Рабочая программа ОП.12 ОПД БД

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

1.
1.1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12 «Основы предпринимательской деятельности» является
частью программы подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07. Банковское дело, входящей в
укрупненную группу специальности 380000 Экономика и управления.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании
и профессиональной подготовке по направлению 380000 Экономика, по специальностям 38.02.01. Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.02. Страховое дело (по отраслям), по направлению 38.02. 03.Менеджмент, (по
отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.06. Финансы при наличии основного общего образования
и
среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3.Использование часов вариативной части (ППКРС)____3 часа
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1. Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;
У2. Находить и использовать необходимую экономическую информацию.
У3. определять этапы решения задачи;
У4. выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
У5. составить план действия; определить необходимые ресурсы;
4

У6. владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1. актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
З2. основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном
контексте;
З11. Возможные траектории профессионального развития и самообразования
психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
Дисциплина способствует формированию:
ПК:
1.1. уметь мыслить логически последовательно и доходчиво, в соответствии с уровнем подготовки, состоянием
аудитории, доносить необходимую информацию;
1.2. развивать способность эффективно выстраивать деловое общение, полезные внешние и необходимые внутренние
связи предприятия;
1.3. Способность видеть бизнес-возможности и формулировать бизнес-идею
1.4. Генерировать идеи, разрабатывать бизнес-проекты и актуализировать концепцию бизнеса
1.5. Уметь находить и привлекать ресурсы к реализации бизнес-проектов
1.6. Уметь оценивать социальные, экономические и технологические условия осуществления предпринимательской
деятельности и прогнозировать сценарии развития бизнеса
ОК 1. обладать лидерскими качествами;
ОК 2. иметь высокую личную мотивацию к ведению выбранного направления профессиональной деятельности;
ОК 3. уметь нести личную ответственность за принятые решения;
ОК 4. эффективно работать с внешней информацией, стремиться к обучению и саморазвитию;
ОК 5. структурировать и анализировать получаемую информацию, видеть движущие силы и закономерности
происходящих вокруг процессов;
ОК 6. управлять собственным ресурсным состоянием;
ОК 7. обладать способностью к вариативному мышлению;
ОК 8. чувствовать и оценивать риски.
5

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося____43 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __39____ часов;
самостоятельной работы обучающегося __4____ час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
Расчетно-графические работы , сообщения, доклады, рефераты, презентации
Итоговая аттестация в форме зачета.

Объем часов
43
39
18
4
4

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование
модулей и тем
1
Входной контроль
Тема 1
Содержание и
типология
предпринимательской
деятельности

Тема 2.
История российского
предпринимательства

Тема 3.
Концепция и родовые

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены)
2

№ заня
тия
(1час)
3

Объем
часов

Уровень
освоения

Осваиваемые ПК,
ОК.

4

5

2

2

ОК 2, ОК 4, ПК 1.1,
ПК 1.2.

2

ОК 4, ОК 6-7

2

ПК 1.3 – 1.4

Тестирование. Проверка базовых знаний по дисциплине
Содержание учебного материала
Понятие и содержание предпринимательства. Деловые интересы в
1-2
предпринимательстве. Субъекты бизнеса. Предприятие в системе
бизнеса. Конкуренция в бизнесе.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №1
3-4
Составление схемы «Принципы предпринимательской деятельности».
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрено
Содержание учебного материала
Предпринимательство на Руси до XV века. Российское 5-6
предпринимательство периода XV – XIX веков.
Бизнес в России
дореволюционного периода.
Бизнес в период руководства
коммунистической партии.
Предпринимательство постсоветского
периода.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия№2
7-8
Составление таблиц «Характеристика основных этапов развития
предпринимательства в России» .«Характерные особенности видов
предпринимательства»
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся №1:
Сообщение на тему « Становление предпринимательства в России».
Содержание учебного материала
Концепции бизнеса: позитивная концепция бизнеса, критическая
9-10

2

2

2

1

2

7

признаки бизнеса

Тема 4
Виды
предпринимательской
деятельности

концепция бизнеса, прагматическая концепция бизнеса. Родовые
признаки бизнеса.
Лабораторные работы не предусмотрены.
Практические занятия №3
11-12
Формирование основных концепций бизнеса
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрено
Содержание учебного материала
Виды
предпринимательской
деятельности:
производственная, 13-14
коммерческая, финансовая.
Характеристика производственной
деятельности. Характеристика и сущность коммерческой деятельности.
Сущность и задачи финансовой деятельности.
Лабораторные работы не предусмотрены.
Практические занятия не предусмотрено
Контрольная работа не предусмотрена

2

2

2

ОК 7, ПК 1.4.

