Рабочая программа ОУП.11 Экономика

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЭКОНОМИКА
1.1. Место учебной дисциплины/предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования
Дисциплина/предмет входит в состав учебных предметов общеобразовательного цикла предметной области1 Обязательные учебные
предметы углубленные реализуется в течении 1 года обучения с максимальным количеством часов 140 ч.
Результаты освоения дисциплины/предмета необходимы при изучении общепрофессиональных дисциплин: экономика организации,
бухгалтерский учет, анализ финансово-хозяйственной деятельности, финансы, денежное обращение и кредит, а так же при изучении
профессиональных модулей, таких как ПМ 01. Ведение расчетных операций, ПМ 02. Осуществление кредитных операций, ПМ 03. Освоение
профессии Контролер (Сберегательного банка).

1.2. Цели и планируемые результаты освоения предмета
1.2.1. Цели и планируемые личностные результаты
Код
группы ЛР
ЛР.4

Группы
личностных
результатов
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими
людьми

Личностные результаты2
(промежуточные планируемые результаты)
ЛР.4.1 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
ЛР.4.3 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;

ЛР.7

ЛР.4.4 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
ЛР.4.5 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные
ЛР.7.1 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
результаты в сфере ЛР.7.2 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
отношения
жизненных планов;
обучающихся
к ЛР.7.3 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
труду, в сфере возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
социальнообщенациональных проблем;
экономических
ЛР.7.4 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
отношений
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
ЛР.7.5 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.

1.2.2.
Цели и планируемые метапредметные результаты
Код группы
Групповые
Метапредметные результаты3
МПР
метапредметные
Выпускник научится:
результаты
МПР.1
Регулятивные
МПР.1.1 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
универсальные
определить, что цель достигнута;
учебные действия
МПР.1.2 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;

МПР.2

Познавательные
универсальные
учебные действия

МПР.3

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

МПР.1.3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
МПР.1.4 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
МПР.1.5 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
МПР.1.6 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
МПР.1.7 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
МПР.2.2 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
МПР.2.3 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
МПР.2.5 выходить за рамки учебной дисциплины и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
МПР.2.6 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
МПР.2.7 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
МПР.3.1 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
МПР.3.2 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МПР.3.3 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;

МПР.3.4 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
МПР.3.5 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
1.2.3.
Цели и планируемые предметные результаты
Код ПР
Выпускник на базовом уровне научится4
ПР.1

ПР.2

Основные концепции экономики
ПР.1.1 Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
ПР. 1.2 Различать свободное и экономическое благо;
ПР. 1.3 Характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;
ПР.1.4 Выявлять факторы производства;
ПР.1.5 Различать типы экономических систем.
Микроэкономика
ПР.2.1 Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;
ПР 2.2. Принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
ПР 2.3 Выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
ПР 2.4 Различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
ПР 2.5 Приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
выявлять виды ценных бумаг;
ПР 2.6 Определять разницу между постоянными и переменными издержками;
ПР 2.7 Объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
ПР 2.8 Приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
ПР 2.9 Объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
ПР 2.10 Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по

микроэкономике.
ПР. 3

Макроэкономика

Перечень предметных результатов «Выпускник на ____________ уровне научится» указывается в соответствии с п.1.2.3 Примерной основной образовательной программы
среднего общего образования (одобрено решением ФУМО по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)).
4

ПР. 3.1 Приводить примеры влияния государства на экономику;

ПР.3.2 Выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
ПР. 3.3 Приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
ПР. 3.4 Определять назначение различных видов налогов;
ПР. 3.5 Анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства;
ПР. 3.6 Выявлять сферы применения показателя ВВП;
ПР. 3.7 Приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России;
ПР. 3.8 Приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
ПР. 3.9 Различать факторы, влияющие на экономический рост;
ПР. 3.10 Приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
ПР. 3.11 Различать сферы применения различных форм денег;
ПР. 3.12 Определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
ПР. 3.13 Различать виды кредитов и сферу их использования;
ПР. 3.14 Решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
ПР. 3.15 Объяснять причины неравенства доходов;
ПР.3.16 Различать меры государственной политики по снижению безработицы;
ПР. 3.17 Приводить примеры социальных последствий безработицы.
ПР 4.

