ОУП.05 Обществознание ОИСИР

АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
09.01.03 «ОПЕРАТОР ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И РЕСУРСОВ»
АННОТАЦИИ ПРОГРАММ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
1.Аннотация рабочей программы ОУП 05. Обществознание.
1.1. Место общеобразовательного учебного предмета в структуре ОПОП среднего профессионального образования
Общеобразовательный учебный предмет «Обществознание» предметной области «Общественные науки» входит в состав обязательных
учебных предметов общеобразовательного цикла ОПОП СПО в соответствии с ФГОС по специальности 09.01.03. «Оператор информационных
систем и ресурсов». Реализуется в течение первого года обучения с максимальным количеством часов – 68 ч.
Результаты освоения общеобразовательного учебного предмета необходимы при изучении всех общеобразовательных учебных предметов и
дисциплин профессионального цикла.
1.2.Цели и планируемые результаты освоения общеобразовательного учебного предмета «Обществознание»
Цель изучения ОУП «Обществознание» Целями обществоведческого образования являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения
страны в различных областях жизни, уважения к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и гражданина,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных позиций и приоритетов, выработка правового сознания,
политической культуры, мотивации к предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
- развитие способности обучающихся к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
- развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества, адекватной современному уровню научных
знаний и позволяющей реализовать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной
программы, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских задач, а также в проектной
деятельности;
- совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных
областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных отношений,
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейно-бытовой сфере, а также
для анализа и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.
1.2.1. Цели и планируемые личностные результаты:

Код
группы ЛР
ЛР.1

ЛР.2

ЛР.3

ЛР.4

ЛР.5

Группы
личностных
результатов
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
себе, к своему
здоровью,
к
познанию себя
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
России
как
к
Родине (Отечеству)
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
закону, государству
и к гражданскому
обществу

Личностные результаты
(промежуточные планируемые результаты)
ЛР.1.4. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
ЛР.1.5. принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью.

ЛР.2.1 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа
и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
ЛР.2.2 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн).
ЛР.3.2 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
ЛР.3.8 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные
ЛР.4.2 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
результаты в сфере отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
отношений
ЛР.4.5. развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
обучающихся
с в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
окружающими
деятельности.
людьми
Личностные
ЛР.5.2 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
результаты в сфере жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
отношений
профессиональной и общественной деятельности;
обучающихся
к Л.Р.5.3 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
окружающему
мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
миру,
живой среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природе,
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение

ЛР.6

ЛР.7

художественной
культуре
Личностные
результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
семье и родителям,
в
том
числе
подготовка
к
семейной жизни
Личностные
результаты в сфере
отношения
обучающихся
к
труду, в сфере
социальноэкономических
отношений

опыта эколого-направленной деятельности.
ЛР.6.1 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;

ЛР.7.2 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
Л.Р.7.5 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

1.2.2. Цели и планируемые метапредметные результаты
Код группы
МПР
МПР.1

Групповые
метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные
учебные действия

МПР.2

Познавательные
универсальные
учебные действия

МПР.3

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты
Выпускник научится:
МПР 1.3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
МПР.1.5 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты.
МПР.2.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
МПР.2.5 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
МПР.3.2 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МПР.3.4 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств.

1.2.3. Цели и планируемые предметные результаты
Код ПР
Выпускник на базовом уровне научится
ПР.1

Код ПР
ПР.2

ПР.1.1 выделять черты социальной сущности человека;
ПР.1.2 определять роль духовных ценностей в обществе;
ПР.1.3 соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
ПР.1.4. выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
ПР.1.5. характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии
его основных сфер и институтов;
ПР.1.6. выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и
противоречивость социального развития;
ПР.1.7. приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения,
выводы;
ПР.1.8. выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли
юношества;
ПР.1.9. высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в
условиях современного рынка труда;
ПР.1.10. определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения
социальных норм;
ПР.1.11. характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
ПР.1.12. характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
ПР.1.13. формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность
свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
ПР.1.14. конкретизировать примерами виды социальных норм;
ПР.1.15. осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам
социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи
ПР.1.16. различать политическую власть и другие виды власти;
ПР.1.17. раскрывать роль и функции политической системы;
ПР.1.18. характеризовать государство как центральный институт политической системы;
ПР.1.19. характеризовать демократическую избирательную систему;
ПР.1.20. различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
ПР.1.21. оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе
ПР.1.22. различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать
обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
ПР.2.1. оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