Самостоятельная работа не предусмотрено
Тема 5
Правовое обеспечение
предпринимательской
деятельности

Тема 1.6.
Финансовое
обеспечение
предпринимательской
деятельности

Содержание учебного материала

Организационно-правовые
формы
бизнеса.
Процедура 15-16
государственной
регистрации
предпринимательской
деятельности. Предпринимательский договор, понятие, виды,
этапы составления.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
Составление сравнительной таблицы «Организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности в России».
Контрольная работа не предусмотрена.
Самостоятельная работа обучающихся №2:
Разработка собственных бизнес – проектов.
Содержание учебного материала
Финансовая деятельность в организации. Инвестиционная деятельность 17-18
в организации.
Формирование имущества и источники
финансирования
предпринимательской деятельности. Основные
показатели эффективности предпринимательской деятельности.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические работы не предусмотрены

2

1

ПК 1.1., ПК 1.4., ОК 7

1

2

2

ОК 6, ПК 1.6.

8

Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа не предусмотрено
Тема 1.7.
Взаимоотношения
предпринимателей с
финансовой системой
и
кредитными
организациями

Содержание учебного материала

Финансовая система и финансовый рынок. Структура кредитной
системы, сущность, виды и формы кредита. Взаимоотношения
предпринимателей с финансовой системой.
Лабораторные работы не предусмотрены.
Практические занятия №4,№5,№76
Составление таблицы « Основные формы предпринимательской
деятельности». Описать этапы регистрации, лицензирования и
прекращения предпринимательской деятельности на конкретном
примере.
Решение задач по вычислению основных экономических
показателей деятельности предприятия. (прибыль, рентабельность,
ликвидность и т. д.)
Разработка бизнес – плана малого предприятия.
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся №3, №4
Решение задач на расчет оптимального объема производства и
построение графиков .
Составление опорного конспекта по темам: «Факторы, влияющие на
величину прибыли и пути ее увеличения».

Тема
8.
Риски Содержание учебного материала
предпринимательской 1. Понятие и сущность рисков в предпринимательстве. Классификация
деятельности
рисков.
2. Система управления рисками: процесс управления рисками на
предприятии,
методы
управления
рисками,
управление
информационными рисками, методы финансирования рисков.
В том числе: практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7 Анализ и определение рисков в
предпринимательской деятельности.
Тема
9.
Система Содержание учебного материала
налогообложения
1. Понятие и виды налогов. Функции налогов. Система
предпринимательской налогообложения предпринимательской деятельности.
деятельности
2. Взаимоотношения предпринимателей с налоговой системой.

19-20

2

21-22

2

23-24

2

25-26

2

2

ОК 1- ОК 6.

1

1

ОК 2, ОК 6

27-28

2

29-30

2
ОК 2, ОК 7

31-32

2

9

В том числе: практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8 Решение задач по расчету налогов.
Тема
10
Бизнес- Содержание учебного материала
планирование
1. Методические основы разработки бизнес – плана. Состав бизнеспредпринимательской плана.
деятельности
2. Структура бизнес-плана: титульный лист, оглавление, резюме
бизнес-плана, история бизнеса организации (описание отрасли), план
маркетинга, производственный план, организационный план,
финансовый план.
В том числе: практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9 Разработка бизнес-плана.
Промежуточная аттестация
Всего:

33-34

2
ПК 1.1-ПК 1.6, ОК 6

35-36

2

37-38

2

39
39

1
43

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение.
Учебный кабинет
«Экономика организации», библиотека, читальный зал
с выходом в сеть Интернет
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места - 28;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- принтер;
- телевизор;
- компьютерные презентации;
3.2. Информационное обеспечение обучения
10

Нормативная документация:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 1993. –
25 декабря
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» от 24.06.99//Собрание
законодательстваб-1999.-№26. – Ст.3177
Основные источники:
1. Чечевицына, Л.Н. Экономика предприятия: учебное пособие/Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына. – Изд. 10-е,
дополн. И перер. – Ростов/Д: Феникс, 2010. – 378, [1] с. – (Среднее профессиональное образование).

Дополнительная литература:
1.
Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие для ССУЗов/ В.Д. Грибов, В.П. Грузинов,
В.А. Кузьменко. Изд. 4-е. – М: КноРус, 2011. – 408 с.
2.
Электронный справочник «Экономика предприятия» Издатель ООО «Руссобит-Паблишинг», 2005
3.
Чечевицына, Л.Н. Практикум по экономике предприятия/ Л.Н. Чечевицына, О.Н. Терещенко. -Изд. 2-е –
Ростов/Д: Феникс, 2009. – 250, [1] с. – (Среднее профессиональное образование).
Электронные ресурсы
а) локального доступа
Энергосбережение России [Электронный ресурс]: справ.-информ.обслуживание по аспектам энергоснабжения, М.,2010.-Электрон. дан. и программа.- 1 электрон.опт.диск(CD-ROM).
Финансы
[Электронный
ресурс]:
мультимедийная
энциклопедия.-«Руссобит-Паблишинг»
2004г.1электрон.опт.диск(CD-ROM) www.russobit-m.ru
Экономика предприятия [Электронный ресурс]: электронный справочник.- «Руссобит-Паблишинг» 2005г.1электрон.опт.диск(CD-ROM) www.russobit-m.ru
11