Международная экономика

ПР.4.1 Приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических
отношениях;
ПР. 4.2 Объяснять назначение международной торговли;
ПР. 4.3 Обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
ПР. 4.4 Приводить примеры глобализации мировой экономики;
ПР. 4.5 Анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников
различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления
и процессы;
ПР. 4.6 Определять формы и последствия существующих экономических институтов на социальноэкономическом развитии общества.
Код ПР

Выпускник на базовом уровне получит возможность

научиться5
ПР.5

Основные концепции экономики
ПР. 5.1 Проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;
ПР. 5.2 Анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные
источники информации;
ПР.5.3 Применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни;
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
ПР.5.4 Использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебно-исследовательских проектов,
нацеленных на решение основных экономических проблем;
ПР. 5.5 Находить информацию по предмету экономической теории из источников различного типа;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из
неадаптированных источников по экономической теории.

ПР.6

Перечень предметных результатов «Выпускник на ____________ уровне получит возможность научиться» указывается в соответствии с п.1.2.3 Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования (одобрено решением ФУМО по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)). Предметные
результаты «Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную аттестацию.
5

Микроэкономика
ПР.6.1 Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального
поведения;
ПР.6.2 Использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в современном мире;
ПР. 6.3Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые
ресурсы, составлять семейный бюджет;
ПР. 6.4 Грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя,
члена семьи и гражданина;
ПР. 6.5 Объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
ПР. 6.6 Проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;
ПР. 6.7 Объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
ПР.6.8 Выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;
ПР.6.9 Определять практическое назначение основных функций менеджмента;
ПР. 6.10 Определять место маркетинга в деятельности организации;
ПР. 6.11 Определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;
ПР. 6.12 Сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
ПР. 6.13 Понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке и в трудовых
договорах;
ПР. 6.14 Использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных
с описанием состояния российской экономики;
ПР. 6.15 Использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
выявлять предпринимательские способности;
ПР. 6.16 Анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного типа и источников,
созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
ПР. 6.17 Объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
ПР. 6.18 Применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических
ролей заемщика и акционера.

ПР 7.

Макроэкономика
ПР.7.1 Преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для решения практических
вопросов в учебной деятельности;
ПР. 7.2 Применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных
социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
ПР 7.3 Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по
макроэкономическим вопросам;
ПР 7.4 Анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической точки зрения, используя
различные источники информации;
ПР 7.5 Определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и стимулирования труда;
ПР 7.6 Применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
ПР 7.7 Оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа и источников, созданных в
различных знаковых системах;
ПР 7.8 Грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
ПР 7.9решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие типичные
экономические задачи по макроэкономике;
ПР 7.10 Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной
информации из неадаптированных источников по макроэкономике;
ПР 7.11 Использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;
ПР 7.12 Разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе
полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.

ПР 8.

Международная экономика
ПР.8.1 Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по
международной торговле;
ПР. 8.2 Применять теоретические знания по международной экономике для практической деятельности и повседневной
жизни;
ПР.8.3 Использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с
покупкой и продажей валюты;
ПР.8.4 Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной
информации из неадаптированных источников по глобальным экономическим проблемам;
ПР. 8.5 Использовать экономические понятия в проектной деятельности;
ПР. 8.6 Определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
ПР.8.7 Приводить примеры использования различных форм международных расчетов;
ПР. 8.8 Разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе
полученных экономических знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния российской экономики в
современном мире;
ПР. 8.9 Анализировать текст экономического содержания по международной экономике.

1.2.4. Общие компетенции (из ФГОС СПО)
ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной
деятельности;

ОК 04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 11.

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере.

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
в том числе:
теоретическое обучение (урок, лекция)
лабораторные занятия
практические занятия
индивидуальный проект
Самостоятельная работа (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над индивидуальным проектом
Консультации
Промежуточная аттестация в форме экзамена __________

Объем часов
140
88
40
6
6

2.2. Календарно - тематический план и содержание учебного предмета «Экономика»
Наименован
ие модулей и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)

№
занятия
(1час)

Календар
ные сроки
выполнен
ия

Объ
ем
часо
в

Уровен
ь
освоен
ия

1
Введение в
программу

2
Значение дисциплины для осуществления профессиональной деятельности
специалиста банка. Цели и задачи изучения модуля. Требования к освоению
модуля. Организация самостоятельной деятельности студента по освоению
модуля.
Информационно-методическое обеспечение модуля. Правила работы с
материалами модуля в электронной среде «Moоdle».

3
1

4

5
1

6

2

Коды
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
Л 7; МПР 1;
ОК 02, ОК 4.

