Рабочая программа Основы экологии Повар

1

2

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по факультативному предмету «Основы экологии» разработана на
основе методических рекомендаций по установлению особенностей организации образовательного процесса для лиц с ограниченными
возможностями здоровья – выпускников специальных общеобразовательных школ VIII вида, Федерального закона Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями), учебного плана ГБПОУ «БРИЭТ» на 2020-2021
учебный год.
При разработке адаптированной рабочей программы факультативного предмета учтены:
•
особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• неоднородность состава группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
•
диапазон возможностей освоения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ в различных
условиях обучения.
Содержание адаптированной рабочей программы факультативного предмета «Основы экологии» адаптировано с учетом
возможностей лиц рассматриваемой категории. Значительно снижены объем и глубина изучаемого материала, упрощена структура изучаемого
материала. Обучающимся с нарушениями интеллектуального развития дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд
понятий не изучаются. Вместе с тем формируемые у них профессиональные знания, умения и навыки должны быть вполне достаточными для
того, чтобы подготовить их к труду по получаемой профессии. В обучении подростков с нарушениями интеллектуального развития
преподавателем используются специфические методы и приемы, облегчающие им усвоение учебного материала. Например, сложные понятия
изучаются путем расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности - метод маленьких порций. При изучении
сложных понятий осуществляется опора на практическую деятельность, широко используется наглядность.

3

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА………………………………………6
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА…………….8
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА ………………….12
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО
ПРЕДМЕТА………………………………………………………………………………………………………………………………………………….13

4

1. ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. Область применения программы
Адаптированная рабочая программа факультативного предмета «Основы экологии» разработана в соответствии с Методическими
рекомендациями по разработке адаптированных программ опережающего профессионального обучения (профессиональная подготовка) для
профессиональной подготовки из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, по направлению 16675 «Повар».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в
специальный курс профессиональной подготовки.
Адаптированная рабочая программа факультативного предмета может быть использована в дополнительном профессиональном
образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии: 16675 «Повар».
1.3. Цели и задачи учебного предмета– требования к результатам освоения предмета:
В результате освоения адаптированной рабочей программы факультативного предмета обучающийся должен уметь:
- проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;
- использовать нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды;
- проводить мероприятия по защите окружающей среды и по ликвидации последствий заражения окружающей
среды.
В результате освоения адаптированной рабочей программы факультативного предмета обучающийся должен знать:
- условия устойчивого состояния экосистем;
- причины возникновения экологического кризиса;
- основные природные ресурсы России;
- принципы мониторинга окружающей среды;
- принципы рационального природопользования.
1.4. Количество часов на освоение программы факультативного предмета
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 56часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 56часов;

5

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
56
56
10
2

6

2.2 Календарно-тематический план и содержание рабочей программы факультативного предмета «Экология»
Наименование разделов
и тем

Тема 1
Экосистемы

Тема 2
Биосфера

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Основы экологии
Содержание учебного материала:
1.Предмет экологии
2.Объекты экологии. Задачи экологии
3.Основные законы экологии
4.Экологические факторы среды.
5.Температура, влажность, свет
Лабораторные работы не предусмотрены
Практическая работа №1 «Антропогенное
воздействие на окружающую среду»
Самостоятельная работа обучающихся не
предусмотрена
Содержание учебного материала:
6.Влияние ОС на здоровье человека
7.Загрязнение атмосферы
8.Загразнение гидросферы
9.Загрязнение литосферы
10.Хозяйственная деятельность человека и ее
воздействие на ОС
11.Понятие «Охрана природы»
12.Локальные,региональные и глобальные
проблемы экологии
13.Определение экологического кризиса
14.Причины и виды экологических катастроф
15.Природные ресурсы и их классификация
16.Проблемы использования природных ресурсов
17.Рациональное природопользование

№ заня
тия
(1час)

