СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
стр.
4
12
24
27
3
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.07 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.
Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования
Предмет входит в цикл общеобразовательных базовых дисциплин, реализуется в течение 1 года обучения с максимальным
количеством часов 60. Результаты освоения предмета необходим при изучении всех учебных дисциплин общеобразовательного и
профессионального циклов.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Планируемые личностные результаты:
Код
группы ЛР
ЛР.1
ЛР.2
Группы личностных
результатов
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся к себе,
к своему здоровью, к
познанию себя
Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
ЛР.1.1 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
ЛР.1.2 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛР.1.3 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
ЛР.1.4 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
ЛР.1. 5 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
ЛР.1.6 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные
ЛР.2.1 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
результаты в сфере поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
отношений
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
обучающихся
к ЛР.2.2 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
России как к Родине свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
4
(Отечеству)
ЛР.3
ЛР.4
государственным символам (герб, флаг, гимн);
ЛР.2.3 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
ЛР.2.3 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные
ЛР.3.1 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
результаты в сфере
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
отношений
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
обучающихся к
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
закону, государству
ЛР.3.2 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
и к гражданскому
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав
обществу
и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
ЛР.3.3 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
ЛР.3.4 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
ЛР.3.5 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные
ЛР.4.1 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
результаты в сфере толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
отношений
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
обучающихся
с достижения;
ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
окружающими
людьми
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
5
ЛР.4.3 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
ЛР.4.5 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
ЛР.4.6 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
ЛР.5.1 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
ЛР.5.3 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира;
ЛР.5.4 понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ЛР.5.5 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
ЛР.6.2 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
ЛР.5
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру,
живой
природе,
художественной
культуре
ЛР.6
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
семье и родителям, в
том
числе
подготовка
к
семейной жизни
Личностные
ЛР.7.1 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
ЛР.7
6
ЛР.8
ЛР.9
результаты в сфере
отношения
обучающихся
к
труду,
в
сфере
социальноэкономических
отношений
Личностные
результаты в сфере
физического,
психологического,
социального и
академического
благополучия
обучающихся
Личностные
результаты в сфере
освоения
содержания учебной
дисциплины
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
ЛР.7.2 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ЛР.7.3 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
ЛР.7.4 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
ЛР.8.1 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
ЛР.9. 1 чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с
химическими веществами, материалами и процессами;
ЛР.9.2 готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
ЛР.9.3 умение использовать достижения современной химической науки и химических
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;
7
1.2.2. Планируемые метапредметные результаты:
Код группы
МПР
МПР.1
МПР.2
Групповые
метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные
учебные действия
Познавательные
универсальные
учебные действия
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
МПР.1.1 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
МПР.1.2 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
МПР.1. 3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
МПР.1.4 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
МПР.1.5 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
МПР.1.6 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
МПР.1.7 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
МПР.1.8 использовать различные виды познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи;
МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
МПР.2.2 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
МПР.2.3 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
МПР.2.5 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
8
МПР.3
Коммуникативные
универсальные
учебные действия
МПР.2.6 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
МПР.2.7 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
МПР.3.1 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МПР.3.2 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
МПР.3.3 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
МПР.3.4 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
1.2.3. Цели и планируемые предметные результаты:
Код ПР
ПР.1
Выпускник на базовом уровне научится
Основы комплексной безопасности
1.1 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность
дорожного движения;
1.2 использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и
реализации своих прав и определения ответственности;
1.3 оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
1.4 объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным
транспортным средством;
1.5 действовать согласно указанию на дорожных знаках;
1.6 пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
1.7 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя
транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих
людей);
1.8 составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных
9
ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
1.9 комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
1.10 использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и
реализации своих прав и определения ответственности;
1.11 оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
1.12 распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
1.13 описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
1.14 определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего
фактора при ухудшении экологической обстановки;
1.15 опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование
и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
1.16 опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
1.17 пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране
окружающей среды;
1.18 прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
1.19 составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении
экологической обстановки;
1.20 распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
1.21 соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
1.22 использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и
асоциальное поведение во время занятий хобби;
1.23 пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению
безопасности во время современных молодежными хобби;
1.24 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
1.25 применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий
современными молодежными хобби;
1.26 распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению
на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
1.27 использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на
транспорте;
1.28 пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по
обеспечению безопасности на транспорте;
1.29 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
1.30 составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте.
