СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 24 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 27 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.07 ОБЖ 1.1. Место учебного предмета в структуре образовательной программы среднего профессионального образования Учебный предмет входит в общеобразовательный цикл и осваивается на базовом уровне и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», реализуется в течение 1 года обучения с максимальным количеством часов 74. Результаты освоения предмета необходимы при изучении всего общеобразовательного и профессионального циклов. 1.2. Цели и планируемые результаты освоения предмета 1.2.1. Цели и планируемые личностные результаты: Код группы ЛР ЛР.1 ЛР.2 Группы личностных результатов Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя Личностные результаты (промежуточные планируемые результаты) ЛР.1.1 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; ЛР.1.2 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ЛР.1.3 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; ЛР.1.4 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; ЛР.1. 5 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; ЛР.1.6 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные ЛР.2.1 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в результаты в сфере поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского отношений народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; обучающихся к России ЛР.2.2 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, 2 как к (Отечеству) ЛР.3 ЛР.4 Родине свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); ЛР.2.3 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; ЛР.2.3 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные ЛР.3.1 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского результаты в сфере общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и отношений правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие обучающихся к закону, гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; государству и к ЛР.3.2 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат гражданскому каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав обществу и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; ЛР.3.3 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; ЛР.3.4 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; ЛР.3.5 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные ЛР.4.1 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, результаты в сфере толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог отношений с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их обучающихся с достижения; окружающими людьми ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное 3 ЛР.5 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре ЛР.6 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; ЛР.4.3 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; ЛР.4.5 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); ЛР.4.6 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. ЛР.5.1 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ЛР.5.3 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; ЛР.5.4 понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ЛР.5.5 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; ЛР.6.2 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. 4 ЛР.7 Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений ЛР.8 Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся Личностные результаты в сфере освоения содержания учебной дисциплины ЛР.9 ЛР.7.1 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; ЛР.7.2 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; ЛР.7.3 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; ЛР.7.4 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. ЛР.8.1 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. ЛР.9. 1 чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; ЛР.9.2 готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; ЛР.9.3 умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; 5 1.2.2. Цели и планируемые метапредметные результаты: Код группы МПР МПР.1 МПР.2 Групповые метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия Метапредметные результаты Выпускник научится: МПР.1.1 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; МПР.1.2 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; МПР.1. 3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; МПР.1.4 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; МПР.1.5 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; МПР.1.6 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; МПР.1.7 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. МПР.1.8 использовать различные виды познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи; МПР.2.1 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; МПР.2.2 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; МПР.2.3 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; МПР.2.5 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; 6 МПР.3 Коммуникативные универсальные учебные действия МПР.2.6 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; МПР.2.7 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. МПР.3.1 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); МПР.3.2 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; МПР.3.3 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; МПР.3.4 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 1.2.3. Цели и планируемые предметные результаты: Код ПР ПР.1 Выпускник на углубленном уровне научится Основы комплексной безопасности 1.1 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения; 1.2 использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; 1.3 оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения; 1.4 объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством; 1.5 действовать согласно указанию на дорожных знаках; 1.6 пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения; 1.7 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей); 1.8 составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств); 7 1.9 комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды; 1.10 использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; 1.11 оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды; 1.12 распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания; 1.13 описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия; 1.14 определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки; 1.15 опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости; 1.16 опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки; 1.17 пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды; 1.18 прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды; 1.19 составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки; 1.20 распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби; 1.21 соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ; 1.22 использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби; 1.23 пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби; 1.24 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби; 1.25 применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби; 1.26 распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой; 1.27 использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте; 1.28 пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте; 1.29 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте; 1.30 составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте. 8 Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций 1.31 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций; 1.32 использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций; 1.33 раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; 1.34 приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийноспасательные работы, обучение населения; 1.35 приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; 1.36 объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия; 1.37 использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля; 