Календарные
сроки
выполнения

Объем
часов

Уровень
освоения

56
1,2
3,4
5,6
7,8

2
2
2
2

1
1
1
1

9,10

-

2
2

1
2

-

-

-

-

11,12
13, 14
15,16
17,18
19,20

2
2
2
2
2

21,22

2

23,24

2

25,26

2

27,28

2

18.Принципы и правила охраны природы
19.Мониторинг окружающей среды
20.Рациональное использование атмосферы
21. Рациональное использование водных
ресурсов
22. Рациональное использование недр
23. Рациональное использование растительного и
животного мира
24.История охраны природы в России
25.ООПТ Республики Бурятия
26.Байкаловедение. Экологические проблемы
байкальского региона
27.Экологическое законодательство.
Международное сотрудничество в области
охраны природы.
Лабораторные работы не предусмотрены
Практическая работа №2 «Классификация
природных ресурсов»
Практическая работа №3 «Создание
картосхемы охраняемых природных территорий
России»
Практическая работа №4 «Соблюдение в
профессиональной деятельности регламента
экологической безопасности»
Самостоятельная работа обучающихся не
предусмотрена
Контрольные работы.
Контрольная работа №1
Тестовые задания по изученному материалу.

29,30
31,32
33,34

2
2
2

35,36
37,38

2
2

39,40
41,42
43,44

2
2
2

45,46

2

47,48

8

2

-

-

49-52
53,54

55,56

2

ИТОГО

56

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации рабочей программы предмета имеется в наличии учебный кабинет экологии №101.
- посадочные места по количеству обучающихся - 30;
- рабочее место преподавателя – 1;
- учебники, учебные пособия - 7;
- доска мультимедиа – 1;
- демонстрационный экран -1;
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Экология»
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- МФУ;
- тесты;
- презентации.
УМК:
- Рабочая программа УД;
- Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Экология» для студентов всех специальностей и профессий
СПО;
- Методические рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ по дисциплине «Экология»;
- Контрольно-измерительные материалы.
3.2. Информационное обеспечение
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники для обучающихся:

1. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. —
М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с.
2. Сазонов, Э. В. Экология городской среды : учеб. пособие для СПО / Э. В. Сазонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство
Юрайт, 2019. — 275 с.
3. Титов Е.В. Экология: учеб. для студ. учреждений СПО / Я.В. Котелевская, И.В. Куко, П.М. Скворцов – 5-е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2017 – 208 с.
4. Трифонова, Т. А. Гигиена и экология человека : учеб. пособие для СПО / Т. А. Трифонова, Н. В. Мищенко, Н. В. Орешникова. — 2-е
изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.
5.
Интернет-ресурсы
1. www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
2. www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
3. www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО
ПРЕДМЕТА

Контроль и оценка результатов освоения адаптированной рабочей программы предмета осуществляется преподавателем в процессе
проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной
системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Исходя из поставленных целей и психофизиологических особенностей обучающихся необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения работ;
- самостоятельность ответа;
- умение переносить полученные знания на практику;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка «5» при выполнении 100% заданий – ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто
содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.
Оценка «4» при выполнении от 60% до 90% заданий - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно
сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.
Оценка «3» если верно выполнено от 40% до 60% заданий - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения
материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.
Оценка «2» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение
работать с учебным материалом.
Выставление отметки за полугодие выставляется как среднеарифиметическое отметок на основе результатов тематического контроля с
учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок с учетом динамики индивидуальных учебных достижений обучающихся
на конец года.
4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, освоенные навыки)
Умения:
Объяснять роль Экологии в формировании научного мировоззрения
Объяснять вклад биологических теорий в формировании
современной естественно-научной картины мира; единство живой и
неживой природы, родство живых организмов

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Устный опрос
Устный опрос

Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное
развитие человека
Объяснить влияние экологических факторов на живые организмы;
взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.

Устный опрос
Письменная проверка
Контрольная работа
Устный опрос
Письменная проверка

Находить информацию о экологических объектах в различных
источниках и критически её оценивать.
Связывать изученный материал со своей профессиональной
деятельностью
Использовать приобретенные знания и умения для экологически
грамотного поведения в окружающей среде
Использовать приобретенные знания и умения для оценки влияния
загрязнения окружающей среды на организм человека и другие
живые организмы
Воспитывать убежденность в возможности познания живой
природы, необходимости рационального природопользования,
бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде,
собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при
обсуждении экологических проблем.

Написание сообщения
Написание сообщения
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».