ПР.2.2. выявлять особенности социального познания;
ПР.2.3. объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его
мировоззрения;
ПР.2.4. выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее;
ПР.2.5 систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных
элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица)
ПР.2.6. устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным
развитием в целом;
ПР.2.7. высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в
современных условиях;
ПР.2.8. анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
ПР.2.9 толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным
конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
ПР.2.10. находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
ПР.2.11. выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи
населения в Российской Федерации, давать им оценку;
ПР.2.12. выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы
преодоления отклоняющегося поведения;
ПР.2.13. находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в
Российской Федерации, выделять проблемы;
ПР.2.14. выделять основные этапы избирательной кампании;
ПР.2.15. в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
ПР.2.16. отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
ПР.2.17. самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
ПР.2.18. характеризовать особенности политического процесса в России;
ПР.2.19. анализировать основные тенденции современного политического процесса;
ПР.2.20. выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
ПР.2.21. выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
1.2.4. Общие компетенции (из ФГОС СПО)
ОК-03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 09
1.2.5.

Профессиональные компетенции

ПК 6.3.

Разрабатывать обучающую документацию для пользователей информационной системы

ПК 10.2.

Разрабатывать технические документы для управления информационными ресурсами

1.3. Синхронизация общих и профессиональных компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов
Код и наименование
Наименование личностных и
Наименование предметных результатов,
формируемых
метапредметных результатов (УУД), согласно ФГОС
согласно ФГОС СОО
компетенций, согласно
СОО
ФГОС СПО
ОК 5. Осуществлять устную В области гражданского воспитания:
ПР 1. Сформированность представлений о функциях
и письменную
ЛР1.1. сформированность гражданской позиции
русского языка в современном мире (государственный
коммуникацию на
обучающегося как активного и ответственного члена
язык РФ, язык межнационального общения, один из
государственном языке с
российского общества;
мировых языков); о русском языке как духовноучетом особенностей
ЛР1.3. принятие традиционных национальных,
нравственной и культурной ценности многонационального
социального и культурного
общечеловеческих гуманистических и
народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
контекста
демократических ценностей, в том числе в
истории, языка и личности; об отражении в русском языке
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах
традиционных российских духовно-нравственных
литературных произведений, написанных на русском
ценностей; сформированность ценностного отношения к
языке;
русскому языку;
В области патриотического воспитания:
ПР 2. Совершенствование умений создавать устные
ЛР 2.1. сформированность российской гражданской
монологические и диалогические высказывания
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, различных типов и жанров; употреблять языковые
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
средства в соответствии с речевой ситуацией (объем
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое устных монологических высказываний – не менее 100
и настоящее многонационального народа России;
слов; объем диалогического высказывания – не менее 7-8
В области эстетического воспитания:
реплик); совершенствование умений выступать публично;
ЛР 4.2. способность воспринимать различные виды
представлять результаты учебно-исследовательской и
искусства, традиции и творчество своего и других
проектной деятельности; использовать образовательные
народов, ощущать эмоциональное воздействие
информационно-коммуникационные инструменты и
искусства;
ресурсы для решения учебных задач;
ЛР 4.3. убеждённость в значимости для личности и
ПР 3. Сформированность знаний о признаках текста, его
общества отечественного и мирового искусства,
структуре, видах информации в тексте;
этнических культурных традиций и народного, в том
совершенствование умений понимать, анализировать и
числе словесного, творчества;
комментировать основную и дополнительную, явную и
ЛР 4.4. готовность к самовыражению в разных видах
скрытую (подтекстовую) информацию текстов,
искусства, стремление проявлять качества
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять
творческой личности, в том числе при выполнении
логико-смысловые отношения между предложениями в
творческих работ по русскому языку.
тексте; создавать тексты разных функциональноВ области трудового воспитания
смысловых типов; тексты научного, публицистического,
ЛР 6.2. готовность к активной деятельности
официально-делового стилей разных жанров (объем
технологической и социальной направленности,
сочинения – не менее 150 слов).

способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в
том числе в процессе изучения русского языка;
ЛР 6.4. готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей жизни;
МПР 1.1.1. самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
МПР 1.1.2. устанавливать существенный признак или
основание для сравнения, классификации и обобщения
языковых единиц, языковых явлений и процессов,
текстов различных функциональных разновидностей
языка, функционально- смысловых типов, жанров;
МПР 1.1.3. определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
МПР 1.1.4. выявлять закономерности и противоречия
языковых явлений, данных в наблюдении;
МПР 1.1.5. вносить коррективы в деятельность,
оценивать риски и соответствие результатов целям;
МПР 1.1.6. развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем с учётом собственного
речевого и читательского опыта.
МПР 1.2.1. владеть навыками учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
МПР 1.2.2. способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов
познания;
МПР 1.2.3. владеть видами деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных
проектов;
МПР 1.2.4. формировать научный тип мышления,
владеть научной, в том числе лингвистической,
терминологией, общенаучными ключевыми понятиями
и методами.

ПР 4. Совершенствование умений использовать разные
виды чтения и аудирования, приемы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и
другое (объем текста для чтения – 450-150 слов; объем
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от
250 до 300 слов); совершенствование умений создавать
вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и
др).
ПР 5. Обобщение знаний о языке как системе, его
основных единицах и уровнях; обогащение словарного
запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств; совершенствование
умений анализировать языковые единицы разных уровней,
тексты разных функционально-смысловых типов,
функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные стили, язык художественной
литературы), различной жанровой принадлежности;
сформированность представлений о формах
существования национального русского языка; знаний о
признаках литературного языка и его роли в обществе;
ПР 6. Сформированность представлений об аспектах
культуры речи: нормативном, коммуникативном и
этическом; формирование системы знаний о нормах
современного русского литературного языка и их
основных видах; совершенствование умений применять
знание норм в речевой деятельности, корректировать
устные и письменные высказывания; обобщение знаний
об основных правилах орфографии и пунктуации,
совершенствование умений применять правила
орфографии и пунктуации в практике письма;
сформированность умений работать со словарями и
справочниками, в том числе академическими словарями и
справочниками в электронном формате;
ПР 7. Обобщение знаний о функциональных
разновидностях языка: разговорной речи,
функциональных стилях (научный, официально-деловой,
публицистический), языке художественной литературы;
совершенствование умений распознавать, анализировать и
комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, функциональные

ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном языке.

В области ценности научного познания:
ЛР 8. 1. сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
ЛР 8.2. совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
МПР 1.1.2. устанавливать существенный признак или
основание для сравнения, классификации и обобщения
языковых единиц, языковых явлений и процессов,
текстов различных функциональных разновидностей
языка, функционально- смысловых типов, жанров;
МПР 1.1.3. определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
МПР 1.1.5. вносить коррективы в деятельность,
оценивать риски и соответствие результатов целям;
МПР 1.2.2. способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов
познания;
МПР 1.2.4. формировать научный тип мышления,
владеть научной, в том числе лингвистической,
терминологией, общенаучными ключевыми понятиями
и методами;
МПР 1.2.5. ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
МПР 1.2.6. выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих

стили, язык художественной литературы).
ПР 8. Обобщение знаний об изобразительновыразительных средствах русского языка;
совершенствование умений определять их в тексте.
ПР 9. Совершенствование умений использовать правила
русского речевого этикета в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в
повседневном общении, интернет-коммуникации.
ПР 3. Сформированность знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте;
совершенствование умений понимать, анализировать и
комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию текстов,
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять
логико-смысловые отношения между предложениями в
тексте; создавать тексты разных функциональносмысловых типов; тексты научного, публицистического,
официально-делового стилей разных жанров (объем
сочинения – не менее 150 слов).
ПР 4. Совершенствование умений использовать разные
виды чтения и аудирования, приемы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и
другое (объем текста для чтения – 450-150 слов; объем
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от
250 до 300 слов); совершенствование умений создавать
вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и
др).
ПР 5. Обобщение знаний о языке как системе, его
основных единицах и уровнях; обогащение словарного
запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств; совершенствование
умений анализировать языковые единицы разных уровней,
тексты разных функционально-смысловых типов,
функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные стили, язык художественной
литературы), различной жанровой принадлежности;
сформированность представлений о формах
существования национального русского языка; знаний о
признаках литературного языка и его роли в обществе;
ПР 7. Обобщение знаний о функциональных

утверждений, задавать параметры и критерии ее
решения;
МПР 1.2.10. осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
МПР1.2.11. уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;

разновидностях языка: разговорной речи,
функциональных стилях (научный, официально-деловой,
публицистический), языке художественной литературы;
совершенствование умений распознавать, анализировать и
комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, функциональные
стили, язык художественной литературы).

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем общеобразовательного учебного предмета «Обществознание» и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы ОУП

68

Аудиторные
1. Основное содержание

66

В т.ч.
теоретическое обучение
практические занятия
2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
В т.ч.
Теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа, в т.ч. Индивидуальный проект
Консультация
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

36
20

6
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».