1.38 действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации; 1.39 вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи; 1.40 прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; 1.41 пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время; 1.42 составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации 1.43 Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации; 1.44 объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма; 1.45 оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; 1.46 раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; 1.47 объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму; 1.48 комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу 9 противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; 1.49 описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; 1.50 пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности; 1.51 использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности; 1.52 распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность; 1.53 распознавать симптомы употребления наркотических средств; 1.54 описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств; 1.55 использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью; 1.56 описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности; 1.57 описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции; 1.58 составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции. Основы здорового образа жизни 1.59 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни; 1.60 использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав; 1.61 оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни; 1.62 описывать факторы здорового образа жизни; 1.63 объяснять преимущества здорового образа жизни; 1.64 объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства; 1.65 описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека; 1.66 раскрывать сущность репродуктивного здоровья; 1.67 распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье; 1.68 пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 1.69 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи; 1.70 использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации 10 Код ПР ПР.2 своих прав, определения ответственности; 1.71 оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи; 1.72 отличать первую помощь от медицинской помощи; 1.73 распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию; 1.74 оказывать первую помощь при неотложных состояниях; 1.75 вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи; 1.76 выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления; 1.77 действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения; 1.78 составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему; 1.79 комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения; 1.80 использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; 1.81 оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний; 1.82 классифицировать основные инфекционные болезни; 1.83 определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний; 1.84 действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться Основы комплексной безопасности 2.1 объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее . Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций 2.2 устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности. Основы обороны государства 2.3 объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ; 2.4 приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию. 11 1.2.4 Общие компетенции (из ФГОС СПО) ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. (ПР 747 МИНПРОС РФ) декабрь 2020 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 7 ОК 8 12 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка в том числе: теоретическое обучение (урок, лекция) лабораторные занятия практические занятия семинары индивидуальный проект Самостоятельная работа (всего) в том числе: самостоятельная работа над индивидуальным проектом Консультации Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 74 42 32 - 13 2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОБЖ Наименова ние разделов и тем 1 Входной контроль Раздел 1 Основы комплекс ной безопас ности Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся № урока сроки выполн ения Объем часов Урове нь освоен ия 2 3 1,2 4 сентябрь 5 2 6 2 3,4 сентябрь 2 2 1 Входная диагностика. Проверка усвоенных знаний школьной программы по предмету ОБЖ Содержание учебного материала Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической безопасности на национальную безопасность РФ. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаков. Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на Коды результато в, формиров анию которых способству ет элемент программ ы 7 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 14 транспорте. Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия 1 Практическая работа №1 (семинар) Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков. Практическая работа №2 (семинар) Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. Последствия и ответственность. Раздел 2 Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвы чайных ситуаций Контрольные работы не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена Содержание учебного материала 1 Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. 5,6 октябрь 2 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ПР1.1.3 ПР1.1.6 17,18 октябрь 6 2 1 2 Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. 19,20 октябрь 2 1 3 Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. 21,22 ноябрь 2 1 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 ОК.1 ПР.2.2.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 ОК.1 ПР.2.2.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 15 4 Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности. Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия 1 Практическая работа №3 Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. 2 Раздел 3 Основы противодей ствия экс тремизму, терроризму и наркотизму Практическая работа №4 Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля. Контрольные работы не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена Содержание учебного материала 1 Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму 23,24 ноябрь 2 25,26 ноябрь 2 27,28 ноябрь 2 ноябрь 8 2 4 2 ОК.1 ПР.2.2.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 ОК.1 ПР.2.2.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 ОК.1 ПР.2.2.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 ОК.1 ПР.2.2.3 1 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 16 в Российской Федерации 2 Органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия 1 Практическая работа №5 Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств. Практическая работа №6 Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции. Раздел 4 Основы здорового образа жизни Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена Содержание учебного материала 1 Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия 1 Практическая работа №7 14 6 ноябрь 2 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 8 ноябрь 2 10 декабрь 2 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 12 декабрь 8 2 декабрь 2 2 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 17 Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье. 2 Практическая работа №8 Индивидуальная модель здорового образа жизни. Контрольные работы 1 Контрольная работа №1 Проверка усвоенных знаний по изученным разделам Раздел 5 Основы медицинс ких знаний и оказание первой помощи 16 декабрь 2 18 декабрь 2 Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена Содержание учебного материала 1 Основы законодательства Российской Федерации в области оказания первой помощи. Права, обязанности и ответственность гражданина при оказании первой помощи. 20 декабрь 14 2 Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при неотложных состояниях. 22 январь 2 2 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 1 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 18 3 Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения. Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия 1 Практическая работа №9 Права, обязанности и ответственность гражданина в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения 24 январь январь 26 2 2 2 Практическая работа №10 Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших. 28 январь 2 3 Практическая работа №11 Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Правила поведения в случае возникновения эпидемии. 30 январь 2 4 Практическая работа №12 (семинар) Предназначение и использование знаков безопасности медицинского и санитарного назначения. 32 январь 2 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 19 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 Раздел 6 Основы обороны государства Контрольные работы не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена Содержание учебного материала 1 Состояние и тенденции развития современного мира и России. 2 Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты. Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия 1 Практическая работа №13 Факторы и источники угроз национальной и военной безопасности, оказывающие негативное влияние на национальные интересы России. Практическая работа №14 Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная политика Российской Федерации в современных условиях. 34 январь 20 2 36 январь 2 35, 36 февраль 2 37, 38 февраль 2 1 2 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 20 Практическая работа №15 Основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности. 39, 40 февраль 2 Практическая работа №16 Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их предназначение и задачи. История создания ВС РФ. 41, 42 февраль 2 Практическая работа №17 Структура ВС РФ. Виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи. 43, 44 март 2 Практическая работа №18 Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. 45, 46 март 2 Практическая работа №19 Основные направления развития и строительства ВС РФ. 47, 48 март 2 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 21 Практическая работа №20 Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение ВС РФ. Выходной контроль Итого: Контрольные работы не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена Дифференцированный зачет 49, 50 март 2 51 март 1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 МПР.3.3 ЛР.1.4 ЛР.2.2 ЛР.3.1 ЛР.4.2 ЛР.5.1 МПР.1.1 74 22 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА Программа реализуется в учебном кабинете естественнонаучных предметов. 3.1. Материально-техническое обеспечение: Оборудование учебного кабинета: - рабочее место обучающегося - 30. - рабочее место преподавателя - 1 - доска мультимедиа - 1 - демонстрационный экран - 1 - комплект учебно-наглядных пособий по учебному предмету «Основы безопасности и жизнедеятельности» (В соответствии с перечнем учебных изданий для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по профессиям,а также для образовательных учреждений и организаций, осуществляющих профессиональную подготовку по профессиям рабочих, должностям служащих) Технические средства обучения: -компьютер с лицензионным программным обеспечением; -мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Косолапова, Н.В., Прокопенко Н.А. Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова - М.: ИЦ Академия, 2018 г. 2. Микрюков В.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности - М., 2020 г. Электронные издания (электронные ресурсы) 23 Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для СПО. - М.: Издательский центр «Академия», 2018 г.. 2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для СПО. - М.: Издательский центр «Академия», 2018 г. 1. Дополнительные источники: 1. Косолапова, Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова - М.: ИЦ Академия, 2019 г. Интернет-ресурсы: 3. Портал МЧС России [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа:. httpi//www.mchs.gov.ru/. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mchs.gov.ru. 5. Официальный сайт МВД РФ [Электронный ресурс]. - www.mvd.ru 4. 6. Официальный сайт МО РФ [Электронный ресурс]. - www. mil. ru 24 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Система контроля и оценки результатов по предмету разработана в соответствии с локальными нормативными документами: - Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся; - Положение о разработке фонда оценочных средств для проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО, которые конкретизированы в Планируемых результатах освоения обучающимися Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. В рабочей программе учебной дисциплины планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) распределены по разделам и темам. Уровневый подход к оценке предметных результатов обеспечивается двумя группами их представления: «Выпускник научится» – базовый уровень; «Выпускник получит возможность научиться» – базовый уровень. Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается в отношении всех обучающихся. Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается в отношении наиболее мотивированных и способных обучающихся. Особенности оценки личностных результатов Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума. Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностносмысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется куратором преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года. 25 Особенности оценки метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов по предмету «ОБЖ» осуществляется в форме проверочной работы по основам безопасности жизнедеятельности в начале и конце учебного года. Особенности оценки предметных результатов Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений. Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС). Измерению и оценке подлежат предметные результаты обучения «Выпускник на базовом уровне научится». Предметные результаты «Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную аттестацию. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, тестирование, практические работы, творческие работы) Промежуточная аттестация по предмету представляет собой процедуру аттестации обучающихся и проводится по завершении ее освоения. Промежуточная аттестация по предмету предусмотрена в форме дифференцированного зачета. Предметные результаты обучения Выпускник на базовом уровне научится Основы комплексной безопасности 1.1 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения; 1.2 использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; 1.3 оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения; 1.4 объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным Показатели Формы и методы оценки Демонстрирует умение комментировать назначение Устный опрос, тест по разделу основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения; Демонстрирует умение использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации Устный опрос, тест по разделу своих прав и определения ответственности; Демонстрирует умение оперировать основными Самостоятельная работа с понятиями в области безопасности дорожного учебником движения; Демонстрирует умение объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения Устный опрос , тест по разделу безопасности при управлении двухколесным транспортным средством; 26 средством; 1.5 действовать согласно указанию на дорожных знаках; 1.6 пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения; 1.7 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей); 1.8 составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств); 1.9 комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды; 1.10использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; 1.11оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды; 1.12распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания; 1.13описывать факторы экориска, Демонстрирует умение действовать согласно Тест по разделу указанию на дорожных знаках; Демонстрирует умение пользоваться официальными источниками для получения информации в области Самостоятельная работа с безопасности дорожного