1

Модуль 1.

Основные
концепции
экономики
Входной
контроль.
Тема 1.1
Введение в
экономику.

Тема 1.2.

Тестирование. Проверка базовых знания по модулю 1.
Содержание учебного материала
Введение. Экономика: наука и хозяйство. История развития экономики как
науки., Предмет, методы и задачи науки экономики. Микроэкономика и
макроэкономика.
Лабораторные работы не предусмотрены.
Практическое занятие № 1.
Введение в экономику. Составить таблицу
«Основные этапы развития экономики как науки».
Контрольная работа (не предусмотрена)
Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрено
Содержание учебного материала
Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость:
Потребности и ресурсы. Основная проблема и главные вопросы экономики.

3
3-4
5-6
7-8

2

9-10

2

11-12
13-14

4

1

Л 4; МПР 1,МПР 2,
МПР 3; ПР 1. 1; ПР 5.1; ОК2,ОК4.
МПР 1,МПР 2, МПР
3; ПР 1. 1; ПР -5.1;
ОК2, ОК 4

2

Л 4; МПР 1,МПР 2,
МПР 3; ПР 1.1-1.3;
ПР 5.1 – 5.2; ОК 2, ОК
4.

Главная
проблема
экономики.

Тема 1.3.
Основные
факторы
производств
а

Типы экономических систем. Кривая производственных возможностей.
Альтернативная стоимость.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практическое занятие №2
Построение и анализ графика кривой производственной возможности.
Заполнение таблицы «Характерные особенности экономических систем
разных типов»
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Факторы современного производства и виды доходов от них:
Человеческий и вещественный фактор. Трудовые, природные и капитальные
ресурсы. Предпринимательские и управленческие способности. Номинальная
и реальная зарплата. Рента. Процент. Прибыль.
Лабораторные работы не предусмотрены

15-16

17-18
19-20

МПР 1, МПР 2, МПР
3; ПР 1. 1; ПР -5.1;
ОК 2, ОК 4

2

2

3

4

2

Л 4; МПР 1, МПР 2,
МПР 3; ПР 1.1- 1.5;
ПР 2.7-2.8;ПР 5.1 –
5.5; ОК 2, ОК 4.

Практические занятия не предусмотрены
Контрольная работа не предусмотрена
Тема 1.4.
Экономичес
кие
отношения в
обществе.

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Экономические отношения в обществе: Общественное разделение труда,
экономическая интеграция. Основные аспекты собственности, ее структура и
формы собственности. Особенности приватизации на современном этапе
Предпринимательство, его виды и мотивы.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практическое занятие №3

Составление таблицы «Характерные особенности предприятий
различных форм собственности». Решение тестовых заданий по темам 1.31.4., решение задач по расчету ренты, прибыли, процента.
Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена.
Контрольная работа №1
Модуль 2.

Микроэкономика
Тема 2.1.

Содержание учебного материала

21-22
23-24

25-26

27-28

2

Л 4; МПР
1,МПР2,МПР3; ПР 1.1
– 1.5; ПР 2.9- 2.10; ПР
5.1 – 5.5;ПР.6.7-6.11;
О2,ОК11.

Л 4; МПР
1,МПР2,МПР3; ПР 1.1
– 1.5; ПР 2.9- 2.10; ПР
5.1 – 5.5;ПР.6.7-6.11;
О2,ОК11

Рынок и его Рынок и его основные факторы. Понятие и инфраструктура рынка.
основные
Классификация и функции рынка. Основные факторы рыночного
факторы
саморегулирования.

Л 7; МПР 1,МПР 2,
МПР 3; ПР 2.10; ПР
6.1.- 6.4; 6.12; 6.16;
ОК 2, ОК 11.

29-30
31-32

2

2

33-34
35-36

2

3

37-38

2

МПР 1,МПР 2, МПР
3; ПР 2.10; ПР 6.1.6.4; 6.12; 6.16; ОК 2.

39-40
41-42

2

Л 7; МПР 1,МПР 2,
МПР 3; ПР 2.10; ПР
6.1.- 6.4; 6.12;
6.16;ОК2.

43-44

2

МПР 1,МПР 2, МПР
3; ПР 2.10; ПР 6.1.6.4; 6.12; 6.16; ОК 2.

2

Л 7; МПР 1,МПР 2,
МПР 3; ПР 2.10; ПР
6.1.- 6.4; 6.12;
6.16;ОК2.