Бизнес-основы(маркетинг) [Электронный ресурс]: электронный справочник. - «Руссобит-Паблишинг» 2005г.1электрон.опт.диск(CD-ROM) www.russobit-m.ru
Финансы предприятия [Электронный ресурс]: электронный справочник. - «Руссобит-Паблишинг» 2005г.1электрон.опт.диск(CD-ROM) www.russobit-m.ru

б) электронный ресурс удаленного доступа
1. http://www.akdi/ru - Агентство консультаций и деловой информации «Экономика»;
2. http://www.eeg/ru - макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства
финансов РФ;
3. http://www.vedi/ru/statbase/htm#1 - макроэкономическая статистика России на сайте аналитической лаборатории
«Веди»;
4. http://www.nns.rn/analytdoc/anal2.html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте
Национальной электронной библиотеки;
5. http://www.exin.ru/test/doc/html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного
института;
6. http://www.online/rn/sp/iet/trends/ - обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного
периода;
7. http://referats-tv.stars.ru/link/ - перечень информационных ресурсов Интернета (в том числе по экономике) в помощь
учащимся;

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
12

Результаты обучения
ПК и ОК формированию
которых способствует УД
1.1. уметь мыслить
логически последовательно
и доходчиво, в
соответствии с уровнем
подготовки, состоянием
аудитории, доносить
необходимую информацию;
1.2. развивать способность
эффективно выстраивать
деловое общение, полезные
внешние и необходимые
внутренние связи
предприятия;
1.3. Способность видеть
бизнес-возможности и
формулировать бизнесидею
1.4. Генерировать идеи,
разрабатывать бизнеспроекты и актуализировать
концепцию бизнеса
1.5. Уметь находить и
привлекать ресурсы к
реализации бизнеспроектов
1.6. Уметь оценивать
социальные,
экономические и
технологические условия

усвоенные знания

освоенные умения

ОПОР
Основные показатели
оценки результатов

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Текущий контроль

З1.
актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в
котором
приходится
работать и жить;
З2. основные источники
информации и ресурсы
для решения задач и
проблем
в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
З11.
Возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
психологические основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности личности;

У1Воспринимать
изменения в условиях
производства, рыночной
экономики и
предпринимательства;
У2Находить и
использовать
необходимую
экономическую
информации.
У1. Воспринимать
изменения в условиях
производства, рыночной
экономики и
предпринимательства;
У2. Находить и
использовать
необходимую
экономическую
информацию.
У3. определять этапы
решения задачи;

Входной контроль:
тестирование. Тест № 1.

ОПОР 1.
Формулирование понятия
«предпринимательство»,
ОПОР 2.Перечисление
основных видов
предпринимательства
ОПОР 3. Обоснование
принадлежность
организации к ОПФ в
соответствии с ее
характерными
особенностями.

Оперативный контроль

Устный опрос.
(Вопросы к устным опросам
по темам: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3,
1.1.4)
Наблюдение и оценка:
выполнения практических
работ: № 1-4
самостоятельной работы:
№1-5

13

осуществления
предпринимательской
деятельности и
прогнозировать сценарии
развития бизнеса

Опор 1. Формулировать
определения понятий
«производства», «
рыночная экономика»,
У1. Воспринимать
«предпринимательство»;
изменения в условиях
Опор 2 .Описание
З11.
Возможные производства, рыночной
характерных
траектории
экономики и
особенностей денежнопрофессионального
предпринимательства;
кредитной и налоговой
развития
и У2. Находить и
политики;
самообразования
использовать необходимую
Опор 3. Формулирование
психологические основы экономическую
основ законодательства
деятельности
информацию.
по охране авторских прав.
коллектива,
У3. определять этапы
психологические
решения задачи;
ОПОР 1.
особенности личности
Формулирование понятий
«основные средства»,
«оборотные средства»
ОПОР 2.Перечисление
основных отличительных
признаков основных и
оборотных средств.
ОПОР 3. Использование
статистических данных
для расчетов техникоэкономических
показателей деятельности
организации;

14

ОПОР 4. Оценивание
экономической
информации, полученную
расчетным путем.

У1. Воспринимать
З11.
Возможные изменения в условиях
производства, рыночной
траектории
экономики и
профессионального
развития
и предпринимательства;
У2. Находить и
самообразования
психологические основы использовать
деятельности
необходимую
коллектива,
экономическую
психологические
информацию.
особенности личности
У3. определять этапы
решения задачи;
.

ОПОР 1.Определение
состава и структуры
трудовых и финансовых
ресурсов организации;
ОПОР 2. Перечисление
основных видов
первичных документов;
ОПОР 3. Соблюдение
методики расчетов
показателей, с
использованием
основных экономических
формул.
ОПОР 4. Анализирование
полученных результатов
и формулирование
выводов по решенной
задаче.

Входной контроль:
тестирование. Тест № 2.
Оперативный контроль
Устный опрос. (Вопросы к
устным опросам по темам №
1.2.1, 1.2.2.)
Наблюдение и оценка
выполнения практических
работ: № 5-8
самостоятельной работы:
№6-8
Выходной контроль по
модулю 1.1
Промежуточный контроль
Итоговый контроль по
дисциплине

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».