10
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
1.31 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от
опасных и чрезвычайных ситуаций;
1.32 использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и
чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать
основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
1.33 раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций;
1.34 приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийноспасательные работы, обучение населения;
1.35 приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных
для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
1.36 объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
1.37 использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического
контроля;
1.38 действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
1.39 вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
1.40 прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени;
1.41 пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
1.42 составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
1.43 Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
1.44 объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
1.45 оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в
Российской Федерации;
1.46 раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму;
1.47 объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и
наркотизму;
1.48 комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу
11
противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
1.49 описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации;
1.50 пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих
противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной
безопасности;
1.51 использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
1.52 распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
1.53 распознавать симптомы употребления наркотических средств;
1.54 описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность,
распространению и употреблению наркотических средств;
1.55 использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с
перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической
деятельностью;
1.56 описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
1.57 описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
1.58 составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и
угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
1.59 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
1.60 использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации
своих прав;
1.61 оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
1.62 описывать факторы здорового образа жизни;
1.63 объяснять преимущества здорового образа жизни;
1.64 объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
1.65 описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
1.66 раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
1.67 распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
1.68 пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни,
сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
1.69 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;
1.70 использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации
12
Код ПР
ПР.2
своих прав, определения ответственности;
1.71 оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
1.72 отличать первую помощь от медицинской помощи;
1.73 распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
1.74 оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
1.75 вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
1.76 выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных
средств и средств промышленного изготовления;
1.77 действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
1.78 составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
1.79 комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом
благополучия населения;
1.80 использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия
населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
1.81 оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от
неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
1.82 классифицировать основные инфекционные болезни;
1.83 определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных
заболеваний;
1.84 действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или
бактериологического очага.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
Основы комплексной безопасности
2.1 объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
2.2 устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
Основы обороны государства
2.3 объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
2.4 приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных
исторических периодов, прослеживать их эволюцию.
13
1.2.4 Общие компетенции (из ФГОС СПО)
OK 1.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК.05
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК.06
ОК.07
ОК.09
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.10
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК.11
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ОК.08
14
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
в том числе:
теоретическое обучение (урок, лекция)
лабораторные занятия
практические занятия, из них
семинары
индивидуальный проект
Самостоятельная работа (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над индивидуальным проектом
Консультации
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
37
19
16
2
-
15
2.2. Календарно - тематический план и содержание учебного предмета Основы безопасности и жизнедеятельности
Наименова
ние
разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
№
урока
2
3
1,2
1
Входной
контроль
Входная диагностика.
Проверка усвоенных знаний школьной программы по предмету ОБЖ
Раздел 1
Основы
комплекс
ной безопас
ности
Содержание учебного материала
1 Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние
экологической безопасности на национальную безопасность РФ.
Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны
окружающей среды.
Календ
арные
сроки
выполн
ения
Объем
часов
Урове
нь
освоен
ия
5
2
6
2
3,4
2
1
4
2
Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска.
Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование
экологических знаков.
5-6
2
1
4
Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в
общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на
железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте.
7-8
2
1
Коды
результато
в,
формиров
анию
которых
способству
ет элемент
программ
ы
7
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
16
5
Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков
безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за
асоциальное поведение на транспорте.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №1 (семинар)
Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся
пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов,
мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование
дорожных знаков.
2
Раздел 2
Защита
населения
Российской
Федерации
от опасных
и чрезвы
чайных
Практическая работа №2 (семинар)
Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби.
Последствия и ответственность.
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
1 Основы законодательства Российской Федерации по организации
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права,
обязанности и ответственность гражданина в области организации
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
9-10
2
11
1
12
1
13-14
2
1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ПР1.1.3
ПР1.1.6
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ПР1.1.3
ПР1.1.6
1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ОК.1
ПР.2.2.3
17
ситуаций
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №3
Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков
безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации.
15-16
2
17-18
2
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
1 Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма.
Общегосударственная система противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской
Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму
19-20
2
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №5 (семинар)
Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность, распространению и употреблению
наркотических средств.
21-22
2
2
Раздел 3
Основы
противодей
ствия экс
тремизму,
терроризму
и
наркотизму
в
Российской
Федерации
Практическая работа №4
Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы
индивидуального дозиметрического контроля.
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ОК.1
ПР.2.2.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ОК.1
ПР.2.2.3
1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
18
Практическая работа №6
Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении
уровней террористической опасности и угрозе совершения
террористической акции.