Лабораторная работа не предусмотрена.
Практические занятия не предусмотрено.
Контрольная работа не предусмотрена.

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена.
Тема 2.2.
Основные
типы
рыночных
структур

Содержание учебного материала
Основные типы рыночных структур. Конкуренция и ее виды. Монополия и
ее формы. Ценовая дискриминация. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практическое занятие№4
Решение тестовых заданий по темам 2.1-2.2, заполнение таблиц «Основные
формы монополистических союзов», «Краткая характеристика моделей
современного рынка».
Контрольная работа не предусмотрена

Л 7; МПР 1,МПР 2,
МПР 3; ПР 2.10; ПР
6.1.- 6.4; 6.12; 6.16;
ОК 2.

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Тема 2.3.
Спрос и
закон спроса

Содержание учебного материала
Спрос и закон спроса: Определение понятий «величина спроса», «спрос»,
«индивидуальный спрос», «рыночный спрос», «эластичность спроса». Закон
спроса и кривая спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса.

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия №5
Решение задач на расчет формулы новой функции спроса, суммарного спроса
и эластичности спроса. Построение графиков спроса.
Контрольная работа не предусмотрена.

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Тема 2.4.
Предложени
е и закон
предложения

Содержание учебного материала
Предложение и закон предложения: Определение понятий «предложение»,
«величина предложения», «индивидуальное предложение», «рыночное
предложение», эластичность предложения. Закон предложения и кривая
предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Лабораторные работы не предусмотрены

45-46
47-48

2

Практическое занятие №6
Решение задач на расчет формулы новой функции предложения и суммарного
предложения. Решение графических задач на сдвиг кривой предложения
Построение графиков кривых предложения
Контрольная работа не предусмотрена

49-50

МПР 1,МПР 2, МПР
3; ПР 2.10; ПР 6.1.6.4; 6.12; 6.16; ОК 2.

2

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Тема 2.5.
Рыночное
равновесие

Содержание учебного материала
Рыночное равновесие: Взаимодействие спроса и предложения.
Рыночное равновесие. Равновесные величины. Причины и следствия
нарушения рыночного равновесия.

2

2

51-52
53-54

Лабораторные работы не предусмотрены
Практическое занятие №7
Расчет равновесной цены, равновесного объема товаров. Решение тестовых и
ситуационных заданий. Построение графиков на нахождение рыночного
равновесия и определения ситуации на рынке при нарушении рыночного
равновесия.
Контрольная работа не предусмотрена

55-56

Л 4; МПР 1,МПР 2,
МПР 3; ПР2.2-2.3;
2.10; ПР 6.1.- 6.4;
6.12; 6.16; ОК 2, ОК
11.
МПР 1, МПР 2, МПР
3; ПР2.2-2.3; 2.10; ПР
6.1.- 6.4; 6.12; 6.16;
ОК2, ОК11

2
2

Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрено
Тема 2.6.

Экономика
семьи

Содержание учебного материала
Экономика семьи: Основные статьи доходов и расходов бюджета семьи.
Инфляция и семейная экономика. Неравенство доходов и его последствия.
Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Закон Энгеля и
теория предельной полезности ресурсов. Рациональность потребителя и
свобода выбора.
Лабораторная работа не предусмотрена.
Практическое занятие №8
Решение задач на составление семейного бюджета, на построение кривой
Лоренца и определения предельной полезности ресурса.

57-58
59-60
61-62

2
2

63-64

2
2
2

65-66
67-68

2
2

2

Л 4; МПР 1, МПР 2,
МПР 3; ПР 2.1-2.2;
2.10; ПР 6.1.- 6.4;
6.14; 6.16;
6.17;ОК2,ОК11.

МПР 1, МПР 2, МПР
3; ПР 2.1-2.2; 2.10; ПР
6.1.- 6.4; 6.14; 6.16;
6.17; ОК2,ОК11.

Контрольная работа не предусмотрена.

Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрено
Тема 2.7.
Экономика
фирмы

Содержание учебного материала
Экономика фирмы: Экономические цели фирмы и ее основные
организационно-правовые формы по российскому законодательству. Понятие

2

Л 7; МПР 1, МПР 2,
МПР 3; ПР 2.4-2.10;
ПР 6.5; 6.14- 6.16;
6.18; ОК 2, ОК 11.

