсов Интернета (в том числе по экономике) в помощь
учащимся;
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
12
Результаты обучения
ПК и ОК формированию
которых способствует УД
1.1. уметь мыслить
логически последовательно
и доходчиво, в
соответствии с уровнем
подготовки, состоянием
аудитории, доносить
необходимую информацию;
1.2. развивать способность
эффективно выстраивать
деловое общение, полезные
внешние и необходимые
внутренние связи
предприятия;
1.3. Способность видеть
бизнес-возможности и
формулировать бизнесидею
1.4. Генерировать идеи,
разрабатывать бизнеспроекты и актуализировать
концепцию бизнеса
1.5. Уметь находить и
привлекать ресурсы к
реализации бизнеспроектов
1.6. Уметь оценивать
социальные,
экономические и
технологические условия
усвоенные знания
освоенные умения
ОПОР
Основные показатели
оценки результатов
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Текущий контроль
З1.
актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в
котором
приходится
работать и жить;
З2. основные источники
информации и ресурсы
для решения задач и
проблем
в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
З11.
Возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
психологические основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности личности;
У1Воспринимать
изменения в условиях
производства, рыночной
экономики и
предпринимательства;
У2Находить и
использовать
необходимую
экономическую
информации.
У1. Воспринимать
изменения в условиях
производства, рыночной
экономики и
предпринимательства;
У2. Находить и
использовать
необходимую
экономическую
информацию.
У3. определять этапы
решения задачи;
Входной контроль:
тестирование. Тест № 1.
ОПОР 1.
Формулирование понятия
«предпринимательство»,
ОПОР 2.Перечисление
основных видов
предпринимательства
ОПОР 3. Обоснование
принадлежность
организации к ОПФ в
соответствии с ее
характерными
особенностями.
Оперативный контроль
Устный опрос.
(Вопросы к устным опросам
по темам: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3,
1.1.4)
Наблюдение и оценка:
выполнения практических
работ: № 1-4
самостоятельной работы:
№1-5
13
осуществления
предпринимательской
деятельности и
прогнозировать сценарии
развития бизнеса
Опор 1. Формулировать
определения понятий
«производства», «
рыночная экономика»,
У1. Воспринимать
«предпринимательство»;
изменения в условиях
Опор 2 .Описание
З11.
Возможные производства, рыночной
характерных
траектории
экономики и
особенностей денежнопрофессионального
предпринимательства;
кредитной и налоговой
развития
и У2. Находить и
политики;
самообразования
использовать необходимую
Опор 3. Формулирование
психологические основы экономическую
основ законодательства
деятельности
информацию.
по охране авторских прав.
коллектива,
У3. определять этапы
психологические
решения задачи;
ОПОР 1.
особенности личности
Формулирование понятий
«основные средства»,
«оборотные средства»
ОПОР 2.Перечисление
основных отличительных
признаков основных и
оборотных средств.
ОПОР 3. Использование
статистических данных
для расчетов техникоэкономических
показателей деятельности
организации;
14
ОПОР 4. Оценивание
экономической
информации, полученную
расчетным путем.
У1. Воспринимать
З11.
Возможные изменения в условиях
производства, рыночной
траектории
экономики и
профессионального
развития
и предпринимательства;
У2. Находить и
самообразования
психологические основы использовать
деятельности
необходимую
коллектива,
экономическую
психологические
информацию.
особенности личности
У3. определять этапы
решения задачи;
.
ОПОР 1.Определение
состава и структуры
трудовых и финансовых
ресурсов организации;
ОПОР 2. Перечисление
основных видов
первичных документов;
ОПОР 3. Соблюдение
методики расчетов
показателей, с
использованием
основных экономических
формул.
ОПОР 4. Анализирование
полученных результатов
и формулирование
выводов по решенной
задаче.
Входной контроль:
тестирование. Тест № 2.
Оперативный контроль
Устный опрос. (Вопросы к
устным опросам по темам №
1.2.1, 1.2.2.)
Наблюдение и оценка
выполнения практических
работ: № 5-8
самостоятельной работы:
№6-8
Выходной контроль по
модулю 1.1
Промежуточный контроль
Итоговый контроль по
дисциплине
15