Раздел 4
Основы
здорового
образа
жизни
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Практические занятия
1 Практическая работа №7
Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье.
2
Практическая работа №8
Индивидуальная модель здорового образа жизни.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №9
Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и
способы оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.
23-24
2
25
1
26
1
27
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
19
2
Раздел 6
Основы
обороны
государства
Практическая работа №10
Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Правила
поведения в случае возникновения эпидемии. Предназначение и
использование знаков безопасности медицинского и санитарного
назначения.
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
Содержание учебного материала
2 Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1 Практическая работа №11
Факторы и источники угроз национальной и военной безопасности,
оказывающие негативное влияние на национальные интересы России.
Раздел 7
Правовые
основы
военной
службы
Контрольные работы не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
1 Основные нормативные правовые акты в области воинской обязанности
граждан и военной службы
28
1
29-30
2
МПР.3.3
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
2
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
31-32
2
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
33-34
2
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
20
Выходной
контроль
Итого:
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические работы не предусмотрены
Сасмостоятельная работа: презентация - ЗОЖ
Дифференцированный зачет
МПР.3.3
35-36
37
2
1
ЛР.1.4
ЛР.2.2
ЛР.3.1
ЛР.4.2
ЛР.5.1
МПР.1.1
МПР.3.3
37
21
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
Программа реализуется в учебном кабинете общеобразовательных дисциплин.
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место обучающегося -30.
- рабочее место преподавателя-1
- доска мультимедиа - 1
- демонстрационный экран-1
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Основы безопасности и жизнедеятельности»
(в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по географии для
общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской
Федерации).
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Косолапова, Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник / Н.В. Косолапова, Н.А.
Прокопенко. — М.: ИЦ Академия, 2017. — 368 c.
Дополнительные источники:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. –
М., 2004.
2. Тверская, С.С. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник / С.С. Тверская. — М.: МПСУ, МОДЭК,
2010. — 456 c.
3. Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван… — Рн/Д: Феникс, 2012.
— 443 c.
22
4. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений средних
профессиональных образования / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. — М.: ИЦ
Академия, 2010. — 176 c.
5. Семехин, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Ю.Г. Семехин; Под ред. проф. Б.Ч. Месхи. — М.:
НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2012. — 288 c
Интернет-ресурсы:
1.
HTTPS://ZINREF.RU/000_UCHEBNIKI/05300_TEHNIKA_BEZOPASNOSTI/006_00_00_LEKCII_PO_BJD/0
00.HTM
2.
HTTP://WINDOW.EDU.RU/RESOURCE/215/67215/FILES/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8
%D0%B8%20%D0%91%D0%96%D0%94.PDF
3.
HTTPS://EDUCONTEST.NET/RU/64696/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%83%D0%B1%D0%B6%D0%B4-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%BF%D0%BE/
4.
HTTP://ZABIZHT.RU/UMKD/E6NOO7UOU0AULC8VPZPUJIRFGQXBROW0MC0E.PDF
23
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Система контроля и оценки результатов по предмету разработана в соответствии с локальными нормативными документами:
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся;
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, которые
конкретизированы в Планируемых результатах освоения обучающимися Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования. В рабочей программе учебного предмета планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) распределены
по разделам и темам.
Уровневый подход к оценке предметных результатов обеспечивается двумя группами их представления:
«Выпускник научится» – базовый уровень;
«Выпускник получит возможность научиться» – базовый уровень.
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается в отношении всех
обучающихся.
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается в отношении наиболее мотивированных и
способных обучающихся.
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.
Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил
поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная
деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностносмысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде агрегированных
(усредненных, анонимных) данных.
Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется куратором преимущественно на основе
ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в
виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией.
24
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов по предмету «ОБЖ» осуществляется в форме комплексной проверочной работы по основам
безопасности жизнедеятельности в начале и конце учебного года.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС). КОС включают в
себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям оценки результатов освоения дисциплины.
Измерению и оценке подлежат предметные результаты обучения «Выпускник на базовом уровне научится».
Предметные результаты «Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную
аттестацию.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические
работы, творческие работы)
Промежуточная аттестация по дисциплине представляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее
освоения. Промежуточная аттестация по дисциплине предусмотрена в форме дифференцированного экзамена.
В случае использования стандартизированных измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала задается
на уровне выполнения не менее 65% заданий базового уровня или получения 65% от максимального балла за выполнение заданий базового
уровня. В период введения ФГОС СОО допускается установление критерия освоения учебного материала на уровне 50% от максимального
балла за выполнение заданий базового уровня.
Предметные результаты обучения
Выпускник на базовом уровне научится
Основы комплексной безопасности
1.1 Комментировать назначение основных
нормативных правовых актов, определяющих
правила и безопасность дорожного движения;
1.2 использовать основные нормативные
правовые акты в области безопасности
дорожного движения для изучения и
реализации своих прав и определения
ответственности;
Показатели
Формы и методы оценки
Демонстрирует умение комментировать назначение Устный опрос
основных
нормативных
правовых
актов,
определяющих правила и безопасность дорожного
движения;
Демонстрирует умение использовать основные
нормативные правовые акты в области безопасности
дорожного движения для изучения и реализации Устный опрос
своих прав и определения ответственности;
25
1.3 оперировать основными понятиями в
области
безопасности
дорожного
движения;
1.4 объяснять
назначение
предметов
экипировки
для
обеспечения
безопасности
при
управлении
двухколесным
транспортным
средством;
1.5 действовать согласно указанию на
дорожных знаках;
1.6 пользоваться
официальными
источниками
для
получения
информации в области безопасности
дорожного движения;
1.7 прогнозировать
и
оценивать
последствия своего поведения в
качестве пешехода, пассажира или
водителя транспортного средства в
различных дорожных ситуациях для
сохранения жизни и здоровья (своих и
окружающих людей);
1.8 составлять модели личного безопасного
поведения
в
повседневной
жизнедеятельности и в опасных и
чрезвычайных ситуациях на дороге (в
части,
касающейся
пешеходов,
пассажиров и водителей транспортных
средств);
1.9 комментировать
назначение
нормативных правовых актов в области
охраны окружающей среды;
1.10использовать основные нормативные
правовые акты в области охраны
окружающей среды для изучения и
реализации своих прав и определения
Демонстрирует умение оперировать основными
Самостоятельная работа с
понятиями в области безопасности дорожного
учебником
движения;
Демонстрирует умение объяснять назначение
предметов
экипировки
для
обеспечения
безопасности при управлении двухколесным Устный опрос
транспортным средством;
Демонстрирует умение действовать согласно
Тестирование
указанию на дорожных знаках;
Демонстрирует умение пользоваться официальными
источниками для получения информации в области Самостоятельная работа с
безопасности дорожного движения;
учебником
Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать
последствия своего поведения в качестве пешехода,
пассажира или водителя транспортного средства в
различных дорожных ситуациях для сохранения Устный опрос
жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
Демонстрирует умение составлять модели личного
безопасного
поведения
в
повседневной
жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных
Самостоятельная работа с
ситуациях на дороге (в части, касающейся
учебником
пешеходов, пассажиров и водителей транспортных
средств);
Демонстрирует умение комментировать назначение
нормативных правовых актов в области охраны Домашнее задание
окружающей среды;
Демонстрирует умение использовать основные
нормативные правовые акты в области охраны
Устный опрос
окружающей среды для изучения и реализации
своих прав и определения ответственности;
26
ответственности;
1.11оперировать основными понятиями в
области охраны окружающей среды;
1.12распознавать
наиболее
неблагоприятные территории в районе
проживания;
1.13описывать
факторы
экориска,
объяснять, как снизить последствия их
воздействия;
1.14определять,
какие
средства
индивидуальной защиты необходимо
использовать
в
зависимости
от
поражающего фактора при ухудшении
экологической обстановки;
1.15опознавать организации, отвечающие
за защиту прав потребителей и
благополучие
человека,
природопользование
и
охрану
окружающей среды, для обращения в
случае необходимости;
1.16опознавать, для чего применяются и
используются экологические знаки;
1.17пользоваться
официальными
источниками
для
получения
информации
об
экологической
безопасности и охране окружающей
среды;
1.18прогнозировать и оценивать свои
действия
в
области
охраны
окружающей среды;
1.19составлять
модель
личного
безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и при ухудшении
экологической обстановки;
1.20распознавать
явные
и
скрытые
Демонстрирует умение оперировать основными
Публичное выступление с докладом
понятиями в области охраны окружающей среды;
Демонстрирует умение распознавать наиболее
неблагоприятные территории в районе проживания; Устный опрос
Демонстрирует
умение
описывать
факторы
экориска, объяснять, как снизить последствия их Домашнее задание
воздействия;
Демонстрирует умение определять, какие средства
индивидуальной защиты необходимо использовать
в зависимости от поражающего фактора при Публичное выступление с докладом
ухудшении экологической обстановки;
Демонстрирует умение опознавать организации,