издержек фирмы и их структура. Определение прибыли и ее виды. Понятия о
средних и предельных издержках.
Лабораторная работа не предусмотрена
Практические занятия № 9, 10
Решение тестовых заданий и задач на определение издержек разного вида, а
также задач на вычисление прибыли, экономической и бухгалтерской.
Построение графиков средних, постоянных, переменных и предельных
издержек.
Контрольная работа №2

69-70
71-72

2
2
2

73-74

2

Л 7; МПР 1,МПР 2,
МПР 3; ПР 2.4-2.10;
ПР 6.5; 6.14- 6.16;
6.18; ОК 2, ОК 11.

Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрено
Модуль 3.
Макроэконо
мика
Тема 3.1.
Государство
и экономика

Содержание учебного материала
Государство и экономика: Представление о системе национальных счетов.
Основные показатели макроэкономического анализа и методы их расчетов.
Совокупный спрос и совокупное предложение. Методы расчета ВНП.
Дефлятор.

75-76
77-78
79-80

2
2

2

Лабораторные работы не предусмотрены
Практическое занятие № 11
Решение задач на расчет основных макроэкономических показателей.
Решение задач на расчет дефлятора, номинального и реального ВНП.
Контрольная работа не предусмотрена.

81-82

2
2
2

83-84
85-86

2
2

87-88
89-90

2
2
2

Л7; МПР1, МПР 2,
МПР 3; ПР3.1-3.3; ПР
3.6;
ПР 7.1-7.4; 7.6; 7.97.10; ОК 2,
МПР1, МПР 2, МПР
3; ПР3.1-3.3; ПР 3.6;
ПР 7.1-7.4; 7.6; 7.97.10 ; ОК 2,ОК 4.

Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрено
Тема 3.2.
Денежнокредитная
политика
государства

Содержание учебного материала
Денежно-кредитная политика государства: Понятие, виды, формы денег.
Функции денег и закон денежного обращения (уравнение обмена Фишера).
Банки и их роль в экономике. Виды банковской деятельности.

2

Л7;МПР1,МПР 2,
МПР 3; ПР3.1,3.5; ПР
3.10 – 3.15; ПР 7.17.4; 7.6- 7.12; ОК 2,

Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия № 12, 13
Решение тестовых, ситуационных заданий и задач по темам 3.1-3.2
(вычисление показателей, составляющих уравнение обмена) .
Контрольная работа не предусмотрена

МПР1,МПР 2, МПР 3;
ПР3.1,3.5; ПР 3.10 –
3.15; ПР 7.1-7.4; 7.67.12; ОК 2,

Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрено
Тема 3.3.
Макроэконо
мическая
нестабильно
сть

2
2

Л7;МПР1,МПР 2,
МПР 3; ПР3.1- 3.3;
ПР 3.8–3.9;
ПР 7.1-7.7; ОК 2,

2
2
2

МПР1,МПР 2, МПР 3;
ПР3.1- 3.3; ПР 3.8–
3.9;
ПР 7.1-7.7;ОК 2,ОК 4.

99-100
101-102

2
2

Л7;МПР1,МПР 2,
МПР 3; ПР3.1,
3.4,3,5; ПР 7.1-7.4, 7.6.
ОК 2,

Практические занятия № 16, 17
Решение тестовых, ситуационных заданий и задач по теме 3.4.

103-104
105-106

Контрольная работа № 3

107-108

2
2
2
2

109-110
111-112

2
2

113-114

2
2
2

Содержание учебного материала
Макроэкономическая нестабильность: Неравномерность экономического
роста. Сущность, виды, формы и типы инфляции. Причины и последствия
инфляции. Безработица и ее типы. Взаимосвязь безработицы и инфляции.

91-92
93-94

Лабораторные работы не предусмотрено
Практические занятия № 14, 15
Решение тестовых, ситуационных заданий и задач (на вычисление основных
показателей инфляции и безработицы) по теме 3.3.

95-96
97-98

Контрольная работа не предусмотрена

Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрено
Тема 3.4.
Финансовая
политика
государства

Содержание учебного материала
Финансовая политика государства: Государственный бюджет, бюджетный
дефицит и государственный долг. Сущность, виды и функции налогов.
Понятие, виды, принципы, методы построения налоговой системы.

2

Лабораторные работы не предусмотрены
МПР1,МПР 2, МПР 3;
ПР3.1., 3.4, 3,5; ПР
7.1-7.4, 7.6. ОК 2,ОК
4.

Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрено
Модуль 4.

Содержание учебного материала

Междунаро
дная
экономика
Тема 4.1
Актуальные
вопросы
международн
ой
интеграции.

Содержание учебного материала
Международная интеграция и международные организации:
Сотрудничество и интеграционные процессы. Формы и уровни современной
интеграции. Международные организации в современном мире.

Лабораторные работы не предусмотрена
Практические занятия № 18
Решение тестовых, ситуационных заданий и задач по теме 4.1.
Контрольная работа не предусмотрена

2

Л7; МПР1, МПР 2,
МПР 3; ПР 4.1, 4.4 –
4.6; ПР 8.1-8.4; ОК 2.

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.2
Мировая
экономика

Содержание учебного материала
Мировая экономика: Международная торговля и международный кредит.
Международные валютные отношения. Глобально-экономические проблемы.
Лабораторные работы не предусмотрена
Практические занятия № 19
Решение тестовых, ситуационных заданий и задач по теме 4.2.

Тема 4.3.
Валюта и
валютные
отношения

Контрольная работа не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрено
Содержание учебного материала
Содержание учебного материала
Валюта и валютные отношения
Валютные курсы. Фиксированный и плавающий валютные курсы.
Регулирование величины валютного курса. Международная валютнофинансовая система
Лабораторные работы: не предусмотрены
Практическая работа №20
Расчет прямой и косвенной котировок валюты, кросс-курса
Самостоятельная работа студента не предусмотрена
Контрольная работа № 4

115-116
117-118

2
2

119-120

2
2

всего

125-126

127-128
128

Л7; МПР1, МПР 2,
МПР 3; ПР 4,1.– 4.6;
ПР 8.6-8.9.; ОК 2.
МПР1 МПР 2, МПР 3;
ПР 4,1.– 4.6; ПР 8.68.9.; ОК 2, ОК 4.

МПР1 МПР 2, МПР 3;
ПР 4,1.– 4.6; ПР 8.68.9.; ОК 2, ОК 4.

121-122
123-124

Экзамен

2

6
134

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение.
Учебный кабинет
«Экономической теории», библиотека, читальный зал
с выходом в сеть Интернет
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:
- компьютер;
- принтер;
- компьютерные презентации;
- мультипроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативная документация:
1. Гражданский Кодекс РФ с изменениями и дополнениями. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2004.
2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 1993. – 25 декабря
Основные источники:
1. Кожевникова Н.Н. Основы экономики: учебное пособие для студентов СПО/ [Н.Н. Кожевникова и др.]; под ред. Н.Н.
Кожевникова. – 7-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
Дополнительная литература
1. Каунов А.М. Экономика. 10-11 кл.: Профильное образование - элективный курс «Организация и бизнес-планирование
собственного дела. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007 – 205 с.
2. Котлер Филипп Основы маркетинга
3. Липсиц, И.В. Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Книга 1.- 10-е изд./И.В. Липсиц.
– М.: «Вита-Пресс», 2006 – 320 с.
4. Липсиц, И.В. Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Книга 2.- 10-е изд./И.В. Липсиц.
– М.: «Вита-Пресс», 2006 – 304 с.
5. Куликов, Л.М. Основы экономических знаний: учебное пособие/Л.М. Куликов.- М.: «Финансы и статистика», 2009 – 400
с.
Электронные ресурсы
электронный ресурс удаленного доступа
http://www.akdi/ru - Агентство консультаций и деловой информации «Экономика»;
http://www.eeg/ru - макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов РФ;
http://www.vedi/ru/statbase/htm#1 - макроэкономическая статистика России на сайте аналитической лаборатории «Веди»;
http://www.nns.rn/analytdoc/anal2.html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Национальной электронной
библиотеки;
5. http://www.exin.ru/test/doc/html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного института;
6. http://www.online/rn/sp/iet/trends/ - обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного периода;
7. http://referats-tv.stars.ru/link/ - перечень информационных ресурсов Интернета (в том числе по экономике) в помощь учащимся;
1.
2.
3.
4.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения

ПК и ОК
формированию
которых способствует
УД
ПК 1.1. Осуществлять
расчетно-кассовое
обслуживание клиентов
ОК 1. Понимать
сущность и социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
деятельности.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность, определять
методы и способы
выполнения
профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и
качество.