движения; учебником Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения Устный опрос, тест по разделу жизни и здоровья (своих и окружающих людей); Демонстрирует умение составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся Самостоятельная работа пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств); Демонстрирует умение комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны Самостоятельная работа окружающей среды; Демонстрирует умение использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации Устный опрос, тест по разделу своих прав и определения ответственности; Демонстрирует умение оперировать основными Публичное выступление с докладом понятиями в области охраны окружающей среды; Демонстрирует умение распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания; Устный опрос Демонстрирует умение описывать факторы Домашнее задание 27 объяснять, как снизить последствия их воздействия; 1.14определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки; 1.15опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости; 1.16опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки; 1.17пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды; 1.18прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды; 1.19составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки; 1.20распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби; 1.21соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ; 1.22использовать нормативные правовые акты для определения ответственности экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия; Демонстрирует умение определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при Публичное выступление с докладом ухудшении экологической обстановки; Демонстрирует умение опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и Домашнее задание охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости; Демонстрирует умение опознавать, для чего Тестирование применяются и используются экологические знаки; Демонстрирует умение пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей Домашнее задание среды; Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды; Демонстрирует умение составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки; Демонстрирует умение распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби; Демонстрирует умение соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ; Демонстрирует умение использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за Публичное выступление с докладом Устный опрос Публичное выступление с докладом Домашнее задание Устный опрос 28 за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби; 1.23пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби; 1.24прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби; 1.25применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби; 1.26распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой; 1.27использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте; 1.28пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте; 1.29прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте; 1.30составлять модель личного противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби; Демонстрирует умение пользоваться официальными источниками для получения информации о Публичное выступление с докладом рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби; Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий Домашнее задание современными молодежными хобби; Демонстрирует умение применять правила и рекомендации для составления модели личного Домашнее задание безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби; Демонстрирует умение распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, Устный опрос и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой; Демонстрирует умение использовать нормативные Самостоятельная работа с правовые акты для определения ответственности за учебником асоциальное поведение на транспорте; Демонстрирует умение пользоваться официальными источниками для получения информации о Домашнее задание правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте; Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать Тестирование последствия своего поведения на транспорте; Демонстрирует умение составлять модель личного Публичное выступление с докладом 29 безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте. Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций 1. 31 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций; 1.32 использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций; 1.33 раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; 1.34 приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения; 1.35 приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте. Демонстрирует умение комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и Тест №2 чрезвычайных ситуаций; Демонстрирует умение использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и Публичное выступление с докладом определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций; Демонстрирует умение раскрывать составляющие Самостоятельная работа с государственной системы, направленной на защиту учебником населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; Демонстрирует умение приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и Устный опрос территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения; Демонстрирует умение приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных Проверка результатов и хода для региона проживания, и опасностей и выполнения практических работ чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; 30 объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия; 1.37 использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля; 1.38 действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации; 1.36 вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи; 1.40 прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; 1.41 пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время; 1.42 составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации 1.43 Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации; 1.44 объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма; 1.45 оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, 1.39 Демонстрирует умение объяснять причины их Проверка результатов и хода возникновения, характеристики, поражающие выполнения практических работ факторы, особенности и последствия; Демонстрирует умение использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля; Демонстрирует умение действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации; Демонстрирует умение вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи; Демонстрирует умение прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; Демонстрирует умение пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время; Проверка результатов и хода выполнения практических работ Демонстрирует умение составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Демонстрирует умение характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации; Проверка результатов и хода выполнения практических работ Демонстрирует умение объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма; Демонстрирует умение оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Устный опрос Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ 31 терроризму и наркотизму в Российской Федерации; 1.46 раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; 1.47 объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму; 1.48 комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; 1.49 описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; 1.50 пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности; 1.51 использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности; 1.52 распознавать признаки вовлечения в терроризму и наркотизму в Российской Федерации; Демонстрирует умение раскрывать предназначение Проверка результатов и хода общегосударственной системы противодействия выполнения практических работ экстремизму, терроризму и наркотизму; Демонстрирует умение объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму; Демонстрирует умение комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Демонстрирует умение описывать органы Проверка результатов и хода исполнительной власти, осуществляющие выполнения практических работ противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; Демонстрирует умение пользоваться официальными Проверка результатов и хода сайтами и изданиями органов исполнительной выполнения практических работ власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности; Демонстрирует умение использовать основные Проверка результатов и хода нормативные правовые акты в области выполнения практических работ противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности; Демонстрирует умение распознавать признаки Проверка результатов и хода 32 экстремистскую и террористическую деятельность; 1.53 распознавать симптомы употребления наркотических средств; 1.54 описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств; 1.55 использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью; 1.56 описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности; 1.57 описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции; 1.58 составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции. Основы здорового образа жизни 1.59 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни; 1.60 использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав; вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность; Демонстрирует умение распознавать симптомы употребления наркотических средств; Демонстрирует умение описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств; выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Демонстрирует умение использовать официальные Проверка результатов и хода сайты ФСБ России, Министерства юстиции выполнения практических работ Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью; Демонстрирует умение описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности; Демонстрирует умение описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции; Демонстрирует умение составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции. Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Демонстрирует умение комментировать назначение Проверка результатов и хода основных нормативных правовых актов в области выполнения практических работ здорового образа жизни; Демонстрирует умение использовать основные Проверка результатов и хода нормативные правовые акты в области здорового выполнения практических работ образа жизни для изучения и реализации своих прав; 33 оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни; 1.62 описывать факторы здорового образа жизни; 1.63 объяснять преимущества здорового образа жизни; 1.64 объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства; 1.65 описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека; 1.66 раскрывать сущность репродуктивного здоровья; 1.67 распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье; 1.68 пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 1. 69 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи; 1.70 использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности; 1.71 оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи; 1.61 Демонстрирует умение оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни; Демонстрирует умение описывать факторы здорового образа жизни; Демонстрирует умение Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Демонстрирует умение объяснять значение Проверка результатов и хода здорового образа жизни для благополучия общества выполнения практических работ и государства; Демонстрирует умение описывать основные Самостоятельная работа с факторы и привычки, пагубно влияющие на учебником здоровье человека; Демонстрирует умение раскрывать сущность Публичное выступление с докладом репродуктивного здоровья; Демонстрирует умение распознавать факторы, Домашнее задание положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье; Демонстрирует умение пользоваться официальными источниками для получения информации о Домашнее задание здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья. Демонстрирует умение комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области Самостоятельная работа с оказания первой помощи; учебником Демонстрирует умение использовать основные нормативные правовые акты в области оказания Публичное выступление с докладом первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности; Демонстрирует умение оперировать основными Самостоятельная работа с понятиями в области оказания первой помощи; учебником 34 отличать первую помощь от медицинской помощи; 1.73 распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию; 1.74 оказывать первую помощь при неотложных состояниях; 1.75 вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи; 1.76 выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления; 1.77 действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения; 1.78 составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему; 1.79 комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения; 1.80 использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; 1.81 оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний; 1.72 Демонстрирует умение отличать первую помощь от медицинской помощи; Демонстрирует умение распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию; Демонстрирует умение оказывать первую помощь при неотложных состояниях; Демонстрирует умение вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи; Демонстрирует умение выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления; Публичное выступление с докладом Демонстрирует умение действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения; Демонстрирует умение составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему; Демонстрирует умение комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения; Демонстрирует умение использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Демонстрирует умение оперировать понятием Проверка результатов и хода «инфекционные болезни» для определения отличия выполнения практических работ инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний; 35 классифицировать основные Демонстрирует умение классифицировать основные инфекционные болезни; инфекционные болезни; 1.83 определять меры, направленные на Демонстрирует умение определять меры, предупреждение возникновения и направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных распространения инфекционных заболеваний; заболеваний; 1.84 действовать в порядке и по правилам Демонстрирует умение действовать в порядке и по поведения в случае возникновения правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или эпидемиологического или бактериологического бактериологического очага. очага. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться Основы комплексной безопасности Умеет объяснять, как экологическая безопасность 2.1 объяснять, как экологическая связана с национальной безопасностью и влияет на безопасность связана с национальной нее . безопасностью и влияет на нее . Защита населения Российской Федерации Умеет устанавливать и использовать мобильные от опасных и чрезвычайных ситуаций приложения служб, обеспечивающих защиту 2.2 устанавливать и использовать мобильные населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, приложения служб, обеспечивающих защиту для обеспечения личной безопасности. населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности. Основы обороны государства Умеет объяснять основные задачи и направления 2.3 объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ; модернизации ВС РФ; 2.4 приводить примеры применения Умеет приводить примеры применения различных различных типов вооружения и военной типов вооружения и военной техники в войнах и техники в войнах и конфликтах различных конфликтах различных исторических периодов, исторических периодов, прослеживать их прослеживать их эволюцию. эволюцию. Промежуточная аттестация 1.82 Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Проверка результатов и хода выполнения практических работ Домашнее задание Тестирование Домашнее задание Домашнее задание Дифференцированный зачет 36