отвечающие за защиту прав потребителей и
благополучие человека, природопользование и
Домашнее задание
охрану окружающей среды, для обращения в случае
необходимости;
Демонстрирует умение опознавать, для чего
Тестирование
применяются и используются экологические знаки;
Демонстрирует умение пользоваться официальными
источниками для получения информации об
экологической безопасности и охране окружающей Домашнее задание
среды;
Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать
свои действия в области охраны окружающей Публичное выступление с докладом
среды;
Демонстрирует умение составлять модель личного
безопасного
поведения
в
повседневной
Устный опрос
жизнедеятельности и при ухудшении экологической
обстановки;
Демонстрирует умение распознавать явные и Публичное выступление с докладом
27
опасности в современных молодежных
хобби;
1.21соблюдать правила безопасности в
увлечениях,
не
противоречащих
законодательству РФ;
1.22использовать нормативные правовые
акты для определения ответственности
за
противоправные
действия
и
асоциальное поведение во время
занятий хобби;
1.23пользоваться
официальными
источниками
для
получения
информации о рекомендациях по
обеспечению безопасности во время
современных молодежными хобби;
1.24прогнозировать
и
оценивать
последствия своего поведения во время
занятий современными молодежными
хобби;
1.25применять правила и рекомендации
для составления модели личного
безопасного поведения во время
занятий современными молодежными
хобби;
1.26распознавать опасности, возникающие
в различных ситуациях на транспорте, и
действовать согласно обозначению на
знаках безопасности и в соответствии с
сигнальной разметкой;
1.27использовать нормативные правовые
акты для определения ответственности
за
асоциальное
поведение
на
транспорте;
1.28пользоваться
официальными
источниками
для
получения
скрытые опасности в современных молодежных
хобби;
Демонстрирует
умение
соблюдать
правила
Домашнее задание
безопасности в увлечениях, не противоречащих
законодательству РФ;
Демонстрирует умение использовать нормативные
правовые акты для определения ответственности за
Устный опрос
противоправные действия и асоциальное поведение
во время занятий хобби;
Демонстрирует умение пользоваться официальными
источниками для получения информации о
Публичное выступление с докладом
рекомендациях по обеспечению безопасности во
время современных молодежными хобби;
Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать
последствия своего поведения во время занятий Домашнее задание
современными молодежными хобби;
Демонстрирует умение применять правила и
рекомендации для составления модели личного
Домашнее задание
безопасного
поведения
во
время
занятий
современными молодежными хобби;
Демонстрирует умение распознавать опасности,
возникающие в различных ситуациях на транспорте,
Устный опрос
и действовать согласно обозначению на знаках
безопасности и в соответствии с сигнальной
разметкой;
Демонстрирует умение использовать нормативные
Самостоятельная работа с
правовые акты для определения ответственности за
учебником
асоциальное поведение на транспорте;
Демонстрирует умение пользоваться официальными Домашнее задание
источниками для получения информации о
28
информации
о
правилах
и
рекомендациях
по
обеспечению
безопасности на транспорте;
1.29прогнозировать
и
оценивать
последствия своего поведения на
транспорте;
1.30составлять
модель
личного
безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и в опасных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации
от опасных и чрезвычайных ситуаций
1. 31 Комментировать назначение основных
нормативных правовых актов в области
защиты населения и территорий от опасных и
чрезвычайных ситуаций;
1.32 использовать основные нормативные
правовые акты в области защиты населения и
территорий от опасных и чрезвычайных
ситуаций для изучения и реализации своих
прав
и
определения
ответственности;
оперировать основными понятиями в области
защиты населения и территорий от опасных и
чрезвычайных ситуаций;
1.33 раскрывать
составляющие
государственной системы, направленной
на защиту населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций;
1.34
приводить
примеры
основных
направлений деятельности государственных
служб по защите населения и территорий от
опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз,
мониторинг, оповещение, защита, эвакуация,
аварийно-спасательные работы, обучение
населения;
правилах и рекомендациях
безопасности на транспорте;
по
обеспечению
Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать
Тестирование
последствия своего поведения на транспорте;
Демонстрирует умение составлять модель личного
безопасного
поведения
в
повседневной Публичное выступление с докладом
жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных
ситуациях на транспорте.
Демонстрирует умение комментировать назначение
основных нормативных правовых актов в области
защиты населения и территорий от опасных и Домашнее задание
чрезвычайных ситуаций;
Демонстрирует умение использовать основные
нормативные правовые акты в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных
ситуаций для изучения и реализации своих прав и Публичное выступление с докладом
определения
ответственности;
оперировать
основными понятиями в области защиты населения
и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
Демонстрирует умение раскрывать составляющие
Самостоятельная работа с
государственной системы, направленной на защиту
учебником
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
Демонстрирует
умение
приводить
примеры
основных
направлений
деятельности
государственных служб по защите населения и
Устный опрос
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций:
прогноз,
мониторинг,
оповещение,
защита,
эвакуация,
аварийно-спасательные
работы,
обучение населения;
29
приводить примеры потенциальных
опасностей природного, техногенного и
социального характера, характерных для
региона проживания, и опасностей и
чрезвычайных ситуаций, возникающих
при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
1.36 объяснять причины их возникновения,
характеристики, поражающие факторы,
особенности и последствия;
1.37 использовать
средства
индивидуальной, коллективной защиты и
приборы
индивидуального
дозиметрического контроля;
1.38 действовать согласно обозначению на
знаках безопасности и плане эвакуации;
1.35
вызывать в случае необходимости
службы экстренной помощи;
1.40 прогнозировать и оценивать свои
действия в области обеспечения личной
безопасности в опасных и чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени;
1.41 пользоваться
официальными
источниками для получения информации
о защите населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций в мирное и
военное время;
1.42 составлять
модель
личного
безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской
Федерации
1.39
Демонстрирует
умение
приводить
примеры
потенциальных
опасностей
природного,
техногенного и социального характера, характерных Проверка результатов и хода
для региона проживания, и опасностей и выполнения практических работ
чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
Демонстрирует умение объяснять причины их Проверка результатов и хода
возникновения,
характеристики,
поражающие выполнения практических работ
факторы, особенности и последствия;
Демонстрирует умение использовать средства
индивидуальной, коллективной защиты и приборы
индивидуального дозиметрического контроля;
Демонстрирует умение действовать согласно
обозначению на знаках безопасности и плане
эвакуации;
Демонстрирует умение вызывать в случае
необходимости службы экстренной помощи;
Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать
свои действия в области обеспечения личной
безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях
мирного и военного времени;
Демонстрирует умение пользоваться официальными
источниками для получения информации о защите
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в
мирное и военное время;
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Демонстрирует умение составлять модель личного
безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени.
Демонстрирует
умение
характеризовать
особенности экстремизма, терроризма и наркотизма
в Российской Федерации;
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Устный опрос
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
30
Характеризовать
особенности
экстремизма, терроризма и наркотизма в
Российской Федерации;
1.44 объяснять взаимосвязь экстремизма,
терроризма и наркотизма;
1.45 оперировать основными понятиями в
области противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской
Федерации;
1.46 раскрывать
предназначение
общегосударственной
системы
противодействия
экстремизму,
терроризму и наркотизму;
1.47 объяснять основные принципы и
направления
противодействия
экстремистской,
террористической
деятельности и наркотизму;
1.48 комментировать назначение основных
нормативных
правовых
актов,
составляющих
правовую
основу
противодействия
экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской
Федерации;
1.49 описывать органы исполнительной
власти,
осуществляющие
противодействие
экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской
Федерации;
1.50 пользоваться официальными сайтами и
изданиями
органов
исполнительной
власти,
осуществляющих
противодействие
экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской
Федерации, для обеспечения личной
безопасности;
1.43
Демонстрирует умение объяснять взаимосвязь
экстремизма, терроризма и наркотизма;
Демонстрирует умение оперировать основными
понятиями в области противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Демонстрирует умение раскрывать предназначение Проверка результатов и хода
общегосударственной системы противодействия выполнения практических работ
экстремизму, терроризму и наркотизму;
Демонстрирует
умение объяснять
основные
принципы
и
направления
противодействия
экстремистской, террористической деятельности и
наркотизму;
Демонстрирует умение комментировать назначение
основных
нормативных
правовых
актов,
составляющих правовую основу противодействия
экстремизму,
терроризму и наркотизму
в
Российской Федерации;
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Демонстрирует
умение
описывать
органы Проверка результатов и хода
исполнительной
власти,
осуществляющие выполнения практических работ
противодействие экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации;
Демонстрирует умение пользоваться официальными Проверка результатов и хода
сайтами и изданиями органов исполнительной выполнения практических работ
власти,
осуществляющих
противодействие
экстремизму,
терроризму и наркотизму
в
Российской Федерации, для обеспечения личной
безопасности;
31
использовать основные нормативные
правовые акты в области противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму в
Российской Федерации для изучения и
реализации своих прав, определения
ответственности;
1.52 распознавать признаки вовлечения в
экстремистскую и террористическую
деятельность;
1.53 распознавать симптомы употребления
наркотических средств;
1.54 описывать способы противодействия
вовлечению
в
экстремистскую
и
террористическую
деятельность,
распространению
и
употреблению
наркотических средств;
1.55 использовать официальные сайты ФСБ
России,
Министерства
юстиции
Российской Федерации для ознакомления
с перечнем организаций, запрещенных в
Российской Федерации в связи с
экстремистской
и
террористической
деятельностью;
1.56 описывать действия граждан при
установлении уровней террористической
опасности;
1.57 описывать правила и рекомендации в
случае проведения террористической
акции;
1.58 составлять
модель
личного
безопасного поведения при установлении
уровней террористической опасности и
угрозе совершения террористической
акции.