усвоенные знания

З1-генезис
экономической
науки, предмет,
метод, функции и
инструменты
экономической
теории;

освоенные умения

У1-оперировать
основными категориями
и понятиями
экономической теории;

Основные показатели
оценки результатов

ОПОР 1. Формулирование
основных категорийных
понятий;
ОПОР2. Определение предмета
и основной проблемы
экономики;
ОПОР 3. Объяснение сущности
главных вопросов экономики;

З2-ресурсы и
факторы
производства, типы
и фазы
воспроизводства,
роль экономических
потребностей в
активизации

ОПОР4. Изложение
содержания понятия
«альтернативная стоимость».
У2-использовать
источники
экономической
информации, различать
основные учения,
школы, концепции и
направления
экономической науки;

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Текущий контроль.
Входной контроль: тестирование.
Тест № 1.
Оперативный контроль:
Устный опрос. (Вопросы к
устному опросу
по темам: 1.1,1.2, 1.3, 1.4.)

ОПОР1. Сравнение
особенностей различных школ

Наблюдение и оценка выполнения
практических работ: № 1-2.

.

производственной
деятельности, типы
экономических
систем, формы
собственности;

и концепций развития
экономических учений;
ОПОР2.Распознование
факторов производства и
относящихся к ним видов
доходов;
ОПОР3.Описание основных
типов экономических систем;
ОПОР4.Определение
характерных особенностей
различных форм
собственности.

ПК 1.3. Осуществлять
расчетное обслуживание
счетов бюджетов
различных уровней.
ПК 1.4. Осуществлять
межбанковские расчеты

ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и
способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество.
ОК 4. Осуществлять
поиск, анализ и оценку

У3-строить графики,
схемы, анализировать
механизмы
взаимодействия
различных факторов на
основе экономических
моделей

ОПОР 1.Иллюстрирование и
Анализирование
экономических моделей.

Входной контроль: тестирование.
Тест № 2.

ОПОР 2. Сопоставление и
оценивание действий
и
взаимодействий экономических
факторов.

Оперативный контроль:

ОПОР
3.
Применение
расчетных
данных
для
построения графиков
ОПОР
4.
Сравнение
эффективности
применения
экономических моделей.

Устный опрос. (Вопросы к
устному опросу по темам: № 2.1,
2.2, 2.3, 2.4, 2.5.)

информации,
необходимой для
постановки и решения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития.

З5-задачи и способы
осуществления
макроэкономической
политики
государства,
механизмы
взаимодействия
инструментов
денежно-кредитной
и бюджетноналоговой политики,
направления
социальной
политики и методы
государственного
регулирования
доходов;

У5-распознавать
экономические
взаимосвязи, оценивать
экономические
процессы и явления,
применять инструменты
макроэкономического
анализа актуальных
проблем современной
экономики;

ОПОР
1.
Установление
взаимосвязи
основных
экономических показателей;

Наблюдение и оценка выполнения
практических работ:№3-12.
самостоятельной работы: № 3-6.

ОПОР
2.
Анализирование
результатов при изменении
экономических процессов и
явлений;
ОПОР
3.
Определение
преимуществ и недостатков
проведения
денежно
–
кредитной и бюджетно –
налоговой политик.

ОПОР
4.
Оценивание
эффективности
проводимой
социальной государственной
У6-выявлять проблемы политики.
экономического
ОПОР
1.
Определение
характера при анализе сущности
экономической
конкретных ситуаций, проблемы;
предлагать способы их
2.
Проведение
решения
с
учетом ОПОР
действия экономических необходимых экономических
закономерностей
на расчетов;
микро- и макроуровнях
ОПОР 3. Дифференцирование
ситуаций по уровням микромакро;

Рубежный контроль.
Выходной контроль по модулям 1,
2.

ПК 1.6. Обслуживать
расчетные операции с
использованием
различных
видов
платежных карт.
ПК
2.1.
Оценивать
кредитоспособность
клиентов.
ПК 2.2. Осуществлять и
оформлять
выдачу
кредитов.
ПК 2.3. Осуществлять
сопровождение выданных
кредитов.

ОК
1.
Понимать
сущность и социальную
значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и
способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивать их

З4-роль и функции
государства в
рыночной
экономике, способы
измерения
результатов
экономической
деятельности,
макроэкономические
показатели
состояния
экономики,
основные
макроэкономические
модели общего
равновесия,
динамические
модели
экономического
роста, фазы
экономических
циклов;

З5-задачи и способы
осуществления
макроэкономической
политики
государства,
механизмы
взаимодействия
инструментов
денежно-кредитной

У3-строить графики,
схемы, анализировать
механизмы
взаимодействия
различных факторов на
основе экономических
моделей

ОПОР
1.
Изучение
анализирование
государственного
регулировании экономики;

и

Входной контроль: тестирование.
Тест № 3.

ОПОР 2. Умение рассчитывать
основные макроэкономические
показатели экономики;

Оперативный контроль:

ОПОР 3. Сопоставление и
анализирование статистических
данных;

Устный опрос. (Вопросы к
устному опросу по темам: №3.1,
3.2.)

ОПОР
4.
Обоснование
взаимозависимости основных
экономических показателей.
ОПОР 5. Приведение примеров
разных
моделей
экономического роста;

У4-анализировать
статистические таблицы
системы национальных
счетов, определять
функциональные
взаимосвязи между
статистическими
показателями состояния
экономики;

ОПОР 6. Описание текущего
состояния
экономических
циклов;
ОПОР
7.
Определение
основных
задач
макроэкономической политики;
ОПОР
8.
основных

Распознавание
способов

Наблюдение и оценка выполнения
практических работ: №13-17.
самостоятельной работы: №7-8.

эффективность
качество.

и и бюджетно-

макроэкономического
регулирования;

налоговой политики,
направления
социальной
политики и методы
государственного
регулирования
доходов;

ОПОР
9.
Оценивание
эффективности современного
государственного
регулирования
денежнокредитной,
бюджетно
–
налоговой,
социальных
политик.

ОК 4. Осуществлять
поиск, анализ и оценку
информации,
необходимой
для
постановки и решения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития
ПК 1.5. Осуществлять
международные расчеты
по экспортно-импортным
операциям.
ПК
2.4.
Проводить
операции
на
рынке
межбанковских кредитов.
ПК 2.5. Формировать и
регулировать резервы на
возможные потери по
кредитам

ОПОР
10. Перечисление
основных
методов
регулирования доходов.

З4-роль и функции
государства в
рыночной
экономике, способы
измерения
результатов
экономической
деятельности,
макроэкономические
показатели
состояния
экономики,
основные
макроэкономические
модели общего
равновесия,
динамические

У4-анализировать
статистические таблицы
системы национальных
счетов, определять
функциональные
взаимосвязи между
статистическими
показателями состояния
экономики;

У5-распознавать

ОПОР 1. Сопоставление и
анализирование статистических
данных;

Входной контроль: тестирование.
Тест № 4.

ОПОР
2.
Обоснование
взаимозависимости основных
экономических показателей;
ОПОР 3. Формулирование
выводов
по
полученным
данным.

Оперативный контроль:
Устный опрос. (Вопросы к
устному опросу по темам: 4.1, 4.2,
4.3, 4.4.)

ОК 4. Осуществлять
поиск, анализ и оценку
информации,
необходимой
для
постановки и решения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития.
.

модели
экономического
роста, фазы
экономических
циклов;
З5-задачи и способы
осуществления
макроэкономической
политики
государства,
механизмы
взаимодействия
инструментов
денежно-кредитной
и бюджетноналоговой политики,
направления
социальной
политики и методы
государственного
регулирования
доходов;

З6-закономерности и
модели
функционирования
открытой экономики,
взаимосвязи
национальных
экономик и мирового
хозяйства;

экономические
взаимосвязи, оценивать
экономические
процессы и явления,
применять инструменты
макроэкономического
анализа актуальных
проблем современной
экономики;

ОПОР
1.
Установление
взаимосвязи
основных
экономических показателей;
ОПОР
2.
Анализирование
результатов при изменении
экономических процессов и
явлений;

Наблюдение и оценка выполнения
практических работ:№18-26.

ОПОР3.
Определение
преимуществ и недостатков
проведения
денежно
–
кредитной и бюджетно –
налоговой политик.
ОПОР
4.
Оценивание
эффективности
проводимой
социальной государственной
политики.

У6-выявлять проблемы
экономического
характера при анализе
конкретных ситуаций,
предлагать способы их
решения с учетом
действия экономических
закономерностей на
микро- и макроуровнях.

Рубежный контроль.
Выходной контроль по модулю 3,
4.

ОПОР 1.Определение сущности
экономической проблемы;
ОПОР
2.
необходимых
расчетов;

Проведение
экономических

Промежуточный контроль по
УД: экзамен.

ОПОР 3.Дифференцирование
ситуаций по уровням микромакро;
ОПОР
4. Предложение
решений
конкретных
экономических ситуаций с
учетом современного состояния
экономики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».