1
2
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по факультативному предмету «Основы экологии» разработана на
основе методических рекомендаций по установлению особенностей организации образовательного процесса для лиц с ограниченными
возможностями здоровья – выпускников специальных общеобразовательных школ VIII вида, Федерального закона Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями), учебного плана ГБПОУ «БРИЭТ» на 2020-2021
учебный год.
При разработке адаптированной рабочей программы факультативного предмета учтены:
•
особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• неоднородность состава группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
•
диапазон возможностей освоения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ в различных
условиях обучения.
Содержание адаптированной рабочей программы факультативного предмета «Основы экологии» адаптировано с учетом
возможностей лиц рассматриваемой категории. Значительно снижены объем и глубина изучаемого материала, упрощена структура изучаемого
материала. Обучающимся с нарушениями интеллектуального развития дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд
понятий не изучаются. Вместе с тем формируемые у них профессиональные знания, умения и навыки должны быть вполне достаточными для
того, чтобы подготовить их к труду по получаемой профессии. В обучении подростков с нарушениями интеллектуального развития
преподавателем используются специфические методы и приемы, облегчающие им усвоение учебного материала. Например, сложные понятия
изучаются путем расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности - метод маленьких порций. При изучении
сложных понятий осуществляется опора на практическую деятельность, широко используется наглядность.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА………………………………………6
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА…………….8
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА ………………….12
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО
ПРЕДМЕТА………………………………………………………………………………………………………………………………………………….13
4
1. ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. Область применения программы
Адаптированная рабочая программа факультативного предмета «Основы экологии» разработана в соответствии с Методическими
рекомендациями по разработке адаптированных программ опережающего профессионального обучения (профессиональная подготовка) для
профессиональной подготовки из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, по направлению 16675 «Повар».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в
специальный курс профессиональной подготовки.
Адаптированная рабочая программа факультативного предмета может быть использована в дополнительном профессиональном
образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии: 16675 «Повар».
1.3. Цели и задачи учебного предмета– требования к результатам освоения предмета:
В результате освоения адаптированной рабочей программы факультативного предмета обучающийся должен уметь:
- проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;
- использовать нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды;
- проводить мероприятия по защите окружающей среды и по ликвидации последствий заражения окружающей
среды.
В результате освоения адаптированной рабочей программы факультативного предмета обучающийся должен знать:
- условия устойчивого состояния экосистем;
- причины возникновения экологического кризиса;
- основные природные ресурсы России;
- принципы мониторинга окружающей среды;
- принципы рационального природопользования.
1.4. Количество часов на освоение программы факультативного предмета
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 56часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 56часов;
5
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
56
56
10
2
6
2.2 Календарно-тематический план и содержание рабочей программы факультативного предмета «Экология»
Наименование разделов
и тем
Тема 1
Экосистемы
Тема 2
Биосфера
Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Основы экологии
Содержание учебного материала:
1.Предмет экологии
2.Объекты экологии. Задачи экологии
3.Основные законы экологии
4.Экологические факторы среды.
5.Температура, влажность, свет
Лабораторные работы не предусмотрены
Практическая работа №1 «Антропогенное
воздействие на окружающую среду»
Самостоятельная работа обучающихся не
предусмотрена
Содержание учебного материала:
6.Влияние ОС на здоровье человека
7.Загрязнение атмосферы
8.Загразнение гидросферы
9.Загрязнение литосферы
10.Хозяйственная деятельность человека и ее
воздействие на ОС
11.Понятие «Охрана природы»
12.Локальные,региональные и глобальные
проблемы экологии
13.Определение экологического кризиса
14.Причины и виды экологических катастроф
15.Природные ресурсы и их классификация
16.Проблемы использования природных ресурсов
17.Рациональное природопользование
№ заня
тия
(1час)
Календарные
сроки
выполнения
Объем
часов
Уровень
освоения
56
1,2
3,4
5,6
7,8
2
2
2
2
1
1
1
1
9,10
-
2
2
1
2
-
-
-
-
11,12
13, 14
15,16
17,18
19,20
2
2
2
2
2
21,22
2
23,24
2
25,26
2
27,28
2
18.Принципы и правила охраны природы
19.Мониторинг окружающей среды
20.Рациональное использование атмосферы
21. Рациональное использование водных
ресурсов
22. Рациональное использование недр
23. Рациональное использование растительного и
животного мира
24.История охраны природы в России
25.ООПТ Республики Бурятия
26.Байкаловедение. Экологические проблемы
байкальского региона
27.Экологическое законодательство.