Основы здорового образа жизни
1.51
Демонстрирует умение использовать основные
нормативные
правовые
акты
в
области
противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации для изучения и
реализации
своих
прав,
определения
ответственности;
Демонстрирует умение распознавать признаки
вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность;
Демонстрирует умение распознавать симптомы
употребления наркотических средств;
Демонстрирует
умение
описывать
способы
противодействия вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность, распространению
и употреблению наркотических средств;
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Демонстрирует умение использовать официальные Проверка результатов и хода
сайты ФСБ России, Министерства юстиции выполнения практических работ
Российской Федерации для ознакомления с
перечнем организаций, запрещенных в Российской
Федерации в связи с экстремистской и
террористической деятельностью;
Демонстрирует умение описывать действия граждан
при установлении уровней террористической
опасности;
Демонстрирует умение описывать правила и
рекомендации
в
случае
проведения
террористической акции;
Демонстрирует умение составлять модель личного
безопасного поведения при установлении уровней
террористической опасности и угрозе совершения
террористической акции.
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Демонстрирует умение комментировать назначение Проверка результатов и хода
32
1.59 Комментировать назначение основных
нормативных правовых актов в области
здорового образа жизни;
1.60 использовать основные нормативные
правовые акты в области здорового образа
жизни для изучения и реализации своих
прав;
1.61 оперировать основными понятиями в
области здорового образа жизни;
1.62 описывать факторы здорового образа
жизни;
1.63 объяснять преимущества здорового
образа жизни;
1.64 объяснять значение здорового образа
жизни для благополучия общества и
государства;
1.65 описывать основные факторы и
привычки, пагубно влияющие на здоровье
человека;
1.66 раскрывать сущность репродуктивного
здоровья;
1.67 распознавать факторы, положительно и
отрицательно
влияющие
на
репродуктивное здоровье;
1.68 пользоваться
официальными
источниками для получения информации
о здоровье, здоровом образе жизни,
сохранении
и
укреплении
репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи
1. 69
Комментировать
назначение
основных нормативных
правовых
актов в области оказания первой
помощи;
основных нормативных правовых актов в области выполнения практических работ
здорового образа жизни;
Демонстрирует умение использовать основные
нормативные правовые акты в области здорового
образа жизни для изучения и реализации своих
прав;
Демонстрирует умение оперировать основными
понятиями в области здорового образа жизни;
Демонстрирует
умение
описывать
факторы
здорового образа жизни;
Демонстрирует умение
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Демонстрирует
умение
объяснять
значение Проверка результатов и хода
здорового образа жизни для благополучия общества выполнения практических работ
и государства;
Демонстрирует умение описывать основные Самостоятельная работа с
факторы и привычки, пагубно влияющие на учебником
здоровье человека;
Демонстрирует умение раскрывать сущность
Публичное выступление с докладом
репродуктивного здоровья;
Демонстрирует умение распознавать факторы,
Домашнее задание
положительно и отрицательно влияющие на
репродуктивное здоровье;
Демонстрирует умение пользоваться официальными
источниками для получения информации
о
Домашнее задание
здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и
укреплении репродуктивного здоровья.
Демонстрирует умение комментировать назначение
основных нормативных правовых актов в области
Самостоятельная работа с
оказания первой помощи;
учебником
33
1.70
использовать основные нормативные
правовые акты в области оказания первой
помощи для изучения и реализации своих
прав, определения ответственности;
1.71 оперировать основными понятиями в
области оказания первой помощи;
Демонстрирует умение использовать основные
нормативные правовые акты в области оказания Публичное выступление с докладом
первой помощи для изучения и реализации своих
прав, определения ответственности;
Демонстрирует умение оперировать основными Самостоятельная работа с
понятиями в области оказания первой помощи;
учебником
отличать
первую
помощь
от
медицинской помощи;
1.73 распознавать состояния, при которых
оказывается первая помощь, и определять
мероприятия по ее оказанию;
1.74 оказывать
первую
помощь
при
неотложных состояниях;
1.75 вызывать в случае необходимости
службы экстренной помощи;
1.76 выполнять
переноску
(транспортировку)
пострадавших
различными способами с использованием
подручных
средств
и
средств
промышленного изготовления;
1.77 действовать согласно указанию на
знаках безопасности медицинского и
санитарного назначения;
1.78 составлять
модель
личного
безопасного поведения при оказании
первой помощи пострадавшему;
1.79 комментировать назначение основных
нормативных правовых актов в сфере
санитарно-эпидемиологическом
благополучия населения;
1.80 использовать основные нормативные
правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического
благополучия
населения для изучения и реализации
Демонстрирует умение отличать первую помощь от
медицинской помощи;
Демонстрирует умение распознавать состояния, при
которых оказывается первая помощь, и определять
мероприятия по ее оказанию;
Демонстрирует умение оказывать первую помощь
при неотложных состояниях;
Демонстрирует умение вызывать в случае
необходимости службы экстренной помощи;
Демонстрирует умение выполнять переноску
(транспортировку)
пострадавших
различными
способами с использованием подручных средств и
средств промышленного изготовления;
Публичное выступление с докладом
Демонстрирует умение действовать согласно
указанию на знаках безопасности медицинского и
санитарного назначения;
Демонстрирует умение составлять модель личного
безопасного поведения при оказании первой
помощи пострадавшему;
Демонстрирует умение комментировать назначение
основных нормативных правовых актов в сфере
санитарно-эпидемиологическом
благополучия
населения;
Демонстрирует умение использовать основные
нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для
изучения и реализации своих прав и определения
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
1.72
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
34
своих
прав
и
определения ответственности;
ответственности;
1.81 оперировать понятием «инфекционные Демонстрирует умение оперировать понятием
болезни» для определения отличия «инфекционные болезни» для определения отличия
инфекционных
заболеваний
от инфекционных заболеваний от неинфекционных
неинфекционных заболеваний и особо заболеваний и особо опасных инфекционных
опасных инфекционных заболеваний;
заболеваний;
1.82 классифицировать
основные Демонстрирует умение классифицировать основные
инфекционные болезни;
инфекционные болезни;
1.83 определять меры, направленные на Демонстрирует
умение
определять
меры,
предупреждение
возникновения
и направленные на предупреждение возникновения и
распространения
инфекционных распространения инфекционных заболеваний;
заболеваний;
1.84 действовать в порядке и по правилам
Демонстрирует умение действовать в порядке и по
поведения в случае возникновения
правилам поведения в случае возникновения
эпидемиологического или
эпидемиологического или бактериологического
бактериологического очага.
очага.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
Основы комплексной безопасности
Умеет объяснять, как экологическая безопасность
2.1 объяснять, как экологическая
связана с национальной безопасностью и влияет на
безопасность связана с национальной
нее .
безопасностью и влияет на нее .
Защита населения Российской Федерации
Умеет устанавливать и использовать мобильные
от опасных и чрезвычайных ситуаций
приложения служб, обеспечивающих защиту
2.2 устанавливать и использовать мобильные
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций,
приложения служб, обеспечивающих защиту
для обеспечения личной безопасности.
населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций, для обеспечения личной
безопасности.
Основы обороны государства
Умеет объяснять основные задачи и направления
2.3 объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и
развития, строительства, оснащения и
модернизации ВС РФ;
модернизации ВС РФ;
2.4 приводить примеры применения
Умеет приводить примеры применения различных
различных типов вооружения и военной
типов вооружения и военной техники в войнах и
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Проверка результатов и хода
выполнения практических работ
Домашнее задание
Тестирование
Домашнее задание
Домашнее задание
35
техники в войнах и конфликтах различных
исторических периодов, прослеживать их
эволюцию.
Промежуточная аттестация
конфликтах различных исторических периодов,
прослеживать их эволюцию.
Дифференцированный зачет
36