Международное сотрудничество в области
охраны природы.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практическая работа №2 «Классификация
природных ресурсов»
Практическая работа №3 «Создание
картосхемы охраняемых природных территорий
России»
Практическая работа №4 «Соблюдение в
профессиональной деятельности регламента
экологической безопасности»
Самостоятельная работа обучающихся не
предусмотрена
Контрольные работы.
Контрольная работа №1
Тестовые задания по изученному материалу.
29,30
31,32
33,34
2
2
2
35,36
37,38
2
2
39,40
41,42
43,44
2
2
2
45,46
2
47,48
8
2
-
-
49-52
53,54
55,56
2
ИТОГО
56
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации рабочей программы предмета имеется в наличии учебный кабинет экологии №101.
- посадочные места по количеству обучающихся - 30;
- рабочее место преподавателя – 1;
- учебники, учебные пособия - 7;
- доска мультимедиа – 1;
- демонстрационный экран -1;
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Экология»
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- МФУ;
- тесты;
- презентации.
УМК:
- Рабочая программа УД;
- Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Экология» для студентов всех специальностей и профессий
СПО;
- Методические рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ по дисциплине «Экология»;
- Контрольно-измерительные материалы.
3.2. Информационное обеспечение
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники для обучающихся:
1. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. —
М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с.
2. Сазонов, Э. В. Экология городской среды : учеб. пособие для СПО / Э. В. Сазонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство
Юрайт, 2019. — 275 с.
3. Титов Е.В. Экология: учеб. для студ. учреждений СПО / Я.В. Котелевская, И.В. Куко, П.М. Скворцов – 5-е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2017 – 208 с.
4. Трифонова, Т. А. Гигиена и экология человека : учеб. пособие для СПО / Т. А. Трифонова, Н. В. Мищенко, Н. В. Орешникова. — 2-е
изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.
5.
Интернет-ресурсы
1. www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
2. www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
3. www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО
ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения адаптированной рабочей программы предмета осуществляется преподавателем в процессе
проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной
системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Исходя из поставленных целей и психофизиологических особенностей обучающихся необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения работ;
- самостоятельность ответа;
- умение переносить полученные знания на практику;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка «5» при выполнении 100% заданий – ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто
содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.
Оценка «4» при выполнении от 60% до 90% заданий - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно
сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.
Оценка «3» если верно выполнено от 40% до 60% заданий - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения
материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.
Оценка «2» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение
работать с учебным материалом.
Выставление отметки за полугодие выставляется как среднеарифиметическое отметок на основе результатов тематического контроля с
учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок с учетом динамики индивидуальных учебных достижений обучающихся
на конец года.
4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, освоенные навыки)
Умения:
Объяснять роль Экологии в формировании научного мировоззрения
Объяснять вклад биологических теорий в формировании
современной естественно-научной картины мира; единство живой и
неживой природы, родство живых организмов
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Устный опрос
Устный опрос
Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное
развитие человека
Объяснить влияние экологических факторов на живые организмы;
взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
Устный опрос
Письменная проверка
Контрольная работа
Устный опрос
Письменная проверка
Находить информацию о экологических объектах в различных
источниках и критически её оценивать.
Связывать изученный материал со своей профессиональной
деятельностью
Использовать приобретенные знания и умения для экологически
грамотного поведения в окружающей среде
Использовать приобретенные знания и умения для оценки влияния
загрязнения окружающей среды на организм человека и другие
живые организмы
Воспитывать убежденность в возможности познания живой
природы, необходимости рационального природопользования,
бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде,
собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при
обсуждении экологических проблем.
Написание сообщения
Написание сообщения
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос